Особенности правового положения отдельных категорий судей. Правовой статус судей

1. Статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным закономсудебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Военнослужащий, назначенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии, имеет право в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо на увольнение с военной службы, либо на приостановление военной службы.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

1. Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Статья 12. Единство статуса суде.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.(ФЗ о судебной системе.)

Статус и полномочия мирового судьи в России. 21.Компетенции мировых судей.

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.



2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Конституционные (уставные) суды субъектов. Их признаки, статус полномочия.

Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1) Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации.

В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации . Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей

Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является прежде всего соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации . Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде .

Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но и арбитражные, а также военные суды), а также мировых судей (ст. 5 Закона о мировых судьях). Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции (включая военные), арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.

В то же время некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии для кандидатов в судьи вышестоящих судов (включая арбитражные и военные суды) должен составлять не менее 10 лет, а для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ - не менее 15 лет.

Отличаются от минимальных общих требований установленные федеральными законами стандарты в части возраста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднего звена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.

Приведенные положения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречат ст. 119 Конституции РФ, так как последняя, как уже подчеркивалось, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возможность установления федеральными законами дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Тем самым Констит>цня допустила возможность повышения федеральными законами требований к кандидатам на должность судьи Российской Федерации, но поставила жесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может снизить ни один федеральный закон. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положения ст. 119 Конституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.

Требования в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права » (ст. 8). Эти повышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению конституционного контроля , выполнение которых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юридический вуз. Положения ст. 119 Конституции РФ не препятствуют предъявлению указанных требований.

Специальные условия назначения судей военных судов содержатся в законодательстве. В ст. 2 Федерального закона «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»1 указано, что: 1) военнослужащие военных судов проходят военную службу ; 2) на них распространяются воинские уставы и положения с учетом особенностей, установленных Законом о статусе судей, другими нормативными актами и указанным Федеральным законом. Эти положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Законе о военных судах (ст. 26)2.

Выделение в разных статьях Закона о статусе судей требований, предъявляемых к судьям (ст. 3) и к кандидатам на должность судьи (ст. 4), не означает, что требования, адресованные первым (ст. 3), не относятся ко вторым. В частности, к кандидату на должность судьи относятся положения ч. 2 ст. 3 Закона о статусе судей. В соответствии с ними судья при исполнении своих полномочий, а также во внесудебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебной власти , достоинство судьи или вызывать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. В рассматриваемых случаях несоответствие кандидата в судьи требованиям нравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридически значимых факторов негативного характера.

Нравственное начало присутствует и в содержащемся в Законе о статусе судей (ст. 4) требовании, обращенном к кандидату на должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Этическое начало есть и в ст. 8 Закона о Конституционном Суде, требующей от кандидата на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации.

Что же касается положений ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, то они прежде всего имеют отношение к судье, который не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Не может судья совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Однако поскольку указанная деятельность несовместима с выполнением судейских полномочий, кандидат на должность судьи должен быть об этом предупрежден. Он может быть рекомендован на должность судьи, если дает обязательство в случае его назначения снять с себя все перечисленные обязанности и полномочия. Это может быть квалифицировано как условие для вынесения заключения о рекомендации лица на должность судьи.

При условии соответствия указанным в законах требованиям лицо может быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация от квалификационной коллегии судей (ч. 1 ст. 4 Закона о статусе судей).

Своеобразно сформулированы требования, предъявляемые к судье Конституционного Суда РФ, причем не только дополнительные, но даже и те, которые известны Закону о статусе судей. Действующий закон о Конституционном Суде, в частности, не ограничивается общими положениями о запрете совместительства, данными в ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, а существенно их развивает. Закон категорически запрещает судье Конституционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Однако и разрешенная деятельность допустима постольку, поскольку занятие ею не препятствует выполнению обязанностей судьи. Отвлечение от основной деятельности для этих занятий не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ.

Согласно Закону о Конституционном Суде (ст. 11) судьи этого суда н е вправе осуществлять защиту или представительство , кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Категоричнее, чем в Законе о статусе судей, установлены для судьи Конституционного Суда ограничительные меры по поводу участия в политических и общественных мероприятиях. Он, как и судья любого другого суда, не может принадлежать к политическим партиям и движениям. Но это не все. Согласно закону он не имеет права их материально поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления , присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений , даже если они не преследуют политических целей. Выступая в средствах массовой информации и перед аудиторией, судья Конституционного Суда не вправе до принятия решения Конституционным Судом высказывать свое мнение о вопросе, который изучается, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде.

Внеся изменения и дополнения в Закон о статусе судей, законодатель расширил круг требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи. Отныне для подтверждения у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование . Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения (ст. 4.1 Закона о статусе судей в ред. Федерального закона от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.) № 169-ФЗ).

Механизм наделения судебными полномочиями

В-пятых, по ходатайству судьи, заявленному до начала судебного разбирательства , уголовное дело в отношении него рассматривается Верховным Судом Российской Федерации (ч. 11 ст. 16 Закона о статусе судей; ст. 452 УПК РФ).

Указанные меры по обеспечению неприкосновенности судей в связи с производством по уголовным делам особенно важны. Но, учитывая характер деятельности судей и обусловленное этим его положение в обществе , законом установлен и специальный порядок привлечения судей к административной и дисциплинарной ответственности . Согласно Закону о статусе судей, в частности, вопрос о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ судебной коллегией в составе трех судей соответствующего федерального суда общей юрисдикции высшего или среднего звена (ч. 4 ст. 16).

С недавних пор установлена возможность привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 121 Закона о статусе судей могут быть наложены дисциплинарные взыскания: предупреждения; досрочное прекращение полномочий судьи. Решение о наложении на судью (кроме судьи Конституционного Суда РФ) принимается квалификационной коллегией, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

За совершение дисциплинарного проступка на судью Конституционного Суда РФ по решению этого суда могут быть наложены такие же взыскания, как и на других судей.

6. Материальное обеспечение судей - одно из важнейших звеньев в системе гарантий независимости судей, без которого невозможно существование самой деятельности по осуществлению правосудия. Иными словами, материальное обеспечение лиц, осуществляющих правосудие, - условие существования судебной власти. Вот почему одной из первых задач начавшейся несколько лет тому назад судебной реформы в России было создание материальных предпосылок повышения качества деятельности судов, среди которых одно из центральных мест занимали вопросы достойного материального обеспечения судей.

Мероприятия государства по улучшению материального обеспечения судей нашли свое завершение в системе норм, содержащихся в ст. 19 Закона о статусе судей. Согласно п. 1 ч. 1 указанной статьи заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состоит из должностного оклада, а для военных судей - и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда (эти доплаты не могут быть уменьшены). Судье производятся также иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определенному федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть меньше 60 % их оклада. При этом Должностной оклад судьи не может быть менее 80 % должностного оклада председателя соответствующего суда.

Законом о статусе судей предусмотрены доплаты за ученую степень и звание, а также лицам, имеющим почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», увеличен оплачиваемый ежегодный отпуск, установлена оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно, предоставлено право бесплатного пользования местным транспортом и т. д., а также решены вопросы социальной защиты судьи и членов его семьи .

7. В числе средств обеспечения независимости судьи ст. 9 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» указала на наличие системы органов судейского сообщества. Поскольку ст. 17 Закона о статусе судей, посвященная этим органам, исключена и эти вопросы подробно рассмотрены в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г.)1, признано целесообразным вопросы, касающиеся органов судейского сообщества в России, рассмотреть в специальной главе учебника. Поэтому в данной главе они не освещены.

В большинстве стран, применительно к которым можно говорить наличие специализированной или неспециализированной конституционной юстиции, отсутствует институт пожизненного назначения судей.

Чаще всего судьи назначаются на строго фиксированный срок (шесть лет в Португалии, девять лет во Франции, Испании и Италии, двенадцать лет в Австрии и Германии. Причем важно подчеркнуть, что в некоторых случаях процесс обновления персонального состава осуществляется в определенных пропорциях, по частям, в чем проявляется процесс преемственности в организации и деятельности органов конституционного контроля, ассоциируемых с европейской моделью (так, во Франции ротация Конституционного совета осуществляется на одну треть каждые три года).

Процедура назначения и квалификационные требования, предъявляемые к претендентам на должность члена Конституционного суда или Конституционного совета, во многих европейских государствах устанавливаются непосредственно в Основном законе.

Так первым фундаментальным уровнем, определяющим статусные характеристики судьи Конституционного Суда РФ, как и всех иных судей судов России (федеральных и субъектов РФ), является Конституция РФ (ее ст. 10, 83, 102, 119–122 и 128), закрепляющая специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и порядку их назначения, гарантирующая его независимость, несменяемость и неприкосновенность, чем, в принципе, обеспечивается самостоятельность судебной власти. Статьей 119 Конституции закреплены четыре базовых требования, предъявляемых к судье: наличие гражданства РФ; достижение 25-летнего возраста; наличие высшего юридического образования; наличие стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. Но далее эта же статья Конституции указывает: федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. В Определениях от 8 июня 2004 г. № 214-О и от 2 февраля 2006 г. № 37-О Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционный термин «дополнительные требования» к судье означает, что законодателю предоставлена возможность закрепить как требования, в Конституции РФ не упоминаемые, так и требования, повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией РФ.

Вторым уровнем, определяющим статусные характеристики судьи КС РФ (как и иных судей в РФ), где учитываются или могут (должны) учитываться эти дополнительные требования к судье, являются федеральные конституционные законы. И ФКЗ о судебной системе закрепляет в гл. II, именуемой «Основы статуса судей в Российской Федерации» некоторые дополнительные к конституционным требования в целом ко всем судьям страны, то ФКЗ о КС РФ закрепляет дополнительные требования исключительно по отношению к судье КС РФ, причем детально и в широком диапазоне. Так, дополнительными (в правовом компоненте статуса судьи) требованиями, закрепленными в гл. II ФКЗ о КС РФ, так и именуемой - «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации», являются: достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет; безупречная репутация; стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; обладание признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ о КС РФ).

Дополнительные, а по сути - повышенные, по сравнению с иными судьями, требования к судье КС РФ не являются чем-то эксклюзивным в сравнении с зарубежной практикой судебного конституционного контроля. Так, судьей Конституционного Суда Республики Перу должен являться гражданин Перу по рождению в возрасте не моложе 45 лет, имеющий опыт работы в качестве судьи Верховного или Высшего Суда, Верховного или Высшего прокурора не менее 10 лет (при этом судьи и прокуроры не должны находиться в этих должностях в течение минимум за год до избрания судьей КС), или занимавшийся адвокатской практикой либо преподавательской деятельностью на юридическом факультете университета не менее 15 лет. В числе анкетных формализованных требований к судьям конституционных судов, отличающихся от требований к нашим судьям, можно назвать, в частности: для КС Республики Армения - владение армянским языком; для КС Республики Беларусь - наличие, как правило, ученой степени; для судей федерального КС ФРГ - обладание правом быть избранным в Бундестаг; для КС Монголии необходим опыт политической и юридической деятельности, и т. д.

Правовой компонент статуса судьи КС РФ, прежде всего закрепленный в ФКЗ о КС РФ, содержит нормы как содержательного свойства (например, о том, что судье КС РФ по представлению Председателя КС РФ в течение шести месяцев после назначения его на должность Президентом РФ присваивается высший квалификационный класс судьи; о гарантиях независимости судьи КС РФ; о его несменяемости; о его неприкосновенности; о равенстве прав судей КС РФ; о его праве на отставку и пр.), так и запретительного характера.

Третьим уровнем правового компонента статуса судьи КС РФ, оттеняющим особенности его правового положения, являются федеральные законы: Закон о статусе судей, Закон об органах судейского сообщества и (в незначительной мере) несколько иных. Поскольку в ФКЗ о КС РФ положения статусного - о судьях - характера занимают незначительную долю, регулирование многих вопросов, важных для судей КС РФ, содержится в упомянутых федеральных законах. В частности, ч. 3 и 4 ст. 16 Закона о статусе судей РФ регулируют вопросы привлечения судьи КС РФ к уголовной и к административной ответственности; другие части этой статьи регулируют вопросы о порядке принятия решения об избрании в отношении судьи КС РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу, об осуществлении в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и пр.

Нельзя не подчеркнуть, что в самом Законе о статусе судей содержатся отдельные положения, прямо - в эксклюзивном режиме - регулирующие отношения с участием судьи КС РФ, например, ст. 12.1 этого закона «Дисциплинарная ответственность судей» содержит отсылочную норму, указывающую, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей КС РФ определяется ФКЗ о КС РФ.

Список используемой литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЛА Н

ВВЕДЕНИЕ

1. О СТАТУСЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - ФКЗ о КС РФ).

Кроме того, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (далее -- ФКЗ о судебной системе) провозглашено (ст. 12), что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, а особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами и -- в предусмотренных ими случаях -- также законами субъектов РФ. В редакции этого закона не учтено, что особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются не федеральным, а федеральным конституционным законом. Между тем указанное обстоятельство учтено в ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации» (далее -- Закон о статусе судей), в части второй, которой (в редакции от 21 июня 1995 г.) прямо сказано: «Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом».

Цель работы - раскрыть сущность такого понятия как статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации, более подробно проанализировать некоторые особенности правового положения судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

1 . О СТАТУСЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным ФКЗ о КС РФ.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен.

Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются ФКЗ о КС РФ и федеральным законом о статусе судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка (под дисциплинарным проступком судьи КС РФ законодатель понимает нарушение норм ФКЗ о Конституционном Суде, Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью КС РФ по решению КС РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

Предупреждения; прекращения полномочий судьи.

Судьи КС РФ пользуются равными правами.

Полномочия Председателя и заместителей Председателя КС РФ устанавливаются ФКЗ о КС РФ.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:

1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и ФКЗ о Конституционном Суде;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

2. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ О СОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Само понятие «статус судьи» по-разному понимается в юридической литературе, где приводится большое количество его определений.

По мнению Михаила Ивановича Клеандрова, действующего судьи Конституционного Суда РФ, члена-корреспондента Российской академии наук « понятие «статус судьи» многокомпонентно, и помимо важного -- правового -- компонента оно включает в себя психофизиологический, морально-нравственно-этический и иные компоненты. Это понятие также может быть сегментировано и в разрезе стадий: отбор кандидата в судьи и процедура наделения его судейскими полномочиями; правосудная деятельность и внеправосудная жизнедеятельность судьи; ответственность судьи;

Прекращение полномочий судьи, включая почетный уход в отставку. Допустимы и иные подходы к определению статуса судьи, базирующиеся на самых различных критериях, теоретических воззрениях и анализе обширной правоприменительной практики».

П ервым фундаментальным уровнем , определяющим статусные характеристики судьи Конституционного Суда РФ, как и всех иных судей судов России (федеральных и субъектов РФ), является Конституция РФ (ее ст. 10, 83, 102, 119-122 и 128), закрепляющая специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и порядку их назначения, гарантирующая его независимость, несменяемость и неприкосновенность, чем, в принципе, обеспечивается самостоятельность судебной власти.

Статьей 119 Конституции закреплены четыре базовых требования, предъявляемых к судье: наличие гражданства РФ; достижение 25-летнего возраста; наличие высшего юридического образования; наличие стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. Но далее эта же статья Конституции указывает: федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Но с точки зрения Клеандрова М.И: «В Определениях от 8 июня 2004 г. № 214-О и от 2 февраля 2006 г. № 37-О Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционный термин «дополнительные требования» к судье означает, что законодателю предоставлена возможность закрепить как требования, в Конституции РФ не упоминаемые, так и требования, повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией РФ».

Следует отметить, что федеральный законодатель закрепляет дополнительные требования к судьям разных судов (различных ветвей судебной власти и различных уровнях одной подсистемы), в том числе в немалой мере и к судьям КС РФ.

Отталкиваясь от положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в базу первого уровня правового компонента статуса судьи КС РФ (как и судей иных судов страны) следует включить соответствующие нормы и акты международного права. Так, Европейская хартия о статусе судей (1998 г.) указала, что: "1.1. Целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений или процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности... 1.2. В каждом европейском государстве основополагающие принципы статуса судей устанавливаются внутренними правовыми нормами на максимально высоком уровне, а регламентирующие его правила -- в соответствующих нормах, принятых как минимум на законодательном уровне".

Вторым уровнем, определяющим статусные характеристики судьи КС РФ (как и иных судей в РФ), где учитываются или могут (должны) учитываться эти дополнительные требования к судье, являются федеральные конституционные законы. И если ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "О Дисциплинарном судебном присутствии» (далее -- ДСП) практически не содержат регламентации этих дополнительных требований -- применительно к судьям этих судебных систем (подсистем) и нового судебного органа -- ДСП, а ФКЗ о судебной системе закрепляет в гл. II, именуемой «Основы статуса судей в Российской Федерации» некоторые дополнительные к конституционным требования в целом ко всем судьям страны, то ФКЗ о КС РФ закрепляет дополнительные требования исключительно по отношению к судье КС РФ, причем детально и в широком диапазоне. Так, дополнительными (в правовом компоненте статуса судьи) требованиями, закрепленными в гл. II ФКЗ о КС РФ, так и именуемой -- «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации», являются: достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет; безупречная репутация; стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; обладание признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ о КС РФ). судья правовой арбитр проступок

Дополнительные, а по сути -- повышенные, по сравнению с иными судьями, требования к судье КС РФ не являются чем-то эксклюзивным в сравнении с зарубежной практикой судебного конституционного контроля.

Так, судьей Конституционного Суда Республики Перу должен являться гражданин Перу по рождению в возрасте не моложе 45 лет, имеющий опыт работы в качестве судьи Верховного или Высшего Суда, Верховного или Высшего прокурора не менее 10 лет (при этом судьи и прокуроры не должны находиться в этих должностях в течение минимум за год до избрания судьей КС), или занимавшийся адвокатской практикой либо преподавательской деятельностью на юридическом факультете университета не менее 15 лет.

В числе анкетных формализованных требований к судьям конституционных судов, отличающихся от требований к нашим судьям, можно назвать, в частности: для КС Республики Армения -- владение армянским языком; для КС Республики Беларусь -- наличие, как правило, ученой степени; для судей федерального КС ФРГ -- обладание правом быть избранным в Бундестаг; для КС Монголии необходим опыт политической и юридической деятельности, и т. д.

Сами же дополнительные требования (которые можно назвать формализованными требованиями анкетного характера) к судье КС РФ, названные выше и закрепленные сегодня в действующей редакции ст. 8 ФКЗ о КС РФ, появились не раз и навсегда. Статьей 12 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 12 июля 1991 г. (что вытекало из поправок в Конституцию РСФСР от 15 декабря 1990 г.) было установлено, что судьей Конституционного суда РСФСР мог быть избран гражданин РСФСР, достигший ко дню выборов возраста не менее 35 лет и не более 60 лет, обладающий обширными познаниями в области права, высокой квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения должности судьи Конституционного Суда РСФСР, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Изменения в данный закон от 25 февраля1993 г. и от 19 марта 1993 г. изложенную редакцию ст. 12 не затронули.

В действующем с 1994 г. ФКЗ о КС РФ формализованные требования к судье КС РФ неоднократно также менялись. Речь идет, прежде всего о требованиях к возрасту и сроку полномочий судьи, поскольку требования безупречной репутации и обладание признанной высокой квалификацией в области права явно носят оценочный характер и какой-либо объективной градации не имеют, а посему практически не менялись.

Рассматривая жалобы на введение предела занятия должности судьи -- достижения 70-летнего возраста -- для тех судей, которые на должность судьи назначались без какого-либо возрастного ограничения, КС РФ в Определении от 11 марта 2005 г. № 3-О указал, что введение такого возрастного предела и распространение его на судей, назначенных на должность без определения конкретного срока полномочий, не противоречит конституционному принципу несменяемости судей -- нарушением данного принципа было бы распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, меньший по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны.

Естественным при таких условиях представляется вывод Клеандрова М.И.о возможности федерального законодателя снова устранить для судей КС РФ, да и для судей других федеральных судов, барьер в виде запрета по достижении 70-летнего возраста продолжать осуществление правосудия, подтверждением чему служит устранение такого барьера в результате внесения изменения в ФКЗ о КС РФ от 3 ноября 2010 г. в отношении председателя КС РФ.

Ушедший в отставку судья КС РФ, как и судья любого иного суда (если это произошло не в порядке дисциплинарного наказания), не теряет автоматически статус судьи -- он становится судьей в отставке, за ним сохраняются статус судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу и обеспечивается надлежащее материальное содержание. Но в то же время сохранение статуса судьи означает -- в том числе и для судьи КС РФ в отставке -- необходимость соблюдать установленные законом (прежде всего -- Законом о статусе судей) ограничения.

Правовой компонент статуса судьи КС РФ, прежде всего закрепленный в ФКЗ о КС РФ, содержит нормы как содержательного свойства (например, о том, что судье КС РФ по представлению Председателя КС РФ в течение шести месяцев после назначения его на должность Президентом РФ присваивается высший квалификационный класс судьи; о гарантиях независимости судьи КС РФ; о его несменяемости; о его неприкосновенности; о равенстве прав судей КС РФ; о его праве на отставку и пр.), так и запретительного характера.

Так, судья КС РФ, в силу ст. 11 ФКЗ о КС РФ, не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Госдумы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности; иметь частную практику; не может заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой (что к тому же не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи КС РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия КС РФ); не может входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей; не вправе, выступая в печати, иных СМИ и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение в вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Основания же прекращения полномочий судьи КС РФ (в том числе в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны КС РФ, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью; неучастия судьи в заседаниях КС РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, и т. д.) исчерпывающ и (там их 13) закреплены в ст. 18 ФКЗ о КС РФ.

В компонент данного правового уровня статуса судьи КС РФ также входят и процедуры приостановления и прекращения полномочий судьи КС РФ, закрепленные в ст. 17 и 18 ФКЗ о КС РФ, причем следует отметить, что данные процедуры серьезно отличаются от аналогичных процедур в отношении иных судей -- там определяюще значимую роль играют квалификационные коллегии судей, в комплектовании которых судьи КС РФ, являющиеся при этом членами судейского сообщества, не участвуют, и юрисдикция которых на судей КС РФ, соответственно, не распространяется (эту роль в ряде моментов выполняет сам судейский состав КС РФ).

В рамках данного компонента стоит отметить и отсутствие в настоящее время у судьи КС РФ (равно -- у нескольких судей КС РФ совместно, а также всего состава судей КС РФ) права на конституционную жалобу -- обращение в КС РФ -- по любому вопросу и в любой форме. Одновременно это означает отсутствие у КС РФ права принимать какое-либо дело (вопрос) к рассмотрению по собственной инициативе. Между тем иногда такая потребность есть, причем в отдельных, редких случаях -- острая и насущная, когда только КС РФ может своим решением решить ту или иную конституционно значимую проблему. Право принимать к рассмотрению по собственной инициативе дело было у КС РФ по Закону о КС РФ от 12 июля 1991 г. (ст. 74, п. 2 и 3), но, по всей видимости, после известных событий 1993 г. в ФКЗ о КС РФ 1994 г. оно не было закреплено, толчком к чему, вероятно, послужили Предложения Научно-консультативного совета при КС РФ о конституционном правосудии в РФ от 19 октября 1993 г., где в число прочих изменений в организации и полномочиях Суда предлагалось предусмотреть "недопустимость возбуждения какого бы то ни было дела по инициативе самого суда или судей" (и где также указывалось, относительно состава КС РФ, что "было бы логично произвести новое назначение всех его членов в соответствии со вновь установленным порядком назначения», но эта рекомендация не была воспринята).

Третьим уровнем правового компонента статуса судьи КС РФ, оттеняющим особенности его правового положения, являются федеральные законы : Закон о статусе судей, Закон об органах судейского сообщества и (в незначительной мере) несколько иных. Поскольку в ФКЗ о КС РФ положения статусного -- о судьях -- характера занимают незначительную долю, регулирование многих вопросов, важных для судей КС РФ, содержится в упомянутых федеральных законах. В частности, ч. 3 и 4 ст. 16 Закона о статусе судей РФ регулируют вопросы привлечения судьи КС РФ к уголовной (закреплено, в частности, что решение по вопросу возбуждения уголовного дела в отношении судьи КС РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается председателем Следственного комитета РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи КС РФ признаков преступления и с согласия КС РФ) и к административной (закреплено, в частности, что решение о привлечении судьи КС РФ к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ) ответственности; другие части этой статьи регулируют вопросы о порядке принятия решения об избрании в отношении судьи КС РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу, об осуществлении в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и пр.

Многие иные содержательные положения Закона о статусе судей распространяются в полной мере либо в мере, оставшейся неурегулированной ФКЗ о КС РФ, на судей КС РФ -- это обширная регламентация требований, предъявляемых к судье (ст. 3); регламентация порядка и содержание представления сведений о доходах судьи, о принадлежащем ему на праве собственности имуществе и обязательствах имущественного характера и т. д. (ст. 8.1), и пр.

Естественно, ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ "О противодействии коррупции», как повлекший серьезные изменения в ФЗ о статусе судей в подавляющей своей части распространяется и на судей КС РФ.

Поскольку судьи КС РФ, как и все иные судьи федеральных судов и судов субъектов РФ, являются членами судейского сообщества страны с момента принесения ими присяги и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (и то за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом в отставку), для выявления особенностей правового положения судьи КС весьма значимым является анализ соответствующих -- распространяющихся на судей КС РФ -- положений ФЗ об органах судейского сообщества.

Среди перечисленных в п. 2 ст. 3 этого закона названных органов в отношении судей КС РФ действуют: Всероссийский съезд судей; Совет судей РФ; общее собрание судей. А закрепленные в ст. 4 этого закона основные задачи органов судейского сообщества (содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики) решаются судьями КС РФ как непосредственно, так и через делегируемых на Всероссийские съезды судей и в Совет судей РФ своих представителей -- судей, избираемых по закрепленным в этом законе нормам представительства.

Правовое положение судьи КС РФ определяется и иными федеральными законами (в той мере, в которой оно не определяется названными ФКЗ и ФЗ), в том числе ТК РФ -- ст. 22 Закона о статусе судей (в редакции от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ) прямо указывает: «Законодательство о труде РФ распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим законом».

Те или иные статусные особенности правового положения судьи КС РФ (или грани этих особенностей) определяются указами Президента РФ. Это не только акты кадрового характера (например, ныне утративший силу Указ Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2289 предусматривал, что предварительный отбор кандидатов на должность судей КС РФ осуществляется Всероссийским съездом судей и Министерством юстиции РФ, которые формируют самостоятельные списки кандидатур, при этом в каждый список должны включаться по две кандидатуры на каждую вакантную должность), но и акты, направленные на обеспечение независимости судей КС РФ, например Указы от 14 сентября 1995 г. № 941, от 7 февраля 2000 г. № 306, от 23 декабря 2007 г. № 1741.

Моральный и этическо-нравственный компонент статуса любого российского судьи, включая судью КС РФ, базируется как на соответствующих нормативно-правовых предписаниях, так и на корпоративных актах судейского сообщества. Так, Бангалорские принципы поведения судей, утвержденные 25-26 ноября 2002 г. Комиссией ООН по правам человека, включают в себя независимость, беспристрастность, честность, соответствие установленным требованиям, достойное поведение, равенство, компетенцию и добросовестность. Для российских судей, в том числе судей КС РФ, основополагающим в этом вопросе служит Кодекс судейской этики, утвержденный VI11 Всероссийским съездом судей в 2012 г. (он пришел на смену Кодексу чести судьи, но в 2008 г. VII Всероссийским съездом судей было принято решение о необходимости выработки новой редакции Кодекса). Главное требование российского Кодекса судейской этики заключается в том, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществления правосудия. Весьма значительную роль в этом компоненте статуса судьи играет присяга. Следует обратить внимание на содержательную разницу в формулах присяги судьи КС РФ и судьи любого иного федерального суда страны. Присяга судьи КС РФ содержит такие слова: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи КС РФ, подчиняясь при этом только Конституции РФ, ничему и никому более (ст. 10 ФКЗ о КС РФ). При этом процедура принесения этой присяги судьей КС РФ детально регламентирована специальным актом -- Порядком приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 25 октября 1994 г. № 227-СФ). Текст же присяги иного федерального судьи таков: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (ст. 8 Закона о статусе судей). Базовое и естественное различие здесь состоит в том, что судья КС РФ подчиняется только Конституции РФ, а судья иного федерального суда -- только закону (видимо, отталкиваясь от разницы в этих формулах, в юридической среде сформировалось утверждение: «Все судьи судят людей, а судьи КС РФ судят закон») .

ЗАКЛ ЮЧЕНИ Е

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст.125), суды общей юрисдикции (ст.126), арбитражные суды (ст.127). Ответственный характер выполняемых судами задач обусловливает повышенные требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе.

Для них устанавливаются повышенные цензы. Так, например, судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России в возрасте не менее 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Им может стать только человек с безупречной квалификацией (ст.8 Закона о Конституционном Суде).

Судья должен соответствовать высоким профессиональным и нравственным стандартам, которые сформулированы непосредственно в законе и потому приобретают правовое значение. Судья как личность должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Он должен оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского сообщества (см. ст. 3 Закона о статусе судей).

Таким образом, судья-носитель судебной власти (ст. 1 Закона о статусе судей), и его профессиональные и нравственные качества невозможно разделить.

Изучив Конституцию Российской Федерации и Федеральный конституционный закон, а также специальную литературы по данной теме, я пришла к выводу, что данный вопрос о статусе судьи является достаточно разработанным, однако, как и в любой другой области законодательства, здесь существуют недоработанные вопросы и проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗ ОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Федерально-конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 25.07.1994, №13. ст. 1447

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации" //"Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.

4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

6. Журнал «Судья»

7. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / под ред. М.М. Славина. М.: НОРМА, 2008. 448 с. стр.44/ СПС «Консультант Плюс

8. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей в Российской Федерации. Вып. 4:В 2 кн. Кн. 1. -- М., 2008. С. 390.

9. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1589.

10. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 5.12.2012) "О военных судах Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3170

11. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 01.12.2012) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"//"Российская газета", N 29, 11.02.2011, "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 898.

12. Отечественная конституционная юстиция: история и современность. Доку-менты и материалы (1988--2010 г.) / под общ. ред. А.А. Клишаса, С.М. Шахрая. -- М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 533.

13. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ в (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции"// Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

14. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 02.10.2012) "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 18.03.2002, N 11, ст. 1022,

15. Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 9. Ст. 698.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Конституционный Суд Российской Федерации как судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Закон о статусе судей. Полномочия и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2012

    История становления Конституционного суда Российской Федерации, порядок формирования, состав и структура, правовые основы. Особенности статуса судьи. Принципы деятельности, организация и полномочия, решения Конституционного суда Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2016

    Понятие, полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации. Организация деятельности и структура Конституционного Суда. Обращение, разбирательство и принятие решений в Конституционном Суде Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2010

    Образование Конституционного Суда Российской Федерации. Порядок назначения судей, состав Конституционного Суда. Принципы конституционного судопроизводства, его организационные формы и структура. Статус и полномочия судей. Стадии производства по делам.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2015

    Понятие и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Характеристика судейского состава Конституционного Суда. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Порядок избрания председателя Конституционного Суда и его заместителя.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2014

    Сущность, основные принципы конституционности, законности и правопорядка. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации. Гарантии деятельности и полномочия. Статус судей Конституционного суда РФ. Принципы независимости и гласности.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в осуществлении правосудия. Механизм принятия и юридическая сила решения Конституционного Суда. Проблемы разъяснения решений Конституционного Суда Российской Федерации как формы правотворчества.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2011

    Механизм принятия, практика и юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации, их роль в осуществлении правосудия. Постановление, заключение или определение Конституционного Суда, его законность, обоснованность и безусловность.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2015

    Конституционно-правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, его структура и организация деятельности. Место Конституционного Суда России в законодательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    Нормативная правовая регламентация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Суды общей и арбитражной юрисдикции как инициаторы конституционного судопроизводства. Определение места Конституционного Суда РФ в российской судебной системе.

Судья. Требования, предъявляемые к судьям федеральных судов

Статья 11 Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе РФ" и ст. 1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливают, что лица, прошедшие вышеназванную процедуру отбора и назначения на должность, приобретают статус судьи и наделяются правом осуществлять правосудие. Еще одним важным признаком судьи является исполнение им своих обязанностей на профессиональной основе, так как кроме судей в осуществлении правосудия могут участвовать и представители народа – присяжные и арбитражные заседатели. Поэтому судьи за свою профессиональную работу получают заработную плату, и они несут ответственность за ее организацию и выполнение. В ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в РФ" формулируются основные обязанности лица, занимающего должность судьи.

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности.

3. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные Законом "О статусе судей в РФ". Членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Судьи Конституционного Суда РФ

Правовой статус судей данного суда имеет существенные особенности по сравнению с другими судьями РФ.

1. Отличаются требования к кандидатам в судьи.

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ РФ "О Конституционном суде РФ").



2. Отличается от общего порядок отбора кандидатов и назначения судей.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

3. Более жесткие требования установлены и по отношению к действующим судьям Конституционного Суда РФ.

В соответствии со ст. 11 ФКЗ РФ "О Конституционном Суде РФ" судья Конституционного Суда РФ не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

4. Отличается и перечень оснований к прекращению или приостановлению полномочий судей Конституционного Суда РФ.

Так, ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" содержит основания прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, неизвестные (неприменимые) к другим судьям. К их числу можно отнести возможность прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ:

В связи с нарушением порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;

В случае неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.

Судьи военных судов РФ

К кандидатам в судьи военных судов РФ предъявляются дополнительные требования: наличие офицерского звания и заключение соответствующим лицом контракта о прохождении военной службы.

Закон РФ "О статусе судей в РФ" предусматривает основание для прекращения полномочий судей, применимое только к судьям военных судов: увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Федеральным конституционным законом "О военных судах РФ" предусмотрены в то же время гарантии от необоснованного прекращения полномочий для судей военных судов по основанию увольнения их с военной службы. В соответствии со ст. 26 указанного Закона судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

По общему правилу, судья может быть переведен в другой суд только с его согласия. Для судей военных судов предусмотрено исключение из этой нормы. Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории РФ или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.

Мировые судьи РФ

Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, в целом соответствуют общим требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи. Так, ст. 5 Федерального закона РФ "О мировых судьях в РФ" предусматривает, что мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

В то же время Федеральный закон "О мировых судьях в РФ" несколько снижает требования к кандидатам в мировые судьи, предусматривая, что от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Данное положение закона не вполне обоснованно. Следование ему может привести к ситуации, когда от необходимости получения рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ будет освобождено лицо, уже показавшее свою неспособность к осуществлению судейских полномочий.

В то же время в Федеральном законе "О мировых судьях в РФ" содержится положение, позволяющее субъекту РФ устанавливать дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.

Отличается своеобразием порядок наделения мировых судей полномочиями. Если все федеральные судьи назначаются на эту должность, то мировые судьи могут получать свои полномочия как в результате назначения, так и в результате избрания их на должность. При этом ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в РФ" предусматривает три возможных порядка назначения (избрания) мировых судей:

Назначение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

Избрание на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

Избрание на должность населением соответствующего судебного участка.

Полномочия мирового судьи ограничиваются определенным сроком. При этом впервые он назначается (избирается) на должность не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) не менее чем на пять лет.

Деятельность мировых судей не полностью финансируется из средств федерального бюджета. За счет бюджета РФ производится лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты РФ должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ финансируется содержание работников аппарата мирового судьи (делопроизводитель и секретарь судебного заседания), оплачивается аренда помещений, их ремонт, коммунальные услуги, охрана и уборка помещений, почтовые расходы, услуги телефонной связи, из этих средств производится покупка мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д. С учетом этого независимость мировых судей от воздействия других ветвей государственной власти (и даже органов местного самоуправления) будет, по-видимому, обеспечена в куда меньшей мере, чем судей федеральных
судов.

Поскольку судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законом субъекта РФ и, кроме того, субъект РФ самостоятельно может изменять границы судебных участков, то не исключен вариант, когда субъект РФ может лишить полномочий мирового судью, "неудобного" для законодательной или исполнительной власти путем упразднения соответствующего судебного участка и должности судьи, изменения границ других участков. Никаких гарантий от такого развития событий федеральное законодательство не предусматривает.

Случайные статьи

Вверх