Инна Александровна КузнецоваГосударственное и муниципальное управление: конспект лекций. Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной

А. В. СИГАРЕВ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курс лекций

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

степень: магистр

программа: Управление государственными и муниципальными финансами; государственное и муниципальное управление в субъекте РФ

Новосибирск, 2016


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ-филиала РАНХиГС

Рецензенты:

Осипов А.Г. - заведующий кафедрой правовых и социальных наук Сибирского университета геосистем и технологий, доктор исторических наук, профессор;

Маркеев А.И. - профессор кафедры конституционного и муниципального права СИУ - филиала РАНХиГС, к.ю.н, доцент.

Сигарев, А. В. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: курс лекций. / А.В.Сигарев; СИУ-филиал РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016.

В курсе лекций рассматриваются основные вопросы правового регулирования государственного и муниципального управления: понятие государственной власти и государственного управления, принципы правового регулирования государственного и муниципального управления, система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. Подробно рассматривается правовое регулирование деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, органов Прокуратуры РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предназначен для студентов магистратуры всех форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.. 8

РАЗДЕЛ I. 11

Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления 11

ГЛАВА 1. Предмет, принципы, система и источники правового обеспечения управленческой деятельности. 11

1.1. К вопросу о понятии государственного управления 11

1.2. Государственное и муниципальное управление как предмет правового регулирования 14

1.3. Система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. 20

1.4. Принципы правового регулирования государственного и муниципального управления 31

ГЛАВА 2. Основы правового регулирования деятельности государственных органов 45

2.1. Понятие и признаки государственной власти. 45

2.2. Понятие и признаки государственного органа. 47

2.3. Правовой статус государственного органа. 50

2.4. Система государственных органов в России. 53

ГЛАВА 3. Понятие, принципы, система и формы местного самоуправления в РФ 61

3.1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления 61

3.2. Источники муниципального права. 67

3.3. Правовые основы муниципальной демократии. 75

3.4. Правовой статус органов местного самоуправления 89

ГЛАВА 4. Понятие, принципы и виды государственной службы в РФ. Муниципальная служба в РФ.. 101

4.1. Понятие и признаки государственной службы.. 101

4.2. Служебное право: понятие, источники, система. 105

4.3. Правовое регулирование государственной гражданской службы 109

4.4. Правовое регулирование муниципальной службы.. 112

РАЗДЕЛ II. 122

Основные институты государства и права в правовом обеспечении государственного и муниципального управления. 122

Глава 5. Президент РФ и главы субъектов РФ в системе государственного управления 122

5.1. Правовой статус Президента РФ как главы государства 122

5.2. Порядок избрания Президента РФ.. 124

5.3. Полномочия Президента РФ, его взаимоотношения с иными органами государственной власти. 128

5.4. Прекращение полномочий Президента РФ.. 137

5.5. Правовой статус глав субъектов РФ.. 142

Глава 6. Законодательная власть в системе управления государством. 150

6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации 150

6.2. Правовой статус Государственной Думы.. 153

6.3. Правовой статус Совета Федерации. 157

6.4. Основы федерального законодательного процесса. 159

6.5. Законодательные органы субъектов Российской Федерации 163

ГЛАВА 7. Исполнительная власть в системе управления государством 168

7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 168

7.2.. Правовое положение Правительства РФ в системе исполнительной власти 171

7.3. Федеральные органы исполнительной власти. 174

7.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.. 180

ГЛАВА 8. Суд и прокуратура в системе управления государством 186

8.1. Судебная власть и правосудие. 186

8.2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.. 189

8.3. Арбитражные суды.. 193

8.4. Конституционный Суд РФ.. 194

8.5. Правовой статус судей. 199

8.6. Прокуратура. 201

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный курс лекций представляет собой попытку в достаточно краткой форме раскрыть очень обширную тему правового обеспечения государственного и муниципального управления. Причем государственное управление в данном случае понимается в самом широком смысле - как деятельность всех органов и звеньев в системе публичной власти.

Государственное и муниципальное управление в России осуществляется целой системой органов, разделенных на ветви и уровни. Порядок формирования и деятельности каждого органа, его компетенция регулируется отдельным нормативным правовым актом, а нередко и несколькими такими актами. В этой связи данный курс лекций очень насыщен правовым материалом, он базируется на изучении нескольких десятков законов и подзаконных актов.

Более того, в представленном издании широко используются акты Конституционного Суда РФ, поскольку без них невозможно полное раскрытие темы. В актах Конституционного Суда РФ дается толкование многих конституционных принципов и норм, дается ответ на многочисленные спорные вопросы правотворчества и правоприменения.

С учетом того, что данный курс лекций адресован магистрантам и предполагает углубленное изучение материала, в издании затрагиваются различные проблемные вопросы. По ним автор высказывает свою точку зрения, но не навязывает ее, а предлагает читателям подумать и сформулировать свое мнение.

Данное учебное пособие не никоим образом не претендует на исчерпывающее изложение всего теоретического и юридического материала по теме, это было бы невозможно даже в рамках целой монографии. Как известно, чем шире предмет исследования, тем более поверхностно его изучение. Это пособие является скорее отправной точкой для дальнейшего изучения проблематики государственного и муниципального управления, своего рода «дорожной картой», на которой обозначены основные ориентиры.

В тексте курса лекций читатель встретит многочисленные отсылки к нормативным правовым актам. Это сделано специально для того, чтобы ориентировать обучающихся на изучение первоисточников. Для более полного и качественного изучения дисциплины необходимо обращаться непосредственно к изучению соответствующих правовых актов. Кроме того, после каждой главы содержится список основной и дополнительной литературы, к этим источникам тоже следует обращаться для более полного изучения темы.

Нужно учесть, что законодательство нашей страны постоянно меняется. Принимаются новые нормативные акты вместо ранее действовавших, вносятся многочисленные поправки. Данное пособие написано с учетом законодательства по состоянию на 1 мая 2016 года. С учетом возможных дальнейших изменений, читателю рекомендуется самостоятельно использовать компьютерные правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», в которых нормативные правовые акты представлены в актуальной редакции.

При работе с данным курсом лекций рекомендуем придерживаться определенной последовательности действий. Прежде всего, нужно ознакомиться с изложенным в соответствующей главе лекционным материалом. Затем, для углубления знаний, следует изучить дополнительно рекомендованную литературу и нормативные правовые акты. После изучения каждой темы необходимо ответить на контрольные вопросы. Если при ответе на них возникли затруднения, следует вернуться к соответствующему разделу темы и более внимательно его изучить.


ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

Цель дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» состоит в формировании компетенций конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями, способности и готовности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, владения технологиями управления персоналом и кадрового аудита, умения вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу.

Для этого решаются следующие задачи:

Изучение государственного и муниципального управления как правового феномена, своеобразия форм организации власти народа, содержания государственных и муниципальных правовых отношений;

Представление важнейших принципов, сущности, содержания и форм основ правового обеспечения административной деятельности (менеджмента) в Российской Федерации;

Раскрытие сущности и своеобразия местного самоуправления как формы организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти;

Развитие студентами навыков толкования и применения законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

Приобретение навыков применения судебной, административной и хозяйственной практики в области менеджмента, принятия на их основе правовых решений и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом, а также установления фактов правонарушений, определения меры ответственности, наказания виновных и восстановления нарушенных прав.

Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» относится к базовой части профессионального цикла (М2.Б), предназначенной для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Изучение данной учебной дисциплины осуществляется после изучения «Правоведения» («Право») и призвана закрепить у студентов уже полученные навыки логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, государственного воздействия на экономику, правовое обеспечение управленческой деятельности и процессов администрирования, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию.

«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» также логически связано с другой дисциплиной - «Правовые основы Российского государства», изученной на первой ступени высшего профессионального образования по различным направлениям бакалавриата, и в процессе изучения которой формировались основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения права, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать последующее развитие отечественного законодательства. Необходимость и значимость изучения данной учебной дисциплины обусловлена как теоретическими, так и практическими факторами. Для решения тех сложных и масштабных задач, которые стоят в настоящее время, и буду стоять в течение всего обозримого будущего перед отечественными управленцами, требуются не только глубокие знания и умение профессионально работать на основе позитивного права, но и способность ориентироваться в многообразии институтов публичной власти в современном мире, с реализацией деятельности которых руководители неизбежно вступают в различного рода взаимосвязи.

Изучение правового обеспечения государственного и муниципального управления помогает глубже познать свою национальную правовую систему, способствует не только расширению общего кругозора выпускника соответствующего профиля магистратуры, но и выработке критического подхода к различным явлениям правовой жизни, умение видеть тенденции правового развития в рамках не только собственной правовой системы РФ, но и основных правовых систем современности.


Т е м а 1. Теоретические основы государственного управления.

Теория возникновения государства. Школы государственного управления. Логика экономической деятельности государства, характеристика стадий.

Понятие и функции государства, признаки государства. Содержание, субъекты и объекты государственного управления. Элементы системы государственного управления, принципы формирования системы государственного и муниципального управления. Уровни власти, форма (виды) государства. Эффективность функционирования органов государственного управления

Теории возникновения государства.

1.Теологическая теория.

Возникновение государства объясняется волей Бога.В современных условиях эта теория видоизменилась и нашла выражение в христианско-демократической концепции государства.(Г.Гегель 18-19 века)

2.Теория общественного договора, контрактная теория государства.

Государство-это результат договора между суверенными властителями и поданными.Эта теория определяет социальное предназначение государства. (Эпикур 3 век до н.э.)

3.Теория насилия.

Согласно этой теории, государство возникло в результате военных завоеваний и политического насилия,которые в итоге приводят к углублению социального неравенства; образованию классов и эксплуатации.

4.Антропологическая теория.

Данная теория о возникновении государства указывает на то, что государственная форма организации коренится в самой природе человека (Аристотель 4 в до нэ)

В наилучшей форме: монархия, аристократия, умеренная демократия

В наихудшей:тирания, олигархия, охлократия (власть толпы)

5.Патриархальная.

Согласно патриархальной теории,государство возникло в процессе механического соединения родов в племена,затем племен в целостности до государственных образований.

6.Марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс)

Общество делится на классы,в свою очередь государство отражает интересы господствующего класса.Образование частной собственности приводит к общественному неравенству,в результате чего общество разделяется на онтогенетические классы (противоположные друг другу);господствующий класс создает государство для подчинения неимущих.

7.Либерализм (М.Тэтчер начало 20 века)

В основе лежит свобода личности,защищенная правами частной собственности,а гарантом является государство.

8.Неолиберализмпризнает свободу личности,но не увязывает с трудовой теорией стоимости.В 19 векена смену теории стоимости приходит неоклассическая экономика,которая базируется на предельной производительности и полезности.та теория получила второе рождение после Второй Мировой войны (концепция монетаризма).Согласно этой теории,свободе личности угрожало государство и его стремление контролировать все сферы человеческой деятельности,что приводит к потребности в ограничении государственного влияния для предотвращения экономического кризиса.

9.Встроенный либерализм (40ые годы 20 века).

В рамках этой теории ограничена деятельность большого бизнеса государством.Государство не только планировало бюджет,но и владело многими отраслями промышленности.

10.Неолиберализм.

На смену встроенного либерализма в конце 60х годов 20го века приходит неолиберализм,который предполагает полное освобождение капитала от таких ограничителей как государство и социальные институты.

Школы государственного управления.

Наука государственного управления возникла в древнем Китае,далее получила развитие в античные времена.Однако,фактически это направление связывают с развитием университетов в Австрии,где читали дисциплины камеральных наук,иначе говоря науки государственного управления.Создание школы администрации связано с тем,что в 19 начале 20го века государство выполняло преимущественно охранительные функции.В связи с этим стала развиваться наука об административном прав,которая рассматривала совокупность правовых норм,предназначеных для урегулирования взаимоотношений,связанных с деятельностью органов государственного управления. В США наука административного права является основной и по сей день.

Основоположник американской школы управления обосновал необходимость высокого профессионализма в системе государственного управлении;сформулировал требования к подбору государственных служащих,разработал модель «административной эффективности» ,предложив использовать в гос управлении методы организации и управления,которые применяются в частном бизнесе.

Школа поведенческих наук сфере гос управления сформировалась на базе развития социологии и психологии с целью повышения эффективности человеческих ресурсов организации (А.Маслоу)

Школа количественного подхода управления связана с внедрением в науку управления метода точных наук.

Подходы в управлении.

Процессный подход в управлении предполагает, что управление-это совокупность процессов, то есть работ по подготовке и принятию управленческих решений, а также контроль за их исполнением.

Системный подход в управлении - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Ситуационный подход (кейсовый) предполагает, что центральное место занимает ситуация,как конкретный набор обстоятельств,оказывающая значительное влияние в конкретный период времени.

Этапы становления науки о государственном управлении.

I.Конец 19го 20ые годы 20го века (М.Вебер,В.Вильсон)

II.1920-1950 (А.Файоль,А. Маслоу)

III.с 1950-современное время

Модели эффективного государства.

1.Рациональная бюрократия (М.Вебер,В.Вильсон)

2.Новое государственное управление.

    Гос служащие могут проявлять инициативу на рабочем месте

    Акцент на клиенто-ориентированную деятельность гос органов

    Открытость и прозрачность гос службы

    Новые способы оплаты служебной деятельности на основе оценки эффективности и результативности

Форма гос-ва.

Форма гос-ва отвечает на вопросы о том,на каких принципах и как территориально построена гос власть, а также создаются органы гос власти,их взаимосвязь и методы взаимосвязи.

В зависимости от развития исторических событий меняется форма государственного строя.

З составляющих:

1.Форма правления-порядок образования и организация высших органов гос власти,их взаимоотношений друг с другом и с населением.

Существует 2 формы правления: монархия и республика (президентская и парламентская)

2.Форма государства- внутренняя,национально территориальная организация государства; соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

Существует 3 формы:

    унитарное- форма территориального устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования

    Федеративное-форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

    Конфедерация (союз суверенных гос-в)

3.Политический режим отражает уровень демократического развития; методы осуществления политической власти,итоговое политическое состояние в обществе,которое складывается в результате взаимодействия различных политических сил.

2.Тоталитарный - политический режим, стремящийся к полному (тотальному ) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

3. Демократический -политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии

Функции государства.

Функции гос-ва- основное направление деятельности по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в них отражается социальное предназначение.

Классификация:

1.В зависимости от продолжительности действия (постоянные,временные)

2.В зависимости от принципа разделения властей (законодательные,исполнительные,судебные)

3.В зависимости от назначения (основные, не основные)

4.В зависимости от сферы:

А) Внутренние (ф-я обеспечения единства гос власти,управленческая,интеграционная,хозяйствования,содействие воспроизводству человеческого фактора, защита общества от разрушающих внешних и внутренних факторов

Б) Внешние (ф-я международного сотрудничества и международных связей

Функции гос-ва,связанные с экономикой:

1.Правовая-создание правовых основ функционирования экономики и поддержание традиций экономического поведения

2.Распределения- распределение гос-х ресурсов для конденсации провалов рынка

3.Перераспределения – изменение пропорций в распределении доходов,богатства,для осуществления социальной справедливости

4.Стабилизационная-поддержание устойчивости основных макроэкономических параметров за счет гос-х ресурсов (курс валют,уровень инвестиций,регулирование денежной массы,предоставление базовых общественных благ,защита слабозащищенных слоев населения,обеспечение социальным страхованием)

Лекция №1

Людвиг Берне: «Правительство - паруса, Народ – ветер, Государство – корабль, Время – море»

Тема 1. Содержание системы государственного и муниципального управления.

    Объект и предмет государственного управления

    Уровни и ветви власти

    Государственное управление как система

    Принципы системы государственного управления

    Основы системы государственного управления

1. Объект и предмет государственного управления.

Россия как государство по конституции:

    федеративное

    правовое

    демократическое

    социальное

    светское

Государственный аппарат – субъектная структура, которая берет на себя ответственность профессионально решать вопросы и проблемы общества.

Специфика государственного управления заключается в том, что уполномоченный государственный аппарат осуществляет свои функции исключительно на профессиональной основе.

Виды государственного воздействия:

  • постепенное \ радикальное;

    прямое \ косвенное;

    эпизодическое \ постоянное;

Объекты государственного управления:

    социально – экономические процессы (принятие законов и т.д.);

    общественные институты (системы образования, защиты населения и т.д.);

    социальные группы (проблемы студенчества, молодежи, регионов);

    экономические системы.

2. Уровни и ветви власти.

Ветви власти – вертикально уполномоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима.

Уровни власти – упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий (от высших уровней к низшим).

Предмет государственного управления – территориальное образование.

Государственное управление = Федеральное управление + Региональное управление!

Муниципальное управление – самостоятельная ветвь.

Признаки наличия государственного управления и ветвей власти:

    наличие специализированных органов государства;

    юридическое закрепление места;

    структура организации власти, горизонтальное и вертикальное соподчинение;

    цели, стоящие перед ветвями власти.

3. Государственное управление как система.

Разделение системы ГУ на ветви и уровни власти – это обеспечение бесперебойного функционирования управляемой системы на основе принципов пропорциональности, непрерывности в работе всех ее подразделений.

Государственное управление – процессы, регулирующие отношения внутри государства посредством разделения сфер влияния между основными уровнями и ветвями власти.

Назначение системы государственного и муниципального управления - обеспечить социальную стабильность, уверенность в завтрашнем дне, спокойствие, воспроизводство (расширенное, простое), высокие темпы роста (ВВП), повышение благосостояния населения.

Признаки системы ГМУ:

    целостность

    непрерывность

    суверенность

Система – связь элементов для единого задания.

Системный характер ГУ - обеспечение единства распорядительного и партнерского начала в практике, регулирования социальных отношений и процессов.

Функции системы ГУ:

    институциональная

    целеполагающая

    функциональная

    идеологическая

  • Субъект и объект муниципального управления Структура субъекта муниципального управления
  • Структура объекта муниципального управления
  • 1.3. Цели и задачи муниципального управления
  • Главная цель муниципального управления
  • Цели муниципального управления
  • Формирование “древа” целей муниципального управления
  • Задачи муниципального управления
  • 1.4. Законы, закономерности и принципы
  • Муниципального управления
  • Законы, используемые и учитываемые
  • В муниципальном управлении
  • Закономерности муниципального управления
  • Принципы муниципального управления
  • 1. Принцип самостоятельности решения вопросов местного значения.
  • 2. Принцип организационного обособления органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
  • 3. Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления.
  • 5. Принцип многообразия организационных форм осуществления муниципального управления.
  • 6. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
  • 7. Принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления.
  • 8. Принцип гласности деятельности органов местного самоуправления.
  • 9. Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления.
  • 10. Принцип государственной гарантии муниципального управления.
  • 1.5. Связь теории муниципального управления с другими науками
  • Лекция 2. Основы муниципального управления
  • 2.1. Исторические основы муниципального управления
  • 2.2. Правовые основы муниципального управления
  • 2.3. Организационные основы муниципального управления
  • 2.4. Финансово-экономические основы муниципального управления
  • 2.5. Территориальные основы муниципального управления
  • Лекция 3. Технология муниципального управления
  • 3.1. Функции муниципального управления
  • Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.
  • Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами
  • Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
  • Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
  • 3.2. Методы муниципального управления
  • Экономические методы муниципального управления.
  • Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.
  • Социально-психологические методы.
  • 3.3. Процесс муниципального управления Сущность и содержание процесса муниципального управления
  • Особенности и эффективность управленческих решений.
  • Лекция 4. Организация муниципального управления
  • 4.1. Управление муниципальным хозяйством
  • 4.2. Управление муниципальным имуществом
  • 4.3. Управление муниципальными финансами
  • 4.4. Управление социально-культурной сферой
  • 4.5. Управление развитием муниципального образования
  • 4.6. Управление муниципальным персоналом
  • Лекция 5. Основные направления муниципальной политики
  • 5.1. Муниципальная политика в экономической сфере
  • 5.2. Муниципальная политика в социальной сфере
  • 5.3. Муниципальная политика в политической сфере
  • 5.4. Муниципальная политика в духовной сфере
  • Лекция 6. Обеспечение муниципального управления
  • 6.1. Информационное обеспечение
  • 6.2. Техническое обеспечение
  • 6.3. Кадровое обеспечение (Муниципальная служба)
  • Лекция 7. Развитие муниципального управления
  • 7.1. Стратегическое планирование
  • 7.2. Стратегическое управление
  • 7.3. Управление по результатам
  • 7.4. Маркетинг в муниципальном образовании
  • 7.5. Логистика в муниципальном образовании
  • 7.6. Территориальное общественное самоуправление
  • Система территориального общественного самоуправления
  • Тос в системе местного самоуправления
  • Выгоды от территориального общественного самоуправления Для субъекта федерации:
  • Для муниципального образования:
  • Для населения самоуправляющейся территории:
  • Выборы органов тос
  • Выборы председателя сос Полномочия органов тос
  • Направление и уровни развития тос
  • Эволюция тос
  • Бюджет тос
  • Лекция 8. Муниципальные системы зарубежных стран
  • 8.1. Англосаксонская муниципальная система
  • 8.2. Французская (континентальная) муниципальная система
  • 8.3. Коммунальное самоуправление в Германии
  • Лекция 9. Эффективность муниципального управления
  • 9.1. Показатели эффективности муниципального управления
  • 9.2. Методы повышения эффективности муниципального управления
  • Темы рефератов, курсовых и дипломных работ Темы рефератов:
  • Темы курсовых работ:
  • Темы дипломных работ:
  • Основные термины и понятия
  • Контроль – функция управления, процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.
  • Использованная и рекомендуемая литература:
  • Приложение Раздел “Самоуправление. Муниципальное управление” комплексной программы социального развития “Нижегородский край – XXI век”
  • Васильев Алексей Алексеевич Муниципальное управление
  • 603000, Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 5-а, тел./факс (831 2) 333 673
  • 3 Воронин а.Г., Лапин в.А., Широков а.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М. Монф. 1997 г..
  • Лекция 2. Основы муниципального управления

    2.1. Исторические основы муниципального управления

    Местное самоуправление в нашей стране имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных славян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправления отмечают первые русские летописи в древнейших городах – избрание (приглашение на княжение) главного должностного лица города.

    В раннем средневековье происходило становление новых институтов городского самоуправления. В Новгороде и Пскове – это система вечевых собраний, посадник, тысяцкий, сотские, старосты.

    В XYI веке становление губного и земского самоуправления осуществлялось путем жалования уставных грамот отдельным административно-территориальным единицам. Губные и земские избы можно рассматривать как зачаточные формы местного территориального самоуправления. Уставные грамоты регламентировали порядок формирования, состав, систему, а также компетенцию отдельных органов и должностных лиц, ответственность последних в случае неисполнения ими своих обязанностей.

    Дальнейшее оформление населения в самоуправляемое сословие обусловили реформы Петра 1. В 1699 году была создана Бурмистерская палата (Ратуша). В ее состав вошли бурмистры, которые избирались посадским населением, прежде всего купечеством. Палата объединила управление посадскими и торговыми людьми. На местах аналогично создавались земские избы.

    Реформой городского самоуправления 1718-1724 гг. были созданы магистраты как органы управления определенной общественной территориальной единицы города. Городское сообщество было формально признано субъектом местного самоуправления. Магистраты должны были заниматься устройством школ, сиротских и смирительных домов, госпиталей и бирж, благоустройством города, оберегали город от пожаров, пристраивали гуляк и нищих, осуществляли государственные сборы и контролировали уплату пошлин, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела. В 1734 году города получили права юридического лица, что создало реальные возможности для горожан добиться финансово-экономической самостоятельности, независимости от органов государственной власти в данной области.

    Правовую основу развития городского самоуправления определила “Грамота на права и выгоды городам Российской империи”, изданной Указом Екатерины II в 1785 г. Она определила основным субъектом городского самоуправления “общество градское” (городское собрание), которое составляли городские обыватели. Оно собиралось один раз в три года по инициативе губернатора для рассмотрения его предложений, связанных с развитием города и направлениями деятельности губернской администрации в ближайшие годы.

    Текущие вопросы жизни города решали общая дума и шестигласная дума. Общая дума была представительным органом, а исполнительно-распорядительные функции исполняла шестигласная городская дума, избираемая городской думой.

    Развитию местного самоуправления дали толчок земская и городская реформы Александра II. Городовое положение (1870 г.) предусматривало создание системы городского самоуправления, включающего следующие институты: а) городская дума; б) городская управа; в) городской голова – председатель городского самоуправления. В отличие от земств выборы в городские думы осуществлялись без учета сословности на основе имущественного ценза. Становление земского и городского самоуправления означало переход от сословного к территориальному принципу формирования основных институтов самоуправления.

    После 1917 г. судьба земских и городских учреждений была решена, сначала был распущен Земский союз, а затем в 1918 году все завершилось ликвидацией земских и городских органов местного самоуправления.

    Наступил период советов – нового института местного управления, основанного на демократическом централизме.

    Организация местной власти в советский период

    Ликвидация старых органов самоуправления производилась на основе циркуляра НКВД, в соответствии с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, выступающие против Советской власти, а остальные органы самоуправления вливались в аппарат местных Советов.

    Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.

    В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти . Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

    Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти. В СССР насчитывалось свыше 50 тысяч, а в РСФСР – около 28 тысяч местных Советов.

    Вопросы своей компетентности местные Советы рассматривали на сессиях, которые созывались их исполнительными комитетами. Сессия Совета длилась один день. На время ее работы Совет избирал председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. Решения, принимаемые Советом на сессии, подписывались председателем и секретарем исполнительного комитета.

    Местные Советы избирали из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов.

    Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.

    Местные Советы, за исключением поселковых и сельских, образовывали отделы и управления исполнительных комитетов, которые подчинялись в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

    Депутаты местных Советов осуществляли свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

    В своей деятельности депутаты обязаны были руководствоваться общегосударственными интересами, учитывать наказы населения избирательного округа и добиваться их реализации. Депутаты отчитывались о своей работе перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими их кандидатами в депутаты. Депутат мог быть отозван по решению большинства избирателей округа.

    Высшим организационным принципом построения и функционирования системы Советов являлся демократический централизм , допускающий формально самостоятельность и инициативу местных органов власти, но в действительности проявляющийся в жесткой централизации и концентрации государственной власти.

    В соответствии с данным принципом в ведении вышестоящих Советов сосредотачивалось нормотворчество и планово-регулирующая деятельность. Вышестоящие Советы руководили деятельностью нижестоящих. Решения вышестоящих были для них обязательны. Вышестоящие Советы вправе были отменять противоречащие закону решения нижестоящих Советов, которые были им подотчетны и подконтрольны.

    Одним из организационно-правовых выражений демократического централизма являлось двойное подчинение исполнительных органов местных Советов. Исполнительные органы были подотчетны местным Советам, которые их формировали, и одновременно подчинялись соответствующим органам вышестоящих Советов. Все это преследовало цель обеспечить необходимую степень централизации государственного управления и прежде всего в вопросах планирования и бюджетно-финансовой деятельности.

    Местные Советы имели собственный исполнительный аппарат, который ими формировался и действовал под их руководством. Наиболее важные вопросы должны были решаться депутатами на сессиях Советов. Кроме того, депутаты избирались в состав исполнительных комитетов, в различные постоянные комиссии Советов, а также вели работу в своих избирательных округах. На сессиях Советов заслушивались отчеты о работе исполнительных комитетов, отделов и управлений, постоянных комиссий и других органов, образуемых местными Советами. Местный Совет был вправе рассмотреть вопрос о реализации своих решений и принять необходимые меры в целях их исполнения.

    Важной особенностью организации и деятельности Советов являлось партийное руководство ими, основные направления которого включали: а) выработку политической линии и указаний по основным вопросам, связанным с реализацией Советами политики партии; б) руководство формированием представительных органов, подбор, расстановку и воспитание кадров, работающих в Советах; в) контроль за деятельностью Советских органов по реализации партийных директив.

    Местные Советы находились также в зависимости от исполнительных и распорядительных органов. Формально исполнительные комитеты были подотчетны и подконтрольны Советам. Однако практика советской работы была такова, что аппарат исполнительных комитетов видел в депутатах своих общественных помощников. Такое отношение переносилось и на постоянные комиссии, и на Совет в целом. На сессиях практически не выбирались наиболее оптимальные пути решения проблем, а просто утверждались заранее подготовленные решения, в которые не вносились какие-либо существенные добавления и поправки. При этом надо учитывать, что сессия местного Совета проходила в течение одного дня. Поэтому она превращалась в формальную процедуру прохождения подготовленного аппаратом решения. Аппарат исполнительного комитета готовил первую организационную сессию Совета нового созыва, а также по существу и все последующие сессии. Он организовывал и проводил учебу депутатов. Все это способствовало непомерному возрастанию роли исполнительных органов в ущерб выборным, что сказывается до сих пор на всех уровнях власти.

    В апреле 1990 года был принят закон СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”, который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления. В соответствии с этим законом основным звеном в системе местного самоуправления должны были стать местные Советы как представительные органы власти. На своей территории Советы были вправе координировать деятельность всей системы местного самоуправления. Они образовывали свои органы, определяли их полномочия в соответствии с законами, самостоятельно устанавливали их структуру и штаты. Данный Закон ввел понятие “коммунальная собственность”. К коммунальной относилось имущество, передаваемое безвозмездно, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом за счет принадлежащих ему средств.

    В июле 1991 года в РСФСР был принят Закон “О местном самоуправлении в РСФСР”, на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования новой системы местного самоуправления в Российской Федерации.

    "

    Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной подготовки студентов, повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих по специальности «Государственное и муниципальное управление»


    Актуальность изучения курса СГМУ Процесс укрепления российской государственности и социально-экономические преобразования, осуществляемые на современном этапе, предопределили необходимость модернизации системы государственного управления и местного самоуправления. В настоящее время происходит медленный и трудный процесс перехода государства к социально-ориентированному и цивилизованно- рыночному характеру экономики по сравнению с радикально-либеральной ориентацией предшествующего этапа на социальное расслоение и обогащение любой ценой незначительного меньшинства населения. Процесс укрепления российской государственности и социально-экономические преобразования, осуществляемые на современном этапе, предопределили необходимость модернизации системы государственного управления и местного самоуправления. В настоящее время происходит медленный и трудный процесс перехода государства к социально-ориентированному и цивилизованно- рыночному характеру экономики по сравнению с радикально-либеральной ориентацией предшествующего этапа на социальное расслоение и обогащение любой ценой незначительного меньшинства населения.


    Административная реформа гг. Под административными реформами понимается обычно изменение системы государственного управления потрем основным параметрам: Под административными реформами понимается обычно изменение системы государственного управления потрем основным параметрам: - перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; -реорганизация государственной службы, состава аппарата управления или бюрократии; -изменение характера отношений административной системы к обществу вообще и различным его социальным группам в частности.


    Система множество элементов, частей находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и порождающих новое качество. множество элементов, частей находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и порождающих новое качество.


    Признаки системы целостность, целостность, -самоуправляемость, -самоуправляемость, -наличие определенных структур, элементов, которые могут рассматриваться как подсистемы, -наличие определенных структур, элементов, которые могут рассматриваться как подсистемы, -взаимосвязь элементов и внешней среды -взаимосвязь элементов и внешней среды


    Характеристики системы Иерархичность Иерархичность многоуровневость многоуровневость отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения. отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения. любая система может выступать как элемент системы более высокого порядка. любая система может выступать как элемент системы более высокого порядка. целостное функционирование системы становится результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней иерархии. целостное функционирование системы становится результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней иерархии.


    Единство системы государственной власти является основополагающим принципом государственного устройства РФ, согласно Конституции РФ. является основополагающим принципом государственного устройства РФ, согласно Конституции РФ. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов РФ. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов РФ. При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ единство системы нарушается. При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ единство системы нарушается.




    Государство Особая система власти, установленная на определенной территории. Особая система власти, установленная на определенной территории. Институциональная и политическая организация общества. Основное назначение государства состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами. Институциональная и политическая организация общества. Основное назначение государства состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами.


    Признаки государства наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, наличие права, закрепляющего систему санкционированных норм, наличие права, закрепляющего систему санкционированных норм, наличие особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т.е. системы управления. наличие особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т.е. системы управления.


    Государственное управление представляет собой определенную систему, урегулированную правом. представляет собой определенную систему, урегулированную правом. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочение, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочение, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.




    В широком смысле слова система государственного управления включает в себя: включает в себя: субъект управления (управляющую систему) - государство субъект управления (управляющую систему) - государство взаимодействия взаимодействия субъект управления- общественная система (управляемую жизнедеятельность)- общество. субъект управления- общественная система (управляемую жизнедеятельность)- общество.


    Предмет системы государственного управления Непосредственного государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов. Непосредственного государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов.


    Организационная структура РФ Согласно действующей Конституции, РФ является Федеративной Республикой с президентской формой правления. Согласно действующей Конституции, РФ является Федеративной Республикой с президентской формой правления. Конституция закрепляет двухуровневую структуру государственной власти в России, а именно: Конституция закрепляет двухуровневую структуру государственной власти в России, а именно: федеральное управление. федеральное управление. государственное управление субъектов РФ государственное управление субъектов РФ И трехуровневую систему управления -местное самоуправление отделено от государства


    Формы государственного устройства по источнику власти (форма правления) – монархия, народовластие, теократия; по источнику власти (форма правления) – монархия, народовластие, теократия; по типу политической системы (государственно-политического устройства)- демократия, авторитаризм, тоталитаризм; по типу политической системы (государственно-политического устройства)- демократия, авторитаризм, тоталитаризм; по характеру отношений между центром и составными частями (государственно- территориальное устройство) – конфедерация, федерация, унитарное государство. по характеру отношений между центром и составными частями (государственно- территориальное устройство) – конфедерация, федерация, унитарное государство.


    Федерация Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов страны. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов страны. Субъекты федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой субъекты федерации равноправны. Субъекты федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой субъекты федерации равноправны.


    Федерализм Федерализм предполагает единство ветвей власти в центре и на местах, недопущение парада суверенитетов, недопущение приоритета национальных или территориальных интересов над государственными, недопущение политического, экономического, правового сепаратизма. Федерализм предполагает единство ветвей власти в центре и на местах, недопущение парада суверенитетов, недопущение приоритета национальных или территориальных интересов над государственными, недопущение политического, экономического, правового сепаратизма.


    Федерация Федерация есть добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. Федерация есть добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. Отдельные регионы (субъекты Федерации) имеют хозяйственную самостоятельность, наделены значительными политическими правами (свои Конституции, уставы, законы, права контроля). Но при этом существует и сильная центральная власть, законы и права которой имеют верховенство перед региональными. Отдельные регионы (субъекты Федерации) имеют хозяйственную самостоятельность, наделены значительными политическими правами (свои Конституции, уставы, законы, права контроля). Но при этом существует и сильная центральная власть, законы и права которой имеют верховенство перед региональными. (Россия, США, Мексика, ФРГ, Канада, Австрия и др.). (Россия, США, Мексика, ФРГ, Канада, Австрия и др.).


    Федерация договорная (договор подписывается всеми субъектами), договорная (договор подписывается всеми субъектами), конституционная (единая конституция закрепляет федеративные отношения). конституционная (единая конституция закрепляет федеративные отношения). Федерация может формироваться по: Федерация может формироваться по: территориальному принципу территориальному принципу национальному принципу. национальному принципу. Территориально-национальному принципу Территориально-национальному принципу Выделяют симметричную (члены федерации имеют единый правовой статус) Выделяют симметричную (члены федерации имеют единый правовой статус) асимметричную федерацию (характерно неравенство правового положения субъектов) асимметричную федерацию (характерно неравенство правового положения субъектов)


    Характерные черты федерации: двухуровневая система органов государственной власти; двухуровневая система органов государственной власти; компетенция федерации и ее субъектов устанавливается конституцией или федеративным договором; компетенция федерации и ее субъектов устанавливается конституцией или федеративным договором; верховенство федеральных законов; верховенство федеральных законов; двухпалатное построение парламента; двухпалатное построение парламента; двухканальная система налогов; двухканальная система налогов; отсутствие права выхода из федерации; отсутствие права выхода из федерации;


    Характерные черты федерации: двойное гражданство; двойное гражданство; верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Вооруженные сил едины; верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Вооруженные сил едины; субъекты федерации имеют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, принимают свои конституции, уставы, другие акты; субъекты федерации имеют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, принимают свои конституции, уставы, другие акты; разграничение компетенции между центром и субъектами. разграничение компетенции между центром и субъектами.


    Конституция 1993 г. закрепила: принципы федеративного государства как единства правового поля. принципы федеративного государства как единства правового поля. верховенство Конституции РФ и федеральных законов верховенство Конституции РФ и федеральных законов соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. Незыблемость территориальной целостности государства. Незыблемость территориальной целостности государства. Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта. Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта. общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др. общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др.


    Переходный характер Российского федерализма Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть. Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть. Продолжают действовать факторы угрожающие целостности РФ. Продолжают действовать факторы угрожающие целостности РФ. Наличие анклавных территорий. Наличие анклавных территорий. Сохраняется нестабильность в ряде субъектов Федерации Сохраняется нестабильность в ряде субъектов Федерации Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения страны. Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения страны. Низкий уровень жизни у большинства населения. Социальное расслоение Низкий уровень жизни у большинства населения. Социальное расслоение Амбиции политических лидеров. Амбиции политических лидеров.


    Государственную власть в России осуществляют Президент РФ осуществляют Президент РФ Федеральное Собрание(две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации), Федеральное Собрание(две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ. (Таблица 1.) Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ. (Таблица 1.)


    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (структура федеральных органов власти) Президент РФ Правительство РФ Совет Безопасности Администрация Президента РФ Федеральное собрание Государственная Совет Дума Федерации Счетная палата Генеральный Прокурор Конституционный суд Верховный суд Арбитражный суд Прокуратура РФ




    Полномочия Президента Российской Федерации (Конституция РФ глава 4) Глава государства; Глава государства; Гарант конституционных прав и демократических свобод; Гарант конституционных прав и демократических свобод; Гарант национальной безопасности, суверенитета и независимости государства, государственной целостности; Гарант национальной безопасности, суверенитета и независимости государства, государственной целостности; Главнокомандующий. Главнокомандующий. Обеспечивает взаимодействие органов государственной власти; Обеспечивает взаимодействие органов государственной власти; Определяет внешнюю и внутреннюю политику; Определяет внешнюю и внутреннюю политику; Формирует и возглавляет Совет Безопасности; Формирует и возглавляет Совет Безопасности; Представляет РФ на международной арене; Представляет РФ на международной арене; Издает указы. Подписывает Федеральные законы; Издает указы. Подписывает Федеральные законы;


    Федеральное Собрание Российской Федерации Законодательная власть есть принятие законов, отражающих волю народа.. Федеральные законы могут принимать только уполномоченные представители народа. Поэтому законодательную власть называют представительной. Законодательная власть есть принятие законов, отражающих волю народа.. Федеральные законы могут принимать только уполномоченные представители народа. Поэтому законодательную власть называют представительной. Законодательную, представительную власть осуществляет парламент страны- Федеральное Собрание Законодательную, представительную власть осуществляет парламент страны- Федеральное Собрание Законодательная власть формируется на основе всеобщих выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами. Законодательная власть формируется на основе всеобщих выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами.


    Федеральное Собрание Российской Федерации Федеральное собрание состоит из двух палат. Федеральное собрание состоит из двух палат. Совет Федерации формируется на основе территориального представительства, Совет Федерации формируется на основе территориального представительства, Государственная Дума - на основе прямых выборов. Особенность законодательной власти заключается в том, что федеральные законодательные органы власти и законодательные органы власти субъектов Федерации не находятся в иерархии и не подчиняются друг другу напрямую. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу. Особенность законодательной власти заключается в том, что федеральные законодательные органы власти и законодательные органы власти субъектов Федерации не находятся в иерархии и не подчиняются друг другу напрямую. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу.


    Полномочия Федерального Собрания Законодательная инициатива Законодательная инициатива Формирование государственных органов Формирование государственных органов Утверждение бюджета Утверждение бюджета Участие в формировании внутренней и внешней политики Участие в формировании внутренней и внешней политики Контроль за исполнением законов. Контроль за исполнением законов.


    Полномочия Совета Федерации Утверждение изменения границ субъектов РФ. Утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Утверждение изменения границ субъектов РФ. Утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Решение о возможности использования Вооруженных сил за пределами РФ. Решение о возможности использования Вооруженных сил за пределами РФ. Назначение выборов Президента. Назначение выборов Президента. Отрешение Президента от должности. Отрешение Президента от должности. Назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда. Высшего Арбитражного суда. Назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда. Высшего Арбитражного суда. Назначение на должность и отрешение от нее Генерального Прокурора. Назначение на должность и отрешение от нее Генерального Прокурора. Назначение на должность и освобождение Председателя Счетной палаты и половины ее членов- аудиторов. Назначение на должность и освобождение Председателя Счетной палаты и половины ее членов- аудиторов.


    Полномочия Государственной Думы Российской Федерации Законодательная инициатива. Законодательная инициатива. Выражение согласия на назначение Председателя Правительства. Выражение согласия на назначение Председателя Правительства. решение вопроса о доверии Правительству. решение вопроса о доверии Правительству. назначение на должность и отрешение от должности председателя и половины ее членов. назначение на должность и отрешение от должности председателя и половины ее членов. Назначение на должность и освобождение уполномоченного по правам человека. Назначение на должность и освобождение уполномоченного по правам человека. Объявление амнистии. Объявление амнистии. Назначение и отрешение от должности Председателя Центрального банка РФ. Назначение и отрешение от должности Председателя Центрального банка РФ. Выдвижение обвинений против Президента для отрешения его от должности. Выдвижение обвинений против Президента для отрешения его от должности.


    Администрация Президента Российской Федерации - Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства. -Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию. -Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады. Администрация Президента Москва, Старая площадь, 4


    Администрация Президента Российской Федерации Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями. Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.


    Администрация Президента Российской Федерации В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту. В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту. Президент осуществляет общее руководство Президент осуществляет общее руководство Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации


    СТРУКТУРА АППАРАТА Совета Безопасности Секретарь СБ Заместители Секретаря СБ Секретариат СБ Отделы СБ Управления СБ Оборонной безопасности Общественной и Национальной безопасности Экономической безопасности Информационной безопасности и стратегического прогнозирования отделы


    Совет безопасности Российской Федерации Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ


    Государственный Совет Российской Федерации Государственный Совет - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам согласованного функционирования органов власти. Председатель ГС- Президент РФ, члены ГС – высшие должностные лица субъектов Российской Федерации) Председатель ГС- Президент РФ, члены ГС – высшие должностные лица субъектов Российской Федерации)


    Институт Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе Обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства и осуществляет функции Обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства и осуществляет функции Анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, состояние кадровой обеспеченности в них. Анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, состояние кадровой обеспеченности в них. Организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными и религиозными объединениями. Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического воздействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территории. Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического воздействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территории. Организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента и Правительства.




    Федеральное Правительство Российской Федерации Правительство есть высший федеральный орган исполнительной власти Правительство есть высший федеральный орган исполнительной власти обеспечивает общее социально-экономическое развитие страны обеспечивает общее социально-экономическое развитие страны обеспечивает жизнедеятельность всех звеньев хозяйства обеспечивает жизнедеятельность всех звеньев хозяйства обеспечивает национальную безопасность. обеспечивает национальную безопасность. правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению РФ. правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению РФ.




    Полномочия Правительства Российской Федерации Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его выполнение. Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его выполнение. Обеспечивает проведение реальной единой экономической политики, политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения, экологии, социального обеспечения. Обеспечивает проведение реальной единой экономической политики, политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения, экологии, социального обеспечения. Осуществляет управление федеральной собственностью. Осуществляет управление федеральной собственностью. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики Осуществляет еры по обеспечению законности, прав и свобод, борьбе с преступностью и иные полномочия Осуществляет еры по обеспечению законности, прав и свобод, борьбе с преступностью и иные полномочия Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в реформах: экономической, социальной, ЖКХ, региональной политике и т.д. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в реформах: экономической, социальной, ЖКХ, региональной политике и т.д. Правительство осуществляет свои полномочия с помощью разработки целевых программ, принятия нормативных актов и организации их реализации. Правительство осуществляет свои полномочия с помощью разработки целевых программ, принятия нормативных актов и организации их реализации. Политическую стратегию определяет Президент РФ, а Правительство разрабатывает и реализует социально- экономическое содержание стратегии. Политическую стратегию определяет Президент РФ, а Правительство разрабатывает и реализует социально- экономическое содержание стратегии.


    Судебная система Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ правосудие в России осуществляется только судом- посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.1 и 2 ст. 118 Конституции РФ). Российской Федерации действуют: федеральные суды и суды субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ правосудие в России осуществляется только судом- посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.1 и 2 ст. 118 Конституции РФ). Российской Федерации действуют: федеральные суды и суды субъектов Федерации. Существует трехзвенная система: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Существует трехзвенная система: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Все суды составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федеральными законами и применяют единое федеральное законодательство. Все суды составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федеральными законами и применяют единое федеральное законодательство.


    Судебная система Российской Федерации Судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ: Судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ: участие граждан РФ в отправлении правосудия; участие граждан РФ в отправлении правосудия; свобода доступа к суду; свобода доступа к суду; независимость судебной коллегии, судьи, народного, присяжного заседателя и подчинение их в процессе судопроизводства только закону; независимость судебной коллегии, судьи, народного, присяжного заседателя и подчинение их в процессе судопроизводства только закону; коллегиальное отправление правосудия; коллегиальное отправление правосудия; открытый, публичный процесс; открытый, публичный процесс; осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон; осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон; возможность пересмотра переговоров и решений вышестоящим судом. возможность пересмотра переговоров и решений вышестоящим судом.


    Прокуратура Российской Федерации Является универсальным инструментом обеспечения интересов государства, отвечающим за функционирование всей системы государственных институтов, главный правозащитный орган. Должностные лица органов прокуратуры – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры осуществляют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществлении прокурорской деятельности недопустимо. Является универсальным инструментом обеспечения интересов государства, отвечающим за функционирование всей системы государственных институтов, главный правозащитный орган. Должностные лица органов прокуратуры – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры осуществляют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществлении прокурорской деятельности недопустимо. Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Прокуратура – орган федеральный, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют. Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Прокуратура – орган федеральный, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют.


    Функции прокуратуры Российской Федерации осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ -надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами; -надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами; --надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина этими же органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур; --надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина этими же органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; -поддержка государственного обвинения в суде. -поддержка государственного обвинения в суде.


    Центральная избирательная комиссия Является государственным органом, статус которого определен Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Является государственным органом, статус которого определен Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Комиссия осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, руководство по проведению референдумов РФ. Комиссия осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, руководство по проведению референдумов РФ. Совместно с избирательными комиссиями субъектов федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и прав граждан РФ на участие в референдуме, и выполняют другие функции. Совместно с избирательными комиссиями субъектов федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и прав граждан РФ на участие в референдуме, и выполняют другие функции.


    Центральный банк РФ (Банк России). Действует на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с множеством изменений). Действует на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с множеством изменений). основная функция- защита и обеспечение устойчивости рубля, эту функцию Банк осуществляет «независимо от других органов государственной власти». основная функция- защита и обеспечение устойчивости рубля, эту функцию Банк осуществляет «независимо от других органов государственной власти». во взаимодействие с Правительством РФ ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, не подчинен ему. во взаимодействие с Правительством РФ ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, не подчинен ему. Банк России занимается развитием и укреплением банковской системы, обеспечением эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Банк России занимается развитием и укреплением банковской системы, обеспечением эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует денежное обращение, организует систему рефинансирования. ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует денежное обращение, организует систему рефинансирования.


    Центральный банк РФ (Банк России). ЦБ РФ выдает разрешения, приостанавливает и отменяет операции валютных бирж по покупке и продаже иностранной валюты, ЦБ РФ выдает разрешения, приостанавливает и отменяет операции валютных бирж по покупке и продаже иностранной валюты, устанавливает правила осуществления расчетов в РФ с иностранными государствами, международными организациями и правил проведения банковских операций; устанавливает правила осуществления расчетов в РФ с иностранными государствами, международными организациями и правил проведения банковских операций; осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями РФ осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями РФ


    Счетная палата Российской Федерации Постоянно действующий орган государственного финансового контроля Постоянно действующий орган государственного финансового контроля Функции: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, и др. Функции: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, и др.

Случайные статьи

Вверх