Формы межбюджетных трансфертов. Субвенции местным бюджетам из бюджетов субъектов рф Субвенции бк рф

Комментарий к статье 63 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

  1. В соответствии с комментируемой статьей органы местного самоуправления имеют право на получение субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ на осуществление отдельных государственных полномочий (соответственно федеральных полномочий и субъекта РФ). В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями лишь с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Федеральным законом о федеральном бюджете и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ ежегодно по каждому из указанных государственных полномочий раздельно должен определяться общий размер субвенций. Данное условие защищает местные бюджеты от необеспеченных финансовых мандатов.

При этом в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи при передаче федеральных государственных полномочий финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований происходит не напрямую из бюджета РФ в бюджет соответствующего муниципального образования, а путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ (в который поступают средства из федерального бюджета также в виде субвенций) в соответствии с БК РФ.

В соответствии со ст. 133 БК РФ, под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Напомним, что до мая 2013 года совокупность субвенций бюджетам РФ из федерального бюджета (в том числе для субвенций муниципальным образованиям) именовалась Федеральным фондом компенсаций, однако в бюджете 2014 года данный Фонд уже не предусматривается.

Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета распределяются между субъектами РФ в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ, отдельно по каждому передаваемому полномочию.

Так, распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 1331-р утверждена Методика распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских и сельских поселений на реализацию Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ в силу п. 1 ст. 140 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

  1. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет обязанность органов государственной власти субъекта РФ при передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления финансировать обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении указанных государственных полномочий за счет средств бюджетов субъектов РФ путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. Ранее общая совокупность данных субвенций именовалась региональным фондом компенсаций. Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета субъекта РФ регулируется ст. 140 БК РФ.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ формируются в бюджете субъекта РФ за счет:

1) субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;

2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта РФ.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ, между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается.

В части, касающейся распределения субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, предоставляемых за счет субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, указанные методики должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, наделяющих органы местного самоуправления отдельными полномочиями федеральных органов государственной власти.

В случае наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления городских, сельских поселений (внутригородских районов) законом субъекта РФ органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов).

Указанным законом должны быть установлены порядок (методика) расчета субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) и порядок (методика) расчета органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) субвенций из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) на осуществление соответствующих государственных полномочий.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) распределение указанных субвенций между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) утверждается решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

Начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.), допускается утверждение на плановый период не распределенного между муниципальными районами (городскими округами с внутригородским делением) объема субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению дотации бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) в размере не более 20% общего объема указанных субвенций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20% общего объема указанных субвенций, утвержденного на второй год планового периода.

При этом допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ в объеме, не превышающем 5% общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на те же цели в процессе исполнения бюджета субъекта РФ без внесения изменений в закон субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством РФ.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Статья 63.1. Субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации

Комментарий к статье 63.1

  1. Комментируемая статья является логическим дополнением, внесенным ФЗ от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ, направленным на приведение норм комментируемого Закона в соответствие с требованиями бюджетного законодательства.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи бюджеты муниципальных образований могут пополняться за счет субсидий, предоставляемых из бюджета субъекта РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Примечательно, что и до введения в действие комментируемой статьи бюджетное законодательство предусматривало такой вид доходов бюджетов муниципальных образований, однако в Законе указанные нормы не были предусмотрены.

Порядок предоставления субсидий устанавливается ст. 139 БК РФ (в 2013 году совокупность субсидий, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам, составлял региональный фонд софинансирования расходов).

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Таким образом, субсидии местным бюджетам предоставляются для реализации собственных, муниципальных, полномочий, по решению вопросов местного значения, установленных Законом.

При этом цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Так, например, Постановлением Правительства Ленинградской области от 19 мая 2014 г. N 186 утверждено Положение о порядке предоставления и расходования в 2014 году субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на оказание поддержки гражданам, пострадавшим в результате пожара муниципального жилищного фонда, в рамках подпрограммы «Оказание поддержки гражданам, пострадавшим в результате пожара муниципального жилищного фонда» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 407.

В соответствии с указанным Положением, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в части обеспечения проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Субсидии направляются на строительство жилых помещений и (или) долевое участие в жилищном строительстве при условии ввода жилого дома в эксплуатацию до 30 ноября 2015 года, на приобретение жилых помещений для создания муниципального жилищного фонда в целях оказания поддержки гражданам (семьям), пострадавшим в результате пожара.

Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования, источником финансового обеспечения которого является субсидия, устанавливается не выше 95 процентов от расчетного размера субсидии.

Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются:

— наличие в муниципальных образованиях граждан, пострадавших от пожара муниципального жилищного фонда муниципальных образований в результате пожара, произошедшего до 1 января 2012 года, и при отсутствии в пожаре вины нанимателя жилого помещения;

— соответствие представленных администрациями муниципальных образований документов требованиям, указанным в Положении.

Аналогичные положения принимаются ежегодно в целях предоставления субсидий по различным направлениям: для софинансирования муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, на развитие воспитательного потенциала системы общего образования в рамках соответствующей государственной программы и пр.

  1. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет право субъектам РФ устанавливать случаи и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным бюджетам.

В частности, в соответствии со ст. 139.1 БК РФ местным бюджетам могут быть предоставлены межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ в форме дотаций в пределах 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций) и (или) расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений.

Статья 64. Муниципальные заимствования

Комментарий к статье 64

Муниципальные заимствования играют существенную роль при формировании финансовых основ местного самоуправления, так как позволяют даже при дефиците местного бюджета финансировать отдельные социальные программы и решать вопросы местного значения. Заем — это финансовая операция, в результате которой происходит получение в долг денег, ценностей на определенных условиях <80>.

———————————

<80> Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М., 2001. С. 204.

Согласно п. 7 ст. 103 БК РФ под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Муниципальный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом и регулируется определенной системой правовых норм. Муниципальный кредит осуществляется путем привлечения заемных средств. К видам кредита муниципального образования в зависимости от источника получения финансовых средств можно отнести бюджетный кредит, банковский кредит и т.п.

Согласно БК РФ (ст. 6) бюджетный кредит — это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Муниципальные займы осуществляются также путем выпуска муниципальных ценных бумаг. В данном случае заемщиком по договору муниципального займа выступает муниципальное образование, а заимодателем — гражданин или юридическое лицо.

Порядок заключения договора данного муниципального займа (в соответствии с п. 3 ст. 817 ГК РФ) состоит в приобретении заимодателем выпущенных муниципальных облигаций либо муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодателя на получение от заемщика предоставленных ему в займы денежных средств или в зависимости от условий займа другого имущества, установленных процентов, других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. В соответствии с ГК РФ изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается, и муниципальные займы являются добровольными.

При выпуске муниципальных ценных бумаг под обособленное имущество, находящееся в муниципальной собственности, исполнение обязательств по таким ценным бумагам осуществляется путем передачи в собственность владельцев этих муниципальных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением их выпуска <81>.

———————————

<81> Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2000.

Порядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Развитие рынка муниципальных заимствований является важным фактором укрепления финансовой основы местного самоуправления, позволяющим органам местной власти сосредоточивать значительные финансовые средства, предназначенные для погашения долга, на реализацию муниципальных программ и проектов или на решение вопросов местного значения.

Статья 65. Субсидии, иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из местных бюджетов

Которую получают бюджеты субъектов РФ, помогает регионам преодолевать последствия различных чрезвычайных ситуаций, выполнять значимые социальные задачи. Перераспределение денежных потоков, передача средств на осуществление перспективных проектов - практика, общепринятая во всем мире.

А что такое субвенция? Многие отождествляют это понятие с терминами "дотация" или "субсидия". Так ли это на самом деле? Давайте подробнее поговорим о том, что такое субвенция и в чем разница между всеми вышеназванными понятиями.

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Документы и правила

Основанием для выделения субвенции являются:

  • соответствующие законы и подзаконные акты;
  • решения органов местного самоуправления;
  • разнообразные целевые программы.

Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают незапланированные или избыточные расходы.

При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юрлиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.

Целевая программа - это целый перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. В зависимости от поставленной задачи, программы могут быть:

  • научно-техническими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • внешнеэкономическими;
  • производственно-техническими.

На сегодняшний день наиболее популярными являются последние две.

Получатели субвенций - это юрлица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.

Субвенции и субсидии: отличия и сходства

Понятие субсидии хоть и схоже с предыдущим, все же имеет некоторые различия. Прежде всего стоит отметить, что субсидией именуют безвозвратную помощь, которая может предоставляться как юридическим, так и физлицам. Выражаться она может как в денежном эквиваленте, так и в натуральном виде.

Все субсидии можно разделить на 2 группы:

  • прямые;
  • косвенные.

Первые выдаются за счет государственного бюджета и являются капиталовложениями в наиболее значимые отрасли экономики, развитие НИОКР.

Вторые являются средствами денежно-кредитной и налоговой политики. К ним относятся:

  • страхование депозитных вкладов;
  • выплаты компенсаций за реализацию некоторых товаров по заниженным ценам;
  • льготное и экспортное кредитование;
  • ускоренная амортизация;
  • льготное налогообложение;
  • другое.

Чтобы лучше и нагляднее продемонстрировать разницу между понятиями, давайте составим небольшую таблицу.

Субвенция Субсидия
Возвратность средств Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению Возвращать не нужно
Форма выдачи Только деньгами Чем угодно (деньгами, вещами, продуктами, оборудованием)
Кому выдается Бюджет более низкой ступени, юридические лица Те же + частные лица
Налогообложение Не облагается Не облагается
Целевое использование Обязательно Не обязательно
Контроль за целевым использованием Несложен и обязателен Может быть лишь выборочным из-за очень широкого круга получателей
Объем инвестиций Может полностью покрывать необходимый объем средств Выделяется только на условиях софинансирования

Дотации и субвенции: что общего и что не так

Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.

Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:

  • дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
  • дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.

Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.

На что можно потратить субвенцию

Итак, что такое субвенция, вы уже поняли. А на что могут быть потрачены такие средства?

Наиболее популярными являются субвенции на социальные нужды:

  • временная или единоразовая выплата малообеспеченным, детям инвалидам;
  • выплата госпомощи детям-сиротам и лишенным опеки родителей;
  • капитальный ремонт внутридворовых проездов;
  • обеспечение больниц и амбулаторий медоборудованием и расходными материалами;
  • ремонт в учреждениях дошкольного образования, закупка спортивного инвентаря;
  • многие другие программы.

Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета

"...1. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются , предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке..."

Источник:

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета" в других словарях:

    ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ РФ - Б.п. РФ по отношению к бюджетам ее субъектов включает в себя: 1) утверждение дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджета субъектов РФ; 2) определение размеров дотаций,… …

    ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЮДЖЕТАМ НИЖЕСТОЯЩЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ - в рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную систему и составляют консолидированные бюджеты. Субъекты РФ имеют право принимать нормативные акты, регулирующие их бюджетную деятельность и бюджетные права органов местного… … Большой бухгалтерский словарь

    ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ - вид государственных внебюджетных фондов, которые созданы для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог и сооружений на них).… … Юридическая энциклопедия

    БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников Б,п. по составлению. рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Данная… … Энциклопедия юриста

    Министерство финансов - (Ministry of Finance) Определение Министерства финансов, права и задачи министерства финансов Информация об определении Министерства финансов, права и задачи министерства финансов Содержание Содержание Определение Права Основные задачи минфина РФ … Энциклопедия инвестора

    Издержки - (Costs) Понятие расходов и издержек, нормы и учет расходов Информация о понятии расходов и издержек, нормы и учет расходов Содержание Содержание Формирования местных бюджетов Бюджетная поддержка субъектов Налоговые поступления Расходы местных… … Энциклопедия инвестора

    БЮДЖЕТ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - один из видов местных бюджетов, формируемый на территории закрытого административно территориального образования (ЗАТО) и служащий финансовой базой деятельности его органов местного самоуправления. В отличие от др. видов бюджетов муниципальных… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь - Согласно статье 159 ЖК РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта… … Жилищная энциклопедия

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
- дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
- субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
- субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- иных межбюджетных трансфертов (8)

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (1)

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов (3)

Cубсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов (6)

Cубвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций (4)

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации - межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций (7)

Государственная поддержка территорий осуществляется в настоящее время в многообразных формах. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в формах:

  • дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 131 БК РФ;
  • субсидий на покрытие расходов, финансируемых на долевой основе в соответствии со ст. 132 БК РФ — за счет средств Федерального фонда софинансирования расходов;
  • субвенций бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций на финансирование делегированных полномочий в соответствии сост. 133 БК РФ и иных субвенций;
  • финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  • бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 134 Б К РФ.

В пределах и по принципам межбюджетных трансфертов строятся отношения федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов, о чем достаточно подробно речь шла в гл. 2.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50%, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ.

Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их исполнением устанавливается Правительством РФ.

Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам.

При несоблюдении органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов РФ вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответствующим субъектам Федерации (муниципальным образованиям).

Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административном территориальном образовании».

В основе системы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ лежит необходимость выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов. Соответствующая финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в виде дотаций.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам РФ. уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития в составе федерального бюджета предоставляются из Федерального фонда регионального развития.

Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в составе федерального бюджета предоставляются из Федерального фонда софинансирования социальных расходов.

В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из федерального бюджета.

Государственные субвенции

Субвенции из Фонда компенсаций распределяются в целях обеспечения финансирования расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1), Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 голу на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Тема» и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее — субвенции).

Динамика объема финансовых потоков для реализации делегированных полномочий в форме субвенций за счет Фонда компенсаций (табл. 5.6) отражает рост объема делегированных полномочий (и их количества). Уместно отметить также и рост объема финансовой помощи бюджетам других уровней из федерального бюджета.

Таблица 5.6. Расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» федерального бюджета и по его подразделам в период осуществления антикризисных мер

Расходы по разделу — Межбюджетные трансферты и федерального бюджета и по его подразделам

2008 г. (исполнение)

млрд руб.

% к общему объему

млрд руб.

% к общему объему

млрд руб.

% к общему объему

Всего по разделу «Межбюджетные трансферты»,

в том числе подразделы:

дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

иные межбюджетные трансферты

межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

Таблица 5.7. Динамика абсолютного и относительного объема субвенций из федерального бюджета России

Объем межбюджетных трансфертов без трансфертов государственным внебюджетным фондам. млрд руб.

Финансовая помощь бюджетам других уровней, млрд руб.

Доля финансовой помощи в объеме трансфертов. %

В том числе: Фонд компенсаций (субвенции бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований), млрд руб.

Рост по сравнению с 2005 г.. %

Доля Фонда компенсаций в объеме межбюджетных трансфертов без транс- Фертов государственным внебюджетным фондам. %

Одновременно проявлялась тенденция роста количества официально закрепленных федеральных мандатов (делегированных полномочий), которые не имели соответствующего финансового обеспечения и, следовательно, не финансировались из федерального бюджета. По состоянию на начало 2010 г. в процессе специально проведенного исследования С. А. Ананьевой было выявлено 17 таких мандатов. В их числе — проведение конкурса по выбору управляющей компании (ст. 161 Жилищного кодекса РФ); управление государственными землями до разграничения государственной собственности на землю (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 1Э7-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; формирование земельных участков под многоквартирные дома (ст. 16 Федерального закона от 29 октября 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Федеральная помощь муниципальным образованиям

Федеральная помощь оказывается также и муниципальным образованиям. Эта поддержка предназначена не только так называемым закрытым поселениям, но и предусматривает передачу в собственность муниципальных образований социальных объектов, ранее находившихся на балансе предприятий и организаций отраслевых ведомств. Кроме того, федеральная поддержка оказывается для решения местных целевых программ отдельных городов и поселков.

Поданным Минэкономики России, федеральными целевыми программами охвачены 2/3субъектов Федерации. Однако учет и отчетность об их исполнении осуществляются по разным причинам недостаточно. В связи с этим большую роль играет правильный отбор действительно нуждающихся в поддержке регионов. Единой нормативно установленной процедуры отбора региональных проблем для принятия решений на федеральном уровне нет. В этой ситуации наиболее распространенным методом был отбор региональных проблем исходя из политической целесообразности и необходимости поддержки отдельных региональных властей, активно реализующих политический курс страны.

Применяют и такие методы отбора, как индивидуальный иод- ход к региональным проблемам по определенным критериям. Этот метод исходит из особой значимости соответствующих проблем для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей и регионов, образования и социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, целевого управления межотраслевыми связями и некоторых других критериев. Также для целей межбюджетного выравнивания применяют метод деления субъектов Федерации на «нуждающихся» и «особо нуждающихся», на «доноров» и «реципиентов» и некоторые другие методы.

В условиях финансового кризиса поток межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов Федерации выполнял четко выраженную антикризисную роль, что прослеживается в росте субсидий и субвенций, а также расширении финансовых возможностей государственных внебюджетных фондов, объем трансфертов которым резко возрос в связи с мерами по усилению социальной защиты населения.

Бюджетные кредиты

Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Бюджетные кредиты к трансфертам не относятся, но в межбюджетных отношениях их роль существенна. Кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Наличие непогашенной задолженности регионов перед федеральным бюджетом является существенным фактором, ограничивающим расширение масш табов бюджетного кредитования.

Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов РФ из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.

Основания, порядок предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. Предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленный срок, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, погашается за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (за исключением местных налогов), подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Случайные статьи

Вверх