Отправные исходные нормы права понятие и виды. Виды правовых норм

Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.

Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными.

Понятие социальной нормы

общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

  • обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
  • моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
  • нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
  • правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
  • эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
  • — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
  • религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
  • корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в . В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

Система социальных норм

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, санитарии и гигиены, грамматики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

Становится очевидным, что технические нормы — это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Столь же важно в современном мире соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, и отдельной личностью.

Это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму).

Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

  • правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;
  • правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);
  • не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря названным свойствах социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в , подразделяются но двум основным критериям:

  • способу их формирования (создания);
  • способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

— правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные и иные нормы. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

Страница 2 из 5

2. Классификация (виды) юридических норм

Все юридические нормы специализированы, т.е. выполняют какую-то одну “свою” строго заданную юридическую операцию:
- одни нормы закрепляют общие положения (нормы-принципы);
- другие вводят запреты (запрещающие нормы);
- третьи устанавливают порядок проведения тех или иных процедур (процессуальные нормы) и т.д.
Существует много различных классификаций юридических норм в зависимости от оснований, от целевой направленности, от характера имеющихся в них предписаний и т.д.
По функциям нормы делятся на отправные и нормы правил поведения.
Отправные (исходные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер. Они определяют начальные основы правового регулирования общественных отношений и закрепляют принципы, институты или наиболее важные понятия государственно-правовых явлений. Состоят, как правило, из одной диспозиции (правила).
Различают несколько видов отправных норм:
- нормы-начала - это положения, которые содержатся в актах конституционного характера и закрепляют основы конституционного строя. Например в Конституции РФ есть предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни и др. (ст. I Конституции Российской Федерации: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”);
- нормы-принципы - это нормы права, в которых выражаются и закрепляются правовые принципы, определяющие основания реализации правовых институтов, а также основы деятельности государственных органов. Есть общеправовые принципы, есть принципы для определенных отраслей и даже правовых институтов. Например, “обвиняемый не должен доказывать свою невиновность”;
- нормы-дефиниции также не регулируют напрямую общественные отношения, но содержат указание на сущность и содержание наиболее ключевых правовых категорий и явлений. Нормы- дефиниции служат для правильного единообразного истолкования права, например для определения преступления в уголовном праве, проступка в административном и др.
Выделяют две разновидности норм-дефиниций: номинальные (нормы, определяющие значение слова, термина, обозначающие определенное понятие) и реальные нормы-дефиниции (нормы, не только определяют значение конкретного термина, понятия, но и раскрывают его содержание путем указания на имеющиеся существенные признаки и его особые свойства).
Нормы правил поведения -- это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, вид и меру реакции государства по отношению к тем или иным поступкам или действиям субъектов.
Нормы правил поведения бывают двух типов:
- регулятивные - регулируют нормальное, нужное обществу и людям поведение; определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия;
- охранительные - действуют в случаях, когда имеет место правонарушение; определяют условия применения к правонарушителю мер и государственно-принудительного воздействия и содержание этих мер.
По форме выражения предписания, содержащегося в норме, они делятся на уполномочивающие, обязывающие и запрещающие.
Уполномочивающие нормы права - это нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных положительных действий, влекущих юридические последствия, и содержащие в своем тексте такие слова, как “вправе”, “имеет право”, “может” и т.п. (например: “Каждый человек имеет право на жизнь”, “Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения” и др.).
Обязывающие нормы права - это нормы права, предписывающие лицам необходимость совершения определенных положительных действий, требующие активного обязательного поведения (например: приобрести билет, вернуть долг и т.д.) Для этих норм характерны слова: “обязан”, “должен” (“Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого- либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу” (п. 1 ст. 227 ГК РФ).
Запрещающие нормы права - это юридические нормы, которые указывают на недопустимость совершения субъектами права действий, названных в них, на обязанность воздерживаться от их совершения. В данных нормах могут присутствовать слова “запрещается”, “не вправе”, “не может быть”: “Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя” (п. 3 ст. 302 ГК РФ).
По методу правового регулирования (“как?”) нормы делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы права - это строго обязательные для исполнения нормы права, которые содержат властные предписания, не допускающие никакой иной трактовки и отступлений от их требований (“Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, иначе, как в случае и в порядке, установленных законом” (п. 1 ст. 22 ГК РФ).
Диспозитивные нормы права - это нормы права, предоставляющие субъектам возможность по своему усмотрению решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей в рамках общих требований закона, зафиксированных в данных нормах (“если иное не предусмотрено законом или договором”). Наиболее наглядно диспозитивные нормы проявляются в гражданском, трудовом и договорном праве. Например: “Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования” (ч. 2 ст. 273 ГК РФ).
Поощрительные нормы - предписания о представлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения субъектов права за активную общественно полезную деятельность (нормативные положения об орденах, медалях, премиях).
Рекомендательные нормы - устанавливают варианты и стили наиболее желательного с точки зрения общества и государства регулирования общественных отношений (наименьшая свобода предпринимательства, освобождены многие сферы государственной опеки и рекомендованы вместо императивных).
По предмету правового регулирования (“что?”) бывают нормы конституционного права, административного права, уголовного, гражданского и многих других отраслей права. Их объединяет качественная однородность регулируемых общественных отношений, они в своей совокупности и составляют содержание соответствующей отрасли права.
По степени полноты изложения нормы делятся на бланкетные и отсылочные нормы.
Бланкетные нормы права - это нормы права, действие которых основывается на содержании специальных норм и правил, зачастую технико-правового характера, закрепленных в иных источниках (технических правил, правил техники безопасности и многие др.).
В частности к бланкетным нормам относятся: нарушение правил несения боевого дежурства, обеспечивающего территориальную безопасность государства (ст. 340 УК РФ), нарушение правил несения пограничной службы (ст. 431 УК), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергии (ст. 215 УК РФ), незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220 УК РФ), перевозка, сбыт, хранение, ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) и др.
Отсылочные нормы права это такие нормы права, которые непосредственно указывают на другие правовые нормы этого же нормативно-правового акта, как на условие своего действия.
По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов есть нормы абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.
Абсолютно-определенные нормы - это нормы, в которых в данных нормах условия и права звучат категорично и исчерпывающие (например, предписания в уголовно-процессуальном кодексе об удалении из зала судебных заседаний свидетелей, находящихся до их допроса).
Относительно-определенные нормы не столь категоричны в своих предписаниях и предоставляют субъектам права определенную свободу выбора того или иного варианта поведения.
Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов поведения, условий действий.
По степени распространенности требований в отношении определенных субъектов: общие и специальные.
Общие нормы права - это нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной территории (местности) государства.
Специальные нормы права - это нормы права, действующие в отношении определенной категории лиц.

Являются сложными и многогранными. Без надлежащего регулирования они быстро выйдут из-под контроля. Задача государства создать такие условия, в которых каждый мог бы беспрепятственно реализовывать свои права. Структура правовых отношений устроена непросто. В основе ее лежат правовые нормы, которые приняты для различных целей.

Что такое норма определенное правило, содержащееся в предписании компетентного органа. За невыполнение ее могут наступить санкции со стороны государства.

Виды юридических норм различны. Существует несколько оснований классификации.

Виды правовых норм

Их различают по В данном случае они могут исходить от самого государства либо же от гражданского общества. В первом случае их создают представители власти, во втором - обычные люди (например, жители сельского поселения на сходе или жители всей России на референдуме).

Виды правовых норм могут быть разграничены и на основании социального назначения, а также по той роли, которая им отведена в конкретной правовой системе. В данном случае они могут быть:

Регулятивными;

Учредительными;

Обеспечительными;

Дефинитивными;

Оперативными;

Коллизионными;

Охранительными.

Учредительные правовые нормы представляют собой исходные начала всего правового регулирования любых общественных отношений, пределов действия государства, правового положения людей. Они закрепляют основы социального, а также экономического устройства страны, выступают гарантом свобод и прав людей. Они закреплены в Конституции, законах и кодексах.

Охранительные виды правовых норм связаны с мерами государственного принуждения. Имеются в виду те, которые наступают вследствие нарушения каких-то запретов. Они не только устанавливают определенный порядок но и условия, а также порядок освобождения от него.

В обеспечительных нормах содержатся предписания, которые выступают своеобразным гарантом того, что в процессе правового регулирования будут учтены все субъективные обязанности и права. Их социальная ценность будет действительно велика только в том случае, если они используются правильно.

В входят предложения программного характера, которые определяют задачи и цели правового регулирования каких-либо отдельных видов общественных отношений. Они содержат нормативные объявления.

При помощи устраняются противоречия, которые периодически возникают между правовыми предписаниями. Все правовые нормы находятся в подчинении вышестоящим. Ничто не может противоречить нормам Конституции.

Оперативные связаны с датой вступления новых НПА в законную силу.

Существуют и другие виды правовых норм. Различают таковые, относящиеся к конституционному, уголовному, трудовому или иному праву. Все это нормы отраслей права. В свою очередь они могут делиться на процессуальные и материальные. Последние содержат определенные правила поведения, процессуальные - основа проведения процедуры применения данных правил.

Правовые нормы могут быть диспозитивными, рекомендательными или императивными. В данном случае деление основывается на методах правового регулирования. Характер императивных норм - сугубо властный, отклонения являются недопустимыми. Диспозитивные виды правовых норм автономны - они предоставляют определенный выбор. Рекомендательные же устанавливают правила желательного поведения.

Напоследок отметим, что нормы могут быть:

Общего действия:

Ограниченного действия;

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина
Обществознание. 7 класс

Дорогие ребята!

В 5 и 6 классах вы уже начали изучать курс, который называется «Обществознание». В 7 классе вам предстоит продолжить его и познакомиться с социальными нормами (хотя ранее мы уже немного изучали некоторые из них – обычаи, нравственные и правовые нормы). Социальные нормы – это регуляторы поведения людей в обществе. Их необходимо соблюдать в жизни, знать и уважать, уметь оценивать своё поведение в различных ситуациях, а также поступки других людей с нравственно-правовых позиций. Вы подробно познакомитесь с правовыми нормами, которые призваны защищать права и свободы человека и ребёнка. А для этого надо знать, какие права имеют дети, где, в каких документах они зафиксированы и кто сможет помочь и защитить вас в трудной ситуации.

Вы познакомитесь с правоохранительными органами, которые стоят на страже интересов граждан Российской Федерации. Это суд, прокуратура, полиция.

Эти знания пригодятся вам не только сейчас, когда вы учитесь в школе, но и когда станете взрослыми. Ведь от того, какими вырастете вы, сегодняшние дети, зависит будущее нашей планеты.

Знание прав ребёнка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищённым, свободным, способным приносить пользу себе и обществу.

Как работать с учебником

Прежде всего вам надо прочитать и изучить материал параграфа. Наиболее важные слова и понятия выделены в тексте полужирным шрифтом или курсивом. Проверить и укрепить свои знания вы сможете, выполняя самостоятельно дома или коллективно на уроке задания следующих рубрик, приведённых в конце каждого параграфа.

Вопросы и задания к параграфу. Здесь необходимо ответить на вопросы, привести примеры из жизни, сравнить понятия, вспомнив пройденный ранее материал, а также составить небольшие таблицы.

Обсудите на уроке. В этой рубрике приведены высказывания известных писателей, политиков, афоризмы, пословицы. Вы должны высказать своё мнение, сделать выводы, сказать, согласны ли вы с автором или нет, задать вопросы одноклассникам.

Дайте собственные определения. Здесь вам необходимо самим сформулировать определения приведённых понятий. Если надо, используйте для этого словари, дополнительную литературу и ресурсы Интернета.

Задания для самостоятельной работы. Вам необходимо самостоятельно дома ответить на вопросы, выполнить задания или тесты.

Размышляем над пройденным. В этой рубрике содержатся обобщающие вопросы и задания по пройденной теме, требующие коллективного обсуждения.

Проектная деятельность. Вы должны самостоятельно подготовить небольшой проект по предложенной теме, можно также написать эссе или сделать выступление по данному вопросу.

Словарь урока. Здесь вы найдёте определения важных понятий, которые не были освещены в тексте параграфа.

Звёздочкой (*) отмечены наиболее сложные вопросы и задания.

Для закрепления материала и контроля знаний в учебник вошли также пять практикумов.

С целью самооценки полученных знаний по пройденной теме вы можете проверить свои ответы по теоретическому материалу параграфа или прибегая к дополнительной литературе и интернет-ресурсам. Выявив наиболее трудные для понимания вопросы, следует разобраться в них на уроке в дискуссии с одноклассниками и преподавателем или дома, привлекая родителей. Это даст вам возможность полноценно усвоить сложный материал, чтобы потом использовать свои знания на практике.

Желаем вам успеха.

Глава I. Регулирование поведения людей в обществе

§ 1. Роль социальных норм в жизни общества

Задача урока. Уметь объяснять понятия: деловые нормы, нормы, обычаи, политические нормы, ритуалы, социальные нормы, традиции .


Мы живём в обществе, постоянно вступаем в различные отношения между собой – дома, в школе, на работе, в транспорте, магазине. Отношения между людьми и между социальными группами называются общественными . Но в процессе своей деятельности человек имеет отношения и с объектами природы. Несмотря на то что все отношения, в которые вступает человек, многообразны и очень различны, их можно классифицировать и определить, какое поведение людей является нормальным.

Таким образом, мы подошли к понятию «норма», в переводе с латинского оно означает «руководящее начало, правило, образец». Нормы, которые используют люди, исходя из разных объектов отношений, можно разделить на две группы: 1) связанные с общественными отношениями – социальные нормы ; 2) связанные с материальными объектаминесоциальные нормы . Вторые, в свою очередь, делятся на технические (связанные с техникой и технологией) и естественные (например, биологические, физиологические, санитарно-гигиенические). Несоблюдение этих норм может вызвать ответные негативные последствия, влияющие на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Социальные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми и социальными группами, которые складываются в различных сферах жизни общества. Интересы отдельных личностей и социальных групп часто бывают противоречивы, что приводит к их столкновению. Поэтому общество регулирует поведение людей с помощью социальных норм – образцов и стандартов поведения, учитывающих интересы всех сторон.



Выделяют следующие виды социальных норм.



Несмотря на такое разнообразие видов социальных норм, все они имеют общие признаки.



Самыми первыми возникли нормы обычаев . (Мы с вами уже подробно проходили их в 5 и 6 классах.) К нормам обычаев можно отнести ритуалы, обряды, обычаи, традиции и даже мифы. Чем же они отличаются друг от друга?



Ритуалы возникли в первобытном обществе. Вспомните историю Древнего мира, как провожали на охоту мужчин и встречали их с добычей, как ритуальными танцами и действиями отмечали все наиболее важные события в жизни племени. Ритуалы сопровождали всю жизнь первобытных людей. Ритуал – это правило поведения, имеющее чётко определённую внешнюю форму символического поведения. Например, сейчас это церемонии, дипломатический этикет.

Затем стали выделяться обряды – тоже символические традиционные действия, сопровождавшие наиболее значимые моменты в жизни человека, но, в отличие от ритуалов, влиявшие на психику человека с целью воспитания. Это обряды погребения, свадьбы, календарные обряды – праздники.

Позже начинают складываться обычаи – это исторически сложившийся способ поведения людей в обществе в определённых ситуациях. Обычаи регулировали практически все стороны жизни людей первобытного общества.

Одним из видов норм обычаев являются традиции . Это идеи, ценности и формы поведения людей, т. е. элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению. Они действуют во всех сферах жизни общества.

На складывание норм поведения в обществе могут влиять и мифы , содержащие сказочные и былинные образы. На их примерах люди осознают, что есть добро, а что зло, понимают, что можно делать, а чего нельзя. Об этом мы можем судить по легендам и мифам Древней Греции, былинам Древней Руси, которые вы проходили на уроках истории, мировой художественной культуры, литературы. Вспомните, какими высокими качествами были наделены былинные богатыри.


В. М. Васнецов. Богатырский скок


В эпоху первобытности возникли также религиозные нормы . Сначала люди обожествляли силы природы, верили в языческих богов. С появлением современных религий – христианства, ислама, буддизма, иудаизма – складываются религиозные нормы поведения людей. Они содержатся в священных книгах – Библии, Коране, Торе или устанавливаются и поддерживаются церковью. Для верующих очень важно соблюдение религиозных норм, которые предъявляются к повседневной жизни человека.

Особо значимую роль в регулировании поведения людей в различных сферах жизни общества играют моральные нормы . Они возникли в древности и отражали моральные убеждения и оценки разных народов в разные периоды истории. Нормы морали – это правила поведения людей, которые регулируют общественные отношения с позиции нравственности. Они сложились из представлений людей о добре и зле, правильном и неправильном, справедливости и лжи. Внутреннее убеждение и общественное мнение – регуляторы общественных норм. (Подробнее о нормах морали см. в § 2, 3, 4 учебника.)

Правовые нормы появляются и начинают развиваться вместе с государством (вспомните историю Древнего мира). Они регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в государстве (осуществление государственной власти, права и свободы граждан, труд, собирание налогов, собственность, социальная защита, внешнеполитическая деятельность, ответственность за совершение преступления и др.). Поэтому правовые нормы являются самыми значимыми в системе социальных норм. Соблюдение этих правил, в отличие от всех остальных, поддерживается силой государственного принуждения.

Правовые нормы, являясь составной частью системы социальных норм, не должны им противоречить. (Подробнее о правовых нормах см. в § 7 учебника.)

Нормы гражданских отношений составляют предмет гражданского права. Они могут быть как имущественными, т. е. возникать по поводу конкретного имущества, товара, так и неимущественными, например по поводу соблюдения права на жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность частной жизни человека.

В гражданские отношения вступают не только граждане, но и организации, предприятия, органы местного самоуправления и т. д.

Нормы экономических отношений – это правила поведения людей, которые складываются по поводу отношений собственности, производства, обмена, распределения и перераспределения товаров, услуг и др. Они включают деловые (корпоративные) нормы – правила поведения, которые складываются в повседневной деятельности людей в организации, фирме, на предприятии. Деловые нормы отражают сложившийся порядок поведения сотрудников, носят ограниченный, локальный характер и поддерживаются членами организации.

Некоторые учёные выделяют в системе социальных норм политические, экономические и культурные нормы.

Нормы политических отношений – это правила поведения людей, складывающиеся в политической сфере. Они возникли в результате развития политической деятельности и борьбы за власть разных партий и их лидеров. Данные нормы регулируют отношения между людьми, социальными группами, партиями, имеющими свои политические интересы, которые направлены на завоевание, использование и удержание государственной власти, а также на привлечение как можно большего количества сторонников своей политической деятельности.

Нормы культурных отношений включают этические и эстетические нормы. К этическим нормам можно отнести правила поведения, которые находят внешнее проявление в отношении к окружающим людям (манеры поведения, обращение, приветствие, наконец, одежда). Эстетические нормы складываются в отношении людей к прекрасному в любом его проявлении (например, к изобразительному искусству, литературе, кино, театру и др.) и безобразному. Об эстетическом развитии человека говорит наличие или отсутствие у него вкуса, понимания идеала красоты в обществе (хотя в разные периоды истории и в разных странах он был разным).

Таким образом, все социальные нормы, сложившиеся и действующие в обществе, являют собой свод правил человеческого общения . Они складывались исторически, прошли длительный путь развития, отражают общественные устои, обусловлены условиями, существующими в обществе, – политическими, социальными, бытовыми и др. В них получили закрепление необходимые и важные для общества отношения.

Межнациональные отношения – это отношения между отдельными народами. Они охватывают все сферы жизни общества. Отношения между государствами – международные отношения . Нормы международного права являются обязательными для исполнения.

* * *

1. Что означает слово «норма»? Какие выделяют нормы и что они регулируют?

2. Дайте определение понятия «социальные нормы».

3. Каковы общие признаки социальных норм?

4. Классифицируйте социальные нормы по видам. Охарактеризуйте их кратко.

5*. Используя свои знания по истории Древнего мира и ресурсы Интернета, расскажите о нормах обычаев. Приведите примеры.

6. Что такое моральные нормы и какие отношения они регулируют? Приведите примеры из жизни.

7. Что регулируют деловые (корпоративные) нормы?


Обсудите на уроке

Л учшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер ).

Д ревний обычай имеет силу закона (В. Максим, мыслитель ).

Б ез религии не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же как без корня не может быть настоящего растения (Л. Н. Толстой, русский писатель ).


Обычай. Ритуал. Традиция.


Прочитайте высказывание и ответьте на вопросы.

Американские индейцы никогда не подчинялись никаким законам, никакой власти или тени какого-либо правительства. Их единственный руководитель – это обычай и то нравственное сознание добра и зла, которое… в каждом человеке составляет часть его природы. Поступки, нарушающие то, что считается между ними должным, наказываются презрением и исключением из общества; в случаях же более важных, как грабеж, убийство, наказание предоставляется тем лицам, которые пострадали. Как ни кажутся несовершенны эти способы наказания, преступления очень редки между ними.

(Т. Джефферсон, американский государственный деятель)

1. Чему подчинялись американские индейцы? Какие наказания у них существовали?

2. Каким этапам развития общества свойственно регулирование всей жизни людей посредством обычаев? Обоснуйте свой ответ.


Размышляем над пройденным

1. Сравните ритуалы, обряды и обычаи. В чём их сходство и различия?

2*. Что такое религиозные нормы? Когда и почему они возникли? Существуют ли они в наше время? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, приведите примеры из жизни.

3. Каковы функции деловых (корпоративных) норм?

4. Зачем существуют политические нормы?

5. Каковы значение и место правовых норм в системе социальных норм?


Проектная деятельность

Роль социальных норм в обществе.


Словарь урока

Библия, Коран, Тора – священные книги христиан, мусульман, иудеев.

Норма – узаконенное установление; порядок, признанный обязательным; общие для всех правила.

§ 2. Что главное в человеке?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: аморальное поведение, добро, зло, мораль (нравственность) .


Многие люди пытались ответить на вопрос, вынесенный в заголовок параграфа. Вопрос, как мы убедились, непростой. Что предпочесть? Ум, силу, смелость, красоту, деловую сметку? А может быть, талант? Или здоровье, юмор, уверенность, надёжность? Долго можно перебирать хорошие качества. Но как же быть с главным, самым ценным?

Некоторые из вас, наверное, убеждены, что главное в человеке – это доброта, стремление делать добро . И они не ошиблись. Но, может быть, не все с этим согласны? Давайте разберёмся, что такое добро и доброта.

Расскажем для примера невыдуманную историю. Олег не сразу стал воровать. Путь к преступлению был долгим и мучительным. Несчастное детство, семья, где отец и мать сильно пили. Лишь больная бабушка присматривала за ним, но она вскоре умерла. Может быть, память о ней, доброй, заботливой и ласковой, помогла ему в жизни?..

Подростком Олег попал в уличную компанию. Научился драться, курить, начал пить вино. Тон в компании задавали те, у кого были взрослые покровители. Они присматривались и к остальным ребятам, иногда давали им какие-то поручения.

Дошла очередь и до Олега. Великовозрастный «авторитет» велел ему «помочь в одном деле» – в краже. Олег должен был «стоять на атасе», прикрывать преступников. Первое преступление сошло с рук, но на втором он попался. Потом были суды, колонии – сначала для несовершеннолетних, позже для взрослых преступников. Олег стал вором, циничным и озлобленным на весь белый свет, не верящим в добро и милосердие.

Однажды он пошёл на очередное «дело». В доме на окраине городка жила пожилая женщина с дочерью. Одевались они неплохо, и Олег решил, что здесь есть чем поживиться. Ночью он проник в дом через чердак. Был уверен, что там никого нет. Но ошибся… Неожиданно зажёгся свет, и пожилая женщина в ужасе замерла у двери.



А дальше случилось то, что изменило всю его жизнь. Опомнившись, женщина предложила ему… поужинать, подогрела чай: «Я вижу: вы голодны». Потом попросила: «Пожалуйста, возьмите всё моё, не трогайте только то, что я купила дочери. Она у меня очень больна». Они разговорились. Вера Ивановна рассказала о своей жизни. Олег, удивляясь самому себе, выложил всё о своём детстве и отрочестве. Что-то родное почудилось ему в этой доброй женщине. Он вспомнил о бабушке – о самом светлом, что было в его жизни.

Неожиданно нагрянула полиция. Потом он узнал, что это кто-то из «своих» «продал» его. Но Вера Ивановна повела себя странно. Олег, по её словам, пришёл к ней в гости по её приглашению: «Это абсолютно порядочный, достойный молодой человек». «Да он же вор, – сказал командир группы захвата. – Мы совершенно точно знаем, что он хотел вас обворовать». Но Вера Ивановна стояла на своём, и оперативникам пришлось отпустить Олега: «не пойман – не вор».

Всё перевернулось в душе молодого человека под влиянием необъяснимо доброго поступка женщины. Что-то сломалось в созданной им жестокой, страшной картине мира. Он стал приходить к ней в гости. Помогал, чем мог. Вскоре заболел, и Вера Ивановна выхаживала его, как родного сына.

Олег забыл о своей преступной «профессии». Но не мог забыть таких же, каким был сам, брошенных семьёй и обществом подростков. Пошёл учиться в педагогический институт. Сейчас он работает директором интерната для трудных детей…

А вот другая история. Согласно библейским сказаниям, первыми людьми на Земле были Адам и Ева. У них было два сына. Старшего звали Каин, а младшего Авель. О случившемся с ними существуют разные предания. Одно из них таково.

Каин был злой, жестокий и очень завистливый. Даже птицам завидовал, что умеют летать. Авель же был добрый, ласковый. Он играл на свирели и пел песни. Это были первые песни на Земле.

Однажды холодной ночью братья решили разжечь костёр. Каин, как ни старался, зажечь хворост не смог. Не слушался огонь злых Каиновых рук. Авель же добрыми своими руками быстро зажёг огонь. Тепло стало, весело.

Позавидовал Каин брату своему, взял камень и убил его. В страхе убежал Каин с места преступления. Идёт по лесу, а деревья шепчут: «Каин, где брат твой Авель?» Бежит под звёздами, а звёзды звенят: «Каин, где брат твой Авель?» И птицы кричат о том же.



«Разве я сторож брату своему?» – с вызовом ответил Каин. Но он уже понял, что не уйти ему от ответа, от возмездия за содеянное зло.

Так и случилось: люди возненавидели Каина. Его имя стало олицетворением зла, зависти, ненависти. Злого, жестокого, завистливого человека люди называют Каином. Убийство – каиновым грехом.

Вы слышали слова «мораль», «нравственность»? Они близки по смыслу. Мораль (от лат. «нравы, обычаи, поведение») – это представления о нравах, нормах достойного поведения. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах жизни. Моральные нормы действуют в результате привычки, внутренних побуждений. Они исполняются не по принуждению, а под влиянием совести человека, общественного мнения, а также оценки поведения индивида со стороны общества. Людей, соблюдающих эти нормы, называют нравственными . Поведение тех, кто лжёт, грубит, обманывает, т. е. преступает моральные нормы, признают аморальным (безнравственным).

Каин был аморален, стал преступником, убийцей, злодеем. Вера Ивановна поступила не просто хорошо, а нравственно, добродетельно.

Добро и зло были и будут главными, основными понятиями морали (нравственности). О том, что такое добро и зло, с древнейших времён размышляли писатели, учёные и философы. Этот вопрос рано или поздно встаёт перед каждым человеком, думающим о смысле жизни, о своём предназначении. Попытаемся ответить на него и мы.

Всё, что помогает человеку, природе, жизни, идёт им на пользу, – это добро . Всё, что вредит человеку, природе, жизни, есть зло .

Высшие проявления добра – мир и любовь. Крайние проявления зла – война, убийство, ненависть, насилие, предательство. В языках многих народов приветствие при встрече звучит так: «Мир вам! Мир вашему дому!» Это далеко не случайно. Мир и любовь – начало всех начал. Без любви нет ни красоты, ни разума, ни людей. Где любовь, там совесть, долг, справедливость, милосердие. Там – добро.

Добро в конечном счёте всегда оказывается выше и сильнее зла. Так считают мудрецы.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Какое качество является, по мнению автора, самым ценным в человеке? Согласны ли вы с ним? Поясните свой ответ.

2. Почему Олег, герой невыдуманной истории, стал добрым человеком?

3. Что такое мораль (нравственность)? Какую роль она играет в жизни человека и общества?

4. Что такое добро? Приведите примеры из жизни, кинофильмов, литературных произведений. Что такое зло? Каковы главные проявления добра и зла?

5. Что означает слово «нравственный»?

6*. Сформулируйте определение понятия «аморальное поведение». Приведите примеры из жизни.


Обсудите на уроке

Д обро – не наука, оно действие (Р. Роллан, французский писатель ).

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью (Д. С. Лихачёв, российский филолог, литературовед ).

В ажны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела.

У пражняться в совершении добрых дел нужно одному. Вот почему люди сами становятся добрыми. Чтобы творить зло, нужно находиться в сговоре. Вот почему грабитель всегда берёт себе сообщника (древнекитайская мудрость ).

Н икогда не отчаивайтесь – даже в самом, казалось бы, безнадёжном положении. Даже если совершили очень дурное дело. Человек всегда может сделаться лучше, если очень захочет.

В отношениях с людьми не нужно быть слишком придирчивым. Добро и зло, учёность и невежество надо принимать равнодушно (древнекитайская мудрость ).

П ривычку никогда нельзя признать добром, даже и привычку к хорошим поступкам. Хорошее, благодаря ей, перестаёт быть добродетелью.

Д обро только то, что добывается усилием (И. Кант, немецкий философ ).

Н и один злой человек не бывает счастлив (Ювенал, римский поэт ).


Дайте собственные определения

Добро. Зло.


Задания для самостоятельной работы

1. Объясните, есть ли добро в следующих событиях. Выберите правильный ответ из четырёх:

1) мальчик солгал другу;

2) скатившийся с горы камень убил овцу;

3) человек простил ударившего его хулигана;

4) супруги, чтобы получить квартиру большей площади, взяли из детдома ребёнка и усыновили его.

2. Прочитайте притчу болгарского писателя X. Пелитева. Оцените поступки голубя и змеи с точки зрения добра и зла.

Высиживая птенцов, голубь ненароком выпихнул одно яичко из гнезда, и оно упало на траву. Неподалёку оказалась змея – она мигом высосала яйцо. Рассердился голубь и решил отомстить ей. Улучив момент, он полетел к змеиной кладке и утащил одно яйцо. «Пусть теперь помучается, как я когда-то!» – сказал голубь. Отнёс змеиное яйцо в гнездо, положил рядом с голубиным и стал согревать их теплом своего тела.

Размышляем над пройденным

1. Вспомните прочитанные и услышанные сказки. Образы каких существ олицетворяют в них добро? Зло? А в библейских мифах?

2. Способны ли вы пожалеть попавшего в беду совершенно незнакомого человека? Почему? Были ли такие случаи у вас?

3. Писатель К. Г. Паустовский утверждал, что человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Каких качеств вам пока не хватает?

4. У таланта, способностей есть предел. Есть ли предел у добра?

5*. Почему доброму человеку жить труднее, чем злому? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры из жизни.


Проектная деятельность

Сможет ли добро окончательно победить зло?


Словарь урока

Аморальное поведение – поведение человека, нарушающее общепринятые моральные нормы и устои, существующие в обществе, игнорирующее общественное мнение.

Мораль – нравственность, система правил, норм и ценностных представлений, регулирующих поведение человека в обществе.

Нравственный – соблюдающий нормы поведения человека в обществе, выполняющий требования морали; характеристика, относящаяся к внутренней, духовной жизни человека.

Случайные статьи

Вверх