Экспертиза качества медицинской помощи. V

1. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.

2. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.

3. Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.

4. Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.

5. Медико-экономическая экспертиза проводится специалистом-экспертом, являющимся врачом, имеющим стаж работы по врачебной специальности не менее пяти лет и прошедшим соответствующую подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.

6. Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

7. Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, в том числе фамилию, имя, отчество, специальность, стаж работы по специальности, и иные сведения, предусмотренные порядком ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи. Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом, в том числе размещение указанного реестра на официальном сайте территориального фонда в сети "Интернет", устанавливается Федеральным фондом.

8. Медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую ими информацию.

9. Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.

10. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи в случае, если медицинская помощь оказана застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования. Эксперты территориального фонда должны соответствовать требованиям, установленным частями 5 и настоящей статьи.

12. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи территориальный фонд и (или) страховая медицинская организация в порядке , установленном Федеральным фондом, информируют застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Это отдельное направление исследований. Проводятся они значительно реже, но тоже способны предоставить множество полезной информации. Удается установить несколько параметров:

  • Реальные объемы предоставленных услуг.
  • Если они оказывались по личному договору – соответствие итоговой суммы.
  • Когда проводится лечение для застрахованных лиц – точность данных, которые были поданы сотрудниками.

В сфере медицинского страхования мелкое мошенничество очень распространено. Специалисты нередко записывают пациента на повторный прием даже без его ведома, чтобы закрыть свободные места в очереди. Учитывая текущую схему работы поликлиник, отследить этот факт не так просто.

Нельзя забывать и об огромном потоке поступающей информацией. Сотрудники с очень небольшой вероятностью будут проверять каждую запись о приеме, действительно ли он был проведен. Поэтому врачи остаются безнаказанными за подобные действия. Нередко об этой схеме уведомлены и руководители поликлиник, которые желают получить увеличенное финансирование.

Неправильные данные могут вноситься и в стационарах. Обнаружить неточности смогут только специалисты, которые имеют определенный опыт в этой сфере и смогут справиться с поставленными задачами.

Они проведут проверку документов и отчетов. Удается обнаружить завышение объемов предоставленных услуг и другие нарушения, которые направлены на увеличение суммы, получаемой из ФМС.

Можно обратиться к нам и при использовании платных услуг. Если вы не уверены, что названная сумма соответствует действительности, то лучше заказать перепроверку. Специалисты оперативно изучат документы и найдут завышения.

В чем разница экспертиз качества?

Целевые экспертизы качества медицинской помощи могут выполняться как во время разбирательства, так и по заказу физического лица. Отличий несколько:

  • Во время судебного исследования подготавливается постановление, при частном – заключается договор с заказчиком.
  • В первом случае специалисты предупреждаются об уголовной ответственности за предоставление недостоверных данных. Если процесс проводится по запросу физического лица, то за точность результатов сотрудники отвечают своей репутацией.
  • Оспорить частное исследование в дальнейшем несколько проще, чем судебную экспертизу качества медицинской помощи.

Даже результаты, которые получены во время досудебной процедуры, свободно принимаются в инстанциях. Они могут стать одним из основных доказательств по делу, помогут определить вину врачей в ухудшении состояния пациента или в его смерти.

Почему так важна независимость во время экспертизы медицинской деятельности и лечения?

Основное условие процедуры – она должна проводиться в независимом формате. Для этого сотрудникам необходимо:

  1. Опираться только на информацию по ситуации.
  2. Не иметь заинтересованности в получении конкретных результатов.
  3. Быть объективными.

Почему нужно обеспечить независимость исследования?

  1. Только в этом случае можно получить информацию, которая соответствует действительности.
  2. В дальнейшем не возникнет проблем с утверждением заключения.
  3. Документы смогут полноценно использоваться в суде и выступят в качестве одного из доказательств.

Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи – обращайтесь к профессионалам

Важно обратиться за помощью к специалистам, которые обладают опытом по данному направлению. Поэтому нужно внимательно подбирать компанию и учитывать все возможные параметры.

Идеальным решением для вас станет «Центр медицинских экспертиз». Наша фирма готова предложить услуги клиентам и справится с различными заказами. Компания проводит исследования как до суда, так и во время него по постановлению.

Программа направлена на приобретение и совершенствование специальных профессиональных знаний в области экспертизы качества медицинской помощи.

Программа курса

В рамках обучения Вы узнаете:

  1. Правовые вопросы обеспечения качества медицинской помощи. Гражданско-правовую ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.
  2. Основы управления качеством медицинской помощи.
  3. Стандарты медицинской помощи и порядки оказания медицинской помощи.
  4. Правила управления рисками. Проблемы безопасности в медицинских организациях.
  5. Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи.
  6. Порядок организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Документ по окончании обучения


Слушатели, успешно обучение по программе "Экспертиза качества медицинской помощи", получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов.


Почему так важно пройти обучение?

Согласно статье 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.


Cогласно КоАП РФ, предусмотрено наложение штрафа:


Согласно пункту 3 статьи 5.27.1 КоАП, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения соответствующего обучения и проверки знаний, влечет за собой наложение штрафа:

На должностных лиц в размере 15 000 - 25 000 рублей

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере 15 000 - 25 000 рублей

На юридических лиц в размере 110 000 - 130 000 рублей

Законодательство

  • Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ
  • Статья 5.27.1 КоАП

Attek предоставляет скидки, при заказе:

  • 2-х слушателей - 3%
  • 3-х слушателей - 5%
  • 5 и более слушателей - 10%
  • При повторном обращении, скидка составит - 15%

Климцева Ирина Федоровна
Образование: Казанский государственный медицинский университет, специальность «Инженер по медицинской технике». По окончании обучения проходила стажировку в австрийском подразделении одного из ведущих мировых производителей медицинского оборудования Thermo Fisher Scientific.
Имеет четыре патента на изобретения. Область ее интересов — рентгенодиагностическое оборудование. В настоящее время работает в инновационном подразделении НИПК «Электрон». При ее участии был разработан полипозиционный рентгенодиагностический комплекс «АРТ». С нашим центром сотрудничает с 2013 года в качестве внештатного преподавателя.

Коровина Виталина Евгеньевна
Образование: Благовещенский медицинский колледж, специальность «Медико-профилактическое дело». Работала в составе регионального управления МЧС по Южно-Сахалинску.
В настоящее время руководит собственной компанией по производству работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Предприятие имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности. Оно является обладателем крупных государственных контрактов на проведение дезинфекционных работ в медицинских учреждениях. С нашим центром Виталина Евгеньевна сотрудничает с 2013 года в качестве внештатного преподавателя.

Врачи порой учатся всю жизнь, и не зря. Наука постоянно обновляется, так и специалист должен развиваться. Мы выбрали программу по организации процесса здравоохранения. Получили качественную поддержку педагогов, приобрели важный опыт.

Виктория Чаровина, ООО "СПОП «Дантист»"

Наши сотрудники получили новые знания и навыки по программе «Медицинский регистратор» в рамках здравоохранительного курса. Очень удобно не тратить драгоценное рабочее время, а пройти специализированное обучение, причем часть из них обучались дистанционно.

Кристина Белявина, ООО ЛДЦ «Клиника Солнечная»

Любой человек должен самообразовываться, особенно по вопросам, касающимся его здоровья. Я прошла обучение по актуальным вопросам вакцинации. Преподаватели - чуткие и профессиональные люди, донесли материал максимально просто и ясно.

Зинаида Куринкова

Изучила дезинфекционное дело на курсах здравоохранения и еще взяла дистанционно программу по составлению экспертизы качества оказанной медицинской помощи. Первое мне пригодится для личных целей, а вторая важна в моей профессиональной деятельности.

Людмила Берсенко

Часто совершаю длительные поездки в командировки либо сам, либо с водителем. Не всегда есть время и средства на медосмотр. Воспользовался дистанционным курсом по особенностям проведения предрейсового осмотра, теперь точно знаю, что необходимо учесть.

Андрей Коросилов

Прошла обучение на должность младшей медицинской сестры по уходу за пациентами. Пригодится не только при работе в учреждении, но и при домашнем обслуживании больного близкого человека. Удобная программа, несложная. Чуткие педагоги.

Елизавета Вролова

Проходила обучение по проведению экспертизы качества проведенного лечения в рамках расширения знаний по своей профессиональной деятельности в сфере медицинского страхования. Материал без сложных терминов, требующих специальных знаний.

Екатерина Вторенко

В больших организациях немал риск подхватить инфекцию. Я изучила все вопросы вакцинации, благодаря специализированным курсам здравоохранения. В простой форме предоставляются нужные каждому знания для сохранения своего здоровья.

Валерия Германова

В кадровом делопроизводстве иногда приходится сталкиваться с явлением временной нетрудоспособности. Мне представилась возможность пройти курс по деталям проведения такой экспертизы, что теперь значительно упрощает оформление таких документов.

Ксения Родсилова

Прошел курс медико-профилактического оказания помощи, что очень важно в больших учреждениях с массой сотрудников. Ответственность за свое здоровье и здоровье коллег теперь частично в моих руках. Спасибо преподавателям за жизненно необходимые знания.

Константин Доменов

Татарников М.А. Заведующий отделом стратегии управления здравоохранением и кафедрой управления здравоохранением и лекарственного менеджмента Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.м.н.

Экспертиза качества медицинской помощи (КМП) является важнейшей частью системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Экспертиза проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Как видно, экспертиза ориентирована, в первую очередь, на выявление нарушений уже оказанной медицинской помощи и может рассматриваться как важнейшая часть заключительного контроля.

Экспертиза КМП, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ОМС), осуществляется в порядке, установленном Минздравом России. На региональном уровне, как правило, разрабатываются и утверждаются собственные методики экспертной оценки КМП и ее показатели, учитывающие местную специфику.

Экспертиза КМП по ОМС проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 10.07.2014) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Экспертизу проводят по поручению фондов ОМС и страховых медицинских организаций эксперты КМП , включенные в территориальный реестр экспертов КМП.

Ведомственная экспертиза КМП проводится штатными и внештатными экспертами-специалистами органов управления здравоохранением и подведомственных медицинских организаций. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники ВУЗов, НИИ и других учреждений на договорной основе.

На уровне лечебных учреждений экспертизу КМП проводят заведующие отделениями (первая ступень экспертизы), заместители главного врача по медицинской части, клинико-экспертной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы), врачебная комиссия ЛПУ (третья ступень экспертизы).

Экспертиза КМП, как правило, проводится по отдельным законченным случаям на основе изучения медицинской документации (медицинской карты стационарного больного, карты амбулаторного больного, карты вызова скорой медицинской помощи и др.). При необходимости проводится очная экспертиза.

Экспертизе в обязательном порядке подлежат:

Случаи летальных исходов;

Случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;

Случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

Случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

Случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);

Случаи расхождения диагнозов;

Случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов, их родственников и других заинтересованных сторон.

При необходимости данный список может быть расширен. Все прочие случаи оказания медицинской помощи подлежат рандомизированному выборочному контролю. Обычно в течение месяца заведующий стационарным лечебным отделением проводит экспертизу не менее 50% законченных случаев, заместители главного врача по медицинской части, клинико-экспертной работе, амбулаторно-поликлинической помощи осуществляют не менее 30-50 экспертиз в течение квартала. Объем работы врачебных комиссий в области экспертизы КМП определяется локальными нормативными актами.

Экспертиза проводится путем проверки соответствия ее стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике, ориентировочным срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах, учета индивидуальных особенностей данного случая. Эксперт оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, правильность и точность постановки диагноза, адекватность выбора и проведение лечебных мероприятий; выявляет дефекты и устанавливает их причины; готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

Экспертиза КМП подлежит обязательному документированию. На каждый случай экспертной оценки заполняется "Карта оценки КМП", являющаяся первичным учетным документом. На основе их статистической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи по нозологическим формам, структурным подразделениям и в целом по ЛПУ.

Экспертиза КМП может проводиться:

По отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза КМП);

По совокупности случаев, отобранных по тематическому признаку (тематическая экспертиза КМП);

По репрезентативной рандомизированной выборке (выборочная экспертиза).

Приказ Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС» разделяет экспертизу КМП на целевую и плановую. При такой классификации тематическая экспертиза КМП может быть как плановой, так и внеплановой.

Внеплановая тематическая экспертиза проводится в случае выявления грубых и частых нарушений в ЛПУ, наличия жалоб пациентов и претензий других заинтересованных лиц.

Плановая экспертиза осуществляется в соответствии с заранее утвержденным на год планом. Плановой экспертизе, как правило, должно быть подвергнуто не менее 5% всех случаев оказания медицинской помощи за проверяемый период.

Контроль качества включает в себя не только оценку результата, но и процессов и структуры оказания медицинской помощи на всех ее этапах. Хотя экспертиза КМП формально относится к заключительному этапу контроля, не следует забывать о предварительном и текущем контроле. При плановой экспертизе КМП целесообразно осуществлять контроль не только постфактум, но и в процессе оказания медицинских услуг.

Внутриучрежденческая экспертиза КМП

Внутриучрежденческая экспертиза КМП является частью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и проводится по отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза), совокупности случаев, отобранных по тематическому признаку (тематическая экспертиза) и рандомизированной выборке (выборочная экспертиза).

В соответствии со стандартами менеджмента качества для повышения качества и эффективности проведения экспертизы КМП в медицинской организации должна быть разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии соответствующая процедура , определяющая:

Ответственного за процесс экспертизы;

Задействованные ресурсы;

Записи, подлежащие регистрации;

Основных поставщиков и потребителей процесса;

Блок-схему процесса;

Комплекс стандартизированных процедур, правил, алгоритмов, методических приемов, используемых для оценки КМП;

Показатели оценки эффективности и результативности процесса.

В документированную процедуру целесообразно включить:

Порядок сбора, обработки и статистического анализа данных о состоянии КМП, включая использование современных информационных технологий;

Формализованный язык описания дефектов оказания медицинской помощи и их негативных следствий;

Классификации дефектов оказания медицинской помощи и случаев ненадлежащего КМП;

Алгоритмы экспертного анализа дефектов оказания медицинской помощи и их причинно-следственных связей;

Правила обоснования экспертных суждений о дефектах оказания медицинской помощи;

Методические приемы организации экспертного исследования КМП в совокупности случаев;

Методические приемы расчета количественных показателей КМП и построения обобщающих таблиц;

Методы статистического контроля качества процессов;

Правила составления экспертного заключения по результатам экспертизы КМП в отдельном случае и в совокупности случаев.

Экспертиза проводится на основе стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения), иных нормативных и методических документов, определяющих технологию лечебно-диагностического процесса, с учетом особенностей конкретного пациента и условий оказания медицинской помощи.

Для проведения экспертизы используют первичные медицинские документы, содержащие информацию о ходе выполнения лечебно-диагностических мероприятий (медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, карту вызова скорой медицинской помощи). Другие источники информации, включая журналы регистрации больных, справки, эпикризы, заключения носят вспомогательный характер.

Если медицинская помощь оказывалась пациенту на нескольких этапах (скорая медицинская помощь, поликлиника, стационар), каждый ее этап оценивается отдельно на основе соответствующих медицинских документов. По результатам оценки каждого этапа составляется необходимое количество экспертных протоколов с описанием дефектов оказания медицинской помощи и их негативных следствий, а также общее экспертное заключение.

Если медицинская помощь пациенту оказывалась по разным клиническим профилям, к проведению экспертизы могут привлекаться эксперты разных клинических специальностей, которые анализируют один и тот же медицинский документ с точки зрения своей специальности. По результатам оценки составляется соответствующее количество экспертных протоколов и общее экспертное заключение.

Организация экспертиз в медицинской организации регламентируется локальным «Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации» (раздел II «Организация внутреннего контроля качества медицинской помощи»). На основе указанного раздела можно подготовить более детализированное «Положение о порядке организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинской организации» или разработать подробную документированную процедуру по внутриучрежденческой экспертизе КМП. Выбор вида документа зависит от мощности, профиля и специфики деятельности медицинской организации.

Функции организатора экспертизы КМП выполняет служба КМП. При ее отсутствии обязанности организатора экспертизы КМП приказом главного врача возлагаются на заместителя главного врача по медицинской части или клинико-экспертной работе или иное должностное лицо, ответственное за КМП.

В функции организаторов экспертизы КМП в ЛПУ входит:

Организация экспертизы КМП по отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза);

Планирование и организация тематических экспертиз КМП, включая формирование экспертной группы и подбор медицинской документации;

Оформление необходимых для организации экспертизы КМП документов, включая запросы, акты, договоры, задания;

Составление и контроль выполнения плана-графика работ по экспертизе КМП;

Организация метаэкспертизы;

Статистическая обработка экспертных данных, составление обобщающих таблиц и расчет количественных показателей КМП;

Статистический анализ результатов экспертизы КМП с применением методов статистического контроля качества;

Участие в составлении аналитических отчетов, подготовка экспертного заключения по результатам экспертизы КМП;

Подготовка для руководителя медицинской организации проектов управленческих решений по улучшению КМП.

В функции эксперта КМП входит:

Проведение экспертного исследования КМП, выявление дефектов оказания медицинской помощи, их причинно-следственных связей и негативных последствий;

Составление экспертного протокола с формализованным описанием дефектов оказания медицинской помощи и их негативных последствий;

Оформление мотивированного экспертного заключения, включая выводы как ответы на поставленные вопросы в части КМП.

При проведении тематических экспертиз группой экспертов назначается ее руководитель, в функции которого входит:

Организационно-методическое обеспечение работы экспертной группы;

Координация работы членов экспертной группы, согласование экспертных мнений;

Участие в проведении экспертизы КМП;

Анализ экспертных данных, участие в подготовке аналитического отчета, экспертного заключения, проекта управленческого решения по результатам экспертизы КМП.

Инициаторами проведения целевой экспертизы могут быть:

Пациенты и их законные представители;

Вышестоящие органы управления здравоохранением;

Руководители медицинской организации;

Врачебная комиссия медицинской организации и ее подкомиссии (по исследованию летальных исходов, внутрибольничным инфекциям и др.);

Организации, уполномоченные осуществлять государственный, ведомственный и вневедомственный контроль КМП (Росздравнадзор, вышестоящие органы управления здравоохранением, фонды ОМС, СМО и др.);

Участники независимой оценки качества работы государственных и муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения;

Правоохранительные органы.

Экспертиза в отдельных случаях оказания помощи назначается для оценки наличия или отсутствия:

Объективных причин и условий для неудовлетворенности пациента качеством оказания помощи в конкретном случае;

Нарушений выполнения технологии лечебно-диагностического процесса (нарушений требований стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и иных нормативно-правовых актов);

Причинно-следственной связи дефектов оказания медицинской помощи с неудовлетворительными результатами лечения пациента;

Причинно-следственной связи дефектов оказания медицинской помощи с неоптимальным использованием материальных и финансовых ресурсов здравоохранения.

Обязательными поводами для проведения целевой экспертизы являются:

Письменные обращения пациента или его законного представителя в связи с ненадлежащим КМП;

Запросы по обращению гражданина с жалобой на ненадлежащее КМП от органов управления здравоохранением, правоохранительных органов, ТФОМС, СМО, иных организаций, полномочных обеспечивать защиту законных интересов гражданина в получении медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема;

Летальные исходы заболевания в период стационарного или амбулаторного лечения;

Первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста в период стационарного или амбулаторного лечения;

Внутрибольничное инфицирование и развитие осложнений в период лечения;

Отклонение сроков лечения от установленных стандартами более чем на 50%;

Повторная госпитализация по поводу одного и того же заболевания в течение 2 месяцев.

Порядок организации и этапы проведения целевой экспертизы в медицинской организации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Порядок организации и этапы проведения целевой экспертизы в медицинской организации

Этапы целевой экспертизы КМП

Ответственный

Содержание работы

Организатор экспертизы КМП

Подбирает необходимую медицинскую документацию по конкретному случаю оказания медицинской помощи, требующему проведения экспертизы;

Подбирает эксперта(ов) соответствующей клинической специальности;

Оформляет задание на экспертизу КМП, включая вопросы к эксперту КМП;

Если работа эксперта осуществляется на договорной основе, обеспечивает оформление необходимых документов;

Передает экспертам КМП во временное пользование в пределах или за пределами медицинской организации необходимую медицинскую документацию.

Эксперт КМП

Оценивает качество всех этапов лечебно-диагностического процесса (сбора информации, постановки диагноза, лечения, обеспечения преемственности);

Устанавливает дефекты оказания медицинской помощи, их причинно-следственные связи и последствия;

Оформляет протокол экспертизы, включающий формализованное описание дефектов оказания медицинской помощи, их причин и последствий;

Составляет экспертное заключение, которое включает описание наиболее значимых дефектов оказания медицинской помощи, их причинно-следственных связей и последствий, ответы эксперта на поставленные вопросы, при необходимости - рекомендации эксперта по повышению качества и эффективности медицинской помощи;

Передает протокол экспертизы и экспертное заключение организатору экспертизы КМП.

3. Этап завершения работ по экспертизе КМП

Организатор экспертизы КМП

Осуществляет контроль качества работы эксперта КМП, включающий проверку экспертного протокола на соответствие правилам выявления и обоснования дефектов оказания медицинской помощи и экспертного заключения на соответствие протоколу экспертизы и сути поставленных вопросов. При необходимости назначает метаэкспертизу;

Обеспечивает оформление необходимых документов (акт приема-сдачи работ) в случае выполнения экспертизы КМП по договору;

Осуществляет возврат медицинской документации, полученной во временное пользование, в архив медицинской организации;

Передает инициатору экспертизы КМП экспертное заключение.

Результаты целевой экспертизы используются при принятии безотлагательных управленческих решений в области качества и организации медицинской помощи. В случае выявления недостатков решаются вопросы об их оперативном устранении, принимаются меры административного характера в отношении сотрудников, допустивших халатность. В случаях серьезных нарушений, повлекших тяжкие последствия для больного по вине ЛПУ, принимаются меры по досудебному возмещению морального и материального ущерба, нанесенного пациенту.

Результаты целевой экспертизы могут служить для инициации проведения тематических экспертиз для установления характера и причин систематических ошибок при оказании медицинской помощи.

Инициаторами проведения тематической экспертизы могут быть субъекты государственного, ведомственного, вневедомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, участники независимой оценки качества работы государственных и муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения.

Тематическая экспертиза проводится для:

Выявления и установления характера и причин типичных (систематических) ошибок в организации лечебно-диагностического процесса, их влияния на состояние пациентов, результаты и сроки лечения, оптимальность использования ресурсов, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон качеством и эффективностью медицинской помощи;

Оценки качества деятельности конкретных медицинских работников и структурных подразделений медицинской организации;

Оценки КМП по отдельным группам больных с разными нозологическими формами, социально-демографическими характеристиками и т.д.;

Разработки мероприятий по непрерывному совершенствованию лечебно-диагностических и вспомогательных процессов, улучшению качества медицинских и иных услуг в медицинской организации;

Контроля эффективности управленческих решений в области качества.

Выбор тематики плановых экспертиз осуществляется с учетом:

Результатов предыдущих целевых и тематических экспертиз;

Показателей качества деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений (внутрибольничная летальность, частота осложнений, первичный выход на инвалидность лиц, частота повторных госпитализаций, средняя продолжительности лечения и др.);

Показателей удовлетворенности пациентов и других заинтересованных сторон (социологические опросы, количество жалоб, судебных и досудебных разбирательств);

Результатов государственного, ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

Показателей применения финансовых санкций в связи с ненадлежащим КМП со стороны СМО и фондов ОМС;

Изменений нормативно-правовой базы организации медицинской помощи.

Порядок организации и этапы проведения тематической экспертизы в медицинской организации представлены в табл. 2.

Таблица 2

Порядок организации и этапы проведения тематической экспертизы в медицинской организации

Этапы тематической экспертизы КМП

Ответственный

Содержание работы

1. Подготовительный этап экспертизы КМП

Организатор экспертизы КМП

Определяет и согласовывает с инициатором экспертизы цели и задачи экспертного исследования, формулирует вопросы к экспертам;

Осуществляет сбор информации о структурных подразделениях ЛПУ, в которых планируется проведение экспертизы (результаты предыдущих целевых и тематических экспертиз, анализ материально-технического обеспечения, кадрового состава, структуры пациентов, статистических показателей работы отделения и т.д.);

Определяет репрезентативную выборку случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическому признаку;

Формирует экспертную группу и составляет план-график работ;

Определяет и получает необходимые для экспертизы медицинские документы;

Оформляет задания экспертам КМП;

Передает экспертам необходимую медицинскую документацию для проведения экспертизы.

2. Этап проведения экспертизы КМП

Организатор экспертизы КМП

Обеспечивает подготовку рабочих мест экспертов и оформление паспортных частей протоколов экспертизы КМП;

Осуществляет контроль качества работы экспертов путем организации предварительной метаэкспертизы после выполнения 15-20% запланированного объема работ и заключительной метаэкспертизы не менее 10% случаев, включенных в выборку, после выполнения всего объема работ;

Проводит анализ экспертных протоколов и заключений на соответствие правилам их составления и оформления.

Руководитель экспертной группы

Согласовывает критерии КМП на основе стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения), иных нормативно-правовых и методических документов, регулирующих порядок и условия оказания медицинской помощи больным с определенными нозологическими формами;

Координирует работу экспертов путем проведения совещаний участников экспертной группы (согласование мнений экспертов, обсуждение промежуточных результатов, результатов метаэкспертизы и т.д.).

Эксперты КМП

Выполняют исследование отдельных случаев оказания медицинской помощи в соответствии с установленным порядком и правилами проведения экспертизы КМП, составляют экспертные протоколы и экспертные заключения.

3. Этап статистического анализа экспертных данных

Организатор экспертизы КМП

Осуществляет группировку экспертных данных о дефектах оказания медицинской помощи и их негативных последствиях, построение обобщающих таблиц и расчет количественных показателей КМП;

Анализирует результаты экспертизы КМП с применением статистических методов контроля качества;

Готовит совместно с руководителем экспертной группы аналитический отчет по результатам экспертизы КМП.

4. Этап завершения работ по экспертизе КМП и оформления итоговых документов

Организатор экспертизы КМП

Возвращает медицинскую документацию в архив и/или регистратуру ЛПУ;

Составляет экспертное заключение по результатам экспертизы КМП, включая выводы и рекомендации по улучшению КМП;

Разрабатывает проект управленческого решения по улучшению КМП на основе результатов экспертизы КМП;

Передает экспертное заключение и проект управленческого решения ответственному за качество в медицинской организации должностному лицу.

Результаты тематических экспертиз КМП используются для:

1) принятия управленческих решений по совершенствованию организации и улучшению КМП, включая:

Разработку или актуализацию локальных нормативных актов в области организации и качества медицинской помощи (положений, инструкций, стандартов, алгоритмов и т.д.);

Совершенствование материально-технической базы и лекарственного обеспечения медицинской организации;

Совершенствование информационного обмена и взаимодействия структурных подразделений медицинской организации;

Повышение квалификации врачей и руководителей с учетом приоритетных направлений по улучшению КМП;

2) оценки эффективности ранее принятых управленческих решений по результатам тематических экспертиз;

3) разработки индикаторов КМП для организации промежуточного (оперативного) контроля эффективности принимаемых управленческих решений по улучшению КМП.

Внутриучрежденческая экспертиза является наиболее приближенным к исполнителям видом контроля. Информация, полученная в результате оценки КМП, в обязательном порядке доводится до сведения руководителей и работников медицинской организации.

Результаты внутриучрежденческой экспертизы сопоставляются с данными других форм контроля, обсуждаются на оперативных совещаниях, заседаниях медицинского совета и врачебной комиссии в целях разработки и принятия необходимых корректирующих мер в области обеспечения качества и эффективности оказания медицинской помощи, используются при материальном и моральном стимулировании работников.

Экспертиза КМП в системе ОМС

Организация экспертизы КМП по ОМС регламентируется приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230 (ред. от 16.08.2011). На основе указанного документа в субъектах РФ могут разрабатываться собственные нормативно-правовые акты и методические рекомендации, учитывающие региональные особенности.

Экспертиза КМП по ОМС проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, порядкам оказания и стандартам медицинской помощи, сложившейся клинической практике.

Экспертиза проводится экспертом, включенным в территориальный реестр экспертов КМП, по поручению территориального фонда ОМС или СМО.

Экспертиза КМП осуществляется в виде:

Целевой экспертизы;

Плановой экспертизы.

Целевая экспертиза проводится в течение месяца после предоставления страхового случая (медицинских услуг) к оплате в случаях:

Получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на качество медицинской помощи;

Летальных исходов при оказании медицинской помощи;

Внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;

Первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;

Повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 30 дней - при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 90 дней - при повторной госпитализации;

Заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50 процентов от установленного стандартом медицинской помощи или средне сложившегося для всех застрахованных лиц в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт медицинской помощи.

При проведении целевой экспертизы КМП по случаям, отобранным по результатам целевой медико-экономической экспертизы, общие сроки проведения целевой экспертизы КМП могут увеличиваться до шести месяцев с момента предоставления счета на оплату.

При проведении целевой экспертизы КМП по случаям повторного обращения (госпитализации) по поводу одного и того же заболевания установленные сроки исчисляются с момента предоставления на оплату счета, содержащего информацию о повторном обращении (госпитализации).

Сроки проведения целевой экспертизы КМП с момента предоставления счета на оплату не ограничиваются по случаям жалоб застрахованных лиц или их представителей, летальных исходов, внутрибольничного инфицирования и осложнений заболеваний, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей.

Проведение целевой экспертизы КМП в случае поступления жалоб застрахованных лиц или их представителей не зависит от времени, прошедшего с момента оказания медицинской помощи, и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан.

Плановая экспертиза КМП проводится с целью оценки соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи группам застрахованных лиц, разделенным по возрасту, заболеванию или группе заболеваний, этапу медицинской помощи и другим признакам, условиям, предусмотренным договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Объем плановой экспертизы КМП определяется договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и составляет обычно не менее:

В стационаре - 5% от числа законченных случаев лечения;

В дневном стационаре - 3% от числа законченных случаев лечения;

При оказании амбулаторно-поликлинической помощи - 0,5% от числа законченных случаев лечения по результатам медико-экономического контроля.

Плановая экспертиза КМП проводится по случаям оказания медицинской помощи по ОМС, отобранным:

а) методом случайной (рандомизированной) выборки;

б) по тематически однородной совокупности случаев.

Плановая экспертиза КМП методом случайной выборки проводится для оценки характера, частоты и причин нарушений прав застрахованных лиц на своевременное получение медицинской помощи установленного территориальной программой ОМС объема и качества, в том числе обусловленных неправильным выполнением медицинских технологий, повлекших ухудшение состояния здоровья застрахованного лица, дополнительный риск неблагоприятных последствий для его здоровья, неоптимальное расходование ресурсов медицинской организации, неудовлетворенность медицинской помощью застрахованных лиц.

Плановая тематическая экспертиза КМП проводится в отношении определенной совокупности случаев оказания медицинской помощи по ОМС, отобранных по тематическим признакам в каждой медицинской организации или группе медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь по ОМС одного вида или в одних условиях.

Выбор тематики осуществляется на основании показателей деятельности медицинских организаций, их структурных подразделений и профильных направлений деятельности:

а) больничной летальности, частоты послеоперационных осложнений, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей, частоты повторных госпитализаций, средней продолжительности лечения, стоимости медицинских услуг и других показателей;

б) результатов внутреннего и ведомственного контроля КМП.

Плановая тематическая экспертиза КМП направлена на решение следующих задач:

а) выявление, установление характера и причин типичных (повторяющихся, систематических) ошибок в лечебно-диагностическом процессе;

б) сравнение КМП, предоставленной группам застрахованных лиц, разделенным по возрасту, полу, нозологическим формам, месту получения медицинской помощи и другим признакам.

Плановая экспертиза КМП проводится в каждой медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по ОМС, не реже одного раза в течение календарного года в сроки, определенные планом проверок.

Экспертиза КМП может проводиться в период оказания застрахованному лицу медицинской помощи, в том числе по обращению застрахованного лица или его представителя. Основной целью очной экспертизы КМП является предотвращение и/или минимизация отрицательного влияния на состояние здоровья пациента дефектов оказания медицинской помощи.

Экспертом КМП с уведомлением администрации медицинской организации может проводиться обход подразделений медицинской организации с целью контроля условий оказания медицинской помощи, подготовки материалов для экспертного заключения, а также консультирования застрахованного лица.

При консультировании обратившееся застрахованное лицо информируется о состоянии его здоровья, степени соответствия оказываемой медицинской помощи порядкам и стандартам оказания медицинской помощи, договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с разъяснением его прав в соответствии с законодательством РФ.

Экспертом, проводившим экспертизу КМП, оформляется экспертное заключение, содержащее описание проведения и результаты экспертизы, на основании которого составляется акт экспертизы КМП. На основе результатов экспертизы уполномоченными органами принимаются меры по повышению эффективности и качества оказываемой медицинской помощи.

Заключение судебной экспертизы

Заключение судебной экспертизы является одним из видов доказательств, перечисленных в ст. 74 УПК РФ. С его помощью следователь может установить обстоятельства, подлежащие доказыванию, а именно: событие преступления, виновность лица и форму вины, характер и размер вреда, обстоятельства, смягчающие и исключающие ответственность.

Задачи судебно-медицинской экспертизы

Задачи, достигаемые путем судебно-медицинского исследования, имеют двойственный характер. С одной стороны, оно призвано защищать конституционные права граждан на жизнь, охрану здоровья и на медицинскую помощь в необходимом объеме, обеспечить гарантии государства в сфере здравоохранения, закрепленные в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». С другой стороны, судебно-медицинская экспертиза является механизмом, позволяющим защитить медицинских работников от необоснованных обвинений в совершении ими преступлений в профессиональной сфере. Исходя из вышеперечисленных задач, можно сделать вывод о критической общественной значимости данного института.

Где проводится судебно-медицинская экспертиза?

Судебно-медицинская экспертиза в Российской Федерации входит в государственную систему органов здравоохранения и проводится в областных, краевых и республиканских бюро судебно-медицинской экспертизы, а также в их районных, межрайонных и городских отделениях. В структуру бюро СМЭ входят различные отделы (танатологический, организационно-методический, сложных экспертиз и др.), которые включают в себя отделения.

Зачем нужна судебно-медицинская экспертиза?

Согласно ст. 196 УПК РФ, назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить причину смерти, а также характер и степень вреда, причиненного здоровью. Эти задачи в ходе расследования ятрогенных преступлений выполняются путем проведения судебно-медицинских исследований. Эксперты при этом руководствуются положениями процессуального законодательства, федеральными законами о государственной экспертной деятельности и об основах охраны здоровья граждан, а также ведомственными актами, регламентирующими деятельность всей судебно-медицинской службы. Определение характера и степени вреда, причиненного здоровью, проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008 №194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».

Отличие судебно-медицинской экспертизы от экспертизы качества медицинской помощи

От судебно-медицинской экспертизы следует отличать экспертизу качества медицинской помощи (ЭКМП), в которой оценивается своевременность ее оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения поставленного результата. Задачами такого экспертного исследования являются определение соответствия оказания медицинской помощи установленным законом правилам ее осуществления, и, если таковые имеются, то выявление динамики ятрогенного события, причинно-следственной связи между несоблюдением медицинским работником указанных стандартов и неблагоприятным исходом. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, экспертиза качества медицинской помощи относится к самостоятельному виду медицинской деятельности и требует лицензирования. Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», данный вид экспертиз является одним из методов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а в Приказе Минздрава России от 16.05.2017 № 226н указано, что эта экспертиза проводится в рамках государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Кем проводится экспертиза качества медицинской помощи?

Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления государственного контроля проводится аттестованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертами, привлекаемыми Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) к проведению мероприятий по контролю в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления ведомственного контроля проводится привлеченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими ведомственный контроль, учеными и специалистами.

Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи страховой медицинской организации. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.

Где содержатся сведения о экспертах качества медицинской помощи

Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, в том числе фамилию, имя, отчество, специальность, стаж работы по специальности, и иные сведения, предусмотренные порядком ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи. Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом, в том числе размещение указанного реестра на официальном сайте территориального фонда в сети "Интернет", устанавливается ФФОМС (Приказ ФФОМС от 13.12.2011 N 230).

Различие экспертизы качества медицинской помощи и судебно-медицинской экспертизы

Следует правильно соотносить между собой предмет экспертизы качества медицинской помощи и судебно-медицинской экспертизы. Из-за сходных экспертных задач, заключающихся в оценке своевременности оказания медицинской помощи, ее адекватности и других факторов, участниками уголовного процесса может быть осуществлена подмена одного вида якобы равнозначных экспертиз другим.

Во-первых, судебно-медицинская экспертиза является процессуальным действием, требующим специальных знаний в области медицины для проведения исследования. Она назначается и проводится в соответствии с процессуальным законодательством в целях установления обстоятельств по конкретному делу. В связи с этим судебно-медицинский эксперт не имеет права самостоятельно добывать информацию, относящуюся к предмету экспертизы. Судебно-медицинскому эксперту разъясняют его права и обязанности, указанные в процессуальном законодательстве, впоследствии он подписывает документ, подтверждающий факт ознакомления с возможной ответственностью. ЭКМП является контрольным мероприятием, которое проводится в виде плановой или внеплановой государственной или вневедомственной проверки, вследствие чего может иметь ориентирующее значение на этапе возбуждения уголовного дела и при выборе направления расследования, а эксперт обладает доступом к любой информации, относящейся к предмету исследования. Судебно-медицинская экспертиза в силу своего ситуационного характера всегда является внеплановой.

Во-вторых, в ходе экспертизы качества медицинской помощи решаются не только упомянутые выше вопросы о неблагоприятных последствиях для жизни и здоровья пациента в виде причинения вреда, характерные для судебно-медицинского исследования. Последствия ненадлежащего оказания медицинской помощи при ЭКМП оцениваются еще по отношению к социальным ресурсам (инвалидизации, снижение трудовой активности и т.д.), а также к ресурсам здравоохранения в целом (их перерасход, неполное использование и пр.)

ЭКМП может проводиться на основании письменного обращения граждан с жалобой на качество оказания медицинской помощи, заявления представителей страховых организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Судебно-медицинская экспертиза проводится на основании постановления следователя или определения суда. Результатом судебно-медицинской экспертизы будет заключение эксперта, выводы которого как доказательства могут быть положены в основу судебного решения. ЭКМП же проводится в целях корректировки в области качества оказания медицинской помощи путем принятия определенных управленческих решений.

Отдел правового обеспечения Юридической компании «Мед-ЮрКонсалт»

Случайные статьи

Вверх