д. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д Административное право зарубежных стран

Система административного права — внутреннее устройство этой правовой отрасли, отражает последовательное размещение и взаимосвязь ее структурных элементов (частей) — подотраслей права и правовых институтов, состоящие из определенных совокупностей однородных норм.

Л.С. Бельский — выделяет в этой системе такие подотрасли, как управленческое право, полицейское право и право административной юстиции.
Однако предложенная дифференциация является спорной. В частности, юрисдикционной (т.е. фактически полицейской) деятельности в сфере ГУ занимаются не только ОВД, но и различные другие ОВВ (должностные лица), а также ОМС. Более того, применение принудительного действия норм права (что опять же связано с полицейской деятельностью) является органической функцией ГУ, поэтому не должно уходить от управления. Итак, такое разделение системы АП противоречивый характер и требует дальнейшего изучения.

Существуют другие критерии внутренней дифференциации системы АП: а институциональный, отраслевой, процессуальный (т.е. разделение норм АП на материальные и процессуальные). Деление на отрасли и институты в определенной мере условным. Ведь АП, как и право в целом, является целостной материей, каждый элемент которой неотделим от других. Поэтому одни и те же нормы могут одновременно касаться различных правовых институтов или подотраслей административного права.
Традиционно главным критерием объединения административно — правовых норм и их распределения по структурным частям является предмет правового регулирования. Согласно построена система предусматривает выделение правовых институтов, объединяемых в общую и особенную части АП.
К общей части административного права относят нормы (в том числе правовые принципы), действующих во всех сферах организации и функционирования публичного управления. То есть она объединяет наиболее типичное, общее в правовом регулировании указанной сферы.

Общая часть объединяет нормы, регулирующие:
— принципы государственного управления;
— правовое положение субъектов АП (граждан, ОВВ, ОМС, ОП, предприятий, учреждений, организаций);
— государственной службе;
— формы и методы управленческой деятельности;
— административное принуждение;
-средства обеспечения законности в государственном управлении;
административный процесс, включая административное судопроизводство.

Особенную часть административного права образуют нормы, регулирующие конкретные сферы и области управленческой деятельности. Иногда говорят еще о специальную часть, под которой понимают, например, нормы, регулирующие осуществление административной деятельности ОВД.

Особенная часть АП содержит нормы, регулирующие:
— управления экономикой, промышленностью, агропромышленным комплексом;
— управления в социально — культурной сфере (образование, наука и т.д.);
— управления в сфере административно — политической деятельности (внутренние дела, юстиция, внешние отношения и т.п.);
— межотраслевое управление (статистика, стандартизация, ценообразование и т.д.).

Содержание общей и особенной частей АП составляет органическое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления и действие правовых актов управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех сферах социально — культурного строительства с учетом их специфики.

Источники АП внешние формы установления и выражения административно — правовых норм — акты правотворчества государственных органов и организаций, ОМС, принятые в пределах их установленной законодательством компетенции, а также: международные соглашения (договоры) и международно — правовые акты, ратифицированные Украиной.

Особенности:
— разнообразие и численность
— благоустройство:
— Все они основываются на нормах Конституции и законов Украины, которые имеют высшую юридическую силу;
— Нормативные акты высших ОВВ является юридической базой для актов, принимаемых ОВВ низшего уровня;
— Акты ЦОИВ имеют больший масштаб действия, чем аналогичные акты низших органов;
— Нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера базируются на источниках общегосударственного характера.

Постановления ВРУ имеют организационно — правовой характер и по юридической силе является следующим после законов уровнем. Эти акты бывают двух видов.
Во-первых, с их помощью парламент может решать неотложные вопросы руководства государством, отнесенных к его компетенции, но не урегулированы в законах. Например, Постановление от 15.08.1997 г. « Об информации КМУ о ситуации в сельском хозяйстве и неотложных мерах по государственной поддержке агропромышленного комплекса».
Во-вторых, парламент постановлениями вводит в действие новые законы, отменяет и изменяет устаревшие. Подобные акты основном не содержат правовых норм, является нормативно — вспомогательными. Но учитывая их правотворческое значения, а также на то, что они действуют неоднократно — в течение существования главного акта (закона), их также следует относить к источникам права.
Указы Президента Украины — акты главы государства, издаются в пределах его полномочий на основе и во исполнение Конституции и законов Украины.
Акты КМУ, имеющие нормативный характер, называются постановлениями. Постановления правительства принимаются коллегиально на его заседаниях. Этими актами конкретизируются положения законов Украины и указов Президента Украины, в том числе по вопросам, которые являются предметом административно — правового регулирования.
Кроме того, Кабинет Министров самостоятельно принимает решения, касающиеся вопросов государственного управления, отнесенных к его компетенции. Ими, как и актами Президента, регулируются организация и деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, вопросы управления в сферах экономического, социально-культурного развития, административно — политической деятельности.
Постановлениями правительства утверждаются уставы, положение, правила, инструкции и некоторые другие акты, содержащие административно — правовые нормы.
Приказы министерств и других ЦОИВ — акты ведомственного (отраслевого) характера, которые выдаются министром, руководителем иного ЦОИВ в одностороннем порядке. Приказы могут иметь отраслевой или межотраслевой характер. Иногда центральные органы исполнительной власти издают совместные акты.
Нормативно-правовые акты ВР и СМ АРК. Верховная Рада АРК принимает Конституцию АРК, которая утверждается ВРУ, и другие нормативно — правовые акты в форме решений и постановлений. Актами ВР АРК может осуществляться самостоятельное административно — правовое регулирование по подлежащих его ведению вопросам: сельского хозяйства, лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов благотворительной деятельности; курортно — рекреационной сферы и некоторых других. Нормативно-правовыми актами СМ АРК являются постановления, которые могут приниматься по вопросам развития в регионе экономики, социальной сферы
Акты МДА — распоряжение их председателей принимаются в одностороннем порядке и являются обязательными для выполнения на соответствующей территории (область, город, район) всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами. Руководители управлений, отделов и других структурных подразделений МДА издают приказы, которые в некоторых случаях также могут иметь нормативный характер и являются обязательными для определенного круга предприятий, учреждений, других организаций, действующих на соответствующей территории.


Решения местных советов (органов местного самоуправления) также могут содержать нормы АП. В частности, ОМС устанавливают общеобязательные правила по вопросам благоустройства территории населенного пункта, обеспечения в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (п. 44,45 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении», ст. 5 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
Акты органов управления государственных предприятий, учреждений, организаций — приказы их руководителей. Право этих руководителей принимать нормы права связано с необходимостью реализации компетенции собственника имущества, то есть государства в лице его органов. Приказы принимаются единолично, их действие распространяется на все структурные подразделения, отделы, службы, работников соответствующих образований. Возможны случаи, когда эти акты распространяются и на граждан, не являющихся работниками упомянутых образований, то есть имеют внешнее воздействие. Так, ст. 78 Кодекса торгового мореплавания Украины предусматривает, что руководитель порта (государственного транспортного предприятия) издает обязательные постановления, регулирующие вопросы безопасности движения, охраны грузов, имущества порта и общественного порядка, проведения санитарных и противопожарных мероприятий в порту, охраны окружающей среды, порядка захода судов в порт и выхода из него.
международные соглашения (договоры) Украины и международно — правовые акты, ратифицированные ВРУ. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины они являются частью национального законодательства. Международно — правовые акты регулируют и вопросы, которые отнесены к административно — правовой сферы: защита прав и свобод человека и гражданина; правовой статус иностранцев, порядок пересечения государственной границы; взаимодействие пограничных войск и таможенных служб соседних государств, международное транспортное сообщение, сотрудничество в различных отраслях народного хозяйства, борьба с преступностью. Такова, например, Соглашение между Украиной и Республикой Польша «О правовом режиме украинского — польской границы, сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам», ратифицирована ВРУ 14 июля 1993
По своей юридической силе нормы международных соглашений и международно — правовых актов занимают место между нормами Конституции и обычных законов.

Административное право – это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

Составными элементами системы административного права являются Общая и Особенная части. Каждая часть включает в себя несколько административно-правовых институтов. В состав Общей части включены нормы, которые охватывают управление в целом. Они регулируют однородные общественные отношения.

В Общую часть входят следующие институты:

1) закрепляющие основы государственного управления;

2) регулирующие административно-правовой статус граждан;

3) регулирующие основы организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций;

4) регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;

5) определяющие формы и методы государственного управления;

6) обеспечивающие законность управления.

Нормы Особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей функционирования исполнительной власти, они регулируют особенности государственного управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.

Профессор А.П. Коренев обоснованно выделяет третью часть системы административного права. Ее составляют нормы, предназначенные регулировать административно-юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также в законодательстве субъектов РФ об административной ответственности, которое получило название «Административно-деликтное право». Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Профессор Ю.А. Тихомиров предложил при определении системы административного права отказаться от традиционного деления на Общую и Особенную части ввиду их слабой нормативной структурированности. Он считает целесообразным конструировать отрасль административного права, в которую входят следующие подотрасли:

1) нормативно-регулятивная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы, правоотношения);

2) органы исполнительной власти;

3) государственная служба;

4) административно-правовые режимы (например, режимы чрезвычайного и военного положения и т.п.);

5) административный процесс, законность в управлении;

6) организация государственного управления;

7) информационное право;

8) правовое регулирование нормативов.

Противоположный подход к структуре административного права высказывает профессор Ю.Н.


Старилов. Он предлагает сформировать Особенную часть административного права из следующих отраслей (подотраслей):

1) муниципальное право;

2) милицейское (или полицейское) право;

3) строительное право; социальное право; образовательное (в том числе школьное) право;

4) служебное право.

Ю.Н. Старилов предлагает учитывать западноевропейский опыт систематизации правовых отраслей и считает, что такая структура будет способствовать более быстрому развитию как административного права, так и всей правовой системы России в целом.

Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

1) правовые акты федеральных органов государственной власти , включающие:

· законы Российской Федерации (Конституцию РФ, акты Федерального Собрания РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.);

· подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений);

2) правовые акты субъектов Российской Федерации :

· законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ; правовые акты представительных органов субъектов РФ; законы; положения, постановления и др.).

· подзаконные правовые акты субъектов Российской Федерации (акты глав исполнительной власти субъектов РФ; акты правительств или администраций субъектов РФ; ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов Федерации);

3) правовые акты органов местного самоуправления ;

4) союзные акты (акты органов бывшего СССР). Существование этого типа источников связано с тем, что до 1992 года среди источников административного права преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада Советского Союза некоторые из этих актов продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству;

5) международно-правовые акты . В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.

Тема 3. Административное право

  1. Понятие, система и источники административного права.
  2. Правовой статус и структура органов государственного управления (органов исполнительной власти).
  3. Правовые основы государственной гражданской службы.
  4. Административное правонарушение: понятие, состав.
  5. Административная ответственность и административное наказание.

Понятие, система и источники административного права

Административное право – это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе практической реализации исполнительной власти. Администрация (от лат.administratio) - это управление, руководство.

Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права, которое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, применяют в своей деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пре­делах административно-властные принудительные полномочия.

К предмету административного права относятся административно-правовые отно­шения, которые можно разде­лить на три вида:

1) Внутриаппаратные отношения. Соответствующие правовые нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию их внутренней деятельности.

2) Внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов ис­полнительной власти, исполнительных органов местного само­управления с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами.

3) Отношения, возникающие при осуществлении администра­тивного судопроизводства.

Адми­нистративное судопроизводство – это рассмотрение судами административных дел в порядке, регламентируемом процессу­альными нормами административного права.

Главная составляющая предмета административного права – это группа отношений органов власти с гражданами и организациями.

Особенностью административно-правовыхотношений является то, что для большинства таких отношений характерно юридическое неравенство субъектов (одной стороне отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне).

Основная задача администра­тивного права правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан.

Метод административного права – это совокупность правовых при­емов и способов, с помощью которых регулируются управ­ленческие отношения.

Метод регулирования административного права предполагает сочетание императивных и диспозитивных норм с преобладанием императивных.

Метод административно-правового регулирова­ния включает в себя:

1. Установление определенного порядка действий (предписание).

2. Предоставление возможности совершать либо не со­вершать действия, предусмотренные административ­но-правовой нормой, в условиях, определенных дан­ной нормой (дозволение).

Система административного права состоит из двух частей - Общей и Особенной.

Общая часть административного права включает основные институты административного права:

  • понятие, предмет, метод административного права;
  • субъекты административного права;
  • основы организации и деятельности исполнительной власти;
  • обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти
  • административное правонарушение и административная ответственность.

Особенная часть административного права включает такие институты как:

· управление в экономической сфере,

· управление в социально-культурной сфере,

· управление в административно-политической сфере.

Виды источников административного права :

1. Законы РФ:

Конституция РФ;

Акты Федерального Собрания (федеральные консти­туционные законы; федеральные законы: Основы за­конодательства, кодексы и др.; декларации, положе­ния, постановления и другие акты Федерального Со­брания).

2. Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента РФ;

Постановления, распоряжения Правительства РФ;

Приказы, постановления министерств и других цен­тральных федеральных органов.

3. Законы субъектов РФ:

Конституции, уставы субъектов РФ;

Законы субъектов РФ;

4. Подзаконные акты субъектов РФ:

Уставы, распоряжения глав исполнительной власти субъектов РФ;

Постановления, распоряжения правительств и иных органов исполнительной власти субъек­тов РФ;

5. Акты органов местного самоуправления.

Административное право, как и любая другая отрасль права, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права.

По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.

Другая группа административно-правовых норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления). По этому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права, например, такие, как институт субъектов административного права, институт государственной службы, институт административного принуждения и т.д.

Особенная часть состоит из разделов, в которых изучается система государственного управления в важнейших сферах, рассматриваются особенности организации государственного управления, сущность отраслевого и межотраслевого государственного управления. Административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, т.е. такие группы норм, которые представляют собой совокупность по масштабу действия и объему меньшую, чем отрасль права, и регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений: институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений; институты органов исполнительной власти, государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.

Источники административного права и их систематизация

Источники административного права – это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

Конституция РФ и федеральные конституционные законы (например, от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и др.) – это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (вступила в действие 21 сентября 1970 г.). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, ГрК РФ, КоАП РФ и другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Указы Президента РФ но своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов РФ, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и др.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам федеральных органов исполнительной власти, принятым в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты). Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а нс правовыми свойствами каждого из них.

Существуют три вида (формы ) систематизации административного законодательства : кодификация, инкорпорация, хронологические издания источников административного права. Кодификация как высшая форма систематизации законодательства позволяет объединить действующие административно-правовые нормы в кодексы по различным административно-правовым институтам, при этом перерабатываются, отменяются устаревшие и создаются новые объединяемые кодексом правовые нормы. Инкорпорация административного законодательства представляет собой такую форму его упорядочения, когда нормативный материал объединяется по каким-либо вопросам в Собрания, Своды, Сборники законодательства и систематизируется в них по определенным рубрикам и главам без какого-то кардинального изменения содержания имеющихся нормативных правовых актов. Хронологическая систематизация административного законодательства осуществляется в форме периодических изданий – Собрание законодательства Российской Федерации и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме этого, многие федеральные органы исполнительной власти, например, Минобрнауки России, Минюст России, издают свои отраслевые бюллетени, вестники и прочие периодические издания, в которых публикуются нормативные правовые акты отраслевого масштаба и характера.

Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" установлено, что официальными изданиями для опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания являются "Парламентская газета", "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", а также размещение материалов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru), который также входит в государственную систему правовой информации. Подробнее о порядке издания, опубликования и вступления в силу правовых актов управления см. параграф 12.3.

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть входят четыре подотрасли:

  • 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права);
  • 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти;
  • 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций;
  • 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие:

  • 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;
  • 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
  • 3) социально-культурную деятельность государственной администрации;
  • 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”.

Случайные статьи

Вверх