Чем отличаются нормы права от других социальных норм? Нормы права. Понятие и основные признаки, отличающие нормы права от других социальных норм Правовые нормы в отличие от социальных

1. Отечественная и зарубежная государственно-правовая теория и практика выработали немало представлений о норме права и ее опреде­лений. Известный русский юрист, профессор Московского университета С. А. Муромцев указывал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирую­щей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обыч­ное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)». Юриди­ческие нормы направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках «юридическую защиту отношений»: административных властей, суда, частных лиц - субъектов права. В силу этого юридические нормы составляют могущественный фактор правово­го порядка, и притом фактор непосредственный, ибо они непосредствен­но влияют на поведение этих субъектов права.

Нетрудно заметить, что в определении норм права С. А. Муромцев делал акцент на установлении ими «должных пределов и способов юри­дической защиты отношений», а также на регулятивной («направляю-


щей») функции юридических норм и их роли в установлении и поддер­жании правопорядка.

Примерно в то же время другой весьма авторитетный русский госу-дарствовед Н. М. Коркунов развивал идеи о том, что юридические нор­мы - прежде всего «суть правила должного», и в этом смысле они суть веления. Будучи правилами должного, пояснял он, нормы «не могут доз­волять, определять, описывать». Они всегда повелевают, всегда указывает, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся инте­ресов 1 .

В современной юридической литературе норма права тоже определя­ется как правило или мера должного поведения. Но вместе с тем выделя­ются и раскрываются и другие формально-юридические признаки и чер­ты правовых норм. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выра­жение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязы­вающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность примене­ния и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчинен-ность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) примене­ние государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.



Данные признаки и черты в той или иной мере отражаются в предла­гаемых разными авторами определениях нормы права. В частности, в од­них случаях нормы права рассматриваются как «установленные и обеспе­ченные государством правила поведения по отношению друг к другу, ука­затель, какие поступки они должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организацион­ные основы и принципы регулирования человеческого поведения» 2 . В других случаях под правовой нормой понимается также рассчитанное на «регулирование вида общественных отношений общее правило поведе­ния», установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Автор данного определения О. Э. Лейст подчеркивает, что норма права всегда есть «правило должного, обращенное в будущее» 3 .

В отличие от обычных команд, велений и распоряжений по конкрет­ным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие норм права не исчерпывается исполнением, а рассчитано на не­ограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая

См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 260.

Общая теория права / отв. ред. А. С. Пиголкин. 2-е изд. М., 1998. С 159.

Теория государства и права. Курс лекций / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. II. М., 1995. С. 70.


норма продолжает действовать после реализации ее в общественных от­ношениях и поведении людей.

2. Среди важнейших признаков и черт норм права следует особо ука­зать на их всеобщий характер. Норма права не предусматривает и не мо­жет предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоя­тельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сход­ные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых воз­никает необходимость или потребность ее применения.

Норма права выступает в качестве своеобразной меры, равного мас­штаба, применяемого при оценке поведения людей. Она является крите­рием определения правильности или неправильности, точнее, правомер­ности или неправомерности действий различных субъектов правоотно­шений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определи­теля соответствия или несоответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных об­стоятельствах.

Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без ис­ключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.

Таковы в Конституции РФ ст. 2, закрепляющая, что человек, его пра­ва и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность госу­дарства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение вла­стных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провоз­глашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответствен­ность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось пра­вонарушением».

На уровне субъектов Федерации наиболее общими являются нормы, обращенные к гражданам, проживающим на ее территории, а также к прибывающим в ее пределы лицам без гражданства и иностранцам.

К отличительным признакам и чертам нормы права как исходной ячейки всей системы права относится содержание и выражение в ней го­сударственной воли. В отечественной юридической литературе разных лет - в дореволюционных и послереволюционных источниках - на место государственной воли нередко ставилась воля монарха, господствующего слоя, элиты, наконец, господствующего класса. Исходя из этого норма права зачастую определялась в виде правила поведения, которое государ­ство «как организация классового господства признает необходимым для охраны интересов господствующего класса» и соблюдение которого оно обеспечивает всей мощью своей принудительной власти. 328


Между представлением о норме права как выразителе воли господ­ствующего слоя, группы или класса, с одной стороны, и как носителе го­сударственной воли - с другой, нет никакого, даже скрытого противоре­чия. Дело в том, что воля господствующего слоя, группы или класса для того, чтобы воплотиться в нормах права, стать их реальным содержани­ем, должна в обязательном порядке пройти через государственный нор-мотворческий механизм, трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве носит не абстрактный, а вполне конкретный, соответствующий интересам власть имущих слоев, групп или классов характер и направлена на строго целевое в социаль­ном плане регулирование поведения всех участников правоотношений.

Важный признак и черта правовой нормы - ее представительно-обя­зывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений оп­ределенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящие­ся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой стороны - обеспеченное угрозой госу­дарственного принуждения должное поведение (обязанность). Напри­мер, предоставляя гражданам России конституционное право на социаль­ное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в то же время возлагает на органы государственно­го обеспечения соответствующие юридические обязанности.

Нормы права отличаются своей системностью и иерархичностью по отношению друг к другу, а также строго формальной определенностью.

Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Кроме того, в отличие от иных социаль­ных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располага­ются не только по горизонтали, но и по вертикали.

Наконец, в числе специфических черт и особенностей норм права, как и самого права в целом, следует назвать их охрану и обеспеченность государственным принуждением. При этом речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на тех, кто не соблюдает требования норм права.

Приступив к изучению курса «Правоведение» в девятом классе я для себя открыла много нового. Одной из первых тем урока было: «Отличие права от других социальных норм». Еще с того времени меня заинтересовал этот вопрос, именно поэтому я выбрала данную тему.

Прежде, чем рассмотреть данную тему, ознакомимся с определениями: «право» и «социальные нормы». Итак, право - это один из видов регуляторов общественных отношений. Социальные нормы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

На первый взгляд эти два понятия довольно-таки схожи. Однако, это не совсем так. Попробуем же разобраться в этом.

Одним из признаков права является Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера). В других социальных нормах тоже присутствует такой признак, но т.к. они не носят письменного характера, то его можно как выполнять, так и нет.

Следующим признаком является - общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов). Действие же других социальных норм обычно распространяется на группы людей, как малые (семьи, спортивные команды, дружеские компании, работа), так и большие (у определенной нации).

Эти признаки права, на мой взгляд, наиболее отличают его от иных социальных норм. Еще одна черта права - его гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения), то есть даже если человеку что-либо не нравится - он обязан это выполнять. Этого не скажешь об иных социальных нормах: они не подкреплены мерами государственного принуждения. Важной чертой является и формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме). Остальные социальные нормы выражены в устной форме.

Признаком права также является интеллектуально-волевой характер. Право, как и остальные общественные нормы, выражает волю и сознание людей.

Итак, единство права и морали выражается в том, что, во-первых, они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа.

Во-вторых, право и мораль, если их рассматривать с философских позиций, являются надстроечными категориями, в равной мере обусловленными экономическими, культурными и иными детерминирующими факторами и причинами, что делает их социально однотипными.

в-третьих они опираются на единый политический фундамент -- реальное народовластие демократизм легитимную государственность представляющую интересы различных слоев и групп населения В

В-четвертых, право и мораль имеют один и тот же объект регулирования -- существующие общественные отношения (только, как это очевидно, в разном объеме), и оба они адресуются к одним и тем же людям и коллективам.

В-пятых, право и мораль, как нормативные явления, определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством гармонизации личных и общественных потребностей.

В-шестых, они, будучи регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения (в противном случае ни правовая, ни моральная ответственность наступить не может).

В-седьмых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи -- упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма.

В-восьмых, как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных, общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Цель права -- «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньше душевных сил». Таковым же в сущности является и назначение норм морали.

Однако наряду с рассмотренными общими чертами право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой. Для юридической науки и практики учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности.

Именно поэтому антологические статусы (признаки) права и морали заслуживают самого внимательного анализа.

Итак, отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем. право социальный мораль гарантированность

Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования, источникам. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или, опять же с его согласия, некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются либо изменяются.

В этом смысле государство является политическим творцом положительного права; правотворчество -- его исключительная прерогатива и одна из основных функций.

Право поэтому выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором общественных отношений.

По-другому складывается мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, а всем обществом. Они постоянно возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей, их взаимного общения.

Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкции официальных властей: достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» обществом, классом, социальной группой, коллективом -- теми, кто намерен ею руководствоваться. «Моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства».

Это вовсе не означает, что государство не оказывает никакого влияния на формирование морали. Такое воздействие оказывается по многим линиям: через право, политику, идеологию, печать, всю систему отношений, но прямо оно нравственные нормы не постулирует.

В любом государстве действует только одно, им же порождаемое право, в то время как мораль не является единой и однородной. Она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества. Это лишний раз показывает генетическую связь права с государством и отсутствие таковой у морали.

Право и мораль различаются, далее, по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает (применяет юридические санкции), ибо норма права -- не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить. В этом смысле правовые нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер.

В праве, таким образом, объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, инструментом власти. Это не означает, что право утверждается в жизнь лишь «карающим мечом». Угроза принуждения -- потенциальна, на случай конфликта с законом.

В этой связи нельзя не коснуться популярного ныне принципа: «все, что законом не запрещено - дозволено». Он был выдвинут в разгар «перестройки», с энтузиазмом подхвачен прессой, но юристы уже тогда предостерегали от излишней эйфории и возможных неблагополучных последствиях его реализации в конкретных условиях нашей страны. В частности, отмечалось, что девиз «разрешено все, что не запрещено» предполагает известную осмотрительность, взвешенность, ответственность. Его практическое претворение в жизнь требует определенного уровня политической и юридической культуры, сознательности, информированности, умения соотносить свои личные и общественные интересы, верной оценки тех жизненных ситуаций, в которых оказывается субъект, соблюдения общепринятых норм нравственности. Под этим лозунгом возможны нарушения законности, проявления своеволия, субъективизма, произвола.

В заключении моей работы хочется вспомнить слова Гегеля: «Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью запрещается».

Человек изобрел многочисленные нормы поведения, которые должны гарантировать высокий уровень защиты от возможной вседозволенности и опасной анархии. Нормы поведения могут обладать обязательным и договорным характером, но в любом случае они требуются для сохранения безопасности, богатство, определенных достижений. Нужно помнить о том, что определенные правила могут быть общеобязательными, а другие правила – произвольными. Чем же это обусловлено?

Нормы права и социальные нормы: определение

Нормы права представляют собой определенные правила поведения, которые установлены на законодательном уровне и охраняются государственными властями. За попытку отказаться от их соблюдения может быть реализована административная, уголовная или гражданско-правовая ответственность, причем правовые нормы требуются для защиты государственного статус-кво и мирной жизни всех членов общества. Разработка должна проводиться законодательными органами власти, причем за охрану отвечают исполнительные органы, а за наказание – судебные.

Социальные нормы представляют собой классические правила поведения в обществе , которые должны быть признаны большинство людей. Механизмы по закреплению и охране отсутствуют, потому что соблюдение представляет собой необязательную задачу. Несмотря на это, некоторые социальные нормы постепенно переходят в правовые, способствуя развитию административного, семейного, гражданского кодекса.

Социальные нормы представляют собой широкое и объемное понятие, так как именно они представляют собой основу всего общества. Если же эти стандарты перестают соблюдаться, отмечается серьезный регресс, который негативно влияет на науку и культуру. Несмотря на это, для укрепления государственной власти требуются определенные общественные нормы и наличие ответственности за несоблюдение социальных норм. В результате развивается система законодательства и совершенствуется, укрепляется государство.

Нужно отметить, что многочисленные традиционные общества постепенно переводят социальные нормы в ранг закона. При этом определенные народы могут изгонять отступника из своей общины. Несмотря на это, при привычных обстоятельствах члены общества обладают особенной лояльностью друг к другу, что выгодно отличает подобные общества от современного государства. Это же относится и к разнообразным закрытым обществам, в том числе сектам и преступным организациям. Любые социальные нормы, являющиеся писаными и неписаными, играют важную роль в развитии общества.

Нормы права

Нормы права обладают специфическими чертами, которые оказывают серьезное влияние на жизнь всего общества.

  1. Норма права является социальной, но при этом она напрямую связана с наличием государственной воли. Предполагается наличие определенного предписания государства относительно поведения людей.
  2. Норма права является формальной. Предполагается обязательное выражение в виде нормативного акта, договора определенного содержания, закона, акта.
  3. Принудительная сила государственных властей предполагает обязательную поддержку и защиту нормы права от возможных нарушений. Рассматривая все существующие нормы поведения, подобный аспект представляет собой характерную черту, так как в остальных случаях соблюдение обычаев, традиций и стандартов не защищается на законодательном уровне.
  4. Нормы права включают в себя правила поведения, а также исходные нормы, представляющие собой отправную точку.
  5. Нормы права представляют собой не только результат отражения нынешней ситуации в обществе и объективного мира. Предполагается наличие обратного воздействия на людей, так как государственные органы могут оказывать социальное регулирование отношений между различными людьми и защиту их прав, интересов, возможностей. Таким образом, предполагается наличие государственного контроля.
  6. Норма права включает в себя модель, меру, эталон и масштаб воли общества, которая должна соответствовать определенным стандартам государства и действующему законодательству. Предполагается возможность проведения оценки поведения, которое может быть правомерным и неправомерным, законным и противозаконным.

Социальные нормы, в отличии от права, изначально изобретаются обществом и представляют собой отражение текущей реальности, накопленного опыта и последующих изменений в будущем. Предполагается существование определенной структуры, на основе которой можно анализировать жизнь каждого народа, общества.

  1. Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые основываются на многократном повторении определенных событий в течении продолжительной истории. Обычаи представляют собой своеобразную привычку людей, которая становится естественной потребностью.
  2. Религиозные нормы основаны на религии и должны охраняться определенными мерами общественного влияния.
  3. Корпоративные нормы требуются для общественных организаций.
  4. Нормы права являются социальными, но только они представляют собой изобретение государственных органов власти.

Какие общие черты нужно отметить?

  1. Любые нормы образовываются во время общественной деятельности людей.
  2. Представлена возможность проявления образца поведения граждан определенной страны или эпохи.
  3. Определяются границы возможного и запретного поведения.
  4. Гарантируется обеспечение порядка в обществе.

Нормы права и социальные нормы: разница.

  1. Происхождение . Право появилось относительно недавно и на постоянной основе совершенствуется. Социальные нормы существуют издавна.
  2. Соблюдение . Правовые нормы являются обязательными, социальные нормы – необязательными.
  3. Защита . Нарушение законов может повлечь за собой административную, уголовную, дисциплинарную либо гражданскую ответственность. Отсутствие соблюдения социальных стандартов вызывает только порицание.
  4. Развитие . Социальные правила формируются медленно и они не могут быть навязаны. Закон должен соблюдаться с самого начала.
  5. Детализация . Социальные нормы направлены на правила существования, правовые нормы – поведению и деятельности физических и юридических лиц.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и является государственным регулятором общественных отношений.

Признаки:

1. Норма права исходит от государства и является официальным выражением государственной воли общества;

2.Норма права отличается своей формальной определенностью, т.е. точностью четкостью, стабильностью;

3. Норма права обеспечивается мерами: воспитания, убеждения, поощрения и возможностью применения мер гос принуждения;

4.Норма права складывается из 2х разновидностей общеобязательных правовых предписаний: а)правил поведения – норы прямого регулирования, обладают предоставильно-обязываюим характером; б) исходные начала – нормы опосредованного регулирования, они не обладают предоставительно-обязывающим характером, т.е. не устанавливают для участников взаимных субъективнх прав и юр. обязанностей.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что прав норму издают или санкционируют гос органы. 2) это единственная среди соц норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой гос.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

Не у всех правовых норм предоставительно-обязывающий характер выражен одинаково. Он чисто выражен в регулятивных нормах (гражданских, трудовых и др.) в которых фиксируется как права, так и обязанности субъекта права. В охранительных нормах делается упор на воплощение запретов и обязанностей (уголовных, административных и др.) Права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта.

В статье могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваются, выясняя это из содержания закона и наоборот.

Эффективность правовых норм.

Это соотн. между целью, поставленной в НП, и рез-том, достигнутым в процессе реализ. пр. нормы.

Условия эфф. норм права подразделяются на две группы:

1.усл., отн. к процессу правотв-ва : а)Правильн. выбор цели регулирования. Зак-ль д четко предст. себе, чего он хочет добиться путем изд. НП, цель дб реально достиж. и соотв. уровню развития общ-ва в целом. б)Истинный выбор права. ср-в для достиж. пост. цели. Зак-ль д продум. отн. к уст-нию пр. запретов, дозволений или обязываний, они д соотв. опред. видам регулирования, обществ отношениям, типу пр. регулирования в целом.

2.усл., отн. к процессу реализ. НП.: а)Довести НП до адресата; б)Созд. органы, отв. за реализ. дан. норм. предпис., или нацелить на это уже сущ. органы Г; в)Выделить ср-ва, необх. для реализ. НП. г)Идеологически обесп. норму, т.е. показать О ее знач-ть, необх-ть, целесообр-ть для того, для суб. были заинт. в реализ. предпис. НП. Отличать от истинности(соответствие общ.реалиям),полезности(соотношение позит.результатов),экономичности(соотнош.результ.и затрач.средств). Результат: поведенческие эффект-сть(на повед суб) и фактическая эффек-сть(стратег.цели,связ.с эк,культ,и пр.соц).

Структура нормы права

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Стру-ра НП - внутреннее строе-ние, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих его элементов (гипотеза, диспозиция, санкция).3 основные структуры правовой нормы : 1) юридическая (состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции); 2) логическая(выражается в формуле - если –гипотеза, то- диспозиция, иначе- санкция. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции норма не мыслима, без санкций она бессильна; 3) социологическая(включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Она находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой). Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на фактические обстоятельства или жизненные условия, при наступлении которых норма права начинает действовать. Виды гипотез : 1.по составу :а)простые- указывают на одно условие реализации НП(договор найма жил.помещения закл.в пис.форме). б)сложные-несколько условий реализации НП(род-ли (1 из них) м.б восстановлены в род. правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка).Сложные делятся на: альтернативные- реализ-я НП зависит от наступления одного из нескольких условий(судья принимает встречный иск в 3-х случ.пред.в законе);кумулятивные- реализуется НП при одновременном наличии нескольких условий(ст.СК РФ устанавлив-т полож-я в каких случ. можно усыновить ребенка без согл.родителей).2. по форме выражения: а)абстрактные- указывают на условия действия НП, акцентируя внимание на общих родовых признаках(убийство,достиж.возраста уг.отв-ти) ;б)казуистические-реализация связывается с отдел.частными случаями, кот..трудно и невозможно отразить с помощью абстрактных гипотез(надругательство над телами умерших и местами их за-хорон, спец.субъект). Диспозиция- часть ПН, в которой определяется права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Виды диспозиции :1.по составу : а)простые-1 вариант поведенеё(неизменность состава суда при разбират-ве дела);б)сложные-несколько вариантов поведения: альтернативные(1 вариант поведения из нескольких-текущ.ремонт наёмного жил.помещения явл.обязат.,если не предусм.иное договором.);кумулятивные- несколько вариантов поведения(собственнику принадл.право владения, пользование и распоряжения своим иму-м). 2.по форме выражения : а)управомочивающие -передают субъектам право на совершение действий, определяют тот или иной вариант их возможного поведения; б)обязывающи е-возлагают на субъектов совершение действий, предписывают тот или иной вариант должного поведения в)запрещающие -содержат запрет на совершения определенных противоправных деяний. Санкция - часть правовой нормы, предусм-я последствия нарушения ПН, определяя вид и меру отв-ти для нарушителя её пред-писаний. Виды :По составу : 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные:альтернативные; ку-мулятивные (несколько мер наказаний). По степени определенности :1)абсолютно определенные, указывающие меру юр. отв-ти;2)относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания; По отраслевому признаку : 1)на уголовные; 2)административные; 3)дисциплинарные; 4)гражданские.. По характеру последствий : 1) на правовосстанавительные-гп,фп; 2)штрафные-УП, АП. В соответствии со своим представительно-обязывающим характером НП имеют признаки:1)государственно-властный характер;2)общеобязательность;3)формальная определенность;4 обеспеченность.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

Если норма права явл содержание, то статья форма выражения нормы, часть НПА.

Соотношение: 1. Норма и статьи совпадают, т.е.е в статье присутствуют все 3 элемента норма права (ст. 106 УК); 2. В одной статье содержатся несколько правовых норм (ст. 105 УК); 3. В статье закреплена лишь часть нормы права, а др ее элементы формируются либо в других статьях, либо в др НПА. (форма договора найма жил помещ. Уст в ст. 674ГК, а последствия несоблюд просто пис формы сделки ст 162 ГК).

Способы изложения правовых норм в НПА: 1. Прямой способ изложения: в ст излагаются 3 элемента нормы права; 2. Отсылочный способ: отдельные элементы нормы излагаются в разных статьях данного НПА и в др конкрет НПА на котор и делается отсылка. 3. Бланкетный способ: предполагаемые, для использования, правила упоминаются, но не приводчятся их содержание (Нарушение ПДД и эксплуатации Т/С)

Классификация норм права.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержа-нию права. НП- содержание, а статья-форма бытия нормы нормат.акта. Классификация норм пра-ва позволяет: 1.четко определить место каждого вида юр.норм в системе действ.законодательста 2.функции правовых норм и их роль в прав.механизме рег-я. Юр.нормы подраз-ся: По функциональной роли: 1.нормы – правила поведения - это регулятивные предписания. 2.исходные нормы –определяют основы пр.рег-я общ.отношений, его цели, задачи, закрепляют понятия(нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.д.).Общие - присущи отрасли права и распространяются на все институты отрасли права(угол,администр). Специальные нормы - относятся к отдельным институтам или отрасли, регул.отдельные виды родовых общественных отношений. По предмету прав. регулирования: По отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют(ТП, ЗП,АП и т.д.). Отраслевые делятся н а: материальные(что регулир-т) и процессуальные(как)-регламент-т порядок, формы, методы реализации норм матер-го права. По методу прав. рег-я : Императивные – нормы, которые направлены на обеспечение строгого соблюдения поведения субъекта. Диспозитив-ные(автономные ) – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению. Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый гос-ом полез-ный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д. Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант пове-дения. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение. По юр.силе(от субъекта правотв-ва): Федеральные законодательные нормы, региональные законодательные нормы, федеральные подза-конные нормы. По сфере действия: нормы общего действия- нет никаких спец. условий и ограни-чения их действий; нормы ограниченного действия(региональные нормы,адресные спец.субъектам); локальные нормы-в пределах организации или струк.подразделений. По форме выражения: Обязывающие,Закрепляющие,Управомачивающие. Классификация юр.норм способ-ствуют правовому регулированию.

Понятие и признаки нормы права. Основные отличия норм права от иных социальных норм

Норма права – это:

1) первичная ячейка , основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юридическую норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют как свои особенности, так и отличия друг от друга;

2) относительно самостоятельное явление , которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3)единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют государственные органы. Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай);

2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм. Начальные отправные, учредительные нормы, к которым относят нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., являются нормами опосредованного регулирования.

Юридическая норма - это не только социальный, но и государственный регулятор общественных отношений. Юридическая норма является предписанием общего характера. Она устанавливается не для отдельного, разового отношения, не для конкретных лиц, а для большого количества отношений определенного вида и индивидуально неопределенных лиц, которые подпадают под условия ее действия.

Правовая норма выражает и регулирует самые типичные, много раз повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых напрямую заинтересовано и участвует государство. В частности, отношения по поводу политической власти, управления, частной собственности, борьбы с преступностью и др. Норма права сообщает этим отношениям характер правоотношений, когда устанавливает для участников регулируемых отношений гарантируемые и охраняемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. Юридическая норма в этом случае сама выступает как модель правоотношения, которое при предусмотренных в данной норме условиях и обстоятельствах может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования общественных отношений.

9.Система права: отрасли права, частное и публичное, материальное и процессуальное право

Случайные статьи

Вверх