Принесение прокурором кассационных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по уголовным делам. Деятельность прокурора в вышестоящих инстанциях Кассационное представление прокурора по уголовным делам

Заявить ходатайство об отводе судьи можно в устной или письменной форме. Предпочтительно использовать письменное заявление об отводе судьи, поскольку оно приобщено к делу, его содержание, в отличии от устного заявления об отводе, нельзя будет исказить или трактовать по другому.

В тексте ходатайства необходимо привести конкретные обстоятельства невозможности участия судьи в рассмотрении дела.

Вводная часть.

В производстве какого суда находится дело по иску(заявлении, жалобе, обвинению);

Стороны;

Предмет спора или Ф.И.О. подсудимого;

Указать Ф.И.О. судьи, участвующего в рассмотрении данного дела.

В этой части указываются следующие обстоятельства:

Ф.И.О. судьи, который не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу;

Указать обстоятельства отвода.

Заключительная часть.

В этой части указываются следующие обстоятельства:

Приложение(доказательства);

Подпись.


Судом апелляционной инстанции г. Волгограда по рассмотрению дела Клыкова Н.Г. было принято решение об изменении приговора суда первой инстанции и назначено Клыкову Н.Г. наказание в виде штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период 4 месяца. Прокурор, ссылаясь на необоснованность приговора, вынес кассационное представление.

Составьте кассационное представление прокурора.



Кассационное представление – постановление, которым разрешается вопрос о законности и обоснованности пересмотренного решения суда первой инстанции.

Как и иные судебные постановления, кассационное определение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть определения кассационной инстанции по сравнению с одноименными частями решения и определения районного (городского) суда более объемна.

В ней перечислены: наименование выносимого постановления; время и место вынесения; наименование и состав суда; фамилия прокурора и иных участвующих в заседании лиц, а также кассатора.

Во вводной части указывается, решение какого суда обжалуется и в чем его суть (резолютивная часть). Реквизиты этой части имеют конститутивное значение – именно они придают записанным суждениям и выводам суда второй инстанции качество акта правосудия. Отсутствие тех или иных реквизитов, их искажение может повлечь отмену кассационного определения.

В описательной части излагаются краткое содержание решения, кассационной жалобы (протеста), объяснений участвующих в деле лиц, заключение прокурора, а также суть дополнительно представленных материалов.

В мотивировочной части суд излагает суждения, по которым пришел к своим выводам. В этой части суд вскрывает допущенные при разбирательстве дела ошибки, толкует нормативные акты, неправильно примененные судом, а также ссылается на законы, которыми руководствовался.

В резолютивной части излагается постановление суда, сделанное на основании выводов, указанных в мотивировочной части определения.

Судебная коллегия, отменив решение и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, может и должна назвать:

1) конкретные пути и средства установления действительных обстоятельств дела: какие факты должны быть включены в предмет доказывания, какими доказательствами они должны быть подтверждены и т.п.;

2) допущенные нарушения. При этом правомерно указать на необходимость привлечения прокурора, соединения или разъединения дел и др. при новом разбирательстве;

3) истолковать нормы процессуального и материального права, примененные судом первой инстанции при разбирательстве конкретного дела.

В соответствии со ст. 389.2 УПК решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, обжалуются в апелляционном порядке . Суд апелляционной инстанции в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 389.20 УПК, отменяя постановление суда первой инстанции, как правило, должен сам вынести новое судебное решение, а не возвращать уголовное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В соответствии со ст. 389.1 УПК право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, гособвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

В соответствии со ст. 389.2 УПК определения или постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства и другие судебные решения, вынесенные в ходе судебного разбирательства, обжалуются в апелляционном порядке одновременно с обжалованием итогового судебного решения по делу. Обжалование определения или постановления, вынесенных во время судебного разбирательства, не приостанавливает судебное разбирательство.

Срок апелляционного обжалования составляет 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда.

Статья 389.3 УПК определяет, что апелляционное представление прокурора, как и апелляционная жалоба, приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение. Апелляционное представление подается: 1) на приговор или иное решение мирового судьи - в районный суд; 2) на приговор или иное решение районного суда, - в судебную коллегию по уголовным делам суда областного звена, 3) на промежуточное решение суда областного звена- в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего суда;

4) на приговор или иное итоговое решение суда областного звена- соответственно в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ.

Статья 389.6 УПК излагает требования к апелляционному представлению, которое должно содержать: 1) наименование суда апелляционной инстанции, в который подается представление; 2) данные о лице, подавшем апелляционное представление, с указанием его процессуального положения, места нахождения; 3) указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего; 4) доводы лица, подавшего апелляционное представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 389.15 УПК; 5) перечень прилагаемых к апелляционному представлению материалов; 6) подпись лица, подавшего апелляционное представление.

В случае несоответствия апелляционного представления требованиям, установленным УПК, что препятствует рассмотрению уголовного дела, оно возвращается судьей, который назначает срок для его пересоставления. Если требования судьи не выполнены и апелляционное представление в установленный судьей срок не поступило, оно считаются неподанным. В этом случае приговор считается вступившим в законную силу (ч. 4 ст. 389.6 УПК).

Суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое решение, извещает прокурора о принесенных апелляционных жалобах (ст. 389.7 УПК). Это необходимо для того, чтобы прокурор, не согласный с доводами жалоб, направил на них возражения. Возражения, поступившие на жалобу, приобщаются к материалам уголовного дела.

В соответствии со ст. 389.8 УПК гособвинитель или вышестоящий прокурор, подавший апелляционное представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной инстанции. В этом случае апелляционное производство по этому представлению прекращается. Необходимо отметить, что право отзыва представления принадлежит только тому прокурору, который его принес. Вышестоящий прокурор не вправе отозвать представление гособвинителя.

Суд апелляционной инстанции вправе принять решения об отмене обвинительного приговора и о вынесении оправдательного приговора; об отмене обвинительного приговора и о вынесении обвинительного приговора; об отмене оправдательного приговора и о вынесении оправдательного приговора.

Вступившие в законную силу приговоры и иные решения суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение одного года с момента их вступления в законную силу (ст. 401.2 УПК).

Принесение кассационных представлений в соответствии с гл. 47.1 УПК является полномочием Генпрокурора РФ и его заместителей, которые вправе обращаться в любой суд кассационной инстанции, а также прокуроров регионального уровня и их заместителей, которые вправе вносить кассационные представления в президиумы судов областного звена. При этом к указанным прокурорам с ходатайствами о принесении кассационных представлений вправе обращаться не только участники уголовного судопроизводства, указанные в ст. 401.2 УПК, но и иные лица, в том числе родственники осужденных, представители правозащитных организаций.



Генпрокурор РФ, прокурор субъекта РФ и их заместители вправе обращаться с кассационными представлениями и по собственной инициативе, без поступления в прокуратуру каких-либо жалоб и ходатайств.

Кассационное представление подается на: 1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда областного звена, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, - соответственно в президиум суда областного звена; 2) судебные решения, если они являлись предметом рассмотрения президиума суда областного звена; приговор или иное итоговое судебное решение суда областного звена, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в апелляционном порядке; постановления президиума суда областного звена - в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ;

Статья 401.4. УПК содержит требования к содержанию кассационной жалобы, представления. Кассационное представление должно содержать: 1) наименование суда, в который оно подается; 2) данные о лице, подавшем представление, с указанием его места нахождения, процессуального положения; 3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 4) указание на судебные решения, которые обжалуются; 5) указание на допущенные судами существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях; 6) просьбу лица, подающего представление. Если кассационное представление ранее подавалось в суд кассационной инстанции, в нем должно быть указано принятое по нему решение. Представление должно быть подписано прокурором.

К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных решений, принятых по данному уголовному делу. В необходимых случаях прилагаются копии иных документов, подтверждающих доводы, изложенные в кассационном представлении. Кассационное представление в соответствии со ст. 401.5 УПК возвращается без рассмотрения, если: представление не отвечает требованиям; представление подано прокурором, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции; пропущен срок обжалования судебного решения в кассационном порядке; поступила просьба об отзыве кассационного представления; кассационное представление подано с нарушением правил подсудности.

Необходимо иметь в виду, что право вносить кассационные представления предоставлено, как было указано выше, Генеральному прокурору РФ и его заместителям, прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и их заместителям. Однако это право не предоставлено транспортным, природоохранным и иным (кроме военных) специализированным прокурорам, действующим на правах прокуроров субъектов РФ. При необходимости обжаловать в кассационном порядке приговор или иное судебное решение эти специализированные прокуроры обращаются к соответствующим прокурорам субъектов РФ, которые в свою очередь реализуют рассматриваемые полномочия.

По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит постановление: 1) об отказе в передаче кассационного представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных решений в кассационном порядке. При этом кассационное представление и копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции; 2) о передаче кассационного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Необходимо также иметь в виду положения ст. 401.17 УПК, устанавливающие недопустимость внесения повторных или новых кассационных жалобы, представления по тем же или иным правовым основаниям, теми же или иными лицами в тот же суд кассационной инстанции, если ранее эти жалоба или представление в отношении одного и того же лица рассматривались этим судом в судебном заседании либо были оставлены без удовлетворения постановлением судьи.

46. С 1 января 2013 г. вступила в действие гл. 48.1 УПК «Производство в суде надзорной инстанции», в соответствии с нормами которой пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке надзора осуществляется только Президиумом ВС РФ.

Этот орган вправе в соответствии с ч. 3 ст. 412.1 УПК пересматривать судебные решения судов областного звена, окружных и флотских военных судов, если эти судебные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ; определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в апелляционном и кассационном порядке, а также постановления Президиума ВС РФ.

Эти судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Статья 412.3 УПК содержит требования к содержанию надзорного представления, которые во многом аналогичны требованиям к кассационному представлению, и определяют, что надзорное представление, которое подается в Президиум ВС РФ, должно быть подписано Генпрокурором РФ или его заместителем. Поэтому прокуроры областного звена направляют в Генпрокуратуру РФ проекты надзорных представлений для внесения в ВС РФ в порядке, установленном ст. 412.2 и 412.3 УПК.

Надзорное представление изучается судьей ВС РФ по материалам, приложенным к представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела.

По результатам изучения надзорного представления судья ВС РФ выносит постановление об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора, либо о передаче надзорного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Порядок рассмотрения надзорного представления Президиумом ВС РФ во многом аналогичен порядку рассмотрения кассационных представлений. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела как по надзорному представлению, так и по надзорной жалобе, участие прокурора обязательно.

Дело докладывается судьей ВС РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела.

Прокурор, участвующий в судебном заседании Президиума ВС РФ, вправе выступить по существу дела. Он выступает первым, если подал надзорное представление, или после выступления лица, подавшего надзорную жалобу, если дело рассматривается по жалобе.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум ВС РФ принимает постановление.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

В результате рассмотрения уголовного дела Президиум ВС РФ как суд надзорной инстанции в соответствии со ст. 412.11 УПК вправе: 1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям,

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора;

4) поступила просьба об отзыве надзорных жалобы, представления;

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения.

47. Роль прокурора в возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств является весьма существенной.

Если с ходатайством о пересмотре приговора суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке может обратиться как прокурор (его ходатайство именуется представлением), так и иные участники уголовного судопроизводства (с жалобой), то судебное решение о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может быть принято только по заключению прокурора.

При этом вновь открывшимися обстоятельствами являются:

1)установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела.

От вновь открывшихся следует отличать новые обстоятельства, к которым относится: 1) признание КС РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции; 2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом РФ уголовного дела, связанное с: а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод; б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод; 3) иные новые обстоятельства.

Поводами для возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств могут быть поступившие к прокурору сообщения граждан, должностных лиц, а также данные, полученные в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения других уголовных дел.

Если есть сведения о вновь открывшихся обстоятельствах (которые всегда связаны с решением суда) Прокурор своим постановлением возбуждает производство ввиду вновь открывшихся обстоятельств , проводит соответствующую проверку , истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в законную силу. При проверке должно быть выяснено, повлияли ли установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, заведомо ложное заключение эксперта, преступные действия дознавателя, следователя, прокурора, судьи на законность, обоснованность и справедливость приговора или иного судебного решения по уголовному делу.

Если в сообщении имеется ссылка о новых обстоятельств, не известных суду в момент вынесения приговора, то прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств и направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств и решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

При расследовании новых обстоятельств могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке, установленном УПК. Однако при этом не может выноситься в отношении кого-либо постановление о привлечении в качестве обвиняемого, никто не может задерживаться в качестве подозреваемого, не могут применяться меры пресечения.

По окончании проверки или расследования и при наличии основания возобновления производства по уголовному делу прокурор в соответствии со ст. 416 УПК направляет уголовное дело в суд со своим заключением, а также с копией приговора и материалами проверки или расследования.

При отсутствии оснований возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство.

Заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств должно содержать существо приговора, вступившего в законную силу, содержание вновь открывшихся или новых обстоятельств, значение этих обстоятельств для законности, обоснованности и справедливости приговора, результаты проверки или расследования этих обстоятельств, ходатайство прокурора об отмене приговора с направлением уголовного дела на новое рассмотрение или с прекращением уголовного дела.

Заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств рассматривается в судебном заседании в порядке, установленном для кассационного рассмотрения уголовных дел.

Судья районного суда рассматривает заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств единолично и принимает одно из следующих решений: 1) об отмене приговора, определения или постановления суда и передаче уголовного дела для производства нового судебного разбирательства; 2) об отмене приговора, определения или постановления суда и о прекращении уголовного дела; 3) об отклонении заключения прокурора.

В соответствии со ст. 419 УПК судебное разбирательство по уголовному делу после отмены судебных решений по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также обжалование новых судебных решений производятся в общем порядке. Если возникнет необходимость производства каких- либо следственных и иных процессуальных действий, уголовное дело может быть возвращено судом прокурору при новом судебном разбирательстве.

1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его адрес или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;

5) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) указание на то, в чем, по мнению лица, подавшего жалобу, представление, состоят основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Кассационное представление должно быть подписано прокурором, указанным в части 6 статьи 318 настоящего Кодекса.

5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

6. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

6.1. Лица, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями, подающие кассационную жалобу в электронном виде, вправе направить копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае, если кассационная жалоба и приложенные к ней документы поданы в суд в электронном виде, суд кассационной инстанции вправе направить копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством размещения их на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и (или) сообщить лицам, участвующим в деле, о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде.

  • 33. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности
  • 34. Задачи и направления деятельности коллегий, создаваемых в органах прокуратуры
  • Пример: Регламент коллегии прокуратуры Оренбургской области(он делан на основе Регламента ген. Прокуратуры)
  • 2.Планирование работы коллегии
  • 3.Подготовка материалов к заседанию
  • 4.Проведение заседаний коллегии
  • 5.Оформление документов коллегии
  • 6.Исполнение решений коллегии
  • 35. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
  • 36. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 37. Основания проведения прокурорских проверок исполнения законов в органах контроля
  • 38. Основания и методика проведения прокурорских проверок исполнения законов на предприятиях
  • 39. Акты прокурорского наздора и требования, предъявляемые к ним.
  • 40. Внесение прокурором представлений об устранении нарушений законов
  • 41. Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении
  • 42. Инициирование прокурором возбуждения уголовного дела по результатам проверки, проведённой в рамках надзора за исполнением законов
  • 43. Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона.
  • 44. Принятие прокурором мер по возмещению ущерба, причиненного нарушениями закона.
  • 45. Прокурорский надзор за законностью правовых актов: понятие и задачи.
  • 46. Опротестование и судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов.
  • 47. Методика проведения проверок законности содержания лиц, арестованных в административном порядке. Меры, применяемые прокурором по выявленным нарушениям закона.
  • 48. Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предмет надзора.
  • 49. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и правовые средства.
  • 50. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
  • 51. Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уго­ловных дел.
  • 52. Прокурорский надзор за исполнением законов при задержании граждан по подозрению в совершении преступления. Меры, принимаемые прокурором по фактам выявленных нарушений законности.
  • 53. Надзор прокурора за законностью приостановления следствия по уголовным делам и окончанием предварительного следствия.?????????????????
  • 54. Надзор прокурора за исполнением законов при привлечении в ка­честве обвиняемого и применении мер пресечения.
  • 55.Основные средства прокурорского реагирования на выявленные факты неисполнения закона в ходе расследования уголовного дела. ??????????????????????
  • 56. Действия прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
  • 57. Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 58. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности.
  • 59. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание.
  • 60. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.
  • 61. Надзор прокурора за соблюдением требований режима и условий содержания осужденных и задержанных по подозрению в совершении преступлений.???
  • 62. Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности органов исполняющих наказания не связанные с лишением свободы.
  • 63. Прокурорский надзор за условно-досрочным освобождением осужденных.
  • 64. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.
  • 65. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнени­ем законов судебными приставами.
  • 66.Правовые основы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Задачи и полномочия прокурора.
  • 67. Основания и порядок участия прокурора в предварительном слушании уголовного дела судом.
  • 68. Поддержание прокурором государственного обвинения в суде. Структура обвинительной речи прокурора.
  • 70. Особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом присяжных.
  • 71. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по уголовным делам.
  • 72. Обжалование прокурором незаконных и необоснованных решений суда по уголовным делам в надзорном порядке.
  • 73. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
  • 74. Процессуальное положение прокурора участвующего в рассмотрении судами гражданских дел.
  • 76. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.
  • 77. Формы участия прокурора в арбитражном процессе, его процессуальное положение и полномочия.
  • 78. Основания направления прокурором апелляционных и кассаци­онных жалоб на незаконные и необоснованные решения арбитражных судов.
  • 76. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.

    В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном и кассационном производстве. На основании ст. 320 ГПК РФ на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Статья 331 предусматривает также, что на определение мирового судьи прокурор может принести представление в районных судах в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. В соответствии со ст. 336 ГПК РФ на решения всех судов Российской Федерации, принятые в первой инстанции, за исключением решений мировых судей прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

    Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК РФ, он в соответствии со ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебное постановление по этому делу путем принесения апелляционных и кассационных представлений. Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в гл. 39 и 40 ГПК РФ. Статья 350 предусматривает, что судебное заседание в суде кассационной инстанции проводится по правилам ГПК РФ, установленным для проведения судебного заседания в суде первой инстанции, и с учетом правил, изложенных в гл. 40 ГПК РФ. Из смысла норм гл. 40 ГПК РФ следует, что в су-

    дебном заседании в кассационной инстанции должен участвовать прокурор, участвующий в деле и принесший касса12.5. Участие прокурора в рассмотрении... гражданских дел 331 ционное представление. Однако к требованиям ст. 336, 357 и 359 ГПК РФ об участии прокурора в суде кассационной инстанции нужно подходить с учетом положений ст. 34, 35 и 45 ГПК РФ в их взаимосвязи. Необходимо обратить внимание на то, что в случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании кассационной инстанции принимает участие:

    -≫ должностное лицо органов прокуратуры по поручению прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде;

    -> должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

    Из смысла ст. 359 ГПК РФ следует, что в случае, если в суде кассационной инстанции проводятся судебные прения, первым выступает прокурор, принесший кассационное представление. Если прокурор участвует в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе других лиц, а сам он кассационное представление не приносил, первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу. Системное толкование ст. 350 и ч. 3 ст. 45 ГПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что, даже если прокурор не

    принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45, он вправе вступить в процесс и дать заключение по делу и судебном заседании кассационной инстанции.

    Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 371 и 372 ГПК РФ на определения суда первой инстанции, за исключением определений мировых судей, в течение 10 дней со дня их вынесения прокурором может быть принесено представление в суд кассационной инстанции. В целях выполнения установленных законом задач прокурорам, принимающим участие в судебных заседаниях, следует активно использовать возможности, предоставленные для этого ГПК РФ.__

    Государственному обвинителю необходимо своевременно приносить кассационные представления на все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам.

    Представление - акт реагирования прокурора на судебное решение, выносимое в порядке, установленном УПК (п. 27 ст. 5).

    Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы - подтверждены материалами дела. В случае обжалования судебного решения другими участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления государственный обвинитель должен выражать в обязательном порядке свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений (ст. 358 УПК РФ).

    Следует заметить, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, в обязательном порядке государственный обвинитель должен принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции и в тех случаях, когда кассационное представление не принесено.

    Раздел XV УПК РФ включает производство в надзорной инстанции (гл. 48) и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49). Оба эти порядка рассчитаны на проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, а поэтому являются исключительным порядком пересмотра судебных решений.

    Вопрос о возбуждении надзорного производства или отказе в удовлетворении представления решает судья, который должен вынести соответствующее мотивированное решение по поступившей надзорной жалобе или представлению.

    В ч. 1 ст. 402 УПК РФ субъектом принесения представления в надзорную инстанцию назван прокурор, а не государственный обвинитель. Это означает, что представление в суд надзорной инстанции может вносить и прокурор, который не участвовал в рассмотрении данного уголовного дела в качестве государственного обвинителя. Это правило обусловлено единством и централизацией прокуратуры, что даёт возможность вышестоящему прокурору участвовать в соответствующей надзорной инстанции.

    В Уголовно-процессуальном законодательстве РФ изменилось положение прокурора в этой стадии процесса, поскольку он приносит не протест, а представление, которое не имеет каких-либо преимуществ перед жалобами других участников процесса.

    Судья должен решить, может ли представление (как и жалоба) быть поводом к возбуждению надзорного производства или в этом следует отказать.

    Сам факт принесения представления (надзорной жалобы) не обязывает вынести дело на рассмотрение соответствующей надзорной инстанции. По терминологии закона надзорное представление (надзорная жалоба) - это лишь ходатайство перед судом о рассмотрении дела в порядке надзора.

    Генеральный прокурор обращает внимание прокуроров на то, чтобы они своевременно приносили надзорные представления в целях отмены судебных решений по уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осуждённого, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные (фундаментальные) нарушения закона, повлиявшие на исход дела.

    При этом органами прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией должны приниматься к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.

    В соответствии со ст. 401 УПК РФ на постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, может быть подана жалоба в кассационном порядке, установленном главами 43 и 45 УПК РФ.

    В надзорном порядке подлежат пересмотру только судебные решения, вступившие в законную силу.

    В связи с тем, что поступившие в органы прокуратуры жалобы, заявления и другие обращения могут содержать информацию о нарушении прав не только обратившегося лица, но и прав других лиц, необходимо рассматривать заявления и другие обращения как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела.

    Представляется, что прокуроры (при необходимости) должны предлагать заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, заявлении либо обращении.

    Если отсутствие указанных документов препятствует рассмотрению жалобы, заявления или иного обращения по существу, возвращать их заявителю с указанием причин, по которым доводы обращения не могут быть проверены.

    В случае отсутствия в жалобе (заявлении либо обращении) сведений, достаточных для её разрешения, следует возвращать её заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

    Прокуроры, осуществляя проверку доводов жалобы, заявления либо обращения помимо судебных решений могут использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде.

    По результатам проверки доводов жалобы, заявления либо обращения прокурор в пределах компетенции выносит надзорное представление в соответствующий суд либо направляет представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения - выносит мотивированное заключение.

    О принятом решении необходимо уведомлять заявителя.

    В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, следует прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд.

    Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 407 УПК РФ участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы. Поэтому прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции необходимо:

    • ? готовиться к судебному заседанию;
    • ? знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем дело;
    • ? по результатам ознакомления составлять заключение;
    • ? всесторонне изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.

    В связи с тем, что ст. 125 УПК РФ устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, следует обеспечить при рассмотрении таких жалоб участие прокурора в судебном заседании, равно как и в других судебных заседаниях в ходе досудебного производства, порядок которых определён, в частности, ст. 108 и 165 УПК РФ.

    Следует заметить, что в суде первой инстанции необходимо принимать участие должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. При рассмотрении кассационных жалоб и представлений на решения суда, вынесенные в ходе досудебного производства, в судебных заседаниях следует принимать участие прокурорам подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Представляется, что по указанию руководителей прокуратур в необходимых случаях в этих судебных заседаниях могут участвовать и иные прокуроры.

    Изучение судебной практики показывает, что руководители прокуратур не всегда обеспечивают участие прокуроров в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с передачей лица, осуждённого к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является (ст. 470 УПК РФ), а также при рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 463 УПК РФ, жалоб иностранных граждан и лиц без гражданства, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, на решения об их выдаче.

    Для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, Генеральный прокурор РФ требует обеспечить обязательное участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов об условно-досрочном освобождении осуждённых от отбывания наказания и замене неотбытой части наказания более мягким и своевременное обжалование в кассационном порядке каждого незаконного и необоснованного решения суда.

    Генеральный прокурор РФ в своих выступлениях требует повышения профессионального уровня государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях необходимо:

    • ? организовать надёжную систему профессиональной учебы;
    • ? постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно, - ученых-юристов;
    • ? изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры;
    • ? развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию;
    • ? повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях.

    Следует обратить внимание на использование средств массовой информации для пропаганды деятельности прокуроров, участвующих в судебных стадиях уголовного судопроизводства и обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую обоснованность.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль прокурора видна не только на досудебных стадиях уголовного разбирательства, но и при поддержке государственного обвинения в судебном заседании и при кассационном и надзорном производстве. Однако очевидно то, сто все его полномочия на любой стадии процесса сводятся к защите прав и законных интересов граждан.

    Случайные статьи

    Вверх