Указ президента от 2 января года. Указы и распоряжения президента российской федерации

Полномочия органов Министерства юстиции в сфере международной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам

Для поддержания и развития экономических, правовых, иных связей между государствами и их субъектами, а также эффективного регулирования возникающих при этом отношений неотъемлемой частью мирового сообщества стал принцип взаимодействия и сотрудничества государств. Понятие международной правовой помощи тесно связано с таким явлением как сотрудничество или «общение» государств между собой, хотя только этим взаимодействие не ограничивается. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Международный договор - это соглашение двух или нескольких государств и (или) международных организаций, предусматривающее установление, изменение или прекращение взаимных обязательств участников экономических и иных отношений.

По делам, в которых участвуют иностранные физические или юридические лица, нередко складываются обстоятельства, когда возникает необходимость совершить те или иные процессуальные действия за границей. Это может быть вручение документов по гражданским и уголовным делам, допрос ответчиков и третьих лиц, истребование доказательств и материалов по делу, пересылки нотариальных и личных документов. Такие действия зачастую не могут быть выполнены тем или иным компетентным учреждением Российской Федерации, так как его юрисдикция ограничена территорией конкретного государства. В таких случаях предусмотрено направление иностранным компетентным органам просьб и ходатайств об оказании международной правовой помощи.

На сегодняшний день Россия является участницей более 70 международных соглашений, предусматривающих оказание правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам. Одной из основных задач соглашений является создание эффективного порядка оказания международной правовой помощи.

К многосторонним договорам с участием Российской Федерации относятся Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954 г.; Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 г.; Соглашение о порядке разрешений споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г.

Кроме этого, Российская Федерация является участницей более 40 двусторонних договоров о правовой помощи, предусматривающих взаимное оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие из таких договоров первоначально были подписаны и ратифицированы еще во время существования СССР, но продолжают свое действие на территории Российской Федерации в силу правопреемства.

Российская Федерация не является стороной ни в одном двустороннем или многостороннем соглашении о принудительном исполнении решений в области административного права. Следовательно, признать и исполнить решение российского суда о привлечении лица к административной ответственности на территории иностранного государства не представляется возможным.

Официально установленным центральным органом Российской Федерации, уполномоченным на осуществление в установленном порядке полномочий по реализации прав и исполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния, является Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст России осуществляет данную деятельность непосредственно и через территориальные управления по субъектам Российской Федерации. В Волгоградской области таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21 мая 2009 г. № 147, Управление в этой сфере наделено следующими полномочиями:

Реализация прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе пересылки копий наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния;

Получение в установленном порядке запросов о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполнение их либо направление для исполнения в другие органы государственной власти, а также направление в установленном порядке запросов о правовой помощи, рассмотрение других обращений в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Эти полномочия реализуются Управлением в следующих формах:

Получение запросов (ходатайств, поручений, просьб) об оказании международной правовой помощи от компетентных органов Волгоградской области и проверка их на соответствие требованиям международных двусторонних и многосторонних договоров, российского законодательства и требованиям сложившейся международной практики, и направление их для дальнейшего исполнения в Главное управление Минюста России по Ростовской области;

Получение через Главное управление Минюста России по Ростовской области запросов (ходатайств, поручений, просьб) об оказании международной правовой помощи от иностранных компетентных органов и направление их в соответствующие компетентные органы Волгоградской области;

Проверка документов российских компетентных органов об исполнении иностранных запросов (ходатайств, поручений, просьб) и направление их в запрашивающий орган через Главное управление Минюста России по Ростовской области;

Контроль исполнения запросов о правовой помощи, в том числе по срокам.

Необходимо отметить, что по ряду международных соглашений суды Российской Федерации наделены полномочиями непосредственно направлять запросы о правовой помощи в компетентные органы иностранных государств (Конвенция 1965 года).

В практике оказания международной правовой помощи возникают вопросы в получении повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и копий записи актов гражданского состояния из стран СНГ и Балтии, и Российской Федерации.

В этом случае исполнение международных договоров об оказании международной правовой помощи осуществляется через органы ЗАГС, главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам, Минюст России и Министерство иностранных дел России и иностранных государств.

Нотой Министерства иностранных дел Российской Федерации от 07 04 2009 г. № 1863/1денг был уведомлен Исполнительный комитет Содружества независимых государств о том, что органы записи актов гражданского состояния Российской Федерации уполномочены осуществлять непосредственные сношения с Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Украиной, Республикой Таджикистан, Республикой Молдова, Республикой Грузия.

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации также оказывают международную правовую помощь судебным органам. В ходе судебного производства у судов Российской Федерации может возникнуть необходимость в получении дополнительной информации из компетентных источников иностранных государств, вручения извещения о времени судебного заседания и исковых заявлений и т. д. В таких случаях суд направляет запрос об оказании правовой помощи в территориальный орган Минюста России по месту своего нахождения.

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации оказывают международную правовую помощь в нотариальной деятельности. Для ведения производства по наследственному делу нотариусы обращаются с поручениями (просьбами) об оказании содействия в получении сведений, документов, информации и иных видов правовой помощи, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, необходимых для совершения конкретного нотариального действия.

При отсутствии международного договора между Российской Федерацией и запрашиваемым иностранным государством, Минюст России взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности, в необходимых случаях по согласованию с МИДом России.

В рамках предоставленных полномочий Управлением Минюста по Волгоградской области в 2010 г. рассмотрено 463 запроса (поручений, ходатайств) российских компетентных органов, их них: 440 запросов органов ЗАГС об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния, 17 судебных поручений, 5 ходатайств об истребовании копий наследственных дел и материалов по ним, 1 запрос от иных компетентных органов.

Управлением также рассмотрено 44 запроса иностранных компетентных органов в сфере оказания международной правовой помощи, в том числе 38 ходатайств об истребовании копий наследственных дел и материалов по ним, 2 запроса органов ЗАГС об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния, 1 ходатайство о признании судебного решения, 3 запроса от иных компетентных органов.

В общей сложности в 2010 году в Управление поступило 542 запроса от российских и иностранных компетентных органов в сфере оказания международной правовой помощи, из которых 507 запросов направлены для дальнейшего исполнения, возвращены для надлежащего оформления 35 запросов, поступившие от российских компетентных органов.

Специалист - эксперт отдела

по контролю и надзору в сфере

адвокатуры, нотариата,

государственной регистрации актов

гражданского состояния

Наталья Кривцова

ФНС России решила усилить ответственность своих должностных лиц за результаты работы по представлению интересов в судебных спорах с налогоплательщиками. Соответствующий приказ ФНС России от 14 октября 2016 г. № ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах" уже подписан руководством службы.

Налогоплательщики стали чаще выигрывать суды

Новый порядок защиты интересов понадобился налоговикам для того, чтобы повысить эффективность защиты интересов в судах, а также препятствовать формированию судебной практики, которая влечет за собой бюджетные потери из-за отмены решений ФНС о штрафах и других санкций к налогоплательщиков. В связи с э этим налоговики решили выработать единые принципы и правила в ходе участия в судебных процессах. Такие меры прямо связаны с выросшей в последнее время положительных решений судов всех уровней в пользу налогоплательщиков.

Приказом перераспределены полномочия должностных лиц ФНС по защите в судах, теперь главную роль в этом вопросе должны играть начальники территориальных инспекций. Именно к их задачам отнесен контроль за направлением в суды только обоснованных и подтвержденных доказательствами заявлений. Должностные лица должны тщательно подготавливать отзывы и внимательно относится к разработке апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и других процессуальных документов. Очень важню роль играет участие представителей ФНС в делах о банкротстве предприятий. В таких делах также должны действовать начальники территориальных инспекций, при условии, что иное не установлено действующим порядком разграничения полномочий между центральным аппаратом ФНС России и территориальными налоговыми органами.

Принятие решения о направлении апелляционных, кассационных и надзорных жалоб начальники инспекций должны осуществлять только на основе изучения сложившейся судебной практики. Отдельно определено, что при отрицательном для ФНС решении суда его нельзя оставлять без обжалования. Такой ход разрешается сделать только после согласования с руководителем инспекции, однако окончательное решение должен принять руководитель налогового органа.

Начальники координируют действия

В задачи начальников управлений ФНС России в субъектах РФ теперь входит защита интересов налоговых органов в судебных спорах, которые инициировали налогоплательщикки с целью признания решений налоговых органов, вынесенных на основании проведенных проверок, незаконными в силу статьи 101 Налогового кодекса   . Определены лимиты оспариваемых сумм, при которых участие специалистов управлений в судебных делах будет обязательна. Такие суммы требований к налогоплательщикам дифференцированы по регионам:


  • в Москве, если сумма иска превышает 100 млн рублей;

  • в Московской области и Санкт-Петербурге, если сумма иска превышает 50 млн рублей;

  • в остальных российских регионах, если сумма иска превышает 30 млн рублей.

Если будет установлено, что конкретный судебный процесс может иметь значение для формирования судебной практики, то участие представителя управления ФНС в нем является обязательным, вне зависимости от суммы заявленных требований.

Что касается особо крупных требований, то если оспариваемая налогоплательщиком сумма требований превышает 300 млн рублей, такой процесс поручено контролировать как руководителям управлений по субъектам РФ, так и начальникам МИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам.

Для того, чтобы контроль за всеми судебным процессам в России был единым и оперативным, руководителям управлений ФНС по субъектам РФ поручено регулярно передавать в правовое управление центрального аппарата ФНС России такую информацию:


  • на основании пункта 2 статьи 45 НК РФ проекты заявлений о взыскании с налогоплательщиков в судебном порядке;

  • на основании статьи 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" проекты исковых заявлений о привлечении лиц, контролирующих должника, к субсидиарной ответственности;

  • проекты гражданских исков, которые вытекают из уголовных дел (в порядке уголовного или гражданского судопроизводств), за исключением уголовных дел о преступлениях, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью территориальных органов ФНС;

  • проекты мировых соглашений, которые налоговый орган собирается заключить с налогоплательщиками;

  • информацию о финансовом и имущественном состоянии налогоплательщиков с анализом общего состояния платежеспособности, к которым заявляются требования;

  • сведения обо всех взаимозависимых с налогоплательщиками (прямо или косвенно) или подконтрольных лицах, или об их отсутствии;

  • проекты ходатайств о применении к налогоплательщику обеспечительных мер по заявленному требованию.

Все эти документы перед направлении их в суд обязательно нужно согласовывать с правовым управлением ФНС России. Несогласованные процессуальные документы нельзя направлять в суды.

Приказом предусмотрено, что если налогоплательщик обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ или Верховный суд РФ, то информация о его судебном деле должна быть в течение 3 рабочих дней должна быть направлена в правовое управление ФНС России.

Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N 16
квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю:

1. Установить следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требования к стажу.

2. Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

3. При исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.

4. В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.

5. В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы.

6. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа.

7. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 40, ст. 4017);

Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2008 г. N 1127 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 31, ст. 3700);

Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 848 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5930).

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Случайные статьи

Вверх