Органами предварительного расследования являются. Органы предварительного следствия и дознания

«Уголовно-процессуальный кодекс РФ»

В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование – регламентируемая уголовно-процессуальным законодательством правоохранительная деятельность уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного(ных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования, о виновности, доказанности и другие не являются окончательными, а только предварительными, предшествующими разбирательству в суде уголовных дел.

Предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к месту совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства.

Роль предварительного расследования велика, так как его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения.

Предварительное расследование имеет две формы: дознание и предварительное следствие.

Сходство органов предварительного расследования:

– применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи;

– при наличии признаков преступления обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело;

– единое правовое обеспечение: свою деятельность осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Принятые в пределах компетенции органов предварительного расследования акты имеют одинаковое юридическое значение. Помимо того что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами, основное отличие данных органов состоит в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания – вспомогательной (за исключением органов внутренних дел), необходимой для основных задач, стоящих перед ними.

Органом предварительного следствия является конкретное лицо – следователь, а органами дознания являются не только должностные лица, но и органы в целом (ОВД, таможенные органы, органы Гос-наркоконтроля России и др.).

Некоторые различия имеют место и в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т. д.

Задачи предварительного расследования заключаются в том, чтобы:

– при получении сведений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения;

– пресечь или предотвратить совершение преступления;

– установить и изобличить преступника;

– не допустить привлечения к ответственности невиновного;

– обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступником.

На органы дознания, располагающие оперативными службами, в целях эффективного выполнения указанных задач возлагается и производство оперативно-розыскной деятельности, которая относится к самостоятельной функции.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность, т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности, преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы безопасности - наиболее опасные преступления против государственного строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел - преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений, связанных с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения, принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке и т. д.).

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим. В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007) // "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349. и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными актами, Приказ МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 "Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.05.2007 N 9407) // "Российская газета", N 101, 16.05.2007.; Указание Генпрокуратуры РФ, ФСБ РФ от 18.04.2002 N 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением федерального закона "об оперативно - розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности" // "Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ", том 1, 2004. тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных действий допускается только после возбуждения уголовного дела, тогда как оперативно-розыскные этим не ограничиваются. Они могут проводиться не только при наличии возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях, когда стало известно о подготовке противоправного деяния, но достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет, или, например, в случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов. Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет те ведомства, которые обладают правом осуществлять такую деятельность. К ним, в частности, относятся: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством и может быть изменен только федеральным законом. К числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

На проведение некоторых из названных действий требуется обязательная санкция прокуроров соответствующих уровней, на которых возложен и общий контроль за соблюдением законности всей оперативно-розыскной деятельности.

Важно отметить, что действующее законодательство не допускает частной деятельности в сфере оперативно-розыскных мероприятий. Частная детективная и охранная службы в какой-то мере схожи с оперативно-розыскными мероприятиями, но их не следует смешивать. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 24.07.2007) "О частной детективной и охранной деятельности в российской федерации" // "Российская газета", N 100, 30.04.1992. определяет такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг (сыска и охраны) физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В ст. 1 указанного Закона прямо говорится, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. На граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать собранную информацию и т. д. Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченными на то законом органами. В зависимости от преступления оно осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.

Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.

Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.

Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен до 12 месяцев руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ субъекта РФ и приравненным к нему руководителем (заместителями) специализированного следственного органа, в том числе и военного.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо – следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следователь – это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении.

В отличие от следователя орган дознания выполняет целый ряд взаимосвязанных функций (задач). Так, основной функцией органа дознания является оперативно-розыскная деятельность, которая не имеет процессуального характера. Выполняет орган дознания и функции в сфере административной деятельности, а также по охране общественного порядка. Наконец, дознание по уголовно-процессуальному законодательству РФ – одна из форм предварительного расследования. Процессуальные акты органа дознания в пределах его компетенции имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя, а материалы законченного расследованием уголовного дела служат основанием для рассмотрения дела в суде.

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляющим большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта и приравненного к нему военным прокурором до 12 месяцев.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и затем в суд.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь уполномочен:

– возбуждать уголовное дело;

– принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

– самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями УПК требуется получение судебного решения;

– давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа осуществляет как организационно-распорядительные функции, в силу возложенных на него должностных обязанностях, так реализует и процессуальные полномочия. Так, в соответствии с УПК руководитель следственного органа уполномочен:

– поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

– проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

– давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

– давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

– отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

– отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;

– возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования и др.


Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного отдела.

К органам дознания в соответствии с УПК относятся:

– органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

– Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

– органы Государственной противопожарной службы РФ. На органы дознания возлагаются следующие полномочия:

– производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

– выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Однако в соответствии с требованиями УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель наделен следующими полномочиями:

– самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ

Следственный комитет при МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России.

Деятельность Следственного комитета осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

Следственный комитет возглавляет начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Начальник Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета.

В структуре Следственного комитета функционируют следующие подразделения:

– организационное управление;

– контрольно-методическое управление;

– информационно-аналитическое управление;

– следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности;

– управление делами.

Деятельность Следственного комитета организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке. В Следственном комитете для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России действует оперативное совещание, персональный состав которого утверждается начальником Следственного комитета.

Личный состав Следственного комитета включает в себя состоящих на штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, государственных служащих и работников.

Начальник Следственного комитета наделен следующими правами и обязанностями:

– пользуется процессуальными полномочиями в соответствии с действующим законодательством;

– несет персональную ответственность за организацию работы Следственного комитета и выполнение возложенных на него задач;

– определяет функциональные обязанности своих заместителей и руководителей структурных подразделений Следственного комитета;

– представляет Следственный комитет в федеральных органах государственной власти, других министерствах, ведомствах, учреждениях и организациях;

– издает приказы и указания по вопросам работы органов предварительного следствия;

– в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством передает дело от одного следователя другому, поручает расследование нескольким следователям подчиненных органов предварительного следствия, а также следователям Следственного комитета;

– рассматривает ходатайства следователей органов внутренних дел о продлении свыше 12 месяцев срока содержания под стражей обвиняемых по делам, находящимся в их производстве;

– назначает на должность, перемещает и освобождает от должности сотрудников Следственного комитета;

– присваивает специальные звания начальствующего состава сотрудникам Следственного комитета, поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания;

– проводит аттестацию сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания начальствующего состава.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России:

1) организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

2) осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности в деятельности органов предварительного следствия;

3) организация расследования преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;

4) проведение эффективной кадровой политики и повышение профессионального мастерства следственных работников.

В целях решения возложенных на него задач Следственный комитет осуществляет следующие основные функции:

– анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия; разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

– изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный, в том числе зарубежный, опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары по проблемам предварительного следствия; издает информационный бюллетень;

– организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством РФ писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам;

– осуществляет ведомственный процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказывает помощь в их расследовании; ведет контрольные производства по этим делам;

– оказывает практическую и методическую помощь органам предварительного следствия, проверяет их работу, осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков;

– осуществляет организационное и методическое обеспечение деятельности следственных управлений Следственного комитета по федеральным округам;

– координирует расследование носящих межрегиональный и международный характер преступлений, производимое следователями органов внутренних дел; создает в необходимых случаях межрегиональные следственные группы;

– организует взаимодействие следователей органов внутренних дел РФ с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции – с другими правоохранительными органами, министерствами, учреждениями и организациями;

– изучает правоприменительную практику и осуществляет разработку предложений в проекты законодательных, подзаконных, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к деятельности органов предварительного следствия; участвует в проведении экспертиз проектов правовых актов. В установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведет систематизированный учет действующего законодательства, информирует подчиненные органы о его изменениях и дополнениях;

– организует производство непосредственного расследования наиболее сложных, носящих межрегиональный и международный характер организованных преступлений;

– обращается в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации и организует исполнение аналогичных запросов;

– разрабатывает нормативы нагрузки, штатной численности и материально-технического обеспечения следователей органов внутренних дел, типовые положения и типовые структуры органов предварительного следствия;

– осуществляет подбор руководящих кадров, организацию профессиональной подготовки и повышение квалификации следственных работников, участвует в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой.

10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ

Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ является органом, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе МВД России на территории субъекта РФ.

Возглавляет следственное управление начальник следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ, являющийся по должности заместителем начальника ГУВД (УВД) субъекта РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. Он имеет помощника – начальника отделения по кадровой и воспитательной работе, первого заместителя и заместителей – начальника контрольно-методического управления и начальника следственной части.

Начальник следственного управления помимо полномочий, предоставленных ему уголовно-процессуальным законодательством:

– осуществляет руководство следственным управлением и подчиненными органами предварительного следствия, несет персональную ответственность за организацию и результаты работы, обеспечивает исполнение возложенных на них задач;

– представляет главное следственное управление в органах государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления, других ведомствах, учреждениях и организациях;

– планирует работу следственного управления, утверждает положения о его структурных подразделениях и планы их работы, распределяет функциональные обязанности между своими заместителями;

– осуществляет подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров органов предварительного следствия, проводит аттестацию сотрудников, представляет их к присвоению специальных званий;

– организует взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, а также внедрение в практику передового опыта, научных методов и технических средств;

– проверяет и оценивает деятельность органов предварительного следствия, их руководителей и отдельных следователей; в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания; в предусмотренном порядке запрашивает из органов предварительного следствия необходимые сведения и материалы, заслушивает отчеты их руководителей.

В следственное управление входят следующие структурные подразделения:

1) следственная часть, включающая в себя:

– отдел организации расследования тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами;

– отдел организации расследования преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия и преступлений против личности;

– отдел по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и в сфере компьютерной информации;

– отдел по расследованию бандитизма и деятельности организованных преступных сообществ;

2) контрольно-методический отдел, включающий в себя:

– отдел по общеуголовным преступлениям;

– отдел по дорожно-транспортным преступлениям и в сфере компьютерной информации;

– отдел по преступлениям в сфере экономики;

3) канцелярия;

4) группа ресурсного обеспечения деятельности следственного управления.

Основными задачами следственного управления являются:

– организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

– осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности в деятельности подчиненных органов предварительного следствия;

– организация расследования преступлений непосредственно следователями следственного управления;

– проведение кадровой политики и повышение профессионального мастерства следственных работников.

В соответствии с возложенными задачами следственное управление выполняет следующие основные функции:

– осуществляет анализ статистической и иной информации о результатах деятельности органов предварительного следствия и на этой основе разработку и реализацию мер по улучшению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан;

– обеспечивает контроль за работой подчиненных органов предварительного следствия, оказание им практической и методической помощи, проверку их деятельности, разработку и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков;

– организует процессуальный контроль за производством предварительного следствия и соблюдением законности следователями органов внутренних дел, оказание помощи в расследовании наиболее сложных уголовных дел;

– обеспечивает взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

– осуществляет непосредственное расследование преступлений особой сложности или особого общественного значения, а также носящих межрегиональный и международный характер;

– обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений; организацию работы органов предварительного следствия по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями.

10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел

Следственный отдел при районном отделе внутренних дел организует расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных УПК к подследственности следователей органов внутренних дел.

Следственный отдел возглавляет заместитель начальника отдела внутренних дел района – начальник следственного отдела при органе внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ.

Начальник следственного отдела имеет заместителя. Заместитель начальника следственного отдела, начальствующий состав органа предварительного следствия назначаются на должность и освобождаются от нее по представлению начальника следственного отдела заместителем начальника вышестоящего органа внутренних дел – начальником следственного управления при ГУВД (УВД) субъекта РФ.

Начальник следственного отдела помимо полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством:

– осуществляет планирование работы и контроль за выполнением намеченных мероприятий, несет персональную ответственность за организацию и результаты работы органа предварительного следствия; организует исполнение возложенных на него задач;

– определяет функциональные обязанности своих заместителей, осуществляет распределение служебных обязанностей следователей посредством установления их специализации по расследованию отдельных категорий преступлений и (или) закрепления за ними определенных территориальных зон (участков);

– рассматривает поступающие в следственный отдел заявления и сообщения о совершении преступлений и принимает по ним решения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона;

– обеспечивает своевременный выезд следователей на места происшествий по сообщениям о совершении преступлений, отнесенных законом к их подследственности;

– по согласованию с начальником органа внутренних дел привлекает к работе по обеспечению расследования преступлений необходимые силы и средства;

– устанавливает время дежурства следователей в следственно-оперативной группе, предоставляет им в соответствии с законодательством время для еженедельного отдыха и отдыха после дежурства;

– заслушивает следователей по вопросам взаимодействия с работниками других служб при расследовании преступлений, выполнения планов работы, повышения профессионального мастерства;

– пресекает факты вмешательства в процессуальную деятельность следователей, лиц, не уполномоченных на то законом;

– анализирует оперативную обстановку, состояние работы по расследованию преступлений, результаты деятельности следственного отдела и каждого следователя;

– составляет согласованный с прокурором статистический отчет о следственной работе, обеспечивает объективность представляемых документов первичного учета преступлений, совершивших их лиц и уголовных дел;

– в установленном порядке представляет в вышестоящий орган предварительного следствия сообщения по каждому факту освобождения задержанного лица в связи с не подтверждением подозрения в совершении им преступления и освобождения из-под стражи подозреваемого, обвиняемого при прекращении уголовного дела в отношении обвиняемых по реабилитирующим основаниям;

– рассматривает представления прокуроров, частные определения судов о нарушениях норм уголовно-процессуального законодательства, жалобы на действия следователей в ходе предварительного следствия и принимает меры по устранению недостатков в их работе.


Следственный отдел при районном отделе (управлении) внутренних дел включает в себя следующие подразделения:

– отделение по расследованию преступлений в сфере экономики;

– отделение по расследованию преступлений против личности;

– отделение по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков;

– отделение по расследованию преступлений против собственности.

Основной задачей следственного отдела является обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел.

С учетом требований уголовно-процессуального законодательства РФ следственный отдел выполняет следующие основные функции:

– расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

– разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан;

– обеспечение взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

– обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений;

– распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.

Кроме перечисленного следственный отдел осуществляет в обязательном порядке учет:

– поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела;

– выездов следователей на места происшествий;

– возбужденных следователями данного органа внутренних дел и поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство;

– поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения;

– лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений;

– результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел;

– размера причиненного преступлениями материального ущерба и обеспечения его возмещения;

– выявленных в ходе следствия ранее неизвестных преступлений; преступлений, раскрытых по ранее приостановленным делам;

– представлений прокуроров, частных определений судов;

– профилактических мероприятий по материалам следствия, ответов на представления.

Выявление и расследование преступлений по преимуществу относятся к
компетенции органов внутренних дел (главным образом милиции) и прокуратуры.
В последнее время в законодательство по вопросам выявления и расследования
преступлений были внесены существенные изменения и дополнения. В основном
они связаны с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил
в действие с 1 июля 2002 года.

Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает факт наличия
преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает им
наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации
уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах - дознания
и предварительного следствия .

Между органами дознания и предварительного следствия много общего,
поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению к преступлениям
у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении признаков состава
преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах
их компетенции. В своей деятельности они руководствуются едиными требованиями
уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить
в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации,
проверки и оценки доказательств.

В то же время дознание и предварительное следствие проводятся, как
правило, разными органами и должностными лицами и в отношении разных
преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи,
а дознание - дознаватели. У них разный объем процессуальных полномочий.
Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений
небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК
РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике
это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В
отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных,
но не указанных в перечне ч. 3 ст. 150 УПК РФ, или преступлений тяжких
и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного
следствия.

К органам дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних
дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы
безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной
службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.); главный судебный пристав
РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов
Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного
суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры
воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
органы Государственной противопожарной службы РФ.

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать
по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей
совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные
действия,
которые уголовно-процессуальное законодательство относит
к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу
уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся
милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу
же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного
следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение
и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих
незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется
с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным
следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание
должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного
дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.
Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.

После чего все собранные материалы необходимо передать следователю,
который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением
всех формальностей.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится
следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности,
органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять
начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное
следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность ,
т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию
следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности,
преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные
права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы
безопасности - наиболее опасные преступления против государственного
строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел
- преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей
эксплуатации транспортных средств и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают
их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений,
связанных с ходом расследования и производством следственных и иных
процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения,
принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения
согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных
действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого
под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного
следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке
и т. д.).

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны
для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность
при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему
прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания
их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим.
В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный
характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные
указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному
делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя
по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения
всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами
и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию
преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу. Осуществление
оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ
«Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Государственной думой
5 июля 1995 года) и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными
актами, тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться
уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных
действий допускается только после возбуждения уголовного дела, тогда
как оперативно-розыскные этим не ограничиваются. Они могут проводиться
не только при наличии возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях,
когда стало известно о подготовке противоправного деяния, но достаточных
данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет, или, например,
в случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных
трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов.
Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники
тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления
процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются
лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе
необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет те ведомства,
которые обладают правом осуществлять такую деятельность. К ним, в частности,
относятся: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов
федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной
охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы
внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие
преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших
в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся
от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не
только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством
и может быть изменен только федеральным законом. К числу оперативно-розыскных
мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного
исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов;
наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий,
сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных
переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное
внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

На проведение некоторых из названных действий требуется обязательная
санкция прокуроров соответствующих уровней, на которых возложен и общий
контроль за соблюдением законности всей оперативно-розыскной деятельности.

Важно отметить, что действующее законодательство не допускает частной
деятельности в сфере оперативно-розыскных мероприятий. Частная детективная
и охранная службы в какой-то мере схожи с оперативно-розыскными мероприятиями,
но их не следует смешивать. Закон «О частной детективной и охранной
деятельности в РФ», принятый11.03.1992 (в редакции от 10.01.2003), определяет
такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг
(сыска и охраны) физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими
специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты
законных прав и интересов своих клиентов. В ст. 1 указанного Закона
прямо говорится, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью,
не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные
законом к исключительной компетенции органов дознания. На граждан, занимающихся
частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих
правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной
основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта
с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства
по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя,
следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное
дело.

Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов
ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений,
выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, прибегать к
действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также ставящие под
угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать
собранную информацию и т. д. Проведение сыскных действий, нарушающих
тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо
связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища,
влечет за собой установленную законом ответственность.

Слайд 2

Вопросы: 1. Понятие и система органов предварительного расследования 2. Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их компетенция 3. Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, их задачи и функции 4. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Слайд 3

Литература: 1. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: учебное пособие / В.С. Авдонкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010.; 2. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: РАП, 2013. – [Электронный ресурс]. Нормативные правовые акты: 1. Федеральный закон от 28 декабря 2010г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции»; 3. Федеральный закон от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; 4. Федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; 5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ; 6. Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2011г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»; 7. Указ Президента РФ от 28 июля 2004г. № 976 «Вопросы федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».

Слайд 4

1. Понятие и система органов предварительного расследования

Система органов предварительного расследования– органы, осуществляющие от имени государства уголовное преследование в форме предварительного следствия и дознания, которыми непосредственно занимаются следователи или дознаватели (в зависимости от тяжести совершенного преступления). Предварительное расследование – правоохранительная деятельность уполномоченных на то государственных органов (органов предварительного следствия и органов дознания) по раскрытию и пресечению совершенных или готовящихся преступлений, собиранию доказательств по изобличению лица (или лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение преступлений. Цель предварительного расследования – обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, и одновременно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и ограничения ее прав и свобод. Задачи предварительного расследования состоят в том, чтобы раскрыть преступление, то есть установить, кто и что совершил, собрать доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления, обоснованно привлечь лицо в качестве обвиняемого, не допустить привлечения к ответственности невиновного, обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Слайд 5

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Предварительное следствие – основная форма предварительного расследования, которая обязательна по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст. 150 УПК РФ. Дознание – предварительное расследование преступлений, производимое специально уполномоченными на то УПК РФ органами исполнительной власти государства, которые в силу особенностей своей деятельности призваны обеспечивать охрану правопорядка и осуществлять борьбу с преступностью. Перечень уголовных дел, по которым производится дознание, установлен УПК РФ (ч.3 ст.150).

Слайд 6

Предварительное расследование производится:

  • Слайд 7

    2. Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их компетенция

    Следственный комитет РФ – федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Полномочия Следственного комитета: осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета; обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает меры по ее совершенствованию; принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере его деятельности; и другие полномочия.

    Слайд 8

    Основные задачи Следственного комитета РФ

  • Слайд 9

    Следственный комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему органы: Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам РФ, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам.

    Слайд 10

    Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, устанавливает штатную численность Следственного комитета, назначает на должность и освобождает от должности лиц, для должностей которых предусмотрено присвоение высших специальных званий. Председатель Следственного комитета, возглавляет Следственный комитет и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военно-следственного управления.

    Слайд 11

    Органы предварительного следствия органов внутренних дел. В МВД Российской Федерации руководство системой следственных органов осуществляет Следственный департамент, во главе которого стоит заместитель Министра внутренних дел – начальник Следственного департамента. Это самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел. На этот центральный орган возлагается расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимых преступлений непосредственно следователями Следственного департамента. Департамент осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного расследования преступлений в целях обеспечения проведения по ним всестороннего, полного и объективного следствия.

    Слайд 12

    В систему следственных органов МВД РФ входят: следственная часть Главного управления МВД РФ по федеральному округу; главное следственное управление, управление, следственный отдел министерства внутренних дел по республике, главное управление, управления МВД РФ по иному субъекту Российской Федерации; следственные управления и отделы МВД по городам, районам и иным муниципальным образованиям. В систему органов предварительного следствия МВД РФ входят также следственные управления (отделы) при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; следственные управления (отделы, отделения, группы) при линейных управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте; следственные управления (отделы) при УВД (ОВД) закрытых территориях и режимных объектах МВД России. Следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам следственных органов МВД России осуществляют расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причинение смерти по неосторожности, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, оставление в опасности, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, торговля несовершеннолетними), против собственности (кража и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство) и иных преступлений, отнесенных к их компетенции.

    Слайд 13

    К органам предварительного следствия Федеральной службы безопасности относятся следственное управление ФСБ и следственные отделы территориальных органов безопасности. Следователи органов ФСБ осуществляют расследование уголовных дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства – государственная измена, шпионаж, разглашении государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну, диверсия, вооруженный мятеж и др. Органы предварительного следствия Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков состоят из следственных управлений и отделов, в которых работают следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Следователи следственных органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков расследуют уголовные дела, касающиеся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, склонение к потреблению наркотических средств.

    Слайд 14

    Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов. Следователь – гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способный по состоянию здоровья исполнять возложенные на него служебные обязанности. Полномочия следователя регламентированы ст. 38 УПК РФ.

    Слайд 15

    3. Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, их задачи и функции

    Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. На органы дознания возлагаются: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.

    Слайд 16

    Органы дознания

  • Слайд 17

    Дознаватель – должностное лицо органа дознания, которому начальник органа дознания или его заместитель поручил производство расследования уголовного дела. В органах и учреждениях Федеральной службы исполнений наказаний в качестве руководителей органами дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов. Они своими приказами назначают на должности дознавателей специально выделенных работников из числа начальствующего состава возглавляемых ими учреждений. Полномочия дознавателя указаны в ст. 41 УПК РФ. Начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномочен давать поручения начальнику подразделения дознания и дознавателю о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Непосредственное руководство дознанием осуществляет начальник подразделения дознания, который возглавляет соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Полномочия начальника подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателей установлены ст. 40.1 УПК РФ.

    Слайд 18

    4. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

    Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачи оперативно-розыскной деятельности:

    Слайд 19

    Оперативно-розыскная деятельность проводится соответствующими органами самостоятельно, а также по поручению следователя, органа дознания или на основании определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определены в ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих государственных органов: органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотиков. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

    Слайд 20

    Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

    Слайд 21

    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий установлены ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

    Слайд 22

    Результаты оперативно-розыскной деятельности оформляются справкой, докладом, представляемыми проводившими их оперативными работниками либо другими документами, установленными ведомственными нормативными актами. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

    Посмотреть все слайды

    Случайные статьи

    Вверх