Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями российской федерации осуществляется. Основные принципы и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления полномочия, полученные от федеральных органов государственной власти (субделегирование), если это предусмотрено в соответствующем федеральном законе .

Анализ законодательства субъектов РФ показал, что достаточно часто передаются органам местного самоуправления государственные полномочия субъекта РФ в области: ведения записи актов гражданского состояния; совершения нотариальных действий; ведения воинского учета; участия в организации гражданской обороны; ведения статистического учета; архитектурно- строительного контроля и надзора; управления жилищным фондом; ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; ведения земельного кадастра; обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; использования лесов; лицензирования образовательной деятельности; создания и функционирования службы медико-социальной экспертизы; архивного дела; осуществления контроля за соблюдением карантинных правил; реализации государственной молодежной политики; государственного управления охраной труда; осуществления мер социальной защиты; установления дополнительных льгот по уплате государственной пошлины; регулирования тарифов (цен). Органы местного самоуправления могут быть также наделены полномочиями по участию в определении режима деятельности предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе государственной, некоторыми правоохранительными полномочиями, другими полномочиями .

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

  • 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
  • 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
  • 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
  • 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
  • 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
  • 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
  • 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Кроме того, органы государственной власти содействуют осуществлению органами местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий путем:

  • - координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований и государственных органов по вопросам осуществления государственных полномочий;
  • - изучения, обобщения, распространения опыта работы органов местного самоуправления муниципальных образований;
  • - методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований и осуществления мер по подготовке кадров и повышению их квалификации;
  • - учета предложений органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований по вопросам реализации ими государственных полномочий;
  • - оказания организационной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований;
  • - предоставления органам местного самоуправления по их запросам необходимых материалов и документов по вопросам, связанным с исполнением переданных полномочий;
  • - осуществления иных действий, направленных на содействие органам местного самоуправления в реализации ими государственных полномочий.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Если полномочие передается федеральным законом, его финансирование осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, если законом субъекта РФ - за счет субвенций из бюджета субъекта РФ. Порядок предоставления таких субвенций устанавливается ст. 63 Федерального закона № 131-ФЗ, а также Бюджетным кодексом РФ.

Из постановления Конституционного Суда РФ. Обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городских округов только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств. Соответственно, без наделения органов местного самоуправления городских округов такими государственными полномочиями субъекты РФ не вправе предоставлять местным бюджетам межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов, поскольку это означало бы, по сути, возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий в нарушение установленного федеральным законодательством порядка.

Таким образом, положение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа теплоснабжения населения, не соответствует Конституции РФ, ее ст. 12, 130 (ч. 1), 132 и 133 в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, при отсутствии принятого в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ, наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств .

В абз. 2 ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ указывается на право органов местного самоуправления использовать свои ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Однако эта норма содержит и определенные гарантии от прямого или косвенного принуждения осуществлять такое софинансирование из средств местных бюджетов. Это указание на то, что такое софинансирование допустимо только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Органы государственной власти после передачи отдельных государственных полномочий, относящихся к их компетенции, сохраняют возможность влиять на их исполнение. Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ для этого федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

В ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ содержится указание на основание для отказа в исполнении отдельных государственных полномочий - признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным ст. 19 названного Закона. Судебное решение может касаться как дефектов содержания соответствующих законов, так и дефектов выбора формы акта, регулирующего передачу полномочий (т. е. если наделение полномочиями осуществлено не законом) .

В ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ однозначно указывается, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

  • См. Методические рекомендации по передаче государственных полномочий субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления.
  • Введение 3

    Глава 1. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления 5

    Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта в области местного самоуправления. 11

    Глава 3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 16

    Заключение 24

    Список литературы 26

    Введение

    Местное самоуправление является одной из форм организации публичной власти в административно территориальных единицах государства. Второй формой является местное самоуправление

    В данной работе автор ставил перед собой цель рассмотреть местное самоуправление, выявить его взаимосвязь со структурой органов государственной власти определить полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.

    1. раскрывается проблема предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления

    2. рассмотрение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта в области местного самоуправления.

    3. обозначение понятия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц

    4. возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    5. раскрываются вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления.

    6. донесение до читателя понятной четко изложенной информации по данной теме.

    Теоретическую основу исследования полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления составляют работы таких авторов как, Фадеев В.И., Дорожкин Ю.Н., Кутафин О.Е и ряда других, относящиеся к проблемам данной темы.

    Нормативную базу составляет действующая Конституция РФ и Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления».

    Глава 1. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления

    Отдельной проблемой в данной области являются проблемы, вытекающие из разграничения собственности. Муниципальные образования передают в соответствии с разграничением полномочий в государственную собственность больший объем муниципального имущества, чем получают от государства. Государство и субъекты РФ часто сбрасывают на уровень местного самоуправления имущество, находящееся в аварийном состоянии со всем грузом кредиторских обязательств и штрафных предписаний. При разграничении имущества муниципальных районов и поселений первые передают, прежде всего, имущество, требующее затрат, а имущество, приносящее доход (например рынки), оставляют за собой. Перечисленные проблемы разграничения полномочий вновь спровоцировали обсуждение двухуровневой концепции местного самоуправления. По факту сегодня сформировались три разных подхода. Первый подход предлагает оставить разграничение полномочий в существующей концепции Закона № 131 - ФЗ и попытаться сохранить независимость поселений от районов со своим кругом вопросов; второй - усилить поселенческий уровень, закрепив за ним все вопросы местного значения, а на уровне района сформировать низовой уровень государственной власти. Третий - вернуться к советской модели местного управления с закреплением прямого соподчинения поселений органам власти муниципального района .

    Необходимо обратить внимание на то, что серьезной проблемой при применении норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающихся определения компетенции местного самоуправления, стала неясность терминов и использование понятий, не имеющих однозначного юридического толкования, таких как “организация”, “развитие”, “участие”, “обеспечение”. Возникают проблемы, связанные с применением этих норм. Уточняя полномочия местного самоуправления, субъекты Российской Федерации либо ограничивают права местного самоуправления в отдельных сферах, либо необоснованно их расширяют, относя к полномочиям местного самоуправления полномочия органов государственной власти без компенсации затрат . В связи с этим, должны быть определены полномочия в тех сферах деятельности, которые затрагивают компетенцию, как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти (комплексное социально-экономическое развитие, обеспечение санитарного благополучия населения, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей среды и т.п.). Это, по-видимому, придется делать в законах субъектов Российской Федерации. Для рационального разграничения полномочий, к компетенции муниципальных образований нужно отнести те полномочия, которые с учетом имеющихся ресурсов (включая переданные) и ограничений могут наиболее эффективно реализовываться на местном уровне. Важно учитывать также и факторы территориальной и временной доступности услуг, предоставляемых населению властью . Часть вопросов местного значения не может решаться органами местного самоуправления в отрыве от государственных органов, так как их решение связано с реализацией конституционных прав населения либо с осуществлением государственной социальной политики. Примером этого являются основное общее образование и здравоохранение.

    Устанавливая самостоятельность местной власти, ее негосударственный характер, российская Конституция и федеральное законодательство закрепляют основные параметры государственной политики в области местного самоуправления, определяющие основы местного самоуправления и государственной власти. Автор данной работы предлагает рассмотреть некоторые из них.

    1. Признание и гарантированность российским государством местного самоуправления, закрепление его самостоятельности в пределах своих полномочий, не вхождение органов местного самоуправления в системе органов государственной власти (Ст. 12 Конституции РФ.)

    2. Установление запрета на ограничение прав местного самоуправления(ст 133 Конституции РФ.)

    3. Не допущение осуществления местного самоуправления образования органов местного самоуправления назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

    4. Государственная поддержка местного самоуправления которая включает в себя создание органами государственной власти необходимых правовых организационных материально финансовых условий для становления и развития местного самоуправления оказание содействия населению осуществлении права на местное самоуправление.

    Государственная поддержки самоуправления относятся федеральные и региональные программы местного самоуправления принятие которых входит в число полномочий органов государственной власти.

    Рассматривая вопрос разграничения предметов ведения между органами государственной власти и муниципальными районами и городскими округами, необходимо заметить, что законодатель относит к предметам ведения органов государственной власти общие вопросы организации и создания правовых, финансовых и иных условий для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в области культуры, а именно: вопросы принятия законов в области культуры и внесение в них изменений, контроль за их исполнением; регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина в области культуры; установление основ государственной культурной политики, формирование и реализация целевых программ в области культуры; установление государственных минимальных социальных стандартов в области культуры; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; регулирование и государственный контроль в области международного культурного сотрудничества; создание, создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности, а также иные вопросы местного значения . Следующей проблемой является то, что большинство из вопросов местного значения относятся к сфере правового регулирования отраслевым законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а во многих случаях нормы, содержащиеся в отраслевом законодательстве, не соответствуют нормам законодательства по вопросам местного самоуправления. Частично это связано с тем, что по ряду отраслей законодательство принималось до вступления в силу Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" . Необходимо также ввести в федеральные законы нормы, четко регламентирующие разграничение уровней функционирования государственной и муниципальной властей. По мнению Шариковой М.Е., активные процессы передачи полномочий и отдельных предметов ведения из сферы государственной власти в сферу местного самоуправления подтверждают поспешность и некоторую излишность создания жестких границ между государственно-властной системой управления и местным самоуправлением, которое теоретиками Конституции мыслилось как самостоятельная система общественного управления. Недостаточно был учтен международный опыт организации местного самоуправления и его непосредственного контакта с государственным. В законодательстве о передаче предметов ведения и полномочий по системе исполнительной власти РФ нужно обратить внимание на процедуры передачи полномочий, всех необходимых ресурсов и в систему местного самоуправления . В настоящее время местное самоуправление признано равноправной с государственной и самостоятельной формой власти. Однако, по многим оценкам, мы, говоря о местном самоуправлении, все еще, как и прежде, имеем дело с государственной системой управления. С точки зрения реального социального функционирования местного самоуправления, может быть, это и справедливо. Но с точки зрения правовой, местное самоуправление как автономная форма народовластия - это реальность. Поэтому перед органами государственной власти субъектов Федерации, сразу же после того как были приняты соответствующие нормативные акты, встала проблема разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Четкое разграничение полномочий – одна из актуальных задач, которую необходимо решить, в том числе и с помощью научно обоснованных методов и механизмов. Совершенствование действующего законодательства в рамках и на уровне местного самоуправления весьма актуально и более продуктивно, поскольку прочувствована необходимость изменений, стали ощутимыми результаты практической реализации. Хотелось бы отметить, что создание правовой базы местного самоуправления далеко от завершения. Чувствуется недостаток правовых актов, регулирующих деятельность органов самоуправления и порядок их взаимоотношений. Законодательные и другие нормативно-правовые акты должны быть направлены на более четкое разграничение компетенции между различными органами местного самоуправления. Данной проблеме автором планируется уделить особое внимание.

    Формирование эффективной системы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления является одним из основных факторов успешной реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе. Отсутствие достаточного количества научных разработок по данной проблематике тормозит развитие местного самоуправления и переход российского общества на качественно новый этап организации жизнедеятельности .

    Взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления(без взаимной передачи друг другу полномочий)должна строиться на принципах добровольности, законности и повышения эффективности управления. Основной формой такого взаимодействия договоры, соглашения, участие в совместных комиссиях, комитетах, организациях выполняющие общие задачи.

    Если совместная деятельность в определенной сфере требует детального определения прав обязанности и ответственности, а также связанна с определением материально финансовых средств предпочтительной формой взаимодействия является договор.

    Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта в области местного самоуправления.

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

    1.Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленном базовым законом о местном самоуправлении.

    2.Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц в области местного самоуправления, в случаях и порядке, установленных ФЗ

    3.Правовое регулирование прав и обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ - правовое регулирование прав, обязанностей, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления законами субъектов РФ в порядке, установленном базовым ФЗ о местном самоуправлении.

    Осуществление исполнительно – распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении МО и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ ФКЗ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

    В случае противоречия Конституции, устава, закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, ФКЗ, базовому ФЗ о местном самоуправлении и другим ФЗ применяются Конституция РФ, ФКЗ, базовый ФЗ о местном самоуправлении.

    Стратегической приоритетностью при выборе правовых средств определения функций и разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления обладают федеральные законы.

    Решать вопросы разграничения полномочий можно будет эффективно только федеральными законами. Следует детально определиться по функциям федеральных, региональных и муниципальных органов власти». Следует отметить, что договоры сыграли определенную и во многом положительную роль», Сегодня большинство из них, к сожалению, часто не работает. А сама договорная система только усугубляет неравенство субъектов Федерации, как по отношению к федеральному центру, так и по отношению одних субъектов Федерации к другим. Это значит, что при выборе правовых средств определения функций и разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления стратегической приоритетностью обладают федеральные законы. Применительно к определению полномочий органов власти и управления разных уровней нормы этих законов должны обладать императивностью (т.е. порождать обязанности органов, которым они адресованы), а также функционально-управленческой сообразностью (т.е. задавать адекватное задачам управления страной распределение функций этих органов). Жесткое функциональное описание предметов ведения и полномочий, их полное ресурсное обеспечение является неосуществимой мечтой. Функциональное и ресурсное наполнение полномочий зависит от экономической структуры и экономических циклов. То есть одни и те же полномочия могут исполняться в различных объемах, как в разное время, так и в одно и то же время, разными органами управления. Следовательно, для гибкого реагирования на изменяющуюся экономическую и политическую структуру в государстве должны присутствовать соответствующие механизмы. Один из них - договорное регулирование исполнения полномочий. И тут перед нами встает вопрос: что регулирует такой договор? Передачу части собственных полномочий - или части полномочия, оставляя само полномочие за вышестоящим уровнем власти?

    Во втором случае следует задать структуру полномочия: обязанностей, прав, функций, ресурсов, ответственности, а также регулирующих это полномочие нормативно-правовых механизмов. В данном случае автор

    Доклада исходит, во-первых, из преставления о тройственности природы полномочий (функционально - деятельностной, ресурсной и правовой).

    Во-вторых, автор полагает, что правовая природа полномочия субъекта власти заключается в единстве его прав и обязанностей по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер государственной и общественной жизни (отношений) - предметов ведения.

    В-третьих, предполагается, что правосубъектность органа власти есть единство его полномочий (прав и обязанностей) и ответственности, обеспеченная соответствующими нормативно-правовыми механизмами (судебными, федерального вмешательства и т.д.).

    Необходимость сохранения договорной формы разграничения полномочий обусловлена и более общими соображениями. В такой сложной стране, как Россия, договорная форма является предусмотренным юридической конструкцией федерации в рамках Конституции политико-правовым механизмом единого правового пространства, задаваемого федеральными законами. При наличии четких правовых рамок и политический «торг» уместен - главное, чтобы торг не перевешивал право. Результаты такого - допустимого в рамках Конституции и федеральных законов - торга и фиксируются договорами.

    установления федерального контроля и условий осуществления субъектами Федерации правового регулирования вопросов, связанных с реализацией их полномочий по всем предметам их совместного ведения, в том числе и неурегулированных федеральным законодательством;

    реализации конституционного права субъектов Федерации передавать предметы своего исключительного ведения в совместное, в случае отсутствия у них финансовых и иных возможностей самостоятельного осуществления полномочий по данной сфере общественных отношений;

    определения приоритетов в законодательном регулировании предметов совместного ведения на основе закрепления в федеральных законах и иных правовых актах норм, оправдавших себя в практике договорного процесса.

    Особого обсуждения заслуживает такая традиционно высказываемая позиция: договорный процесс позволяет более полно учитывать дискретность пространства и неравнозначность регионов страны по различным факторам, позволяет конкретизировать положения Конституции РФ и федеральных законов применительно к особенностям данного региона.

    В данном контексте следует различить две формы конкретизации: индивидуальную и типологическую. Вторая форма конкретизации положений федерального законодательства может осуществляться посредством принятия специальных федеральных законов, посвященных группам регионов, обладающих сходными типологическими характеристиками. И лишь вопросы, касающиеся сугубо индивидуальных характеристик региона, имеет смысл урегулировать договорами. Это позволило бы более полно реализовать принцип равенства субъектов Федерации в отношениях с федеральным центром - во всяком случае, для регионов, «сопоставимых» по некоторым признакам.

    Очень высок потенциал соглашений о разграничении полномочий между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также о передаче осуществления части полномочий. Зачастую принимаемые по предметам совместного ведения федеральные законы фактически не оставляют места для собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации. Однако такая их излишняя регламентация может быть оперативно «разрешена» именно данным видом соглашений. Заключаемые органами исполнительной власти в соответствии с принципом разделения властей, они регулируют сферы, не отнесенные к ведению законодательной власти, а потому не требуют применения долговременной процедуры внесения поправок в законодательство.

    Кроме того, соглашения о разграничении полномочий между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов позволяют с необходимой степенью детальности конкретизировать положения не только вышеупомянутых федеральных законов, но и договоров о разграничении предметов ведения.

    Не следует забывать и о согласительных процедурах как правовом средстве разграничения полномочий «в действии».

    Глава 3 . Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федераций.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

    Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

    Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

    Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

    Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

    Вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

    Перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

    Способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

    Перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

    Порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

    Порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

    Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

    Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

    Пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления осуществляется за счет представляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать обственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке предусмотренных уставом муниципального образования. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий ФОИВ и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

    “Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

    1. Передача - способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключаемая их его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления.

    2. Делегирование - предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

    Рассматривая вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:

    1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение полномочиями производиться только законом. Но так как определение правового статуса местного самоуправления находиться в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, передача полномочий осуществляется законом или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.

    2. Объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик. Не случайно в Конституции Российской Федерации говорится об отдельных государственных полномочиях, хотя критерии оценки этого найти крайне сложно.

    3. Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для российской практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.

    4. Государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.

    5. Государственное влияние не сводиться только к контролю. Оно функционирует в соответствии с требованиями законности, в режиме общего правопорядка.

    Вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления.

    Можно сделать вывод, что принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке.

    Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения.

    В результате анализа действующего законодательства можно сделать вывод о неудачной регламентации компетенции местного самоуправления на федеральном уровне. Дело в том, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются лишь предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного самоуправления закреплены в серьезно устаревшем законе РФ 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Не вносят должной ясности в этот вопрос и отраслевые нормативные правовые акты, наделяющие органы местного самоуправления все новыми полномочиями в разных отраслях и сферах, поскольку полномочия эти они устанавливают применительно к органам местного самоуправления вообще, а не тому или иному их уровню конкретно. Органы же местного самоуправления не могут сами себе устанавливать полномочия, даже если в общей форме предметы их ведения определены.

    Исследование компетенции органов местного самоуправления детерминирует раскрытие сущности муниципального управления, осуществляемого органами местного самоуправления. Муниципальное управление по сути своей является частью государственного управления, поскольку самостоятельность местного самоуправления в осуществлении своих полномочий не предполагает оторванности органов местного самоуправления от реализации задач и функций государства.

    При утверждении бюджета уполномоченные органы местного самоуправления представляют органы государственной власти обоснования и потребности и расчет финансовых средств необходимых для осуществления соответствующих финансовых полномочий в случаи если расходы реализацию отдельных государственных полномочий превысили размер переданных в местный бюджет финансовых средств исчисленных исходя из действующих нормативов. Органы местного самоуправления имеют право на получение компенсации дополнительных затрат. Для этого представительный орган местного самоуправления направляет уполномоченному органу государственной власти обоснования перерасхода финансовых средств и требования о возмещении дополнительных затрат на реализацию отдельных государственных полномочий. В случае отказа от удовлетворения указанного требования спорный вопрос может быть решен в спорном порядке.

    Органы местного самоуправления не имеют права использовать финансовые и материальные средства переданные им денежные средства на осуществлении государственных полномочий не по целевому назначению.

    При наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями необходимо строгое соблюдение за законность их действий. Контроль и надзор призваны выявлять нарушения в области муниципального права во время прсекать эти нарушения и в итоге направлены на восстановление нормальных муниципальных отношений.

    Контроль и надзор за их деятельностью осуществляет в российской Федерации несколько специализированных органов. Уполномоченным органам государственной власти осуществляет контроль за тем как органы и должностные лица и лица местного самоуправления используют переданные им отдельно государственные полномочия.

    Органы и должностные лица наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями осуществляют контроль за соответствием деятельности местного самоуправления уставом муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативно правовым актом представительным органа муниципального образования.

    Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, Уставов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований муниципальных правовых актов.

    Заключение.

    Местное самоуправление означает, что власть на местах осуществляют представители центральной(федеральной)власти и, таким образом создаются и действуют местные органы государственной власти.

    В ходе прочтения данной работы прослеживаются проблемы местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти. Признание местного самоуправления государством- есть необходимый признак правового государства и демократического политического режима. Отсутствие местного самоуправления свидетельствует как правило об антидемократическом и политическом режиме.

    В ходе написания данной курсовой работы автором был сделан вывод о необходимости осуществления органами государственной власти контроля за органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления для соблюдения законности их действий. В случаи не соблюдения законодательства органы местного самоуправления обязаны нести ответственность перед органами государственной власти. Органы государственной власти в праве передавать некоторые свои полномочия органам местного самоуправления

    Изучив данную данную курсовую работу курсовую работу можно придти к выводу что современное европейская модель местного самоуправления предполагает:

    Независимость органов местного самоуправления от государственной власти

    Экономическую, финансовую самостоятельность местного самоуправления

    Государственные гарантии и поддержку местного самоуправления

    Запрет органов государственной власти вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления и наличие собственной компетенции

    Возможность делегировать местному самоуправлению часть государственных полномочий

    Конституционное закрепление статуса местного самоуправления

    Судебная защита органов местного самоуправления

    Обязательное наличие в структуре местного самоуправления представительного органа.

    Список литературы

    2. ФЗ № 131Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

    3.Рецензия на законопроект «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»подготовленный комиссией при президенте РФ под руководством Д. Р. Козака // Управа местного самоуправления в России 2007 №2.

    4. Авакян С. А. Проблемы организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. М.: Норма, 2007

    5. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Норма, 2006.

    6. Дорожкин Ю.Н. Государственное и муниципальное управление,М. 2006

    7. Кноринг В. И. Основы государственного и муниципального управления. М.2008

    8.Кутафин О. Е., Фадеев Муниципальное право РФ: учебник – 2 – е издание, перераб. и доп. – М.

    9. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. М.: Юрист, 2006

    10.Пятков Д.В « о гражданской правосубъектности РФ и субъектов муниципальных образований // журнал Российское право 2006 №10

    11. Рагозина Л. Полномочия органов местного самоуправления поселений: практика и проблемы // Практика муниципального управления. 16 октября 2006 года. - http://www.urbaneconomics.ru/publications.

    Дорожкин Ю.Н. Госдарственное и муниципальное управление,М. 2006

    Дорожкин Ю.Н. Государственное и муниципальное управление, М. 2006

    Кутафин О. Е., Фадеев Муниципальное право РФ: учебник – 2 – е издание, перераб. и доп. – М.

    Государственные полномочия полностью или частично могут передаваться в двух формах: посредством наделения и делегирования.

    Делегирование некоторых государственных полномочий органам местного самоуправления может осуществляться в особых случаях нормативным правовым актом органа государственной власти Российской Федерации или правовым нормативным актом субъекта Российской Федерации в виде поручения.

    Между наделением и делегированием государственных полномочий существует четкое разграничение, а следовательно, и юридические последствия, которые наступают до, при и после выполнения переданных государственных полномочий, различны.

    В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется законом (федеральным конституционным, федеральным или субъекта Российской Федерации), переданные полномочия исполняются органами местного самоуправления весь период действия этого закона. Прекращается исполнение отдельных государственных полномочий только в связи с признанием этого закона утратившим силу либо исключением норм о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями из действующего закона.

    В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется в форме делегирования, объем передаваемых полномочий, виды юридических действий либо содержание поручения, а также срок, на который делегируются полномочия, указываются в акте, которым закрепляется такая форма передачи.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления возможно при осуществлении ими государственных полномочий. Использование такой формы передачи государственных полномочий, как делегирование государственных полномочий на определенное время, должно осуществляться для решения тех или иных задач, выполнение которых необходимо оперативно осуществить исходя из особенностей управления той или иной территорией .

    Например, при объявлении чрезвычайной ситуации (техногенного и иного чрезвычайного характера) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе дать поручение органам местного самоуправления оказывать содействие в ликвидации ее последствий.

    Это характерно не только для России, но практикуется и во многих странах мира. Например, в Германии местное самоуправление находится под юридическим контролем государства . Федерация и земли передоверяют общинам некоторые из задач государственного управления , входящие в их собственную компетенцию. Создается сфера так называемого управления по поручению (задачи полиции и поддержания общественного порядка передаются общинным землям и т.д.).

    При делегировании тех или иных государственных полномочий органам местного самоуправления поручение должно иметь четкую формулировку, из которой было бы ясно, что речь идет именно о временной уступке какого-то права, осуществление которого исчерпывается его однократным применением.

    Примерные перечни вопросов, по которым органы власти вправе делегировать государственные полномочия местному самоуправлению, порядок делегирования, возмещение затрат муниципальному образованию за выполнение таких поручений, ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение переданных полномочий должны быть определены и регламентированы в правовом акте, которым делегируются полномочия.

    Передача органам местного самоуправления иных государственно-властных и административно-властных полномочий

    Государство гарантирует осуществление населением местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. В таком положении местное самоуправление является равноправным субъектом отношений с органами государственной власти . Поэтому некоторые государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления на основе договоров (соглашений) публично-правового характера.

    Например, принятие совместного решения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципалитета о строительстве дороги, телефонизации или о создании какой-либо иной инфраструктуры, необходимой и для населения муниципального образования , и для субъекта Российской Федерации, может фиксироваться в соглашении о совместном выполнении указанной программы.

    Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации , изложенной в Постановлении от 30 ноября 2000 г. (дело о проверке конституционности отдельных положений Устава Курской области), соответствует требованиям Конституции Российской Федерации взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти на договорной основе "для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципального образования".

    Изложенное позволяет утверждать, что реализация отдельных государственных полномочий, непосредственно связанная с решением вопросов местного значения, может осуществляться путем совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок которых регулируется на договорных основаниях.

    Договорная форма передачи государственных полномочий должна иметь стадию согласования, поскольку согласие муниципального образования (его органов и должностных лиц) на выполнение тех или иных поручений от органов государственной власти, а также наличие определенной инфраструктуры для этого, необходимых ресурсов, навыков, опыта, необходимых специалистов являются залогом качественного и своевременного выполнения принятых государственных полномочий.

    Согласование может являться формой сотрудничества органов государственной власти с органами управления . И практика показывает, что такая форма сотрудничества существует. Это определено закономерностью в обеспечении согласованности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    При согласовании происходит не одностороннее волеизъявление субъекта управления, а принятие решения двумя или несколькими субъектами управления - участниками действия - соисполнителями.

    Согласование в период урегулирования разногласий между субъектами управления, как правило, приводит к достижению определенных правовых последствий.

    Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    Органы государственной власти обязаны осуществлять контроль за надлежащим осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

    В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

    Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

    В ведении муниципальных образований наряду с вопросами местного значения находятся и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта федерации.

    Государственные полномочия - это государственные полномочия Российской Федерации и государственные полномочия субъектов Российской Федерации. Государственные полномочия Российской Федерации представляют собой права и обязанности органов государственной власти РФ по решению вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ. Государственные полномочия субъекта Российской Федерации представляют собой права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по решению вопросов, отнесенных к ведению субъекта Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Федерации, законами субъекта Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ.

    Европейская хартия местного самоуправления определяет местное самоуправление как право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения (п. 1 ст. 3), а также устанавливает, что публичная власть, как правило, должна преимущественно осуществляться органами власти, наиболее близкими к гражданину. Предоставление полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и характера поставленной задачи, а также требований эффективности и экономии (п. 3 ст. 4).

    Эти принципиальные установления во многом отражают общность государственных дел и местных дел, их диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность в современном социальном государстве. Подтверждением этого являются и минимальные государственные социальные стандарты, устанавливаемые законодательством РФ, представляющие собой государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. Эти стандарты являются по существу обязательством государства перед гражданами. Их выполнение обеспечивается в основном на местном уровне и гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от государственных налогов.

    С принятием Конституции РФ 1993 г., установившей в ст. 12, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а также закрепившей в ст. 132, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству, возникла необходимость в коренном пересмотре многих аспектов в организации местного самоуправления. Во-первых, потребовалось четко разграничить полномочия и предметы ведения между государственными органами и органами местного самоуправления, а во-вторых, создать систему наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и организации их осуществления на местах.

    К сожалению, ряд важных аспектов, заложенных в данную позицию, не соответствует в полной мере социально-экономическим и политическим реалиям, в которых мы сегодня находимся, поэтому решение проблем затягивается, идет противоречиво и неэффективно.

    В результате этот процесс затянулся на многие годы, вследствие чего значительная часть государственных полномочий как выполнялась ранее на местах, так и продолжала исполняться органами местного самоуправления, но часто без надлежащего правового оформления.

    В настоящее время законодательное регулирование вопросов, связанных с наделением органов местного самоуправления определенными государственными полномочиями, в отсутствие специального Федерального закона по этим вопросам осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации - законами субъектов Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации законами субъектов Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

    Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Федерации.

    Не допускается Конституцией наделение органов местного самоуправления полномочиями, относящимися к исключительному ведению государственных органов власти. Не допустимо наделение органов местного самоуправления полномочиями органов судебной власти и прокуратуры, а также иными государственными полномочиями, связанными с обеспечением государственной целостности и безопасности Российской Федерации.

    Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

    Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на решение вопросов местного значения, и субвенции, предоставляемые для обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий.

    Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Федеральный закон, закон субъекта Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

    1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

    2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

    З) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные cтандарты;

    4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

    5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

    6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

    7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

    Положения федеральных законов, законов субъектов Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

    Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Указанные субвенции предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет:

    * субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами;

    * иных доходов бюджета субъекта Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Федерации.

    Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

    Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций, предоставляемых из регионального фонда компенсаций, производятся в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

    Субвенции, предоставляемые из федерального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распределяются между всеми субъектами Федерации в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг субъекта Федерации с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту Федерации и виду субвенции.

    По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы, исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

    Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Федерации, иных нормативных правовых актов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным Федеральным законом, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

    Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

    В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления. Муниципальные правовые акты в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственныx полномочий, могут быть отменены, или их действие может быть приостановлено уполномоченным органом государственной власти. Указанные предписания и действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

    Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    В случае нецелевого расходования субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, если это установлено судом, а глава муниципального образования или глава местной администрации не приняли в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, то высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовой акт об отрешении их от должности.

    Если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом, то отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Федерации.

    В этом случае решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций. Такие решения органов государственной власти субъектов Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

    В порядке и случаях, установленных федеральными законами, отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться федеральными органами государственной власти.

    С учетом того, что местная администрация, которой руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, наделяется полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, то в решении ряда вопросов, связанных с замещением должности главы местной администрации, принимают участие органы государственной власти субъекта Федерации. Так, условия контракта для главы местной администрации муниципального района и городского округа в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, утверждаются законом субъекта Федерации. В связи с этим одна треть членов конкурсной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Федерации. Контpaкт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Федерации в связи с нарушением условии контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий.

    Органы местного самоуправления и вышестоящие органы управления не обязательно должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно использовать иные, более оперативные формы. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления без взаимной передачи полномочии друг другу должно строиться на принципах добровольности, законности, а также принципе повышения эффективности управления. Основными формами такого взаимодействия являются договоры, соглашения, а также участие в совместных комиссиях, комитетах, организациях, выполняющих общие задачи.

    Случайные статьи

    Вверх