Плановые проверки в отношении правообладателей земель сельхозназначения будут проводиться с применением риск-ориентированного подхода. Надзор за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения Как избежать проверки земель сельхозназначения

Черныш Олег Васильевич, прокурор Тульской области, государственный советник юстиции 2 класса, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ.

На примере опыта работы прокуратуры Тульской области раскрываются вопросы соблюдения порядка изъятия земельных участков по причине их нецелевого использования.

Ключевые слова: земельный участок, сельскохозяйственное назначение, нецелевое использование, изъятие.

Supervision over intended use of agricultural lands

Oleg Vasilyevich Churns

Based on the experience of work of the Public Prosecutor"s Office of the Tula Region, the author reveals issues of maintenance an order of seizure of lands due to their improper use.

Key words: a plot of land, agricultural land, improper use, seizure.

Тульская область относится к I сельскохозяйственным регионам России. Неиспользуемая площадь земель сельскохозяйственного назначения в ней составляет около 1300 тыс. га. В связи с этим вопрос целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения представляет здесь особую актуальность.

Прокуратура области в истекшие два года активизировала работу по предъявлению исковых заявлений в суд в связи с выявленными фактами нецелевого использования земельных участков. Вместе с тем органы прокуратуры столкнулись с проблемами при предъявлении исковых заявлений указанной категории.

Суды, помимо прочего, не принимали к производству исковые заявления об изъятии земельных участков у граждан в связи с тем, что у прокурора нет полномочий по их предъявлению.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что с момента установления факта неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения до предъявления искового заявления в суд проходит значительный период времени, и на практике возникают вопросы, связанные с соблюдением процедуры предъявления исковых заявлений об изъятии земельных участков.

Соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере можно добиться в случае, если должностные лица органов государственного контроля (надзора) и органов государственной власти, местного самоуправления будут надлежащим образом исполнять обязанности в части, касающейся выявления земельных правонарушений, привлечения виновных к ответственности и соблюдения порядка изъятия земельных участков по причине их ненадлежащего использования.

В силу п. 5 ст. 54 Земельного кодекса РФ в суд может быть предъявлено заявление о прекращении права на земельный участок; в силу п. 3 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке может быть изъят у его собственника; в силу п. 3 ст. 286 Гражданского кодекса РФ - в суд может быть предъявлено требование о продаже участка.

Пунктом 2 ст. 54 ЗК предусмотрено, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Из п. 3 указанной статьи ЗК следует, что одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК и предоставившего земельный участок. Такое предупреждение должно содержать:

  1. указание на допущенное земельное правонарушение;
  2. срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
  3. указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
  4. разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
  5. иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, необходимыми условиями принудительного прекращения права пользования земельным участком являются:

  • одновременное с наложением административного взыскания вынесение предупреждения;
  • совершение указанных действий по наложению административного взыскания и выдаче предупреждения уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля;
  • неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

При этом о совершении указанных действий уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля должен уведомить орган, предусмотренный ст. 29 ЗК и предоставивший земельный участок.

К этим органам ст. 29 ЗК отнесены исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК.

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. утверждено Положение о государственном земельном контроле.

В силу этого Положения, а также других нормативных актов полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля наделены: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г., утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям этой службы отнесено осуществление государственного земельного контроля.

В силу Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору наделена функциями по контролю и надзору в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.

В силу п. 9 Положения о государственном земельном контроле должностные лица указанных органов вправе давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Наряду с этим согласно п. п. 10, 11 этого Положения указанные должностные лица вправе выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с ЗК.

Форма предупреждения о земельном правонарушении предусмотрена приложением к Положению о государственном земельном контроле.

Таким образом, должностные лица перечисленных органов вправе выдавать предписания, а также выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении.

Судебная практика исходит из того, что предупреждение в обязательном порядке должно содержать доказательство неиспользования либо нецелевого использования земельного участка, отражать период ненадлежащего использования земельного участка и отвечать требованиям, установленным ст. 286 ГК, в части, касающейся заблаговременного предупреждения о допущенных нарушениях, и условиям, предусмотренным п. 3 ст. 54 ЗК.

Как было указано, согласно п. 2 ст. 54 ЗК основанием принудительного прекращения права на земельный участок является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из изложенного можно сделать вывод о том, что лицо, в пользовании которого находится земельный участок, должно быть привлечено к административной ответственности именно за нарушение, выразившееся в ненадлежащем использовании земельного участка.

Ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, предусмотрена ст. 8.8 КоАП.

Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 12 апреля 2005 г. "О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю" должностные лица указанных органов наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 КоАП.

Согласно ст. 23.21 КоАП органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 КоАП.

Доказательством неустранения факта ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания может быть составленный по результатам проверки акт проверки, в котором в соответствии со ст. 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должны быть отражены сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

В силу п. 2 ст. 10 указанного ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Изложенное свидетельствует о том, что в целях соблюдения процедуры прекращения права на земельный участок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица органов государственного контроля (надзора) должны выдавать им одновременно как предупреждения, так и предписания, поскольку основанием для проведения внеплановой проверки является исключительно истечение срока исполнения предписания.

Таким образом, необходимое условие дальнейшего прекращения права на земельный участок - совершение уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного контроля действий, предусмотренных п. п. 2, 3 ст. 54 ЗК.

Изложенное требует от органов прокуратуры надлежащего надзора за исполнением указанными органами обязанностей по выявлению нарушений земельного законодательства, привлечению виновных лиц к установленной законодательством ответственности, выдаче предписаний и предупреждений.

Наряду с этим проведение проверок уполномоченные органы должны осуществлять исключительно в порядке, предусмотренном ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля".

Порядок организации и проведения внеплановой и плановой проверки установлен ст. ст. 9, 10 этого ФЗ.

Кроме того, необходимо добиваться своевременного исполнения обязанностей со стороны должностных лиц исполнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять государственный земельный контроль, по направлению соответствующих материалов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В силу п. 4 ст. 54 ЗК в случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 этого Кодекса.

В силу п. 5 ст. 54 ЗК орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Статьями 284 и 285 ГК установлены основания изъятия у собственников земельных участков, которые не используются в соответствии с их целевым назначением или используются с нарушением законодательства.

Согласно ст. 286 ГК орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об этом, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Таким образом, орган местного самоуправления должен совершить следующие действия, направленные на изъятие земельного участка у собственника:

  1. принять решение об изъятии земельного участка;
  2. получить письменное мнение собственника земельного участка в отношении принятого решения об изъятии земельного участка;
  3. в случае согласия собственника исполнить решение об изъятии земельного участка (земельный участок должен быть продан с публичных торгов);
  4. в случае несогласия собственника исполнить решение об изъятии земельного участка может быть предъявлено в суд требование о продаже участка.

Бездействие должностных лиц органов местного самоуправления в части, касающейся непринятия решения об изъятии земельного участка, неполучения письменного мнения собственника в отношении принятого решения об изъятии земельного участка, непредъявления требования о продаже участка в суд при наличии письменного мнения собственника, в каждом случае должно рассматриваться как основание для применения мер прокурорского реагирования, в том числе направления в суд заявления о признании бездействия незаконным.

В случае неисполнения должностными лицами органа местного самоуправления полномочий при наличии принятого решения об изъятии земельного участка и отказа собственника от исполнения решения об этом прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о продаже участка.

Кроме того, необходима четкая организация взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Россельхознадзора.

В рамках такого взаимодействия усилится муниципальный и государственный контроль за использованием и охраной земель. Информация, полученная органами местного самоуправления, может эффективно использоваться органами государственного земельного контроля, которые по материалам, предоставленным муниципальным земельным контролем, при обнаружении нарушений земельного законодательства вправе принимать решения о привлечении к административной ответственности. Порядок взаимодействия определен письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля".

Эффективный прокурорский надзор за исполнением законодательства собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, принятие мер прокурорского реагирования по фактам нарушений будет дополнительным обоснованием допущенных нарушений при предъявлении исков (заявлений).

Статьей 54 ЗК предусмотрены условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, а ст. ст. 284, 285, 286 ГК - порядок изъятия земельного участка у собственника.

С учетом изложенного при решении вопроса о предъявлении иска (заявления) необходимо исходить из того, что если земельный участок находится на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, то в суд направляется иск (заявление) о прекращении права на земельный участок. Если земельный участок находится в собственности, то в суд направляется иск (заявление) о продаже земельного участка.

Кроме того, суды при рассмотрении соответствующих заявлений прокурора исходят из того, что при изъятии земельного участка у собственника должен быть соблюден порядок, предусмотренный для принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, у которых он находится на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного срочного пользования.

Судебная практика рассмотрения заявлений, касающихся изъятия земельных участков, в настоящее время еще не сложилась. Вместе с тем при решении вопроса о предъявлении заявления в суд необходимо проверять соблюдение всех условий, предусмотренных ст. 54 ЗК и ст. ст. 284, 285, 286 ГК, как в отношении лиц, не являющихся собственниками земельных участков, так и собственников земельных участков.

В адрес Управления Россельхознадзора поступают обращения от правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения с просьбой разъяснить, как часто специалисты Россельхознадзора могут осуществлять плановые проверки использования земель сельхозназначения,и по каким критериям земельные участки включаются в план проведения проверок.

В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N591 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" срок проведения выездной или документарной проверки (плановой или внеплановой), осуществляемой в рамках надзора, в общем случае не может превышать двадцати рабочих дней.

Плановая проверка в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина проводится не чаще чем один раз в три года.

В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.

Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

Критерии риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» и делятся на три следующие категории:

  • земельные участки, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • мелиорируемые и мелиорированные земельные участки;
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более).

Периодичность проведения плановой проверки, для данной категории риска, не может быть чаще одного раза в три года.

  • земельные участки, смежные с земельными участками из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
  • земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы;
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).

Периодичность проведения плановой проверки, для данной категории риска, не может быть чаще одного раза в пять лет.

3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска. Проверка соблюдения требований земельного законодательства на таких земельных участках в плановом порядке не проводится.

Правообладатель земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет право обратиться в Управление Россельхознадзора по Свердловскойобласти с заявлением о присвоении или изменении степени риска конкретному земельному участку, с учетом требований, предъявляемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 г. № 1084 "О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре"

Кроме того, с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" введены "надзорные каникулы" для субъектов малого предпринимательства.

"Надзорные каникулы" - это временная мера, в период действия которой государственные (федеральные и региональные) и муниципальные контролирующие органы должны воздержаться от проведения плановых проверок в отношении микропредприятий и малых предприятий. То есть в течение обозначенного срока субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления, которых регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с нормами указанного закона попадают под освобождение от плановых проверок, не нужно документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства. Так как, при разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Информацию подготовил государственный инспекторотдела земельного надзора А. С. Колясников

4(3). Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

4(4). При отнесении земельных участков к категориям риска Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами используются в том числе:

а) информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости;

б) сведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

в) сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

г) сведения, получаемые при проведении должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.

4(5). Территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ведут перечни земельных участков, которым присвоены категории риска. Включение земельных участков в перечни земельных участков осуществляется в соответствии с решениями, указанными в пункте 4(2) настоящего Положения.

4(6). Перечни земельных участков, указанные в пункте 4(5) настоящего Положения, содержат следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, являющихся правообладателями земельных участков, которым присвоена категория риска;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся правообладателями земельных участков;

в) идентификационный номер налогоплательщика, являющегося правообладателем земельных участков;

г) кадастровый номер земельного участка (при его наличии);

д) адрес местоположения земельного участка (при его отсутствии местоположение земельного участка);

е) реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.

4(7). По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.

4(8). Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин вправе подать в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном Правилами .

Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора согласно приложению N 2 .

(см. текст в предыдущей редакции)

10(3). Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями.

При отсутствии решения об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.

При наличии критериев, позволяющих отнести земельный участок к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие земельный участок к более высокой категории риска.

При отнесении земельных участков, используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, к категориям риска используются в том числе:

сведения из Единого государственного реестра недвижимости:

о местоположении границ земельных участков (координат характерных точек таких границ);

о зарегистрированных правах на земельные участки;

сведения об использовании земельных участков, получаемые при проведении должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов административных обследований объектов земельных отношений.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном Правилами.

(см. текст в предыдущей редакции)

10(4). Проведение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами плановых проверок использования юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года;

для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

11. Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

11(1). В качестве основания для проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством экономического развития Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

11(2). В качестве основания для проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

12. Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами , разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг".

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальных сайтах органов государственного земельного надзора в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

14(1). Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ведут перечни земельных участков, которым присвоены категории риска (далее - перечни земельных участков). Включение земельных участков в перечни земельных участков осуществляется в соответствии с решениями, указанными в пункте 10(3) настоящего Положения.

14(2). Перечни земельных участков содержат следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся правообладателями земельных участков, которым присвоена категория риска;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося правообладателем земельных участков;

в) индивидуальный номер налогоплательщика, являющегося правообладателем земельных участков;

г) кадастровый номер земельного участка или при его отсутствии адрес местоположения земельного участка;

д) реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.

15. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

16. В случае выявления по результатам анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, несоответствия указанных актов требованиям земельного законодательства органы государственного земельного надзора направляют в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принявшие акты, в течение 15 дней со дня выявления указанного несоответствия почтовым отправлением предложения об их приведении в соответствие с требованиями земельного законодательства, а также устанавливают срок информирования о принятых мерах по устранению допущенных нарушений.

17. В случае непринятия в месячный срок со дня получения предложений, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, органами государственной власти или органами местного самоуправления мер по устранению допущенных нарушений либо непредоставления информации о принятых мерах указанными органами в установленный срок органы государственного земельного надзора, направившие указанные предложения, обязаны в течение 15 дней со дня истечения срока их информирования направить в органы прокуратуры информацию о выявленном несоответствии правовых актов требованиям земельного законодательства.

18. По итогам проведения плановых и внеплановых проверок, административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, с учетом данных государственного мониторинга земель органами государственного земельного надзора осуществляются анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Результаты анализа состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности и соответствующий прогноз включаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

19. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный надзор, представляют до 1 апреля года, следующего за отчетным, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии информацию об итогах осуществления государственного земельного надзора в целях учета такой информации при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

20. При осуществлении государственного земельного надзора должностные лица федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего Положения, пользуются правами, установленными пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21. Должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющие государственный земельный надзор, одновременно по должности являются:

а) руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;

б) заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и руководитель структурного подразделения Службы, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;

в) специалисты структурного подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;

г) руководители территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации - главными государственными инспекторами в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

д) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, и их заместители - заместителями главных государственных инспекторов в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

е) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель;

з) заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней или специалисты соответствующих структурных подразделений (в случае отсутствия заместителей руководителей), к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместителями главных государственных инспекторов в городах и районах по использованию и охране земель;

и) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель.

22. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, осуществляют государственный земельный надзор в соответствии с установленными пунктом 5 настоящего Положения полномочиями.

23. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

В случае выявления в ходе осуществления государственного земельного надзора нарушения требований земельного законодательства, надзор за соблюдением которых в соответствии с пунктами 3 - настоящего Положения осуществляют другие федеральные органы исполнительной власти, должностные лица органов государственного земельного надзора, выявившие такие нарушения, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения проинформировать посредством почтового отправления о выявлении указанных нарушений уполномоченный орган государственного земельного надзора для принятия мер.

Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт, в случае, если по результатам проведенной проверки указанными должностными лицами выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков не допускается.

24. При осуществлении государственного земельного надзора применяются типовые формы документов, утвержденные в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

25. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, имеют бланки документов с Государственным гербом Российской Федерации и наименованием соответствующего органа государственного земельного надзора, необходимых для осуществления государственного земельного надзора, и служебные удостоверения, формы (образцы) которых устанавливаются соответственно Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.


РЕШЕНИЕ

По жалобе на постановление

По делу об административном правонарушении

07.04.2014 года г.Киров

Судья Ленинского районного суда г.Кирова Новоселов О.Г.,

При секретаре Копыловой Н.Л., рассмотрев в помещении Ленинского рай­онного суда г.Кирова жалобу Моховой Т. Я. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Киров­ской области и Удмуртской Республике по делу об административном правона­рушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 23.11.2013 г. по жалобе на данное постановление,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об административном правона­рушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 23.11.2013 г. Мохова Т.Я. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

В суд поступила жалоба Моховой Т.Я. на указанное постановление, в которой она просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, указывая, что в связи с тем, что было вынесено решение от 25.11.2013 по факту жалобы от 25.11.2013, в которой выразила своё несогласие с Постановлением от Дата изъята № 05-10.4/116/09, по которому подверглась административному штрафу в размере 1000 рублей за административное нарушение ЗК – зарастание земельного участка. Но так как участок засеян многолетними культурными травами, один раз в сезон, в начале августа скашивает, не допускает созревания семян сорняков. Поэтому вред соседним участкам не наносит. На соседних участках растет борщевик Сосновского, с которым не борются, на ее участке борщевика нет, так как она его скашивает. При рассмотрении жалобы 25.11.2013, посмотрев в деле фотосъемку, сделанную инспектором Россельхознадзора от 30 июля 2013, поняла, что сфотографирован не ее участок. Протокол об административном правонарушении составлен в ее отсутствие. В постановлении и решении указано, что участок изначально не обрабатывался, но даже свидетель М. подтверждает, что участок около 6 лет не пахался, значит изначально обрабатывался. Имеет в собственности участок с 1993 года, сначала весь участок пахали и сажали картофель, а в настоящее время засеяли культурными многолетними травами и скашивает. На участке нет деревьев, кустарников, зарослей бурьяна и борщевика Сосновского. Просит решение Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской республики от 25.11.2013 пересмотреть.

В судебном заседании защитник заявителя - адвокат... Д.А. доводы жалобы поддержал, считает, что согласно ст. РФ все земли сельхоз назначения – это земли вне населенных пунктов. В кадастровом паспорте участка указано категория земель – земли населенных пунктов. Орган Россельхознадзора не может составлять протокол, так как земля не сельхоз назначения. Осматривался не тот участок, в решении указан последний № 40, а в кадастровом паспорте последний № 95. Номер 40 был присвоен при инвентаризации, сейчас с 2005 года на кадастровом учете состоит под № 95. В пункте 6 в кадастровом паспорте указан под № 95. В справке из администрации сельского поселения указан № 40. К тому же отличается и площадь участка. Этот земельный участок относится к землям населенных пунктов, здесь Россельхоснадзор не имеет право проводить проверки. Здесь имеет значение категория земель, а не вид использования.

Представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области... Л.В. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать. Суду пояснила, что учет земельных участков осуществляет кадастровая палата, сведения им предоставила администрации сельского поселения, документы о принадлежности из Росреестра не запрашивались. Все личные подсобные хозяйства относятся к землям сельхозназначения.

Представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области... Ю.А. пояснила, что данный земельный участок был осмотрен с представителем администрации Поломского сельского поселения... она указала этот земельный участок как участок Моховой. В администрации участок числится по № 40. Имеются противоречия между данными администрации и Росреестра. У них не было оснований не доверять администрации, в справке указано, что участок принадлежит Моховой и имеет номер 40. На момент осмотра на участке не было многолетних трав, как указывает заявитель. Они имеют право проводить проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Списки земельных участков для осуществления проверки предоставила администрация сельского поселения. Проверка осуществлялась из-за границ земельного участка, потому что они не могут ходить по участку. Проверка осуществлялась без собственников, по жалобе жителей. То, что данный участок принадлежит Моховой, сказала представитель администрации и местные жители. Осмотр был произведен, потом для составления протокола вызвана была Мохова. Собственников вызывали по данным о принадлежности, предоставленным администрацией.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав стороны, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Мохова Т.Я. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. (15 соток) с кадастровым № Номер изъят расположенным в дАдрес изъят. Согласно кадастрового паспорта земельного участка (п.9) земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. В (п. 10) указан вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.

Административный орган при осмотре земельного участка с учетным № 40, площадью 0,1761 га (17 соток) с кадастровым № Номер изъят расположенным в д.Адрес изъят обнаружил факт, указывающий на событие административного правонарушения, при этом составил акт.

Административный орган установил, что Моховой Т.Я. не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями, деревьями, кустарниками.

Постановлением № 05-10.4/116/09 от Дата изъята вынесенным ФС по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмурдской Республике Мохова Т.Я. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Свидетель... Р.В. суду пояснила, что работает в администрации с 2008 года. Участок Моховой Т.Я. выделялся для использования как личное подсобное хозяйство. В администрации есть копия постановления от 1993 года. Участок намерялся двухметровой линейкой, площадь была указана 15 соток. В 1996 году прошла инвентаризация, участку был присвоен № 40 и категория - земли сельхозназначения, площадь участка указана 17 соток, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство. В 2006 году Росреестр изменил кадастровый номер и присвоил номер 95 участку Моховой Т.Я. Площадь осталась 17 соток. Так как межевание не было проведено, то они располагают лишь данными от 1996 года, где он числится под № 40. Сравнили с данными публичной карты на сайте Росреестра, там участки те же, только номера другие присвоены. В 2013 году жители сельского поселения написали заявление, в котором указали, что участки, в том числе и участок Моховой Т.Я. не обрабатывается, что в результате приводит к засорению обрабатываемых участков. Россельхознадзор провел проверку, при осмотре участков она (свидетель) присутствовала. Участки смотрели приблизительно, границ участков не видно, они все сплошь заросли травой. При осмотре присутствовали жители деревни. Показала участок, ориентируясь по карте. Там стоит один дом, от него ориентировались, у Моховой по счету третий участок от дома. Никаких границ у участков нет, ни столбов, ни забора, определяли приблизительно. Данные, что этот участок под номером 40, дали такие данные и Россельходнадзору. Свои данные они не приводят в соответствие с данными Росреестра, т.к. нужно проводить инвентаризацию, но на это не выделяются средства. Свои данные сравнивают с данными публичной карты, видят, что участки по площади совпадают, пользуются номерами, присвоенными при инвентаризации 1996 года. Если собственники приносят новое свидетельство, то регистрируют под новым номером. Карта 1996 года, границы участков замерены линейкой.

В соответствии с частью 1 статьи 23.15 Кодекса органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли)

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, таким органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Т.е. указанный орган, имеет право на проверку и привлечение к административной ответственности только за нарушения на земельных участках, отведенных к землям сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с частью 2 статьи РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно пункту 1 статьи РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст. ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, принадлежащий Моховой Т.Я., относится к землям сельхозназначения. Поэтому довод представителя Моховой Т.Я. о том, что данный участок находится на территории населенного пункта и поэтому не может являться землей сельхозназначения, следует признать несостоятельным.

Как следует из кадастрового паспорта № Номер изъят земельного участка (п.9) земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. В (п. 10) указан вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.

Таким образом, данный земельный участок является земельным участком, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, ФС по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) - Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмурдской Республике, относящийся к системе вышеупомянутых государственных органов, был наделен полномочиями, как следует из части 1 статьи 23.15 Кодекса, пункта 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, и компетенцией по рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности гражданки Моховой Т.Я.

Однако проверка проводилась в отношении земельного участка площадью 17 соток с номером Номер изъят, тогда как земельный участок Моховой Т.Я. имеет площадь 15 соток и кадастровый номер Номер изъят. Исходя из материалов дела и показаний свидетеля, а также объяснений представителя заинтересованного лица следует, что местоположение осмотренного участка на местности определялось приблизительно, ориентиры отсутствовали. Сама Мохова Т.Я. в осмотре участия не принимала, что безусловно является нарушением ее права на защиту. Из материалов дела, таким образом, нельзя сделать однозначный вывод о том, что осматривался и составлялся акт именно на участок, принадлежащий Моховой Т.Я. В этой связи установленные на осмотренном участке нарушения не могут быть ей вменены. Данные земельного участка, указанные в обжалуемом постановлении, не соответствуют сведениям государственного кадастра недвижимости, что безусловно является основанием для его отмены. При этом суд не обязан и не вправе идентифицировать указанный в постановлении земельный участок, как участок, принадлежащий Моховой Т.Я., поскольку установление фактических обстоятельств дела является обязанностью органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении на стадии составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП.

Для привлечения землепользователя к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи РФ, административному органу необходимо доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: невыполнение землепользователем установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду; а также факт наступления неблагоприятных последствий в виде ухудшения качественного состояния земель в результате неправомерного бездействия землепользователя.

В соответствии с частью 3 указанной статьи КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Согласно п. 1 ст. РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

С учетом изложенного, Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Рос­сельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об ад­министративном правонарушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмурт­ской Республике от Дата изъята по жалобе на данное постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. , ч. 1 п. 3 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Рос­сельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об ад­министративном правонарушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмурт­ской Республике от Дата изъята по жалобе на данное постановление отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.Г.Новосёлов

Земля - главный ресурс аграрного производства. Наши читатели - руководители сельскохозяйственных предприятий, землепользователи и арендаторы земельных участков часто сталкиваются с вопросами и проблемами в земельных отношениях, возникающих между субъектами земельного права.

На наиболее актуальные вопросы аграрного права мы беседуем с руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Андреем Александровичем Лушниковым.

- Андрей Александрович, какие земли относятся к землям сельхозназначения?

К землям сельхозназначения относятся земли, расположенные за границами земель населенных пунктов и используемые для сельхозпроизводства. Площадь сельхозугодий, пригодных для использования на территории Курганской области, насчитывает около 4 млн га, из которых на данный период около 450 тыс. га переведены в залежь, то есть не используются более года для сельхозпроизводства.

Какие методы воздействия на нерадивых владельцев земель применяют специалисты Управления Россельхознадзора?

Только законные: в первую очередь принимаются меры предупредительного характера, т.е. выдача предписания без составления административного протокола и надзор за его исполнением. Эти меры применяются в случае, если земельный участок не использовался в период менее 1 года.

В случае неиспользования или использования земельного участка с нарушением земельного законодательства в период более 1 года принимаются меры административной ответственности, которые в настоящее время весьма существенны. Например, в отношении физического лица штраф от 20 до 50 тыс. руб., а в отношении юридического лица и того больше - от 400 до 700 тыс. рублей.

Кроме того, существует мера гражданской ответственности в случае причинения вреда почвам при использовании земельного участка с нарушением земельного законодательства (сума исчисляется из расчета 500 руб. за 1 м²).

В случае длительного неиспользования земель сельхозназначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства они изымались. Как часто это происходило? Сколько изъято участков в этом году?

В случаях длительного неиспользования или использования земельного участка с нарушением земельного законодательства России в течение трех и более лет подряд предусмотрена не только административная ответственность в виде штрафа, но и возможность изъятия у нерадивого собственника неиспользуемого земельного участка в судебном порядке.

В 2016 году Управление направило в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области два материала для решения вопроса о принудительном изъятии неиспользуемых земельных участков. За период с 2009 года по 1 полугодие 2016 г. нами направлено 12 таких материалов, по 9-ти из которых судом принято решение об изъятии земельных участков.

Еще в прошлом году были приняты изменения в порядок изъятия земельных участков из земель сельхозназначения. К примеру, увеличился минимальный штраф. Расскажите поподробнее.

С 2015 года штрафы за нарушение земельного законодательства увеличились в десятки раз, например, в отношении физических лиц минимальный штраф увеличился с 1000 до 20000 рублей, а максимальный - 50 000 рублей, в отношении должностных лиц соответственно с 2000 до 50000 и максимальный штраф - до 100 000 рублей.

И этот штраф должностное лицо должно платить из своего личного кармана, а не за счет предприятия, где он работает, так как за это предусмотрена уголовная ответственность. В отношении юридических лиц соответственно минимальный штраф увеличился с 40 000 до 400 000 рублей, и максимальный составляет 700000 рублей.

В то же время законодательством предусмотрена возможность уменьшения административного штрафа, но не более чем на 50% в зависимости от тяжести (последствий) совершенного правонарушения и материального положения виновных.

В Курганской области практикуется еще одна мера воздействия на нерадивых землевладельцев - увеличение земельного налога до 1,5 % от кадастровой стоимости неиспользуемого участка. Поясните, пожалуйста.

Налоговым Кодексом РФ ст. 394 установлены налоговые ставки для земельных участков в составе земель сельхозназначения в размере, не превышающем 0,3% от кадастровой стоимости, а для всех других категорий земель - 1,5 %.

Но для земельных участков сельхозназначения налоговая ставка в размере до 0,3% применима в случае использования данного участка по назначению, в противном случае при неиспользовании или использовании не по целевому назначению налоговая ставка может быть установлена в размере до 1,5% от стоимости участка.

По сведениям УФНС по Курганской области, данная мера уже применяется, например, за 2014 год по 25 материалам было доначислено налогов в размере 685,5 тыс. рублей. За 2015 год рассмотрено 72 материала, по результатам рассмотрения которых дополнительно доначислено налогов на сумму более 1 млн рублей.

3 июля 2016 года этого года был принят Федеральный закон, который внес дополнительные изменения в порядок изъятия земельных участков из земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства. Земельный участок может быть изъят в 3 случаях. Каких?

Принудительное изъятие предусмотрено в трех случаях. Во-первых, при неиспользовании земельного участка сельхозназначения в течение 3-х и более лет подряд. Во-вторых, при использовании земельного участка сельхозназначения не по целевому назначению (незаконное строительство объектов, размещение свалок ТБО, несанкционированные карьеры и т. д).

В-третьих, при использовании земельного участка сельхозназначения способами, приводящими к существенному снижению плодородия земель - снижение трех основных показателей плодородия земель - азота на 15 и более % и фосфора и калия на 25 и более %.

Внесены изменения и в порядок проведения проверок. Надзорный орган теперь не зависит от непосредственного присутствия представителя юридического лица или предпринимателя?

Да, сейчас непосредственное присутствие представителя юридического лица или предпринимателя при проведении проверки не обязательно. Но эта норма действует при соблюдении двух обстоятельств (условий). Во-первых, это должна быть проверка, в ходе которой проверяется соблюдение только требований земельного законодательства РФ.

То есть проверка соблюдения иных требований, не относящихся к сфере земельных отношений, по прежнему не может быть проведена без присутствия представителя юридического лица или предпринимателя. Во-вторых, данное требование применимо только в случае надлежащего уведомления о дате, времени и месте проведения проверки.

Участок изымается сразу после выявления нарушения или землевладельцу даётся возможность исправить нарушения? За какой срок?

Земельный участок принудительно может быть изъят у собственника при наличии четырех обязательных условий: 1) наличие факта неиспользования или использования земельного участка с нарушением законодательства РФ, доказанного надзорным органом; 2) привлечение правообладателя земельного участка к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере земельных отношений; 3) обязательное заблаговременное предупреждение о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае не устранения нарушений в установленный предписанием срок; 4) неисполнение предписания в установленный срок. Что касается срока, в течение которого предписание должно быть исполнено, то максимальная его продолжительность не может превышать 1 год.

- Какие штрафы ожидают нерадивых хозяев?

Кроме увеличения размеров штрафов, на которые мы уже обратили внимание, следует сказать, что при неиспользовании земельного участка сельхозназначения размер штрафа зависит от кадастровой стоимости неиспользуемой части земельного участка и составляет для физических лиц до 0,5 % от данной стоимости, но не менее 3000 рублей. Для должностных лиц соответственно до 1,5 %, но не менее 50000 рублей и для юридических лиц - до 10 %, но не менее 200000 рублей.

- В каком случае административный штраф можно заменить на предупреждение?

Параллельно законодатель наряду с ужесточением штрафных санкций предусмотрел не возможность, а именно обязанность замены штрафа на предупреждение. Но эта норма действует только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса и их работников в случае, если правонарушение совершено впервые и оно не причинило вред окружающей среде.

Еще одно новшество - введение понятия 30-километровой зоны, на которой нельзя менять вид разрешенного использования земельного участка на иной вид. Что это значит?

Это значит, что земельные участки в составе земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут быть использованы кроме как для ведения сельского хозяйства. Виды разрешенного использования земельных участков, связанные с ведением сельского хозяйства, определены классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 540 в декабре 2014 года.

Этот список является исчерпывающим и содержит 18 видов. Сюда не входят земельные участки, предназначенные для ведения дачного или личного подсобного хозяйства, а также садовые земельные участки.

Следовательно, сейчас изменить вид разрешенного пользования земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в 30-ти километровой зоне от ближайшего сельского населенного пункта на иной вид, кроме как для сельхозпроизводства, невозможно.

Как, на ваш взгляд, повлияют на ситуацию с оборотом земель сельхозназначения в регионах такие изменения в законодательстве?

Дать однозначный ответ на поставленный Вами вопрос не возможно, но необходимо сказать следующее. Начиная с 2015 года, в связи с внесенными изменениями в земельное законодательство РФ, значительно возросло количество отказников от прав на земельные участки, особенно со стороны физических лиц.

Если ранее это были единичные случаи, то за 2015 год более 25 000 га земель сельхозназначения находится в собственности физических лиц и были подвержены процедуре отказа. В 2016-2017 годы эта тенденция будет с каждым годом нарастать и главным образом не только из-за увеличения штрафных санкций, но и ввиду увеличения земельного налога, который за 2016 год увеличится более чем в 3-4 раза (за счет увеличения кадастровой стоимости).

А это значит, что для физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, доходы, полученные ими от аренды земельных участков, не будут перекрывать даже размер налоговых отчислений, а, следовательно, ни о каких доходах не может идти речи.

Но, как у нас говорят, нет худа без добра. Если раньше в советский период ввиду интенсивного распахивания земель катастрофически не хватало пастбищ и сенокосов, из-за которых люди буквально дрались, то сейчас всего в избытке, следовательно, необходимо заинтересовать население ведением животноводства, особенно в частном подворье.

В конечном итоге нам необходимо определиться в количестве сельхозугодий, необходимых для ведения сельского хозяйства с целью удовлетворения потребностей населения и экспортных поставок зерна. Затем провести новое землеустройство и продумать вопрос использования высвободившихся земель на долгосрочную перспективу. Главный арбитр в этом вопросе - время, оно точно покажет все положительные и отрицательные стороны наших действий.

Подготовила Вера Макарова, пресс-секретарь

Управления Россельхознадзора по Курганской области

Случайные статьи

Вверх