Шлейден и шванн - первые каменщики клеточной теории
Российскому физиологу Ивану Павлову принадлежит сравнение науки со стройкой, где знания, как кирпичики, создают фундамент...
"О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера"
Редакция от 20.04.2016 — Действует с 24.05.2016
Показать изменения
от 20.04.2016 N 48)
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране и за рубежом, отмечаю наличие рисков, способных повлиять на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации.
В последние годы регистрируются новые инфекционные болезни, вызванные опасными патогенами (ближневосточный респираторный синдром, вызванный новым коронавирусом, грипп, вызванный высокопатогенными вирусами (AH5N1, AH7N9), расширяется и изменяется ареал ряда природно-очаговых инфекций (лихорадки Западного Нила, Крымской геморрагической лихорадки, инфекций, передающихся клещами, чумы). В мире регистрируются крупные очаги опасных инфекций, представляющие угрозу для всего мира (лихорадка Эбола в Западной Африке в 2014 - 2015 гг., холера в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в странах Карибского бассейна, лихорадка денге в Юго-Восточной Азии и другие).
В течение последних лет Роспотребнадзор актуализировал ряд нормативных и методических документов по обеспечению санитарно- эпидемиологического надзора, в том числе в отношении болезней, общих для человека и животных, некоторых новых групп инфекционных болезней (внебольничные пневмонии), что оптимизировало подходы к оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической ситуации.
С целью принятия неотложных мер по ликвидации эпидемических очагов и недопущению распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, оперативного информирования и своевременной организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 44, ст. 4984, N 51 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17, 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4590, 4596; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч.1), ст. 4359), в соответствии с пунктами 5.4 , 5.5 , 5.6 , 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 "Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004, N 28. ст.2899; 29.05.2006, N 22, ст. 2337; 25.12.2006, N 52 (3 ч.), ст. 5587; 06.10.2008, N 40, ст. 4548; 17.11.2008, N 46, ст. 5337; 27.07.2009, N 30, ст. 3823; 17.08.2009, N 33, ст. 4081; 01.03.2010, N 9, ст. 960; 28.06.2010, N 26, ст. 3350; 04.04.2011, N 14, ст. 1935; 24.10.2011, N 43, ст. 6079; 31.10.2011, N 44, ст. 6272; 02.07.2012, N 27, ст. 3729; 04.02.2013, N 5, ст. 405; 03.06.2013, N 22, ст. 2812; 11.11.2013, N 45, ст. 5822; N 2, 12.01.2015, ст. 491; 03.08.2015, N 31, ст. 4680), пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.05.2005, N 21. ст. 2023 27.03.2006, N 13, ст. 1409; 24.03.2008, N 12, ст. 1130; 09.06.2008, N 23, ст. 2713; 16.06.2008, N 24, ст. 2867; 15.12.2008, N 50, ст. 5946; 09.02.2009, N 6, ст. 738; 09.03.2009, N 10, ст. 1224; 04.05.2009, N 18 (2 ч.), ст. 2248; 20.09.2010, N 38, ст. 4825; 20.09.2010, N 38, ст. 4835; 14.02.2011, N 7, ст. 981; 21.11.2011, N 47, ст. 6662; 10.09.2012, N Ъ1, ст. 5002; 12.11.2012, N 46, ст. 6339; 17.06.2013, N 24, ст. 2999; 17.06.2013, N 24, ст. 3000; 12.08.2013, N 32, ст. 4311), положениями Международных медико-санитарных правил (2005 г.), принятых на 58 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (Женева, 2005 г.), Постановляю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера (Приложение N 1).
1.3. Перечень пищевых отравлений, в том числе острых групповых профессиональных отравлений людей, фактов приостановления (запрещения) реализации пищевых продуктов, продовольственного сырья, недоброкачественных товаров народного потребления, загрязнений окружающей среды, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Приложение N 3).
2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечить своевременное информирование территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о регистрации случаев инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в соответствии с указанными перечнями.
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:
3.1. Оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации санитарно- эпидемиологического характера, проведение специальных санитарно- эпидемиологических расследований по установлению причин и выявлению условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
3.2. Организацию взаимодействия с заинтересованными ведомствами и проведение адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
3.3. Своевременное представление внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4. Признать утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 11 "О предоставлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного, здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера", зарегистрированного в Минюсте России 10 апреля 2009 года, регистрационный N 13745.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
А.Ю. ПОПОВА
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 4 февраля 2016 г. N 11
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.04.2016 N 48)
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно- эпидемиологического характера (далее по тексту - чрезвычайные ситуации) в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4. В случае подозрения на ситуации, определенные в Приложениях N 2 и N 3, территориальный орган Роспотребнадзора немедленно информирует Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и направляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации в срок не позднее 12 часов после установления факта чрезвычайной ситуации.
5. Регистрация чрезвычайной ситуации и организация оперативного реагирования со стороны территориальных органов Роспотребнадзора по осуществляется по предварительным диагнозам и уточняется при получении результатов лабораторных исследований и установлении окончательного диагноза.
6. Территориальный орган Роспотребнадзора в ежедневном режиме в виде внеочередных донесений информирует Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о ходе эпидемиологического расследования и проводимых мероприятиях по ликвидации чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 4 февраля 2016 г. N 11
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.04.2016 N 48)
<*> Информация о поствакцинальных осложнениях направляется также медицинскими организациями в органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 19.04.2010, N 16, ст. 1815).
Приложение N 3
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 4 февраля 2016 г. N 11
ПЕРЕЧЕНЬ
ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСТРЫХ ГРУППОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ФАКТОВ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ (ЗАПРЕЩЕНИЯ) РЕАЛИЗАЦИИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ДОНЕСЕНИЯ О КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Наименование пищевых отравлений, фактов приостановления (запрещения) реализации пищевых продуктов, продовольственного сырья, недоброкачественных товаров народного потребления, острых групповых профессиональных отравлений людей, загрязнений окружающей среды | Количество случаев (фактов) |
1. Пищевое отравление (подозрение на него), связанное с продукцией предприятий пищевой промышленности (включая напитки), общественного питания, пищеблоков детских и образовательных учреждений, других объектов организованного питания с числом пострадавших 5 и более человек. | о каждом факте |
2. Отравление грибами с числом пострадавших 3 и более человек | о каждом факте |
3. Заболевания (отравления), обусловленные воздействием химических факторов (пестициды, токсические соединения и др.) | о каждом случае |
4. Приостановление (запрещение) реализации (использования) пищевых продуктов и продовольственного сырья, пищевых добавок, а также материалов, контактировавших с продовольствием, в случаях их отгрузки за пределы данного региона. | о каждом случае |
5. Приостановление (запрещение) реализации товаров народного потребления, в том числе товаров парфюмерно-косметической продукции, |товаров для детей и игрушек | о каждом случае |
6. Групповые острые профессиональные отравления (с числом пострадавших 5 и более человек), сопровождающиеся утратой трудоспособности. | о каждом факте |
7. Смертельные случаи от острого профессионального отравления (острого профзаболевания) с количеством пострадавших 2 и более человек | о каждом факте |
8. Радиационные аварии, утеря, хищение, обнаружение радиоактивных источников (материалов), аномалий, нарушение правил транспортирования радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения. | о каждом случае |
9. Выявление продукции загрязненной радиоактивными веществами выше установленных нормативов | о каждом случае |
10. Аварии (инцидент, события) на ядерно-опасном объекте, отнесенные к 0 - 7 уровням международной шкалы ядерных событий (ИНЕС) | о каждом случае |
11. Установление диагноза острой, хронической лучевой болезни или местного лучевого поражения | о каждом случае |
12. Загрязнение помещений и территорий лечебных, жилых, оздоровительных организаций солями тяжелых металлов, в том числе металлической ртутью, свинцом, кадмием и др. | о каждом случае |
13. Чрезвычайные ситуации в медицинских организациях и органах и учреждениях Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, повлекшие за собой тяжкие телесные повреждения или [гибель больных и сотрудников | о каждом случае |
14. Аварии на головных водопроводных сооружениях и сетях с загрязнением питьевой воды, представляющих опасность для здоровья населения, повлекших или могущих повлечь прекращение водопользования | о каждом случае |
15. Аварии на головных канализационных очистных сооружениях и магистральных коллекторах (увеличение объема сброса сточных вод в 10 и более раз), аварийные сбросы сточных вод, сопровождающиеся загрязнением источников питьевого водоснабжения и других мест водопользования населения | о каждом случае |
16. Аварии на гигиенически значимых объектах промышленного профиля (химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности), сопровождающихся загрязнением окружающей среды | о каждом случае |
17. Экстремально высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха: превышение ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе в 50 и более раз; в 30 - 49 раз в течение 8 часов: в 20 - 29 раз в течение 2 суток | о каждом случае |
18. Повышение уровня гамма-фона более чем в 3 раза по сравнению со средним показателем, характерным для данной местности | о каждом случае <**> |
19. Выявление лиц с повышенным уровнем радиационного фона | о каждом случае <**> |
20. Случаи публикации в СМИ информации об утере контроля над источником ионизирующего излучения | о каждом случае |
21. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, повлекшие за собой эвакуацию населения и организацию пунктов временного размещения пострадавших | о каждом факте |
<**> донесения по ситуациям одновременно направляются в ФБУН "Санкт- Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева" Роспотребнадзора.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Попова А.Ю. имеет высшее медицинское образование по специальности медико-профилактическое дело. Доктор медицинских наук. Профессор по специальности «Гигиена».
Другие называют зачинщиком непопулярных торговых войн, выполнявшим определённые указания правительства во время напряжённых отношений России с другими странами. Какие бы цели Геннадий Григорьевич не преследовал, он сумел доказать правоту украинскому, грузинскому и белорусскому правительству. Все претензии к поставляемой этими странами продукции были предъявлены после многочисленных анализов. Несведущему человеку тяжело судить о правильности его действий. Но никто не сомневается, что он хороший специалист, который помог стране, и просто образованный и грамотный человек.
12 подвигов Геннадия Онищенко
Но прежде чем добиться успеха в жизни, профессиональной и политической деятельности Геннадий Григорьевич много учился и трудился.
Геннадий Григорьевич много работал, проходил обучение в институте усовершенствования врачей.
На успешную карьеру Онищенко повлияло трудолюбие и стремление везде навести порядок. Его деятельность достойно оценили после обнаружения очага брюшного тифа в Донецкой области.
Молодого эпидемиолога в 1983 году пригласили занять должность главного врача СЭС Московского метрополитена.
В тяжёлый для страны период, во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции, Геннадий Григорьевич занимался дезактивацией железнодорожной техники.
Его сослуживцы рассказывают, что он понизил допустимый уровень радиации для работающих в зоне взрыва и этим спас жизнь многим железнодорожникам-ликвидаторам.
В 1988 году Онищенко перевели в Главное управление карантинных инфекций Министерства здравоохранения на должность заместителя начальника. В начале девяностых годов он стал заместителем главного государственного санитарного врача России.
В гостях у Геннадия Онищенко. Пока все дома
Геннадий Григорьевич, занимая высокие должности, в первую очередь помнил, что он является врачом. Когда в Чечне началась эпидемия холеры и возникла угроза заражения сибирской язвой, Онищенко доставлял в республику лекарства и оборудование, проводил исследования почвы. Ему приходилось сталкиваться с боевиками.
Борис Ельцин в 1996 году назначил Онищенко главным государственным санитарным врачом РФ. Соотечественники ежегодно видели его на телеэкранах с предупреждениями об эпидемии гриппа. И только немногие знают, сколько изъяли тонн бракованного алкоголя и пищевых продуктов благодаря его деятельности. В эту пору Геннадий Онищенко принял ряд решений, которые вызвали различные суждения о его деятельности. Это запрет на продажу гигиенических жидкостей, содержащих технический спирт. Из-за невысокой цены препараты употреблялись в качестве спиртных напитков. Онищенко запретил продажу сигарет в учреждениях культуры. Предложил рассмотреть вопрос о запрете рекламы пива и алкогольных напитков в СМИ.
Он активно участвовал в воссоздании системы здравоохранения Чечни, координировал программу по противодействию эпидемии СПИДа. Укомплектовал лаборатории по инфекционной диагностике препаратами для выявления атипичной пневмонии.
23 октября 2013 года он ушёл в отставку и получил назначение на пост помощника Председателя Правительства Российской Федерации.
Онищенко продолжает бороться с употреблением алкоголя и табакокурением. И не раз в СМИ делал заявления по этому поводу. Требует закрыть сайты, причиняющие вред психическому здоровью подростков. Благодаря ему запрещена продажа энергетиков в местах отдыха молодёжи.
Геннадий Онищенко о прививках
Онищенко Геннадий Григорьевич имеет множество наград. Особо ценен для него Орден Почёта, полученный за мероприятия по охране жизни и здоровья жителей Южной Осетии.
Получил премию «Человек года-2013» за принятые меры по защите здоровья российских граждан.
Как верующий человек придерживается здорового образа жизни, соблюдает православные традиции. В первую очередь заботится о людях. Когда Онищенко похитили боевики в Чечне, он просил пожалеть и отпустить водителя машины. Коллеги отзываются о нем, как требовательном руководителе. Он уделяет много времени работе и требует этого от своих подчинённых.