Система и функции судебно-экспертных учреждений россии. Система экспертных учреждений в россии Система учреждений судебных экспертиз в рф

Систему судебно-экспертных учреждений России составляют, в первую очередь, государственные судебно-экспертные учреждения. В последние два десятилетия в стране появились и негосударственные судебно-экспертные учреждения, но доля производимых ими экспертиз пока не очень велика.

Государственная судебно-экспертная деятельность в соответствии со ст. 1 ФЗ ГСЭД осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами. Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия субъектам, назначающим экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 ФЗ ГСЭД). Правовую основу этой деятельности составляют, помимо вышеназванного Закона, Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы (ст. 3 ФЗ ГСЭД).

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (ст. 4 ФЗ ГСЭД).

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется государственными судебно-экспертными учреждениями, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Эти учреждения проводят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11 ФЗ ГСЭД).

Судебно-экспертные учреждения в России создавались исходя из необходимости удовлетворения потребностей в выполнении экспертиз прежде всего для двух ведомств - Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ. Для МВД экспертизы выполнялись и выполняются в основном в связи с раскрытием и расследованием уголовных преступлений. Для Министерства юстиции экспертизы выполняются как в интересах уголовного судопроизводства - по заданиям судов и прокуратуры, так и в интересах гражданского, арбитражного судопроизводства, а также в связи с обращениями других организаций, ведомств, частных лиц, которые нуждаются в экспертных исследованиях.

Судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы выполняются соответствующими структурами (центрами, бюро, лабораториями) Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Экспертная служба была создана при Министерстве обороны РФ. Она обеспечивает производство как судебно-медицинских, так и криминалистических экспертиз по делам, подследственным военной прокуратуре.

Для обеспечения потребности в экспертизах, специфичных для их деятельности, созданы экспертные службы в ФСКН, ФТС, МЧС, ФСБ России.

Таким образом, первым принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений России является их ведомственная принадлежность (в отличие от ряда других стран, например Белоруссии, Казахстана и др., где созданы и функционируют единые экспертные центры).

Вторым принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений является региональность, т. е. приближение их к местным правоприменительным органам, позволяющая все более расширять эту систему.

Выполнение судебных экспертиз требует единообразия применяемых методик, налаженной системы подготовки и усовершенствования экспертов, контроля за уровнем выполняемых экспертиз, изучения и обобщения экспертной практики. Все это возможно тогда, когда нижестоящие экспертные учреждения и организации осуществляют свою деятельность в рамках единого научно-методического подхода при выполнении экспертиз. Контроль за его обеспечением возлагается на головные и вышестоящие экспертные учреждения. Таким образом, третьим принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений является соблюдение единого научно-методического подхода при выполнении экспертиз независимо от их ведомственной принадлежности.

В Пособии кратко изложены история развития судебной экспертизы, основные теоретические понятия судебной экспертизы, система государственных экспертных учреждений, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых в уголовном и гражданском судопроизводстве. Предназначено для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», может быть полезно следователям и судьям. Информационная поддержка СПС «КонсультантПлюс».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судебная экспертиза. Введение в специальность (Т. Ф. Моисеева, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Система государственных экспертных учреждений и субъекты судебно-экспертной деятельности

4.1. Система судебно-экспертных учреждений

Судебные экспертизы проводятся, главным образом, в судебно-экспертных учреждениях, которые могут быть государственными или негосударственными.

Государственные судебно-экспертные учреждения специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).

Понятие негосударственных судебно-экспертных учреждений четко определено в Постановлении Пленума Верховного Суда от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

Негосударственные судебно-экспертные учреждения – некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами (п. 2. Постановления Пленума Верховного Суда № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).

В настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений включает экспертные учреждения Министерства юстиции РФ, МВД России, Министерства здравоохранения, ФСБ России, а также экспертные учреждения Министерства обороны РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной противопожарной службы МЧС России (см. табл. 3).

Каждая система имеет свою специфику Основная масса проводимых экспертиз осуществляется в системе МВД и МЮ России.

Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах областного значения, в городах, населенных пунктах районного значения, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях.

Экспертно-криминалистические подразделения выполняют судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, баллистические, почерковедческие, технические исследования документов, видеофоноскопические, портретные, холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарно-технические и взрывотехнические.

В отличие от экспертных учреждений Министерства юстиции, в органах МВД дактилоскопическая экспертиза выделена в самостоятельную. В Минюсте России она проводится в рамках трасологической экспертизы.

Кроме производства судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в проведении следственных действий и, прежде всего, в осмотрах мест происшествий. В установленном порядке они проводят экспертные исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ведут экспертно-криминалистические картотеки и коллекции, разрабатывают совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

Важной функцией, входящей в деятельность экспертно-криминалистических подразделений, является оказание практической и методической помощи следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации и использовании криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

В соответствии с ведомственными нормативными актами в органах внутренних дел функционируют три параллельных системы: экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП), которые организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте и в режимных населенных пунктах. Системы связаны между собой отношениями взаимодействия. Структура ЭКП соответствует структурам органов внутренних дел, в которые они входят.

Головное экспертное учреждение по территориальному принципу экспертно-криминалистической службы – ФГУ Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Средним уровнем территориальных подразделений является экспертно-криминалистическое управление или отдел в самостоятельном субъекте Российской Федерации – области или республике, к первичному или низшему звену относятся отделы, отделения, группы в районных (городских) отделах внутренних дел.

Деятельность службы в целом основана на российском законодательстве, ведомственных нормативных актах МВД России.

Приказы МВД Российской Федерации, приложенные к ним Наставление, Инструкция и другие нормативные акты, которые регулируют деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, имеют ведомственный характер и направлены на полное обеспечение обязательного исполнения требований уголовно-процессуального законодательства с учетом особенностей профессионально-служебных функций сотрудников ЭКП.

Следователь, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, и другие полномочные лица имеют право обращаться к сведущему лицу любого ведомства при необходимости участия специалиста или эксперта в расследовании уголовного дела. Обязанность и право участвовать в уголовном процессе специально закреплены за сотрудниками полиции, которыми являются сотрудники ЭКП, в Законе о полиции. В частности, они обязаны проводить экспертизы и исследования по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также в качестве специалистов применять экспертно-криминалистические методы и средства по заданиям оперативных подразделений (ст. 12).

Судебно-экспертные учреждения Минюста России. Формирование судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции России началось в 20-х гг. прошлого столетия. Система СЭУ была создана для обслуживания судов и органов прокуратуры.

В 70-е гг. система экспертных учреждений имела достаточно разветвленную сеть, в настоящее время она включает региональные центры судебной экспертизы (в том числе Северо-Западный региональный центр (г. Санкт-Петербург) и Южный региональный центр (г. Ростов на Дону); Воронежский, Средневолжский, Сибирский и ряд лабораторий судебных экспертиз (41 ЛСЭ), а также отделения экспертных групп.

Основное направление деятельности всех экспертных учреждений Минюста России – проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.

В экспертных учреждениях Минюста России, наряду с проведением большого количества экспертиз, осуществляется научно-исследовательская работа, разработка новых методов и методик экспертного исследования, подготовка научных и экспертных кадров.

Учреждение в системе СЭУ МЮ. В нем проводятся все первичные экспертизы для судебно-следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных лабораториях судебной экспертизы (ЛСЭ) отсутствуют соответствующие специалисты; наиболее сложные и повторные экспертизы выполняются им по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации.

Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями. Для каждого экспертного учреждения МЮ России установлена зона обслуживания следственных органов и судов. В основном это одна или более (2–4) областей, краев, республик в составе Российской Федерации. В целях производства экспертиз для судебно-следственных органов экспертной службы к судебно-следственным органамудалить в некоторых крупных городах образованы отделы либо экспертные группы, которые по мере развития преобразуются в самостоятельные ЛСЭ. Каждому экспертному учреждению определен перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

Система судебно-медицинских учреждений России. Судебно-медицинская экспертиза в России является государственной и входит в систему органов здравоохранения. В соответствии с законодательством и ведомственными нормативными актами в ее рамках проводятся: экспертиза трупов в случаях насильственной смерти; судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельств, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке; экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины; экспертиза вещественных доказательств; экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

Для осуществления судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) созданы бюро судебно-медицинской экспертизы (областные, краевые и республиканские) и отделения (районные, межрайонные и городские).

Российский центр судебной медицины экспертизы (РЦСМЭ) – головное судебно-медицинское учреждение Минздрава России. Начальник РЦСМЭ является одновременно Главным судебно-медицинским экспертом министерства.

В бюро СМЭ имеются штатные дежурные группы, сотрудники которых в составе оперативно-следственных групп правоохранительных органов проводят осмотр трупов на месте их обнаружения. В подразделениях СМЭ, где такие группы отсутствуют, работу по первоначальному осмотру трупа выполняют штатные судебно-медицинские эксперты по специальному графику. Дежурные эксперты, помимо того, проводят освидетельствование живых лиц, преимущественно в целях экспресс-диагностики алкогольного опьянения и отбор тканей и выделений для последующего судебно-медицинского освидетельствования.

Профессиональная подготовка судебно-медицинских экспертов осуществляется Российской медицинской академией последипломного образования в Москве, Государственным институтом усовершенствования врачей (ГИДУВ) в Санкт-Петербурге и факультетами усовершенствования врачей при некоторых медицинских вузах страны.

Наряду с судебно-медицинскими экспертизами, в России функционирует государственная система судебно-психиатрической экспертизы. Для проведения их созданы судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля – психоневрологических диспансеров и психиатрических (психоневрологических) больниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении. Работа этих комиссий осуществляется амбулаторно и стационарно. В ряде случаев создаются «смешанные» судебно-психиатрические экспертные учреждения, правомочные проводить как амбулаторные, так и стационарные исследования. Работа СПЭК организована по зональному принципу: каждая комиссия обслуживает органы предварительного расследования и суды определенной территории. Большинство составляют так называемые областные комиссии, обслуживающие лишь одну область. Межобластные комиссии проводят экспертизы по поручению правоохранительных органов не только своей, но также близлежащих областей. По принципу межобластной комиссии могут функционировать, кроме собственных областных, также республиканские, краевые и городские экспертные учреждения.

Наряду со СПЭК в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений сформированы региональные центры судебной психиатрии. Они являются не только экспертными, но также научно-методическими учреждениями для региона. В центре обязательно имеется экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторная экспертная комиссия и отделение для принудительного лечения психических больных, совершивших общественно опасные преступления. В задачи регионального центра помимо практической экспертной работы входит также научно-исследовательская деятельность, подготовка экспертных кадров, координация деятельности всех экспертных учреждений на обслуживаемой центром территории, консультативно-методическая помощь другим учреждениям.

Головным экспертным учреждением в системе государственных судебно-психиатрических учреждений является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздрава России. В нем проводятся первичные судебно-психиатрические экспертизы (для г. Москвы), а также наиболее сложные и повторные исследования для остальных регионов России. Кроме того, он играет роль общероссийского научно-методического центра по судебной психиатрии, в частности, осуществляет принудительное лечение психических больных, которые совершили общественно опасные преступления, организует психиатрическую помощь в местах лишения свободы.

Судебно-экспертные учреждения Минобороны России также проводят судебно-медицинские и некоторые виды криминалистических экспертиз.

Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны России – головное учреждение в этой системе.

В регионах функционируют судебно-медицинские центры и судебно-медицинские лаборатории видов Вооруженных Сил РФ, округов, групп войск, флотов, армий, флотилий. В этой системе проводятся судебно-медицинские экспертизы и криминалистические (баллистические, трасологические, почерковедческие, технико-криминалистическое исследование документов, исследование уничтоженных маркировочных обозначений).

Судебно-экспертные учреждения Федеральной таможенной службы. Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление – головное учреждение для региональных таможенных лабораторий, отделов и филиалов лабораторий при таможнях. Эта экспертная служба проводит экспертизы и исследования различных объектов, товаров, проводит их сертификацию, в том числе конфискованных и бесхозных товаров; формирует банк данных эталонных образцов товаров и т. п.

Экспертно-криминалистическая служба ФСБ России. Подразделения проводят в основном криминалистические экспертизы, осуществляют методическую работу, совершенствуют имеющиеся и разрабатывают новые методики экспертных исследований.

Экспертные учреждения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК). Головное учреждение – Экспертно-криминалистическое управление Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСНК.

Судебно-экспертные учреждения и их подразделения в Федеральной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФПС МЧС России).


Таблица 4. Система государственных судебно-экспертных учреждений

4.2. Субъекты судебно-экспертной деятельности

Субъектами судебно-экспертной деятельности, обладающими определенным процессуальным положением при ее осуществлении, являются лица и органы, назначающие судебную экспертизу (табл. 5); лица, осуществляющие организацию и производство судебной экспертизы (табл. 6).


Таблица 5. Субъекты, которые имеют право назначать экспертизу


Данные субъекты решают вопрос о назначении экспертизы, за исключением случаев ее обязательного назначения, определяют объем задания эксперту, определяют, в какое конкретно экспертное учреждение или какому конкретно эксперту поручить производство экспертизы, а после завершения экспертизы вправе провести допрос эксперта и назначить дополнительную или повторную экспертизы.

Наиболее полно процессуальные права и обязанности при производстве судебной экспертизы регламентированы в УПК РФ применительно к следователю (ст. 195, 196, 197). Следователь вправе присутствовать при всех проводимых экспертом исследовательских действиях.

Субъектами, осуществляющими производство судебной экспертизы, являются судебный эксперт и руководитель судебно-экспертного учреждения. Собственно субъектом производства судебной экспертизы является судебный эксперт, а руководитель экспертного учреждения осуществляет функцию организации судебной экспертизы. Он поручает экспертизу конкретному эксперту или экспертам, обеспечивает условия для ее проведения, осуществляет координацию действий между экспертом и субъектом назначения экспертизы.

Судебный эксперт – сведущее в определенной области науки, техники, искусства или ремесла лицо, привлекаемое в установленном законе порядке для решения вопросов следствия и суда.

Экспертом может быть любое компетентное и незаинтересованное в ходе дела лицо.


Таблица 6. Субъекты производства судебной экспертизы


Во всех видах судопроизводства эксперт в качестве процессуальной фигуры рассматривается как участник процесса, наделенный определенными правами и обязанностями.

Права и обязанности эксперта определены наиболее полно в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст. 16, 17) и УПК РФ (ст. 57), но содержатся также и в ГПК РФ (ст. 85), АПК РФ (ст. 55), КоАП РФ (ст. 25.9) (табл. 7).


Таблица 7. Права судебного эксперта

Основная обязанность судебного эксперта – провести полное исследование представленных ему объектов, на основании которого дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ.

Предыдущее участие эксперта в деле в качестве специалиста не является основанием его отвода в уголовном и гражданском процессах. В то же время в арбитражном процессе проведение экспертом предварительных исследований (ревизия, проверка), в которых он выступает в качестве специалиста (хотя такой процессуальной фигуры АПК не предусматривает), является основанием к его отводу.

Статья 57 УПК РФ обязывает эксперта соблюдать конфиденциальность проводимых им исследований; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы и которые могут нанести ущерб правам граждан, ограничить их конституционные права, а также сведения, составляющие государственную или иную тайну охраняемую законом.

Эксперту следует воздерживаться от неофициальных встреч и бесед с заинтересованными в исходе дела лицами; не вступать с ними в какие-либо контакты; находясь в служебной командировке, не принимать от них каких-либо услуг (например, по предоставлению транспорта, приобретению билетов и т. п.).

Эксперт обязан соблюдать установленные сроки производства порученной ему экспертизы; должен стремиться к полному сохранению исследуемых объектов.

Эксперт не имеет права самостоятельно привлекать других специалистов к порученной ему экспертизе, передавать объекты исследования другим, не включенным в состав комиссии экспертам.

При этом эксперт свободен в выборе методики исследования, он может проводить научные и экспертные эксперименты для обеспечения объективности, всесторонности и полноты решения поставленных перед ним задач. Он может делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний.


Схема 2. Обязанности судебного эксперта


Схема 3. Основания для отвода эксперта (ст. 16 ФЗ ГСЭД; ст. 70 УПК РФ; ст. 18 ГПК РФ; ст. 23 АПК РФ; ст. 25.12 КоАП РФ)


Эксперт должен отказаться от дачи заключения, если поставленный вопрос выходит за пределы его специальных знаний или представленные материалы недостаточны для дачи заключения, и в письменной форме сообщить об этом лицу или органу, назначившему экспертизу.

Руководитель экспертного учреждения – процессуальное лицо, обладающее процессуальными и организационными функциями (табл. 8, схема 4).

Организационные обязанности и полномочия руководителя экспертного учреждения заключаются, главным образом, в обеспечении необходимых условий для проведения судебной экспертизы (необходимых материалов и оборудования, обеспечение безопасности экспертов при проведении исследований), а также обеспечении качества заключений экспертов. Права и обязанности руководителя экспертного учреждения кратко определены в ст. 199 УПК РФ и дополнены ст. 14 и 15 ФЗ о ГСЭД.

При организации производства экспертизы руководитель устанавливает срок ее проведения в зависимости от сложности исследования. В случае если экспертиза не может быть выполнена по объективным причинам в установленные сроки, руководитель учреждения сообщает об этом органу (лицу), назначившему экспертизу, и по согласованию с ним устанавливает дополнительный срок. Руководитель учреждения не нарушая принцип независимости эксперта, осуществляет контроль качества и полноты экспертных исследований. Если он обнаружит неполноту исследования, нарушение методики производства экспертизы, которое могло привести к неправильной оценке полученных результатов и соответственно к ошибочным выводам, он вправе вернуть заключение эксперту для устранения недостатков. На практике часто возникают разногласия с экспертом по поводу содержания, оформления и сделанных им выводов. В таких случаях руководитель вместе с заключением эксперта может направить свое особое мнение или создать комиссию экспертов, включив в нее и эксперта, давшего заключение.


Схема 4. Обязанности руководителя экспертного учреждения


В обязанности руководителя входит создание необходимых условий для производства экспертизы: обеспечение соответствующим оборудованием и техническими средствами, химическими и вспомогательными материалами; создание условий для хранения вещественных доказательств, в частности, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, огнестрельного оружия, драгоценностей и т. п. (схема 4).

Важной является и обязанность руководителя, связанная с соблюдением правил техники безопасности и производственной санитарии. В соответствии с этой нормой руководитель обязан обеспечить структурные подразделения противопожарными средствами, спецодеждой, проведением инструктажей и т. п.

Руководитель не может давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Федеральный закон закрепил ряд прав руководителя государственного экспертного учреждения. Так, например, он может передать часть своих полномочий другим должностным лицам, т. е. может поручить организацию производства экспертизы и назначение конкретного эксперта (комиссии) своему заместителю или руководителю структурного подразделения того учреждения, которое он возглавляет (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).

Не менее важным является и право руководителя требовать от органа или лица, назначивших экспертизу, возмещения расходов, если транспортная организация выставила счет экспертному учреждению за хранение габаритных объектов; если перевозка после исследования осуществлялась за счет экспертного учреждения; если объекты после окончания производства экспертизы длительное время хранятся в учреждении и др. (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).


Таблица 8. Права руководителя экспертного учреждения

Отводы руководителя и эксперта осуществляются на общих основаниях, предусмотренных ст. 61, 62 УПК РФ и ст. 18 ФЗ о ГСЭД. Кроме того, в ст. 18 ФЗ о ГСЭД впервые говорится об основании отвода государственного экспертного учреждения – если выявлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения. Эта норма направлена на развитие принципа объективности и независимости.

В УПК четкого закрепления понятия экспертизы не дано. В литературе криминалистическая экспертиза определяется как процессуальное действие, в рамках которого эксперт, проведя исследование, дает заключение по специфическим вопросам, требующим специальных познаний в той или иной отрасли.

Суть экспертизы заключается в исследовании, осуществляемом лицом, имеющим специальные познания. В советский период законодательно был определен круг специальных познаний – технические, научные и др. В настоящее время в статье 57 УПК РФ определено лишь то, что познания должны быть специальными. К специальным познаниям не могут относиться общежитейские познания, они должны быть получены в процессе обучения (как правило, к эксперту требуется наличие высшего профессионального образования, в некоторых случаях экспертом может быть лицо, имеющее среднее специальное образование), знания эксперта не должны быть юридическими.

Так, в литературе выделяются четыре группы сведений, не относящихся к специальным познаниям:

1. Знания, связанные с уголовно-правовой квалификацией деяния. Например, не может к специальным знаниям относиться ответ на вопрос, нарушил ли водитель Правила дорожного движения (следует ставить вопрос как необходимо было действовать водителю или по чьей вине произошло ДТП).

2. Знания, связанные с юридической оценкой представленных на экспертизу предметов преступления. Так, к таким вопросам относится вопрос «является ли представленная на исследование денежная купюра поддельной?».Правильно указывать вопрос «соответствует ли предоставленная купюра требованиям действующего стандарта?».

3. Знания, связанные с установления факта выполнения должностными лицами организаций требований норм уголовно-правовых фактов. Например, «На ком из должностных лиц лежала обязанность по соблюдению правил противопожарной безопасности сварочных работ?».

4. Знания, связанные с гражданско-правовой квалификацией договорных отношений, установление их фиктивности (например, трактовка договора, установление сути обязательств, вопросы фиктивности сделки, размеры причиненного ущерба и др.).

Хотя некоторые авторы, например Е.Р. Рассинская, считают положения о запрете использования правовых знаний при производстве экспертиз не оправданными и не соответствующими требованиям закона, т.к. при производстве некоторых экспертиз используются нормы права. Так, при баллистической экспертизе, при производстве экспертизы наркотических средств, применяются НПА (Закон об оружии, подзаконные акты, Перечень наркотических средств и др.), т.е. используются и правовые знания. Хотя другие авторы полагают, что это просто специфика отдельных видов экспертиз, где применение нормативных актов является неотъемлемой частью производства самой экспертизы.

Специальные знания – знание, полученные субъектом в результате обучения и практического опыта работы в той или иной сфере деятельности человека. Правовые знания к специальным не относятся за исключением экспертизы НПА в деятельности Конституционных, Уставных судов и Судов общей юрисдикции.

Специальные знания выражаются в заключениях по делу эксперта и в суждениях специалиста, оформленные в протоколах допроса, иного следственного действия или судебного заседания, а также в виде справки.

Классификация экспертиз.

В зависимости от объема, характера целей и задач экспертного исследования:

1. Классификационные экспертизы – решаются вопросы об отнесении предмета к определенной группе или к виду (например оружия, наркотических средств или наркотических веществ).

2. Идентификационные экспертизы – в ходе их решается вопрос об индивидуальном тождестве объекта или о тождестве объекта самому себе.

3. Диагностические экспертизы направлены на установление свойств, состояния объекта, механизма объекта и причинно-следственной связи.

В зависимости от объема производимых исследований:

1. Первичные экспертизы – экспертиза объекта, проводящаяся впервые и заключающаяся в исследовании объекта в полном объеме в соответствии с вопросами, сформулированными в постановлении о назначении экспертизы.

2. Повторные экспертизы – экспертизы уже исследовавшегося объекта, проводящаяся в полном объеме, в случае, если результаты первичной экспертизы вызывают сомнения в их обоснованности, достоверности, объективности. Повторная экспертиза всегда проводится другим экспертом.

3. Дополнительная экспертиза – это экспертиза объекта, подвергавшегося исследованию, но исследованного не в полном объеме. Дополнительная экспертиза проводится в том случае, когда необходимо получить ответы на вопросы, которые не ставились и, соответственно, не исследовались при производстве первичной экспертизы. Как правило, дополнительная экспертиза проводится экспертом, проводившим первичную экспертизу.

В зависимости от состава экспертов:

1. Ординарные комиссии – экспертиза проводится экспертом единолично.

2. Комиссионная экспертиза – проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Классическими видами комиссионных экспертиз являются судебно-медицинскими, психиатрическими экспертизами. При производстве комиссионной экспертизы заключение подписывается всеми экспертами. Если один из специалистов имеет иное мнение, нежели комиссия, заключение подписывается всеми членами комиссии, а особое мнение данного специалиста прилагается к общему заключению.

3. Комплексная экспертиза – осуществляется специалистами в разных областях исследования в случаях, если объект исследования тот же самый. Классическим примером такой экспертизы является судебно-медицинская экспертиза, поскольку ее осуществляет судебный медик (патологоанатом), эксперт, исследующий выделения тела человека, эксперт, осматривающий соответствие расположения ран на теле и одежде у жертвы. При производстве этой экспертизы каждый эксперт подписывает лишь свою часть исследования.

В зависимости от предмета экспертизы:

1. Классы экспертиз состоят из родов и видов:

a. Криминалистические экспертизы: баллистическая, трасологическая, дактилоскопическая, фототехническая и т.д.

b. Новые виды криминалистических экспертиз: фоноскопические исследования (голоса, аудиозаписей и т.д.).

c. Экономические экспертизы: судебно-бухгалтерские, финансово-экономические, аудиторские экспертизы и др.

d. Экологические экспертизы

e. Биологические экспертизы (исследование выделений).

f. Химические экспертизы (пищевых продуктов, ГСМ и др.).

g. Инженерно-технические экспертизы: автотехническая экспертиза, пожарно-техническая экспертиза и др.

h. Информационно-технические (компьютерные) экспертизы – связаны с экспертизой самих материальных носителей информации, создания программного обеспечения, связанные с возможностью неправомерного доступа к использованию информации.

Структура судебно-экспертных учреждений РФ.

1. Система учреждений Минюста РФ. Основным органом является Федеральный центр криминалистических экспертиз. Осуществляет все виды экспертиз.

Центральные научно-исследовательские лаборатории, расположенные в отдельных зонах (в Сибирском ФО она находится в Новосибирске). Осуществляет все виды экспертиз.

Научно-исследовательские экспертизы столицы субъекта РФ. Проводятся основные виды экспертиз. Например, в Кемерово не проводится экспертиза генной идентификации человека.

2. Система экспертных органов МВД. Осуществляет экспертизу по делам, которые ведут органы МВД. ЭКЦ (экспертно-криминалистический центр) осуществляет ведение полной базы данных. Проводит все виды экспертиз. ЭКУ (экспертно-криминалистические управления) субъекта РФ и имеет ЭКО (экспертно-криминалистический орган) практически в каждом городе субъекта. На территории субъекта имеется ЦНИЭКЛ (центральная научно - исследовательская экспертная криминалистическая лаборатория), которая осуществляет, преимущественно, научную разработку методик и правил проведения экспертиз.

3. Система экспертных органов при Министерстве здравоохранения и социального развития. Главное учреждение – Российский Центр судебных экспертиз. В городах имеются бюро судебно-медицинских экспертиз. Данные органы осуществляют судебно-медицинские и психиатрические экспертизы. Психиатрические экспертизы проводятся в специальных психиатрических лечебницах. Центральным органом, осуществляющим психиатрическую экспертизу на уровне Федерации – НИИ имени Сербского . Для производства психологических экспертиз, как правило, привлекают психологов с кафедр вузов региона (специалист должен иметь высшее профессиональное образование, научную степень, стаж работы, специализацию по конкретному вопросу и др.). При НИИ имени Сербского находится научно-исследовательская лаборатория Психологических исследований.

Система государственных судебно-экспертных учреждений в России. В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений МВД, МЮ, Минздрава, соответствующие учреждения имеются также в ФСБ и в МО РФ. Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции производят судебные экспертизы по уголовным и, значительно реже, гражданским делам. Головным экспертным учреждением этой системы является Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (РФЦСЭ).
Судебно-экспертными учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ и НИЛСЭ). Некоторые из этих лабораторий имеют отделы (филиалы) или экспертные группы в других городах зоны. Зона деятельности этих экспертных учреждений определяется Министерством юстиции России. Центральная лаборатория имеет основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах своей зоны выполняют все роды и виды судебных экспертиз. В дополнительной - только те, которые не производятся в зональной (не центральной) НИЛСЭ. Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел производят экспертизы в рамках уголовного судопроизводства, а также предварительные исследования. Эти экспертные учреждения не выполняют судебные экспертизы по гражданским делам. Центральное руководство экспертными подразделениями осуществляет экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и научными сотрудниками ЭКЦ, очень широк - это экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов, в том числе традиционно криминалистические, пищевые, почвоведческие и т. д. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют экспертно-криминалистические управления (ЭКУ), экспертно-криминалистические отделы, экспертно-криминалистические отделения. В ЭКУ (ЭКО) автономных республик, краев, областей и крупных городов осуществляются практически все те же роды и виды экспертиз и предварительных исследований, что в ЭКЦ МВД РФ, за небольшим исключением. В ЭКО городских и районных отделов внутренних дел производятся, в первую очередь, основные традиционные виды экспертиз: трасологические, баллистические, почерковедческие, фототехнические, технико-криминалистические экспертизы документов, а также часто пищевые и экспертизы некоторых веществ и материалов Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений. Судебно-медицинские экспертные учреждения - бюро судебно-медицинской экспертизы для исследования различных объектов имеет отделы: судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц; судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов в целях установления или исключения признаков насильственной смерти, определения ее причины, давности наступления; производство судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. Они обязаны инструктировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать качество заключений экспертов и в необходимых случаях оповещать следственные и судебные органы о выявленных недостатках. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения. Головным учреждением является НИИСМ. В системе органов здравоохранения РФ осуществляются также судебно-психиатрические экспертизы.

61. Понятие, структура и задачи криминалистической тактики как раздела криминалистики, её связь с другими разделами, юридическими и неюридическими науками.

Криминалистическая тактика – раздел криминалистики, который изучает следственную деятельность в целях выработки научно обоснованных рекомендаций по повышению ее эффективности. Задачи криминалистической тактики: 1) общая задача – оказание помощи правоохранительным органам в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений; 2) частные задачи: а) изучение на предварительном расследовании поведения подозреваемых, потерпевших, обвиняемых, свидетелей, понятых; б) изучение передового опыта и недостатков организации следственной деятельности; в) разработка новых и совершенствование имеющихся тактических рекомендаций. Система криминалистической тактики включает: 1) общий раздел: а) науковедческий подраздел – изучаются предмет криминалистической тактики, ее система, задачи, источники, связь с другими разделами криминалистики и науками; б) научные основы организации следственной деятельности – рассматриваются вопросы планирования расследования, организации взаимодействия следователя с работниками других служб органов внутренних дел, тактического риска, тактических приемов, тактических комбинаций и тактических операций; 2) особенный раздел, в котором анализируется тактика проведения отдельных следственных действий. Науки, связанные с криминалистической тактикой: 1) криминалистическая техника. Использование технических средств требует тактических рекомендаций, особенно при производстве отдельных следственных действий; чтобы применить тот или иной прибор, необходимо определить стадию следственного действия, в которой они должны применяться; 2) методика расследования преступлений. Криминалистическая тактика и методика расследования преступлений соотносятся между собой как общее и частное. Криминалистическая тактика является базой для методики, так как заключительный раздел криминалистики использует приемы и рекомендации, разработанные криминалистической тактикой; 3) уголовный процесс. Рекомендации, разрабатываемые криминалистической тактикой, дополняют нормы уголовно-процессуального законодательства. Тактические рекомендации не должны выходить за рамки законодательства. Появление в законодательстве новых следственных действий всегда требует разработки тактических рекомендаций; 4) криминология. Тактические рекомендации могут быть использованы для выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений; 5) логика. Логические правила мышления необходимы при выдвижении следственных версий, при допросе, при планировании расследования преступлений и при совершении других следственных действий; 6) судебная психология.

62. Тактические приёмы: понятие, свойства и классификация. Критерии допустимости и эффективности тактического приёма.

Тактический прием - наиболее рациональный и эффективный в определенной ситуации способ действий лица, осуществляющего расследование. К тактическим (тактико-криминалистическим) приемам относятся, например, приемы планирования расследования, производства осмотра места происшествия или допроса. Тактический прием может относиться: *к проведению следственного действия в целом (приемы осмотра, обыска, следственного эксперимента); *к конкретному виду следственных действий (приемы допроса обвиняемого, дающего ложные показания, или приемы личного обыска); *к отдельному этапу следственного действия (подготовке, проведению, фиксации). Поскольку невозможно дать полный перечень тактических приемов (он имел бы слишком большой объем и устарел бы уже в момент опубликования), большое значение имеют критерии допустимости тактических приемов в судопроизводстве. К ним относятся: *соответствие принципам законности (не противоречить духу и букве закона); *научная состоятельность (в судопроизводстве не могут применяться методы, находящиеся в стадии научной разработки и не апробированные; *непротиворечие морально-этическим нормам (следователь недолжен лгать допрашиваемому); *эффективность, доступность и целесообразность. Тактическая комбинация - сочетание тактических приемов в рамках одного или различных следственных действий с целью решения конкретной задачи расследования в данной ситуации.

63. Следственная ситуация: понятие, содержание, виды и значение.

Следст­венная ситуация представляет собой совокупность реальных условий, в которых в данный момент осуществляется расследование преступле­ния, т.е. обстановку, облегчающую или затрудняющую отыскание исти­ны по делу. Следственные ситуации могут быть классифицированы по следующим основаниям: 1) в зависимости от этапа расследования: *исход­ные; *промежуточные; *конечные; 2) по степени индивидуальности: *типовые; *конкретные; 3) по информационно составляющему фактору: *благоприятные (простые); *неблагоприятные (сложные). Сложные следственные ситуации отличаются высоким уровнем информационной неопределенности. Выделяются также тупиковые следственные ситуа­ции, когда, располагая существенным объемом данных о событии пре­ступления, следователь не может интерпретировать их должным обра­зом, правильно оценить на данный момент. По содержанию следственная ситуация выглядит как система, включающая компоненты следующего характера: *психологического; *информационного (осведомленность следователя об обстоятельствах преступления, возможностях их обнаружения и экспертного исследования, местах сокрытия искомого и др.); *процессуального и тактиче­ского (состояние производства по делу, возможность избрания меры пресечения, изоляции друг от друга проходящих по делу лиц, проведения конкретного следственного действия и т.п.); *организационно-технического (наличие связи между дежурной частью и оперативно-следственной группой, возможность маневрирования наличными силами, средствами и др.). Таким образом, в содержание следственной ситуации включается все, что в той или иной степени влияет на ход и результаты расследования. Криминалистическое значение следственной ситуации заключается в содержании соответствующего потенциала, позволяющего определять оптимальные пути, средства и приемы расследования.

64. Структура, содержание и общая характеристика тактики производства следственного действия.

При производстве следственных действий могут быть использованы различные тактические приемы и рекомендации в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Тактические приемы и рекомендации, призванные обеспечить максимальную эффективность производства следственных действий при строжайшем соблюдении принципов социалистической законности, в своей совокупности и составляют тактику процессуального действия. Структура тактики производства любого следственного действия состоит из следующих основных элементов: 1. Подготовка к проведению следственного действия. 2. Непосредственное проведение следственного действия. 3.Фиксация хода и результатов следственного действия. 4.Анализ и оценка хода и результатов следственного действия. Подготовка к проведению следственного действия. На этой стадии уясняются и формулируются задачи следственного действия, решаются вопросы, связанные с выбором момента его проведения и круга участников, применением технико-криминалистических средств, определением формы и пределов использования оперативных возможностей, помощи специалистов. Проведение следственного действия. На данной стадии реализуется намеченный план и решаются (не всегда) те задачи, которые ставил перед собой следователь. Это стадия применения тактических приемов и проверки версий путем подтверждения или опровержения выведенных из них следствий. Фиксация хода и результатов следственного действия. Эта стадия призвана обеспечить максимально полное и верное отражение его хода и достигнутых результатов. Тактические приемы фиксации направлены на выбор или создание условий, обеспечивающих максимально эффективное применение соответствующих технико-криминалистических средств и приемов запечатления доказательственной информации в установленных законом формах. Оценка полученных результатов, определение их значения для расследования – заключительная стадия следственного действия. Анализ проделанной при производстве следственного действия работы и полученных результатов необходим как для проверки достоверности добытой информации, так и для решения вопроса о ее значении для доказывания и путях дальнейшего использования. Здесь выявляются допущенные при проведении следственного действия ошибки, оцениваются их последствия, решается вопрос о целесообразности повторного проведения этого следственного действия.

Случайные статьи

Вверх