Конституционно правовые основы иностранных граждан. Правовое положение иностранцев

Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 2002 г. Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закреплен в ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Под лицом без гражданства (апатридом) понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Существует несколько категорий иностранных граждан. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на законных основаниях, делятся на 3 категории в зависимости от срока пребывания: 1) временно пребывающие в РФ – это лица, пребывающие в РФ на основании визы и не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительства; Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранный гражданин прибыл в РФ в безвизовом порядке, срок его пребывания в РФ не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, например, если трудовой договор на выполнение работ или оказания услуг с соблюдением требований российского законодательства, то на срок действия такого договора срок временного пребывания продлевается. Решение о таком продлении принимается территориальным органом МВД, о чем делается отметка в миграционной карте иностранца. 2) временное проживающие – это лица, получившие разрешение на временное на проживание; Под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина (лица без гражданства) временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе иностранца, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Квота утверждается Правительством РФ ежегодно по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте. Без учета такой квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: 1. Родившемуся на территории РСФСР или на территории РФ. 2. Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ. 3. Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ. 4. Состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ и в др. случаях, предусмотренных законом. 3) лица, получившие вид на жительство. Под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину (лицу без гражданства) в подтверждение его прав на постоянное проживание в РФ, а также его права на свободный выезд из РФ и въезд в нее. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Срок действия вида на жительство – 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество таких продлений не ограничено. Закон содержит основания для отказа в выдаче вида на жительство либо аннулирования ранее выданного документа. Любой иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться в территориальном органе внутренних дел, кроме лиц, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, и лиц, освобожденных от регистрации. Закон называет иностранных граждан, которые не подлежат регистрации: 1. Главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, руководители международных организаций, а также члены семей указанных лиц. 2. Иностранные граждане, въехавшие в РФ на срок не более 3 дней, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24 Федерального закона; 3. Моряки, являющиеся членами прибывших в РФ с визитом военных кораблей. 4. Члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов, при нахождении на станциях и в аэропортах, указанных в расписаниях движения указанных транспортных средств. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства во многом схоже, поскольку обе эти категории пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Но Закон устанавливает специальные правила для лиц без гражданства, отличающие от правил, установленных для иностранных граждан. Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам РФ, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство. Иностранные граждане, совершившие преступления, административные проступки или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, кто нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в РФ. Федеральный закон закрепляет, что иностранные граждане в РФ не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдумах. Иностранный гражданин не имеет права находится на государственной или муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Иностранные граждане вправе защищать свои права и свободы всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане -- лица, прибывшие в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане -- лица, получившие разрешение на временное проживание;

постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане -- лица, получившие вид на жительство. В их статусе имеются определенные различия.

Иностранные граждане равны перед законом, независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, но не более 90 суток, за исключением случаем, предусмотренных Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать за ее пределы по истечении срока действия визы, если на момент его истечения им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Основанием продления данного срока для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является заключение трудового договора или гражданско-правового договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона. При этом срок временного пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год со дня въезда в Российскую Федерацию (ст. 5 Федерального закона) от 25 июля 2002 г.

Разрешение на временное проживание выдано может быть иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, сроком на три года. Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь -- граждан России;

имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

состоящему в браке с гражданином России, имеющим место жительства в нашей стране;

осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ (ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством РФ.

Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если иностранный гражданин выступает:

за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности страны или ее граждан;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в их совершении или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. До получения вида на жительство он обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По его окончании этот срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Порядок выдачи вида на жительство, а также порядок его перерегистрации утверждаются Правительством РФ2. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство аналогичны основаниям отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. При этом работодателем (заказчиком услуг) может быть физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд последних на основании заключенных с ними трудовых договоров. Трудовая деятельность иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, осуществляется только при наличии разрешения на работу (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и на другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.

Иностранным гражданам гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого они живут.

Иностранные граждане и лица без гражданства не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г., за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Их перечень утверждается Правительством РФ2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Федерального закона.

При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в стране.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из федерального законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института и статус лиц, которым предоставлено убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом РФ.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ист. № 4, с 108-113).

Конституция (ст. 62 п.3) "Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или международным договором РФ. Положения части 3 устанавливают конституционные основы правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Согласно ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в РФ" иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

1) Иностранные граждане равны перед законом, независимо ни от чего, они обязаны соблюдать К. РФ, ее законодательство.

2) Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане могут работать на общих основаниях с гражданами РФ.

3) Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование.

4) Могут вступать в профсоюзы, различные общественные объединения.

5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища.

6) Не обладают избирательными правами.

7) Не могут занимать государственные должности.

8) Не несут воинских обязанностей.

9) Допускается передвижение по территории РФ, выбор места жительства.

10) Могут устанавливаться ограничения в интересах обеспечения государственной безопасности.

11) При совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

Эти же положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не предусматривается законодательством, но они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами.

Конституция (ст. 63) РФ предоставляет политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача лиц преследуемых за политические убеждения и за действия не признаваемые в РФ преступлениями. За иные преступления выдача осуществляется в соответствии с ФЗ и иными преступлениями.

Вопрос 16: Понятие и классификация конституционных прав и свобод.

1. Общая характеристика конституционных прав и свобод.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие от рождения или в силу гражданства, закреплённые в Конституции, составляющие основы правового статуса личности. Глава 2 Конституции РФ закрепляет основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина. Конституционно закреплённые права и свободы человека и гражданина относятся к основам правового статуса личности, другие права и свободы человека и гражданина производны от основных. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они закрепляются за каждым человеком (гражданином). Они характеризуются всеобщностью, равны и едины для всех. Конституционные права и свободы человека и гражданина отличаются особым механизмом реализации (они выступают в качестве предпосылки любого правоотношения), они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Конституционные основы положения иностранцев и лиц без гражданства в РФ. Основной принцип определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации закреплен в ст. Иностранные граждане и лица без гражданства апатриды обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. документ удостоверяющий личность лица без гражданства выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


30. Конституционные основы положения иностранцев и лиц без гражданства в РФ.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Иностранные граждане и апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

Нередко лицу для законного нахождения на территории РФ требуется вид на жительство (т. е. документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из РФ и возвращение в РФ). Вид на жительство выдается компетентным органом власти РФ по ходатайству иностранного гражданина, лица без гражданства.

На основании этого документа иностранцы и лица без гражданства вправе беспрепятственно въезжать на территорию РФ и выезжать за ее пределы по представлении действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве.

Вид на жительство не предоставляется, если: 1) въезд лица может повредить обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, а также защите здоровья населения; 2) в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства депортировались; 3) ходатайствующее лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, признаваемого РФ тяжким или особо тяжким; 4) при обращении за визой иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда за ее пределы; 5) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания в РФ.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за виновные и наказуемые деяния допускается административное выдворение за пределы РФ (депортация).

Депортированное лицо должно покинуть территорию РФ немедленно на основании соответствующего решения компетентных органов.

Политическое убежище предоставляется в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых в стране их постоянного проживания осуществляется преследование или возникла реальная угроза стать жертвой преследования за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом.

Политическое убежище не может быть предоставлено лицам, поддерживающим идеи расовой и национальной розни, возбуждающие антигуманные настроения и идею превосходства какой-либо группы людей.

Оно предполагает наличие у лица, которому предоставлено, всех прав и свобод, а также обязанностей граждан РФ, если иное не установлено федеральными законами или международным договором РФ.

Убежище предоставляется на основании заявления лица и Указа Президента РФ о предоставлении политического убежища. Этот Указ вступает в силу со дня его подписания.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1492. Конституционные основы положения женщины в РФ 18.14 KB
На биологических и психологических чертах ее личности, поведении и целой системе ценностей, модели которых взяты из социальной группы, в которой они живут. Обязанности любой мамы вытекает из сложившегося общества и культуры.
15751. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 108.87 KB
В этом смысле федерализм рассматривается не только как определенная структура государственных органов и их иерархия но и как постоянный процесс улаживания отношений между центральным правительством и составными частями федерации. Федерации создаются как союз отдельных обществ организаций федерация профсоюзов например. Против внешнего врага отдельные государства образуют союз новое единое...
6883. Конституционные основы местного самоуправления в РФ 7.45 KB
Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения владения пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Принципы организации местного самоуправления: гарантированность Конституцией как выражение власти народа; границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами...
20140. Конституционные основы организации местного самоуправления 44.77 KB
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.
14577. Конституционные основы статуса человека и гражданина 10.09 KB
Конституционно-правовой статус личности – это конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражают наиболее существенные, основополагающие начала, которые определяют положение человека в обществе и в государстве
6831. Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации 8.07 KB
Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. РФ - исторически сложившееся федеративное государство. Россия обладает всеми признаками федерации: наличие федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т. д.
6802. Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в РФ 9.74 KB
Основы конституционного строя - это закрепленные в Конституции РФ исходные принципы территориальной, политической, социальной и экономической организации государства, приоритеты общественного развития, основы общественного устройства.
3400. ПРАВО ИНОСТРАНЦЕВ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 89.32 KB
Данная работа посвящена исследованию принципов правового регулирования социального обеспечения иностранцев и граждан в европейских странах, где социальная защита в целом признана как краеугольный камень европейской социальной модели.
6818. Способы приобретения гражданства РФ 7.1 KB
По рождению гражданство приобретается, если на день рождения ребенка: 1) оба его родителя или единственный его родитель являются гражданами РФ; 2) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим
20044. 32.44 KB
Гражданство – это не только правовая, но и политико-правовая связь лица с государством. Такая связь обусловлена высоким политическим потенциалом гражданства, который выражается в том, что только граждане обладают возможностью принимать участие в осуществлении политической власти и только на граждан распространяется в полном объёме политическая власть государства.

В результате изучения главы студент должен:

  • знать определения понятий "иностранный гражданин", "лицо без гражданства", "беженец", "вынужденный переселенец"; основы конституционно-правового статуса иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца, вынужденного переселенца; решения Конституционного Суда РФ по проблемам правового статуса указанных лиц;
  • уметь различать иностранных граждан, законно и незаконно находящихся на территории РФ; классифицировать иностранных граждан в зависимости от времени и состояния проживания на территории РФ; разграничивать национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России; определять критерии, характеризующие беженцев и вынужденных переселенцев;
  • владеть способностью оценивать правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев с точки зрения его соответствия Конституции РФ, компетентно аргументировать свою позицию.

Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ .

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства имеет единую основу. Он определяется Конституцией РФ (ст. 62 и 63) и конкретизирующими ее содержание нормами Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Не случайно в п. 2 ст. 2 этого Федерального закона сказано, что понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

По критерию правомерности пребывания на территории России иностранных граждан можно классифицировать на законно и незаконно находящихся на территории РФ. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Если указанные документы у лица отсутствуют, он считается иностранным гражданином, незаконно находящимся на территории РФ, и может быть выдворен с территории России в административном порядке. В течение пяти лет со дня выдворения он не может въезжать на территорию РФ.

Иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в течение семи рабочих дней со дня прибытия в Россию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (сейчас это подразделения Федеральной миграционной службы). Регистрация иностранного гражданина производится по письменному заявлению, поданному лично или через приглашающую организацию по месту его пребывания в России при наличии миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Россию, и документа, удостоверяющего его личность.

Регистрации не подлежат главы иностранных государств; главы правительств иностранных государств; члены парламентских и правительственных делегаций; руководители международных организаций, въехавшие в Россию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также члены семей указанных лиц; иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней; иностранные граждане – моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей и т.п.

В зависимости от времени и состояния проживания на территории РФ иностранных граждан подразделяют на четыре категории : временно пребывающие; временно проживающие; постоянно проживающие; лица, получившие политическое убежище.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации зависит от срока действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 суток, за исключением ряда случаев, предусмотренных Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока окончания трудового договора или военного контракта.

Временное проживание иностранного гражданина на территории РФ возможно на основе разрешения, выданного в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Постоянное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации возможно на основании вида на жительство, выдаваемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство нс ограничено.

Разрешение на временное пребывание и постоянное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случаях, если данный иностранный граждан: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения и т.п.

Особой категорией иностранных граждан и лиц без гражданства являются представители этих категорий лиц, получившие политическое убежище. Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН "О территориальном убежище" от 14 декабря 1967 г. убежище, предоставляемое каким- либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, должно уважаться другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (ст. 1).

К вышеназванным лицам не должны применяться такие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежища, высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Исключение допускается лишь по имеющим решающее значение соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей.

Конституция РФ в ст. 63 провозглашает:

"1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации нс допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации".

Для иностранных граждан и лиц без гражданства может быть установлен национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим, определяющий их правовое положение на территории страны.

Конституция РФ закрепляет национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, предполагающий, что они пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62).

Режим наибольшего благоприятствования на территории России предоставляется гражданам Республики Беларусь. В рамках сообщества России и Беларуси приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантий. Гражданам России и Беларуси предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

Специальный режим означает предоставление отдельных прав для определенных групп иностранных граждан в соответствии с законодательством или международным договором. Такой режим в Российской Федерации имеют граждане Казахстана, постоянно проживающие на территории РФ. На них нс распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Они имеют право участвовать в приватизации наравне с гражданами России .

Национальный режим исключает право иностранных граждан избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ. Вместе с тем постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации иностранные граждане могут реализовать на основании выданных или оформленных в установленном законом порядке документов. Вместе с тем федеральный закон ограничивает передвижение иностранных граждан на ряде территорий, организаций и объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением вышеизложенных ограничений.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ряда ограничений, установленных федеральным законом. Иностранные граждане не имеют права.

  • – находиться на муниципальной службе;
  • – замещать должности в составе экипажа, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • – быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • – быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • – быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • – заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ иностранные граждане и лица без гражданства в случае нарушения прав и свобод имеют возможность их защиты, в том числе посредством конституционного судопроизводства.

В силу ч. 2 ст. 22 Конституции РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, пребывающие на территории России, в случае выдворения из Российской Федерации в принудительном порядке могут быть до судебного решения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для выдворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено

Случайные статьи

Вверх