Правовые аспекты института перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов рф. Перераспределение полномочий субъектов рф и муниципальных образований в области градостроительной деятельности З

Статья 1

Настоящий Закон в соответствии с частью 1 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перераспределяет полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Московской области по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области.

Статья 2

1. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по:
1) подготовке и утверждению генерального плана городского поселения, а также по внесению в него изменений;
2) подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских поселений, а также по внесению в них изменений;
3) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) в городских поселениях на основании генеральных планов городских поселений, правил землепользования и застройки городских поселений (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами);
4) принятию решений о развитии застроенных территорий, в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
5) организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;
6) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений;
7) принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
8) принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
9) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования;
10) утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории городских поселений;
11) утверждению схем теплоснабжения городских поселений с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
12) утверждению схем водоснабжения и водоотведения городских поселений с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
13) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
14) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев.

2. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по:
1) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
2) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев.

3. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по:
1) подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, а также по внесению в них изменений;
2) подготовке генеральных планов сельских поселений, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 2-8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) подготовке правил землепользования и застройки сельских поселений, а также по подготовке в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 11-14 статьи 31 и частями 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании документов территориального планирования муниципального района (без учета документов территориального планирования муниципального района в случаях, предусмотренных федеральными законами), если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения;
5) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировок территорий, проектов межевания, территории градостроительных планов земельных участков) на основании генерального плана сельского поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки сельского поселения (без учета генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий, предусмотренных частями 5-12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
6) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории сельских поселений;
7) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений;
8) принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
9) принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
10) принятию решений о развитии застроенных территорий, в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
11) организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;
12) ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципальных районов;
13) утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории сельских поселений;
14) утверждению схем теплоснабжения сельских поселений с численностью населения от десяти тысяч человек;
15) утверждению схем водоснабжения и водоотведения сельских поселений с численностью населения от десяти тысяч человек;
16) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
17) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на территории сельского поселения, расположенного в границах муниципального района, на другой вид такого использования;
18) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую;
19) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
20) выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального района;
21) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев;
22) организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
23) утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

4. Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по:
1) подготовке генеральных планов городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 2-8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) подготовке правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 11-14 статьи 31 и частями 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании генеральных планов городских округов, правил землепользования и застройки городских округов (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории городского округа;
4) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городских округов;
5) принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, за исключением организации и проведения публичных слушаний;
6) принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением организации и проведения публичных слушаний;
7) ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;
8) принятию решений о развитии застроенных территорий в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
9) организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;
10) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
11) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, за исключением организации и проведения публичных слушаний;
12) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую;
13) выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории городского округа;
14) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев;
15) утверждению схем теплоснабжения городских округов с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
16) утверждению схем водоснабжения и водоотведения городских округов с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
17) утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории городских округов;
18) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
19) организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
20) утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

5. Полномочия органов местного самоуправления по утверждению правил благоустройства территории, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения; установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий осуществляются органами государственной власти Московской области в соответствии с законом Московской области.

Статья 3

1. Учет мнения Правительства Московской области при реализации органами местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования осуществляется в порядке, установленном законом Московской области.

2. Учет мнения органов местного самоуправления при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 1-4, 10-12 части 1, пунктами 1-5, 10, 14, 15 части 3, пунктами 1-3, 8, 15, 16 части 4 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Правительством Московской области.

Статья 4

1. Органами государственной власти Московской области полномочия, предусмотренные в статье 2 настоящего Закона, осуществляются за счет средств бюджета Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.

2. Законы Московской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 5

1. В целях организации перераспределения полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, со дня официального опубликования настоящего Закона до 1 января 2015 года устанавливается переходный период.

2. В переходный период Правительство Московской области определяет и (или) формирует центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, которые будут осуществлять полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, устанавливает порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Московской области таких полномочий.
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, с 1 января 2015 года.

3. В переходный период органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, передаваемые в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, заключают договоры, муниципальные контракты с учетом положений настоящего Закона и в порядке, установленном Правительством Московской области.

4. С 1 января 2015 года уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие осуществление полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, действуют в части не противоречащей настоящему Закону и нормативным правовым актам органов государственной власти Московской области.

5. Формирование и утверждение проекта бюджета Московской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов и проектов бюджетов муниципальных образований Московской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов осуществляются с учетом настоящего Закона.

6. Законом Московской области органы местного самоуправления могут наделяться государственным полномочиями, указанными в статье 2 настоящего Закона.

Статья 6

1. Полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, перераспределяются сроком на 5 лет.

2. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением статьи 5 настоящего Закона.

3. Статья 5 настоящего Закона вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор Московской области А.Ю.Воробьёв

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской Газеты" не является их официальной публикацией


Михаил Ларин

Фундаментальное изменение принципа взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

27 мая 2014 года был опубликован федеральный закон с длинным названием «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон 136-ФЗ).

В этом законе большой интерес представляет дополнение, появление которого означает фундаментальное изменение принципа взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный законодатель разрешил субъектам РФ перераспределять полномочия между региональным и местным уровнями управления. Такое перераспределение осуществляется законами субъекта Российской Федерации.

История распределения полномочий между центральной властью, региональной и местной давняя, ведет начало еще с законодательства Союза ССР 1990 года. В настоящее время действует закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в который уже внесено 114 изменений (далее – закон «Об общих принципах»).

За последние 20 лет реформой местного самоуправления занимались различные органы и комиссии, были использованы многочисленные приемы. Пытались децентрализовать власть и делегировать регионам больше полномочий. Все это отражает попытки власти с одной стороны найти оптимальный механизм управления, а с другой – обеспечить сбалансированность бюджетов всех уровней.

Проблемы с распределением полномочий возникают из-за нескольких объективных условий:

1. Географическое положение управляющего центра. В г. Москве добраться до правительства субъекта РФ можно общественным транспортом за 0,5-2,5 часа. В Красноярском крае до правительства из некоторых мест придется лететь вертолетом.
2. Климатические условия. Элементарная необходимость чистить дороги от снега на Чукотке стоит более остро, чем в Краснодарском крае.
3. Регионы в экономическом плане развиты неравномерно, пока это неравенство на местном уровне выравнивается за счет средств федерального бюджета, пересылаемых через бюджет региона. К 2015 г. на практике у муниципалитетов возникало две проблемы: недостаточное финансирование, которое не позволяло выполнять их функции в полном объеме, и недостаточная ответственность за принимаемые решения, особенно в сфере строительства.

Исходя из того, что субъекты Федерации отличаются друг от друга, также как и муниципальные образования, федеральная власть решила вопрос о распределении полномочий отдать на откуп субъектам. В целом такой подход выглядит логичным, субъект Федерации сам учитывает какие полномочия могут выполнять его органы, а какие – муниципальные. В той или иной степени такой возможностью с начала года воспользовались 27 субъектов РФ.

Для примера возьмем Московскую область, как лидера этого списка по экономическому развитию. Московская область решила перераспределить полномочия и часть функций муниципалитетов перешла на уровень области. Следующим шагом Московская область часть этих полномочий вернула обратно с условием согласования решений муниципальных органов с областными органами.

В основном перераспределяемые вопросы ведения касаются градостроительной деятельности, строительства и земельных отношений. С 01.01.2015 Московская область, в частности, принимает решения по вопросам:

Подготовки и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков);
- выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;
- о развитии застроенных территорий;
- о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
- о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

С января 2015 года за градостроительным планом земельного участка, разрешениями на строительство и ввод в эксплуатацию приходится обращаться в Министерство строительного комплекса Московской области. То есть самые важные для строительства документы теперь выдают не муниципалитеты, а Московская область.

В чистом виде в сфере строительства у муниципалитетов остались полномочия только в части индивидуального жилищного строительства.

Вопросы подготовки и утверждения генеральных планов, правил землепользования и застройки и т.п. должны решаться совместно с муниципалитетами по принципу «двух ключей». При этом предложения местных властей учитываются, но область всегда может заблокировать их и, следовательно, настоять на своем мнении. Например, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка проходит согласование Министерства имущественных отношений и Градостроительного совета Московской области, всего на уровне субъекта осуществляется до пяти действий по согласованию решения. Представляется, что скорость такой процедуры оставляет желать лучшего.

Как показало общение с сотрудниками Министерства строительного комплекса МО в начале 2015 года, госорганы оказались организационно не готовы к большому объему заявлений по перераспределенным полномочиям. Например, регламент по получению градостроительного плана земельного участка хотя и был формально принят в декабре 2014 г., но опубликован значительно позже. Приемка документов в многофункциональных центрах не осуществлялась, а в министерстве этим занимался только один сотрудник.

Статистика выданных документов также не внушает оптимизма. В первом квартале 2015 года органы Московской области выдали 165 разрешений на строительство. Много это или мало - около 55 в месяц на всю Московскую область, в которой находится 77 городов и 7 231 068 человек населения. При этом в Москве (включая новую Москву) за тот же период выдано 373 разрешения на строительство, т.е. более чем в 2 раза больше. Напомним, что Москва не перераспределяла полномочий по закону 136-ФЗ, они были распределены достаточно давно, и в Москве имеется устоявшаяся система госуправления.

Концепция перераспределения полномочий вступает в серьезный конфликт с концепцией (конституционной) самостоятельности местного самоуправления. Трудно не согласиться с некоторыми исследователями, которые утверждают, что вместо отделения идет процесс последовательного встраивания органов местного самоуправления в вертикаль государственной власти. Первоначально подобная тактика была опробована в Москве - муниципальные образования, находящиеся в границах "старой Москвы", занимаются в основном организацией праздничных и спортивных мероприятий. При этом все районы Москвы великолепно управляются из мэрии с помощью префектур и управ.

В принципе это эффективный ход в современных реалиях России и он может принести положительные результаты. При этом значительно уменьшится самостоятельность местной власти, однако и ранее население не особенно интересовалось возможностями самоуправления, навряд ли такой интерес появится в будущем. В то же время лучший контроль за местными властями может улучшить положение населения и предпринимателей.

Однако, как это часто бывает, очень хорошие задумки разбиваются о посредственную реализацию. Учитывая, что взаимодействие всех органов пока не отличается скоростью и отлаженностью, фактически в настоящий момент положительные эффекты от нововведений отсутствуют.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области

Статья 1

Настоящий Закон в соответствии с частью 1 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перераспределяет полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Московской области по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области.

Статья 2

1. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по:
1) подготовке и утверждению генерального плана городского поселения, а также по внесению в него изменений;
2) подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских поселений, а также по внесению в них изменений;
3) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) в городских поселениях на основании генеральных планов городских поселений, правил землепользования и застройки городских поселений (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами);
4) принятию решений о развитии застроенных территорий, в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
5) организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;
6) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений;
7) принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
8) принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
9) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования;
10) утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории городских поселений;
11) утверждению схем теплоснабжения городских поселений с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
12) утверждению схем водоснабжения и водоотведения городских поселений с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
13) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
14) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев.
2. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по:
1) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
2) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев.
3. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по:
1) подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, а также по внесению в них изменений;
2) подготовке генеральных планов сельских поселений, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 2-8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) подготовке правил землепользования и застройки сельских поселений, а также по подготовке в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 11-14 статьи 31 и частями 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании документов территориального планирования муниципального района (без учета документов территориального планирования муниципального района в случаях, предусмотренных федеральными законами), если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения;
5) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировок территорий, проектов межевания, территории градостроительных планов земельных участков) на основании генерального плана сельского поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки сельского поселения (без учета генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий, предусмотренных частями 5-12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
6) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории сельских поселений;
7) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений;
8) принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
9) принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
10) принятию решений о развитии застроенных территорий, в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
11) организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;
12) ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципальных районов;
13) утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории сельских поселений;
14) утверждению схем теплоснабжения сельских поселений с численностью населения от десяти тысяч человек;
15) утверждению схем водоснабжения и водоотведения сельских поселений с численностью населения от десяти тысяч человек;
16) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
17) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на территории сельского поселения, расположенного в границах муниципального района, на другой вид такого использования;
18) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую;
19) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
20) выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального района;
21) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев;
22) организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
23) утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
4. Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по:
1) подготовке генеральных планов городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 2-8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) подготовке правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 11-14 статьи 31 и частями 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании генеральных планов городских округов, правил землепользования и застройки городских округов (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории городского округа;
4) выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городских округов;
5) принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, за исключением организации и проведения публичных слушаний;
6) принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением организации и проведения публичных слушаний;
7) ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;
8) принятию решений о развитии застроенных территорий в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
9) организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;
10) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
11) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, за исключением организации и проведения публичных слушаний;
12) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую;
13) выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории городского округа;
14) определению порядка деятельности общественных кладбищ, крематориев;
15) утверждению схем теплоснабжения городских округов с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
16) утверждению схем водоснабжения и водоотведения городских округов с численностью населения от десяти тысяч до пятисот тысяч человек;
17) утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории городских округов;
18) установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
19) организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
20) утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
5. Полномочия органов местного самоуправления по утверждению правил благоустройства территории, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения; установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий осуществляются органами государственной власти Московской области в соответствии с законом Московской области.

Статья 3

1. Учет мнения Правительства Московской области при реализации органами местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования осуществляется в порядке, установленном законом Московской области.
2. Учет мнения органов местного самоуправления при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 1-4, 10-12 части 1, пунктами 1-5, 10, 14, 15 части 3, пунктами 1-3, 8, 15, 16 части 4 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Правительством Московской области.

Статья 4

1. Органами государственной власти Московской области полномочия, предусмотренные в статье 2 настоящего Закона, осуществляются за счет средств бюджета Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
2. Законы Московской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 5

1. В целях организации перераспределения полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, со дня официального опубликования настоящего Закона до 1 января 2015 года устанавливается переходный период.
2. В переходный период Правительство Московской области определяет и (или) формирует центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, которые будут осуществлять полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, устанавливает порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Московской области таких полномочий.
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, с 1 января 2015 года.
3. В переходный период органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, передаваемые в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, заключают договоры, муниципальные контракты с учетом положений настоящего Закона и в порядке, установленном Правительством Московской области.
4. С 1 января 2015 года уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие осуществление полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, действуют в части не противоречащей настоящему Закону и нормативным правовым актам органов государственной власти Московской области.
5. Формирование и утверждение проекта бюджета Московской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов и проектов бюджетов муниципальных образований Московской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов осуществляются с учетом настоящего Закона.
6. Законом Московской области органы местного самоуправления могут наделяться государственным полномочиями, указанными в статье 2 настоящего Закона.

Статья 6

1. Полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, перераспределяются сроком на 5 лет.
2. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года,
за исключением статьи 5 настоящего Закона.
3. Статья 5 настоящего Закона вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьёв
« 24 » июля 2014 года
№ 106/2014-ОЗ

24 июля 2014 г. Московская областная дума приняла закон "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области".

Смысл этого закона сводится к следующему - значительная часть полномочий органов местного самоуправления (муниципальных властей) переходит к правительству Московской области. Угадайте, в какой сфере принятие решений делегировано с районного уровня на областной? Правильно, в сфере градостроительства и выделения земельных участков - самого прибыльного бизнеса в Подмосковье.

Теперь областные власти будут осуществлять полномочия по:

Подготовке и утверждению генерального плана и правил землепользования и застройки;

Подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков);

Принятию решений о развитии застроенных территорий;

Выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;

Принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;

Принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования;

Установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

Переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую (для сельских поселений);

Все эти вопросы относятся к вопросам местного значения, т. е. тем, которые по определению должны решаться на местном уровне и составлять основу местного самоуправления с учетом мнения граждан. Данный закон выглядит как узурпация полномочий высшим уровнем власти для перераспределения денежных потоков от застройки.

Примеры волюнтаристского вмешательства областных властей известны и ранее - например, трехкратное отклонение одобренного жителями Генерального плана городского округа Химки и возвращение его на доработку с ухудшением каждого следующего варианта генплана по сравнению с предыдущим. По закону прошедший публичные слушания генплан и ПЗЗ (правила землепользования и застройки) глава г. Химки обязан либо утвердить, либо отправить на доработку, но Олег Шахов не сделал этого, хотя после публичных слушаний прошел целый год. Зато Градсовет Московской области многократно "заворачивал" генплан, в отсутствие которого противостояние населения с застройщиками достигло высочайшего накала.

Теперь, с появлением этого закона, действия областных властей просто обретут подобие "правовой формы".

Большинством активной общественности Подмосковья закон воспринят как "вырывание куска более сильным хищником у более слабого". Однако встречается мнение, что "наконец-то отберут полномочия у зарвавшейся местной власти". Это вполне объяснимо противостоянием жителей с местными властями, давно превратившимися в обслугу вышестоящих звеньев коррумпированной вертикали.

Но с принятием закона противостояние переместится на другой уровень, уже с областными властями, а это потребует от жителей гораздо больших ресурсов и сведет на нет и без того малую степень влияния граждан на принятие решений по застройке территорий.

Вместе с другим законопроектом, поправками в Земельный кодекс об изъятии земель под объекты социальной инфраструктуры, это может создать ситуацию конвейерного отъема остатков земли у собственников и последующей застройки.

Если среди читателей есть грамотные юристы, то призываю их проанализировать данный законопроект на соответствие Конституции и федеральному законодательству.

Проблема определения компетенции различных уровней власти в государстве заключается в правильной оценке возможностей соответствующих властных структур эффективно решать те или иные вопросы, отнесенные к их ведению, а также в адекватном отражении предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в нормативных правовых актах.

Отсутствие четкого разграничения вопросов местного значения между различными уровнями местного самоуправления препятствует эффективной управленческой деятельности на уровне муниципальных районов и поселений. Наличие дублирующих вопросов местного значения порождает сложности при разграничении объектов собственности между муниципальными образованиями.

2015 год ознаменован тем, что 27 мая 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131-ФЗ), и с 1 января т.г. в ведении сельских поселений оставлено только тринадцать вопросов местного значения из тридцати девяти (ФЗ № 136-ФЗ) .

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесены следующие вопросы:

  • составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
  • обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
  • создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  • обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
  • формирование архивных фондов поселения;
  • утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);
  • присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
  • содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
  • оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Из полномочий сельских поселений исключены такие важнейшие полномочия как:

  • утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;
  • выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;
  • утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
  • резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения;
  • осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений и др.

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-Ф3 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Таким образом, осуществлять отдельные полномочия органы местного самоуправления сельских поселений смогут только при наличии заключенных соглашений с органами муниципального района и бюджетного финансирования на осуществление переданных полномочий.

Перераспределение полномочий неизбежно влечет решение кадрового вопроса, поскольку полномочия, реализуемые работниками сельских поселений, переходят муниципальным служащим муниципальных районов. В соответствии с ФЗ № 131-ФЗ определение численности работников органов местного самоуправления относится к исключительной компетенции самих органов местного самоуправления. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации (ч. 8 ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ). Штатное расписание органа местного самоуправления составляется и утверждается ими самостоятельно (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 25-ФЗ) . К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено лишь утверждение реестра должностей муниципальной службы (перечня наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций), соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, установление типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определение классных чинов муниципальной службы и порядка их присвоения (ст. 6,7, ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 9.1 ФЗ № 25-ФЗ). Таким образом, решение вопроса о сокращении штатной численности работников местной администрации сельских поселений относится к ведению самих сельских поселений и напрямую не вытекает из Федерального закона № 136-ФЗ.

Таким образом, перераспределение полномочий между сельскими поселениями и муниципальными районами на основе соглашений представляется наиболее приемлемым, так как учитываются интересы муниципального района и сельского поселения, особенности территории, а также возможности конкретного муниципального района и сельского поселения. Это позволит выбрать наиболее эффективный и рациональный способ исполнения полномочий.

Случайные статьи

Вверх