Порядок проведения земельного контроля. Органы, осуществляющие Государственный земельный контроль за использованием и охраной земель

Время чтения: 6 минут

В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

Понятие надзора

Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

  • организацию и проведение проверок;
  • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
  • анализ текущей ситуации;
  • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

Уполномоченные органы и поднадзорные лица

Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2020 году:

  • Росреестр;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

  • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» .

Методы осуществления контроля

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Процедура осуществления контроля

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

  • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
  • необходимости проверки выполнения предписаний;
  • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъекты общественного надзора

Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Выводы

Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями. В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности. Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Обеспечению исполнения земельного законодательства, а также условий индивидуальных земельно- правовых документов в части предупреждения и борьбы с правонарушениями служит функция государственного контроля за использованием и охраной земель, или государственного земельного контроля.

Различают четыре формы земельного контроля:

  • государственный,
  • муниципальный,
  • общественный и производственный

Контроль за исполнением и соблюдением земельного законодательства в широком смысле включает деятельность, направленную на оценку соответствия поведения субъектов требованиям права . В этом смысле земельный контроль входит в содержание обязанности собственников, владельцев, пользователей обеспечить соответствие собственного поведения требованиям земельного законодательства и индивидуальных разрешительных документов. Такая форма контроля, применяемая к юридическим лицам- землепользователям, получила название производственного контроля.

Производственный земельный контроль обеспечивается путем проведения юридическими лицами добровольно, собственными силами инициативных мероприятий по организации проверки соблюдения земельного законодательства в процессе землепользования. Он распространяется только на действия данного юридического лица и членов его коллектива по отношению и закрепленному за ним земельному участку и направлен на обеспечение соблюдения земельного законодательства и внутренних правил землепользования.

Производственный контроль включает организацию внутренних текущих и периодических проверок, экспертиз и аудита .

Выявленные в результате производственного контроля недостатки служат основанием для внесения коррективов в организацию землепользования и хозяйственной деятельности. В случае квалификации производственных действий как правонарушений применяются меры дисциплинарной и материальной ответственности органами управления производством. Решения производственных контрольных органов, вынесенные в законном порядке, имеют обязательную силу и охраняются законом . Проведение производственного контроля регулируется правилами внутреннего распорядка.

В целях организации производственного контроля на предприятиях по мере необходимости могут создаваться специальные службы, либо определенными полномочиями наделяются соответствующие сотрудники предприятия. Применительно к деятельности, связанной с обеспечением рационального использования и охраны земель, субъекты хозяйственной и иной деятельности в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды » и ст. 73 ЗК обязаны представлять сведения и отчеты об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления , осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль. Организация внутреннего производственного контроля — важная мера самодисциплины и повышения эффективности земельного законодательства.

Вместе с тем организации производственного контроля недостаточно для обеспечения соблюдения земельного законодательства. В силу психологических причин землепользователи не способны объективно и в достаточной степени проконтролировать собственное поведение и добровольно принять меры к его исправлению, особенно если это затрагивает их финансовые и материальные интересы. С технической, организационной и материальной сторон отдельные землепользователи не всегда способны обеспечить собственными силами организацию некоторых форм современного контроля, например мониторинга природных объектов. Без создания специальных внешних организационных структур невозможно обеспечить единство контрольных действий, их координацию, анализ и оценку. Наконец, борьба с правонарушениями требует внешнего вмешательства.

Роль необходимого в этом случае внешнего независимого контроля играет государственный контроль. Задача и содержание государственного земельного контроля, система органов, отвечающих за его осуществление, их полномочия специально определены в Земельном кодексе, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Федеральном законе «О мелиорации земель», Гражданском, Лесном и Водном кодексах, а также в подзаконных актах.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Объектами госземконтроля выступают действия всех субъектов земельного права — физических и юридических лиц, связанные с осуществлением прав собственности , владения, пользования, аренды земельных участков, мероприятий по обеспечению их рационального использования и охраны. В качестве самостоятельного объекта госземконтроля выступают действия должностных лиц, выполняющих функции по приватизации и предоставлению земель, оформлению и регистрации прав на земельные участки и другие управленческие функции.

Полномочия органов государственного земельного контроля распространяются на все земли в пределах территории РФ независимо от форм собственности , правового режима и целевого назначения. Решения государственных контрольных органов обязательны для исполнения. Одновременно за землепользователями сохраняется право оспорить решение, затрагивающее их права и интересы, в административном и судебном порядке.

Для осуществления госземконтроля в РФ учреждена система исполнительных органов, наделяемых необходимыми полномочиями и образующих систему специально уполномоченных государственных органов госземконтроля. Госземконтроль осуществляется как федеральными органами, так и органами исполнительной власти субъектов РФ .

В систему федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль за использованием и охраной земель, входят Росземкадастр, МПР России, Департамент санэпиднадзора Минздрава России, а также Госстрой России. Эти органы обладают как общей, так и специальной, отражающей специфику их деятельности, компетенцией. Так, перечисленные ведомства обладают общими для всех полномочиями по организации проверок качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений, внесению предложений о консервации земель. Они также имеют право принимать меры к устранению нарушений земельного законодательства, участвуют в согласовании градостроительной документации. Дополнительно к этому Росземкадастр специально уполномочен контролировать соблюдение отдельных требований земельного законодательства: режим использования земель в соответствии с целевым назначением, недопущение самовольного занятия земельных участков. Он также следит за своевременной рекультивацией нарушенных земель, своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почв и других негативных изменений, соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, установлением и сохранностью межевых знаков. Руководитель Росземкадастра наделяется контрольными полномочиями по организации и осуществлению госземконтроля.

МПР России в дополнение к общим контрольным полномочиям контролирует соблюдение земельного законодательства в части охраны земель. В частности, Министерство контролирует выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности, соблюдение экологических норм при разработке новой технологии и материалов для обработки почв, требований по предотвращению захламления земель, загрязнению почв сточными водами,"минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами, соблюдение режима использования особо охраняемых земель, выполнение мероприятий, по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы и др. Департамент санэпиднадзора Минздрава России осуществляет государственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков.

В зависимости от целей и времени государственного контроля относительно контролируемого действия различают: предупредительный, текущий и последующий государственный контроль.

Предупредительный контроль осуществляется на этапе проектирования и планирования деятельности, связанной с использованием земель и воздействием на состояние земель, и нацелен на предупреждение возможных нарушений земельного законодательства в процессе реализации проекта. К видам предупредительного контроля относятся различного рода государственные экспертизы, лицензирование видов деятельности и сертификация используемых в хозяйственной деятельности технических средств, технологий и веществ.

В процессе реализации деятельности, связанной с землепользованием и воздействием на состояние земель, осуществляется текущий контроль. Его задача — регулярные проверки хозяйственной и иной деятельности на предмет ее соответствия требованиям земельного законодательства и условиям индивидуальных разрешительных документов. Текущий контроль осуществляется при помощи инспектирования объектов землепользования и хозяйственной деятельности, а также мониторинга земель.

Последующий государственный контроль подразумевает действия государственных контрольных органов и уполномоченных лиц по оформлению правонарушений и привлечению совершивших их лиц к юридической ответственности . Последующий контроль — логическое продолжение инспекционных проверок и мониторинга земель в том случае, если в процессе их осуществления обнаружены нарушения земельного законодательства и.условий индивидуальных разрешительных документов. Последующий контроль направлен на прекращение правонарушения и восстановление правопорядка . Последующий государственный контроль прямо связан с применением к правонарушителям мер юридической ответственности. Соотношение обнаруженных правонарушений и примененных к правонарушителям мер юридической ответственности служит одним из критериев определения эффективности законодательства. Общественный контроль заключается в полномочиях и деятельности органов территориального общественного самоуправления, других общественных организаций контролировать соблюдение порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также соблюдение требований использования и охраны земель. В отдельных случаях общественным организациям и гражданам предоставляются полномочия по осуществлению внешнего, независимого контроля за землепользованием в целом, ведущегося параллельно или дополнительно к государственному. К примеру, допускается проведение общественной эАо-логической экспертизы. Однако компетенция и спектр полномочий общественных организаций в области контроля по сравнению с государственными органами существенно ограничен. Так, общественные организации и граждане, по общему правилу, не имеют права инспектировать объекты землепользования, требовать от землепользователей предъявления документов для экспертизы, осуществлять лицензирование, давать обязательные для исполнения землепользователями предписания до тех пор, пока эти полномочия не будут им переданы. Особое место в системе общественного контроля занимает контроль, осуществляемый внештатными общественными инспекторами, которые на основании полученных государственных удостоверений имеют право выполнять инспекционные проверки землепользования. Особыми контрольными полномочиями обладают профсоюзы , которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», имеют более широкие, чем другие общественные организации, полномочия с условием, что они распространяются только на вопросы охраны окружающей среды, в том числе земель, в связи с трудовой деятельностью членов данного профсоюза.

Если в действиях правонарушителя имеются признаки дисциплинарного проступка, уголовного преступления или административного правонарушения , рассмотрение которых не входит в компетенцию инспектора, то он может направить дело в соответст- -вующую инстанцию.

На инспекторов возлагается обязанность своевременно применять меры к нарушителям земельного законодательства. В случае необходимости они имеют право обращаться в органы внутренних дел за оказаниемЛпомощи по пресечению действий правонарушителей, препятствующих законному выполнению инспекционных функций. Учитывая известную опасность выполняемой работы, инспекторам госземконтроля разрешается в установленном порядке ношение огнестрельного оружия . Стороны, участвующие в госземконтроле, несут взаимную ответственность. Предусмотрено, что должностные и физические лица , препятствующие государственному контролю за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия и насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, несут установленную законодательством ответственность. В свою очередь должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, а также за объективность материалов проведенных проверок.

Действия инспекторов могут быть оспорены в порядке обращения с жалобами на их действия и решения вышестоящему должностному лицу или в суд .

Мониторинг земель

Принятие адекватных и эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель. Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвен-но- геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Это — одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля. Его данные используются для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования и тем самым служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Постоянные обследования почв позволяют контролировать процесс землепользования и тем самым выполнять задачи текущего контроля. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, тем самым выявляя правонарушения , связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель, а данные мониторинга служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Помимо задач по выявлению изменений состояния земель, оценки и прогноза мониторинг обеспечивает научно обоснованной информацией государственные органы и других заинтересованных лиц, которая затем используется для ведения государственного земельного кадастра, организации землепользования и проведения землеустройства. Сведения мониторинга также служат источником информации для граждан о состоянии окружающей среды в части состояния земель (ст. 67 ЗК).

Смысл мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов, происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Государственный мониторинг может быть федеральным, региональным и локальным в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории .

На федеральном уровне осуществление мониторинга земель возложено на Госземкадастр, Росгидромет и МНР России при участии заинтересованных министерств и ведомств.

Мониторинг земель — составная часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности , целевого назначения и характера использования. Это означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда, где и когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

В содержание мониторинга входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям. В процессе мониторинга изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Наблюдение также ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Полученные результаты накапливаются в архивах и базах данных автоматизированной информационной системы, ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.

Государственные экспертизы и другие меры контроля

Целям предупреждения возможных нарушений физическими и юридическими лицами законодательства в процессе хозяйственной и иной деятельности, недопущения деградации и ухудшения качества земель служат такие меры государственного земельного контроля , как государственные экспертизы проектов и лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизм экспертиз призван определить на этапе планирования проекта, будет ли обеспечено исполнение требований законодательства в процессе его реализации. Такой подход основан на понимании того, что предупреждение правонарушений и их негативных последствий всегда связано с меньшими издержками, чем их устранение.

Проведение экспертиз проектов как механизм предупредительного контроля особенно за хозяйственной деятельностью получает в настоящее время широкое распространение. Нередко особенно в случаях осуществления крупных хозяйственных мероприятий — строительства промышленных объектов, разработки и утверждения градостроительной документации, программ развития отраслей экономики , освоения месторождений, других видах природопользования, проект подвергается нескольким государственным экспертизам. По отношению к сложным многокомпонентным проектам, которые реализуются в несколько этапов, экспертизы могут проводиться на каждом этапе и по отдельным компонентам.

В тех случаях, когда проект связан с предоставлением и использованием земельного участка, предусматривается проведение государственной экспертизы землеустроительной документации. Объектом экспертизы выступают программы, схемы и проекты в части использования земельного участка. Это — своего рода ведомственная, отраслевая экспертиза, проведение которой возложено на Росземкадастр, его территориальные органы.

Государственная экспертиза землеустроительной документации проводится по каждому проекту при решении вопросов о размещении промышленных и иных объектов, строительстве новых объектов на предоставленном земельном участке, проведении межеваний земельных участков, в том числе в процессе разработки проектов черты поселений, зонировании в городах, подготовке генеральной схемы землеустройства территории РФ, схем землеустройства территорий субъектов РФ , муниципальных образований , проектов внутрихозяйственного и территориального землеустройства. Проекты и иные документы оцениваются на предмет соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям, включая требования по обеспечению рационального использования и охраны земель.

Соответствие документации требованиям земельного законодательства проверяется также в процессе экологической экспертизы, задача которой — предупредить возможные неблагоприятные воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе землю.

Землепользование по проектам, не прошедшим экологическую экспертизу или получившим отрицательное заключение, подлежит приостановлению по решению должностных лиц госземконтроля.

Соотношение землеустроительной и экологической, равно как и других, экспертиз недостаточно ясно определено законодательством. В частности, ни Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»2, ни земельное законодательство не определяют, в какой последовательности должны проводиться соответствующие экспертизы. Известно лишь, что землеустроительный проект подлежит экологической экспертизе. Однако неясно, должна ли государственная экспертиза землеустроительной документации предшествовать экологической и должны ли документы предшествующих экспертиз быть рассмотрены последующими экспертизами. Наконец, остается нерешенным вопрос о том, что делать, если одна экспертная комиссия дает положительную, а другая отрицательную оценку. Законодательство либо вообще не дает разъяснений на этот счет, либо содержит расплывчатые формулировки. Статья 29 Градостроительного кодекса РФ, например, предусматривает, что заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации должно быть основано на заключениях государственной экологической экспертизы, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, специально уполномоченных органов охраны памятников культуры, управления государственным фондом недр и др.

Своего рода мерой косвенного предупредительного контроля за землепользованием является механизм регистрации пестицидов и агрохимикатов, применяемых при землепользовании. При помощи регистрации обеспечивается соблюдение требований земельного законодательства по недопущению порчи и других видов загрязнения земель, предупреждение нарушений земельного законодательства в части охраны земель от неблагоприятных воздействий.

В соответствии с установленным порядком в данной области пестициды и агрохимикаты, поступающие в оборот, подлежат регистрации в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов. Регистрация означает, что их последующее применение при землепользовании разрешено1. Регистрации предшествует проведение государственной экологической, токсиколого-гигиенической экспертизы пестицидов и агрохимикатов.

Регистрация действует максимально 10 лет и удостоверяется регистрационным свидетельством. Зарегистрированные пестициды и агрохимикаты применяются при помощи специальной техники и оборудования.

  • Глава I.1. Образование земельных участков
  • 11. Право собственности на землю: формы, виды, содержание, основания возникновения.
  • 12. Государственная собственность на землю
  • 2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
  • 13. Муниципальная собственность на землю
  • 14. Порядок разграничения государственной собственности на землю
  • Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-фз "о разграничении государственной собственности на землю"
  • 15. Право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц
  • 16. Понятие и классификация ограниченных прав на земельные участки
  • 17. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 19. Аренда земельных участков
  • Основные признаки аренды земель:
  • Особенности аренды земельных участков:
  • Основания прекращения договора аренды земельного участка
  • 20. Право безвозмездного пользования земельным участком
  • 21. Оборотоспособность земельных участков
  • 1.2.2. Оборотоспособность земельных участков
  • 22. Ограничения прав на земельные участки
  • 23. Общая характеристика оснований возникновения прав на земельные участки
  • Основания возникновения права собственности на землю
  • Основания приобретения земельных участков в собственность:
  • Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении
  • Переход права собственности на земельные участки по наследству
  • Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение
  • 24. Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на земельные участки Основания прекращения права собственности на землю
  • Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам
  • Отказ собственника от права собственности на земельный участок
  • Принудительное изъятие у собственника его земельного участка
  • 25. Особенности совершения сделок с земельными участками
  • Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • 1) Правительством рф, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
  • 2) Органом государственной власти субъекта рф, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта рф, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • 3) Органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  • 27. Случаи и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов.
  • 28. Случаи использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков
  • 32. Оформление прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений
  • Выкуп земли собственниками зданий, строений и сооружений, находящихся на данных земельных участках.
  • 33. Отказ от прав на земельный участок
  • 34. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
  • Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
  • С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
  • Ходатайство об изъятии земельного участка:
  • Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • 35. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 г. Москва "о некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"
  • 36. Основания и порядок принудительного изъятия земельных участков в связи с ненадлежащим использованием земельных участков
  • Изъятие земельного участка по решению суда
  • В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:
  • Временное изъятие земельного участка (реквизиция)
  • Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • 37. Система и полномочия органов государственной исполнительной власти в сфере земельных отношений
  • Компетенция органов государственной власти в области регулирования земельных отношений
  • Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
  • 38. Функции государственного управления в области использования и охраны земель
  • Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
  • Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:
  • Функции управления в области использования и охраны земель
  • 40. Землеустройство
  • Организация и порядок проведения землеустройства
  • Основные землеустроительные действия:
  • 41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
  • 42. Мониторинг земель
  • Содержание государственного мониторинга земель:
  • Задачи государственного мониторинга земель:
  • Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
  • 43. Плата за землю: виды, порядок, юридическое значение
  • Формы платы за использование земли:
  • Земельный налог
  • Налогоплательщики (ст. 388 нк рф):
  • Объект налогообложения (ст. 389 нк рф):
  • Арендная плата за землю
  • 44. Оценка земельных участков: виды, порядок, юридического значение. Правовые основы оценки земель
  • 45. Государственный кадастровый учет земельных участков.
  • 46. Государственная регистрация прав на земельные участки. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
  • Правовая основа государственной регистрации прав на землю:
  • Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • Порядок государственной регистрации прав на земельный участок:
  • В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • Виды документов
  • Юридическая сила
  • Утрата документов
  • 47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.
  • Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:
  • Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
  • Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)
  • Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)
  • 48. Виды и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
  • 49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель
  • Виды правового режима земель:
  • Элементы правового режима земель:
  • Единство и дифференциация правового режима земель
  • 50. Деление земель на категории: содержание, юридическое значение. Категории земель
  • 51. Зонирование как способ установления правового режима земель и земельных участков. Разрешенное использование земельных участков.
  • 52. Правовой режим земельного участка: понятие, содержание
  • Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
  • Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • 54. Правовой режим сельскохозяйственных угодий
  • 55. Правовой режим земель населённых пунктов
  • 57. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов
  • 58. Правовой режим земель лесного фонда
  • 59. Общая характеристика правового режима земель водного фонда Понятие и общая характеристика земель водного фонда
  • 60. Правовой режим земель запаса. Соотношение земель с фондом перераспределения земель
  • 47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.

    Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:

        государственный земельный надзор;

        муниципальный земельный контроль;

        общественный земельный контроль.

    Государственный земельный надзор

    Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)

    Государственный земельный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органовисполнительной власти , направленная на:

        предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями игражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и

        систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

    См. также Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре".

    Органами, осуществляющими государственный земельный надзор, являются:

      1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (см. Положение );

        Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (см.Положение );

        Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (см. Административный регламент ).

    Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)

    Муниципальный земельный контроль - деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ и субъекта РФ, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.

    Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    О порядке взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".

    Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)

    Общественный земельный контроль - деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.

    Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с 71 статьей Земельного кодекса РФ и положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. № 689 установлен порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

    Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

    Положение разграничивает компетенцию следующим образом:

    Контроль за земельными участками как объектами гражданских прав - исключительная сфера деятельности Росреестра;

    Контроль за землей как природным объектом (по сути, экологический контроль) закреплен за Росприроднадзором и Россельхознадзором.

    Государственный земельный контроль проводят в форме проверок в соответствии с планами, утвержденными в установленном порядке, на основании предписания руководителя органа, осуществляющего государственный земельный контроль.

    Основой проведения контроля является деятельность инспектор­ских служб соответствующих органов. Инспекторы госземконтроля и иные должностные лица, осуществляющие контроль, наделены доста­точно широкими полномочиями в сфере своей деятельности.

    Упомянутым выше Положением о госземконтроле приведен ис­черпывающий перечень прав и обязанностей инспекторов разных ран­гов. Установлены правовые формы осуществления госземконтроля и порядок его информационного обеспечения.

    Помимо государственного земельного контроля законодательст­вом предусмотрены и иные его формы, такие как муниципальный, об­щественный и производственный.

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

    а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

    б) порядка переуступки права пользования землей;

    в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

    г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

    д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

    е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

    ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

    а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

    б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

    в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

    г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

    д) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

    Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:

    а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

    б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

    в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

    Государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право:

    а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

    б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

    в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;

    г) составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответствен мости;

    д) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;

    е) носить форменную одежду.

    Должностные лица, осуществляющиеe государственный земельный контроль, имеют бланки документов с Государственное гербом Российской Федерации и наименованием соответствующего специально уполномоченного органа, необходимых для осуществления государственного земельного контроль и служебные удостоверения, формы которых устанавливаются соответствующими специально уполномоченными органами.

    Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

    Внеплановые проверки проводятся:

    для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;

    в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

    Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

    Должностные лица Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальных органов, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются:

    а) руководительФедеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии,- главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;

    б) заместитель руководителяФедеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и руководитель структурного подразделения Росреестра, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного контроля, заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;

    в) специалисты структурного подразделения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографиик сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного контроля, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;

    г) руководители территориальных органов Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии- главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

    д) заместители руководителей территориальных органов и руководители структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, - заместителями главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

    е) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, -государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

    ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, - главными государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель;

    Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами, осуществляющими государственный геологический контроль, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, осуществляют государственный земельный контроль в соответствии с установленными пунктом 4 настоящего Положения полномочиями.

    Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений, осуществляют государственный земельный контроль в соответствии с установленными пунктом 5 настоящего Положения полномочиями

    Земельный контроль - материалы проверки представляют собой пакет документов, составляемых в ходе и по результатам проведения проверки соблюдения земельного законодательства. Об особенностях земельного контроля и документах, оформляемых по его итогам, и расскажет предлагаемая нами статья.

    Земельный контроль — правовые аспекты

    Согласно статье 71 ЗК РФ, государственный земельный контроль (надзор) — это совокупность мероприятий, проводимых в целях исследования соблюдения норм ЗК РФ, условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства. Проводится земельный контроль в форме надзора (статья 71 ЗК РФ), в рамках которого сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей, а также в виде обследования (статья 71.2 ЗК РФ), предполагающего дистанционное наблюдение и анализ деятельности владельцев земли.

    Статья 72 ЗК РФ также наделяет правом проводить контрольные мероприятия в отношении землепользователей органы местной власти. Порядок контроля и полномочия таких органов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в каждом регионе самостоятельно. При этом их сотрудники, согласно пунктам 5 и 6 статьи 72 ЗК РФ, вправе лишь выявлять допущенные нарушения законодательства и составлять акты об обнаруженных нарушениях. Копии составленных актов подлежат направлению в течение 5 дней в федеральные органы, осуществляющие земельный надзор, для их проверки и принятия решения о привлечении виновных лиц к ответственности (применение мер административного воздействия на землепользователей не входит в компетенцию местной власти).

    Надзорные органы и их компетенция

    Разграничение компетенции надзорных органов проводится согласно положению, принятому постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 02.01.2015 № 1 (далее — Положение), согласно пунктам 2-5 которого контрольные мероприятия вправе проводить:

    1. Росреестр, проводящий проверки, касающиеся:
      • соблюдения целей использования земли, наличия правомочий лиц, владеющих участками, пресечения самовольного строительства и иного незаконного использования земель;
      • законности предоставления участков органами власти в собственность или аренду гражданам и организациям, наличия и правильности оформления правоустанавливающих документов на землю;
      • приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования (контроль за сносом самостроя, рекультивацией земель и т. д.).
    2. Россельхознадзор, следящий за соблюдением:
      • требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
      • правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
      • обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.
    3. Росприроднадзор, контролирующий соблюдение:
      • требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
      • режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
      • обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
      • требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.

    Обследование земельных участков

    Порядок обследования и перечень документов, составляемых по его итогам, определен правилами, введенными в действие постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 18.03.2015 № 251 (далее — Правила). Согласно пункту 2 Правил, административное обследование предполагает систематическую работу, направленную на изучение состояния и методов пользования землей. Обследование проводится путем изучения документации о земельном участке, его владельцах и разрешенном режиме пользования (наличии ограничений, запретов и т. д.), а также сопоставления полученной информации с данными визуального наблюдения, результатами аэрофотосъемки и различных видов исследований (агрохимического, почвенного, токсикологического и пр.).

    Проведение обследования не требует какого-либо согласования и предварительного оповещения владельцев земель, так как в ходе него не осуществляется взаимодействие инспекторов с правообладателями объектов земельных отношений. Проводится данная процедура, согласно пункту 7 Правил, преимущественно в отношении наиболее ценных земель, востребованных в гражданском обороте. Также особое внимание уделяется сельхозугодиям, используемым для селекционного животноводства и семеноводства.

    Оформление результатов обследования

    Согласно пунктам 8 и 11 Правил, при отсутствии нарушений со стороны землепользователей проверяющий орган составляет соответствующее заключение. При этом повторное обследование такого участка не допускается в течение 2 лет, а плановая проверка, согласно пункту 10 Правил, не может проводиться в течение 3 лет с момента проведения обследования.

    В случае обнаружения специалистами, проводившими обследование, правонарушений готовится акт, в котором помимо информации об участке указываются способы проведения обследования в конкретном случае, а также перечисляются выявленные нарушения. Сам по себе такой акт не является основанием для привлечения к ответственности, однако в силу пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ служит поводом для проведения внеплановой проверки со стороны контролирующих органов.

    Важно также помнить, что осуществлявший обследование орган власти, согласно пункту 12 Правил, обязан в течение 10 дней после проведения проверки опубликовать на своем ресурсе в интернете акт обследования либо заключение об отсутствии нарушений на обследованном участке.

    Проверки землепользователей

    Основной формой контроля соответствия деятельности землепользователей законодательству является, согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ, проведение плановых или внеплановых проверок. Порядок их проведения регламентируется нормами ЗК РФ, упомянутого выше Положения, а также закона «О защите…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

    Согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ, в рамках проведения проверок сотрудники надзорных органов имеет право письменно запрашивать у землепользователей информацию (документы):

    • о правах на земельные участки и имеющиеся на них объекты;
    • владельцах участков,
    • характере и видах осуществляемой производственной и иной хозяйственной деятельности;
    • пределах разрешенного использования земли;
    • иные сведения, относящиеся к предмету проверки.

    В случае необходимости при предъявлении удостоверения и копии соответствующего документа (приказа о проведении проверки) уполномоченные сотрудники вправе осуществлять осмотр как самостоятельно, так и с привлечением специалистов в целях уточнения соответствия фактической деятельности землепользователей сведениям, обозначенным в правоустанавливающих документах, и требованиям законодательства.

    Срок проведения проверки, согласно статье 13 ФЗ № 294, не может превышать 20 дней. Его продление допустимо лишь в случаях необходимости проведения сложных экспертных исследований, но допускается оно также не более чем на 20 дней.

    Важно помнить, что каждая из 3 надзорных служб, согласно пункту 8 Положения, готовит отдельный план проверочных мероприятий, поэтому проверки по предмету надзора каждой из них не синхронизируются и могут проходить в разное время.

    Не знаете свои права?

    Плановые проверки

    Согласно части 4 статьи 9 ФЗ № 294, контролирующими органами осуществляется ежегодное планирование проверочных мероприятий. Сведения о планируемых проверках общедоступны и размещаются на сайте Генпрокуратуры РФ не позднее 31 декабря года, предшествующего плановому периоду.

    В плане указываются:

    • наименования проверяемых организаций;
    • основания и цели осуществления контрольных мероприятий;
    • даты начала и общие сроки проверки;
    • наименование органа, проводящего проверку (если она совместная — всех осуществляющих ее органов).

    О предстоящем контрольном мероприятии, согласно требованиям части 12 ФЗ № 294, землепользователь должен быть уведомлен письменно (в бумажном или электронном виде) за 3 дня до его начала.

    Согласно части 2 статьи 9 ФЗ № 294, плановые проверки каждой из служб не должны проводятся чаще, чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении землепользователей, согласно пунктам 4(1), 5(1), 10(1) Положения, каждой из надзорных служб применяется система определения рисков, в рамках которой землепользователю может быть присвоена умеренная или средняя категория вероятности допущения нарушений, на основании которой и определяется частота проведения проверок. При наличии средней степени риска проверки проводятся 1 раз в 3 года, умеренной — 1 раз в 5 лет. Категории риска присваиваются решениями соответствующих надзорных служб на основании приложений № 1 и 2 к Положению.

    ВАЖНО! В силу требований пунктов 4(3), 10(4) Положения плановые проверки не проводятся, если в отношении землепользователя категория риска не установлена.

    Внеплановые проверки

    Проведение внеплановой проверки допустимо только при наличии веских оснований, перечень которых является исчерпывающим и содержится в пункте 6 статьи 71.1 ЗК РФ, а также статье 10 ФЗ № 294.

    В частности, надзорные органы вправе принять решение о проведении такой проверки в случае:

    • неисполнения в установленный срок предписания надзорного органа, выданного по результатам предыдущей проверки (как плановой, так и внеплановой);
    • поступления жалоб, заявлений или иной достоверной информации о наличии нарушений со стороны землепользователя;
    • выявления в ходе обследования признаков нарушения земельного законодательства;
    • заявления самого землепользователя о выдаче ему лицензии или наделении его специальным статусом;
    • возникновения угрозы или нанесения вреда людям, растениям, животным, памятникам, безопасности государства, правопорядку либо осуществления землепользователем деятельности, создающей вероятность возникновения чрезвычайных происшествий, аварий;
    • непредставления в срок декларации об использовании участка, полученного по договору безвозмездного пользования на Дальнем Востоке (часть 23 статьи 8 закона «Об особенностях…» от 01.05.2016 № 119-ФЗ);
    • наличия у надзорных органов сведений об использовании сельхозугодий не по назначению в течение 3 лет (пункт 16 статьи 6 закона «Об обороте…» от 24.07.2002 № 101-ФЗ).

    Внеплановая проверка может быть как документальной, то есть проводиться путем направления запросов и получения необходимых документов и сведений от владельца участка, так и выездной, в рамках которой проводится непосредственный осмотр земельного участка.

    Уведомление о проведении проверки

    При принятии решения о проведении внеплановой проверки оно, согласно части 9 статьи 10 ФЗ № 294, должно быть согласовано с местными органами прокуратуры. Согласование такого решения производится в день его поступления в местный орган прокуратуры.

    Предмет согласования — соблюдение таких требований законодательства о проведении проверок, как наличие необходимых оснований и контрольных полномочий у надзорного органа и правильность оформления соответствующего решения о проведении проверки.

    О предстоящей проверке, согласно части 16 статьи 10 ФЗ № 294, землепользователь должен быть уведомлен любым доступным надзорному органу способом не позднее чем за сутки до начала контрольных мероприятий. Однако стоит помнить, что проведение проверки допустимо и без предварительного информирования землепользователя, если на участке причиняется (или уже причинен) вред здоровью людей, животных, растений, природе, памятникам, либо в результате деятельности имеется вероятность возникновения аварий и ЧС (часть 17 статьи 10 ФЗ № 294).

    Итоги проверки, образец акта проверки соблюдения земельного законодательства

    Скачать форму акта проверки

    По результатам проведения контрольного мероприятия (как планового, так и внепланового) составляется, согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ, соответствующий акт , в котором фиксируются факт соблюдения требований законодательства при проведении проверки и ее результаты. При этом унифицированной формы для акта земельного контроля законом не установлено, поэтому государственные или муниципальные надзорные органы могут составлять подобные документы в произвольном виде.

    Важно лишь проследить, чтобы в акте содержались необходимые реквизиты:

    • наименование органа, проводившего проверку;
    • наименование документа;
    • место, дата начала и время проведения проверки;
    • вид и форма проверки (документальная или выездная, плановая или внеплановая);
    • Ф. И. О. и должности сотрудников контрольных органов и специалистов, присутствовавших при проведении проверки;
    • сведения о собственниках (владельцах) проверяемого участка и иных лицах, присутствовавших при проведении проверки;
    • сведения о разъяснении прав и обязанностей лицам, чьи участки являются предметом проверки;
    • информация о наличии нарушений либо их отсутствии;
    • информация о возражениях со стороны землепользователя или присутствующих лиц;
    • сведения о вручении копии акта владельцу участка;
    • подписи лиц, проводивших проверку.

    Образец оформления акта с использованием всех необходимых реквизитов вы можете скачать на нашем сайте .

    Фиксация нарушений при проверке

    Согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ, при обнаружении нарушений со стороны землепользователя помимо акта составляется предписание об устранении нарушений. Основная цель составления данного документа — установление разумного срока для устранения допущенных нарушений. При этом предписание, в отличие от акта, имеет унифицированную форму, утвержденную приказом Минэкономразвития «Об утверждении…» от 26.12.2014 № 851.

    В случае неисполнения требований, которые указаны в предписании надзорными органами, помимо привлечения к административной ответственности виновного лица может быть в силу требований статьи 54 ЗК РФ поставлен и вопрос об изъятии земельного участка, используемого не по назначению. При этом важно понимать, что изъятие участка, согласно пункту 1 статьи 54 ЗК РФ, возможно только при наличии судебного решения и применимо лишь в отношении участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования.

    Подводя итог, отметим, что процедура проведения проверок и требования к составляемой по их итогам документации жестко регламентированы целым рядом нормативных актов, что позволяет максимально упорядочить работу надзорных органов и защитить права землепользователей при проведении земельного контроля.

    Область земельного контроля регулирует Земельный кодекс в комплексе с Постановлением Правительства № 1 от 2 января 2015 г. Надзор реализуется рядом государственных органов: структурами местного самоуправления, представителями исполнительной власти и комитетами (по земельной политике, охране окружающей среды, строительству и санэпидслужбой).

    Что такое земельный контроль

    Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом. Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.

    Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:

    • недопущение самовольного захвата земель;
    • устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
    • переоформление юридическими лицами участков;
    • регулирование процедур приобретения земли;
    • мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
    • регулирование порядка выделения участков;
    • обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
    • размежевание границ между участками.

    Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ

    Функции надзорных структур носят характер:

    • предупредительный;
    • информационный;
    • карательный.

    Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.

    Надзор проводится в нескольких формах:

    • в виде проверок планового и внепланового характера;
    • непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
    • устранения обнаруженных нарушений.

    Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.

    Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:

    1. Рекультивации земельных объектов.
    2. Улучшению земель.
    3. Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
    4. Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
    5. Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
    6. Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
    7. Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.

    Виды земельного контроля

    Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:

    • внешний мониторинг (надведомственный тип);
    • внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).

    По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:

    • государственного уровня;
    • муниципального типа;
    • производственная разновидность;
    • система контроля общественности.

    На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.

    СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.

    Особенности государственного типа надзора:

    • мониторинг касается всех категорий земельных участков;
    • анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
    • органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора.

    Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:

    • профилактическая работа с пользователями земель;
    • обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
    • ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
    • организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
    • налаживание эффективной схемы мониторинга.

    Особенности контроля муниципального уровня:

    • контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
    • мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.

    Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями. Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц. Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.

    В роли контролеров могут выступать:

    • территориальные структуры общественного самоуправления;
    • отдельные граждане РФ;
    • объединения общественности.

    Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.

    Порядок проведения

    Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:

    • регулярные осмотры земельных наделов;
    • посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
    • при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
    • при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
    • назначают штрафные санкции.

    Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.

    ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию.

    Результат контроля

    Результаты контроля оформляются актами проверок. При обнаружении нарушений к акту прикрепляются составленные проверяющими лицами предписания об устранении недочетов. При наличии в отношении конкретного предпринимателя выданных ему ранее протоколов об административных правонарушениях, их также прикладывают к акту. При формировании предписаний в тексте документа важно указать срок исполнения его норм.

    По итогам проведенных проверок и анализа текущих тенденций в правонарушениях надзорными органами составляются прогнозы в отношении исполнения норм законодательства в кратко- и долгосрочной перспективе. Систематизированные данные проверок используются при формировании основного блока национального доклада государственных органов об использовании и текущем состоянии земель страны.

    Случайные статьи

    Вверх