Местная собственность. Муниципальная собственность

Территориальные органы самоуправления от лица муниципального образования призваны осуществлять деятельность, касающуюся решения вопросов местного характера в соответствии с историческими и прочими традициями, а также интересами населения. Обеспечивать защиту интересов граждан эти структуры могут не только за счет законотворческой и другой работы. Большое значение в сфере администрирования имеет и управление муниципальной собственностью. Рассмотрим эту сторону деятельности местной власти подробнее.

Актуальность вопроса

Муниципальная форма собственности выступает в качестве экономической основы местной власти. Вопросы территориального значения, которые решаются посредством распоряжения и пользования имуществом, касаются различных сфер. Это обуславливается тем, что спектр интересов населения достаточно широк. Понятие собственности само по себе относится к экономическим категориям. Юридическое ее закрепление имеет существенное значение во взаимоотношениях между субъектами.

Объекты муниципальной собственности

Понятие закрепляется в ст. 215 ГК. Объекты муниципальной собственности представляют собой имущество сельских и городских поселений. К нему в том числе относят и финансы. Они выделяются на решение вопросов, касающихся денежного обеспечения тех либо других мероприятий.

Право муниципальной собственности

На территории МО проживают граждане, которые объединены общими интересами, касающимися решения вопросов территориального характера. Население имеется в любом муниципальном образовании. Реализация власти на местах осуществляется напрямую гражданами либо через уполномоченные органы. Последние, в свою очередь, действуют в интересах населения и в соответствии со сложившимися на территории традициями. В данном случае присутствует 2 ключевых элемента:

  1. Участие населения в решении административных вопросов.
  2. Работа уполномоченных органов в интересах граждан.

П. 2 ст. 28 ФЗ, регламентирующего организацию деятельности местной власти, указывает на то, что самоуправление выступает как выражение воли населения, составляя, таким образом, один из элементов основы конституционного строя страны. Это значит, что право муниципальной собственности в первую очередь распространяется на граждан. Второстепенными субъектами выступают местные органы власти. Ими осуществляется непосредственное управление муниципальной собственностью.

Субъекты

Как выше было сказано, первым владельцем имущества выступает население. Муниципальная собственность также принадлежит:

  • Главам МО.
  • Законодательным органам.
  • Структурам и подразделениям администрации.
  • Органу, управляющему муниципальным хозяйством.
  • Унитарным предприятиям и учреждениям.
  • Прочим организациям, уполномоченным на управление собственностью.

Имущество

Муниципальная собственность в виде средств местного бюджета, а также внебюджетных фондов является финансовыми ресурсами МО. К имуществу местной власти относятся денежные средства. А также:

Особое имущество

Существуют материальные ценности, которые включает в себя исключительно муниципальная собственность. Такое имущество имеет особое значение для жизнеобеспечения определенной территории или населенного пункта, сохранения исторического и культурного наследия. К этой категории в частности относят памятники, городские парки и проч. Наличие такого имущества говорит о том, что муниципальная собственность имеет социальную направленность. Обуславливается это существенным влиянием на жизнь граждан в пределах конкретной территории. Кроме этого, многие объекты социально ориентированы. Например, в пределах территорий существуют спортивные, культурные, образовательные, медицинские и прочие учреждения. Еще одна важная особенность состоит в том, что муниципальная собственность выступает в качестве экономической основы местной власти. Так, согласно ст. 113 ГК, предприятия МО являются коммерческими, а имущество территориальных структур формирует материальную базу, посредством которой обеспечивается их деятельность.

Сравнительная характеристика

Законодательство формулирует четкие признаки, по которым отличается частная, государственная и муниципальная собственность. В качестве основных критериев разделения выступают: субъектный круг, составы и сами понятия указанных категорий. Так, в пределах конкретной административно-территориальной единицы владение, пользование или распоряжение имуществом осуществляется населением и соответствующими органами власти. В круг субъектов государственной собственности входит непосредственно федеральная и региональная власть и их структуры. Частное владение и распоряжение осуществляется конкретными гражданами.

Методы реализации полномочий

Государственная и муниципальная собственность - достаточно близкие по своей сути категории. Схожесть, кроме субъектного состава, проявляется и в функциях, которые исполняет такое имущество. Основными выступают: стабилизация и обеспечение социально-экономического благополучия граждан. Неотъемлемой чертой является общественный характер собственности. Ею владеют, пользуются, распоряжаются сообща, а не каждый человек или орган власти отдельно. Сегодня местные структуры могут использовать как экономические, так и организационно-распорядительные методы управления. Из последних следует отметить:

  • Формирование предприятий.
  • Заключение контрактов с руководителями компаний.
  • Подписание договоров на передачу имущественных прав.
  • Внесение части в уставной капитал АО.
  • Списание и передачу на баланс имущества.
  • Лизинг, аренду.
  • Отчуждение.
  • Доверительное управление и прочие.

К экономическим методам относят:

  • Муниципальные заказы.
  • Дотации.
  • Нормативы по отчислениям с прибыли предприятий в местный бюджет.
  • Налогообложение.
  • Нормативы выплат за использование собственности МО.
  • Штрафы и другие экономические санкции.

Что касается контролирующей деятельности государства, то наиболее распространенным во всех развитых странах считается мнение о том, что концентрировать в руках власти целесообразно только такие активы, которые смогут обеспечить определенную степень влияния на администрирование предприятием. Как правило, они составляют не меньше 25-30% от капитала компании. Таким образом, обеспечивается государственное регулирование собственности, не нарушаются интересы частных владельцев. В ряде случаев, однако, целесообразнее сохранять в руках власти контрольные пакеты. В стране действуют АО, в которых 100% акций принадлежит государству. Такая ситуация характерна для сектора, в котором задействованы стратегически важные предприятия. В этих случаях полный госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

Заключение

Законодательство предусматривает несколько видов собственности, среди которых наибольшее общественное и социальное значение имеет муниципальная и государственная собственность. Контроль над владением, распоряжением и пользованием имуществом находится в руках населения, местных, региональных и федеральных органов власти. При определении того или иного типа собственности прежде всего рассматривается характер отношений, которые возникают между субъектами относительно определенных материальных ценностей. Именно по этим позициям формулируются основные отличия между видами.

Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение:

В признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8);

В праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132).

Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляют также ГК РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления, другими законами и нормативными правовыми актами.

Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой ГК РФ с 1 января 1995 г.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).

Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника муниципального имущества принадлежат муниципальному образованию. От его имени эти права реализуют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, непосредственно само население.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет, согласно ст. 215 ГК РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, то в состав муниципальной собственности входят:

Средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

Имущество органов местного самоуправления;

Муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

Муниципальные предприятия и организации;

Муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

Муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

Другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29). Перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

Процесс формирования муниципальной собственности начался после принятия закона РСФСР о местном самоуправлении.

Порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно Положению 3 к этому постановлению в муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов. К ним относились: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, а также жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеназванные объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.

В муниципальную собственность передавались также объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации и расположенные на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; оптово-складские мощности; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.

В постановлении предусматривалась передача в муниципальную собственность предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившихся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Передача указанных объектов в муниципальную собственность осуществлялась по решению представительных органов государственной власти; субъектов Федерации на основании предложений представительных органов власти местного самоуправления, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Представительный, орган государственной власти обязан был рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в двухмесячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом. Если по истечении этого срока решение соответствующими представительными органами не было принято, то предложения, вносимые представительными органами местного самоуправления, считались удовлетворенными и принятие объектов в собственности оформлялось решением представительного органа, внесшего предложения.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» было установлено, что передача объектов, относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

На формировании муниципальной собственности существенным образом сказывался процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления (прежде всего небольших районных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния.

Начало приватизации муниципального имущества относится к 1992 г. Ее правовой основой послужили Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (1991 г.) и Государственные программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации. Первая программа была утверждена постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. С учётом опыта и результатов проведения приватизации 1992 - 1993 гг. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. была утверждена новая Государственная программа приватизации, введенная в действие с 1 января 1994 г. В связи с окончанием срока действия приватизационных чеков 22 июля 1994 г. утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.

Приватизация – длительный процесс формирования широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; создание конкурентной среды; ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов «малой приватизации»; содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения.

Организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в нашей стране посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики устанавливаются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». При этом под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Действие Закона не распространяется на:

а) приватизацию имущества муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;

б) приватизацию земли;

в) приватизацию природных ресурсов;

г) приватизацию муниципального жилищного фонда;

д) приватизацию объектов социального и культурного, назначения, историко-культурного наследия и природных объектов, а также некоторых других объектов (ст. 3).

Отчуждение данных объектов муниципального имущества регулируется дру­гими федеральными законами.

В соответствии с Законом основы приватизации муниципального имущества устанавливаются Федеральным законом и государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации проект которого ежегодно должно представлять Правительство РФ одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год в Государственную Думу РФ.

Процесс формирования муниципальной собственности еще не завершен, как нельзя считать завершенным и процесс формирования муниципальных образований. Закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит ст. 61 о формировании муниципальной собственности, в соответствии с которой субъекты Федерации должны передавать в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в их собственности но необходимые для решения вопросов местного значения. Передача данных объектов в собственность местного самоуправления должна осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями: При этом споры, которые могут возникнуть в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

Порядок передачи объектов собственности субъектов Федерации в муниципальную собственность регулируется органами государственной власти субъектов Федерации.

Кроме того, возможна передача объектов федеральной собственности в муниципальную собственность. Порядок такой передачи должен регулироваться федеральными законами.

Муниципальная собственность – одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. Но вместе с тем, согласно ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу Закона не может служить основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования..

Строительные объекты общественной недвижимости находятся на контроле у муниципальных властей, то есть властей местного самоуправления. В число такого имущества входит:

Магистратским формированием, равным образом, является конкретная территория (например, область, село, поселок городского типа, город и т.д.), которая находится под руководством власти местного самоуправления, а также за данными участками ведется контроль муниципальной власти. Необходимо выделить, что муниципальная недвижимость не выделяется как разновидность государственного владения, а является независимым подвидом общественной собственности. Поэтому не стоит сравнивать муниципальное владение и государственную собственность. В статье ниже рассмотрим более детально строение муниципальной собственности (МС) и узнаем, из чего она состоит.

Система собственности местного самоуправления

По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.

  1. В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями.
  2. Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.

Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы.

  1. Образование.
  2. Культура.
  3. Медицина.

Обратите внимание ! Большая часть объектов, входящих в эту группу, представляет собой муниципальные организации унитарного вида и другие предприятия местного значения. Например, это библиотеки, школы, больницы и другие учреждения.

Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.

Из этого следует, что муниципальное имущество – одно из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.

К ее основной деятельности свободно можно отнести пособничество по разрешению различный видов проблем и вопросов на местном уровне среди учреждений, касающихся удовлетворения потребностей общества. Кроме того, собственность муниципального значения нужна и для реализации властями местного самоуправления своих прямых задач и обязанностей, и для деятельности муниципальных органов и систем в общем.

Обратите внимание ! Отсюда следует логичный вывод, что такой вид собственности, как муниципальный, является основным атрибутом власти местного самоуправления.

Виды муниципального имущества, находящегося в собственности

Закон РФ выделяет несколько разных видов мун. объектов движимого и недвижимого имущества. Разделение базируется на принципе их целевого использования.

  1. Для разрешения задач местного содержания.
  2. Для выполнения некоторых госкомпетенций, переданных мун. властям.
  3. Для осуществления функций органов и компетентных лиц муниципальной власти, уполномоченных граждан местного самоуправления, трудящихся на мун. предприятиях и в учреждениях находящихся во владении местных властей в соответствии с законодательной базой, относящейся к муниципальным видам деятельности.
  4. С целью решения задач, право на разрешение которых предоставлено муниципальным властям согласно федеральным законам и которые не отнесены к задачам местного значения.

Обратите внимание ! Во всяком случае, Федеральный закон РФ 2003 г. № 131-ФЗ не делит на объекты имущество местного самоуправления между вышеуказанными классами. Все это значит, что каждое имущество, неважно, движимое либо недвижимое, находящееся в муниципальном владении, может быть использовано по любой из перечисленных задач.

ФЗ № 131 разделяет имущество, находящееся в МС местных властей, на два вида.

  1. Владения, законодательно принадлежащие поселениям.
  2. Владения, законодательно принадлежащие муниципальным районам. В отношении городского округа в собственности местного управления согласно нормативно-правовым актам имеют право находиться объекты имущества и любых групп.

Как бы там ни было, в собственности селений находится следующее имущество.

  1. Имущественные объекты, назначенные для снабжения населения необходимыми для жизни ресурсами (вода, электричество, газ), обеспечения граждан топливом, освещением улиц данного селения.
  2. Ремонт и постройка автомобильных дорог в пределах конкретных населенных пунктов.
  3. Жилищный фонд (Жилищно-коммунальное хозяйство).
  4. Транспортные средства и иное движимое имущество, предназначенные для обеспечения передвижения пассажиров по конкретному поселению.
  5. Имущественные объекты, предназначенные для гарантий и обеспечения начальных мер пожарной безопасности.
  6. Все библиотеки, находящиеся в конкретном селении.
  7. Имущественные объекты, обустроенные для проведения населением досуга.
  8. Имущественные объекты, несущие историческую ценность (памятники, мемориалы и т.д.).
  9. Имущественные объекты, обустроенные для развития в поселении физической культуры и привлечения к спорту, здоровому образу жизни.
  10. Имущественные объекты, обустроенные для организации благоустройства и высадки зеленых насаждений на конкретной территории поселения.

Во владении муниципальных районов могут быть такие объекты.

  1. Имущественные объекты, созданные для снабжения населения газом и электроэнергией.
  2. Имущественные объекты, предназначенные для ремонта и обслуживания автодорог, сами автодороги, которые находятся в пределах поселений, принадлежащих конкретно местной власти.
  3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, другие имущественные объекты, предназначенные для автообслуживания населения в пределах компетенции конкретных местных властей.
  4. Имущественные объекты, предназначенные для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в пределах поселения.
  5. Имущественный объект, который выполняет задачу охраны общественного порядка в пределах конкретного селения.
  6. Имущественный объект, который предназначен для оснащения населенного пункта бесплатным дошкольным, неполным и полным средним образованием, а также оснащения имуществом, предназначенным для отдыха и культурного развития детей в свободное от учебного процесса время.
  7. Имущественные объекты по обеспечению и оказанию медицинских услуг населению в пределах границ муниципальной территории.
  8. Имущественные объекты, предназначенные для утилизации отходов.
  9. Архивные учреждения.
  10. Имущественные объекты, в том числе участки земли, предназначенные для организации похорон и финансирования всех захоронений.
  11. Имущественные объекты, предназначенные для всеобщего прокламирования (обнародования) нормативно-правовых актов местного самоуправления, другой информации официального и местного значения.
  12. Земля, находящаяся во владении у муниципальных властей на основании федерального законодательства.
  13. Водоемы, пруды, карьеры, леса и иные объекты, находящиеся на конкретной территории.
  14. Имущественные объекты, специально предназначенные для охраны и содержания имеющихся санаториев и курортных зон (если таковые имеются на конкретной территории).

В МС могут содержаться разные объекты, предназначенные для реализации полномочий по разрешению задач и функций на местном уровне. Имеющийся в законодательной базе список имущества по любой степени муниципальных образований представляет собой не «вынужденный минимум», а «потенциальный максимум».

Обратите внимание ! Это список не обязательных, а вероятных объектов, то есть одно муниципальное имущество может и быть всем списком объектов, указанных в нормативных актах, у иных, наоборот, эти объекты могут отсутствовать.

Тем не менее, муниципальное формирование не имеет права держать в собственности какое-либо другое имущество, если оно не состоит в списке, указанном в нормативно-правовом акте, или если оно не создано специально для реализации конкретных задач и функций местного уровня. В соответствии с ч. 5 ст. 50 такие имущественные объекты не могут навсегда оставаться во владении властей местного самоуправления и подлежат переквалификации (изменение целевого направления) либо экспроприации.

Временные рамки и система экспроприации таких объектов и учреждений формируется на основании федеральных нормативно-правовых актов. Используется специальная классификация имущественных объектов муниципальной собственности.

Критерии классификации Типы имущественных объектов муниципальной собственности
Виды структур Материальные (недвижимое и движимое имущество, а также ценные бумаги на право собственности имущественным объектом).
Нематериальные (интеллектуальная собственность).
Целевое предназначение С целью реализации хозяйственной деятельности.
Имущественные объекты в области социального и жилищно-коммунального хозяйства.
Объекты транспортной сферы и объекты в области связи.
Имущественные объекты, предназначенные для торговли, бытового обслуживания и строительства.
Имущественные объекты, предназначенные для иных нехозяйственных задач.
Земельные участки.
Система функционирования Имущественные объекты, полностью находящиеся в собственности унитарных предприятий местного самоуправления.
Некоторые муниципальные учреждения, переданные исключительно в управление.
Имущественные объекты, содержащиеся безвозмездно.
Вид выражения имущественного объекта Ценовая.
Материальная.
Показатель рентабельности Образующие материальные средства в виде доходов.
Не требующие дополнительного финансирования.
Поглощающие доходы (пагубно сказывается на бюджете местной казны).
Образование Природные, натуральные.
Ненатуральные, произведенные человеком.
Показатель подготовленности к использованию Подготовленные к пользованию;
Созданные для реконструкции и основательного ремонта.
Неоконченные в рамках строительных работ.

В соответствии с частью 3 статьи 215 ГК РФ, любое имущество, являющееся объектом муниципальной собственности, делится на:

  • имущественные объекты, находящиеся во владении муниципального унитарного предприятия либо учреждения. Они содержатся на основании хозяйственного ведения и мгновенного управления. Предприятия местной власти основываются на общую цель работы, снабжение населения нужными материальными и духовными благами, которые координированы в процессе выполнения задач;
  • имущественные объекты муниципальной казны, в которую входят финансы местного бюджета и другое ценное имущество (например, ценные бумаги, драгоценности), не содержащиеся муниципальными учреждениями и предприятиями.

Характеристика муниципального имущества

Использование и распоряжение мун. имущественными объектами осуществляются только лишь от имени муниципального формирования. Таким образом, органы местного управления имеют право предоставлять муниципальные имущественные объекты на кратковременный либо постоянный срок как физическим, так и юридическим лицам. В некоторых случаях имущество может быть передано государственной власти РФ (различным субъектам государственной власти РФ), иным органам местного самоуправления.

В права местных властей также входит возможность отчуждать имущество, осуществлять сделки в соответствии с федеральным законодательством. Вместе с тем, представительные органы утверждают порядок управления и использования муниципальных имущественных объектов, а органы исполнительной власти собственно являются владельцами, пользователями и распорядителями такого имущества, в том числе через объекты и наделение полномочиями соответствующих органов.

Обратите внимание ! Однако в Законе РФ от 06.10.2003 г. среди субъектов использования и распоряжения муниципальным имущественным объектом не включено население.

В свою очередь законодательная власть не препятствует разрешению возникших вопросов и проблем (кроме тех, которые напрямую касаются бюджета) с помощью проведения референдума местного значения. Имущественные объекты, находящиеся в собственности власти местного самоуправления, могут быть переданы в соответствии с договором органам территориального общественного самоуправления. Полностью организованная муниципальная собственность вносится в общий реестр местного самоуправления.

Обратите внимание ! Право и обязанность формирования такого реестра (задачи ответственного за реестр) принадлежат органам специальной компетенции, которые были определены на основании решения представительного органа местной власти.

Уполномоченный орган должен:

  • в течение месяца внести в единый реестр информацию по переданным имущественным объектам в муниципальную собственность;
  • в течение месяца отправить официальное письмо администрации, конкретное министерство, ведомство о том, что данное предприятие либо учреждение перешло в муниципальную собственность;
  • в кратковременный срок принимать всю информацию и изменения, касающиеся муниципальных имущественных объектов.

По конкретным объектам, переданным в собственность муниципальной власти и занесенным в соответствующий реестр, компетентные органы по регулированию всех имущественных вопросов и задач обязаны:

  • оформить на основании законодательной базы учредительные документы муниципальных учреждений, предприятий и иных объектов, в уставной капитал которых занесены финансовые инвестиции, представляющие собой муниципальную собственность;
  • на основании типового положения, одобренного правительственными органами РФ, по регулированию и контролю над имущественными объектами утвердить уставы и заключить договора (контракты) с главными руководителями предприятий, учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • перерегистрировать договоры аренды, найма, использования муниципальных имущественных объектов.

Внесение коррективов в единый реестр муниципальной собственности выполняется соответствующим компетентным органом по управлению муниципальным имущественным объектом в соответствии с:

  • распоряжением вышестоящего органа власти;
  • распоряжением вышестоящего уполномоченного органа (комитета, фонда) по регулированию и контролю имущественных объектов;
  • актом о получении объекта;
  • договором купли-продажи имущества;
  • решением суда;
  • другим нормативным актом в соответствии с действующим законодательством.

Отметка о внесении имущественного объекта в единый реестр имущества муниципальной собственности либо удаление из него по основаниям, указанным в законодательстве РФ, должна быть сделана компетентным органом по контролю за имущественным объектом в течении трех дней до принятого решения.

Обратите внимание ! При ведении единого реестра особое внимание уделяется вышеупомянутым решениям компетентных органов власти (чаще всего это финансовое управление муниципального вида, комитет по контролю и развитию имущественных объектов и других органов власти, уполномоченных на основании законодательства РФ).

Не менее важной сложностью становится вопрос о границах «неприкосновенности» имущественных объектов муниципального владения при перерегистрации имущества с муниципальной на другую публичную собственность (например, в государственную собственность РФ либо субъекта Российской Федерации). Муниципальная собственность, квалифицируясь в соответствии с юридическими особенностями к типу публичной собственности, одновременно с эти имеет некоторые индивидуальные характеристики, связанные с субъективным правом на местное самоуправление.

Система передачи имущественных объектов из муниципального в федеральное и государственное владение РФ предусматривает обязательное согласие органа местного самоуправления на передачу такого характера. Все споры о праве на собственность имущественных объектов (о юридически обоснованном нахождении конкретного имущества во владении субъектов РФ либо в муниципальной собственности) разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ.

Обратите внимание ! Такое правовое положение внесено в Определении Конституционного Суда РФ №542-О от 07.12.2006г. Значимость такого вопроса подкрепляется Конституционной судебной практикой Российской Федерации.

В связи с вышеперечисленным можно отметить, что муниципальная собственность содержит в себе большую сеть имущественных объектов как хозяйственного, так и социального назначения. От эффективной реализации такого имущества зависит качество жизни населения.

Видео — О покупке и приватизации муниципального имущества

  • § 8. Общие гарантии местного самоуправления
  • § 9. Специальные гарантии местного самоуправления
  • Глава 2. Правовые основы местного самоуправления
  • § 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • § 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • § 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • § 4. Муниципальное нормотворчество
  • § 5. Официальная символика муниципальных образований
  • Глава 3. Территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Значение территориальных основ
  • В организации местного самоуправления
  • § 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • § 3. Иерархия муниципальных образований
  • § 4. Состав территории муниципального образования
  • § 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • § 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • § 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • § 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • Глава 4. Организационные основы местного самоуправления
  • § 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • § 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • Публичного управления российским обществом.
  • Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • Виды, правовое регулирование деятельности
  • § 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • Глава 5. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • § 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • § 5. Сход граждан
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан
  • § 7. Публичные слушания
  • § 8. Собрания граждан
  • § 9. Конференция граждан
  • § 10. Опрос граждан
  • § 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • § 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • Глава 6. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • § 1. Структура органов местного самоуправления
  • Часть 1 ст. 34Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • § 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Представительный орган местного самоуправления
  • § 4. Глава муниципального образования
  • § 5. Организация деятельности местной администрации
  • § 6. Контрольный орган муниципального образования
  • § 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • § 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • § 9. Правовое регулирование муниципальной службы
  • Глава 7. Экономическая основа местного самоуправления
  • § 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • § 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • § 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • § 6. Муниципальные закупки: понятие, особенности
  • § 7. Доходы местных бюджетов
  • § 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • § 9. Средства самообложения граждан
  • § 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • Глава 8.
  • § 2. Президент России выступил
  • На обучающем семинаре-совещании для мэров российских городов,
  • Проходящем под эгидой Администрации Президента
  • (Москва, Кремль, 23 октября 2013 г.)1
  • § 3. Президент России провёл встречу с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований (Москва, Кремль, 8 ноября 2013 г.)1
  • § 4. "Круглый стол" по актуальным проблемам местного самоуправления в Законодательном Собрании Нижегородской области (н. Новгород, Кремль, 5 ноября 2013 г.)
  • Глава 9. Перспективы развития местного самоуправления в России (проект Основных направлений развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период)
  • § 1. Роль местного самоуправления в развитии государства и общества
  • § 2. Вопросы институциональной и территориальной организации местного самоуправления
  • § 3. Вопросы оптимизации полномочий местного самоуправления и делегирования государственных полномочий
  • § 4. Вопросы финансово-экономических основ местного самоуправления
  • § 5. Вопросы стратегий и механизмов устойчивого и комплексного развития муниципальных образований
  • § 6. Вопросы инфраструктурного развития муниципальных образований
  • § 7. Вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления
  • § 8. Вопросы развития местных сообществ, общественного контроля и гражданских инициатив на местном уровне
  • § 9. Вопросы развития и совершенствования муниципального контроля
  • Заключение
  • Над Федеральным законом № 131-фз
  • (По состоянию на 1 января 2014 г.)
  • Видах муниципальных образований в Российской Федерации
  • И сельского населения в Российской Федерации
  • На территории Российской Федерации
  • Постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 24 мая 2006 года № 41 «о Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде» (извлечение)
  • В осуществлении местного самоуправления
  • Осуществления населением местного самоуправления
  • Структура администрации города Дзержинска Нижегородской области1
  • Лаврентьев Александр Рудольфович
  • 1 См.: Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 31 января 2013 г. N 483 "Об утверждении Структуры Администрации города Дзержинска" (с изменениями и дополнениями)
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности

    Федеральный закон № 131-ФЗ выделяет несколько видов муниципальных имущественных объектов в зависимости от их целевого назначения. Это имущество, предназначенное:

    1) для решения вопросов местного значения;

    2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

    3) для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

    4) для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

    Вместе с тем Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ не разделяет по объектам муниципальное имущество между названными его категориями. Это означает, что любой муниципальный имущественный объект может использоваться по каждому из названных целевых назначений.

    Федеральный закон № 131-ФЗ делит объекты муниципальной собственности на две группы: 1) имущество, находящееся в собственности поселений; 2) имущество, находящееся в собственности муниципальных районов. Что касается городского округа, в его муниципальной собственности по Закону могут быть все виды имущества из обеих групп.

    Итак, в собственности поселений могут находиться :

    1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

    2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения;

    3) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;

    4) жилищный фонд;

    5) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

    6) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

    7) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

    8) имущество библиотек поселения;

    9) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

    10) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);

    11) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

    12) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения;

    13) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

    14) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

    15) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

    16) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

    17) пруды, обводненные карьеры на территории поселения и др.

    В собственности муниципальных районов могут находиться:

    1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

    2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

    3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

    5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

    6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории района муниципальной милицией;

    7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

    8) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

    9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

    10) архивные фонды;

    11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

    12) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

    13) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

    14) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

    15) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и др.

    В собственности поселений и муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Однако муниципальные образования не могут иметь в собственности никакого иного имущества, если оно не попадает в перечень объектов, названных в Законе, либо не предназначено для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно ч. 5 ст. 50 такое имущество не может оставаться в собственности муниципальных образований и подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

    Лыскова Н.А. в своем диссертационном исследовании «Условия функционирования и особенности социально-экономического развития муниципальных образований» (Волгоград, 2011) приводит следующую классификацию объектов муниципальной собственности:

    Критерии

    классификации

    Виды объектов муниципальной собственности

    Видовой состав

    − материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты);

    − нематериальные (интеллектуальная собственность)

    Функциональное назначение

    − для осуществления хозяйственной деятельности:

    − объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;

    − транспорт и связь;

    − торговля, бытовое обслуживание, строительство;

    − для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций;

    − земельные ресурсы

    функционирования

    − переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципальным предприятиям;

    − переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям;

    − находящиеся в безвозмездном пользовании

    Форма выражения объектов

    − стоимостная;

    − вещественная

    доходности

    − доходообразующие;

    − самофинансируемые;

    − бюджетообременительные (доходопоглощающие)

    Происхождение

    − естественные или природные;

    − искусственные, т. е. созданные человеком

    готовности

    к эксплуатации

    − готовые к использованию;

    − предназначенные для реконструкции и капитального ремонта;

    − не завершенные строительством

    Согласно ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, являющееся объектом муниципальной собствен­ности, подразделяется на:

    1) имущество, закрепленное за муниципаль­ными унитарными предприятиями и учрежде­ниями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Муниципальные пред­приятия имеют общую цель деятельности ­ пре­доставление населению жизненно необходимых материальных и духовных благ, которые взаи­мосвязаны в процессе функционирования;

    2) имущество муниципальной казны, к ко­торой относятся средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муници­пальными предприятиями и учреждениями.

    Таким образом, муниципальная собствен­ность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально­ бытового назначения, локализованную в рамках муници­пального образования. От уровня развития муниципальной собствен­ности, а также эффективности использования ее составляющих во мно­гом зависит качество жизни населения.

    "
    • Понятие и признаки местного самоуправления
      • Основные теории местного самоуправления
      • Муниципальная власть как одно из проявлений публичной власти
      • Конституционно-правовое закрепление местного самоуправления
    • Понятие муниципального права
      • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
      • Муниципальное право как отрасль права
      • Предмет муниципального права
      • Метод муниципального права
      • Система муниципального права
      • Муниципальные правоотношения
    • Источники муниципального права
      • Нормы муниципального права
      • Система источников муниципального права
    • История местного самоуправления в России
      • Управление на местах до 1864 г.
      • Реформы самоуправления земств и городов
      • Местное самоуправление в России после 1917 года
      • Реформы местной власти конца XX- начала XXI вв.
    • Основы местного самоуправления в Российской Федерации
      • Законодательное определение местного самоуправления
      • Основы местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя
      • Децентрализация местного самоуправления
    • Территориальные основы местного самоуправления
      • Территориальная организация местного самоуправления
      • Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
      • Установление и изменение границ муниципальных образований
      • Компетенция муниципальных образований
    • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
      • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
      • Местный референдум
      • Сход граждан
      • Территориальное общественное самоуправление
      • Опрос жителей
      • Собрания, конференции жителей
      • Обращения граждан в органы местного самоуправления
      • Правотворческая инициатива граждан
      • Публичные слушания
      • Общественные объединения
    • Муниципальное избирательное право. Организация муниципальных выборов
    • Органы местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
      • Общая характеристика представительного органа муниципального образования
      • Структура и организация работы представительного органа муниципального образования
      • Депутат представительного органа, член выборного органа местного самоуправления
      • Контрольный орган муниципального образования
    • Глава муниципального образования, местная администрация
      • Глава муниципального образования
      • Местная администрация
    • Муниципальные правовые акты
      • Система муниципальных правовых актов
      • Устав муниципального образования
      • Акты выборных органов, должностных лиц местного самоуправления
      • Муниципальное правотворчество
    • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления
      • Общая характеристика правонарушения и ответственности в муниципальном праве
      • Ответственность органов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением. Отзыв должностных лиц
      • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством
      • Удаление главы муниципального образования в отставку
      • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
      • Контроль и надзор за деятельностью органов, должностных лиц местного самоуправления
    • Муниципальная служба
      • Правовая природа муниципальной службы
      • Права и обязанности муниципальных служащих
      • Прием на муниципальную службу, основания ее прекращения
    • Экономическая основа местного самоуправления
      • Муниципальная собственность
      • Местный бюджет
      • Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

    Муниципальная собственность

    Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.

    В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для вышеназванных целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

    Виды муниципального имущества . Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

    В собственности поселений могут находиться:

    1. имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
    2. автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
    3. жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
    4. пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
    5. имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
    6. объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
    7. библиотеки;
    8. имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
    9. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;
    10. имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
    11. имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
    12. имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
    13. имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
    14. имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
    15. земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
    16. обособленные водные объекты на территории поселения;
    17. леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

    В собственности муниципальных районов могут находиться:

    1. имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
    2. автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
    3. пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
    4. имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
    5. имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
    6. имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
    7. имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
    8. имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
    9. имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов:
    10. архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
    11. имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
    12. межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;
    13. имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
    14. земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
    15. обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

    В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

    Субъекты и содержание права муниципальной собственности. Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом. Однако собственник - это субъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определенным имуществом, но делает это по своему усмотрению и в своем интересе. 1 Толстой Ю. К. К учению о праве собственности // Правоведение. 1992. № С. 21. Можно владеть, пользоваться, даже распоряжаться определенным имуществом, но не по своему усмотрению, не в своем интересе, а по поручению собственника.

    Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным актам; не нарушающие права, охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; распоряжаться им иным образом. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

    На отношения муниципальной собственности распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит - местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования. Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения. Органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

    Управление муниципальным имуществом . Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

    Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне наряду со средствами местных бюджетов или закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжающих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника. Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения - на праве оперативного управления. Оба эти права производны от права муниципальной собственности и представляют собой его содержательно усеченные копии.

    Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию. Учет составляющего местную казну имущества и его движения, например, в Екатеринбурге, осуществляется комитетом по управлению городским имуществом путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности.

    Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.

    Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности. Предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.

    Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.

    Необходимо иметь в виду, что представительные и исполнительные органы местного самоуправления имеют сложную природу, одновременно являясь и органами управления - субъектами публичного права, и учреждениями - субъектами гражданского права, прежде всего имущественного оборота. Следовательно, органы местного самоуправления в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждений (юридических лиц) полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют (либо которое закреплено за ними иным путем). Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании предприятий смешанной формы собственности.

    Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду. Стремясь повысить привлекательность муниципального имущества для реальных и потенциальных арендаторов, увеличить эффективность его использования в интересах жителей, органы местного самоуправления прибегают к практике предоставления льгот арендаторам муниципального имущества. Порядок и условия приватизации муниципального имущества (возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

    Не менее важно, чем эксплуатация и отчуждение муниципального имущества, пополнение муниципального имущества новыми объектами. Одно из направлений этой работы - строительство жилья и социально-экономической инфраструктуры.

    Органам местного самоуправления на территории своих муниципальных образований приходится взаимодействовать не только с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, но и с немуниципальными предприятиями, учреждениями, организациями. В этом взаимодействии можно выделить две сферы: сферу компетенции муниципальных образований и их органов местного самоуправления и сферу иных аспектов местной жизни и взаимодействия муниципальных и немуниципальных субъектов.

    В первой сфере органы местного самоуправления вправе координировать участие любых расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии своих муниципальных образований. В пределах собственной или переданной им в порядке наделения государственными полномочиями компетенции органы местного самоуправления определяют порядок и условия хозяйствования и иной деятельности любых субъектов. Они, например, осуществляют приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, отвечают за перевод жилых помещений в нежилые и за перевод нежилых помещений в жилые, определяют правила организации уличной торговли.

    Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъекта РФ. по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

    Случайные статьи

    Вверх