Какие знания дает дисциплина правоохранительные органы. Основные понятия, предмет и система учебного курса “Правоохранительные органы РФ”

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРЕАНЫ»

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Все новые проблемы ставит век.

И, посчитав, компьютеры решили, что может их решить лишь человек.

А. Жуков, поэт

Основные понятия: предмет, метод, система правоохранительных органов

Любую дисциплину отличает свой предмет, объект изучения и метод воздействия, при этом метод может быть заимствован из другой правовой отрасли. Для дисциплины и отрасли права предмет и объект по содержанию - это однородные общественные отношения, они отличаются между собой только по объему. Однако предмет конкретной отрасли права через объект взаимосвязан с другими предметами отраслей права.

Существуют понятия: «дисциплина»; «отрасль права»; «научная отрасль знаний». Объективная действительность существования самостоятельного предмета и потребность в правовом его регулировании порождает отрасль права, т.е. создается собственная правовая база, регламентирующая и регулирующая однородные общественные отношения, составляющие предмет дисциплины. Практически одновременно развивается и научная отрасль правовых знаний для изучения законов и закономерностей развития отношений с целью совершенствования их регулирования, а также выработки научных терминов, категорий и институтов в этой правовой отрасли научных знаний. В последнее время отмечена тенденция выделения самостоятельных предметов и соответственно дисциплин и отраслей права, регулирующих однородные общественные отношения (предмет).

В дисциплине изучается отрасль права и научная отрасль знаний, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных в дальнейшем развивать научную отрасль права и применять эти достижения на практике. Дисциплина, отрасль права и отрасль научного знания «Правоохранительные органы» имеют свои специфические предметы, объекты, методы познания и воздействия на поведение участников специфических управленческих отношений, возникающих в процессе обеспечения безопасности личности, государства и общества и осуществления правоохранительной деятельности.

Предметом дисциплины и отрасли права являются однородные специфические общественные отношения, возникающие в процессе порядка образования специальных государственных и негосударственных субъектов права, их организации как социальной системы управления в сфере правоохранительной деятельности на основании законодательства, гарантирующие и обеспечивающие защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства. Эти общественные отношения в сфере правоохранительной деятельности в той или иной мере осуществляют все органы государственной власти. Однако предметом дисциплины и отрасли является осуществление правоохранительной деятельности органами судебной власти и специально уполномоченными ОН В.

Предмет исследования любой научной отрасли - это законы, закономерности и особенности, которые следует использовать в целях улучшения практической деятельности, а объект научной отрасли - это то, на что направлено исследование (т.е. однородные общественные отношения). В дисциплине изучаются основные понятия, категории, положения и институты права, наработанные как научной отраслью, так и в процессе правоприменительной практики.

Следовательно, дисциплина и отрасль «Правоохранительные органы» имеют предмет и объект, идентичные по содержанию (природе), но разные по объему однородных отношений, возникающих в процессе образования правоохранительных органов и организации управления в сфере правоохранительной деятельности.

Требует пояснения и сам термин «правоохранительный орган». В науке и практике существуют различные точки зрения. Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что правоохранительный орган - это такой орган, который вступает в действие, когда имеется информация (сообщение) о преступлении или заявление физического лица о нарушении его прав, свобод и законных интересов или это лицо незаконно привлечено к юридической ответственности, т.е., по существу, правоохранительный орган работает как бы в режиме «оказания правоохранительных услуг». Наиболее приемлемое определение правоохранительного органа в соответствии со смыслом социального правового государства состоит в осуществлении им на основании и в порядке, определенном законодательством, правоохранительных функций методами убеждения, а также применения в исключительных случаях на основании и порядке, определенном законом, мер принуждения для обеспечения безопасности личности, государства и общества.

Правоохранительный орган - это специальный уполномоченный государственный орган, осуществляющий от имени государства, на основании и в порядке, определенном законодательством, правозащитные, контрольные, надзорные, правоприменительные, оперативнорозыскные, предварительного расследования (в форме дознания и предварительного следствия), административные, профилактические и иные государственные функции в интересах защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, обеспеченные методами убеждения и принуждения, а также иное специальное негосударственное учреждение, образованное в соответствии с законодательством для осуществления правоохранительных функций, на основе устава, зарегистрированного в определенном законом порядке.

Представление - это совокупность компонентов (элементов) какого-то предмета, характеризующая в общих чертах, но не раскрывающая его сущности (например, «Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации»), где перечислены организационно-правовые формы ФОИВ, их количество, а также указано, какие из них непосредственно подчинены Президенту РФ или Правительству РФ. В ст. 112 Конституции РФ утверждение структуры ФОИВ осуществляется Президентом РФ в недельный срок после вступления в должность Председателя Правительства РФ (один раз в шесть лет), исключением является отставка Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ), других случаев утверждения структуры ФОИВ Конституцией РФ не предусмотрены, так как это очень дорогостоящая реформа и, главное, она надолго снижает качество функционирования структуры ФОИВ и должна пройти период восстановления прежнего уровня своего функционирования. В дальнейшем, если такое изменение структуры научно обоснованно, это позволит повысить уровень качества государственного управления. На практике структура ФОИВ с 2008 по 2012 г. изменялась до 15 раз.

Организационно-правовая форма - это совокупность отделений, отделов, департаментов, управлений и иных организационно-соподчиненных подразделений, закрепленных нормативным правовым актом в целях реализации определенных функций и задач в организации государственного управления.

Изучая сущность системы управления конкретного правоохранительного органа, мы рассматриваем не только его внутреннюю структуру, но и порядок его образования, организацию деятельности системы управления по предметам ведения и объему компетенции, порядок назначения на должность и снятия с должности руководителя и его заместителей, т.е. рассматриваем систему организации и деятельности конкретного правоохранительного органа.

Сущность - это внутреннее содержание изучаемого предмета, выражающееся в целостном единстве его многообразных интегрированных свойств и отношений, включающее специфические отличительные признаки (черты) исследуемого предмета или объекта.

Чрезвычайно важно различать понятия системы и структуры в организации деятельности правоохранительных органов. Сложность разграничения этих понятий состоит в том, что структура - это система двух и более элементов (подсистем), находящихся между собой в неподвижной организационной связи, т.е. в состоянии статики, а система - это структура в динамике, т.е. структура приобретает качество системы в процессе ее функционирования (работы). Поэтому на стадии разработки и закрепления структуры применяются статутные (образующие) нормы права, а для совершенствования деятельности функциональной структуры (системы) используются нормы правового регулирования.

Эти понятия часто смешиваются не только в теории, но и на практике, что затрудняет правовое закрепление и регулирование управленческих отношений и, как следствие, недостаточно работает на повышение уровня эффективности деятельности ОН В, в том числе в процессе осуществления ими правоохранительной деятельности.

Поэтому чрезвычайно важно отличать в теории, нормотворчестве и практике такие понятия, как «система и структура правоохранительных органов»; «признаки системы»; «системные признаки»; «системный подход»; «системный анализ», так как они тесно связаны с разрешением актуальной проблемы качества государственного управления, в том числе и повышения уровня эффективности правоохранительной деятельности в целом.

Надо усвоить такие основные понятия, как «компетенция», «полномочия» и «правомочия».

Компетенция - это совокупность нормативно закрепленных полномочий правоохранительного органа, наделение его правами, обязанностями и ответственностью по осуществлению функций и задач, в определенных законом формах и методах.

Полномочия - это делегированные государством (закрепленные законодательством) конкретные виды деятельности - функции, для осуществления которых субъекты права наделяются правами, обязанностями и ответственностью за их реализацию. Решения этих уполномоченных субъектов права имеют государственно-властный характер.

Правомочия - это предусмотренная законом возможность участника управленческих отношений (подвластного субъекта права) осуществлять определенные действия и требовать от полномочного органа или должностного лица (властного субъекта права) выполнения обязанностей по защите его прав, свобод и законных интересов.

Например, невыполнение государственным служащим действий по защите прав и законных интересов гражданина является административным правонарушением служащего.

Центральное место в изучении дисциплины «Правоохранительные органы» занимают термины: «система», «признаки системы», «системный признак», «системный анализ» и «системный подход», «структура системы», «проблема», «принципы», «цели», «задачи», «функции», так как от их усвоения завит решение вопросов организации деятельности правоохранительных органов.

Под системой понимается совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Признаками (чертами) системы являются:

  • 1) наличие двух и более элементов (подсистем), т.е. управляющего элемента и управляемого. Как правило, система управления правоохранительным органом состоит из трех подсистем:
    • федерального уровня управления;
    • уровня управления субъекта РФ;
    • уровня управления городов и районов.

Такое деление связано с федеративным устройством и административно-территориальным делением нашего государства, что регламентировано Конституцией РФ (ст. 1, 5, гл. 3).

Каждый элемент системы выступает одновременно в роли властного субъекта управления по отношению к подвластному субъекту управления и в роли подвластного субъекта управления по отношению к властному субъекту управления, т.е. все системы управления построены по принципу иерархии (организационной соподчиненности);

2) взаимосвязь и взаимозависимость , которые регламентированы нормативными правовыми и организационно-правовыми актами, эти отношения связи имеют властный характер. При рассмотрении этого признака некоторые авторы упрощенно подходят к его характеристике, считая, что взаимосвязи здесь достаточно, но только взаимозависимость результатов деятельности подсистем (элементов) повышает эффективность функционирования системы. Каждая подсистема является управляемой по отношению к вышестоящей, или управляющей, по отношению к нижестоящей подсистеме и между ними существует не только взаимосвязь, но и взаимозависимость по результатам функционирования.

Взаимосвязь между субъектом управления осуществляется в форме «прямых связей» (команд, приказов, указаний, осуществления контроля и т.п.) и «обратных связей», т.е. наличия поступающей информации о результатах работы организационно соподчиненных субъектов управления. Взаимозависимость - это когда результаты эффективности работы всей системы функционирования зависят от результатов работы ее подсистем, и эта взаимозависимость функционирования определяет уровень целостного единства работы всей системы;

3) целостное единство системы, которое понимается как интегрированное качество, а не арифметическая сумма качеств элементов, входящих в систему функционирования. Интеграция - это состояние качественной связи отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому состоянию. Целостное единство можно определить и как наиболее тесную связь элементов внутри системы, нежели ее элементов с элементами других внешних систем, т.е. с внешней средой.

Следует разделять понятия «признаки системы» и «системный признак».

Системный признак означает качественное различие правоохранительных систем, имеющих свои цели, задачи, принципы, функции, формы и методы их осуществления.

Также различны понятия «системный подход» и «системный анализ» в организации и деятельности правоохранительных органов. Изучение правоохранительных органов имеет краткую историю, а системный подход открыт и применяется веками. Владеющие этим эффективным методом познания люди всегда успешно его применяли и применяют в теоретической и практической деятельности.

Системный подход - это один из основных методов познания сложных объектов и процессов общества и природы, выявление в них основных типов связей и сведение их в единую теоретическую модель или схему, позволяющую адекватно характеризовать и сравнивать эти объекты и процессы.

Системный анализ - это совокупность методологических способов, средств, приемов и операций, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным и комплексным проблемам исследуемых процессов или объектов общества и природы.

Главный смысл использования системного анализа в управлении социальными системами заключатся в том, что прогнозирование поведения объекта воздействия и планирование деятельности субъекта управления всегда имеют вероятностный характер, а мера или степень воздействия зависят от уровня изменения и развития внешней среды (общества). Поэтому управление социальными системами - это гармоничное сочетание достижений науки и искусства. Неслучайно древнегреческий философ и мыслитель Платон называл науку кибернетику искусством управления государством.

Особое значение в осуществлении правоохранительной деятельности как и в организации управления любого вида деятельности имеет процесс выявления и осмысления актуальной проблемы.

Проблема - это различие (мера, степень) между действительным состоянием осуществления правоохранительной деятельности и желаемым или требуемым состоянием.

Проблема может измеряться количественными и качественными отношениями в виде конечного результата. Проблемы по результату расхождения между действительным и желаемым имеют сходство с результатами целей и задач. Однако по иерархии и приоритету результат проблемы является первым, вторым является цель, так как она формулируется при выявлении и осмыслении проблемы, третьим являются задачи, так как правоохранительные органы, решая поставленные руководством или закрепленные нормативными правовыми актами задачи, достигают цели или приближаются к ним, а достигая цели, разрешают (снимают) в некоторой мере (степени) остроту актуальности проблемы в сфере своей правоохранительной деятельности.

Поэтому очень важно для субъекта управления уметь выявить и осмыслить одну наиболее актуальную проблему, так как ни один правоохранительный орган не в состоянии разрешить одновременно все или несколько проблем ввиду ограниченности времени, финансовых, экономических, материально-технических ресурсов, квалифицированных кадров, а также возможного неблагоприятного влияния внешней среды.

Актуальность проблемы - это не только ее высокий приоритет (значимость), но и практическая возможность или допустимая степень вероятности разрешения этой проблемы за определенное время при наличии имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, экономических, материально-технических, временных, информационных и др.). Актуальность проблемы выявляется при возникновении двух требований:

  • 1) если по приоритету она превосходит остальные;
  • 2) если имеется допустимый уровень вероятности ее разрешения (при наличии кадровых, финансовых, экономических, материально- технических и временных ресурсов для ее частичного или полного разрешения).

Актуальность проблемы (ее выявление и осмысление) обуславливает характер сформулированной цели и постановку задач для ее достижения, а также наделение исполнителей соответствующими полномочиями (видами деятельности государственно-властного характера) для осуществления функций и решения поставленных задач, что способствует достижению или хотя бы приближению к сформулированной цели (желаемому результату).

Решая поставленные задачи, не всегда возможно достичь сформулированных целей и впоследствии разрешить актуальную проблему полностью. Однако позитивность этого непрерывного, циклического процесса решения задач с помощью осуществления определенных функций и полномочий заключается в достижении определенных результатов (целей), частичном или окончательном разрешении проблемы. Результаты решения задач зависят также от полномочий (видов деятельности государственно-властного характера) правоохранительного органа, должностного лица, его квалификации и опыта в плане организации осуществления правоохранительных функций. Например, полиция наделена полномочиями по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других правонарушений с помощью таких правоохранительных функций, как оперативно-розыскная, административная деятельность, дознание, предварительное следствие. Меры государственного принуждения, используемые полицией для осуществления правоохранительных функций, регламентированы ФЗ от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции», так как меры принуждения, и в первую очередь, касающиеся ограничения прав и свобод личности, могут применяться только на основании федерального закона в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Лекция: Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы».

Реляционная алгебра

Носитель реляционной алгебры – множество отношений. Сигнатура – кроме введенных операций – объединение, пересечение, разность, расширенное декартово произведение отношений, включаются и специальные операции над отношениями.

В реляционной алгебре расширение сигнатуры заключается в включении специальных операций над отношениями: выбор, проекция и соединение.

Операция Выбор представляет собой процедуру построения «горизонтального» подмножества отношений, т.е. подмножества кортежей, обладающих заданным свойством. Пример – отношение R" – расписание экзаменов преподавателя. Результатом операции выбора являются строки, в которых домен D представлен строками.

Проекция.

Соединение

R 5 D 1 группа D 2 дисциплина D 3 преподаватель D4 дата D 4 аудитория

1. Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы РФ».

2. Соотношение курса « Правоохранительные органы России» с другими юридическими дисциплинами.

3. Основные понятия учебной дисциплины « Правоохранительные органы России».

4. Общая характеристика правовых актов, регулирующих деятельность судебных и правоохранительных органов.

Предмет любой учебной дисциплины определяется вопросами, которые подлежат изучению в рамках этой дисциплины. В рамках учебной дисциплины «Правоохранительные органы РФ» происходит ознакомление с устройством правоохранительных органов и требованиями, предъявляемыми к сотрудникам этих органов, организации правоохранительных органов и их полномочий, ознакомление с нормативными актами, устанавливающими правила деятельности правоохранительных органов.

Учебный курс «Правоохранительные органы России» изучает вопросы организации и основы деятельности судов, прокуратуры, органов предварительного расследования, нотариата, адвокатуры и других, а также правовой статус, компетенция и полномочия сотрудников этих органов.

К задачам курса «Правоохранительные органы России» относятся:

Ознакомление знаний студентов о правоохранительной деятельности и о тех государственных и негосударственных органах и учреждениях, которые призваны осуществлять данную деятельность;



Формирование у будущих юристов уважительного отношения к правам и свободам людей в процессе осуществления правоохранительной деятельности;

Привитие осознания у студентов важность знания законов и иных нормативно-правовых актов, практику применения их в процессе правоприменительной деятельности.

Предмет курса и его задачи определяют систему учебной дисциплины, которая состоит:

Из общих положений, в которых рассматриваются: предмет, задачи и система учебной дисциплины, основные понятия; нормативно-правовые акты о правоохранительных органах; судебная власть и конституционные принципы осуществления правосудия;

Изучение деятельности судебной системы РФ: федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Конституционного суда РФ, судов субъектов РФ, правового статуса судей, требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи и к судьям, а также участие в рассмотрение дел присяжных и арбитражных заседателей;

Ознакомление с деятельностью государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности: органов внутренних дел, обеспечения безопасности, юстиции, налоговых и таможенных органов;

Органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры;

Органов правового обеспечения правовой помощи: значение деятельности уполномоченного по правам человека («омбудсмена»), работы адвокатуры и нотариата;

Негосударственных организаций - частные детективные и охранные службы.

С учетом того, что «Правоохранительные органы России» как учебная дисциплина является в какой-то степени глобусом знаний о правоохранительных органах, вводной учебной дисциплиной и поэтому она взаимосвязана с иными дисциплинами, которые изучают студенты юридических факультетов.

К числу дисциплин, связанных с курсом «Правоохранительные органы России», относится в первую очередь «Теория государства и права», в которой содержится азбука и в какой-то степени философия права, определение правовых понятий правоохранительной деятельности, без уяснения смысла которых студент, получающий высшее юридическое образование, обречен не стать профессиональным юристом.

Конечно же, следует отнести к дисциплине, связанной с курсом «Правоохранительные органы России» курс «Конституционное право», в котором изучаются нормы Конституции, устанавливающие фундаментальные основы сферы права государства, которые находят более детальное развитие в других законах, являющихся предметами изучения различных юридических дисциплин.

Курс «Правоохранительные органы России» связан с такими курсами, как «Уголовное право» и «Уголовно-процессуальное право», «Гражданское право» и «Гражданско-процессуальное право», «Арбитражно-процессуальное право», «Административное право», в которых изучаются понятия преступления и проступка, изучаются их признаки, определяются какие действия являются преступными, а какие, относящиеся к правонарушениям и иные вопросы материального права (уголовное право и административное право), процедура рассмотрения дел с соблюдением принципов судопроизводства.

Имеется определенная связь дисциплины «Правоохранительные органы России» с дисциплинами «Криминалистика» и «Криминология», данные которых используются сотрудниками правоохранительных органов в работе.

Правоохранительная функция реализуется государством непосредственно путем создания государственных органов с соответствующими полномочиями, а также через негосударственные учреждения, организации, объединения, уполномоченных государством на правоохранительную деятельность.

В учебниках и словарях (в законодательстве отсутствует определение) предлагаются следующие определения правоохранительных органов:

Правоохранительные органы - это специально созданные государством структуры, основной задачей которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение

С учетом этого определения к правоохранительным органам относят: суды; органы прокуратуры; органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции; органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; органы госнаркоконтроля; органы налоговой службы; таможенные органы; нотариат; адвокатура и др.

(Задание в словарь юридических терминов в часы самостоятельной подготовки - дефиниция «законность» и «правопорядок»).

Правоохранительные органы - это обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа государственных органов, имеющих свои четкие задачи, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод путем осуществления конституционного контроля, правосудия и организационного обеспечения судов, прокурорского надзора.

Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, таможенные органы, органы юстиции, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы раскрытия и расследования преступлений, органы по правовой помощи и правовому обеспечению

Можно привести и другие определения понятия «правоохранительные органы», но и приведенных достаточно для вывода, что основными направлениями в деятельности правоохранительных органов, по мнению авторов дефиниций, являются:

«- защита прав, свобод и законных интересов граждан; обеспечение надлежащего общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений; выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности; принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения; обеспечение исполнения принятых решений; обеспечение квалифицированной юридической помощи»

Следует отметить, что о понятиях и видах правоохранительных органов существуют два основных взгляда на эту проблему. Одни авторы 8тносят суды к правоохранительным органам, а другие оспаривают отнесение судов к правоохранительным органам.

В учебники «Правоохранительные органы» под редакцией В.П.Божьева несостоятельность точки зрения об ошибочности не отнесения судов к правоохранительным органам аргументирована cледующим образом:

«На наш взгляд, несостоятельность подобных точек зрения вполне убедительно обосновывает К.Ф.Гуценко, указывающий, что исключение судов из числа правоохранительных органов - результат упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности».26.

Все же, как представляется, более предпочтительной является вторая точка зрения.

Сейчас обратимся к понятию «правоохранительная деятельность». Кстати, в законах понятие и содержание правоохранительной деятельности также отсутствует. «Одни авторы ограничивают понятие правоохранительной деятельности с происходящим в сфере борьбы с преступностью, другие - в сфере борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, третьи- сужают содержание правоохранительной деятельности до вопросов поддержания порядка.

К.Ф.Гуценко и М.А.Ковалев утверждают, что столь упрощенный подход нельзя признать правильным, поскольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности»

С учетом такого подхода выделяют следующие признаки правоохранительной деятельности:

Она осуществляется только с помощью применения мер воздействия;

При строгом соответствии применяемых в ходе ее осуществления мер предписания НПА (нормативно-правовых актов);

При соблюдении процедуры привлечения к юридической ответственности;

Специально уполномоченными государственными органами, деятельность которых регламентируется правовыми актами.

С учетом этих признаков предлагается следующая формулировка понятия «правоохранительной деятельности».

Государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными на то органами с целью охраны права или его восстановления в случае нарушения путем применения соответствующих юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного законом порядка.

В юридической литературе понятие правоохранительной деятельности формулируют из основных направлений (функций) данного вида государственной деятельности. Выделяют следующие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи населению.

Исходя из этих направлений предлагается следующее понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность - это объективно и субъективно обусловленная правоприменительная деятельность специально уполномоченных, компетентных органов, которая базируется на нормах международного и внутригосударственного права и направлена на охрану законности, правопорядка, а также защиту прав и свобод человека и гражданина

По вопросу о задачах правоохранительных органов, о которых говорится в разрозненных правовых актах (о судебной системе, о прокуратуре, о полиции и других) их подразделяют на две группы: общие, характерные для всех направлений правоохранительной деятельности,и конкретные (специализированные), характерные для отдельных направлений этой деятельности.

При изучение курса необходимо усвоить некоторые термины, которые имеют конкретное содержание и часто используются в юридическом языке.

Нужно усвоить такие понятия, как «компетенция» и «полномочия», которые иногда используют как идентичные.

В новейшем словаре иностранных слов и выражений такое определение дано: «КОМПЕТЕНТНОСТЬ {лат. competens (competentis) надлежащий; способный} обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о ч.-л.; веское, авторитетное мнение»; КОМПЕТЕНТНЫЙ {компетентность} знающий, сведующий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать ч.-л., судить о ч.-л.; КОМПЕТЕНЦИЯ {лат. Competentia принадлежность по праву} 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» .

Таким образом, компетенция - это круг полномочий правоохранительного органа, наделение его правами, обязанностями,

ответственностью по осуществлению функций и задач в определенных законом формах и методах.

Полномочия - это делегированные государством конкретные виды деятельности.

Нормативные акты, регламентирующие структуру правоохранительных органов, их полномочия, принципы и порядок деятельности многочисленны.

К источникам законодательства о правоохранительных органах относятся: Конституция РФ, законы и подзаконные акты, положения международно-правовых актов.

Важнейшим нормативно-правовым источником в области правоохранительной деятельности является Конституция РФ, в которой закреплены основы государственного строя и правовой системы России в целом.

В Конституции (глава 7) определяется статус судебной власти, формы осуществления правосудия, принципы судоустройства и судопроизводства, гарантии независимости судебной власти, основные положения о прокуратуре (ст.129 Конституции).

Конституция РФ (ст.71 и 72) определила вопросы исключительно находящиеся в ведении Российской Федерации и вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В частности, к вопросам ведения исключительно Российской Федерации отнесены: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.

К совместному ведению отнесены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат и др.

В учебниках «Правоохранительные органы» все нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, предлагают классифицировать по нескольким основаниям

1. Акты общего действия:

Международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов. В постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» обращено внимание судов, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России являются составной частью ее правовой системы. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В Пленуме также подчеркнуто, что международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод.

К числу таких актов следует отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Основные положения о роли адвокатов и другие;

Конституция РФ имеет прямое действие, обладает высшей юридической силой.

2. Акты о судебной власти, судоустройстве, органах, обеспечивающих деятельность судов: ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»; ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; ФКЗ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечения доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и другие.

3. Акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры: ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

4. Акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок в Российской Федерации: ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», ФЗ от 3 апреля 1995 г. ; 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ФЗ от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министесртва внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О полиции» и другие.

5. Акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений и правонарушений: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», вступивший в силу (за исключением ст. 36 этого закона) с 15 января 2011 года, Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38, которым утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации, ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), принятый ФЗ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ и другие.

6. Акты об организации юридической помощи в Российской Федерации: ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»,Основы законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «О нотариате», Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции РФ от 19.11.2009 № 403, ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № и1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие.

Принято все нормативно-правовые акты подразделять на группы по их юридической силе:

1. Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу.

2. Международно-правовые акты, содержащиеся общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Федеральные законы: а) федеральные конституционные законы, которые издаются в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней; б) федеральные законы; в) законы субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

4. Указы и распоряжения Президента РФ.

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ: постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда» и другие.

6. Ведомственные правовые акты - акты министерств, ведомств и служб: приказ Минюста РФ № 199 и Минфина РФ № 87н от 25 октября 2007 г. «Об утверждения порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда, в зависимости от сложности уголовного дела», Приказ Генпрокуратуры № 136 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», приказ Генпрокуратуры № 137 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и другие.


См.: Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. Ред. Г.И. Загорского и Н.А.Петухова.- 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. С.15.

См.: Правоохранительные органы России: учебник /под ред. В.П.Божьева.-М.: Высшее образование, 2007. С.24.

См.: Правовой словарь /Л.Ю.Грудцына.-М.: Эксмо, 2008.-1152с.- (Новейший юридический справочник).С.875.

См.: Правоохранительные органы: учебник/под общ. ред. Г.И.Загорского и Н.А.Петухова С.16

См.: Правоохранительные органы России:учебник/под ред. В.П.Божьева. С.22

См.: Правоохранительные органы. Курс лекций /Воронкова М.Л., Ишеков К.А., Черкасов К.В. - М.: Эксмо,2010. С.11.

См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений.-М.: Совеременный литератор,2005. С.419.

См.:Правоохранительные органы: Учебник /Под общ. Ред. Г.И.Загорского и Н.А.Петухова. С.21-27.

В демократическом правовом государстве права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Конституция России как основной закон государства определила, что охрана прав и свобод является обязанностью государства.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются органы обеспечения безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью.

Таким образом, представление о системе органов обеспечения безопасности, существующей в Российской Федерации, структуре конкретных государственных органов является необходимым при изучении курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность». К сожалению, в рамках данной лекции не представляется возможным осветить все органы, обеспечивающие безопасность в России, поэтому, мы дадим характеристику системе органов безопасности, а затем разберем отдельные из них.

  • |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
  • 1.3. Система правоохранительных органов
  • 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
  • Тема 2. Судебная власть в российской федерации
  • 2.1. Понятие и признаки судебной власти
  • 2.2. Суд как орган судебной власти
  • 2.3. Судебная система
  • Тема 3. Принципы правосудия
  • 3.1. Понятие правосудия
  • 3.2. Принципы правосудия
  • 3.3. Система принципов правосудия
  • Тема 4. Правовой статус судьи
  • 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
  • 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
  • 4.4. Гарантии независимости судей
  • 4.5. Органы судейского сообщества
  • Тема 5. Система судов общей юрисдикции
  • 5.1. Мировые судьи
  • 5.2. Районный суд
  • 5.3. Суды субъектов рф
  • 5.4. Верховный Суд рф
  • 5.5. Военные суды
  • Тема 6. Система арбитражных судов российской федерации
  • 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
  • 6.2. Арбитражные суды субъектов рф
  • 6.3. Арбитражные апелляционные суды
  • 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
  • 6.5. Высший Арбитражный Суд рф
  • Тема 7. Конституционный суд российской федерации
  • 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда рф
  • 7.2. Компетенция Конституционного Суда рф
  • 7.3. Состав и структура Конституционного Суда рф
  • Тема 8. Прокуратура российской федерации
  • 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
  • 8.2. Следственный комитет при прокуратуре рф
  • 8.3. Кадры органов прокуратуры
  • 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
  • 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
  • Тема 9. Органы внутренних дел российской федерации
  • 9.1. Система органов внутренних дел
  • 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
  • 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
  • 9.4. Кадры милиции
  • Тема 10. Органы предварительного расследования
  • 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
  • 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел рф
  • 10.3. Следственное управление при гувд (увд) субъекта рф
  • 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
  • Тема 11. Правоохранительные органы, обеспечивающие общую и экономическую безопасность российской федерации
  • 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
  • 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
  • 11.4. Федеральная служба государственной охраны
  • 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Тема 12. Адвокатура в российской федерации. Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
  • 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
  • 12.2. Правовой статус адвоката
  • 12.3. Система адвокатуры
  • 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам
  • Литература
  • М. П. Поляков, а. В. Федулов Правоохранительные органы Российской Федерации: краткий курс лекций

    Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

    Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Правоохранительные органы».

    Структура и содержание пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

    Издание предназначено студентам юридических вузов.

    Принятые сокращения

    Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ

    1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

    |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

    1.3. Система правоохранительных органов

    1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов

    Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1. Понятие и признаки судебной власти

    2.2. Суд как орган судебной власти

    2.3. Судебная система

    Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

    3.1. Понятие правосудия

    3.2. Принципы правосудия

    3.3. Система принципов правосудия

    Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ

    4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей

    4.2. Порядок наделения судей полномочиями

    4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи

    4.4. Гарантии независимости судей

    4.5. Органы судейского сообщества

    Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    5.1. Мировые судьи

    5.2. Районный суд

    5.3. Суды субъектов РФ

    5.4. Верховный Суд РФ

    5.5. Военные суды

    Тема 6. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов

    6.2. Арбитражные суды субъектов РФ

    6.3. Арбитражные апелляционные суды

    6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов

    6.5. Высший Арбитражный Суд РФ

    Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ

    7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ

    7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ

    Тема 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры

    8.2. Следственный комитет при прокуратуре РФ

    8.3. Кадры органов прокуратуры

    8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

    8.5. Задачи и функции органов прокуратуры

    Тема 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    9.1. Система органов внутренних дел

    9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции

    9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции

    9.4. Кадры милиции

    Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

    10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование

    10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ

    10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ

    10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел

    Тема 11. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации

    11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации

    11.3. Таможенные органы Российской Федерации

    11.4. Федеральная служба государственной охраны

    11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

    Тема 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

    12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности

    12.2. Правовой статус адвоката

    12.3. Система адвокатуры

    12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам

    Литература

    Принятые сокращения

    Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

    АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

    ГК Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

    ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

    КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

    СК – Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

    ТК Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

    УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ

    УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

    УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

    Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

    Закон об ОРД – Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

    ОРД – оперативно-розыскная деятельность

    РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

    СССР – Союз Советских Социалистических Республик

    СНГ – Содружество Независимых Государств

    РФ – Российская Федерация

    В результате изучения раздела студент должен:

    • знать систему курса «Правоохранительные органы России», соотношение данного курса с другими юридическими дисциплинами;
    • уметь анализировать основные понятия учебного курса «Правоохранительные органы России», давать общую характеристику федерального законодательства и других нормативных правовых актов, в том числе о судах;
    • владеть навыками сравнительного исследования Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов правоохранительных органов РФ.

    ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    Предмет и система курса «Правоохранительные органы России», методы его изучения

    Накопленный объем научных знаний о государственном устройстве России, опыт практической деятельности в государстве по созданию, построению правоохранительных органов, организация деятельности государственных органов по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России».

    Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни ученые отталкиваются от назначения уголовного процесса и организации в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих отдельные виды правоохранительной деятельности наряду с главной и основной для них иной правоисполнительной деятельностью.

    Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения.

    Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.

    Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки.

    Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной, комплексной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.

    Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законо- дательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.

    Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.

    Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины.

    Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную.

    В данном учебнике авторами предлагается также определенная систематизация изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по взаимосвязи материала курса.

    Раздел I. Общие положения.

    Раздел II. Органы судебной власти и судебная система Российской Федерации.

    Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации.

    Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора.

    Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи.

    Раздел VI. Органы юстиции в зарубежных государствах.

    Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.

  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • Вопросы к зачету по дисциплине

    «Правоохранительные органы»

      Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

      Правоохранительная деятельность, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

      Законодательство о правоохранительных органах в РФ, его классификация.

      Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.

      Понятие правосудия.

      Понятие принципов правосудия, их система.

      Осуществление правосудия только судом.

      Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.

      Независимость судей и подчинение их только закону.

      Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.

      Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

      Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.

      Право граждан на судебную защиту.

      Презумпция невиновности.

      Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

      Национальный язык судопроизводства.

      Гласность судебного разбирательства.

      Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.

      Понятие судебной системы РФ. Признаки судебной системы.

      Суд в системе других правоохранительных органов.

      Конституционный суд РФ: задачи, принципы организации и деятельности.

      Высший Арбитражный Суд РФ: структура и компетенция.

      Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура, полномочия.

      Арбитражные Суды субъектов РФ: порядок образования, структура, полномочия.

      Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

      Понятие суда первой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.

      Понятие суда второй (кассационной) инстанции: суды рассматривающие дела в кассационной инстанции.

      Понятие суда апелляционной инстанции: суды рассматривающие дела в апелляционной инстанции.

      Понятие суда надзорной инстанции: суды рассматривающие дела в надзорной инстанции.

      Верховный Суд Российской Федерации: его полномочия и структура.

      Суды субъектов РФ: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.

      Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.

      Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

      Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.

      Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его функции.

      Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.

      Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.

      Органы судейского сообщества, их функции.

      Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.

      Понятие и виды отраслей прокурорского надзора.

      Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора.

      Система органов прокуратуры.

      Система органов военной прокуратуры.

      Выявление и раскрытие преступлений как самостоятельная функция правоохранительной деятельности.

      Органы дознания, виды дознания.

      Оперативно-розыскная деятельность и органы её осуществляющие.

      Оперативно-розыскные мероприятия, основания их проведения.

      Понятие и задачи адвокатуры.

      Статус адвоката: порядок приобретения статуса адвоката.

      Формы адвокатских образований, требования предъявляемые к ним.

      Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

      Права и обязанности адвокатов.

      Военные суды РФ: порядок образования, система и полномочия.

      Органы госбезопасности: виды и задачи.

      Нотариат.

      Полномочия прокурора.

      Таможенные органы РФ: система, структура, полномочия.

      Органы предварительного расследования: виды и полномочия.

      Военная прокуратура: система, структура, полномочия.

      Органы внутренних дел Российской Педерации: система и полномочия.

    1.Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

    ПО – это учебная дисциплина, которая дает представление о том, какие органы предназначены для обеспечения законных прав и интересов граждан, для обеспечения законной деятельности органов государственной власти и управления правопорядка в стране.

    ПО – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

    Предметом дисциплины является изучение компетенций уполномоченных государством ПО, их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия м/у собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

    Система – это совокупность отдельных элементов, составляющих единое целое.

    Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

    В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодательные акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

    В особенной части рассматриваются вопросы организации и деят-ти конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, осн. направления деят-ти, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

    Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

    Также курс связан с административным правом, так как нормы административного законодательства определяет систему и структуру органов гос. управления.

    Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданским, арбитражным, головным процессуальным правом. ПО в совей деят-ти по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деят-ти ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, земельного, семейного и т.д.

    2.Пд, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

    ПД – это деят-ть, установленная государством, спец. органов , которая осущ-ся с цельюохраны прав а путем примененияюридических мер воздействия , в строгом соответствии сзаконом и при обязательном соблюденииустановленного им порядка .

    Признаки ПД:

      правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

      направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

      правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

      применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

      правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.

    Задачи ПД:

      Охрана личности, ее прав и свобод (в конституции 93 г. личность ставится в первую очередь).

      Охрана общества, ее материальных и духовных ценностей

      Охрана государства, его конституционного строя и государственной целостности.

    Направления (функции) ПД:

      Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд) – это контроль за всем, что принимается, издается на соответствие Конституции РФ

      Функция правосудия – это рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных дел судами общей юрисдикции по существу (это рассмотрение и разрешение дел, с вынесением либо приговора (оправдательный и обвинительный), либо решения по спорам).

      Организационное обеспечение деятельности судов (органы осуществляющие эту функцию обеспечивают всем необходимым суды и судей конкретно – канцтовары, мебель, ремонт и пр.). Осуществляет судебный департамент при Верховном суде РФ, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции.

      Прокурорский надзор (прокуратура) – это надзор за точным, единообразным применением закона всеми: и должностными лицами, и органами гос. власти, и общественной жизнью.

      Выявление и расследование преступлений (следственный аппарат МВД, ФСБ,ФСБ по обороту наркотиков и следственный комитет при прокуратуре РФ – 4 органа)

      Оказание юридической помощи (помимо гос-ной помощи имеются негос-ная; адвокатура (негос-ная) – это профессиональное объединение юристов, занимающихся адвокатской практикой; нотариусы (и частн. и негос-ная); агентства охранные, детективные (коммерческие органы).

    Случайные статьи

    Вверх