Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении Правотворческая инициатива г

Формы прямого волеизъявления граждан
(формы непосредственной демократии)

Формами прямого волеизъявления граждан (формами непосредственной демократии) федеральным законодательством названы:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • собрание (сход) граждан;
  • народная правотворческая инициатива;
  • обращения граждан в органы местного самоуправления;
  • территориальное общественное самоуправление.

1. Местный референдум - это голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о местных референдумах, в которых приводится примерный перечень вопросов, которые могут быть вынесены на местный референдум. К ним отнесены, в частности: устав муниципального образования, изменение границ муниципального образования, формы осуществления местного самоуправления, структура муниципальных органов, планы и программы развития территории.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предписывает, что решение о проведении местного референдума должно приниматься представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения. Законы субъектов Российской Федерации уточняют: инициатива населения оформляется инициативной группой с определенным числом членов, которая обращается в орган местного самоуправления с ходатайством о своей регистрации; в случае получения свидетельства о регистрации инициативная группа собирает подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований предусматривается разное количество подписей, необходимых для принятия решения о проведении референдума - от 5% жителей в Астрахани и Омске до 25% в Воронежской области. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить референдум, если в документах и при сборе подписей не были нарушены законы и устав муниципального образования.
Граждане участвуют в голосовании по вопросу, вынесенному на местный референдум, непосредственно и на добровольной основе. Голосование является тайным, какое-либо воздействие на свободное волеизъявление граждан не допускается.
Местные референдумы могут проводиться как для решения, так и для обсуждения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления. В связи с этим выделяются обязательные и консультативные референдумы. Результатом проведения обязательного референдума является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально-правовых отношений. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по важнейшим вопросам местной жизни. Как указано в законе Ивановской области "О местном референдуме в Ивановской области" 1996 г., результаты, полученные при проведении консультативного референдума, не носят обязательного характера и учитываются органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов.
2. Муниципальные выборы - демократический способ формирования органов местного самоуправления. Непосредственно гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, избираются депутаты представительного органа местного самоуправления. Во многих субъектах Российской Федерации непосредственно местным населением избираются также главы местного самоуправления. В ряде регионов России главы муниципальных образований избираются представительными органами местного самоуправления.
3. Народная правотворческая инициатива - право граждан муниципального образования разработать проект нормативного правового акта по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления, а также обязанность соответствующего органа местного самоуправления рассмотреть такой проект на открытом заседании с участием представителей населения и официально опубликовать (обнародовать) результаты рассмотрения. Это новая для России форма прямой демократии, которая не предусматривалась прежним законодательством о местных советах и была впервые закреплена Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Фактически она означает право определенной группы граждан выступить с проектом муниципального нормативного правового акта.
Право народной правотворческой инициативы должно быть закреплено в уставе муниципального образования. Процедура осуществления этого права граждан не унифицирована. Но обычно допускается, во-первых, внесение подготовленного проекта нормативного правового акта на рассмотрение схода или собрания граждан данного муниципального образования, а во-вторых - сбор подписей граждан в поддержку предложений о принятии нормативного правового акта и представление подписных листов в орган местного самоуправления.
4. Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и др.). Формами территориального общественного самоуправления могут выступать общие собрания (сходы), опросы населения, органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов). Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются администрацией по предложению жителей и утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления
(в формах представительной демократии)

Важнейшее место в системе муниципального права занимает правовое регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления .
Систему органов местного самоуправления составляют:
1. Представительные органы местного самоуправления - собрания представителей местного населения. Они избираются непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Этот орган может иметь различные названия, определяемые в уставе муниципального образования, - дума, совет, муниципальное собрание и т.п.
Число членов таких представительных органов в настоящее время колеблется от четырех в сельской местности до нескольких десятков человек в городах. Срок полномочий муниципальных советов также различен. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав" устанавливает лишь максимальную продолжительность работы представительного органа одного созыва - 5 лет. В большинстве субъектов Российской Федерации представительные органы местного самоуправления избираются на 4 года, хотя нередки и менее продолжительные сроки. Срок полномочий члена выборного органа местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет полномочия местного самоуправления, которые вправе осуществлять только представительные органы. К ним отнесены, прежде всего, нормотворческие, финансовые, бюджетные и контрольные полномочия, такие, как:

  • принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Федеральное законодательство допускает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таких случаях представительный орган может не избираться.
2. Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Обычно глава муниципального образования руководит местной администрацией, но может быть наделен и правом председательствовать на заседаниях представительного органа.
Предусматривается два возможных варианта избрания главы муниципального образования: непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Вопросы самого существования такой должности, выборов главы муниципального образования, его наименования (староста, мэр, глава города, глава района и т.д.), а также сроков полномочий решаются муниципальным образованием: либо в уставе, либо представительным органом, либо населением на референдуме.
Глава муниципального образования подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления, должен строить свою деятельность с соблюдением принципов законности, единоначалия, ответственности.
3. Администрация муниципального образования осуществляет управленческую деятельность и объединяет специализированные исполнительные органы - комитеты, департаменты, отделы, управления. Так, в большинстве муниципальных образований создаются отраслевые исполнительные органы, такие, как отдел образования, отдел здравоохранения. Администрация работает под руководством главы муниципального образования либо главы местной администрации и в соответствии с положениями об органах исполнительной власти муниципального образования, утверждаемыми либо главой муниципального образования, либо представительным органом.
Следует иметь в виду, что федеральное законодательство указывает два вида органов местного самоуправления: 1) органы, формирующиеся на основе выборов, и 2) органы, формирующиеся невыборным путем - в результате назначения, делегирования, кооптирования и т.д. Статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в точном соответствии с Конституцией Российской Федерации и Европейской хартией местного самоуправления устанавливают, что выборные органы обязательны. Однако не определяется точно, какие конкретно выборные муниципальные органы следует создать. В частности, допускается возможность выборов иных должностных лиц, помимо главы муниципального образования. Теоретически такими иными должностными лицами могут стать, по усмотрению муниципального образования, заместители главы администрации, руководители административных подразделений, например отделов социальной защиты населения.

назовите формы местного самоуправления и получил лучший ответ

Ответ от Алёнка[гуру]
Местное самоуправление осуществляется в различных формах, которые составляют его организационные основы.
Так, в соответствии со ст. З Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
В ст. 130 ч. 2 Конституции РФ организационные формы осуществления местного самоуправления в РФ получили более четкое закрепление: местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В Европейской Хартии, в частности, закреплено, что местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где-то допускается по закону.
Таким образом, местное самоуправление может осуществляться как непосредственно (прямо) населением, так и органами местного самоуправления.
ФЗ № 154 закрепляет уже более детально систему организационных форм осуществления местного самоуправления в РФ, которые можно разделить на две основные группы.
Первую группу составляют прямые (или непосредственные) формы осуществления населением муниципального образования местного самоуправления. К ним относятся: местный референдум; муниципальные выборы: собрания, конференции и сходы граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Втираю группу организационных форм осуществления местного самоуправления в РФ образуют представительные выборные органы местного самоуправления, иные органы местного самоуправления, выборные и иные должностные лица местного самоуправления.
Несмотря на определенные различия, все организационные формы осуществления местного самоуправления находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, составляют единую систему, единый муниципалитет.

Местное самоуправление осуществляется в двух основных формах: прямого волеизъявления граждан и через органы местного самоуправления.

1. К формам прямого волеизъявления граждан относятся: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление.

Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения. В местном референдуме вправе участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в каком-либо утверждении Порядок проведения местного референдума определяется законом субъекта Российской Федерации и устанавливается уставом муниципального образования

Под муниципальными выборами понимаются выборы депутатов, членов иных выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовой основой проведения местных референдумов и муниципальных выборов является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

Собрания (сходы) граждан могут созываться для решения вопросов местного значения. В случае если собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, то оно считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Порядок созыва и проведения собраний (сходов) граждан, принятие и изменение решений, пределы компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (микрорайоны, кварталы, улицы, дворы и другие территории). Территориальное общественное самоуправление самостоятельно и под свою ответственность осуществляет собственные инициативы в вопросах местного значения. Оно осуществляется непосредственно населением или через органы территориального общественного самоуправления. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.


2. К другим формам осуществления местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит:

Народную правотворческую инициативу по вопросам местного значения. Внесенные населением в порядке осуществления правотворческой инициативы проекты правовых актов подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании органа местного самоуправления с участием представителей населения. Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию;

Обращения граждан в органы местного самоуправления и к их должностным лицам. Такие обращения могут быть индивидуальными и коллективными. Ответ по существу обращений граждан должен даваться в течение одного месяца;

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих федеральному и региональному законодательству. Конкретные формы Федеральный закон не определяет.

К органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, образуемые в соответствии с законами и уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов обязательно. Наименование органов местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований.

К выборным органам относятся представительные органы местного самоуправления и глава муниципального образования, другие выборные должностные лица местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления - это выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Он состоит из депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

4) контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Численный состав и полномочия представительных органов определяются уставом муниципального образования.

В отдельных поселениях полномочия представительных органов могут осуществляться собраниями (сходами) граждан. Такая возможность должна быть предусмотрена уставом муниципального образования.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Глава муниципального образования - это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления, наделенное полномочиями на решение вопросов местного значения.

Предусматривается два возможных варианта избрания главы муниципального образования:

Избрание гражданами, проживающими на территории муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

Избрание представительным органом местного самоуправления из своего состава. Порядок избрания устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Избранный населением глава муниципального образования может входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. Такое право должно быть закреплено уставом муниципального образования.

Глава местного самоуправления подотчетен населению и представительному органу.

Определяя статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, Федеральный закон от 28 августа 1995 г. устанавливает, что:

1) гарантируются условия для беспрепятственного осуществления полномочий, защита их прав, чести и достоинства;

2) срок их полномочий не может быть меньше двух лет;

3) они не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации;

4)социальные гарантии, которые им предоставляются, закрепляются законами субъектов Российской Федерации;

5) уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации предусматривается возможность их отзыва населением.

Все вопросы, связанные с наименованием, порядком формирования, компетенцией, сроком полномочий, организацией и деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими,

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной Правовая регламентация муниципальной службы определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и Федеральным законом от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", который наряду с другими вопросами закрепляет конкретный перечень ограничений, связанных с муниципальной службой.

  • Формы прямого волеизъявления граждан (формы непосредственной демократии)
  • Органы местного самоуправления (в формах представительной демократии)

Формы прямого волеизъявления граждан
(формы непосредственной демократии)

Формами прямого волеизъявления граждан (формами непосредственной демократии) федеральным законодательством названы:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • собрание (сход) граждан;
  • народная правотворческая инициатива;
  • обращения граждан в органы местного самоуправления;
  • территориальное общественное самоуправление.

1. Местный референдум - это голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о местных референдумах, в которых приводится примерный перечень вопросов, которые могут быть вынесены на местный референдум. К ним отнесены, в частности: устав муниципального образования, изменение границ муниципального образования, формы осуществления местного самоуправления, структура муниципальных органов, планы и программы развития территории.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предписывает, что решение о проведении местного референдума должно приниматься представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения. Законы субъектов Российской Федерации уточняют: инициатива населения оформляется инициативной группой с определенным числом членов, которая обращается в орган местного самоуправления с ходатайством о своей регистрации; в случае получения свидетельства о регистрации инициативная группа собирает подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований предусматривается разное количество подписей, необходимых для принятия решения о проведении референдума - от 5% жителей в Астрахани и Омске до 25% в Воронежской области. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить референдум, если в документах и при сборе подписей не были нарушены законы и устав муниципального образования.
Граждане участвуют в голосовании по вопросу, вынесенному на местный референдум, непосредственно и на добровольной основе. Голосование является тайным, какое-либо воздействие на свободное волеизъявление граждан не допускается.
Местные референдумы могут проводиться как для решения, так и для обсуждения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления. В связи с этим выделяются обязательные и консультативные референдумы. Результатом проведения обязательного референдума является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально-правовых отношений. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по важнейшим вопросам местной жизни. Как указано в законе Ивановской области "О местном референдуме в Ивановской области" 1996 г., результаты, полученные при проведении консультативного референдума, не носят обязательного характера и учитываются органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов.
2. Муниципальные выборы - демократический способ формирования органов местного самоуправления. Непосредственно гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, избираются депутаты представительного органа местного самоуправления. Во многих субъектах Российской Федерации непосредственно местным населением избираются также главы местного самоуправления. В ряде регионов России главы муниципальных образований избираются представительными органами местного самоуправления.
3. Народная правотворческая инициатива - право граждан муниципального образования разработать проект нормативного правового акта по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления, а также обязанность соответствующего органа местного самоуправления рассмотреть такой проект на открытом заседании с участием представителей населения и официально опубликовать (обнародовать) результаты рассмотрения. Это новая для России форма прямой демократии, которая не предусматривалась прежним законодательством о местных советах и была впервые закреплена Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Фактически она означает право определенной группы граждан выступить с проектом муниципального нормативного правового акта.
Право народной правотворческой инициативы должно быть закреплено в уставе муниципального образования. Процедура осуществления этого права граждан не унифицирована. Но обычно допускается, во-первых, внесение подготовленного проекта нормативного правового акта на рассмотрение схода или собрания граждан данного муниципального образования, а во-вторых - сбор подписей граждан в поддержку предложений о принятии нормативного правового акта и представление подписных листов в орган местного самоуправления.
4. Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и др.). Формами территориального общественного самоуправления могут выступать общие собрания (сходы), опросы населения, органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов). Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются администрацией по предложению жителей и утверждаются представительным органом местного самоуправления.



Органы местного самоуправления
(в формах представительной демократии)

Важнейшее место в системе муниципального права занимает правовое регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления .
Систему органов местного самоуправления составляют:
1. Представительные органы местного самоуправления - собрания представителей местного населения. Они избираются непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Этот орган может иметь различные названия, определяемые в уставе муниципального образования, - дума, совет, муниципальное собрание и т.п.
Число членов таких представительных органов в настоящее время колеблется от четырех в сельской местности до нескольких десятков человек в городах. Срок полномочий муниципальных советов также различен. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав" устанавливает лишь максимальную продолжительность работы представительного органа одного созыва - 5 лет. В большинстве субъектов Российской Федерации представительные органы местного самоуправления избираются на 4 года, хотя нередки и менее продолжительные сроки. Срок полномочий члена выборного органа местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет полномочия местного самоуправления, которые вправе осуществлять только представительные органы. К ним отнесены, прежде всего, нормотворческие, финансовые, бюджетные и контрольные полномочия, такие, как:

  • принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Федеральное законодательство допускает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таких случаях представительный орган может не избираться.
2. Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Обычно глава муниципального образования руководит местной администрацией, но может быть наделен и правом председательствовать на заседаниях представительного органа.
Предусматривается два возможных варианта избрания главы муниципального образования: непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Вопросы самого существования такой должности, выборов главы муниципального образования, его наименования (староста, мэр, глава города, глава района и т.д.), а также сроков полномочий решаются муниципальным образованием: либо в уставе, либо представительным органом, либо населением на референдуме.
Глава муниципального образования подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления, должен строить свою деятельность с соблюдением принципов законности, единоначалия, ответственности.
3. Администрация муниципального образования осуществляет управленческую деятельность и объединяет специализированные исполнительные органы - комитеты, департаменты, отделы, управления. Так, в большинстве муниципальных образований создаются отраслевые исполнительные органы, такие, как отдел образования, отдел здравоохранения. Администрация работает под руководством главы муниципального образования либо главы местной администрации и в соответствии с положениями об органах исполнительной власти муниципального образования, утверждаемыми либо главой муниципального образования, либо представительным органом.
Следует иметь в виду, что федеральное законодательство указывает два вида органов местного самоуправления: 1) органы, формирующиеся на основе выборов, и 2) органы, формирующиеся невыборным путем - в результате назначения, делегирования, кооптирования и т.д. Статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в точном соответствии с Конституцией Российской Федерации и Европейской хартией местного самоуправления устанавливают, что выборные органы обязательны. Однако не определяется точно, какие конкретно выборные муниципальные органы следует создать. В частности, допускается возможность выборов иных должностных лиц, помимо главы муниципального образования. Теоретически такими иными должностными лицами могут стать, по усмотрению муниципального образования, заместители главы администрации, руководители административных подразделений, например отделов социальной защиты населения.

Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, поэтому народовластие на этом уровне может осуществляться в двух основных формах: непосредственно и опосредованно (схема 18).

Схема 18. Формы осуществления местного самоуправления.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления (и участия населения в осуществлении местного самоуправления) являются:

местный референдум;

муниципальные выборы;

голосование населения муниципального образования по некоторым вопросам местного значения (по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления; по вопросу изменения границ муниципального образования; по вопросу преобразования муниципального образования);

сход граждан. Данная форма применяется в небольших по численности населения (не более 100 человек) муниципальных образованиях, при этом сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления;

правотворческая инициатива граждан (связана с реализацией группой граждан определенной численности права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению);

территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения: в пределах территории подъезда, дома, группы домов, микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением, и т. п.);

публичные слушания (могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);

собрания граждан (могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования; итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию); обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами);

конференция граждан (собрание делегатов) – осуществляют в определенных случаях полномочия собраний граждан;

опрос граждан (проводится на всей территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами, а также органами государственной власти (при этом результаты опроса носят рекомендательный характер));

индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления (по существу обращения должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ в течение одного месяца);


иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:

представительный орган местного самоуправления;

главу муниципального образования;

местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Кроме того, могут образовываться контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.) и иные органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума и голосования по отдельным вопросам местного значения представительным органом местного самоуправления (на основе предложений избирателей, политических партий, общественных объединений, региональной избирательной комиссии) может формироваться избирательная комиссия муниципального образования, положение которой в системе органов местного самоуправления определяется законом субъекта РФ и уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления (дума, собрание представителей, совет депутатов, хурал, собрание старост, муниципальное собрание, волостное управление, комитет самоуправления и т. п.) численностью от 7 до 35 человек может формироваться путем проведения муниципальных выборов (в поселениях) либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений (на паритетных началах), входящих в состав муниципального района. Как отмечалось, в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек полномочия представительного органа местного самоуправления могут осуществляться сходом граждан.

Глава муниципального образования (мэр, староста, глава муниципалитета и т. п.) является высшим должностным лицом соответствующего муниципального образования, но место его в системе органов местного самоуправления может быть различным. Должность главы муниципального образования замещается только посредством выборов, однако избираться он может как на муниципальных выборах (непосредственно избирателями муниципального образования), так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. В последнем случае (а также если представительный орган муниципального района формируется не путем прямых муниципальных выборов) глава муниципального образования одновременно является председателем представительного органа этого муниципального образования. В случае избрания на муниципальных выборах он может возглавлять либо представительный орган муниципального образования либо местную администрацию. При этом ни при каких условиях глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Если местную администрацию возглавляет не глава муниципального образования, то последний назначается на должность по контракту (с возможностью его досрочного расторжения, в том числе по инициативе органов местного самоуправления, а также главы субъекта РФ). В этой процедуре принимают участие как органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, так и органы государственной власти субъекта РФ (участие последних обусловлено тем, что местная администрация может наделяться отдельными государственными полномочиями). Условия контракта и порядок проведения конкурса определяются представительным органом местного самоуправления (а в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, условия контракта устанавливаются также законом субъекта РФ); члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом местного самоуправления, а также законодательным органом субъекта РФ (при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе, городском округе); назначение на должность главы местной администрации осуществляется представительным органом муниципального образования, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. По представлению главы местной администрации представительный орган местного самоуправления утверждает структуру администрации.

Таким образом, говорить о полноценном разделении власти на муниципальном уровне нельзя, что обусловлено спецификой и правовой природой местного самоуправления. В то же время в отношениях между различными органами местного самоуправления закреплена своеобразная система «сдержек и противовесов», заключающаяся, в частности, во взаимном участии в нормотворческом процессе, в назначении главы местной администрации и т. д. Кроме того, на законодательном уровне закреплена ответственность органов местного самоуправления (именно органов местного самоуправления, но не населения муниципального образования):

Перед населением (в виде отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица);

Перед государством (в частности, в виде роспуска представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ и отрешения главы муниципального образования от должности главой субъекта РФ, временного отстранения органов местного самоуправления от осуществления отдельных своих полномочий в определенных случаях и осуществления этих полномочий органами государственной власти);

Перед физическими и юридическими лицами (в порядке, установленном законом, например возмещение вреда по нормам гражданского законодательства).

Органы местного самоуправления наделяются определенными полномочиями, которые они осуществляют по предметам ведения муниципальных образований (вопросам местного значения). Одной из новелл нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является то, что предметы ведения муниципалитетов сейчас нормативно разграничены применительно к отдельным видам муниципальных образований: поселениям, муниципальным районам и городским округам. Таким образом, актуальной является проблема четкого разграничения властных полномочий не только между федеральными и региональными органами государственной власти, но и между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления различных уровней. Кроме того, закон (как федеральный, так и региональный) может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но непременным условием такого делегирования является одновременная передача вместе с полномочиями необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Орган государственной власти, делегировавший органу местного самоуправления осуществление какого-либо своего полномочия, и иные уполномоченные государственные органы сохраняют право контроля за реализацией переданного полномочия.

Осуществление местного самоуправления на отдельных территориях (в городах федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях на приграничных территориях и т. д.) имеет существенные особенности, что находит отражение в нормативном закреплении соответствующих положений на федеральном, региональном и местном уровнях.

Местное самоуправление обеспечивается системой гарантий: формально-юридических, экономических, социальных, институциональных и др. При этом наиболее действенной является гарантия судебной защиты, которая подразумевает, с одной стороны, судебную защиту права граждан на местное самоуправление (в этом аспекте возможны споры между гражданами и органами местного самоуправления), а с другой – судебную защиту прав органов местного самоуправления на реализацию своих полномочий (здесь речь идет прежде всего о спорах между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления).

Собственных судебных органов в системе органов местного самоуправления нет, и судебная гарантия местного самоуправления реализуется посредством обращения в федеральные суды общей юрисдикции (мировые судьи возможностью рассматривать споры публично-правового характера не обладают), в арбитражные суды, в конституционные (уставные) суды субъектов РФ и в Конституционный Суд РФ в соответствии с юрисдикцией судебных органов, с соблюдением правил о подведомственности и подсудности. При этом в Конституционный Суд РФ имеют возможность обратиться только граждане с индивидуальной или коллективной жалобой (Конституционный Суд РФ рассматривает такие жалобы в порядке конкретного конституционного контроля), а в конституционные (уставные) суды субъектов РФ вправе обращаться и органы местного самоуправления с запросами в порядке абстрактного конституционного (уставного) контроля.

Случайные статьи

Вверх