Понятие специальной операции ее цели и виды. Основы специальной операции

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане специальные операции могут характеризоваться определенными специфическими категориями (понятиями). При этом под категориями понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск, федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.;

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связанной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.


Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - можно отнести восстановление нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте, районе, городе, определенной территории и обеспечение защиты жизни и здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям, обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств, по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия (одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной группы).

Частными целями специальных операций могут быть:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с места совершения преступления, бежавших из мест содержания под стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных средств;


Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений, сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация бандитских формирований, пресечение деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными (морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной обороны.

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий, проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Специальная операция – сложный вид деятельности органов внутренних дел, включающий в себя не только широкомасштабные действия сил и средств ОВД и приданных сил ВВ МВД России, но и необходимый процесс организации и подготовки сил и средств к проведению мероприятий такого масштаба.

Этапы проведения специальных операций и их содержание

Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная операция состоит из трех этапов:

1 этап – организация операции, 2 этап – ведение операции,

3 этап – завершение операции.

Получение задачи от старшего начальника включает:

Принятие решения на операцию;

Планирование операции;

Организация взаимодействия;


Организация боевого и материально-технического обеспечения;

Подготовка подразделений и сосредоточение сил и средств в районе предстоящих действий.

Этап. «Ведение операции»

Начинается с занятия элементами боевого порядка исходящих рубежей по установленному сигналу;

Каждый вид операции имеет свою строго определенную последовательность:

а) при захвате воздушного судна – в целях введения преступников в заблуждение и оказания на них психологического влияния – после чего преступники задерживаются или ликвидируются;

б) при нахождении преступника в укрытии – используется фактор внезапности;

в) в условиях активного сопротивления – операция осуществляется с оказанием на них психологического воздействия, т.е. с обращением к преступникам о немедленной сдаче, объявлением о применении против них оружия и спецсредств.

Этап. «Завершение операции»

Осмотр района операции;

Сбор подразделений;

Проверка личного состава, материальной части;

Подведение итогов;

Составление схемы боевых действий;

Подготовка донесений об окончании операции;

Разбор операции.

Для ведения боевых действий в специальной операции используются войсковые силы, в состав которых входят подразделения и части внутренних войск, специальные моторизированные части милиции, подразделения специального назначения, личный состав уголовного розыска, отделы борьбы с экономическими преступлениями (БЭП), работники исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), подразделения противопожарной службы, сводные подразделения, временно сформированные из сотрудников различных органов и учреждений внутренних дел, а также учебных заведений.

По согласованию с местными органами власти и руководителями соответствующих министерств и ведомств, к действиям в специальных операциях могут привлекаться добровольные народные дружины, актов населения, подразделения Российской Армии, пограничных войск и Федеральная Служба Безопасности (ФСБ).


Состав (категории и виды) необходимых сил и средств определяется, исходя из характера предстоящих в операции действий (например, для захвата, оперативно-розыскных и следственных действий, конвоирования, применения специальных средств, лишения преступников возможности вести прицельный огонь и т.д.). Их количество определяется с учетом размера территории (объекта) проведения операции, количества преступников, возможного ущерба и т.д.

В специальных операциях войсковые силы используют оружие и боевую технику, стоящую на вооружении, средства защиты личного состава и принудительного воздействия.

Специальная операция может производиться на открытой местности, в лесу, в горах, населенном пункте, отдельном строении и т.д., в разное время суток и года, при различной погоде. Естественно, что эти факторы окажут существенное влияние на организацию и характер боевых действий при ведении операции.

Организация операции начинается с момента получения задачи от старшего оперативного начальника и включает:

Принятие решения на операции;

Планирование операции;

Организацию взаимодействия;

Организацию боевого и материально-технического обеспечения;

Подготовку подразделений и сосредоточение сил, средств в районе предстоящих действий.

В процессе принятия решения операции, при необходимости, по отдельным вопросам, начальник заслушивает подчиненных, проводит рекогносцировку, изучает и анализирует предшествующий опыт проведения подобных операции.

В решении руководитель операции определяет:

Замысел операции

Задачи подчиненных

Порядок взаимодействия

Организацию управления

Всестороннее обеспечение

На основании решения руководителя операции, разрабатываются различные оперативно-боевые документы. К ним относятся:

План операции

Боевой приказ

План сосредоточения подразделения в районе операции

План связи


Рабочая карта (схема) руководителя операции

Таблица сигналов взаимодействия и взаимного опознания.

План операции является основным планируемым документом. Он составляется текстуально или графически на карте (схеме), подписывается руководителем операции и утверждается старшим оперативным начальником, принявшим решение на проведение операции.

План состоит из следующих разделов:

Силы и средства, привлекаемые к операции

Организация взаимодействия

Режимные мероприятия в районе операции

Организация управления и связи

Всестороннее обеспечение боевых действий

Успех операции во многом зависит от взаимодействия сил и средств, участвующих в операции, которое организуется внутри подразделений, с соседями, по месту, времени и достижению цели. Наиболее тщательно должны быть согласованы действия подразделений в ночное время и в условиях ограниченной видимости. Взаимодействие, организованное руководителем подразделения в пункте дислокации, по прибытии в район операции подразделений уточняется. Все изменения, дополнения, сделанные на местности, наносятся на карту.

Большое значение в специализации операции имеет подготовка личного состава. Подготовка включает:

Подбор и экипировку личного состава

Подготовку оружия, боеприпасов, снаряжения, обмундирования, продовольствия, транспорта, средств

Связи, специальных средств, служебных собак

Инструктаж личного состава.

При наличии времени и если позволяет оперативная обстановка, могут проводиться тренировки на местности, приближенной к той, на которой будут осуществляться операции. Сосредоточение сил и средств в районе проведения операции осуществляется скрытно, преимущественно ночью или в условиях ограниченной видимости, по заранее определенным маршрутам. Исходные позиции (рубеж блокирования, место расположения) занимаются, как правило, с ходу. При невозможности подъезда к исходным позициям на автомобилях, назначается район спешивания, из которого группы без задержки выдвигаются пешим порядком на предназначенные им позиции. Независимо от способа передвижения, личный состав должен прибыть в назначенный район своевременно и в полной боевой готовности.


Все этапы подготовки и проведения специальной операции плавно вытекают один из другого. Нельзя отдавать явные приоритеты, какой- либо из стадий операций, нельзя недооценивать работу каждой группы, задействованной на всех стадиях специальной операции.

Состав группировки сил и средств, привлекаемых к подготовке проведению специальных

Привлечение сил и средств органов внутренних дел, находящихся в непосредственном подчинении, осуществляется при возникновении обстоятельств, обоснованно требующих проведения специальной операции и оформляется приказом начальника органа внутренних дел, в компетенцию которого входит необходимость реагирования на конкретное чрезвычайное обстоятельство. Силы и средства соседних и взаимодействующих органов внутренних дел (территориальных, на транспорте и т.п.) привлекаются на основе предварительно разработанных планов взаимодействия, силы и средства оперативных резервов используются только по решению старших оперативных начальников, в подчинении которых находятся эти силы и средства.

Подбор сотрудников и военнослужащих для участия в специальных операциях осуществляется начальниками органов внутренних дел и командирами соединений (частей) внутренних войск.

Состав группировки сил, привлекаемых к проведению специальных операций по чрезвычайным происшествиям:

Оперативный штаб (группа управления) (ОШ; Г Упр)

Связи (Г Со)

Разведки (РГ)

Взаимодействие со средствами массовой информации (ГВСМИ)

Ведения переговоров (ГВП)

Следственно-оперативная (СОГ)

Документирования (Г Док)

Поисковая (ПГ)

Экспертно-криминалистическая (ЭКГ)

Оцепления (Г Оц)

Блокирования (Г Блок)

Эвакуации (Г Эвак)

Разграждения (Г Разгр)

Рассредоточения (Г РСр)

Применения специальных средств (Г ПрС С)

Прикрытия (Г Пр)


Захвата (изъятия) (ГЗ или Гиз)

Конвоирования (сопровождения) (Г Конв или Г Сопр)

Разбирательства с задержанными (Г Ра)

Охраны объектов (Г Охр)

Патрулирования (Г Патр)

Регулирования дорожного движения (Г РД)

Пожаротушения и первоочередных спасательных работ (Г ПС)

Ликвидации угрозы взрывов (Г Лув)

Тылового обеспечения (ГТ)

Материально-технического обеспечения (ГМТО)

Медицинского обеспечения (ГМО)

Организации помощи пострадавшим (ГОПП)

Резерва (РЗ).

По выполняемым задачам эти группы можно объединить в более крупные группы:

ГРУППЫ УПРАВЛЕНИЯ предназначены для подготовки, организации выполнения решений руководителя операции (ОШ) и контроля за выполнением принятых решений и ходом специальной операции в целом, организации и контроля мероприятий по завершению операции;

ГРУППЫодин пробелОБЕСПЕЧЕНИЯодин пробелРЕЖИМНЫХодин пробелОГРАНИЧЕНИЙ

предназначены для изоляции района операции с целью недопущения в него и эвакуации из него посторонних граждан, ограничения действий противника, воспрещения его доступа к особо важным объектам и районам, а также создания благоприятных условий для проведения операции;

ГРУППЫ ДЛЯ СИЛОВЫХ ДЕЙСТВИЙ предназначены для подавления сопротивления, задержания или ликвидации преступников силой оружия;

ГРУППЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ предназначены для фиксации, выявления и закрепления следов преступления и их предварительного исследования;

ГРУППЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ предназначены для боевого, тылового и технического обеспечения формирований при проведении специальных операций;

РЕЗЕРВ предназначен для решения внезапно возникающих задач.

К средствам, применяемым в специальных операциях относятся:

Оружие и специальные средства;


Оперативная криминалистическая, специальная техника; Средства связи;

Автотранспортные средства; Служебно-розыскные собаки; Боевая и специальная техника;

Специальные средства и средства инженерного вооружения МВД России.

Численность и состав групп, привлекаемых к действиям при возникновении ЧС определяется начальником

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их применения специальные операции заслуживают отдельного исследования в теории и практике правоохранительной деятельности.

Работа ОВД в условиях чрезвычайных обстоятельств требует знание вопросов по основам организации и ведению специальных операций, повышенной мобилизации личного состава, создания надежной системы управления всеми силами и средствами, задействованными в проведении операции.


ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОВД ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬЯТВАХ

На современном этапе когда преступники обладают современным вооружением, специальными средствами и прекрасно технически оснащены, вопросы подготовки к проведению специальных операций и организация алгоритма их проведения ставиться на первое место.

Планирование придает деятельности органов внутренних дел целенаправленный характер, способствует своевременности решения наиболее сложных и актуальных задач, определяет пути и средства достижения цели, создает условия наиболее эффективного и полного использования сил, средств и времени, возможность своевременного маневра силами и средствами, дает возможность более четкого взаимодействия различных служб и ведомств.

Основы планирования действий органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах и в военной время

Основные принципы планирования:

законность; научность; системность;

целенаправленность и непрерывность.

Главная задача планирования заключается в распределении сил и средств по месту, времени, эффективном и согласованном их применении для достижении конечной цели.

Основными задачами планирования можно считать:

1. сокращение сроков приведения сил и средств в различные степени боевой готовности;

2. совершенствование подготовки личного состава к действиям в различных условиях обстановки;

3. повышение реальности планируемых мероприятий;

4. достижение более четкой организации по всестороннему обеспечению действий сил;

5. выработке мероприятий по более эффективному использованию сил и средств для выполнения поставленных задач.


Требования предъявляемые к планированию

Планы разрабатываются в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждениях МВД России, горрайлинорганах внутренних дел.

Планы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации:

разрабатываются в соответствии с нормативными актами и учетом выполняемых задач;

подписываются начальником штабного подразделения (или подразделения, выполняющего его функции);

согласовываются с руководителями оперативных штабов в субъектах РФ, командирами соединений (воинских частей) внутренних войск и в части их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) ВС РФ России, других войск и воинских формирований, руководителями федеральных органов исполнительной власти или их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

утверждаются соответствующими руководителями ОВД.

Планы горрайлинорганов, а также подразделений, непосредственно подчиненных ОВДРО:

разрабатываются в соответствии с положениями настоящего Наставления на основании плана МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО, в части, их касающейся;

подписываются начальником органа внутренних дел; согласовываются с командирами воинских частей внутренних войск

и в части, их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) Минобороны России, других войск и воинских формирований, руководителями территориальных органов государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Планы горрайлинорганов, а также подразделений, непосредственно подчиненных ОВДРО, утверждаются руководителями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО.

Расчёты сил и средств, привлекаемых к действиям при ЧО, по направлениям деятельности в установленные сроки представляются в структурные подразделения центрального аппарата МВД России.

В управлениях материально-технического снабжения МВД России обобщаются расчеты по тыловому и техническому обеспечению сил и средств МВД, ГУВД, УВД УВДТ (ОВДТ), ОВДРО, соединений (воинских частей) внутренних войск, принимаются меры по своевременному


выделению и пополнению оперативных запасов материальных средств (в пределах установленных норм положенности), необходимых для выполнения задач при ЧО.

Порядок применения внутренних войск при ЧО определяется главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

Разработка Плана организуется лично руководителем МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО, образовательного учреждения МВД России, горрайлиноргана внутренних дел.

Организация работы по разработке плана осуществляется на основании приказа руководителя ОВД. В приказе указывается состав группы разработки, порядок работы и сроки предоставления Плана для утверждения.

Перед утверждением Плана осуществляется его изучение заместителями соответствующего руководителя, начальниками управлений (отделов, отделений) и структурных подразделений с последующим заслушиванием их докладов и докладов руководителей подчиненных органов внутренних дел (командиров, начальников) с обоснованием принятых решений и произведенных расчетов. При отсутствии недостатков План утверждается и вступает в силу. При наличии значительных недостатков организуется его доработка.

План согласовывается с руководителями (командирами) всех взаимодействующих органов, другими заинтересованными лицами и докладывается на утверждение. Запрещается подписывать и утверждать план лицам, исполняющим (временно исполняющим) обязанности тех руководителей (командиров, начальников), кому это право предоставлено нормативно-правовыми актами, за исключением случаев исполнения обязанностей по вакантной должности.

Выписки из Плана вышестоящих органов внутренних дел направляются подчиненным органам внутренних дел и образовательным учреждениям МВД России в части, их касающейся, а также в подразделения органов внутренних дел самостоятельно не разрабатывающие План действий и в соединения и воинские части внутренних войск.

В выписке указывается:

Задачи, к выполнению которых привлекается орган внутренних дел, соединение, воинская часть, военно-учебные заведения внутренних войск;

Привлекаемые силы и средства и их состав и численность; Задачи на которых необходимо сосредоточить основные усилия;

Порядок обеспечения действий органов внутренних дел и приданных


Организации взаимодействия, управления и связи.

Корректировка планов осуществляется:

после издания новых нормативных правовых актов МВД России по действиям при ЧО;

при изменении организационно-штатной структуры, табеля положенности вооружения, техники и материальных средств в горрайлинорганах, воинских частях, образовательных учреждениях;

при резких изменениях оперативной обстановки;

при изменении маршрутов выдвижения, мест дислокации пунктов управления, органов внутренних дел, воинских частей, учреждений, складов, баз снабжения материальными средствами;

после выявления недостатков в ходе инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов, штабных тренировок, командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений.

Во всех случаях в листе корректировки плана делается отметка в связи с чем внесены изменения с указанием даты, должности и фамилии исполнителя.

Уточнение планов в полном объеме производится на специальных занятиях (штабных тренировках) под руководством руководителя органа внутренних дел, для чего планом основных организационных мероприятий МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД ОВДРО, образовательного учреждения МВД России, планом работы горрайлиноргана предусматривается необходимое время.

За состояние плана и его хранение отвечает руководитель штабного подразделения, который определяет порядок пользования им. План действий при ЧО хранится, как правило, в помещении дежурной части в сейфе для секретных документов.

Разработка планов проводится заблаговременно, на основе реальной обстановки которая может сложиться на обслуживаемой территории, с использованием современных методов научного прогнозирования. Планирование осуществляется на каждом уровне управления системы МВД России под непосредственным руководством основного руководителя. К разработке привлекаются круг должностных лиц соответствующего органа.

Документы планов выполняются текстуально и графически с приложением к ним необходимых расчетных данных, которые отражают сведения о состоянии реальной и прогнозируемой обстановки.

Степень детализации документов плана определяется руководителем органа внутренних дел, исходя и масштаба и характера решаемых задач.

Все планы по своему содержанию должны быть предельно четкими, краткими, наглядными, по формату и оформлению - удобными для работы


водин пробелполевыходин пробелусловиях.один пробелМероприятия,один пробелкоторыеодин пробелвозможноодин пробелвыразить графически, следует отрабатывать на картах и схемах.

Разработка планов осуществляется на основе приказов и директив Министра внутренних дел России, в которых определены конкретные задачи возложенные на органы внутренних дел и внутренние войска при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время.

Разработке специальных планов предшествует тщательное изучение соответствующих приказов, директив и указаний, исходных данных, оперативной обстановки и оценка имеющихся сил и средств для выполнения поставленных задач. Основой для разработки планов является решение руководителя органа внутренних дел, которое принимается после уяснения характера и объема возложенных на орган внутренних дел задач в особых условиях.

Для оценки обстановки, выработки решения и формирования документов плана осуществляется сбор, анализ и обобщение исходных данных, отражающих оперативную обстановку на обслуживаемой территории, ее возможные изменения связанные с конкретными обстоятельствами, готовится прогноз возможной остановки и ее развития анализируется накопленный опыт, осуществляется выработка вариантов решений начальника ОВД об использовании сил и средств, вопросы всестороннего обеспечения, порядок управления силами и средствами и их взаимодействия.

Исходные данные добываются посредством изучения, прогнозирования оперативной обстановки, а также получения (истребования) от других органов управления внутренних дел, МЧС, ФСБ, МО, государственного управления и других взаимодействующих учреждений и ведомств.

Для планирования необходимо иметь такие исходные данные: задачи возложенные на ОВД в условиях чрезвычайных обстоятельств и в военное время; характеристика ОВД (территория, численность, оснащенность, морально-психологическое состояние личного состава), вероятная обстановка; климатические и метеорологические условия; данные о местности, населении, оперативная обстановка на территории; потенциально опасные объекты и их характеристика; охраняемые объекты; зоны возможных землетрясений и наводнений; возможные зоны заражения (загрязнения) и другие необходимые данные.

Разработку плана условно можно разбить на три этапа:

Первый этап носит подготовительный характер - создание рабочей группы, сбор, обобщение и оценка исходных данных, которые могут влиять на деятельность ОВД, географическую, экологическую, санитарно-


эпидемиологическую характеристику региона, демографические данные о составе населения, силы и средства ОВД и взаимодействующих органов, наличие и состояние транспорта, технических средств, средств защиты и других материальных ресурсов, используемых в интересах ОВД, систему управления в республике, крае, области, районе, городе и т.д.

Второй этап - связан с практической разработкой и оформлением документов плана.

Третий этап - согласование разделов плана между собой и с планами вышестоящих органов управления, доработка, утверждение и доведение плана до исполнителей.

Планы подписываются начальниками штабного подразделения и утверждаются руководителем соответствующего органа внутренних дел. После утверждения специальные планы приобретают юридическую силу и предусмотренные в нем мероприятия становятся обязательными для исполнения всеми должностными лицами. В целях обеспечения постоянной боевой готовности сил и средств разработанные планы должны своевременно корректироваться.

Сроки корректировки устанавливаются соответствующими приказами для каждого вида плана, а также по мере необходимости:

Количествоодин пробелэкземпляроводин пробелодин пробелпланов,один пробелстепеньодин пробелиходин пробелсекретности определяется приказами, так например количество планов ГО на военное время должно быть по числу пунктов управления и дублирующих органов. Знаяодин пробелглавные задачи вопросов планирования, алгоритм проведения этапов специальной операцииодин пробелпозволит сократить сроки подготовки и проведенияодин пробелспециальныходин пробелоперацийодин пробелизбежатьодин пробелпотерьодин пробелодин пробелсредиодин пробелличного

состава, вооружения и техники.

Разработанный заблаговременно план будет являться основой для принятия руководителем оперативного штаба решения на проведение специальной операции.

Особенности разработки планов на военное время

Перед государством в военное время, встанет сложная задача не только в отражении массированного воздействия всех видов вооружения, но и противодействие силам специального назначения противника в глубоком тылу страны. Чтобы защитить объекты тыла и тыл страны в целом, создается система военных и общегосударственных мероприятий. В эту систему мероприятий входят такие понятия как гражданская оборона и территориальная оборона.

Гражданская оборона - это система общегосударственных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, в целях защиты


населения и народного хозяйства государства от последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения.

Территориальная оборона - это составная часть военных и общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты участков государственной границы, важных объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также установления и поддержания режима военного (осадного) положения.

Для выполнения задач органами внутренних дел в военное время разрабатывается целый комплекс планирующих документов. Особенности разработки некоторых из них будут рассмотрены в данном вопросе.

План гражданской обороны объекта и ГРОВД на военное время определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, обеспечения жизнедеятельности сотрудников объекта и членов их семей в условиях ведения гражданской обороны в начальный период войны и в военное время.

План ГО объекта и ГРОВД на военное время состоит из текстовой части и приложений.

Текстовая часть плана включает три раздела:

1. Оценка ожидаемой обстановки после нападения противника.

2. Выполнение мероприятий гражданской обороны при их планомерном проведении,

3. Выполнение мероприятий гражданской обороны при внезапном нападении противника.

К текстовой части плана ГО объекта разрабатываются формы документов в виде приложений, основными из которых являются:

1. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта на военное время.

2. План мероприятий по защите сотрудников, рабочих и служащих и организации спасательных и других неотложных работ.

3. Расчет укрытия сотрудников, рабочих и служащих в защитных сооружениях на объекте.

4. Расчет на проведение эвакомероприятий.

5. Состав сил и средств гражданской обороны объекта.

6. Расчет обеспеченности сотрудников, рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты

7. Схема управления, связи, оповещения объекта (в рабочее и не рабочее время).


8. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время.

Дополнительно могут разрабатываться различные справочные документы.

Для выполнении задач территориальной обороны органами внутренних дел и внутренних войск разрабатывается план участия органов внутренних дел и внутренних войск в выполнении задач территориальной обороны.

Такой план разрабатывается на карте с пояснительной запиской на основе выписки из плана территориальной обороны военного округа.

На карте отображается:

Пункты постоянной дислокации, районы расположения (дислокации) органов внутренних дел, частей внутренних войск.

Пункты постоянной дислокации, районы расположения частей Вооруженных Сил.

Охраняемые органами внутренних дел, частями внутренних войск объекты.

Места расположения (дислокации) федеральной службы безопасности.

Станции (аэропорты, порты, пристани) погрузки (разгрузки), маршруты выдвижения к ним.

Расположение объектов атомной энергетики, объектов с ядерными установками, химически опасных промышленных объектов.

Возможные районы (объекты, направления) действий диверсионно- разведывательных групп противника.

В пояснительной записке указываются расчеты сил и средств органов внутренних, частей внутренних войск, взаимодействующих органов в выполнении задач территориальной обороны.

План подписывается руководителем органа внутренних дел и согласуется:

В МВД (УВД,) республики (края), с военным округом. В УВД области, с областными военными комиссариатами.

В зонах (районах) территориальной обороны к планированию привлекаются полномочные представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов федеральной службы безопасности и территориальных органов внутренних дел, а также представители соединений, воинских частей и учреждений, от которых и в интересах которых выделяются силы и средства для ведения территориальной обороны.


К средствам обеспечения специальных операций полиции относят специальные окрашивающие и маркирующие вещества, световые и акустические специальные средства, служебных собак, средства разрушения преград, средства принудительной остановки автотранспорта, средства сковывания движения, водометы, бронемашины,

Специальные окрашивающие и маркирующие средства

(спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т.п.) применяются для выявления

лиц, совершающих или совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства («химические ловушки») устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства, используемые полицией МВД России, применяются:

Для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

Световые и акустические специальные средства, применяемые органами внутренних дел МВД России, предназначены для подавления психоволевой устойчивости вооруженных преступников путем воздействия на них световым и акустическим импульсами. К ним относятся: световые и акустические средства отвлекающего воздействия, а также светозвуковые гранаты.

Световые и акустические специальные средства, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:

Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Светозвуковая граната - специальное средство нелетального действия, предназначенное для оказания светозвукового воздействия на противника или правонарушителя с целью временного психофизиологического (отвлекающего и ошеломляющего) и механического иммобилизующего действия для временного вывода его из строя.

Как правило, светозвуковые гранаты применяются ОВД в ходе задержания особо опасных преступников, освобождения заложников, пресечения групповых хулиганских проявлений или массовых беспорядков.

Служебные собаки, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:

Для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

Для пресечения преступления или административного правонарушения;

Для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

Для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

Для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

Средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун» и др.) используются для принудительной остановки колесного легкового и грузового автотранспорта.

Средства принудительной остановки транспорта, используемые полицией МВД России, применяются:

Для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться;

Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Средства принудительной остановки транспорта запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

Средства сковывания движения предназначены для ограничения возможностей вооруженного нарушителя по передвижению и не позволяют оказывать активное сопротивление при задержании.

Водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40) используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации пожара с помощью струи воды под давлением.

Водометы и водометные машины предназначены для ликвидации очагов пожара и воздействия на участников массовых беспорядков, бесчинствующую толпу водяными струями с целью ее рассеивания с помощью струи воды под давлением.

Водометы и водометные машины применяются полицией МВД России:

Для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Запрещается применение водометов при температуре ниже нуля.

Бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80 и др.), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП)) предназначены для сопровождения колонн, могут перевозить личный состав и грузы, служить базой для вооружения, для перевозки лиц в условиях обеспечения усиленной охраны.

Бронемашины, кроме того, применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы.

Водометы и бронемашины применяются только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной полиции, начальника полиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения.

Средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс» и др.), состоящие на вооружении органов внутренних дел МВД России, применяются:

Для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

Запрещается применение средств разрушения преград в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе двух метров от человека.

Еще по теме Средства обеспечения специальных операций:

  1. 2. Размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц во вклады, от своего имени и за свой счет
  2. § 4. Медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих161
  3. $3. Истоки международного сотрудничества в сфере международного контроля над оборотом наркотических средств
  4. §1. Обеспечение международной безопасности как основной путь совершенствования международного правопорядка на современном этапе
  • Пискотин Владимир Александрович , старший преподаватель
  • Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
  • СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ
  • ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья посвящена способам, видам и направлениям специальных операций, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации.

  • К вопросу о значении законодательной технологии в региональном правотворчестве
  • О некоторых графических документах, используемых сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях
  • Проблемы назначения и производства судебно - психиатрической экспертизы по делам о применении принудительных мер медицинского характера
  • Недопустимые доказательства в уголовном процессе: взгляд законодателей Российской Федерации и Республики Казахстан

Одной из разновидностей операций, проводимых органами внутренних дел, являются специальные операции, осуществление которых связано с наиболее сложными событиями особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства органов внутренних дел, но также силы и средства Федеральной службы войск национальной гвардии, созданной 05.04.2016 года . Как правило, при этом используются все находящиеся на вооружении ОВД и Росгвардии средства воздействий на преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника, специальные средства и т.п. .

Организация и проведение специальной операции силами личного состава органов внутренних дел выступает в качестве наиболее сложной формы выполнения боевых задач. Задействованные в хоте таких операций на различных направлениях силы и средства решают разные по объему и характеру задачи. Однако цель у них одна – восстановление общественной безопасности. Подобного рода операции требуют от всего личного состава гигантских физических и моральных затрат, четко налаженной связи и взаимодействия , .

Специальные операции, проводимые органами внутренних дел, можно охарактеризовать целым рядом признаков, к основным из которых относятся:

  • значительный пространственный охват;
  • большое количество используемых сил и средств, разнообразных по направлениям деятельности и организации;
  • многообразие мероприятий и способов тактических действий при единстве замысла;
  • высокий уровень маневренности, динамичности и оперативности;
  • единое управление и координация.

Специальная операция – комплекс служебно-боевых, оперативно-служебных, специальных и технических мероприятий, согласованных по месту, времени, направлению сосредоточения основных усилий действия привлекаемых сил и средств, объединенных в группировку (боевой порядок) в целях пресечения или ликвидации последствий ЧО или ЧС. Специальная операция начинается с момента принятия решения руководителем ОВД о введении в действие оперативных планов при возникновении особых условий .

К специальным мероприятиям принято относить:

  • организационные - изменение режима работы предприятий, организаций, учреждений и транспорта, которое направлено на обеспечение общественной безопасности;
  • режимные - заключающиеся в запрещении либо ограничении свободного входа (въезда) в район операции и выхода (выезда) из него, передвижений в зоне возможного поражения посторонних граждан, транспортных средств и пр. Они осуществляются в целях создания благоприятных условий для действия войсковых сил;
  • оперативные - мероприятия, которые проводятся в целях определения количества преступников, характера их действий, выявления вооружения преступников, их намерений, связей, тактики действий, установления мест укрытия, выявления заложников (место нахождения, количество, обращение с ними, охрана и др.), склонения преступников к добровольной сдаче;
  • следственные - комплекс действий, который проводится в целях выявления личности преступников, качества и количества имеющегося у них вооружения, их родственных и иных связей, места нахождения;
  • профилактические - деятельность, которая направлена на предотвращение возможных преступных проявлений, а также устранение причин и условий, приведших к преступлениям;
  • разъяснительные, которые заключаются в разъяснении населению сути проводимых правоохранительными органами действий, общественной опасности вооруженных преступников, роли, которую граждане способны сыграть в данной операции;
  • эвакуационные и др.;

Каждому виду и способу проведения специальной операции свойственна своя комбинация тактических действий и специальных мероприятий, а также последовательность их проведения . Управление силами и средствами в специальных операциях осуществляет старший оперативный начальник, единолично принимающий решение по способу и виду проведения специальной операции и руководящей ею.

В зависимости от решаемых задач специальные операции делятся по способам, видам и направлениям.

Направления напрямую зависят от обстановки. Специальные операции проводятся в чрезвычайной обстановке, при чрезвычайных происшествиях криминального характера, вызвавших большой общественный резонанс, чрезвычайных ситуациях (катастрофах, стихийных бедствиях и пр.), а также в обстановке, при которой может вводиться режим военного, чрезвычайного или особого положения.

По видам специальные операции разделяют на операции:

  • по розыску и захвату вооруженных и прочих опасных преступников;
  • по ликвидации незаконных вооруженных формирований (НВФ) террористических и бандитских групп;
  • по пресечению и предотвращению массовых беспорядков;
  • по пресечению захвата воздушных судов и важных объектов;
  • по пресечению межнациональных конфликтов;
  • по освобождению заложников;
  • по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

Помимо этого, подразделения органов внутренних дел проводят специальные операции следующих видов:

  • разведывательные операции, которые преследуют цель получить определенную информацию (получение данных о НВФ и бандитских группах, их обработка и использование в практических целях);
  • операции по обеспечению общественной безопасности, главной целью которых является захват боевиков, бандитов, вооружения, документов, боевой и прочей техники, аппаратуры, оборудования. Осуществляются подобного рода операции путем организации засад, проведения рейдов и иных спецмероприятий в местах расположения бандитских групп или на территории, которая контролируется НВФ;
  • операции по обеспечению общественной безопасности в отдельных регионах, преследующие цель сохранить либо восстановить конституционный строй. Суть операции состоит в пресечении подрывной, антигосударственной, террористической или иной деятельности мятежных, повстанческих формирований или НВФ, которая направлена на насильственное изменение государственного или политического устройства Российской Федерации;
  • поисково-спасательные операции, проводимые в целях возвращения в расположение своих сил или в другое безопасное место военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, пропавших без вести, оказавшихся в плену или на территории, которая контролируется бандитскими группами или НВФ, а также в целях розыска и эвакуации летных экипажей, сбитых над территорией, контролируемой противником;
  • психологические операции, которые преследуют цель - изменить в нужном направлении эмоциональные и поведенческие установки участников бандитских групп или НВФ и гражданского населения района по тем или иным политическим, национальным и прочим вопросам, а также противодействовать пропаганде среди населения антиконституционных идей и настроений . Они заключаются в дезориентации и деморализации участников бандитских групп и НВФ, в склонении их к дезертирству, прекращению сопротивления, сдаче органам власти, а также в формировании у местного населения доброжелательного отношения к федеральным силам. Осуществляются такие мероприятия при помощи радио- и телеинформации, печатной, аудио- и видеопродукции, сети «Интернет», личного общения специалистов психологических операций с гражданским населением и пленными;
  • вспомогательные операции, которые предназначены для обеспечения безопасности, оказания гуманитарной помощи, миротворческих акций, ликвидации стихийных бедствий, проведения карантинных мероприятий в зонах вооруженных конфликтов и в других опасных местах, восстановления гражданской администрации.

Специальные операции различают по способам их проведения:

  • поиск в блокированном районе;
  • поиск в неблокированном районе;
  • поиск по объектам;
  • поиск по направлениям;
  • окружение, засада, блокирование, ликвидация или захват;
  • наступление, преследование, активная оборона;
  • выявление, обнаружение и изъятие оружия, орудий совершения или предметов преступления, предметов, которые изъяты из оборота, вещественных доказательств;
  • проверка;
  • штурм;
  • обеспечение общественной безопасности при проведении спортивно-массовых, политических и культурно-массовых мероприятий;
  • предотвращение проведения незаконных общественно-политических мероприятий;
  • ликвидация последствий чрезвычайной ситуации. При возникновении чрезвычайных обстоятельств для руководства проведением специальных операций создается оперативный штаб, в состав которого входят рабочий аппарат. Рабочий аппарат состоит из группы поддержки принятия управленческих решений и группы обеспечения деятельности .

Правовой основой деятельности органов внутренних дел при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (при проведении специальных операций) являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 05.04.2016 №157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 24.01.2017).
  2. Плохих Г.И. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие / Г.И. Плохих; Юго-Зап. Гос. ун-т. Курск. - 350 с.
  3. Орленко С.В., Быстрянцев А.Ф. Особенности практического обучения сотрудников ОВД // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. Сборник материалов. 2014. С. 220-225.
  4. Черников Д.Н., Мельник К.А., Меремьянин А.В. Роль физической подготовки сотрудников специальных подразделений МВД России для выполнения служебно-боевых задач в особых условиях // Новая наука: от идеи к результату. 2016. №3-2(72). С. 140-142.
  5. Чеченов А.М. Особенности управления силами и средствами специальных подразделений МВД России в особых условиях // Теория и практика общественного развития. 2014. №21. С. 154-156.
  6. Волков В.В., Прищепа В.В. Методика проведения занятий по тактико-специальной подготовке по передвижению подразделений в условиях горной местности // Проблемы оптимизации подготовки сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к служебной деятельности: сборник научных трудов. 2016. С. 10-12.
  7. Даньков Г.Л. Правовые и организационные проблемы проводимых органами внутренних дел Российской Федерации операций профилактической направленности (по результатам социологического исследования) // Труды Академии управления МВД России. 2012. №1. С. 110-113.
  8. Самороковский А.Ф., Меньших В.В. Оптимизация работы оперативного штаба при рациональном распределении ресурса // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2016. №1-2. С. 362-368.

Вообще, под специальной операцией понимается комплекс мероприятий профилактического, разведывательного, оперативного характера, следственно-криминалистических, режимных и силовых действий, осуществляемых по единому замыслу, под единым руководством, в заранее установленном месте и в согласованное время.

Специальная операция может включать в себя следующие мероприятия: по блокированию, по оцеплению, по поиску, силовые, психологическое воздействие и эвакуация. Каждое из этих мероприятий в той или иной степени проводится и при задержании вооруженных преступников в общественных местах, но с особенностями для данного вида специальной операции. От степени подготовки каждого мероприятия зависит общий успех, и именно здесь решающую роль будут играть действия руководителя. Поэтому мы считаем необходимым обратить внимание на подготовительный этап операции и дать некоторые разъяснения.

Независимо от места задержания вооруженных преступников руководитель специальной операции организует:

1) блокирование места задержания вооруженных преступников;

2) оперативно-розыскные мероприятия;

3) режимные мероприятия в районе задержания вооруженных преступников в целях удаления из этого района граждан, которые оказались в месте задержания вооруженных преступников в силу случайного стечения обстоятельств, и для создания благоприятных условий для задержания;

4) усиление охраны общественного порядка и охраны важных и особо важных объектов в блокированном районе;

5) расчет сил и средств, необходимых для проведения специальной операции по задержанию вооруженных преступников;

6) создание групп захвата, прикрытия, блокирования, резерва и др.;

7) создание групп обеспечения (тылового, медицинского и др.);

8) разведка: предварительная (рекогносцировка местности) и непосредственная(обыск места задержания);

9) ориентировочную оценку ситуаций психологического и физического противоборства с преступниками и принуждения их к сдаче;

10) разработку плана проведения специальной операции в укрытии, в транспортном средстве, в общественном месте, на местности;

11) руководство реализацией плана специальной операции;

12) руководство тренировкой личного состава в условиях, максимально приближенных к реальным, если имеются время и необходимость;

13) психологическое воздействие на личный состав, создание у сотрудников нужного психологического настроя.

Одним из наиболее важных элементов подготовки является разработка плана действий при задержании. С учетом специфики темы нашей работы он должен включать в себя следующие разделы:

Кого и на каком основании предстоит задержать (с указанием, по возможности, анкетных данных, описанием внешности и одежды, вооружения, вида преступной деятельности);

Место нахождения преступников;

Время и способы задержания;

Структуру и количественный состав групп, участвующих в мероприятиях;

Распределение сил и средств, предназначенных для задержания;

Порядок и последовательность действий сотрудников групп;

Экипировка, техническое оснащение, вооружение, осветительные приборы и транспортные средства;

Схема организации связи, способы поддержания связи с подразделениями, сигналы (условные знаки), пароли;

Эвакуация и другие меры безопасности населения (при необходимости);

Порядок и маршруты доставления задержанных в орган внутренних дел;

Иные данные: пункт нахождения руководителя группы, способ

конвоирования задержанных, меры, принимаемые в случае прорыва преступников через рубеж блокирования.

От тщательности разработки данного плана будет в целом зависеть успех проводимых мероприятий. При этом активная роль должна отводиться руководителю специальной операции, так как именно на него возложена ответственность за успешное ее проведение.

При задержании вооруженных преступников в общественных местах могут быть использованы следующие тактические способы действий: блокирование, задержание, поиск, подавление преступников, засада, преследование. Выбор того или иного способа действий будет зависеть от специфики места проведения специальной операции. Прежде чем перейти к рассмотрению тактики действий основных групп оперативно-служебного применения и нарядов необходимо дать общее представление о каждом тактическом способе действия. Это позволит полнее представить себе порядок проведения специальной операции и роль каждого подразделения.

Блокирование - тактический способ действия, предназначенный для изоляции района проведения специальной операции. Основными нарядами, используемыми при блокировании, являются: заслон, контрольно-пропускной пункт, дозор, секрет, резерв, патруль. Основной задачей данных нарядов является недопущение выхода преступников за пределы района проведения специальной операции и обеспечение их задержания, а в случае невозможности задержания, ликвидация. При осуществлении блокирования в случае задержания вооруженных преступников будут использоваться лишь некоторые наряды в зависимости от особенностей местности.

Следующий тактический способ действия - это поиск , который предусматривает действия по обнаружению, задержанию или ликвидации преступников в районе их вероятного нахождения. Роль этого способа действия принципиально важна, так как довольно часто необходимо сначала обнаружить преступников, а затем уже осуществить задержание либо своими силами, либо силами специально созданных групп боевого порядка. Состав группы поиска будет зависеть от численности преступников, характера местности, размеров и особенностей района, в котором будет проводиться поиск. Поиск может быть как сплошным, так и выборочным. Сплошной поиск применяется в тех случаях, когда нет точных данных о местонахождении преступников, и имеется достаточное количество сил и средств. Выборочный поиск включает в себя следующие способы: 1) по объектам; 2) по направлениям; 3) по участкам. Выбор способа поиска будет определяться индивидуально в каждой спец операции, в зависимости от условий. В последующем, данный способ действия, не смотря не его важность, в нашей работе рассматриваться не будет, так как специфика выбранной темы предполагает, что акцент будет сделан на действия по задержанию преступников.

Далее необходимо рассмотреть такой тактический способ действия как подавление преступника. Он заключается в проведении мероприятий направленных на подавление преступника путем психологического воздействия. Для данной цели могут применяться отвлечение преступника, демонстрация силы. Примером является создание двух групп задержания, одна из которых является «фальшивой», что позволяет ввести преступника в заблуждение и оперативно осуществить его задержание. Либо это может быть увеличение числа нарядов, несущих службу в общественных местах, где проводится специальная операция. Применение этих приемов создает психологическое напряжение у преступника, заставляет выдать себя, совершать ошибки. В целом применение данного способа действия позволяет облегчить проведение специальной операции, избежать лишних жертв среди населения и сотрудников ОВД. Но успех его применения будет всецело зависеть от слаженной работы взаимодействующих подразделений.

Преследование - еще один тактический способ действий, который может быть применен при проведении специальной операции по поиску и задержанию вооруженных преступников. Он предназначен для неотступного движения подразделения за преступником, пытающимся скрыться, с целью его задержания или ликвидации группой преследования.

Можно выделить несколько видов преследования:

1) по «горячим следам»;

2) непосредственное;

3) по направлению.

Их сущность заключается в следующем: при непосредственном преследовании группа сотрудников ОВД имеет визуальный контакт с преступником; при преследовании по «горячим следам» имеются видимые признаки преступления и следы движения преступников; при преследовании по направлению известно лишь направление, в котором скрылся преступник. Данный тактический способ действия имеет прямое отношение к рассматриваемой нами теме, так как может возникнуть необходимость задержать преступника в общественном месте сразу после того, как его настигнет группа преследования.

И, наконец, пришло время рассмотреть такой тактический способ действия как задержание , в связи с тем, что именно с ним связано достижение целей проводимой специальной операции. От качества и скорости проведенного задержания будет зависеть успех других проводимых мероприятий. Данное обстоятельство обусловило выбор темы нашей работы. В дальнейшем мы рассмотрим вопросы о том, какие группировки сил и средств создаются при задержании, и в чем заключается тактика действий группы захвата. Последний вопрос будет рассмотрен применительно к задержанию, осуществляемому в таких общественных местах как рынок, сквер, аэропорт.

В заключение данного раздела можно сделать вывод, что при проведении специальной операции каждый из рассмотренных тактических способов действий имеет большое значение, и без тщательной организации каждого из них она обречена на провал. Для этого все проводимые мероприятия должны быть тщательно спланированы, для чего необходимо грамотное руководства специальной операцией, привлечение к участию в ней только опытных и проверенных сотрудников, постоянные тренировки личного состава.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

КАФЕДРА: Тактики Внутренних Войск.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Характеристика основных способов действия в специальной операции по поиску и задержанию особо опасных и вооруженных преступников».

Выполнил: курсант 2 взвода 2 роты

Чернов Сергей Сергеевич

Научный руководитель:

доцент, кандидат юридических наук

полковник Можаев М.Н.

Саратов 2005


Введение 3
1. Определение «Специальной операции». При возникновение каких чрезвычайных обстоятельств проводятся Специальные операции с участием ВВ. 4–9
2. Характеристика основных способов действия:2.1. Блокирование2.2. Поиск2.3. Преследование2.4. Окружение. 10–3010-1718-2324-2828-30
3. Рассчитать возможность МСР ПОН по блокированию рубежа на закрытой местности 11
4. Показать на схеме вариант решения командира МСР на выполнение задачи на действия в Специальной операции по поиску и задержанию трех вооруженных дезертиров в группе блокирования лесного массива. 33
5. Решение командира МСР – текстуально. 30-32
Заключение 33-34
Список используемой литературы 35-37

Введение

Внутренние войска имеют насыщенную различными событиями, богатую историю.

В период развития государства был накоплен богатый исторический опыт деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с массовыми беспорядками. Особенности организации и тактики действий силовых структур в этой борьбе обусловливались конкретными историческими реалиями - характером деятельности, степенью остроты и распространенностью сопротивления, внутриполитической обстановкой в стране. События наших дней свидетельствуют, что данный исторический опыт не утратил своей актуальности и может быть использован в современных условиях.

Моя работа, содержащая характеристику правовой основы деятельности внутренних войск, дает представление о видах нормативных документов и задачах, определяющих направление их деятельности. На данном этапе развития государства на внутренние войска возложена задача оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения.


1.Специальной операции. Чрезвычайные обстоятельства, при которых проводятся Специальные операции с участием ВВ.

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для:

Задержания особо опасных и вооруженных преступников; пресечения массовых беспорядков в населенных пунктах;

Освобождения заложников, пресечения захвата и угона воздушного судна;

Разоружения (ликвидации) незаконных вооруженных формирований и изъятия оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества.

Специальная операция - это комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятий, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цель специальной операции - восстановление нарушенного правопорядка, задержание зачинщиков, активных участников массовых беспорядков, задержание преступников, обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения операции, нормального функционирования предприятий, организаций и учреждений.

Основным органом управления в специальной операции является оперативный штаб, создаваемый при МВД республики, ГУВД, УВД краевой (областной) администрации. УВДТ. Для непосредственного руководства действиями войск в оперативном штабе создается войсковая оперативная группа.

Решение на действия сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, в специальной операции принимает ее руководитель - начальник оперативного штаба. Им определяются задачи соединениям и частям в специальной операции, сроки готовности, порядок взаимодействия и другие вопросы. Министр внутренних дел Российской Федерации требует от соединений и частей внутренних войск, наряду с выполнением повседневных задач, быть в постоянной готовности к действиям по пресечению массовых антиобщественных проявлений и беспорядков в населенных пунктах.


2. Характеристика основных способов действия.

В зависимости от сложившейся обстановки и поставленной задачи внутренние войска применяют следующие основные способы войсковых действий: блокирование; поиск; преследование; окружение; охрана; оцепление; патрулирование; рассредоточение.

В военное время, а также при участии в проведении мероприятий по ликвидации незаконных вооруженных формирований в случае оказания ими вооружен­ного сопротивления, отражении нападения на охраняемые объекты внутренние войска могут вести боевые действия.

2.1. Блокирование

Блокирование - действия подразделений (воинских частей) по изоляции участка местности (района, населенного пункта или их части) предполагаемого нахождения правонарушителей в целях воспрещения выхода из него, обеспечения их поиска и задержания.

Для этой цели из состава сил и средств назначается группа блокирования. Она состоит из нарядов, перекрывающих наиболее вероятные направления движения противника из района операции.

Рубеж блокирования должен отвечать следующим требованиям:

Проходить по тактически выгодной местности, иметь удобные подходы (подъезды) для быстрого занятия его подразделениями;

Обеспечивать хорошие обзор и обстрел перед фронтом и на флангах подразделений, скрытность расположения личного состава и огневых средств и их взаимодействие;

Позволять быстро маневрировать силами и средствами при изменении обстановки;

Благоприятствовать управлению и связи.

При определении рубежа блокирования учитываются:

Время нарушения запретной или режимной зоны (обнаружения противника);

Время, прошедшее с момента нарушения (обнаружения);

Вероятное местонахождение противника к моменту принятия решения, скорость и вероятное направление его движения;

Время, необходимое для выхода подразделений на рубеж и организации службы на нем.

Рубеж блокирования должен быть занят подразделениями и войсковыми нарядами раньше, чем на него могут выйти нарушители (преступники).

Состав группы блокирования, величина участков для подразделений зависят от численности, вооружения и характера действий противника, размера района блокирования, наличия сил и средств, условий местности и видимости.

Плотность блокирования не должна быть равномерной, она зависит от важности направления, условий местности и времени суток. Днем плотность блокирования может быть:

На закрытой местности - один наряд (2-3 чел.) на 25-75 м;

На открытой - один наряд (2-3 чел.) до 150 м.

Возможности подразделений по блокированию района

Ночью (в условиях ограниченной видимости) эти нормы уменьшаются в несколько раз.

Зимой на рубеже блокирования прокладываются 1-2 контрольные линии с целью обнаружения следов противника, прошедшего через рубеж блокирования.

Боевой порядок группы блокирования состоит из боевых порядков подразделений, развернутых на рубеже блокирования, огневых средств и резерва.

Отделение на рубеже блокирования выполняет боевую службу заслоном и обычно располагается тремя-четырьмя группами, нарядами (посты наблюдения, дозоры, секреты).

Иногда отделение располагается компактно, занимая позицию, оборудованную окопом. Такой порядок отделения характерен при поиске и ликвидации крупных групп противника, которые могут предпринять попытку боем про­рваться через рубеж блокирования. Промежутки между заслонами прикрываются огнем и инженерными заграждениями.

Взвод располагает свои отделения в одну или две линии. Приданные ему огневые средства находятся в промежутках между отделениями, на флангах взвода или за отделениями. Взвод может иметь резерв силой до отделения.

Боевой порядок роты состоит из боевых порядков взводов, резерва (в составе одного, двух отделений), а иногда и огневых средств, находящихся в непосредственном подчинении командира роты.

При блокировании очень важно определить район. Он должен включать в себя места возможного нахождения противника. Это достигается постоянным и целеустремленным ведением разведки противника, использованием выгодных условий местности, применением сигнальных устройств, а в отдельных случаях и заграждений на рубеже блокирования.

Блокирование может быть сплошным, когда перекрываются все направления вероятного ухода противника и имеется зрительная и огневая связь между нарядами и подразделениями.

Для сплошного блокирования выбираются выгодные рубежи, позволяющие наименьшими силами успешно выполнять поставленную задачу. Такими рубежами являются берега рек, ручьев, гребни высот, дороги, тропы, просеки, опушки леса, окраины населенных пунктов и т.п.

Плотность блокирования должна обеспечивать недопущение выхода противника из блокированного района, возможность его захвата или уничтожения. Наиболее плотно должны прикрываться направления, ведущие к лесным массивам, участкам с сильно пересеченной местностью, к узлам дорог и особо важным объектам.

Случайные статьи

Вверх