Рассыпчатый пирог с творогом Пирог из рассыпчатого теста с творогом
Ароматная выпечка никогда не бывает лишней. Кто не любит посидеть за чашечкой чая с вкусным кусочком пирога? К сожалению,...
Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала
Консульские функции
Понятие и источники консульского права
Тема 7. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО
Как правило, установление дипломатических отношений влечет за собой и установление консульских, которые могут осуществляться и между государствами, не поддерживающими дипломатических отношений. В случае их разрыва за этим не следует автоматического прекращения консульских связей.
В число источников консульского права входят международный договор и международный обычай. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., а также Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. Как правило, консульские отношения регулируются также специальными соглашениями между государствами.
Существуют следующие виды консульских учреждений:
· генеральные консульства,
· консульства,
· вице-консульства и консульские агенты.
К консульским учреждениям относятся и консульские отделы дипломатических представительств.
При назначении на должность консул получает Письменное полномочие - консульский патент. Страна пребывания выражает свое согласие (экзекватуру) на назначение консула в определенном консульству округе.
В отличие от дипломатических представителей консул не является полномочным представителем своего государства в стране пребывания. Он представляет государство только по определенному кругу вопросов.
В консульской практике существует также обычай назначения нештатных (почетных) консулов, которыми могут быть граждане страны пребывания или третьих стран. Почетные консулы не состоят на государственной службе и не получают денежного вознаграждения.
Функции консульских учреждений несколько уже, чем посольств. Они сводятся к следующим:
· информирование властей представляемого государства о стране и округе пребывания;
· информирование находящихся в консульском округе соотечественников о законах и обычаях страны пребывания;
· учет соотечественников в консульском округе;
· консультационная и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций;
· паспортно-визовая работа;
· выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
· консульская легализация;
· истребование документов;
· охрана в стране пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих дееспособностью, являющихся гражданами представляемого государства;
· представительство или обеспечение представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях страны пребывания;
· выполнениё поручений следственных или судебных органов представляемого государства.
Консульской легализацией считается установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей страны пребывания, и соответствия их его законам и правилам.
Общие вопросы, связанные с установлением и поддержкой консульских отношений, урегулированы многосторонней Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Кроме того, государства широко практикуют заключение двусторонних консульских конвенций, в которых регулируются вопросы количества консульских учреждений государств на территории друг друга, местонахождение консульских округов, привилегии и иммунитеты персонала консульств и др. Государства также имеют внутреннее законодательство, регулирующее консульские отношения. В Советском Союзе таким нормативным актом был Консульский устав СССР 1976 г., действовал и в Украине в части, что не противоречит ее Конституции, до 1994 г., когда Указом Президента Украины был введен Консульский устав Украины.
Главой консульского учреждения консул. Его статус отличается от статуса главы дипломатического представительства, поскольку консул осуществляет представительских функций своего государства в государстве пребывания. Функции консулов имеют относительно узкий и конкретный характер и осуществляются ими в пределах консульского округа.
Государства на практике используют как штатных консулов, так и нештатных (почетных) консулов. Последние обычно назначаются из лиц, которые постоянно проживают в государстве нахождения консульства и пользуются в ней авторитетом. Часто почетными консулами есть адвокаты, бизнесмены, деятели культуры. Они могут быть гражданами государства, которая их признает, государства пребывания или третьего государства. Почетные консулы не состоят на государственной службе государства, которая их признает, и не получают от нее заработной платы, поэтому этот институт экономически выгоден. Как правило, сборы за консульские услуги, которые взимаются почетным консулом, идут в его прибыль. Сегодня Украина имеет 96 почетных консулов.
Понятие и виды консульских учреждений
Консульское учреждение (консульство) - это постоянный государственный орган внешних сношений, учрежденный в другом государстве на основании соглашения между этими государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.
1)генеральное консульство,
2)консульство,
3)вице-консульство
4) консульское агентство.
Эти учреждения возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Консулы и вице-консулы, кроме тех случаев, когда они возглавляют консульские учреждения, могут входить как обычные чиновники в состав генеральных консульств. Сегодня довольно распространено открытие консульских отделов при дипломатических представительствах. Возглавляют эти отделы заведующие, которые именуются генеральными консулами или консулами. Как принято на практике, заведующим консульских отделов посольств не представляются патент и экзекватура, поскольку они действуют как сотрудники дипломатического представительства.
Основные функции консульских учреждений определены в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Это, в частности, такие:
1) защита в государстве пребывания интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;
2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государством, которая представляется государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;
3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;
4) выполнение административных и нотариальных функций;
5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам государства, представляется, в том числе правовой;
6) оказание помощи морским (речным) судам и самолетам и их экипажам;
7) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение государством, представляется, что не запрещаются законами и правилами государства пребывания.
При выполнении функций консульские учреждения должны руководствоваться как нормами международного права, так и законами своего государства и государства пребывания. Важную роль в консульских отношениях между государствами играют двусторонние консульские конвенции. В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения имеют право напрямую сноситься только с местными властями консульского округа. Если возникает необходимость во взаимодействии с правительством государства пребывания, то ее можно реализовать только с помощью дипломатического представительства своего государства. При отсутствии дипломатических отношений государства могут возложить выполнение некоторых дипломатических функций на консульские учреждения с согласия правительства принимающей государства. В таких случаях консульства имеют право сноситься с правительством государства пребывания.
В большинстве государств консульские учреждения подчинены министерствам иностранных дел, а также дипломатическому представительству своего государства в государстве пребывания.
По нормам международного и внутригосударственного права консулы могут представлять физических и юридических лиц своего государства в судах и других органах государства пребывания в порядке, предусмотренном в указанных нормах.
Самыми распространенными видами деятельности консульских учреждений являются: выдача виз, выдача и продление сроков действия паспортов, регистрация граждан, которые постоянно проживают на территории консульского округа, регистрация актов гражданского состояния, легализация и нотариальное заверение документов и др. За выполнение указанных действий консульства взимают консульские сборы в валюте государства пребывания. Государства могут заключить между собой соглашение об отмене взимания всех или некоторых видов консульских сборов.
Консульский округ – район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций (консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах с согласия государства пребывания выполнять свои функции за пределами консульского округа).
Консульские учреждения – это зарубежные представительства , функционирующие в пределах консульского округа, определяемого по взаимному согласию государств. Консульские отношения возникают при установлении дипломатических отношений и при отсутствии дипломатических отношений на основании соглашений государств.
Консульские учреждения делятся на четыре вида:
1) генеральное консульство;
2) консульство;
3) вице-консульство;
4) консульское агентство (п. «а» ст. 1 Венской конвенции 1963 г.).
Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги:
Состав и функции консульского учреждения, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала консульского учреждения определяется аккредитующим государством.
В состав консульского учреждения входят: консульские должностные лица, которыми являются любые лица, включая главу консульского учреждения, которым поручено в этом качестве выполнение консульских функций; консульские служащие, которым поручается выполнение административных или технических обязанностей в консульском учреждении; работники обслуживающего персонала, лица, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; работники консульского учреждения означают консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; работники консульского персонала -консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Частный домашний работник является лицом, состоящим исключительно на частной службе у работника консульского учреждения ;
Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с его согласия. Местонахождение, класс и консульский округ такого учреждения определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.
Консульский округ - определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В ряде случаев к.о. определяется в силу применения условия о наибольшем благоприятствовании. Выполнение консульских функций вне пределов к.о. возможно лишь с согласия государства пребывания. Консульское учреждение должно находиться в своем к.о.
Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа , определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.
Согласно ст. 3 Венской конвенции 1963 г. консульские функции выполняются консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами.
Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции :
1) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;
2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;
3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;
4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;
5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства ;
6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;
7) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;
8) представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;
9) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;
10) осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства , и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.
В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:
1) генеральный консул;
2) консул;
3) вице-консул;
4) консульский агент.
Консул нештатный (почетный ) - лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. Им могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций К.н. жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.
Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций - государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.). Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).
Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой . Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.). До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.). Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается .
Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа и обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.
Работники консульского учреждения . К их числу относятся: консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные. Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как граждане собственного государства, так и иностранцы.
В государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено таковым, консульское должностное лицо может, с согласия государства пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Такое лицо может быть также представителем своего государства при любой межправительственной организации.
Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве консульского должностного лица в этом государстве.
Прекращение консульских функций . Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:
1) уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;
2) аннулирования экзекватуры;
3) уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).
Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания , а также членам их семей, проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.
В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:
1) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;
2) представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству.
Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты - это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется международными договорами и обычаями , а также законодательством государства пребывания.
Консульские учреждения и их официальный персонал всегда пользовались особым статусом. Их преимущества, привилегии и иммунитеты постепенно расширялись. Эта тенденция сохранилась до сих пор. Однако они еще не сравнялись с дипломатическими. Главное отличие состоит в том, что консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция к приближению, а иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.
Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:
1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;
2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества; освобождение их от обыска и реквизиции;
3) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;
4) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;
5) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.
Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:
1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений. В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;
2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий , совершаемых при выполнении консульских функций;
3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;
4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.
Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение. Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.
Лекция 6. ВИДЫ КОНСУЛОВ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2. Консульские функции
1. Виды консулов и консульских учреждений
К о н с у л (лат. consul) - должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Консул не должен нарушать местный правопорядок, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется посольством представляемого государства.
Консулы подразделяются на два вида: штатные, или профессиональные, и нештатные, или почетные.
Штатные консулы - это лица, состоящие на государственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства жалование. Поскольку они не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью (частнопредпринимательской и т. п.), кроме исполнения консульских обязанностей, их принято называть карьерными консулами.
Нештатные консулы - это лица, не состоящие на государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания. Как правило, их назначают из числа граждан государства пребывания - видных юристов, коммерсантов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья нештатные консулы не получают, но в качестве платы за выполнение консульских функций они обращают в свою пользу консульские сборы.
Консульские сборы - это платежи, взимаемые консулом (консульством) за выполняемые консульские действия: выдачу паспортов, виз, прием и оформление ходатайств по вопросам гражданства, регистрацию актов гражданского состояния и т. д. Они взимаются по тарифу, устанавливаемому в соответствии с законодательством страны, назначившей консула, и поступают в государственный бюджет этой страны. Сборы, взимаемые нештатными консулами, обращаются в их пользу.
Главы консульских учреждений подразделяются на четыре класса:
· генеральные консулы;
· консулы;
· вице-консулы;
· консульские агенты.
Международная практика следует правилу, по которому класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения. Однако в некоторых странах консульская служба отделена от дипломатической и ее работникам присваиваются специальные ранги.
Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида:
· генеральное консульство - учреждается в крупных коммерческих или промышленных центрах или в крупных портах;
· консульство;
· вице-консульство - учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого - штатное должностное лицо, подчиненное консулу;
· консульское агентство - это канцелярии, создаваемые в Портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа.
Консульская деятельность осуществляется также консульскими отделами посольств. Заведующий отделом именуется "генеральный консул" или "консул". При отсутствии отдельных консульств своей страны деятельность такого консульского должностного лица распространяется на всю территорию государства пребывания. В других случаях его деятельность ограничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств.
2. Консульские функции
Основная задача консулов заключается в том, чтобы защитить в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц. Консул дожжен стремиться также к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания.
Консульские функции могут быть сведены к следующим специфическим областям:
1. Функции по защите интересов представляемого государства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые предусмотрены законом.
2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осуществляет охрану и защиту экономических и правовых интересов представляемого государства, его юридических лиц и граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, договоров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании правовой помощи и т. д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.
Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообщения о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребывания в области судоходства, воздушной навигации, таможенных установлений и т. д.
3. Административные функции . В отношении граждан своего государства консул регистрирует акты гражданского состояния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление , установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоянно проживающих за границей, о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, имени и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным
4. Нотариальные функции . Консул составляет, свидетельствует или принимает на хранение завещательные распоряжения и все односторонние акты граждан представляемого государства, а также оформляет двусторонние юридические сделки. На консулов возлагается функция по легализации документов и актов, составленных при участии местных властей консульского округа или исходящих от них. Консул принимает на хранение от соотечественников денежные суммы, документы и предметы всякого рода.
5. Информационная функция. Консул собирает информацию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему правительству и сообщает необходимые сведения заинтересованным лицам и организациям представляемого государства. Консул ведет учет сограждан в стране пребывания, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие представителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязанностей. Консул имеет право без доверенности представлять в учреждениях государства пребывания интересы соотечественников, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам.
3. Консульские привилегии и иммунитеты
Под консульскими привилегиями и иммунитетами в международном праве понимаются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания консульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегированный статус консульских учреждений, членов их персонала закрепляется либо в многосторонних и двусторонних консульских конвенциях, либо определяется обычаями и местными законами.
Одной из основных привилегий является право экспонировать эмблемы аккредитующего государства: помещать на здании консульского учреждения щит с изображением герба своей страны и названием консульства на двух языках (представляемого государства и государства пребывания), а также вывешивать свой государственный флаг.
Предусматривается также неприкосновенность консульских помещений. Под консульским помещением понимается здание или часть здания, включая резиденцию главы консульского учреждения, подсобные помещения, а также земельный участок, обслуживающий это здание, используемые исключительно для консульских целей, независимо от того, чьей собственностью они являются. Принцип неприкосновенности консульских помещений юридически означает, что власти государства пребывания не могут вступать в консульские помещения, иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Следует отметить, что Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. допускает, что в случае пожара или другого стихийного бедствия такое согласие может предполагаться. Вместе с тем на государстве пребывания лежит обязанность принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения любого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.
Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиций. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
В число привилегий консульского учреждения входит и право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства. В настоящее время признается принцип свободы сношений консульского учреждения с органами своего государства, где бы они ни находились, означающий свободу от всякого вмешательства и цензуры со стороны государства пребывания. В этих целях консульства могут пользоваться всеми обычными средствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и консульскими курьерами.
Поскольку консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства представляемого государства и его органов, принцип ее неприкосновенности поддерживается, как правило, внутригосударственными актами.
Правом неприкосновенности пользуются консульские архивы и документы, причем в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнанным в международном праве и закреплено как в международных консульских соглашениях, так и во внутригосударственных актах многих стран мира.
Консульские учреждения имеют налоговые и таможенные льготы. Консульские помещения и жилые помещения должностных лиц и сотрудников консульства, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемого государства, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это же положение распространяется и на движимое имущество, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для консульских целей.
Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на государство пребывания обязанность относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и не допускать каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Консульские должностные лица в случае совершения ими тяжких преступлений не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению без постановления компетентных судебных властей. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консула возбуждается уголовное дело, он обязан лично явиться в компетентные органы.
Если обвинение предъявлено главе консульского учреждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через дипломатические каналы.
Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положениями Венской конвенции консульские должностные лица и служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении служебных функций.
Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция освобождает консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество . Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов , сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.
Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (личный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, личный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.
Консулы и консульские учреждения
В международной практике известны два подхода к консульским отношениям. В первом случае их исключают из дипломатических отношений, считая совершенно самостоятельным видом международного общения. Сотрудники консульских учреждений в этом случае не рассматриваются в качестве дипломатов. Такой подход нередко превалировал в прошлые столетия. С середины ХХ стало утверждаться мнение о консульских отношениях как разновидности дипломатических, а консульские учреждения все чаще признают разновидностью дипучреждений. И все же различия в функциях, правах и обязанностях консулов и дипломатов имеются.
Консул -- это официальный представитель, государства, направляемый в определенный регион иностранного государства и не обязательно в столицу. Консулу поручается обеспечить защиту интересов своих граждан и наблюдать за надлежащим выполнением торговых, транспортных и культурных соглашений. Консулы, как правило, не выполняют обязанностей по представлению своего государства, не занимаются вопросами политических отношений между государствами.
Главы дипломатических представительств, представляют аккредитующее их государство в иностранном государстве, их функции и полномочия везде одинаковы. Только в их компетенцию входят вопросы, касающиеся внешних политических отношений между двумя государствами. Консулам, направляющих государств поручается выполнение определенных функций в отношении своих граждан, проживающих на территории их консульского округа или следующих через него транзитом. Хотя каждое государство само определяет функции, статус и полномочия своего консульского учреждения, консул может выполнять свои обязанности только в пределах, признаваемых государством пребывания . Поэтому полномочия консульств ограничены законом двух государств или режимом, установленным по соглашению. Консулы в выполнении своих чисто консульских функций непосредственно подчиняются министерству иностранных дел, но с точки зрения общих задач они являются частью дипломатического представительства в стране аккредитации и при выполнении этих задач действуют под руководством послов.
Увеличение в середине ХХ века числа новых государств, добившихся независимости, вызвало необходимость упрощения и унификации обязанностей консулов, условий, в которых они могут выполнять свою миссию, а также привилегий и иммунитетов, которые должны быть предоставлены для успешного выполнения ими своих функций.
С этой целью была заключена Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., выработанная Комиссией международного права ООН. Конвенция была подписана пятьюдесятью одним государством и после ратификации двадцатью одним государством, вступила в силу 19 марта 1967 г. За прошедшее время большинство государств приняли ее положения. Однако Конвенция не затрагивает существующих двухсторонних соглашений и оставляет за государствами право заключать другие подобные соглашения.
Республика Беларусь подписала и ратифицировала Венскую конвенцию о консульских сношениях и в полном объеме выполняет ее. Одновременно было признано целесообразным подписывать двусторонние консульские конвенции с теми государствами, с которыми Беларусь имеет широкие экономические, культурные, общественные, семейно-родственные связи. Прежде всего это относится к странам СНГ и странам-соседям.
Внутреннее законодательство многих государств включает в себя законы или иные нормативные акты, регулирующие деятельность национальной консульской службы и иностранных консульских представительств. В Республике Беларусь эту роль выполняет прежде всего Консульский устав Республики Беларусь , утвержденный указом Президента 19 февраля 1996 г. “Консульские учреждения , -- говорится в Консульском уставе, -- в своей деятельности руководствуются настоящим Уставом, законодательством Республики Беларусь и законодательством государства пребывания, международными договорами Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права и международными обычаями. Если международными договорами установлены иные, чем в Уставе правила, применяются правила этих договоров.”
Венская конвенция устанавливает четыре класса глав консульских учреждений: генеральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов . Генеральное консульство обычно учреждается в более важных центрах, чем консульство. И то, и другое имеют статус юридического лица. Вице-консульство учреждается в консульском округе как филиал генерального консульства или консульства, глава которого -- штатное должностное лицо, подчиненное генеральному консулу или консулу, консульские агенства -- это подразделение генконсульства (консульства), создаваемое в портах и возглавляемое гражданами своей страны или иностранцами. В компетенцию консульских агентов обычно входят вопросы торговли, судоходства и паспортно-визового режима. Сотрудники агентства назначаются руководителем консульского округа.
В некоторых государствах применяются и иные консульские должности: проконсул (помощник консула), консульский атташе, консульский секретарь. Естественно, что в консульских учреждениях применяется труд административно-технического и обслуживающего персонала.
Обычно консульским работникам присваиваются дипломатические ранги (при условии, что консул является гражданином направляющего государства). Генеральный консул и консул обычно имеют ранг старшего дипломата -- первого секретаря, советника или чрезвычайного и полномочного посланника. Вице-консул и консульские агенты могут рассчитывать на ранг младшего дипломата -- атташе, третьего или второго секретаря. Консульский устав Республики Беларусь определил, что руководителями консульских учреждений и консульскими должностными лицами могут быть только граждане Республики Беларусь. На должность служащих консульского управления могут быть приняты граждане страны пребывания.
Венская конвенция 1963 г. указывает, что установление между двумя государствами дипломатических отношений означает согласие на установление отношений консульских. Однако, предусматривается, что разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений .
Назначение консулов и их принятие требует особого соглашения между государством пребывания и направляющим государством. Для того, чтобы консул мог выполнять свои обязанности, необходимы два государственных документа. Представляемое государство снабжает его документом, удостоверяющим его назначение и именуемым консульским патентом , в котором указывается его статус и границы округа , на котором он будет выполнять свои функции. Выдавая консулу консулу экзекватуру , государство пребывания подтверждает его право на свободное выполнение своих обязанностей, предусмотренных местным законодательством и консульской конвенции, а также право на пользование положенными ему привилегиями и иммунитетами. Государство может отказаться принять консула, при этом оно не обязано сообщать направляющему государству причины отказа. До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций. В этом случае он обычно должен быть представлен своим предшественником.
Таким образом, полномочия консула ограничиваются действием законов двух стран. В то время как при его назначении на него возлагаются обязанности в соответствии с законами его страны, осуществление этих обязанностей ограничивается законами страны пребывания.
Первым шагом к практическому осуществлению консульских отношений является определение потребностей в консульских услугах и в соответствии с ними -- установление территории консульских округов. Консульским округом называется территория страны пребывания, в пределах которой консульское учреждение выполняет свои функции . В подавляющим большинстве случаев границы округа совпадают с границами государства аккредитации, т.е. территория всей страны составляет единый консульский округ для дипломатического представительства зарубежного государства. Однако, если между двумя государствами наблюдаются интенсивные экономические, туристские, семейно-родственные связи, то возникает необходимость открытия дополнительных консульских учреждений. Для каждого из них “нарезается” определенная территория государства аккредитации, которая и составит новый консульский округ.
Республика Беларусь установила в большинстве стран, с которыми поддерживает дипотношения, по одному консульскому округу, там действует соответственно одно консульское учреждение Беларуси -- консульский отдел в посольстве . Лишь в трех странах признано целесообразным иметь несколько округов и несколько консульских представительств. В США открыто генеральное консульство в Нью-Йорке, где пересекается множество политических и экономических линий связей. В Польше созданы три консульских округа, кроме Варшавского (консульский отдел в посольстве), открыты генеральные консульства в Белостоке (оживленные приграничные связи и наличие большой белорусской диаспоры) и Гданьске (имелось в виду перспектива превращения этого портового города в морские ворота Беларуси). Генконсульство в Даугавпилсе учреждено также в связи с интенсивным приграничным обменом и наличием белорусской диаспоры на юге Латвии.
Некоторые иностранные государства в свою очередь создали по несколько своих консульских округов в Беларуси. Польша открыла генеральные консульства в Бресте и Гродно, Россия -- в Бресте, Украина -- в Бресте, Латвия -- в Витебске. Как и в предыдущих случаях основными мотивами для открытия консульских учреждений были интенсивные транспортные связи через указанные города и присутствие национальной диаспоры (это особенно было важно для Польши).
Открытие консульского учреждения, его классификация, место пребывания и консульский округ устанавливаются направляющим государством с согласия государства пребывания. Любое изменение должно иметь место только с согласия государства пребывания. Но направляющее государство может учредить вице-консульство или консульское агентство в консульском округе где-либо не в той местности, где учреждено консульство.
Венская конвенция 1963 г. определяет общий объем консульских функций, среди которых прежде всего необходимо выделить специфические, чисто консульские функции:
Другую часть содержания деятельности консульского учреждения составляют функции, присущие каждому дипломатическому представителю:
Все эти функции консульство осуществляет на территории своего округа по праву, признанному за главой консульского учреждения при его назначении. Для осуществления консульских функций за пределами консульского округа на территории государства пребывания или на территории третьего государства требуется согласие государства пребывания.
Конвенция предусматривает возможность осуществления главой консульского учреждения дипломатических актов в государстве , в котором его правительство не представлено. Консул может также действовать в качестве представителя своего государства при межправительственной организации . Республика Беларусь используя это положение, открыла генеральное консульство в Таллине и возложила на него некоторые функции дипломатического представительства, поскольку белорусское посольство в Эстонии открывать было признано нецелесообразным. В Италии, где хотя и было открыто посольство, однако некоторое время обязанности временного поверенного исполнял генеральный консул.
Направляющее государство должно сообщать государству пребывания о назначении всех штатных должностных лиц консульского учреждения, об их прибытии, окончательном отъезде и вообще о любом изменении их статуса. Это положение распространяется на членов их семей и обслуживающий персонал, а также на принятых или уволенных с работы граждан государства пребывания. Венская конвенция предусматривает выдачу экзекватуры тем должностным лицам, которые, находясь в подчинении главы консульского учреждения, выполняют свои обязанности не в местах нахождения консульства, вице-консульства или консульского агентства.
После того как глава консульского учреждения получил экзекватуру, государство пребывания немедленно уведомляет компетентные власти консульского округа, чтобы новый глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться своими преимуществами и иммунитетами.
Иностранные консулы, уполномоченные экзекватурой или каким-либо другим образом выполнять свои функции, которые впервые назначены главой консульского учреждения в данной стране, немедленно по прибытии сообщают письмом властям территории, составляющей их консульский округ, и консулам всех категорий о вступлении в исполнение своих обязанностей.
Вновь назначенный консул в первый или второй день своей деятельности наносит официальный визит высшему представителю местных властей. Этот визит возвращается. Быстрота, с которой наносится ответный визит, всегда рассматривается как знак уважения, поэтому обмен визитами должен быть сделан с минимальной задержкой, как правило, в течение суток. Затем консул наносит остальные визиты. Старшее должностное лицо консульства должно заранее по согласованию с ответственным представителем местных властей подготовить список визитов и порядок их нанесения. Сначала консул наносит визиты консулам, которые выше или равны по рангу, и ожидает визитов от консулов, ранг которых ниже его собственного. Он также наносит визиты представителям местных властей, ранг которых выше его ранга, и принимает визиты тех, кто рангом ниже его. Эти визиты делаются с целью установления дружеских контактов с властями в течение трех дней после вступления в должность и возвращаются в течение суток. Супруга консула должна нанести визит супруге старшего представителя административных властей и затем женам коллег своего супруга.
Другие консульские должностные лица, впервые приезжающие в страну пребывания, также должны нанести ряд визитов. Им следует нанести визит своим коллегам высшего и равного с ними ранга и представителям местных властей, с которыми им предстоит поддерживать деловые контакты. Главе консульского учреждения нет необходимости сопровождать вновь прибывшего работника, если только он сам вскоре не уезжает. В этом случае он представляет работника, который будет временно его замещать.
Обычно работники консульства, которые желают добиться успеха в своей работе, считают полезным наладить широкие связи среди влиятельных кругов города, в котором они находятся. Уважение к значимости занимаемого ими положения откроет новоприбывшим все двери. Они должны предварительно ознакомиться с местными обычаями. Во многих странах в отношениях между штатными консульскими работниками принято, чтобы первым визит наносил вновь прибывший. В Великобритании и других государствах с теми же традициями, напротив, вновь прибывший консульский агент ожидает, что первый визит будет нанесен ему, и вступает в контакт с лицами, пожелавшими встретиться с ним.
О своем предполагаемом временном отсутствии консул должен поставить в известность местные власти, сообщив о продолжительности своего отъезда, и представить лицо, которое будет его замещать.
Венская конвенция 1963 г. предлагает процедуру, которой необходимо придерживаться в случае, если консул или любое должностное лицо консульского учреждения независимо от того, является ли оно гражданином представляемого государства или нет, перестает быть “персона грата” в государстве пребывания. Это обязывает направляющее государство отозвать его или отстранить от выполнения им своих обязанностей. При этом государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения.
В соответствии со сложившейся дипломатической практикой дипломатические представительства всегда имеют право ставить перед министерством иностранных дел вопросы консульского характера. Поэтому, если нет необходимости учреждения консульства, правительство поручает выполнение консульских функций посольству . Консульские учреждения в столице размещаются как в помещениях дипломатического представительства, так и в отдельных помещениях. Если посольство не получало специальной экзекватуры на консульский округ, оно может заниматься консульскими делами через министерство иностранных дел. Главы дипломатических представительств обычно получают от своих правительств все полномочия, поэтому после того, как они признаны государством пребывания, нет необходимости в получении экзекватуры. необходимо лишь, чтобы консульский округ, входящий в ведение дипломатического представительства, был определен и фамилии сотрудников посольства, которые назначены в консульский отдел, были сообщены министерству иностранных дел. Посольство может в данном случае непосредственно сноситься с местными властями консульского округа. Сотрудники дипломатического представительства, ведающие консульскими делами, продолжают пользоваться дипломатическими иммунитетами, предусмотренными для сотрудников посольства.
Законы и традиции каждого государства определяют вопросы, по которым местные власти правомочны связываться непосредственно с консулами, и вопросы, которые должны проходить через дипломатическое представительство и через министерство иностранных дел. Обычно местные власти могут непосредственно отвечать консулам на вопросы, касающиеся отдельных членов местной колонии, на просьбы о розыске родственников и другие.
Привилегии и иммунитеты
Известно, что дипломаты со времен Венского конгресса 1815 г. пользуются практически одинаковыми иммунитетами во всех государствах, а привилегии и иммунитеты консулов длительное время определялись консульскими соглашениями на двусторонней основе. Режим, установленный Венской конвенцией 1963 г., укрепил и по некоторым вопросам расширил привилегии, предоставляемые штатным консулам.
Не допускается дискриминация в отношении консулов в различных государствах: на все консульские учреждения одной категории распространяется одинаковый режим. В то же время допускается возможность заключения двусторонних соглашений между государствами и установления дополнительных условий, льгот и привилегий для консульских учреждений.
Международное право гарантирует главам консульских учреждений свободу сношения с гражданами представляемого государства и контакта с ними. Со своей стороны последние должны иметь право свободно сноситься со своим консульством. Венская конвенция предусматривает что в случае, если гражданин иностранного государства задержан на территории государства пребывания, компетентные органы последнего должны, если задержанный потребует этого, без промедления известить об этом консульское учреждение . Более того, сообщения, адресуемые задержанным своему консульству, также передаются этими органами без промедления. Власти должны поставить заключенного в известность о его правах. Конвенция признает также право консулов посещать граждан представляемого государства, находящихся под стражей, беседовать с ними, переписываться и принимать меры к их защите в суде. Консулы могут также посещать граждан представляемого государства, находящихся в тюрьме. В конвенции подчеркивается, что законы и правила государства пребывания должны быть изменены таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение этих положений. Местные власти обязаны уведомлять консулов о смерти их граждан, о случаях, когда требуется назначение опекуна или попечителя, и сообщать им о всех случаях кораблекрушений или происшествий с торговыми судами представляемых государств в территориальных водах государства пребывания.
Свобода передвижения работников консульства на территории государства пребывания гарантируется постольку, поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности. “Представляемое государство, его дипломатические представительства и консульские учреждения могут назначать консульских курьеров ” -- устанавливает конвенция. Консульская вализа, как и дипломатическая, может быть вверена командиру судна или гражданского самолета представляемого государства. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна.
Для того, чтобы консул мог выполнять свои обязанности беспрепятственно и без помех со стороны местных властей, все двусторонние консульские конвенции гарантируют ему личную неприкосновенность правда, в некоторых из них разрешается подвергать консулов аресту на месте совершения преступления.
Венская конвенция налагает на государство пребывания обязанность относиться к консульским должностным лицам с полным уважением и не допускать каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Предусматривается, что консульские должностные лица не должны подвергаться аресту или задержанию до суда, кроме случая совершения ими тяжких преступлений и только на основании постановления компетентных судебных властей. Во всех остальных случаях они не могут быть заключены в тюрьму иначе, как во исполнение окончательных судебных решений. Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, ему тем не менее должны оказываться знаки внимания, приличествующие ему в силу его официального положения, и должно ставиться как можно меньше препятствий к выполнению консульских функций. В случае ареста какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания должно незамедлительно известить об этом главу консульского учреждения. Если обвинение предъявлено главе консульского учреждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству по дипломатическим каналам.
Иммунитет от юрисдикции в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций, распространяется на всех работников консульства.
Власти государства пребывания должны, согласно Венской конвенции, оказывать содействие в приобретении необходимых для консульства помещений или оказывать последнему содействие в подыскании помещений иным путем.
Неприкосновенность консульских помещений, подтвержденная Венской конвенцией 1963 г. Она распространяется как на резиденцию главы консульского учреждения, так и на служебные помещения консульства. Консулы имеют право помещать над дверью консульства и своей резиденции герб представляемого государства и вывешивать национальный флаг . Во время официальных поездок они могут также устанавливать флаг на своей автомашине . Власти должны обеспечить уважение к флагу и гербу со стороны местного населения. Невыполнение этого положения приводит к необходимости приносить извинения или к возмещению причиненного ущерба. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для ограждения консульских помещений от всякого рода вторжений или ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия консульства или оскорбления его достоинства. В случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты консульских помещений, власти страны пребывания могут предпринимать эти меры. В этом случае, как гласит Конвенция -- “согласие главы консульского учреждения может предполагаться”.
Неприкосновенность консульских помещений и резиденции консулов сопровождается освобождением их от налогов. Взимаемые консульским учреждением сборы не подлежат обложению налогом.
Венская конвенция допускает, что консулы могут быть вызваны в суд в качестве свидетелей. Конвенция оговаривает, что они не обязаны давать свидетельские показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять официальную корреспонденцию и документы . Они также могут отказаться выступать в роли экспертов по законодательству представляемого государства. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы не мешать работе консульства; они могут даваться на службе или на дому или даже, если это возможно, представляться в письменном виде.
Международное право устанавливает применение режима о таможенных льготах . Например, к различным материалам и предметам, предназначенным для официального пользования, традиционно освобождавшимся от обложения пошлиной, а также личному багажу, предметам обстановки и мебели консульского агента по приезде добавлено положение о свободном ввозе в разумных количествах предметов для личного пользования консульских должностных лиц и членов их семей, живущих вместе с ними.
Таможенный кодекс Республики Беларусь также предоставляет таможенные льготы консульским учреждениям иностранных государств и членам их персонала в виде освобождения от таможенных платежей за исключением платежей за хранение, таможенное оформление вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов Республики Беларусь.
Консульские работники и члены их семей освобождаются от формальностей, принятых в государстве пребывания, касающихся регистрации иностранцев и выдачи разрешений на жительство и работу . Принадлежность работников консульского персонала и их обслуживающего персонала к различным системам специального страхования регулируется детально разработанными правилами. Работники консульских учреждений освобождаются от всех видов воинской повинности, таких, как реквизиция, контрибуция и военный постой.
Вышеуказанные иммунитеты вступают в силу с момента вступления консульского работника на территорию государства его пребывания. Они прекращают свое действие с отъездом агента. Иммунитеты членов их семей такие же, как и иммунитет работников консульства. Только иммунитет от юрисдикции в отношении действий, совершенных консульским агентом при исполнении своих функций, действует неограниченное время. Необходимые иммунитеты могут быть предоставлены третьими государствами должностным лицам, следующим транзитом через территорию их государства.
Направляющее государство может отказаться от некоторых иммунитетов и привилегий, предоставляемых работнику консульского учреждения. Такой отказ должен быть ясно выражен и направлен в письменном виде государству пребывания.
Персонал консульства -- граждане государства пребывания. имеет несколько иной статус. Иммунитет от юрисдикции и личная неприкосновенность признается за теми из них, кто принадлежит к категории консульских должностных лиц, только при совершении ими официальных действии при выполнении своих функций . Об их аресте или задержании должно сообщаться главе консульского учреждения, а при возбуждении против них судебного дела расследование должно осуществляться таким образом, чтобы как можно меньше затруднять или нарушать работу консульства.
Прочие консульские служащие и члены их семей не пользуются личной неприкосновенностью. Освобождение от налога распространяется только на их заработную плату, получаемую ими за работу в консульских учреждениях.
Консульские функции могут быть прекращены по различным причинам, обычно в связи с переводом консула или в связи с внешнеполитическими событиями, а также, что случается редко, если консул объявляется “персоной нон грата”. По устоявшейся традиции консул оставляет свой пост не задерживаясь, и при этом соблюдается тот же порядок, что и при его прибытии. В частности, он назначает и, если возможно, представляет местным властям лицо, которому поручается руководство делами до прибытия нового главы.
В случае разрыва консульских отношений Венская конвенция налагает на государство пребывания обязанность уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульства и его архив. Их охрана может быть вверена какому-либо третьему государству, которое может также принять от направляющего государства ответственность по защите его интересов и интересов его граждан.
Конвенция предусматривает, что в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно предоставить членам консульского персонала достаточное время для подготовки их выезда из страны . Оно должно также предоставить в их распоряжение транспортные средства, необходимые для них самих и для их имущества.
Почетный консул
Наряду со штатными консульскими работниками многие государства привлекают к выполнению своих поручений за рубежом нештатных консулов или почетных консулов. Почетный консул -- лицо, не состоящее на государственной службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства в стране пребывания . В качестве платы за выполнение консульских функций нештатному консулу разрешается обращать в свою пользу консульские сборы.
Вначале отличие функций нештатных и штатных консулов состояло в том, что первые не имели права совершать нотариальные действия. В конце XIX в. из их компетенции были также изъяты: выдача заграничных паспортов, визирование паспортов иностранцев, удостоверение правильности переводов юридических документов. Согласно Венской конвенции почетные консульские должностные лица, освобождаются от всех обязанностей, налагаемых законами и правилами государства пребывания в связи с регистрацией иностранцев и получением разрешения на жительство.
Республика Беларусь не использует услуг почетных консулов, хотя Консульский устав предусматривает, что Министерство иностранных дел Республики Беларусь может поручить исполнение отдельных консульских функций почетным консулам, которыми могут быть как белорусские, так и иностранные граждане, не состоящие на государственной службе Республики Беларусь. Вместе с тем, в Минске открыты три почетные консульства иностранных государств: Нидерландов, Швейцарии, Бангладеш. Почетными консулами в них назначены граждане Республики Беларусь.
К почетным консулам принято относиться так же, как и к штатным. Венская конвенция точно определяет правила, касающиеся почетных консулов, увеличение числа которых, так же как и штатных консулов, вызывало необходимость урегулирования возникающих в связи с этим проблем.
Государство пребывания должно обеспечить защиту консульств, возглавляемых почетными консулами, а также и самих консулов. Но привилегии и иммунитеты, которыми они пользуются, различны.
Почетные консулы, не занимающиеся коммерческой деятельностью, освобождаются от обязательств, установленных для иностранцев, регистрировать свои автомашины и получать разрешения на жительство; они освобождаются также от обложений личными налогами, но привилегии и иммунитеты, которые распространяются на членов семей штатных работников консульства, на членов семей почетных консулов не распространяются.
Почетные консульские должностные лица освобождаются от всех пошлин и налогов на вознаграждение и жалованье и от налогов на занимаемое помещение, являющееся собственностью направляющего государства или арендованное им. Неприкосновенность архивов ограничивается только теми, которые хранятся отдельно от других документов и от личной переписки почетного консула. От таможенной пошлины освобождаются предметы обстановки, мебель и оборудование для помещений и канцелярии консульства, полученные консулом от направляющего государства.
Структура консульской службы
Структура консульских служб различных государств формируется в соответствии с возложенными на консульскую службу задачами и традициями страны. Консульская служба Республики Беларусь унаследовала принципы структурного построения, правовую базу и многие традиции от советской дипломатической практики. Это наследие в течении 90-х годов было не только освоено, но и творчески переработано, адаптировано к сложившимся внешним и внутренним условиям, подчинено национальным интересам.
Возглавляет структурную пирамиду консульской службы Консульское управление МИД Республики Беларусь . Начальник управления по должности входит в состав коллегии министерства иностранных дел. Управление состоит из четырех отделов: паспортно-визового; консульско-правового; по вопросам гражданства и постоянного места жительства; анализа, прогнозирования и работы с загранучреждениями.
Консульское управление не только руководит всеми консульскими учреждениями Республики Беларусь, но и само выполняет непосредственные консульские функции как в отношении соотечественников, так и в отношении зарубежных граждан. Этим занимаются прежде всего паспортно-визовый отдел и отдел по вопросам гражданства и постоянного местожительства.
Единственным линейным подразделением консульской службы (и всего министерства иностранных дел) внутри страны является Консульский пункт в международном аэропорту Минск-2. Пункт имеет своей задачей оказание консульских услуг гражданам Беларуси и иностранных государств прибывающих в Республику Беларусь из-за границы или покидающим ее территорию.
Сеть заграничных учреждений консульской службы Беларуси составляют больше всего консульские отделы в более тридцати посольств Республики Беларусь, где работает в среднем три-четыре человека в каждом. Заведующий отделом (как правило, дипломат в ранге первого секретаря или советника) руководит работой своих подчиненных, лично выполняет наиболее ответственные консульские функции, в странах, где имеется несколько белорусских консульских округов, координирует деятельность других белорусских консульских учреждений в этой стране. Кроме заведующего в консульском отделе могут быть еще один-два дипломата и технические служащие из числа членов семей дипломатов. Служащих граждан страны пребывания белорусские консульства, как правило, не нанимают.
Сотрудники консульских управлений различных государств, расположенных в одном городе страны пребывания, образуют консульский корпус . Принципы взаимоотношений, старшинства и этикета в консульском корпусе заимствованы из общепринятой дипломатической практики. Наиболее многочисленным консульский корпус выглядит в крупных торгово-финансовых центрах и портах, удаленных от столиц: в Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Шанхае, Гуанчжоу, Гданьске, Гамбурге, Стамбуле и других. В Беларуси в этом отношении лидирует пограничный Брест, где открыты три генеральных консульства зарубежных государств.
Особенности иностранных консульских служб
В консульской службе США занято свыше 22% персонала Государственного департамента США, работающего в центральном аппарате и за рубежом.
Центральным органом консульской службы США является Консульское бюро Госдепартамента , созданное специальным законом 1977 г. Основные направления его деятельности состоят в оказании консульского содействия американским гражданам, проживающим или временно находящимся за границей; оформлении визовых документов; изготовлении паспортов и других документов, удостоверяющих гражданство США.
Консульские функции выполняются также и другими подразделениями Госдепартамента: территориальными политическими отделами, протокольным отделом, отделом иностранных представительств, службами иммиграции и натурализации и другими ведомствами США. Консульское бюро возглавляется заместителем Государственного секретаря США.
Паспортная служба , являясь частью Консульского бюро, состоит из своего рода центрального аппарата, входящего непосредственно в состав Консульского бюро, и периферийных подразделений 14 филиалов, расположенных в различных городах США.
Особенностью паспортной службы США, как известно, является ее исключительное международное предназначение. Паспорта американцы получают только для выезда за рубеж. В состав паспортной службы входят следующие отделы:
Основополагающим документом, регулирующим порядок выдачи виз, является Акт о натурализации и иммиграции 1952 года с его многочисленными изменениями и дополнениями. В составе визовой службы имеются следующие отделы:
Служба по оказанию помощи гражданам США за рубежом возглавляется директором в должности заместителя Государственного секретаря. Наличие этой службы в структуре государственных органов и ее деятельность составляют важнейшую специфику консульской службы да и всей внешней политики США.
Эта специфика заключается в необычно большой чувствительности американской государственной машины к запросам своих граждан и к нарушениям их прав и свобод за границей. Структурно служба по оказанию помощи гражданам США за рубежом состоит из следующих подразделений:
Отдел принимает участие в переговорах с каким-либо государством о представлении интересов США в какой-либо третьей стране в случаях, когда дипломатические отношения США с третьей страной прерываются. В отделе имеются пять региональных секций: секции стран Африки, Америки, стран Восточной Азии и региона Тихого океана, стран Ближнего Востока и Южной Азии и секция планирования программ и координации.
К заграничным органам консульской службы США относятся: консульские отделы посольств США, генеральные консульства, консульства и консульские агентства. США имеют за границей свыше 150 консульских отделов посольств, около 70 генеральных консульств, свыше 30 консульств и около 40 консульских агентств.
Консульские отделы посольств США возглавляются генеральным консулом или просто консулом в зависимости от величины заграничного представительства США. Функции американских консулов довольно широки.
Они защищают права и интересы США, их граждан и юридических лиц, содействуют развитию торговли, экономических, культурных, научных связей между США и государством пребывания, ведут учет американских граждан в своем консульском округе, решают многие вопросы актов гражданского состояния, регистрации соотечественников, в соответствии с действующими законами государства пребывания могут принимать временную опеку над личной собственностью, оставленной умершим американским гражданином.
К функциям консулов США относится и розыск американских граждан, пропавших без вести. Традиционными функциями консулов США являются функции по оказанию помощи судам.
Консульская служба Республики Польша представляет несомненный интерес как общей развитостью консульских учреждений, так и некоторыми специфическими чертами.
К началу 90-х годов в ней насчитывалось 125 консульских учреждений. из них 112 профессиональных и 13 почетных консулов. Далее структура заграничной консульской службы выглядела следующим образом: посольства и торговые миссии, выполняющие консульские функции всем своим составом -- 42, консульские отделы в посольствах -- 36, генеральные консульства, консульства и консульские агентства -- 35. В 90-е годы их количество возросло за счет новых учреждений и представительств на территории стран бывшего СССР. Если в 1990 г. их было здесь пять, то в 1995 уже 14.
Главной особенностью консульской службы является ее однозначная и выразительная направленность на обслуживание многочисленной польской диаспоры . Всего за границей Республики Польша проживает по различным данным от 13 до 16 млн. лиц польской национальности. Абсолютное большинство консульских учреждений открыто в тех регионах, где сосредоточены большие группы диаспоры: в ФРГ -- шесть, США, Франции, Бразилии -- по пять, Беларуси -- три, Украине -- два.
Закон ПНР 1984 г. о функциях консулов несколько шире, чем Венская конвенция 1963 г. формулирует обязанности польских консулов в сфере защиты прав и интересов сограждан.
Так, в отличие от законодательства других стран, польский закон обязыает консула по своей инициативе предпринять все доступные ему меры по защите прав и интересов граждан Польши и незамедлительно информировать об этом граждан, чьим правам и интересам возникла угроза. Более того, консул может по своей инициативе защищать интересы своего соотечественника в суде государства пребывания, с последующим уведомлением соотечественника о произведенных консулом действиях по защите его прав и интересов.
Отмеченные выше некоторые особенности зарубежных консульских служб в полной мере соответствуют букве и духу перемен в международных отношениях, которые инициируют Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, другие международные объединения. Всеобщая Декларация гражданских и политических прав человека (1948 г.). Заключительный акт встречи в Хельсинки (1975г.), Заключительный акт встречи в Вене (1889 г.), документ ОБСЕ “Требования времени перемен” (Хельсинки 1992 г.) и ряд других международных документов очертили минимальный объем прав и свобод человека, независимо от того, на чьей территории он находится. Деятельность консульских служб в этой связи получают основательную морально-политическую поддержку и самые широкие перспективы.