Проверочные листы гит по кадровым вопросам. Проверочные листы при проверках Использование проверочных листов при проведении проверок

В Закон № 294-ФЗ, защищающий права юридических лиц при осуществлении контроля, в июле 2016 года введены поправки, касающиеся применения проверочных листов. Ведется активная работа по реализации данной возможности. Что же такое проверочный лист, в каких случаях он используется и насколько трудны в нем вопросы?

Внедрение проверочных листов предусмотрено Планом контрольно-надзорной деятельности на 2016 - 2017 годы и Реформой контрольно-надзорной деятельности.

Что такое проверочные листы?

Проверочные листы (ПЛ) включают в себя перечни контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении объектом проверки обязательных требований, составляющих предмет проверки. Например, ПЛ, разработанный Рострудом для проверки соблюдения требований по содержанию трудовых договоров, может содержать вопрос о наличии в трудовом договоре обязательных положений, таких как трудовая функция, сведения о гарантиях и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, условий оплаты труда и т. д.

Отвечая на данные вопросы, работодатель выбирает один из трех предложенных вариантов ответа: «да» - если положения есть, «нет» - если положений нет, «не относится» - если требование неприменимо к конкретному трудовому договору (например, о характере работы, если работа конкретного человека не имеет подвижный, разъездной или какой-то другой характер).

При этом с перечнем вопросов должны быть соотнесены реквизиты нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования) или требования, определенные муниципальными правовыми актами. Например, если вопрос Росприроднадзора, касающийся внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, сформулирован так: «Не допускалось ли лицами, обязанными вносить плату, сокрытие или умышленное искажение информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду?» - то ссылка на НПА быть следующей: «ст. 8.5 КоАП РФ» (сокрытие или искажение экологической информации).

В соответствии с положением о виде контроля (надзора) перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, либо ограничить предмет проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых наиболее значимо.

Кроме перечня вопросов проверочный лист согласно Требованиям к ПЛ должен содержать следующие сведения:

  • указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности объекта контроля, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;
  • указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа (если это предусмотрено соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля);
  • наименование органа контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа.

Этот список открытый, поскольку согласно п. «ж» ст. 4 Требований к ПЛ в проверочный лист могут быть включены и иные данные, установленные положением, порядком или регламентом осуществления определенного вида контроля.

Кроме того, проверочный лист должен содержать поле для внесения сведений, в частности, о наименовании объекта проверки, месте ее проведения, а также реквизиты распоряжения или приказа о ее проведении, должность, фамилию и инициалы контролера.

Статьей 5 Требований к ПЛ предусмотрена возможность оформления проверочных листов в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В каких случаях применяются ПЛ?

Проверочные листы могут быть применены при проведении проверок всех или отдельных юридических лиц - применение обуславливается типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов либо отнесением деятельности юридического лица и (или) используемых им производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (ч. 11.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 введен риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Контроль с применением риск-ориентированного подхода будет осуществляться, в частности, в виде проверок с использованием проверочных листов.

Проверочные листы применяются только при проведении плановых проверок. Обязанность их использования предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), а также порядком организации и проведения отдельных видов государственного, муниципального контроля (ч. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Например, Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 840 обязывает Росздравнадзор с 01.01.2018 при проведении плановых проверок применять проверочные листы. Постановление вносит изменения в некоторые акты Правительства РФ в части установления обязанности использования списков контрольных вопросов Росздравнадзор при осуществлении госконтроля обращения медицинских изделий; федерального госнадзора в сфере обращения лекарственных средств; госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности.

А Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 вносит соответствующие изменения в Положение о пожарном надзоре. Аналогичные постановления вводят процедуру использования ПЛ в сфере природопользования, при федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, при проведении плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля и т. д.

При этом предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Так, Роструд разработал несколько групп контрольных вопросов для разных контрольных мероприятий: о соблюдении порядка и условий изменения трудового договора, о соблюдении порядка прекращения трудового договора, о соблюдении общих требований по установлению режима работы и учету рабочего времени, о соблюдении требований по предоставлению ежегодного основного оплачиваемого отпуска и т. д.

Заполненный список контрольных вопросов прикладывается к акту проверки.

Кто разрабатывает список контрольных вопросов?

Проверочные листы разрабатывают и утверждают органы государственного или муниципального контроля. Каждый разработчик должен составить свой проверочный документ на основании Требований к ПЛ.

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов. В этом случае ПЛ разрабатываются и утверждаются несколькими органами контроля (надзора) (п. 5 ст. 7.1, ч. 11.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Где ознакомиться с проверочными листами по конкретному виду контроля?

Формы проверочных листов, утвержденные контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровня, должны быть размещены на официальных сайтах данных органов (п. 6 Требований к ПЛ).

Эти формы могут использоваться для разработки и размещения в сети интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Утвержденных форм проверочных листов пока мало - большинство из них в стадии проектов. А немногие готовые пока в большинстве своем не размещены на официальных сайтах. Например, автору статьи не удалось найти на сайте Ростехнадзора (gosnadzor.ru) утвержденную Приказом Ростехнадзора от 18.05.2017 № 167 проверочную форму, применяемую при осуществлении федерального государственного строительного надзора на этапе строительства, реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики (типовая форма). В справочно-информационных системах она уже есть. На официальном сайте - пока нет.

Информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на Портале проектов нормативно-правовых актов (regulation.gov.ru). Такие формы на момент написания статьи (август 2017 года) там разместили: Росздравнадзор, Роструд, Россельхознадзор, Росприроднадзор, МЧС, Росгидромет, Ространснадзор, Минкомсвязь.

* * *

Предполагается, что использование при проведении проверок ПЛ и их размещение в Интернете позволят повысить эффективность проверок и снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.

Проводимых контролирующими госорганами. Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ допускает обязанность использовать при проверке органами государственного и муниципального контроля проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 11.1 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Это значит, что плановые проверки организаций и ИП должны ограничиваться определенным перечнем вопросов, что несомненно, должно облегчить жизнь бизнесу. Что это за перечни, и в каких сферах надзора они могут применяться, расскажем в этом материале.

Что такое проверочные листы

Проверочный лист – это перечень определенных вопросов, из ответов на которые проверяющие могут сделать однозначный вывод о соблюдении или несоблюдении предприятием, или ИП требований, являющихся предметом проверки. Обязанность использовать проверочные листы устанавливается в положении о конкретном виде контроля.

Контрольные вопросы проверочных листов могут касаться всех предъявляемых обязательных требований, либо ограничиться только наиболее важными из них, касающиеся недопущения угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и т.д. Выходить за рамки контрольных вопросов инспектора не вправе.

Проверочные листы при проведении проверок после их заполнения прилагаются к акту проверки. При проверке, которая проводится несколькими ведомствами госконтроля совместно, применяются сводные проверочные листы.

Форма проверочного листа

Утверждаются формы проверочных листов каждым проверяющим ведомством самостоятельно, но с соблюдением общих требований, установленных постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Проверочный лист должен содержать:

  • название вида госконтроля, видов деятельности проверяемых лиц, объектов производства, позволяющих четко обозначить сферу применения проверочного документа;
  • указание на нормативный акт, обязывающий применять проверочные листы при данном виде госконтроля;
  • наименование органа госконтроля и реквизиты правового акта, которым утверждена форма проверочного листа;
  • включаемый в форму проверочного листа список контрольных вопросов, ответы на которые позволяют сделать однозначный вывод о соблюдении/несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований;
  • реквизиты правовых норм, которыми установлены те или иные требования, соотносящиеся с перечнем вопросов;
  • поля для внесения: наименования юрлица, или Ф.И.О. ИП; места проведения проверки; реквизитов распоряжения руководителя органа госнадзора о проведении плановой проверки; учетного номера проверки в едином проверочном реестре; должности и Ф.И.О. должностного лица, проводящего проверку, и заполнившего проверочный лист государственного надзора.

Формы проверочных листов публикуются на сайтах органов госконтроля. Они могут использоваться юрлицами и предпринимателями для самопроверки соблюдения обязательных требований, чтобы лучше подготовиться к визиту проверяющих.

Проверочный лист при плановой проверке различных ведомств

В течение 2017 и с начала 2018 г. в ходе программы реформирования надзорно-контрольной деятельности, на проверочные листы должны перейти 11 ведомств. Многие из них приняли, или подготовили проекты форм проверочных листов с контрольными вопросами.

Проверочные листы ГИТ

Госинспекция труда начнет проводить проверки с использованием списков контрольных вопросов с 01.01.2018 г. Сегодня на сайте Роструда можно скачать 107 проверочных листов и выяснить, не нарушает ли компания, или ИП трудовое законодательство при приеме сотрудников на работу, увольнении, соблюдаются ли нормы по охране труда, нет ли нарушений по зарплате и т.д.

Роструд проверочные листы разместил в разделе ]]> деятельность ]]> .

Проверочные листы Роспотребнадзора

Роспотребнадзор будет применять проверочные листы в ходе проверок некоторых юрлиц и ИП уже с 01.10.2017 г., а с 01.07.2018 г. списки контрольных вопросов будут использоваться при проведении всех плановых проверок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 № 707).

Проверочные листы Роспотребнадзора размещены на ]]> сайте ведомства ]]> .

Проверочные листы Росздравнадзора

Проверки, проводимые Росздравнадзором с 01.01.2018 г. должны использовать проверочные листы при госконтроле за обращением медицинских изделий и лекарств, а также за качеством и безопасностью медицинской деятельности. ]]> На сайте ведомства ]]> опубликован проект приказа от 31.07.2017 об утверждении форм проверочных листов, в котором содержатся все списки контрольных вопросов для проверяемых предприятий и предпринимателей.

Проверочные листы МЧС

Списки контрольных вопросов будут применяться Госпожнадзором с 01.10.2017 г. при плановых проверках жилых многоквартирных домов, помещений организаций торговли и общепита, а с 01.07.2018 г. – при проверках всех объектов фирм и предпринимателей (Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Проверочные листы по пожарной безопасности можно найти в проекте приказа МЧС РФ от 30.03.2017.

Проверочные листы Ростехнадзора

Ростехнадзор начнет применять проверочные листы с 01.01.2018 г., когда вступит в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2017 № 930. На сегодня надзорным ведомством подготовлен проект приказа о проверочных листах, применяемых при плановых проверках в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Список содержит 3065 вопросов о проверяемых объектах.

Проверочные листы Росприроднадзора

Проект приказа о формах проверочных листов, которые предполагается ввести в действие уже с 01.10.2017 г., размещен ]]> на сайте ведомства ]]> . Списки контрольных вопросов касаются надзора за недрами, водными объектами, земельного надзора, надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха и за обращением с веществами, разрушающими озоновый слой, а также лицензионного контроля за сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией и размещением отходов I-IV классов опасности.

Кроме перечисленных ведомств, в приоритетной программе по переходу на проверочные листы участвуют ФАС, ФНС, ФТС, Ространснадзор и Россельхознадзор.

Факультет Медицинского Права уже не раз писал о том, что с 1 января 2017 года жизнь медицинских организаций значительно усложнилась. И связано это с внесенными еще в июле 2016 года изменениями в базовый закон по проверкам - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294).

Одним из таких нововведений является применение контролирующим органом при плановой проверке проверочных листов (списка контрольных вопросов). Для начала отметим, что в силу части 11.3 статьи 9 ФЗ № 294 проверочные листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Использование проверочных листов при плановой проверке будет зависеть от установления подобной обязанности Положением о конкретном виде контроля. Такое положение касается и использования проверочных листов при проведении плановых проверок с применением риск- ориентированного подхода, о чем законодатель отметил в части 11.2 статьи 9 ФЗ № 294. Также контролирующими органами при проведении совместных проверок могут использоваться сводные проверочные листы.

Проверочные листы разрабатываются и утверждаются самим надзорным органом в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством РФ. В настоящее время таким актом является Постановлением Правительство РФ от 13.02.2017 № 177 (далее - ПП РФ № 177), которое вступило в законную силу 01 марта 2017 года. И именно об этом акте мы сегодня и поговорим.

Список контрольных вопросов при проведении проверок

Проверочный лист может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований , соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, например, жизни, здоровью граждан.

Проверочный лист. Какой он?

ПП РФ № 177 установлено, что формы проверочных листов утверждаются правовыми актами контролирующих органов , следовательно, единой формы проверочного листа нет. Однако, п. 4 ПП РФ № 177 устанавливает общие требования к содержанию подобной формы, обратим внимание только на некоторые из них. Итак, форма проверочного листа должна содержать :

  • указание на ограничение предмета плановой проверки, если это предусмотрено положением о виде контроля или порядком его организации (проведения);
  • перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных подобных требований, составляющих предмет проверки;
  • поля для внесения следующих данных (приведено выборочно):
    • место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) указание на используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты;
    • реквизиты распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки;
    • ответы на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов;
    • должность, фамилия и инициалы должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист;
    • иные необходимые данные.

Помимо этого, отметим, что контролирующий орган может предусмотреть возможность оформления проверочных листов в форме электронного документа , подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Важно, что утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Интересно, что ПП РФ № 177 предусматривает возможность прохождения юрлицами и индивидуальными предпринимателями в сети «Интернет» самопроверки, которая может быть организована на интерактивных сервисах на основании форм утвержденных проверочных листов.

Результаты опроса

Согласно части 11.5 статьи 9 ФЗ № 294 заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки .

P.S.

По нашему мнению, многие контролирующие органы пожелают воспользоваться удобным случаем и утвердят свои формы проверочных листов. Навряд ли, например, Росздравнадзор или Роспотребнадзор захотят остаться в стороне от очередной предоставленной возможности усложнить для юрлица или ИП прохождение плановой проверки.

Так, к примеру, ФМБА России уже точно будет использовать данный документ при проведении плановых проверок, в связи с чем будут внесены изменения в соответствующие нормативные правовые акты (пункт 5 Письма ФМБА России от 01.02.2017 № 32-024/53 «Об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области контроля (надзора)»).

С 01.10.2017 некоторые органы контроля и надзора должны применять проверочные листы с контрольными вопросами. Новый механизм призван решить сразу ряд задач – оптимизировать, упростить и повысить транспарентность проверок. Это все для контролеров. Но представители бизнеса также получат от этого инструмента пользу, если найдут к нему верный подход.

Кому актуально

С проверочными листами столкнутся организации и предприниматели, в отношении которых могут проводиться определенные типы проверок.

С 01.10.2017 новое регулирование затрагивает незначительное количество видов государственного контроля (надзора). В их числе ветеринарный надзор, земельный надзор, контроль (надзор) в транспортной сфере и отдельные виды надзора в сфере охраны окружающей среды 1 . С 06.10.2017 проверочные листы должны использоваться в ходе надзора в области связи 2 . В рамках санитарно-эпидемиологического надзора после 01.10.2017 проверочные листы будут применяться лишь к некоторым лицам, ко всем остальным – с 01.07.2018 3 . Аналогичная ситуация с пожарным надзором: механизм заработает 01.10.2017, но все объекты защиты он охватит после 01.07.2018 4 .

С начала 2018 года количество видов государственного контроля (надзора), для которых следует использовать проверочные листы, увеличится. К ним будут относиться энергетический надзор, надзор в областях безопасности гидротехнических сооружений, промышленной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также отдельные виды контроля (надзора) в медицинской и фармацевтической сферах 5 . С 01.01.2018 проверочные листы будут использоваться в ходе надзора за соблюдением трудового законодательства, но только применительно к определенным лицам; ко всем поднадзорным субъектам – после 01.07.2018 6 .

С 01.07.2018 проверочные листы будут применяться также для следующих видов государственного надзора: охотничьего и лесного надзора, пожарного надзора в лесах, надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания 7 .

В дальнейшем перечень видов контроля и надзора, в рамках которых необходимо использовать проверочные листы, может расшириться. Для этого достаточно будет внести соответствующие изменения в нормативный акт о любом из видов контроля (надзора), на который распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Для того чтобы столкнуться с проверочными листами, организации или предпринимателю недостаточно быть объектом перечисленных видов контроля (надзора). Необходимо еще попасть в план соответствующих проверок. Во время внеплановых проверок проверочные листы использоваться не будут. Заранее сформировать проверочный лист в этом случае невозможно, так как вопросы проверки определяются ее поводом.

Механизм работы

Проверочный лист – это инструмент проверки, позволяющий оценить соблюдение нормативных требований. Его основной элемент – вопросы, которые отражают содержание этих требований. Формы большинства проверочных листов еще разрабатываются. Но из проектов нормативных актов уже видно, что вопросы предполагается формулировать не только в вопросительной, но и в утвердительной форме, а ответы на них будут односложными – да или нет. Такие конструкции должны однозначно свидетельствовать о том, соблюдает ли поднадзорное лицо соответствующее требование или нет 8 .

Заполнять проверочный лист и принимать решение о том, каким образом ответить на вопрос, будет должностное лицо контролирующего органа. Причем происходить это будет по итогам анализа всех собранных материалов. Поэтому проверочный лист – это не просто опросник. Для того чтобы сформулировать ответ на вопрос, одного лишь мнения проверяемого лица будет недостаточно.

Заполненный проверочный лист прикладывается к акту проверки 9 и, таким образом, будет рассматриваться как одно из доказательств соблюдения или несоблюдения нормативных требований. Поэтому лицу, в отношении которого проводится проверка, стоит удостовериться в корректности оформления проверочного листа и зафиксировать возможные замечания.

Если должностные лица контролирующего органа нарушат порядок использования проверочных листов, появится возможность добиться отмены результатов проверки. Копия заполненного проверочного листа как приложение к акту проверки должна быть вручена лицу, в отношении которого проводилась проверка 10 . Нарушение этой обязанности законодательство квалифицирует в качестве грубого и достаточного, чтобы оспорить результаты проверки 11 .

Польза для бизнеса

Проверочный лист – это ограничитель предмета проверки. В таком ракурсе он наиболее выгодно смотрится для лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю.

Предметом проверки является соблюдение нормативных требований. Соответственно, ограничение предмета будет заключаться в определении круга требований, выход за который недопустим. Эту функцию как раз и выполняют вопросы проверочных листов: они показывают, чем контролеры вправе интересоваться, а чем – нет.

Закон запрещает истребовать документы, информацию и другие материалы, которые не относятся к предмету проверки 12 . Подобный запрос будет незаконным. Поэтому контролеры не смогут применить ответственность за его неисполнение. Однако неповиновение не всегда окажется лучшей стратегией. Вопрос о выходе за пределы предмета проверки часто является неоднозначным. Проверочный лист, к примеру, не ограничивает право задавать дополнительные и уточняющие вопросы, если они необходимы для целей проверки. Более того, правоприменительная практика иногда признает требования государственных органов законными, а следовательно, подлежащими исполнению до тех пор, пока эти требования не будут оспорены в определенном порядке 13 . Но если проверяемое лицо исполнит требование, не относящееся к предмету проверки, собранные в результате этого материалы могут утратить доказательственную силу 14 .

Другое преимущество проверочного листа в том, что он заранее раскрывает ограничения предмета проверки до ее начала. Формы проверочных листов утверждаются нормативными актами, которые подлежат опубликованию, в том числе и на сайте контролирующего органа 15 .

До рассматриваемых нововведений трудно было предположить, в какую сторону направятся мероприятия по контролю. На практике проверяющие двигались одновременно во всех направлениях, которые даже отдаленно относились к их компетенции, и не останавливались, пока не выявляли достаточное количество нарушений. Теперь лицо, которое попало в план проверок, может использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать их последствия.

В отдельных случаях проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: станут ориентиром, который поможет верно исполнить требования законодательства. Особенно это будет актуально в ситуациях, когда предписания неоднозначны или противоречат друг другу. Организации и предприниматели будут более четко понимать, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, чтобы соответствовать законодательным требованиям.

Обратная сторона вопроса

При всех своих плюсах проверочные листы также способны создать и негативный эффект. В первую очередь это дополнительные расходы на внутренний контроль (комплаенс). Организациям и предпринимателям, помимо массива законодательства, теперь придется отслеживать изменение проверочных листов. Большая интенсивность такой динамики вполне вероятна, так как контрольные вопросы будут формироваться с учетом переменчивых и оценочных факторов: частоты выявляемых нарушений и их опасности 16 .

Руководствоваться только проверочными листами не получится: они не избавят от необходимости отслеживать и тем более соблюдать все без исключения требования законодательства. Для самодиагностики проверочных листов также окажется недостаточно. Содержащиеся в них вопросы сами по себе не имеют обязательного характера, а лишь отражают и переформулируют некоторые законодательные требования. Если в ходе проверки контролер попутно выявит нарушение требований, которые не входили в предмет проверки, он обязан будет принять соответствующие меры реагирования.

Еще одним риском являет то, что проверочные листы вместо того, чтобы упростить понимание законодательства, на практике могут создать противоположный эффект. Этому будет способствовать сам механизм перефразирования законодательных требований в вопросы проверочных листов. Отступление от законодательной техники способно привести к двоякому пониманию одного и того же требования.

Описанные же недостатки некритичны. Риски, связанные с усложнением системы комплаенс, предупреждаются ее тонкой настройкой под конкретные бизнес-процессы. Затраты на обеспечение законности деятельности вполне могут окупиться за счет преимуществ проверочных листов.

Остальные риски, связанные с проверочными листами, выявит правоприменительная практика. Для того чтобы оперативно на них реагировать и исключить возможные негативные последствия для бизнеса и контролеров, предусмотрен переходный период 17 , в течение которого возможно будет детально ознакомиться с работой нового механизма.

1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2017 № 652, от 30.08.2017 № 1041 и от 28.06.2017 № 762.

2 Постановление Правительства РФ от 04.07.2017 № 787.

3 Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 № 707.

4 Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774

5 Постановления Правительства РФ от 04.08.2017 № 930, от 22.07.2017 № 864 и от 14.07.2017 № 840.

6 Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080.

7 Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 № 762.

8 Пункт 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

9 Пункт 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

10 Часть 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ.

11 Пункт 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

12 Пункт 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ.

13 Определение ВС РФ от 14.11.2014 по делу № 301-ЭС14-3185, А43-8323/2013 и др.

14 Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

15 Пункты 3 и 6 Общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177).

16 Пункт 5.4 Методических рекомендаций по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 № 142.

17 http: // open.gov.ru/events/5516290/.

1. С какого времени проверочные листы станут обязательными при проведении проверок? (В этом месяце прошла проверка Роспотребнадзора, ни о каких проверочных листах не было и речи). 2. За какой период до начала проверки, предприятие вправе запросить проверочный лист у органа госконтроля для подготовки к проверке? 3. Что изменилось/изменится в 2018 году в риск-ориентированном подходе и в реализации 294 ФЗ? 4. Какие органы уже применяют проверочные листы при проверках? 5. Есть ли первые результаты обжалования предприятием присвоенной ему категории риска?

Ответ

Единая дата введения проверочных листов для административных органов отсутствует, для каждого органа такое введение осуществляется в отдельные сроки.

Проверочный лист у административного органа до начала проверки не запрашивается.

Гость, знакомьтесь - !

Применение риск-ориентированного подхода осуществляется в соответствии со Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Его изменение в виде законодательных новелл в настоящее время не запланировано.

Государственные органы, которые с 1 января 2018 года начали использовать проверочные листы: Роструд, Росздравнадзор, Ростехнадзор.

Практика обжалования не сформировалась в связи с непродолжительным периодом действия норм.

Можно требовать, чтобы проверку проводили в пределах проверочного листа

Отдельные проверки начинают проводить по проверочным листам. Проверочный лист - это список вопросов, на которые инспекторы отвечают «Да» или «Нет». Например, если трудовой инспектор проверяет, как компания оформляет сотрудников на работу, он отвечает на семь вопросов.

Проверочный лист трудового инспектора
Вопрос Да Нет
1 Заключает ли работодатель трудовые договоры в письменной форме?
2 Проходят ли медосмотры кандидаты на работу с опасными условиями труда или на работы, связанные с движением транспорта?
3 Расписался ли работник на экземпляре трудового договора, который хранится в компании?
4 Не заключает ли работодатель гражданско-правовые договоры вместо трудовых?
5 Соответствуют ли приказы о приеме на работу условиям трудовых договоров?
6 Ознакомился ли работник под подпись с приказом о приеме на работу в течение трех дней с даты начала работы?
7 Прежде чем подписать трудовой договор, ознакомил ли работодатель сотрудников под подпись с правилами внутреннего распорядка, локальными актами, с деятельностью работника, коллективным договором?
* Редакция упростила формулировки вопросов, в они сложнее

Если инспектор обязан использовать проверочный лист, компания вправе требовать, чтобы он не выходил за его пределы ( «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Госорган Особенности проверок
Роструд

Роструд утвердил формы по разным вопросам: оформление на работу, содержание трудовых договоров, соблюдение требований охраны труда при различных работах.

Проверочные листы уже начали использовать при проверках компаний и предпринимателей, которые относятся к категории умеренного риска. Для остальных проверочные листы введут с 1 июля.

Основание: ,

Случайные статьи

Вверх