Характеристика и правовая охрана водных объектов в рф. Охрана пресноводных ресурсов земли в нормах международного экологического права Правовые меры охраны водных объектов

Водный объект -- природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водными объектами являются моря, океаны, реки, озёра, болота, водохранилища, подземные воды, а также воды каналов, прудов и другие места постоянного сосредоточения воды на поверхности суши (например, в виде снежного покрова). Водные объекты составляют основу водных ресурсов. Исследованием водных объектов занимаются многие науки. Для изучения водных объектов и их режима применяются гидрологические методы измерения и анализа. С точки зрения экологии водные объекты представляют собой экологические системы.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

  • 1) поверхностные водные объекты;
  • 2) подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

  • 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  • 2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • 4) болота;
  • 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • 6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Вода является возобновимым природным ресурсом, поскольку ежегодно поступает в виде атмосферных осадков. Эти осадки стекают с водосборных бассейнов в реки и озера, образуя подземные запасы вод, которые являются главными источниками пресной воды страны. Одно и то же вещество воды может использоваться несколько раз разными пользователями. Вода может быть использована в технологическом процессе и потом в виде сточных вод сброшена пользователем, а затем может стать объектом потребления другого водопользователя. Несмотря на то, что воды являются восполняемым и повторно используемым природным ресурсом, повсеместно в России нет достаточного количества воды, чтобы позволить каждому использовать ее в достаточном объеме. Дефицит водных ресурсов возникает, когда природные явления (например, засуха) уменьшают количество выпадаемых осадков, являющихся источником возобновления данного природного ресурса; воды загрязняются в результате сброса сточных вод, изменяется гидрологический режим рек из-за строительства дамб, плотин, в то время как человеческие потребности возрастают до такой степени, что превышают обычный допустимый забор воды.

Вода, так же, как полезные ископаемые и лес, является природным ресурсом, который имеет важное экономическое и экологическое значение. Однако, в отличие от иных природных ресурсов, вода абсолютно необходима для существования человека. Это обстоятельство определяет особое значение правового регулирования отношений собственности на воды, пользования ими, охраны и распределения. В основе регулирования водных отношений лежит разграничение в законодательстве юридических понятий «вода» и «воды».

Вода -- это химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Воды -- это вся вода, находящаяся в водных объектах, т.е. в естественном природном состоянии на поверхности суши в формах ее рельефа в недрах. В отличие от понятия «воды», понятие «вода» представляет собой изъятое из природной среды вещество, не находящееся в водном объекте. Вода может находиться в резервуаре, каких-либо иных емкостях, водопроводных трубах, разлита в бутылки и т.п.

Общественные отношения по поводу использования воды -- предмет регулирования гражданского законодательства. Статья 5 Водного кодекса РФ (далее в тексте ВК РФ) прямо предусматривает, что отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским и иным законодательством РФ. Отношения же по поводу использования вод, находящихся в природной среде и водных объектах, регулируются водным законодательством и рассматриваются в качестве водопользования.

Существует и иное ограничение. Статья 5 ВК РФ устанавливает, что отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства РФ. Речь идет о воде, находящейся в составе атмосферного воздуха в виде паров или ледяных кристаллов, об атмосферных осадках, выпавших на землю (снеге или дожде), о воде, являющейся составной частью почв, растительных или животных организмов. Эта вода не может быть обособлена, индивидуализирована и в силу этого обстоятельства является объектом права водопользования или права собственности.

Виды водных объектов.

Факт сосредоточения вод в поверхностном или подземном водном объекте является главным условием для включения их в сферу действия водного законодательства. Определение понятия «водный объект» дано в ст. 1 ВК РФ. Это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В ст. 7 ВК РФ понятие «водного объекта» уточнено. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также признаются единым водным объектом.

Поверхностные водные объекты представляют собой постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющего границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Такие водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.

Поверхностные водные объекты подразделяются на поверхностные водотоки и водохранилища на них, поверхностные водоемы, ледники и снежники (ст. 9 ВК РФ). Рассмотрим их более подробно.

Поверхностные водотоки -- это поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К ним относятся реки и водохранилища, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов.Поверхностными водоемами являются поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды.

Ледниками водное законодательство признает движущееся естественное скопление льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники -- неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.

К числу водных объектов относятся также внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Внутренними морскими водами являются морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации. Территориальным морем Российской Федерации являются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемые в соответствии с нормами международного права и российским законодательством.

Как уже говорилось, кроме поверхностных водных объектов, существуют также и подземные водные объекты, которые они определяются как сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 17 ВК РФ). К ним относятся:

  • · водоносный горизонт -- воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
  • · бассейн подземных вод -- совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
  • · месторождение подземных вод -- часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
  • · естественный выход подземных вод -- выход подземныхвод на суше или под водой.

Кроме того, ВК РФ подразделяет водные объекты на внутренние воды и трансграничные (пограничные) водные объекты. Все водные объекты на территории России, за исключением территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами. Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными) водными объектами.

Наряду с указанной классификацией, водное законодательство выделяет также водные объекты общего и особого пользования. Водными объектами общего пользования являются те, которые находятся в общедоступном, открытом пользовании. На таких водных объектах осуществляется общее водопользование в порядке, установленном водным законодательством. Ограничения использования водных объектов общего пользования допускаются, если это прямо предусмотрено российским законодательством.

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, являющиеся муниципальной собственностью, относятся к числу объектов общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах российским законодательством не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как объекты общего пользования лишь при условиях регистрации данного ограничения права собственности в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются объектами, не состоящими в общем пользовании, т.е. они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа объектов общего пользования. водный гражданский законодательство

Таким образом, предпринятая нами попытка рассмотреть юридическое понятие «воды» позволяет сделать несколько основных выводов, касающихся следующих проблем. Наука «экологическое право» должна сосредоточиться на четком определении юридического понятия «воды», опирающегося на профессиональные юридические и прикладные науки. Наряду с этим, необходимо определить соотношение водного права и водного законодательства как комплексной отрасли российского законодательства. Кроме того, практической задачей является разработка концепции о правонарушениях и юридической ответственности за нарушение водного законодательства: здесь важно применить теоретические основы российского права и четко описать виды правонарушений в сфере водного законодательства. Каждый из видов правонарушения должен иметь критерии, позволяющие отграничивать один вид от другого.

  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 55. Правовая охрана вод.

    Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

    Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направ­ленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загряз­нением или засорением водное законодательство признает ухудшение качест­ва вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных ча­стиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).

    В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, эко­логический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра * .

    С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объ­ектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны вод, режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды ** .

    Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последст­виями для водных объектов. При их использовании гражданам и юридичес­ким лицам необходимо проводить производственно-технологические, мели­оративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Данные требова­ния раскрываются через систему рассмотренных выше обязанностей указан­ных субъектов, образующих содержание права водопользования.

    Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специ­альных мер, требований и запретов но охране вод.

    Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответству­ющем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с по­мощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:

    Предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

    Предельно допустимой массы вредных веществ, которая может посту­пить в водный объект и на его водосборную площадь.

    В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения ус­танавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание ка­чества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водно­го законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.

    Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, кото­рое может наступить в результате этой деятельности, определяются источни­ки загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных ве­ществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничива­ющих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

    Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством ре­гулирования деятельности как стационарных, так и других источников за­грязнения.

    Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и дру­гих объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объ­ектов и вредное воздействие вод (ст. 106). Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органа­ми управления использованием и охраной водного фонда, а также если та­кой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм - нормативов предельно допустимых концент­раций вредных веществ в воде (ПДК).

    В связи с этим каждый источник загрязнения должен соблюдать установ­ленные для него компетентными государственными органами нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в водных объектах.

    При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

    Осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезврежен­ных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

    Производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

    Осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих воз­будителей инфекционных заболеваний.

    В случае превышения норм ПДВ или сброса сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены соответствующие нормативы, нару­шении других требований по рациональному использованию и охране вод, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности производственного объекта по реше­нию Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления водным фондом, охраны окружаю­щей среды или санитарно-эпидемиологического надзора.

    При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Места строительства (реконструкции) хозяй­ственных и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах должны согласовываться с органом управления водным фондом, го­сударственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

    Запрещается ввод в эксплуатацию:

    Хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопи­телей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов;

    Водозаборных и сбросных сооружений без устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;

    Водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями со­стояния водных объектов.

    Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать за­грязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты, что должно обеспечиваться приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного влияния на окружа­ющую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты.

    Закон устанавливает обязанности водопользователей принимать меры к сокращению расхода воды, прекращению сброса сточных вод путем совер­шенствования технологии производства и схем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.) (ст. 98, 105 Водного кодекса РФ).

    В интересах устойчивого удовлетворения в воде потребностей населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользова­ния, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благо­приятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Министерством природных ресурсов РФ для водопользо­вателей устанавливаются лимиты водопользования.

    Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это пре­дельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного пе­риода времени * .

    В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и за­хоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ).

    Запрещается захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты, а также проведение на водных объектах ра­бот, при которых используется ядерная и иные виды технологий, сопровож­дающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

    Владельцы средств водного транспорта, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации должны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химичес­ких, нефтяных и других продуктов.

    Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а так­же иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без уст­ройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих су­дах и объектах.

    Предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязне­ния и засорения поверхности водосборов и ледяного покрова водоемов произ­водственными, бытовыми и другими отходами и отбросами, а также нефтяны­ми продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

    Существенной чертой правовой охраны вод является установление водо­охранных зон водных объектов.

    Водоохранная зона - это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятель­ности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истоще­ния водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов живот­ного и растительного мира.

    Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон яв­ляется составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибреж­ных территорий.

    В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Правовой режим этих территорий регулируется Поло­жением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах.

    В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяй­ственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, курортных и оздоро­вительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной ох­раны.

    Водным кодексом РФ регулируются также вопросы аварийного загрязне­ния вод в результате залповых сбросов вредных веществ, определяются по­нятия зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах (ст. 97, 116 ВК РФ), предусматриваются меры преду­преждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод (наводнений, затоплений, разрушения берегов, плотин и т. д., заболачивания и засо­ления земель, эрозии почв, селей и др.).

    Законодательством предусмотрено создание различных категорий особо охраняемых водных объектов - природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оз­доровительное значение, которые полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности. Это могут быть участ­ки внутренних морских вод, водно-болотные угодья, водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам, зоны охраны истока или устья водных объектов, места нереста ценных видов рыб и др. Специ­альным Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлен особый правовой режим охраны уникальной экологической системы - Байкальской природной территории, которая является природным объектом всемирного наследия.

    "
    • Основы водного права
      • Понятие и краткая история развития водного права
      • Опыт правового регулирования водных отношений в Российской империи, СССР, Российской Федерации
      • Источники современного российского водного права
      • Предмет регулирования российского водного права
      • Проблемы права собственности на водные объекты и их практическое решение
      • Возникновение, изменение и прекращение права водопользования
      • Земли водного фонда и водоохранные зоны
    • Водные объекты и виды их использования
      • Правовой режим водоемов и водотоков
      • Особенности права пользования морскими водами
      • На периферии правового регулирования: ледники, снежники, воды горных областей
      • Виды использования водных объектов и их отражение в праве
    • Правовая охрана водных объектов система и направления
      • Понятие правовой охраны водных объектов
      • Водоохранные требования к водопользованию
      • Особо охраняемые водные объекты России
      • Актуальные задачи правовой охраны малых рек, городских и пригородных вод
      • Недавние и будущие изменения в водном законодательстве
    • Правовые проблемы управления водным хозяйством России
      • Общая характеристика управления водным хозяйством
      • Бассейновые принципы и водохозяйственное планирование
      • Финансовые механизмы в области водных отношений
      • Возмещение потерь водного хозяйства: целесообразно ли?
      • Мониторинг, учет и контроль в области использования и охраны водного фонда
      • Меры противодействия негативному воздействию вод
    • Юридическая ответственность за нарушения водного законодательства
      • Понятие юридической ответственности и основания ее применения
      • Уголовная и административная ответственность за нарушения водного законодательства
      • Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за нарушения водного законодательства
      • Дисциплинарная ответственность за нарушения водного законодательства
    • Правовое регулирование водных отношений за рубежом
      • Регулирование водных отношений в государствах англо-американской правовой системы
      • Регулирование водных отношений в государствах континентальной правовой системы
      • Экологическое право Европейского союза о водных отношениях
      • Регулирование водных отношений в государствах Восточной Европы
      • Регулирование водных отношений в государствах СНГ
      • Особенности водных правоотношений в ряде государств Азии и Африки
      • Общие актуальные вопросы правового регулирования водных отношений в России и за рубежом
    • Международный правовой режим водных объектов
      • Положения международного права и охрана водных ресурсов
      • Защита морской среды в международном праве
      • Договоренности по отдельным морским бассейнам
      • Трансграничное приморье
      • Международное речное право
      • Проблемы правовой охраны ресурсов Арктической зоны
    • Экологически значимый вопрос о единстве воды и земли

    Понятие правовой охраны водных объектов

    В статье 1 ВК РФ охрана водных объектов определяется как система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Меры охраны водных объектов предусмотрены положениями водного, природоохранного и санитарного законодательства, которые призваны упреждать, пресекать и устранять последствия вредного антропогенного воздействия на водный фонд.

    Правовая охрана водного фонда России осуществляется по следующим основным направлениям:

    • регулирование хозяйственной деятельности, вызывающей загрязнение и иной негативный результат;
    • установление и соблюдение режимов водоохранных зон и санитарных округов;
    • установление и соблюдение режимов особо охраняемых водных объектов;
    • всемерное поощрение восстановления (реабилитации) водных объектов.

    Как считают многие специалисты, добиться перелома в деле охраны водных, да и вообще природных богатств можно лишь посредством введения безотходных или малоотходных технологий. В основном это экономическая и технологическая задача. Но ее выполнение невозможно, если государство не будет наказывать загрязнителей и поощрять «экологически сознательных» лиц.

    Водное законодательство провозглашает приоритет охраны водных объектов перед их использованием (ст. 3 ВК РФ). В силу ст. 55 ВК РФ, собственник водного объекта (это главным образом государство в лице своих водохозяйственных органов) обязан осуществлять водоохранные мероприятия. Кроме того, физические и юридические лица - пользователи водных объектов - также обязаны предотвращать и устранять последствия (своего) негативного воздействия на водный фонд.

    Система охраны водного фонда предусматривает мониторинг и государственный учет водных объектов, а также контроль за их использованием, привлечение к ответственности виновных в нарушениях. Последовательная охрана водных ресурсов невозможна без деятельности органов прокураторы, судов, без Службы судебных приставов, без привлечения к этому делу заинтересованных водопользователей, а также природоохранных организаций.

    Охранять водные объекты необходимо от различных видов негативного воздействия на них. Прежде всего это загрязнения: механическое, химическое, бактериальное, тепловое, радиоактивное (тепловое загрязнение - это отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного режима, когда на него не влиял человек).

    Помимо приведенных видов загрязнений выделяют также диффузное загрязнение воды. Оно происходит вследствие ее контакта с проблемной поверхностью земли и отравленным воздухом.

    Кроме того, выделяют аварийное загрязнение водных объектов, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты.

    В ВК РФ нет определения понятию «засорение водных объектов». С научной точки зрения, засорение - это сброс или поступление иным способом в водные объекты посторонних предметов и взвешенных частиц, ухудшающих их состояние или затрудняющих их использование. Засорение водотоков и водоемов бывает в виде их захламления брошенными транспортными средствами и затонувшим имуществом. К сожалению, Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу 1 Вода России: Информационное издание Минприроды России. - 2001. - № 1.-С. 4. .

    Помимо загрязнения и засорения, российскому водному фонду угрожает истощение - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

    Источниками загрязнения и засорения, являются объекты, осуществляющие сброс или поставляющие иным образом вредные вещества в водные объекты. Это - промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплавляемый лес; отходы от проведения строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах.

    Законодательная охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется путем регулирования деятельности самих источников негативного воздействия. Юридические лица и граждане, осуществляющие их эксплуатацию, должны принимать установленные законодательством меры по предотвращению загрязнения и восстановлению водных объектов.

    Основополагающие водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические требования к источникам загрязнения установлены в ВК РФ, в федеральных законах «Об охране окружающей среды» 2002 г. и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.

    Выполнение водоохранных требований обязательно начиная со стадии выбора места расположения потенциального источника загрязнений (т.е. хозяйственного объекта, предприятия), а также при его проектировании и строительстве. Запрещено вводить в эксплуатацию источники потенциального загрязнения, не обеспеченные современными технологическими установками по очистке, обезвреживанию и утилизации сбросов до уровня предельно допустимых. Все источники загрязнения должны быть оснащены средствами контроля за сточными водами.

    Тем не менее несоблюдение экологических требований при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий, при их эксплуатации являются самыми частыми административными правонарушениями. Тем самым нарушаются требования о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Большую долю правонарушений составляют нарушения законодательства об экологической экспертизе. Если подытожить данную информацию, то возникнет плачевная картина: многие предприятия созданы и работают с нарушением требований экологической или санитарно- эпидемиологической безопасности, уклоняются от экологической экспертизы.

    «Болевой точкой» российского водного хозяйства является сильный износ очистных сооружений водоканалов; специалисты оценивают его в 60-70%. В результате эти ключевые для водного хозяйства организации «принимают», но не очищают до стандарта сточные воды, платят штрафы, но не имеют финансовых возможностей перевооружить свое оборудование. При немедленном введении жестких нормативов загрязнения окружающей среды система водоканалов просто обанкротится, а реформа ЖКХ будет свернута. Поэтому звучат резонные предложения вводить названные нормативы поэтапно, одновременно начав перевооружение водоканалов.

    При совершенствовании системы охраны вод нужно ориентироваться на творческие способы нейтрализации загрязнений и иных негативных воздействий. Для очистки Кольского залива от загрязнений реализуется уникальный экологический проект по созданию на морском дне плантаций водорослей, служащих биофильтрами. Тяжелые металлы, радионуклиды и нефтепродукты поглощаются фукусовыми водорослями и ламинарией. В этом самобытном проекте задействованы судоремонтный завод «Нерпа» и Мурманский морской биологический институт. Проект выполняется на средства Глобального экологического фонда в рамках программы «Поддержка национального плана действий по защите арктической морской среды».

    Охрана вод не была бы полноценной, если бы не предусматривала экологическое просвещение и воспитание. В связи с этим общественность инициирует подготовку экологических и природоохранных картографических материалов для широкого пользователя. Одна из задач этого замысла заключается в наглядном отображении (на картах, таблицах, схемах, фотоматериалах) потерь природных богатств за 100, 50, 20 лет. На этих картах следует отобразить сокращение водности и истощение водотоков и водоемов, исчезновение или сокращение рыбных и охотничьих запасов, сведение лесных массивов, гибель и запустение памятников природы и т.д.

    Оригинальные способы очистки водных объектов

    В настоящее время в России создается специальная программа химической и биологической безопасности на 2009-2013 гг. Госзаказчиком и координатором данной программы выступает Минздравсоцразвития России. В СМИ появляется информация о разработках оригинальных методов оздоровления деградированных почв и водных объектов. Геленджикская бухта, воды у Днепропетровска, столичные Воронцовские пруды были очищены... посредством лазерных и электромагнитных излучений определенного диапазона. В итоге этих экспериментов вода очистилась от нефтепродуктов, токсичных веществ и болезнетворных бактерий настолько, что стала прозрачной, а иногда - пригодной для питья. На основе этих испытаний в последние годы существования СССР при активном участии тогдашнего КГБ, занимающегося экологической безопасностью, к 1991 г. была подготовлена комплексная программа экологического оздоровления страны. Но «советский сектор» Черного моря очистить не успели: помешал распад СССР. Затем ноу-хау ушли за рубеж и удачно были использованы в Западной Европе 2 Птичкин С. Секретная зачистка: прорывные экологические технологии хранятся в архивах КГБ // Российская газета. - 2008. - № 24 (4581). .

    Правовая охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непосредственно влияет их эксплуатация, т.е.

    Различные виды водопользования. Во-вторых, необходимость охраны водных объектов возникает из-за хозяйственной эксплуатации других объектов природы: земель, недр и лесов. Негативное влияние на состояние вод оказывает вырубка лесов, прежде всего в прибрежных районах рек, озер, морей, водохранилищ. Крайне неблагоприятное воздействие имеет добыча полезных ископаемых, особенно открытым способом: понижается уровень грунтовых вод, большие объемы сточных вод сбрасываются в водные объекты. В связи с этим решение проблемы охраны вод связано с необходимостью четкой регламентации процессов водопользования и эксплуатации сопредельных природных ресурсов путем установления разного рода ограничений.

    Основные неблагоприятные последствия антропогенного влияния на состояние вод выражаются в загрязнении, засорении и истощении водных объектов. Загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 ВК).

    Общие требования к охране водных объектов, касающиееся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены ВК, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»* и некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.

    * СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

    Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использоваться водные объекты должны с минимально возможными негативными для них последствиями (ст. 94 ВК).

    Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты (ст. 109 ВК). Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и водным законодательством РФ.

    предельно допустимая величина антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

    предельно допустимая масса вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

    Предусмотрены два вида таких нормативов. Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливается Правительством РФ.

    19 декабря 1996 г. было принято постановление Правительства РФ № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»*. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты разрабатываются и утверждаются по бассейну водного объекта или его участку в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям.

    * СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 165.

    Для разработки таких нормативов применяются Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на поверхностные водные объекты, утвержденные Минприроды РФ, Госкомэкологии РФ 26 февраля 1999 г., и Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты, утвержденные Минприроды РФ 29 декабря 1998 г.

    Определение понятия «нормирование качества воды» закреплено в Правилах охраны поверхностных вод, утвержденных Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г. Нормирование качества воды состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей ее состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечиваются здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта.

    Правила установливают нормы качества воды водоемов и водотоков для хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного водопользования. Например, Правила признают рыбохозяйственным водопользованием использование водных объектов для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов.

    Рыбохозяйственные водные объекты или их участки могут относиться к одной из трех категорий:

    к высшей категории относятся места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных и ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;

    Нормы качества воды водных объектов включают:

    общие требования, предъявляемые к составу и свойствам воды водотоков и водоемов для различных видов водопользования;

    перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения;

    перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях.

    Водный объект или его участок считается загрязненным, если в местах водопользования не соблюдаются нормы качества воды в водном объекте. В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения и народного хозяйства к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

    Для уникальных водных объектов, имеющих экологическую, научную, историческую или культурную ценность, могут предъявляться особые требования к качеству воды. Таким водным объектам может быть придан статус заповедника или заказника в установленном законом порядке.

    Специальные требования касаются охраны водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше (ст. 98 ВК). Так, источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх нормативов воздействия на водные объекты. Соблюдение этого требования должно обеспечиваться приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.

    Для предотвращения загрязнения и засорения вод в результате деятельности на дне водных объектов установлено, что добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы. При выполнении на дне водных объектов работ, направленных на использование недр, но не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

    Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах (ст. 100 ВК).

    Ледники и снежники - важные источники водных ресурсов. В целях их охраны запрещается засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод. Кроме того, установлено, что водосборные площади водных объектов подлежат охране от загрязнения и засорения в порядке, определяемом Правительством РФ.

    Правила экологически обоснованной эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, закреплены в ст. 106 ВК. Так, граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

    Кроме того, в этих случаях установлен ряд прямых запретов. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

    сбрасывать в водные объекты не очищенные и не обезвреженные в соответствии с нормативами сточные воды;

    забирать воды из водных объектов, если это существенно влияет на их состояние;

    сбрасывать сточные воды, содержащие вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний.

    Нарушение этих требований влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Применяются указанные меры Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению Минприроды РФ и Минздрава РФ.

    В ст. 107 ВК отражены особенности охраны подземных водных объектов. На граждан и юридических лиц, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное влияние на состояние подземных водных объектов, возложена обязанность принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

    Выражением принципа приоритета питьевого и хозяйственнного бытового водопользования является правило о том, что на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.

    Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов, запрещается.

    К недропользователям адресованы следующие требования по охране вод. Устройство и эксплуатация скважин, а также использование отработанных месторождений полезных ископаемых для сброса сточных и дренажных вод допускаются с соблюдением требований, предусмотренных В К и законодательством РФ о недрах. Буровые скважины, в том числе самоизливающие и разведочные, а также скважины, не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в установленном порядке.

    Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, недропользователи должны принять в действующем порядке меры по охране подземных водных объектов и сообщить об этом в органы местного самоуправления, органы Минприроды РФ. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.

    При добыче полезных ископаемых, проведении работ по водопонижению, при строительстве сооружений или при защите от вредного воздействия вод, а также при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорированных землях извлечение подземных вод допускается при наличии лицензии на водопользование.

    Водные объекты могут загрязняться и засоряться с суши при поступлении химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, производстве работ, влияющих на состояние вод на берегах водоемов, смывом загрязнений и засорением мусором, скапливающимся в населенных пунктах.

    В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения. Такими источниками признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Существует порядок выявления таких источников. Например, приказом Минприроды РФ от 2 августа 1994 г. № 241 была утверждена Инструкция по идентификации источника загрязнения водного объекта нефтью.

    Водные объекты охраняются от загрязнения посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух) (ст. 95 ВК).

    Огромный вред состоянию водных объектов наносит так называемое аварийное загрязнение водных объектов, которое возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также, биологическому разнообразию.

    Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются водным законодательством РФ и законодательством РФ о недрах. Так, порядок действий и координации государственных органов в таких случаях регулируется Временным положением о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ, МЧС РФ, Госкомсанэпиднадзором РФ, Минсельхозпродом РФ, Росгидрометом, Роскомземом, Роскомводом, Роскомнедрами, Роскомрыболовством, Рослесхозом 23 июня 1995 г. № 05-11/2507, 3, 18 августа, 4 июля, 30 июня, 8, 22, 11, 14, 10 августа 1995 г.

    В некоторых случаях вследствие аварии водный объект может быть объявлен зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (ст. 116 ВК). Зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их части и их водосборные площади, если в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия определяется законодательством РФ.

    В водном законодательстве (ст. 104 ВК) содержатся особые требования по охране водных объектов от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами. Предусмотрено, что содержание радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде.

    Захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ в водные объекты запрещаются. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества, в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке. Проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается. Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами (материалами) ведется специально уполномоченными на то государственными органами РФ.

    Водный кодекс содержит прямой запрет засорения водных объектов. Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с нормами водного законодательства РФ.

    Действуют также специальные нормы, касающиеся предотвращения истощения вод. Так, ст. 110 ВК устанавливает требования к экологическим попускам и нормированию предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод. Порядок проведения такого рода мероприятий определяется для каждого водного объекта Минприроды России в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска не допускается.

    Водоохранные зоны. Другим направлением охраны вод является регулирование эксплуатации сопредельных природных ресурсов и хозяйственной деятельности путем ограничений. Эта задача решается главным образом путем установления водоохранных зон и санитарно-защитных зон.

    Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны (ст. 111 ВК). Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой действует специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.

    В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных ВК. В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.

    Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах*, в котором урегулирован порядок установления таких зон и режим хозяйственной деятельности на их территориях.

    * СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.

    Вод сохранная зона - территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

    Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.

    В пределах водоохранных зон запрещены: авиационно-химические работы; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; размещение дачных и садово-огородных участков при определенных условиях; работы по добыче полезных ископаемых, землеройных и другие работы. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

    В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство.

    Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать режим использования этих зон и полос. Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    Водное законодательство регулирует порядок использования земель, лесов и недр в этих зонах. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством РФ, по согласованию с Минприроды РФ.

    Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос рубки главного пользования запрещены. Разрешаются рубки промежуточного пользования и другие лесохозяйственные мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Леса водоохранных зон предоставляются в пользование по согласованию с Минприроды РФ в соответствии с лесным и водным законодательством РФ. Минприроды РФ контролирует использование лесов водоохранных зон и вправе приостановить либо запретить работы, оказывающие вредное влияние на состояние водных объектов.

    При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов. Строительные, дноуглубительные, взрывные и иные работы на водных объектах и в их водоохранных зонах ведутся по согласованию с Минприроды РФ. Порядок использования полезных ископаемых и других ресурсов, извлекаемых при работах на водных объектах, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, Минприроды РФ и др. в пределах их полномочий.

    Для обеспечения охраны вод кроме водоохранных зон могут устанавливаться также зоны и округа санитарной охраны. В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ. Например, постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения*.

    * СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5798.

    Особо охраняемые водные объекты. Эффективное средство охраны водных объектов - установление режима особо охраняемых водных объектов (ст. 118 ВК). Особо охраняемые водные объекты - природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

    Особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью особо охраняемой природной территории, определенной законодательством РФ.

    Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:

    участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

    водно-болотные угодья;

    водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

    зоны охраны истока или устья водных объектов;

    места нереста ценных видов рыб;

    Кроме перечисленных, могут быть предусмотрены и иные категории особо охраняемых водных объектов. Особо охраняемые водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся частью уникального природного комплекса, могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом. Охрана и использование особо охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых территориях.

    Могут выделяться также особо охраняемые водные объекты международного значения. Так, особо охраняемые водные объекты международного значения (трансграничные (пограничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и территориального моря РФ, водно-болотные угодья) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. Режим использования и охраны особо охраняемых водных объектов международного значения определяется международными договорами РФ и законодательством РФ.

    Правовая охрана озера Байкал. Для обеспечения охраны уникального озера Байкал, являющегося природным объектом всемирного наследия, 1 мая 1999 г. принят Федеральный закон № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»*. Закон предусматривает правовые средства решения проблемы Байкала.

    * СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

    Так, Байкальская природная территория подлежит экологическому зонированию. В состав этой территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

    На этой территории выделяются центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации, и экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории РФ шириной до 200 км на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых негативно воздействует на уникальную экологическую систему озера Байкал. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

    На основании экологического зонирования территории определяется режим хозяйственной деятельности на ней, запрещение или ограничение отдельных ее видов в соответствии со следующими принципами:

    приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;

    учет комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;

    сбалансированность решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;

    обязательность государственной экологической экспертизы.

    На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

    химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

    физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);

    биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

    Запрещаются строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством РФ.

    Существенной особенностью правового регулирования водных отношений является тесная взаимосвязь водных объектов с другими компонентами природы - землей, недрами, лесами. Поэтому, помимо водного законодательства, правовые нормы, регулирующие использование и охрану водных объектов, содержатся в других отраслях законодательства: экологической, санитарно-эпидемиологической, лесной, земельной, градостроительной, о недрах, техническом регулировании и др.

    В соответствии с Водным кодексом РФ (глава 6) все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

    В ст. 55 "Основные требования к охране водных объектов" ВК РФ установлены общие требования к охране водных объектов: собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения; собственники водных объектов осуществляют меры по ликвидации последствий загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

    Специальные требования к охране водных объектов содержатся в других статьях Водного кодекса, например, в ст. 56 "Охрана водных объектов от загрязнения и засорения" и др.

    В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает меры правовой охраны водных объектов , в том числе запретительных и ограничительных. Так, запрещаются: захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ; сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты и др.

    В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира на территориях, примыкающих к водным объектам, создаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (ст. 65 ВК РФ). В их пределах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

    Водные объекты (или их части), имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами , ограничение или запрет использования которых устанавливаются федеральными законами.

    Практическое задание:

    а) Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга постановлением от 13 февраля 2007 г. предоставила девять земельных участков для строительства индивидуальных дач в водоохранной зоне р. Ижора.

    б) Инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области Сметанин наложил штраф в размере 1000 руб. на гражданина Истомина за то, что он складировал бытовые отходы в водоохранной зоне р. Ижора.

    Каков правовой режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос? Соответствуют ли этому режиму действия указанных в условиях задачи лиц? Оцените законность, принятых органами власти решений. Подлежит ли возмещению вред, причиненный водоохранной зоне? В каком порядке исчисляется его размер?

    В ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ). Сущность указанного правового режима рассмотрена в теоретической части данной работы.

    а) Действия Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются законными; поскольку согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды; а согласно ч. 16.1 ст. 65 ВК РФ в отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в п. 1 ч. 16 ст. 65 ВК РФ, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

    б) Действия гражданина Истомина по складированию бытовых отходов в водоохранной зоне р. Ижора не соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются незаконными, поскольку согласно п. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается, в том числе и размещение объектов размещения отходов производства и потребления.

    Действия инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области Сметанина, наложившего штраф на гражданина Истомина, соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются законными, поскольку согласно ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. № 256. 31.12.2001. использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

    Вред, причиненный водоохранной зоне, подлежит возмещению на основании ч. 1 ст. 69 ВК РФ, поскольку лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

    Размер вреда, причиненного водоохранной зоне исчисляется на основании ч. 2 ст. 69 ВК РФ и п. 3 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (ред. от 31.01.2014) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" // Российская газета. № 113. 24.06.2009. за загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод вследствие нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов (ст. 65 ВК РФ). Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения (п. 6).

    Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах (п. 8).

    Случайные статьи

    Вверх