Федеральный закон “Об охране окружающей среды”. Экологическое (природоохранное) право Российской Федерации Контроль и управление в области охраны окружающей природной среды

Экологическое право Боголюбов Сергей Александрович

§ 1. Социальная обусловленность экологического права

(кризисное состояние окружающей среды; что такое экология; наши возможности)

О состоянии окружающей природной среды говорится и пишется достаточно много - эта тема не сходит с экранов телевизоров и страниц печати. Задача серьезного наблюдателя, зрителя, исследователя, слушателя - внимательно разобраться в основных явлениях и терминах, относящихся к теме, вынести собственные суждения, сделать выводы.

Кризисное состояние окружающей среды

Многие века потребление природных ресурсов казалось безбрежным и неограниченным: человек боролся с природой, пытался подчинить ее себе, не ждал от нее милостей. Постепенно она начала ему мстить: массовая вырубка лесов привела к образованию оползней, оврагов, смыву почвы; сброс загрязняющих веществ в водоемы резко понизил питьевые качества воды; рост автотранспорта, индустриализация, урбанизация лишают атмосферу необходимого количества кислорода; химизация и интенсификация сельского хозяйства привели к наличию вредных веществ в продуктах питания.

В наиболее развитых в промышленном отношении странах давно бьют тревогу по поводу надвигающегося (по мнению оптимистов) или уже состоявшегося (по оценкам пессимистов) экологического кризиса, причем не только в масштабе одной или нескольких стран, но и в масштабе всей планеты Земля. Основания для подобного вывода имеются: налицо исчерпаемость полезных ископаемых, которых с учетом разведанных данных хватит лишь на обозримое будущее в пределах 100-150 лет (отсюда вытекает необходимость поиска новых источников энергии; с этим же связан достаточно болезненный, надвигающийся новый передел мира - раздел добываемой из недр земли нефтяной и газовой продукции).

Если к этому добавить повсеместно наблюдаемое загрязнение Мирового океана, уничтожение южноамериканской сельвы - легких планеты, утоньшение и прорыв озонового слоя Земли, еженедельное исчезновение одного или нескольких видов живых существ (навсегда!), то станет понятно, что тревоги по поводу сохранения биологического разнообразия Земли, условий выживания человека не являются беспочвенными и требуют пересмотра отношений человека и природы, организации взаимодействия общества и окружающей природной среды.

Современные экологические проблемы «докатились» и до нас, хотя вследствие громадности территории и некоторой зашоренности мышления они пришли к нам несколько позднее, но тем скорее и компетентнее, с учетом международного опыта, надо их решать. Согласно ежегодным государственным докладам «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации», составляемым и публикуемым с 1992 г., в состоянии, близком к экологическому бедствию, находится почти 10% территории нашей страны. Основные причины этого видятся в интенсивном длительном развитии народнохозяйственного комплекса, игнорировании основных выработанных мировой практикой законов экономического развития, приоритетности тяжелой и военной промышленности.

Ощутимыми проявлениями наших экологических трудностей становятся загазованность атмосферного воздуха в крупных городах, уменьшение плодородия почв, и в первую очередь российских черноземов, недопустимое загрязнение среды в местах производства, складирования и уничтожения химического оружия и других отравляющих веществ, обезвоживание, а кое-где и подтопление земель, провалы поверхности в местах активной добычи минеральных ресурсов. Возникшие перед человечеством, конкретными странами, каждым поселением проблемы обусловили возникновение новой науки и учебной дисциплины под названием «Экология».

Что такое экология

Термин «экология» возник в конце XIX в. и происходит от греческих слов oikos - дом, жилище, место обитания и logos - наука. Буквально можно понимать под экологией науку о месте обитания. Первоначально экология была разделом биологической науки, наукой об отношениях живых организмов и окружающей среды, о связи между организмами и средой их обитания.

Постепенно, по мере возникновения и драматизации проблем отношений общества и природы, осознания обществом их места в системе знаний, центральное место стал занимать наиболее мыслящий и активный представитель живого мира - человек. Возникла промышленная экология (о воздействии промышленности на природу), социальная экология (о взаимодействии общества и природы), экология человека (биосфера человечества, человеческая особь, ее здоровье), космическая экология (о системах поддержания жизнедеятельности в летательных космических аппаратах) и т. д.

После многочисленных дискуссий и преодоления некоторых неясностей пришлось прийти к выводу о необходимости изучения закономерностей обеспечения природных условий жизни человека, анализа и обобщения, имеющихся здесь опыта и трудностей, установления обязательного минимума знаний для каждого россиянина. В учебных заведениях различного профиля под разными углами зрения изучаются различные, в том числе упомянутые выше, аспекты экологии. Во всех без исключения высших учебных заведениях России введен с середины 90-х гг. обязательный стандарт и курс «Экология»; в юридических и сельскохозяйственных вузах не один десяток лет преподается учебная дисциплина «Экологическое право».

Уместно здесь отметить некоторую условность этого термина, рядом с которым можно порой обнаруживать такие узловые термины, как «природа», «окружающая среда», «природная среда» и др. Более полному и четкому их разграничению отводится достойное место в научной литературе - и это немаловажно, так как уяснение и единообразное понимание терминов является началом единомыслия оппонентов и подхода к решению проблемы.

Здесь же отметим и подчеркнем, выделим главное, заключающееся в том, что при изучении экологии и соответствующей отрасли права всегда подразумевается окружающая природная среда, в которую не входит промышленная среда, криминогенная среда, социальная среда. То есть, изучая экологию, мы имеем в виду лишь природную сторону места обитания, лишь природную характеристику окружающей среды. При этом изучаются воздействие промышленности на нее - антропогенное воздействие, закономерности обеспечения экологического правопорядка и предупреждения экологических преступлений, социальная направленность охраны окружающей (и только природной!) среды.

Наши возможности

О природных катаклизмах и экологическом кризисе (грозящем либо наступившем) говорится достаточно много на международных и национальных форумах, в средствах массовой информации. Не будем впадать в крайности: по-видимому, экологического конца света можно избежать, но не без принятия срочных и решительных мер; если их не форсировать, то уже нашему и следующим поколениям придется туго. Надо решить, что мы можем и должны делать, чтобы остаться царями природы либо работниками в ее мастерской.

Основное направление решения экологических проблем лежит в сфере экономики, и именно поэтому сочетание экономики и экологии является одним из основных принципов охраны среды. Организация экономических механизмов, внедрение рыночных отношений, взвешенное распространение их на природные ресурсы не могут не иметь социальной направленности, поскольку охрана среды осуществляется, прежде всего, для поддержания социума, благосостояния людей.

Не меньшая роль принадлежит праву: оно может тормозить либо подталкивать общественные отношения, быть их стимулятором либо обременителем. Социальная обусловленность права не вызывает сомнений, однако оно всегда носит волевой характер, но обусловливается уровнем развития науки и техники, степенью и состоянием достижений и провалов научно-технического прогресса, обузданием его негативных сторон. Поэтому право не может быть всесильным, его возможности должны осознаваться и использоваться по назначению, не во вред обществу.

Многое зависит от экологических позиций граждан, как изучающих, так и не знающих экологию, экологическое право. Формирование глобального мироощущения, увязка планетарных проблем с местными позволяют понять место человека в окружающей среде, порождает желание участвовать в исправлении трагической экологической ситуации, в спасении земной цивилизации и собственного дома.

Мы можем научиться распознавать экологические риски и угрозы, предотвращать их, нейтрализовать, предвидеть. Цель учебной дисциплины «Экологическое право» заключается в том, чтобы перевести философию выживания на язык правового поведения, уяснить законодательные предписания, проконтролировать их осуществление, принять посильное участие в функционировании природоохранного механизма.

Познав законы природы, совместив их с законодательством, выполняя задачу «не навредить», соблюдая свои обязанности - общечеловеческие и возложенные национальным правом, человек может многое, но не может остановить прогресс: не может перестать распахивать и использовать сельскохозяйственные угодья, производить продукты питания, обогревать и освещать свое жилище, интересоваться другими странами и мирами.

Стоящая перед Россией цель построения правового демократического социального государства предполагает обеспечение ее гражданам природных условий жизни, труда, отдыха, предпринимательства. С этих позиций правовая экология нужна всем независимо от возраста, социального положения, места проживания и рода занятий: она всеобща, является актуальной для всех, требует не столько эмоций и гнева, сколько компетентности и конкретных знаний, приложения их на практике, социального действия и оптимизма.

автора Сазыкин Артем Васильевич

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. Система и принципы экологического права Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.Институтом экологического права является совокупность

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами,

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

5. Специфические черты экологического права Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

6. Источники экологического права Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

50. Источники международного экологического права Источником международных эколого-правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в

Из книги автора

52. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Источник экологического права – нормативный акт, содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружающей среды (экологопользования). Виды источников экологического права:1) по юридической

Из книги автора

Тема XI Основы экологического права План изучения § 1. Предмет и метод экологического права. Экология человека § 2. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Экологические права и обязанности граждан РФ § 3. Ответственность за экологические

Из книги автора

§ 2. Предмет экологического права (регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть

Из книги автора

§ 3. Метод экологического права (экологизация; административно-правовой и гражданско-правовой способы; историко-правовой и прогностический методы)Каждой отрасли права должны быть присущи свой предмет, метод или комбинация методов: предмет и метод обладают определенным

Из книги автора

Тема II. Источники экологического права Понятие и виды источников экологического права. - Закон - высшая форма правового акта. - Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты. - Значение общих принципов, договоров и обычаев. - Правотворчество субъектов

Из книги автора

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Из книги автора

Тема V. Механизм действия экологического права Правовое регулирование экономического механизма охраны среды. - Роль местного самоуправления. - Природоохранные органы. - Экологическая экспертиза. - Экологический контроль. - Чрезвычайные экологические

Из книги автора

Из книги автора

Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний,

Из книги автора

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы

Важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды, яв­ляется экологическое право, т. е. отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и при­роды. В связи с резким обострением экологических проблем на со­временном этапе роль экологического права и в целом администра­тивно-правового направления постоянно растет.

Источниками экологического права являются следующие право­вые документы: 1) Конституция; 2) Законы и кодексы в области охра­ны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам эко­логии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны окружающей среды закреп­лены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция РФ провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Конституция РФ определяет также организационные и контроль­ные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязан­ности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей среды состав­ляют природно-ресурсную и природоохранную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воз­духа, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федераль­ный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. В вопросах охраны окружающей среды нормы других зако­нов не должны противоречить Конституции России и данному зако­нодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопро­сы в области охраны окружающей среды:

общие положения (гл. I);

– основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II);

– права и обязанности граждан, общественных и иных неком­мерческих организаций (гл. III);

– экономическое регулирование (гл. IV);

– нормирование (гл. V);

– оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI);

– требования в области охраны окружающей среды при осущест­влении хозяйственной и иной

деятельности (гл. VII);

– зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);

– природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

– государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

– контроль в области окружающей среды (экологический кон­троль) (гл. XI);

– научные исследования (гл. XII);

– основы формирования экологической культуры (гл. XIII);

– ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);

– международное сотрудничество (гл. XV);

заключительные положения (гл. XVI).

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) формирует экологические требования не к природным ресурсным объектам (земля, недра, воды и т. д.), а непосредственно к предприятиям, организациям и гражданам, обязывая их принимать эффективные меры по охране природы, рациональному воспроизводст­ву и использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека.

В отличие от ранее действующего природоохранного закона (1991 г.) данным законом значительно расширяются полномочия го­сударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставле­но право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, при­родных, социально-экономических и иных особенностей.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и за­щиту окружающей среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сель­скохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламен­тирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в об­ласти использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодатель­ства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод, их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Фе­деральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в Законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).

Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бас­сейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных концентраций (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу за­грязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» «№3-ФЗ (23.11.95)» провозглашает принцип приоритета здоровья человека и сохра­нения природной среды при практическом использовании и эксплуата­ции объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, во­влеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным законом.

В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения соци­ально-бытовых условий населения и др.

Закон РФ «О недрах »(1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, закон, в первую очередь, относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977)закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон РФ «О животном мире »(1995 г.). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономиче­ских отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Важнейшие экологические требования отражены также в Зако­не РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и др.

Задачей на перспективу является написание Экологического ко­декса Российской Федерации,

который будет представлять кодифи­кацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и который смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скорректировал бы все законы, ка­сающиеся природопользования (Грачев В. А., Кудрина И. В., 2003).

Основная идея законопроекта заключается в совершенствовании правовых основ государственного регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на основе баланса экологических и экономических интересов общества и правовое обеспечение реализации в нормах Экологического кодекса Российской Федерации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий кругэкологических вопросов. Примером может служить Указ от 16 декаб­ря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ве­домств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для дру­гих министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизиру­ют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окру­жающей среды.

Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей. Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан. В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.

Какие в РФ есть экологические законы?

Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:

Вам будет интересно: ФЗ 59 в последней редакции.

Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” , определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.

Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее

Общие положения закона об экологии

Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.

Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.

ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
  • Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
  • Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
  • Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
  • Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
  • Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
  • Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
  • Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
  • Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
  • Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
  • Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
  • Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
  • Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
  • Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
  • Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.

Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:

  • соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
  • создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
  • защита и разумное использование природных ресурсов;
  • принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
  • непредвзятый экологический надзор;
  • принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
  • обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
  • естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
  • установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
  • уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
  • обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • комплексный подход к защите окружающей среды;
  • запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
  • всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
  • экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.

Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

Изложена в новой редакции статья 7 , предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

  • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
  • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
  • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
  • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

Скачать текст закона об экологической безопасности

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, .

Также для ознакомления с другими законами об экологической безопасности рекомендуется пройти по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” — скачать .
  • Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” — скачать .
  • Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — скачать .
  • Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” — скачать .

Все предоставленные документы содержат актуальные на 2018 год поправки.

2) зако-ны и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правитель-ства РФ;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгла-шает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопас-ность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных дви-жениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Кон-ституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Консти-туция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды » (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательстваРФ. Зада-чами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаи-модействия общества и природы с целью сохранения природ-ных богатств и естественной среды обитания человека, предот-вращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окру-жающей природной среды, укрепления законности и правопо-рядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользо-вания и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоре-чить Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды».


Федеральный закон «Об экологической экспертизе » (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяй-ственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конститу-ционного права субъектов Российской Федерации на совмес-тное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны ок-ружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных терри-ториях » (1995 г.) регулирует отношения в области организа-ции, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных при-родных комплексов и объектов, достопримечательных природ-ных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологи-ческого воспитания населения.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха » (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного возду-ха. Атмосферный воздух является жизненно важным компо-нентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейши-ми общими мероприятиями охраны воздушного бассейна на-званы установление нормативов предельно допустимых кон-центраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения » (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиаци-онной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использо-вании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавлива-ется также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) определяет правовые основы защиты населения, тер-риторий и акваторий при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребле-ния» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отхо-дами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую при-родную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйствен-ный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здо-ровья граждан (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъек-тов, субъектов государственной, муниципальной и частной сис-тем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Федеральный закон «О недрах » (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. За-кон направлен, в первую очередь, на рациональное использо-вание недр и их загрязнение.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану зе-мель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохо-зяйственных земель. Экологическими нарушениями считают-ся порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон на-правлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Лесной кодекс РФ (1997 г.) регулирует отношения, возника-ющие при пользовании лесным фондом Российской Федера-ции в целях создания условий для рационального использова-ния, воспроизводства, охраны и защиты лесов, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, за-щиты и воспроизводства лесов, повышения их экологическо-го и ресурсного потенциала.

Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его оби-тания в целях обеспечения биологического разнообразия, ус-тойчивого использования всех его компонентов, создания ус-ловий для устойчивого существования животного мира, со-хранения генетического фонда диких животных и иной защи-ты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использова-ния и охраны окружающей природной среды в виде постанов-лений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязатель-ными для других министерств и ведомств, физических и юри-дических лиц.

5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конк-ретизируют действующие нормативно-правовые акты в обла-сти охраны окружающей природной среды.

ЗАДАНИЕ N 3 Конституцией Российской Федерации не предусмотрены экологические права на …

свободное посещение заповедников

благоприятную окружающую среду

достоверную информацию о состоянии окружающей среды

возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением

Обоснование: Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрены следующие экологические права человека: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

ЗАДАНИЕ N 18 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения не бывает в виде …

конфискации

замечания

выговора

увольнения

Обоснование: Дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения подлежат должностные лица и работники за невыполнение ими своих прямых обязанностей по службе или по договору. Кроме Федерального закона «Об охране окружающей среды» этот вид ответственности регламентируется также Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные взыскания заключаются в замечании, выговоре или увольнении и накладываются администрацией предприятия или вышестоящей организацией. За каждое дисциплинарное нарушение накладывается только одно взыскание. Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом ответственности, поэтому наложение взыскания не исключает наступления других видов ответственности – административной, уголовной или гражданской.

ЗАДАНИЕ N 9 В системе экологического права, современная структура которого показана на рисунке, выделяют общую, специальную и _____________ часть.

особенную

бюджетную

плановую

доступную

Обоснование: Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом выделяют общую, особенную и специальную части. Общая часть предусматривает: предмет и систему экологического права; источники и принципы экологического права; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения (Закон «Об охране окружающей среды», Закон «Об экологической экспертизе», Закон «Об особо охраняемых природных территориях», Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.). Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия (Земельный кодекс, Водный кодекс, Закон «О недрах», Закон «О животном мире», Закон «Об охране атмосферного воздуха» и др.). Специальная часть – экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

ЗАДАНИЕ N 15 Лицо, совершившее экологическое правонарушение, не может быть

виртуальным

юридическим

должностным

физическим

Обоснование: Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимают отношения между государством и лицом, совершившим экологическое правонарушение (физическим, должностным или юридическим), связанные с применением к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологического законодательства. Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда.

ЗАДАНИЕ N 9 Согласно экологическому законодательству Российской Федерации особой охране не подлежат такие объекты, как …

промышленные предприятия

национальные парки

лечебно-оздоровительные местности

государственные природные заповедники

Обоснование: В соответствии с законами Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях» особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе и биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

ЗАДАНИЕ N 29 На схеме представлена классификация источников экологического …

страхования

моделирования

Обоснование: Под источниками права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. Нормативные правовые акты являются одним из источников права наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются: 1) на федеральном уровне: – Конституция РФ; – международные документы; – федеральные конституционные законы; – федеральные законы; – акты Президента РФ (указы, распоряжения); – акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); – нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств; 2) на уровне субъектов РФ: – законодательство субъектов РФ – конституции, уставы субъектов РФ; – законы субъектов РФ; – акты глав субъектов РФ; – акты органов исполнительной власти субъектов РФ; 3) на муниципальном уровне – акты местного самоуправления.

ЗАДАНИЕ N 17 На схеме показаны ______________ экологического права.

субъекты

принципы

Обоснование: Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете: земля, недра, атмосферный воздух, вода, лес, животный мир.

ЗАДАНИЕ N 5 На схеме представлена классификация экологических …

правоотношений

правонарушений

обязанностей

преступлений

ЗАДАНИЕ N 28 Уголовная ответственность за экологические правонарушения не наступает в случае …

Обоснование: Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает при совершении экологического преступления и регламентируется Уголовным кодексом РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды». Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законодательством и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты и приводящее к негативным изменениям ее качества. Для отнесения деяния к экологическому преступлению используют следующие критерии: масштаб вреда, нанесенного окружаюшей среде, наличие умысла и повторность действия. Уголовная ответственность наступает за: нарушение правил техники безопасности на объектах ядерной энергетики; сокрытие или отказ в предоставлении информации об опасности для жизни и здоровья людей; экоцид (сознательное уничтожение объектов дикой живой природы); жестокое обращение с животными; регистрацию незаконных сделок с землей; терроризм; нарушение правил техники безопасности при ведении горных и строительных работ; нарушение правил техники безопасности при обращении со взрывоопасными веществами; нарушение правил учета, хранения и перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ; незаконное обращение с радиоактивными веществами.

ЗАДАНИЕ N 27 Выберите из схемы эколого-правовые нормы, устанавливающие правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Обоснование: Эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды. Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного и иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Выделяют нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Нормы-правила предусматривают экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются на предупредительные, запретительные, обязывающие, разрешительные, восстановительные, карательные, управомочивающие, поощрительные.

Случайные статьи

Вверх