Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся? Муниципальное имущество Что является муниципальным имуществом.

Круг объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесен ряд объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие.

Объекты права муниципальной собственности возможно классифицировать по нескольким основаниям:

Во-первых:

  • - Имущество составляющее муниципальную казну.
  • - Имущество находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении.

Во-вторых:

  • - Движимое имущество.
  • - Недвижимое имущество.
  • - Имущественные права.

Указанная классификация может быть использована для создания реестра муниципальной собственности.

Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:

Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации.

Конкретный перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

Общий подход к формированию состава объектов муниципальной собственности может основываться на принципе соответствия исполняемым на уровне местного самоуправления функциям, которые прямо связаны с предметами ведения местного самоуправления, определенными федеральным законодательством.

Например, наличие в муниципальной собственности учреждений здравоохранения и образования связано с выполнением функций организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования. Создание и обеспечение функционирования муниципальных предприятий, обслуживающих жилищное и коммунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное самоуправление обязанностями по содержанию и использованию муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальному дорожному строительству и озеленению территории муниципального образования, организации, содержанию и развитию муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и т.д.

Право муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Все лица по отношению к муниципальной собственности выступают в качестве обязанных лиц. Их обязанность состоит в том, что они не должны посягать на целостность муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, которые не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Вместе с тем действующее гражданское законодательство не устанавливает каких-либо изъятий в отношении объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности. Из положений ГК РФ следует, что любые объекты гражданских прав могут относиться к муниципальной собственности. Они подразделяются на объекты, закрепленные за муниципальными предприятиями и учреждениями, и объекты казны.

Общая система объектов права собственности, представленная в ст. 128 ГК РФ, а также выделение в ст. 215 ГК РФ имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, и средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями (казны), не решают проблемы защиты муниципального имущества (по крайней мере его части) от произвольного использования в интересах одного или нескольких лиц в ущерб интересам муниципального образования, т.е. не закрепляется приоритета публичного интереса.

Представляется важным введение в российское гражданское законодательство особого статуса муниципального имущества, базирующегося на концепции права публичной собственности. Сердцевина данной концепции предполагает, что небольшая часть имущества, принадлежащего публичным образованиям, может участвовать в гражданско-правовом обороте, большая же его часть (находящаяся в публичной собственности) из него изъята или участвует в нем в очень ограниченных законом рамках.

Представляется целесообразным принятие отдельного нормативного акта публичного права, регулирующего вопросы владения, пользования и распоряжения публичной собственностью и закрепление в нем, во-первых, целей приобретения муниципалитетами имущества в собственность, во-вторых, критериев, на основании которых можно определить, вправе ли муниципалитет иметь то или иное имущество в собственности. В-третьих, важно на уровне закона выделить критерии отнесения того или иного имущества к публичному (так, можно выделять имущество, которое в силу особых качеств не может быть частным (водоемы, парки, дороги и т.д.), а также объекты жизнедеятельности (социальные приюты, объекты ЖКХ, объекты инфраструктуры и т.д.). В-четвертых, совершенно необходимо определение статуса органов, которые наделяются правами представлять интересы собственника в гражданском обороте, полномочия собственников в отношении данных объектов (например, возможность передачи их в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение или оперативное управление и т.д.). И, наконец, в-пятых, нужно закрепление гарантий публичного собственника (например, запрет отчуждения, конфискации, наложения ареста и т.д.).

Введение соответствующих норм в ГК РФ, предусматривающих выделение публичного и частного муниципального имущества, а также принятие предлагаемого федерального закона позволили бы решить несколько задач. Во-первых, создать возможность наиболее полного удовлетворения публичных интересов, во-вторых, исключить частное усмотрение при распоряжении муниципальным имуществом, в-третьих, защитить участников гражданского оборота, повысить их информированность относительно особых качеств имущества.

Таким образом, институт права собственности имеет большой потенциал для своего развития и совершенствования, который, безусловно, должен видеть законодатель и оказать муниципальным образованиям помощь, без которой невозможно эффективное решение важных и насущных вопросов, имеющих значение для каждого и всякого жителя города, села, поселка России.

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из или регионального фонда;
  • муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Земельные наделы, необходимые муниципалитету в социальных целях (например, для предоставления в пользование малоимущим, и т.д.), предоставляются по решению региональных властей безвозмездно.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных ).

Субъекты муниципальной собственности – это должностные лица и организации, осуществляющие непосредственное управление и распоряжение землями данного муниципального образования.

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета.

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

Доступ на такие земли регламентируется отдельными подзаконными актами.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или , так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их .

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Формирование права муниципальной собственности в результате разграничения может осуществляться как путём принятия федеральных законов, так и постановлениями региональных органов власти.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Разграничение возможно только для земель, которые отображены на государственной кадастровой карте.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка иди товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При организации, с которой заключен комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери

Кафедра экономики и менеджмента на предприятиях ГХ

Реферат по дисциплине « Комплексное развитие городов и ГХ»

Муниципальная собственность

Выполнили:

студентки 5 курса

515 «А» группы

Гребнева Валерия

Бурко Алена

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс, в который входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

· глава муниципального образования;

· представительный орган муниципального образования;

· структурные органы и подразделения местной администрации;

· орган управления муниципальным хозяйством;

· муниципальные унитарные предприятия и учреждения;

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

Субъектами является местное сообщество, то есть население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта – общества. В то же время дополнительными субъектам отношений муниципальной собственности являются органы, причастные к управлению муниципальной собственностью. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности. Можно с уверенностью утверждать, что в большей степени муниципальная собственность близка к государственной: ведь её собственником также является, в первую очередь, общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определённой степени «пересекаются»), а также для управления государственной собственности создаются специальные органы, которые – как и в случае с муниципальной собственностью – также являются дополнительными субъектами.

Объектами муниципальной собственности – как видно из приведённого выше анализа – являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово- кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество. То есть в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. К тому же, в исключительной собственности находятся объекты, имеющие особое значение для жизнеобеспечения местного населения. Таким образом, на лицо социальная ориентированность муниципальной собственности как одна из её особенностей. По характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь в собственности также – в первую очередь – объекты жизнеобеспечения, а также объекты производственного и социально-экономического назначения(предприятия и учреждения).

Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» . В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.

Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года предусмотрена возможность передачи объектов, находящихся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации . В соответствии с названным Положением Совет народных депутатов города утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, которые регистрируются в комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Советом народных депутатов области об их передаче или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Таким образом, для отнесения объекта к муниципальной собственности требуется соблюдение определенного порядка, установленного вышеназванным Положением.

В ее состав входят муниципальные земельные участки, а также различные формы движимого и недвижимого имущества. Муниципальным образованием, в свою очередь, является определенная территория (область, город или поселок и т. п.), которая находится под руководством муниципальной власти, а также контролируется органами самоуправления на местах.

Следует отметить, что согласно ГК РФ, муниципальная не отождествляется разновидностью государственной собственности, а является самостоятельным подтипом публичной собственности. Так что не следует сопоставлять муниципальную собственность с государственной. Теперь перейдем к более детальному рассмотрению структуры муниципальной собственности и определим из чего она состоит.

Структура муниципальной собственности

В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.

На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.

Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.

Муниципальная собственность имеет некую самостоятельность от государственной, поэтому носит общественно-государственный характер. Она создается муниципальными органами, либо верхними эшелонами власти, путем передачи объектов собственности в распоряжение муниципального образования. Финансовую составляющую образуют местный бюджет, а также налоги и сборы. В законодательстве отмечена также возможность коммерческого приобретения муниципального имущества, т.е. покупки, обмена или дарения. Возможно и преувеличение муниципальной собственности при объединении муниципальных образований, таким образом, имущество каждого из них переходит в общее имущество новообразованного муниципального образования.

Принципы формирования муниципальной собственности

1. Принцип обязательности наличия в муниципальной собственности объектов, необходимых для реализации полномочий органов местного самоуправления на благо населения, является фундаментальным.

2. Размер муниципальной собственности имеет свойства колебаться, то в сторону увеличения, то преуменьшения. Зависит это от экономических изменений, а также нововведений в нормативно-правовом регулировании, поэтому ей свойственна гибкость и динамичность.

3. Состав муниципальной собственности должен основываться на жизненно необходимых потребностях населения. Поэтому в нее должны входить учреждения, обеспечивающие население водой, электричеством, теплом в холодный сезон, а также канализационной сетью. Здесь работает принцип социальной значимости.

4. В муниципальную собственность должны включаться только те объекты, финансирование и обеспечение функционирования которых под силу муниципальному образованию.

Виды муниципальной собственности

Муниципальная собственность может быть распределенной и нераспределенной.

В состав распределенной муниципальной собственности входят те объекты, которые не могут послужить для выплаты и покрытия долгов и кредитов муниципального образовании. В их число входят муниципальные предприятия, организации и учреждения, управление на которых осуществляется на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

Нераспределенная, т. е. сконцентрированная муниципальная собственность составляется из средств муниципальной казны (бюджет, налоги и сборы), которые могут пойти на уплату долгов муниципального образования.

Состав муниципальной собственности

В состав муниципальной собственности входят.

1. Местный бюджет.
2. Нежилые помещения, в том числе строения, предназначенные для производства, непроизводственные помещения, другие имущественные комплексы.
3. Жилые помещения, т.е. весь жилищный фонд.
4. Транспортные средства и средства, предназначенные для обеспечения производства (оборудование).
5. Сооружения, представляющие историческую и культурную ценность.
6. Ценные бумаги, акции, вклады, иностранная валюта.

Случайные статьи

Вверх