Земли промышленности используются или предназначены для. Земли энергетики

ст. 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Земли промышленности - земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 88 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. При этом размеры предоставляемых земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Являются федеральной собственностью земли промышленности (и иного специального назначения), занятые:

    • федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии;
    • федеральным транспортом, путями сообщения;
    • объектами федеральной информатики и связи;
    • объектами, обеспечивающими космическую деятельность;
    • объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства;
    • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    • другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Состав земель промышленности

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель:

    • охранные;
    • санитарно-защитные;
    • иные.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования , ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

О порядоке установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенностях использования расположенных в них участков см. Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"

Общая характеристика правового режима земель промышленности

Под правовым режимом земель промышленности и иного назначения следует понимать систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

    1. Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
    2. органами субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    3. органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 24 ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды необходимо учитывать, что:

    • размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду , осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст. Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
    • нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

9.3. Земли промышленности и иного специального назначения

В чем заключаются особенности использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения?

Общие особенности использования земельных участков для нужд промышленности и иного специального назначения определены ст. 87 ЗК РФ.

Назначение земель, перечисленных в данной статье, весьма разнообразно. Безусловно, из множественности целей вытекает разнообразие правового режима этой сложной категории земель. Субъектами права первичного землепользования здесь могут быть, как правило, организации и предприятия. Землепользование граждан (огороды, пастбища для скота, служебные земельные наделы), а также посторонних организаций, например сельскохозяйственных предприятий, всегда вторично, т. к. земельные участки им отводят первичные землепользователи. Первичные пользователи государственной землей являются для вторичных (срочных) пользователей своеобразными «администраторами» (в части отвода земельных участков, контроля за их использованием и т. д.). Земельные участки в этих случаях предоставляются безвозмездно. Эти случаи названы в ст. 24 ЗК РФ.

Основными органами управления в области использования названных земель являются те же органы, которые управляют соответствующим производством и иной возложенной на них деятельностью. При всем различии отраслей промышленности, транспорта, связи, обороны функции управления имеют много общего.

Во-первых, все органы управления (министерства, ведомства) обязаны руководствоваться предписаниями Правительства РФ, а в необходимых случаях согласовывать свои действия с органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и других учреждений. Они вправе осуществлять наблюдение за состоянием использования земель, давать рекомендации и указания в целях организации рационального использования и охраны земель (в соответствии с Положением о названных министерствах и ведомствах).

Во-вторых, они разрабатывают внутрипроизводственные правила землепользования, решают вопросы внутренней организации землепользований промышленных, транспортных и других предприятий, т. е. определяют целевое назначение их отдельных частей, обеспечивают оптимальное размещение строящихся зданий и сооружений, создают службы эксплуатации земель и т. д. Так, Министерство транспорта и связи РФ утверждает правила и инструкции о порядке использования земель железных дорог, временного отвода их предприятиям сельского хозяйства и другим организациям, а также гражданам. Например, названным Министерством утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.

В-третьих, они организуют внутриведомственный учет «своих» земель, принимают решения о перераспределении земель между подведомственными им предприятиями и службами, содействуют им в осуществлении прав и обязанностей.

Участки, как сказано в ст. 87 Кодекса, расположены за границей населенных пунктов. При этом земельные участки, расположенные в границе населенных пунктов, признаются землями соответствующих населенных пунктов, для каких бы из упомянутых в ст. 87 нужд они ни использовались. Следовательно, характер их использования определяется двояко: с одной стороны, нормами, установленными для земельных участков населенных пунктов, например архитектурно-планировочными требованиями, с другой - нормами, определяющими характер их использования для нужд промышленности, транспорта, энергетики, связи и иного специального назначения.

Порядок использования названных земельных участков всегда согласуется с соответствующими администрациями городов, поселков и других населенных пунктов.

Важной особенностью правового режима использования земельных участков в составе названной сложной категории земель является создание в их составе охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями их использования. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанавливаются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, и указываются в качестве одного из условий использования земельного участка.

Перечень видов использования земель указанной категории является открытым, т. к. все виды деятельности, требующие отвода земельного участка, перечислить в нормативном акте невозможно, и в этом нет необходимости. Законодательство, как правило, не устанавливает заранее определенные размеры земельных участков для каждого отдельного вида деятельности. Вместе с тем, нельзя оставить без нормирования отвод земельных участков в составе рассматриваемой категории земель, поэтому предусмотрено условие, согласно которому размеры отводимых участков определяются (экономически обосновываются) в процессе проектирования строительства и иной специальной деятельности. Конкретные и оптимальные размеры необходимых земельных участков указываются в проектно-технической документации. В некоторых случаях нормы предоставления земельных участков определены непосредственно в правовых актах о конкретных видах хозяйственной деятельности, например нормы для полос отвода железных и автомобильных дорог, береговых полос, охранных зон линий связи и т. д.

Значительные территории рассматриваемой категории земель находятся в исключительной федеральной собственности, о чем в ст. 87 ЗК РФ сказано следующее.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель определяется:

1) Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Земли специального назначения могут предоставляться, если это не мешает основному использованию участков, в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. Это положение относится ко всем земельным участкам рассматриваемой категории земель.

Земельные участки из земель промышленности и иного назначения могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если этому нет установленных правовых препятствий. Препятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 ЗК РФ. Наиболее обширные площади земель, которые могут находиться в частной собственности, - это земли промышленности. Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 90-х гг. В настоящее время в частную собственность, помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимости, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки коммерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

В собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. К таким земельным участкам относятся, например, участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы, другие войска, воинские формирования и органы РФ; а также участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды. Изъяты из оборота также участки воинских захоронений. Из земель, предназначенных для обеспечения государственной безопасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организации Федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Изъяты из оборота земельные участки, занятые исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ. Исключены из оборота также земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Каков порядок использования земельных участков, предоставляемых для нужд промышленности?

Земельные участки промышленных предприятий предназначены для размещения производственных зданий, цехов, внутризаводских коммуникаций, подъездных путей, складских помещений и других строений и сооружений, необходимых для организации производственной деятельности. Часть участка занята административными и культурно-бытовыми зданиями (заводоуправление, столовая, медпункт). При этом субъектом права землепользования является само предприятие. Оно отвечает за состояние и использование земельных участков.

Размер предоставляемого или приобретаемого участка данного предприятия (акционерного общества, промышленного комплекса) определяется проектом его строительства с учетом экономного использования земли. Как правило, новые предприятия строятся в промышленных районах (узлах), где организуются общие вспомогательные производства, инженерные сооружения, системы энерго-, водоснабжения и другие коммуникации. Поэтому проекты предприятий должны быть увязаны с проектами планировки промышленных районов, схемами генпланов промышленных узлов, а при отсутствии таковых - с существующими или намечаемыми коммуникациями, сетями и сооружениями. Выполнение данных требований способствует охране и рациональному использованию земель.

Кроме того, в проект строительства закладываются возможность соблюдения противопожарных норм; рациональные решения по охране водоемов, почвы и атмосферного воздуха, по отводу сточных вод (уменьшение их количества, бессточные системы); затраты на снятие и хранение плодородного слоя почвы, на рекультивацию и возмещение убытков, причиненных прежним землепользователем. Участки для отвалов, отходов, шлаконакопителей и отбросов надлежит выбирать на землях, непригодных для сельского хозяйства, с соблюдением норм и правил безопасности.

Поскольку производственная деятельность промышленного предприятия представляет опасность с точки зрения загрязнения окружающей среды, на соседних участках устанавливаются санитарнозащитные и иные зоны с особыми условиями пользования.

Строительные нормы и правила (СНиПы) устанавливают целый ряд запретов. Размещение предприятий или групп предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций не допускается: на площадках залегания полезных ископаемых без согласования с органами государственного горного надзора; в опасных зонах отвалов породы угольных и сланцевых шахт или обогатительных фабрик; в зонах активного карста, оползней, селевых потоков и снежных лавин, которые могут угрожать застройке и эксплуатации; в первом поясе зоны санитарной охраны водных источников; в первой зоне округов санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией их лечебных свойств; в зеленых зонах городов и поселков городского типа; на землях, занятых или предназначенных для лесов, лесопарков; на участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами до истечения сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы; на землях заповедников и их охранных зон; в охранных зонах памятников истории, археологии, архитектуры, искусства, охраняемых государством.

Предприятия, действующие на временно предоставленных участках, обязаны за свой счет привести их в состояние, пригодное для эксплуатации по основному назначению. Рекультивация ведется в ходе основной деятельности, а при невозможности этого - не позднее одного года после завершения работ. Предприятия, деятельность которых нарушает почвенный покров, обязаны снимать и хранить плодородный слой для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. При этом необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Затраты на проведение таких работ относятся за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В чем особенности использования земельных участков для нужд энергетики?

Эти земельные участки заняты для размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. На их территории располагаются воздушные линии электропередачи, наземные сооружения кабельных линий электропередачи, подстанции, распределительные пункты, другие сооружения и объекты энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики, а также в целях безопасности устанавливаются охранные зоны электрических сетей.

Предприятиям энергетики могут предоставляться земельные участки в постоянное и во временное пользование - безвозмездно. Так, например, во временное пользование (на период строительства) выделяются полосы земельных участков по всей длине трассы для прокладки кабелей, монтажа и установки опор воздушных линий и подвески проводов.

Правовой режим земельных участков при использовании атомной энергии установлен Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Этим Законом устанавливаются полномочия по размещению объектов атомной энергии, которые непосредственно связаны с полномочиями по отводу земельных участков для этих целей. При этом решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются совместно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Решения о месте размещения и о сооружении других пунктов хранения, а также имеющих региональное значение радиационных источников, принимают органы государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагается их размещение и сооружение. Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации.

Предоставление земельных участков для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах, законами и иными правовыми актами РФ. Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

В соответствии с Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, утверждаемыми Правительством РФ, устанавливаются: охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи, проходящих по ненаселенным местам, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов в зависимости от вольтажа линий; разрывы от крайних проводов до ближайших выступающих частей зданий и сооружений шириной также в зависимости от вольтажа линий. Организации, строящие высоковольтные сети через леса, парки, заповедники, сады и другие насаждения, согласовывают направление этих сетей (и другие необходимые условия) с организациями, которые ведают данными территориями. То же касается ширины просек на этих землях и в защитных лесных полосах вдоль железных и автомобильных дорог, запретных полосах вдоль рек и озер.

В пределах охранных зон, разрывов и просек запрещается:

без письменного разрешения эксплуатирующей организации строить всякого рода сооружения, линии связи и силовые воздушные электрические сети, производить какие-либо работы, посадку деревьев;

устраивать проезды непосредственно под проводами воздушных линий машин высотой более трех метров;

производить полеты, за исключением авиации, обслуживающей энергосистемы, на высоте меньше 100 м над воздушными линиями электропередачи и подстанциями и сбрасывать балласт, тросы и другие предметы, а также спускаться на парашютах;

устраивать в местах, где проложены подводные кабельные электрические линии, причалы, стоянки судов и барж, бросать якоря и волокуши, выделять рыболовные угодья, а также производить (без согласования) дноуглубительные и землечерпательные работы;

ставить скирды хлеба, ометы соломы, стога сена, штабеля торфа или лесоматериалов; располагать полевые станы, загоны, коновязи и скотные дворы; разводить огонь.

На трассе подземных кабельных линий запрещается сбрасывать большие тяжести, выливать кислоты и щелочи, устраивать различные свалки, в том числе шлака и снега. Аварийные работы на этих линиях должны согласовываться с руководителями соответствующих предприятий, учреждений или органами местных администраций. После ликвидации аварии организация, эксплуатирующая кабельную линию, обязана засыпать грунт и восстановить дорожные покрытия. Земляные работы и раскопки (за исключением работ, связанных с устройством огородов и цветников и уходом за ними) на территории, через которые проходят электрические линии, могут производиться только по получении письменного разрешения эксплуатирующей организации.

Плановые работы по ремонту и реконструкции линий электропередачи, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, производятся по согласованию с землепользователями. После выполнения указанных работ (а также после ликвидации аварий) угодья приводятся в прежнее состояние, а убытки возмещаются. Аналогичные работы, связанные с нарушением дорожных покрытий, производятся только после согласования (в исключительных случаях - уведомления) с органами, ведающими этими дорогами.

Каковы общие условия использования земельных участков предприятиями различных видов транспорта?

Земельные участки используются при эксплуатации, содержании, строительстве, ремонте, реконструкции, усовершенствовании и развитии сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Порядок пользования земельными участками, предоставленными предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, регулируется ст. 90 ЗК РФ и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта.

Размеры участков определяются по действующим нормам или типовым проектам строительства соответствующих объектов. Если же норм нет, а использовать типовые проекты невозможно (ввиду инженерно-технических, климатических и иных особенностей, специфики рельефа или самого объекта строительства), размеры определяются проектно-сметной документацией. Отвод осуществляется с учетом очередности освоения участков.

При проектировании, кроме соблюдения общего принципа размещать объекты на непригодных для сельского хозяйства землях либо угодьях худшего качества, необходимо также выбирать оптимальные направления трасс, чтобы не создавать неудобства соседним хозяйствам и не нанести больших расходов по возмещению им компенсаций.

Земельные участки предоставляются, как правило, бессрочно. На территории населенных пунктов объекты транспорта размещаются только с согласия соответствующих местных администраций.

На период строительства, реконструкции или ремонта своих сооружений предприятия вправе получать участки во временное пользование. Порядок их возврата (рекультивация и т. д.) тот же, что и для предприятий промышленности. Временные участки могут передаваться другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и иных объектов с обязательным возмещением расходов по содержанию и улучшению таких участков.

Проекты строительства, реконструкции или ремонта объектов транспорта могут предусматривать необходимость защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным заносам и размывам (эрозии) почв. Размеры участков для этих нужд определяются нормами отвода земель для соответствующего вида транспорта. Предприятия обязаны бороться с вредителями полезных растений и сорняками в защитных лесонасаждениях, осуществлять противопожарные и иные мероприятия по уходу за ними.

Нормальная эксплуатация, а также безопасность объектов транспорта обеспечивается установлением охранных зон, размер и режим которых зависит от вида транспорта и определяется соответствующими нормами или проектно-технической документацией. Земли этих зон остаются у землевладельцев, но имеют особый режим, о котором их обязано письменно известить соответствующее транспортное предприятие.

Каков порядок использования земельных участков на железнодорожном транспорте?

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 7 июля 2003 г.) в ст. 9 указывает, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством РФ.

МПС России (ныне Министерство транспорта) утвердило 15 мая 1999 г. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, которым определяется порядок использования земельных участков. В частности, указано, что проектно-техническая документация устанавливает размеры земельных участков для обеспечения полос необходимой ширины в случаях, требующих индивидуального проектирования земельного полотна, боковых резервов, искусственных противопожарных и противолавинных сооружений, переездов, берегоукрепительных, противоэрозионных и снегозадерживающих лесонасаждений; размещения станций, локомотивных и вагонных депо, жилых поселков, тяговых подстанций и т. п.; защитных зон, а также зон перспективного развития; временных нужд (на период строительства).

Защитные зоны железнодорожного транспорта включают в себя: земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий (ст. 2 Закона).

В зонах с особыми условиями землепользования запрещается: производить какие бы то ни было строительные, монтажные, горные и карьерные работы без письменного разрешения управления железной дороги; вырубать лес и нарушать растительный покров способами, которые могут привести к оползням, осыпям, селевым потокам, оврагам, возникновению подвижных песков, снежных заносов и горных лавин; сооружать линии связи, электросети, а также трубопроводы без согласования с Министерством транспорта и связи РФ.

Каков порядок использования земельных участков морского и внутреннего водного транспорта?

К землям морского и внутреннего водного транспорта, согласно ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст. 90 ЗК РФ, относятся территории, занятые:

искусственно созданными внутренними водными путями; морскими портами (в том числе специализированными) с набережными, площадями, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями и устройствами, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;

гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами и предприятиями, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными постройками, жильем и соцкультбытом; внутренней береговой полосой.

Размеры предоставляемых земельных участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших участок.

Предприятия морского транспорта могут предоставлять часть своих земель, а также акватории порта во временное пользование другим лицам для различных транспортных нужд.

Без согласования с администрацией на подходах к портам (каналам) и территории порта запрещается сооружать мостовые, кабельные и воздушные переходы, линии связи и электропередачи, прокладывать трубопроводы, водозаборные и прочие объекты, а в зоне действия радионавигационных объектов - строить радиосистемы. Строительство, ремонт и реконструкция объектов других видов транспорта в акватории и на территории портов производятся в соответствии с общими правилами морских торговых и рыбных портов, утвержденными государственными органами морского флота и рыбного хозяйства.

К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:

портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми обеспечивающими сооружениями и устройствами;

пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;

судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническими зданиями;

берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;

узлами связи, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, базами.

К охранным зонам, помимо участков, общих для всех видов транспорта, относятся береговые полосы внутренних водных путей.

Береговая полоса выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, причем вне населенных пунктов (ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

На землях береговой полосы могут быть запрещены распашка земли, корчевка леса и другие работы. Строить в пределах береговой полосы можно только с разрешения соответствующей местной администрации и по согласованию с органами, регулирующими судоходство и сплав. Организации, использующие эту полосу для хранения и сплотки древесины, обязаны очистить затопляемые участки до начала паводка.

Земельные участки под причалами, складами пароходств находятся в общем пользовании, если они не предоставлены определенным организациям на договорных или иных началах. Общими являются и пристани в населенных пунктах по берегам судоходных путей - на них разгружаются суда и плоты. Устройство и содержание пристанских участков возлагаются на местные администрации.

Согласно ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских населенных пунктов, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, т. е. полосу земли шириной 20 м от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством РФ;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством РФ и водным законодательством РФ;

использовать безвозмездно для проведения работ по обеспечению судоходства грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Кодексом внутреннего водного транспорта дополнительно определено, что не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Каков порядок использования земельных участков автомобильного транспорта?

Для автомобильного транспорта земельные участки отводятся дорожным органам и другим организациям, осуществляющим строительство и эксплуатацию дорог (в постоянное и временное пользование). Основные нормативные акты, регулирующие правовой режим названных земель: Указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего использования», Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420.

В зависимости от категории дороги устанавливается следующая максимальная ширина полосы отвода для автомобильных дорог: для дорог 1-й категории - 32 м; для дорог 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категорий соответственно 28,22,19 и 18 м. При прохождении трассы дороги по особо ценным сельскохозяйственным угодьям ширина полосы отвода может быть уменьшена до минимально возможной величины.

Помимо этого, на период строительства дороги для временных нужд (складирование материалов, размещение и передвижение техники, устройство карьеров и т. д.) в соответствии с проектом могут предоставляться земельные участки на праве срочного пользования. Эти участки по окончании строительства возвращаются прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования по прежнему целевому назначению. Одновременно им возмещаются убытки, возникшие в связи с временным занятием этих земель. В случае прохождения трассы дороги по землям, находящимся в частной собственности, они выкупаются у соответствующих собственников в порядке, установленном ст. 279 ГК РФ. При несогласии собственника земли на ее выкуп дело решается в судебном порядке по иску заинтересованной стороны.

При необходимости и с целью охраны дороги от размывов, эрозионных процессов, снежных заносов вдоль полосы отвода могут устанавливаться специальные зоны с особыми условиями землепользования. Эти земли не исключаются из состава земель хозяйств, по территории которых они проходят, но право пользования ими ограничивается в интересах автомобильных дорог. Такие охранные зоны устанавливаются на эрозионно-опасных участках, косогорах, оползне- и селеопасных, а также подверженных снежным заносам участках. В пределах указанных зон устанавливается такой режим использования земель, который удовлетворял бы требованиям охраны дорожного полотна и нормального функционирования дороги: запрет на вырубку деревьев там, где это может отразиться на устойчивости склонов или может стимулировать образование оврагов, селей, оползней; укрепление и облесение открытых участков; запрещение распашки земель и др.

На лесопокрытых, но эрозионно-неопасных участках устанавливаются зоны, в пределах которых дорожные органы получают право сплошной вырубки деревьев с целью просушивания дорожного полотна и улучшения видимости для водителей.

Условия хозяйственного использования земель в пределах охранных зон, а также сроки и порядок проведения на них других дорожных мероприятий оговариваются в специальных договорах, заключаемых сторонами. Здесь же указываются размеры возмещения убытков, возникающих в связи с ограничением прав землепользователей установлением охранных зон.

Для ремонта автодорог на период его проведения по договоренности сторон (как правило, в периоды, когда земли не заняты сельскохозяйственными культурами) могут выделяться земельные участки в срочное пользование, которые после окончания работ возвращаются прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению.

Особой охране подлежат федеральные дороги общего пользования 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий. Вдоль этих дорог устанавливаются специальные придорожные полосы, ширина которых составляет: для дорог 1-й и 2-й категорий - 75 м, а для дорог 3-й и 4-й категорий - 50 м в обе стороны от границ полосы отвода. При подъезде к столицам республик, административным центрам субъектов Федерации и городам федерального значения на расстояние не менее 25 км от границ указанных городов ширина придорожной полосы увеличивается до 150 м. Вдоль кольцевых дорог упомянутых населенных пунктов ширина придорожной полосы устанавливается в 250 м.

При пересечении дороги с линиями высоковольтной электропередачи расстояние от опоры проводов до бровки дороги должно быть равным высоте опоры плюс 5 м, но не менее 25 м.

Придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - зона с особым режимом использования земель. Предоставление земельных участков в пределах придорожных полос и в непосредственной близости от них должно производиться только по согласованию с органами управления автотранспортом и ГИБДД.

В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений со сроком службы 10 и более лет. Ранее построенные сооружения сохраняются, однако режим их использования должен быть согласован с органами управления автотранспортом. Размещение в пределах придорожных полос различных объектов транспортной обстановки, а также указателей, плакатов, информационных и рекламных щитов и роликов может осуществляться только по согласованию с соответствующими службами: МВД России, дорожной службой, архитектурной службой и т. п.

Каков порядок использования земельных участков трубопроводного транспорта?

Земельные участки для нужд, связанных с трубопроводным транспортом, предоставляются:

для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном земельным законодательством РФ. При этом в постоянное пользование передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта.

Организация - собственник системы газоснабжения или уполномоченная им эксплуатирующая организация после завершения намеченных работ на земельном участке, переданном такой организации во временное пользование, обязана:

рекультивировать земельный участок и передать его владельцу, пользователю или арендатору по акту в установленном порядке;

возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного участка понесенные ими убытки.

Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:

проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством РФ.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На этих земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Схожий порядок использования земельных участков установлен и для нефтепроводов.

Ширина полос земли, отводимой во временное пользование для строительства (закладки) одного магистрального подземного трубопровода, устанавливается исходя из следующих нормативов, в зависимости от диаметра трубопровода и категории земель, по которым прокладывается трасса трубопровода.

На землях лесного фонда ширина полос устанавливается по тем же нормативам, что и на землях сельскохозяйственного назначения.

Ширина полос для магистральных подземных трубопроводов диаметром более 1420 мм и трубопроводов, строящихся в труднопроходимой местности (в болотах, тундре, пустынях, горных условиях), определяется по проектам, утверждаемым в установленном порядке.

После завершения строительства трубопровода временно занимаемые полосы приводятся в состояние, пригодное для использования по основному целевому назначению, и возвращаются прежнему землепользователю. Одновременно ему возмещается стоимость всех убытков, возникших в связи со строительством трубопровода, включая упущенную выгоду. Дальнейшее использование полосы земель над трубопроводами осуществляется землепользователем, по территории которого проложен трубопровод, по своему усмотрению, но с соблюдением правил эксплуатации трубопровода.

Каков порядок использования земельных участков для воздушного транспорта?

Правовой режим земельных участков для воздушного транспорта определен Воздушным кодексом РФ. Земельные участки предоставляются, как правило, в бессрочное пользование предприятиям и организациям воздушного транспорта в соответствии с проектной документацией или установленными нормативами.

Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов на землях воздушного транспорта устанавливаются специальные охранные зоны, включающие приаэродромные территории и полосы воздушных подходов. Различают три типа таких зон с особым правовым режимом землепользования.

В первой зоне (шириной до 10 км от границ аэродрома) запрещается строительство без согласования с органами гражданской авиации зданий и сооружений, воздушных линий связи, линий электропередачи и других сооружений.

Вторая зона имеет ширину в интервале от 10 до 30 км от границ аэродрома. В ее пределах согласовывается строительство лишь тех объектов, абсолютная отметка верхних точек которых превышает абсолютную отметку аэродрома на 50 м.

В третьей зоне (шириной в интервале от 30 км до 75 км от границ аэродрома) согласованию подлежит строительство любых объектов высотой 200 м и более. В случае нарушения требований указанной нормы соответствующие объекты подлежат сносу без возмещения их стоимости.

В пределах указанных зон допускается хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям эксплуатации воздушного транспорта. Кроме того, на землях, прилегающих к аэродромам в радиусе 15 км, запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, на которых возможно массовое скопление птиц, что опасно для полетов воздушных летательных аппаратов.

Каков правовой режим земель электрических сетей и линий связи?

Правовой режим земель электрических сетей и линий связи имеет много общего. Их правовое положение определяется рядом нормативных актов, например Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, и др.

Трассы электросетей и линий связи, как правило, прокладываются вдоль существующих дорог, сетей, границ землепользований или полей севооборотов.

Субъекты права на землю - предприятия и организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию линий связи и электрических сетей. Земельные участки предоставляются как в постоянное (бессрочное) пользование, так и во временное пользование (на период строительства).

На праве бессрочного (постоянного) пользования земельные участки предоставляются для размещения и возведения стационарных элементов сетей и линий (опоры линий электропередачи, надземных сооружений кабельных и воздушных линий связи и др.).

На праве безвозмездного срочного пользования (на период строительства) земельные участки предоставляются вдоль возводимой трассы подземного кабеля или воздушных линий для использования их в качестве подъездных путей, мест складирования материалов, укладки вынимаемого из траншей грунта и т. п.

Размеры участков под стационарные элементы линий связи и электрических линий, как правило, нормируются, участки временного пользования определяются в соответствии с проектной документацией или специальными расчетами.

Земельные участки над проводами электрических линий или над кабельными линиями остаются в собственности и пользовании тех субъектов, на территории которых прокладываются трассы, и используются ими свободно с соблюдением мер, обеспечивающих сохранность и работу указанных объектов в соответствии с правилами охраны линий связи и электрических сетей. Сроки, содержание и условия проведения работ по обслуживанию и ремонту объектов линий согласовываются с соответствующими правообладателями земли. Для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и линий связи и для их охраны вдоль них устанавливаются охранные зоны, в пределах которых вводится особый режим использования земельных участков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Землями промышленности, энергетики,

Статья 88. Земли промышленности 1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по

Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского

Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Землями промышленности, энергетики,

Статья 88. Земли промышленности 1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по

Статья 97. Земли природоохранного назначения 1. К землям природоохранного назначения относятся земли:1) утратил силу;2) запретных и нерестоохранных полос;3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов,

9.1. Земли сельскохозяйственного назначения Если гражданин решит продать земельный участок, на котором расположено его приусадебное хозяйство, будут ли действовать ограничения, установленные законом в отношении оборота земель сельскохозяйственного назначения?В данном

9.3. Земли промышленности и иного специального назначения В чем заключаются особенности использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности,

Статья 87 Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Наименование данной категории земель,

Статья 88 Земли промышленности 1. Статья 88 Кодекса характеризует основные черты правового режима земель промышленности. Они используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. В ЗК 1991г. самостоятельная статья о землях

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Групповые тренировочные занятия являются, как показала практика, наиболее совершенной формой повышения профессионального уровня кинологов и улучшения рабочих

В земельных правоотношениях термин «земля» используется для обозначения обособленного участка поверхности, то есть земельного участка.

Главным принципом их использования является соблюдение целевого назначения такого участка.

Все участки подразделяются на семь категорий, каждая из которых имеет особые параметры , свойственные только ей, код, назначение и разрешенные виды использования.

Под целевым назначением понимается особая функция, выполняемая тем или иным земельным участком в общественных отношениях.

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс .

Принадлежность к определенной категории определяет:

  • правовой режим участка;
  • его назначение;
  • разрешенные виды использования внутри самой категории: основные и дополнительные.

Собственник не может самовольно их изменить . Такое ограничение в правомочиях обусловлено большой ценностью земельных ресурсов и вниманием государства к сохранению их качества.

Количество видов и их описание

Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса . Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
  • особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.

Сельскохозяйственного назначения

Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота . Возможно только временное использование на условиях:

  • аренды;
  • концессии;
  • бесплатного пользования.

Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.

Водного фонда

К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:

  • непосредственно сами водные объекты;
  • их охранные зоны;
  • полосы отвода;
  • охраняемые водозаборные зоны;
  • разнообразные гидротехнические сооружения.

Правовой режим таких территорий устанавливается Земельным и Водным кодексами . Отведение участков, занятых водоемами, не предусмотрено.

Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут :

  • строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
  • их эксплуатация.

Запаса

В запас попадают те земли, для которых:

  • не установлено целевое назначение;
  • право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.

Собственниками таких участков является государство или муниципалитет .

По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:

  • переведены в одну из других категорий;
  • переданы в собственность или аренду.

Коды

Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник , оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом :

  1. Так, имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
  2. Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010.
  3. скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
  4. А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
  5. Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
  6. Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.

Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти , и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.

При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена , а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.

Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.

Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.

При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет .

Иногда для изменения назначения земель такое ходатайство не требуется . Так происходит, например, при расширении населенных пунктов, когда в категорию земель поселений попадает часть сельхозугодий или лесных насаждений.

Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется .

Полезное видео

Узнайте подробнее о том, сколько существует категорий земель, чем они отличаются, а также какие существуют из данного видео:

Подведем итоги

Такие государственные мероприятия, как учет всех земельных участков, разделение их на категории, установление ограничений на использование и пр., преследуют важную цель - охрану ценного природного ресурса , количество которого по объективным причинам ограничено.

Нарушение установленных законом предписаний будет иметь для собственника ряд неприятных последствий . Самым легким из них будет штраф. Самым суровым - лишение собственности, то есть изъятие участка в пользу государства .

Подобные меры также свидетельствуют об особом внимании властей к сохранению земельного фонда.

Вконтакте

Земли специального назначения — это земли, основной функцией которых является обеспечение транспортной инфрастуктуры и пространственного базиса для различных промышленных объектов на предоставляемых сельскохозяйственных участках, обладающих наименьшей ценностью в земельном кадастре. Согласно статье 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, они используются для промышленных нужд, инфраструктуры в транспортной отрасли, нужд обороны; в области коммуникаций, энергетики и т.д.

При выделении земель специального назначения в установленном законом порядке (№ 237 от 03.07.2016г.) проводится комплекс государственных процедур, позволяющих определить кадастровую стоимость участка. Данные мероприятия проходят в несколько этапов:

  1. Утверждается решение о проведении государственной кадастровой оценки.
  2. Определяется кадастровая стоимость; подготавливается отчет.
  3. Утверждается определившаяся стоимость.

Функциональность данных земель отражается в существовании права деления их на категории с учетом целей, для которых они предназначены. Например, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и др .

Для выделенных участков специального назначения установлен особый режим пользования. Его необходимость основана на обеспечении безопасности гражданам, которые по разным причинам могут пострадать от стратегических, региональных или государственных объектов, а также в целях невозможности частного их использования.

Располагаются они за пределами населенных пунктов , но не всегда, так как могут принадлежать объектам муниципальных образований или находиться в собственности. Согласно статье 87 Земельного Кодекса РФ земли специального значения могут быть переданы в безвозмездное пользование для сельскохозяйственных и других целей.

Земли специального назначения являются самостоятельной категорией, в состав которой входят земельные участки, подразделяющиеся на несколько подгрупп:

Правовой режим этих участков регулируется статьями 88-93 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно специфику формирования участков, предназначенных для промышленных нужд, обеспечения деятельности транспортной и энергетической отраслей, а также радиовещания и связи.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания

Участки, находящиеся в составе земель данного спецназначения, располагаются за границами поселений ; подчинены определенной организации и эксплуатируются в зависимости от целевого назначения. Территории, которые входят в их состав могут быть использованы для иных целей только в том случае, если на них получены права, полностью соответствующие положениям Земельного Кодекса, законам общефедеративного характера и утвержденным нормам.

В состав этих земель включаются охранные, санитарные и другие зоны, относящиеся к особому режиму пользования. Данные зоны устанавливаются для обеспечения безопасности и создания условий для эксплуатации объектов. Они не изымаются у непосредственных их владельцев или пользователей, для них предусмотрен отдельный эксплуатационный режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые могут противоречить целевому назначению; устанавливаются на основании соответствующих документов (правовых актов или решений государственных органов, предоставляющих земли в пользование).

Одной из особенностей правового режима земель промышленности, транспорта, энергетики, связи и радиовещания – строжайшее нормирование размеров предоставляемых участков для их использования в несельскохозяйственных целях . В статье 33 Земельного Кодекса Российской Федерации прописаны условия выделяемой площади для такого типа участков. Размеры устанавливаются на основании утвержденных норм отвода земель для того или иного вида деятельности или в соответствии с правилами пользования, учитывая при этом документацию проектной, землеустроительной и градостроительной служб. Если нормы не установлены, то площадь участка определяется в проекте строительного объекта.

Категория земель промышленности включает в себя участки, используемые или предназначенные в целях обеспечения определенной в промышленной отрасли деятельности, организации и эксплуатации объектов промышленного производства, а также прав участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных федеральными законами, Земельным Кодексом и законами субъектов РФ.

Земли промышленности предназначены для:

  • возведения и размещения административных и производственных строений, зданий, сооружений, обслуживающих временных построек;
  • обеспечения деятельности и эксплуатации различных промышленных объектов;
  • разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям нефтегазовой и горнодобывающей промышленности.

На основании положений земельного законодательства, данные участки могут быть как в государственной собственности, так и в частной, а законными собственниками могут являться юридические и физические лица.

Земли транспорта

Земли транспорта — это территории, к целевому назначению которых, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, относится обеспечение деятельности и эксплуатации следующих объектов: автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и других видов транспорта.

Земли железнодорожного транспорта

  • участки, предназначенные для железнодорожного транспорта;
  • участки для размещения зданий и построек, необходимых при эксплуатации и функционировании железнодорожного транспорта (станций, вокзалов, ремонтных депо);
  • специальные охранные зоны и полосы отвода (для складов, заправочных станций, разгрузочных площадок и складов, целевым назначением которого является хранение объектов и предметов особого статуса правового регулирования.

На основании указа Минтранса и Земельного Кодекса Российской Федерации на выделенных участках данного типа могут размещаться полосы отвода, сооружения, предназначенные для эксплуатации объектов железнодорожной отрасли; участки могут сдаваться в аренду юридическим и физическим лицам для сельскохозяйственных целей, складирования грузов и др.

Земли данного вида транспорта включают участки, предназначенные для содержания и эксплуатации федеральных автомобильных дорог и придорожных полос с особым режимом пользования.

Для земель автотранспорта также устанавливаются полосы отвода. Статья 90 Земельного Кодекса Российской Федерации говорит об обеспечении дорожного движения конкретно на полосах отвода, а также о передаче участков юридическим и физическим лицам. На данных участках допускается размещение объектов соответствующего сервиса (зон отдыха и т.п.).

На границе полосы отвода запрещается:

  • размещать объекты, не предназначенные для автомобильной дороги;
  • распахивать земельные участки, косить траву, рубить деревья, пасти скот и т.п.;
  • устанавливать рекламные конструкции, не соответствующие регламентам технического характера;
  • устанавливать информационные щиты и указатели, не имеющие отношения к правилам дорожного движения и обеспечения безопасности на дороге.

Согласно пункту 4 статьи 25 Закона №257-ФЗ земельные участки передаются на условиях частного или публичного сервитута. Данные участки, как правило, находятся на территории общего пользования и закреплены за ведомственными организациями, поэтому сдавать их в аренду нельзя. Положения об условиях сервитута и его применения прописано в Государственном Кодексе Российской Федерации.

Понятие сервитута включает в себя обеспечение проезда и прохода на определенную территорию, а также строительные работы на объектах автомобильного транспорта.

Земли водного и морского транспорта

В целях функционирования данного вида объектов отводятся следующие земельные участки:

  • для создания и размещения искусственных водных путей;
  • для объектов, необходимых при функционировании и эксплуатации водного и морского транспорта (станций, портов, причалов и т.п.);
  • для участков береговой полосы.

Согласно Водному Кодексу Российской Федерации , на береговых территориях водного и морского транспорта необходимо устанавливать участки береговой полосы, которые проходят вдоль границы воды и предназначены для общественного пользования. Величина данной полосы должна составлять 20 метров; в случае, если береговая полоса относится к каналам и рекам, ее длина должна быть не менее 10 километров, а величина 5 метров. На территории нахождения береговой полосы приватизировать и сдавать в аренду участки запрещается.

Земли аэровоздушного транспорта

Для эксплуатации и функционирования аэровоздушного транспорта выделяются участки, предназначенные для аэропортов, взлетно-посадочных полос, аэродромов, вокзалов и других объектов недвижимости, необходимых для воздушно-транспортной отрасли.

Земли трубопроводного транспорта

К данной категории земель специального назначения относятся участки, предназначенные для следующих целей: обеспечения деятельности организаций в отрасли трубопроводного транспорта, эксплуатации объектов данного транспорта и размещения газовых и нефтепроводов, а также иных трубопроводных объектов, которые необходимы для ремонта и (или) развития подземных и наземных зданий, сооружений, устройств и размещения охранных зон с особыми условиями пользования.

Границы выделяемых охранных зон для участков трубопроводного транспорта определяются в соответствии со строительными нормами, правилами охраны магистральных трубопроводов и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами. На данных земельных участках в пределах объектов системы газоснабжения строительство любых зданий и сооружений не допускается. Также не разрешается чинить препятствия собственнику системы газоснабжения (организации) при осуществлении работ по ремонту и обслуживанию объектов, устранении возникших аварий или катастроф.

Земли энергетики

Землями данной категории считаются территории, предназначенные для эксплуатации и функционирования объектов энергетики. Согласно законодательству Российской Федерации, к ним относятся энергетические системы и объекты ядерной энергетики, которые находятся в ведении органов власти. Это говорит о том, что пользоваться землями энергетики и являться их пользователями могут организации, относящиеся к государственной форме собственности.

Земли энергетики выделяют для:

  • размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок;
  • эксплуатации и функционирования тепловых электростанций;
  • размещения линий электропередач и подстанций;
  • других энергетических объектов и построек, необходимых для работы всего энергетического комплекса.

Земельные участки, предназначенные для линий электропередач и размещения опор, подтверждают свое назначение в Постановлении Правительства Российской Федерации (№486).

Охранные зоны и порядок эксплуатации энергетических объектов определен в Постановлении Правительства Российской Федерации (№160). На основании этого постановления границы, выделяемых охранных зон, определяет организация, имеющая электросетевое хозяйство (пункт 6).

На территории охранных зон запрещается:

  • проводить работы, которые могут препятствовать безопасности в электросетевой отрасли;
  • скапливать свалки;
  • выбрасывать едкие вещества и тяжести более 5-ти тонн;
  • складировать горючее;
  • размещать инфраструктурные объекты (больницы, рынки, парки, школы, детские учреждения и т.д.;
  • пользоваться летательными устройствами (например, воздушным змеем);
  • сажать и вырубать деревья, заниматься мелиорацией земли, взрывать что-либо, проводить земляные работы на глубине больше, чем 30 см;
  • поливать сельскохозяйственные растения струей воды больше, чем 3 м.

Земли связи и радиовещания

Земли связи и радиовещания предоставляются для размещения следующих объектов :

Основы правового режима земель данной категории определены в Федеральном Законе «О связи», который был принят 20.01.1995 года . Правила охраны линий и сооружений прописаны в постановлении 71 Правительства Российской Федерации 09.06.1995 г.

Иные земли спецназначения

  1. Земли космической деятельности (выделяются для эксплуатации и функционирования объектов аэрокосмической отрасли);
  2. Земли безопасности и обороны (предназначены для обеспечения деятельности Внутренних Сил Российской Федерации и поддержания способностей оборонять государство);
  3. Земли иного спецназначения (законодательная база не дает точного четкого определения, однако, на законодательном уровне учитывается возможное наличие нетипичных случаев, связанных с землями).

К землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст.

При рассмотрении темы, необходимо учитывать, что основная функция, которую выполняют земли специального назначения, выражается в их использовании в качестве пространственного операционного базиса, поэтому для объектов промышленности, транспорта, связи и прочих предоставляются в первую очередь несельскохозяйственные земли, самые низкие по кадастровой оценке.

Важной особенностью правового режима земель специального назначения является установление зон с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения, а также для создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных, оборонных и иных объектов, имеющих повышенную экологическую опасность. К ним относятся: санитарно-защитные зоны вокруг земель промышленности, охранные и защитные зоны вдоль железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, вокруг аэродромов, охранные зоны в виде полос вдоль линий электропередачи и линий связи, зоны с особыми условиями землепользования вокруг оборонных объектов и т.д.

Земельные участки для целей промышленности, транспорта и прочие предоставляются, как правило, соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования. В то же время, земельные участки указанной категории могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности, за исключением земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте согласно ст. 27 ЗК (см. также ст. 4 и 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»).

Взимание платежей за земли специального назначение урегулировано в соответствии с Законом о плате за землю, которым установлено, что налог за расположенные вне населенных пунктов земли специального назначения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, предусмотренных для поселений с численностью населения до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

Особенностью правового режима земель данной категории является отсутствие единства и компактности предоставляемых земельных территорий, как во времени, так и в пространстве. При размещении промышленных, оборонных, транспортных предприятий (объектов) земельные территории изымаются у других землепользователей и соответственно предоставляются для специальных целей поэтапно по мере освоения строительства и, как правило, не единым массивом даже в тех случаях, когда речь идет об одном предприятии как юридическом лице. Поскольку, земли этих предприятий или расположенные на них объекты вписываются в иные категории земель (сельскохозяйственного назначения, земли водного или лесного фонда), то режим их использования и охраны в значительной мере обусловлен правовым режимом земель соответствующей категории и нередко соподчинен ему.

В связи с потенциальной экологической опасностью и возможным отрицательным воздействием хозяйственной и иной деятельности этих предприятий на окружающую природную среду их проектированию предшествует экологическая экспертиза, положительное заключение которой является базовым юридическим основанием для возникновения права пользования землями промышленности и иного специального назначения.

Помимо общих особенностей правового режима использования земель специального назначения, его специфика определяется нормами специального законодательства в зависимости от вида земель рассматриваемой категории.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта вместе с земельным законодательст- вом регулируется также ФЗ от 25.08.1995 «О федеральном железнодорожном транспорте» и положениями Министерства путей сообщения РФ.

Порядок и нормативы предоставления земельных участков для размещения портов, причалов морского и внутреннего водного транспорта регулируются специальным водным законодательством и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7.03.2001.

Детальное регламентирование деятельности организаций воздушного транспорта и использования ими земельных участков содержится в Воздушном кодексе РФ от 19.03.1997.

Правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, установлены ФЗ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 28.03.2002).

Правовой режим наземных объектов космической инфраструктуры установлен Законом РФ от 20.08.1993 «О космической деятельности»

(в ред. от 29.11.1996).

Понятие земель связи определено ФЗ 200З г. «О связи» и ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи».

Режим использования земель пограничной зоны определяется наряду с Земельным кодексом РФ Законом РФ от 1.04.1993 «О государственной границе РФ».

Правовой режим использования и охраны земель закрытых территорий административно-территориальных образований (ЗАТО) определяется помимо ЗК Законом РФ от 14.07.1992 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 28.11.1996).

При изучении вопросов правового режима земель, предоставленных для добычи полез- ных ископаемых, которые также относятся к землям данной категории, необходимо проана- лизировать Закон РФ от 21.02.1992 «О недрах» (в ред. от 29.05.2000).

Еще по теме Тема 13 Земли промышленности и иного специального назначения:

  1. Тема 13 Земли промышленности и иного специального назначения
  2. Тема 9 Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения
  3. ТЕМА № 13. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, Р АДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, З ЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Случайные статьи

Вверх