Не является мерой ответственности административное правонарушение. Правовое регулирование экономических отношений

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Органы исполнительной власти и их должностные лица управомочены законом применять меры административной ответственности. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом должностным лицом. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. В теории административного права меры административного...

  1. Понятие и виды мер административной ответственности.

Административная ответственность - разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности. Которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

Административная ответственность, форма юридической ответственности физических и юридических лиц, установленная законодательством для защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, а также порядка осуществления государственной власти.

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Органы исполнительной власти и их должностные лица управомочены законом применять меры административной ответственности. В отличие от уголовной ответственности, административная ответственность распространяется и на юридических лиц. Она имеет публичный характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель в служебном отношении не подчинен.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконным актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и так далее. Но этот момент не представляет особенности административной ответственности.

За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

Административные взыскания поменяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи).

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

Предупреждение;

Штраф;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного гражданину;

Исправительные работы;

Административный арест;

Административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

Дисквалификация.

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

В теории административного права меры административного принуждения классифицируются по следующим видам:

Меры административного предупреждения;

Меры административного пресечения;

Меры административной ответственности;

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Меры административного предупреждения представляют собой средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях предупреждения правонарушений либо в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности.

В свою очередь меры административного предупреждения подразделяются на две группы: меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, и меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности.

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность. Такими мерами являются, в частности, проверка документов, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки и др.

Меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности, включают в себя, в частности:

Установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

Введение карантина;

Принудительное выселение из домов, грозящих обвалом;

Меры противопожарной безопасности;

Технический осмотр транспортных средств и ряд других.

Все административно-предупредительные меры характеризуются отсутствием правонарушения как основания их применения и вины тех, в отношении кого они применяются. Основанием их применения является наступление особых, иногда чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, органы Госгортехнадзора России приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Далее в соответствии с действующим законодательством органы санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать в силу как правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности, к ним относятся:

А) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание, доставление в милицию и др.);

Б) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охот ничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

В) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

Г) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

Д) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

Е) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление (аннулирование) действия лицензии и др.);

Ж) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.

К мерам административного принуждения относятся меры административной ответственности*(121), которые определены КоАП и под которыми следует понимать меры наказания, назначаемые в соответствии с КоАП за совершение административных правонарушений. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32622. Аналіз схем двосторонніх станцій с послідовним розташуванням основних парків. Описати системи гіркової автоматики 216.5 KB
Для комплексної механізації і автоматизації процесу сортування вагонів сортувальні гірки обладнуються локальними системами автоматики ГАЦ ГПЗУ АРС АЗСР ТГЛ пристроями звязку телебачення сигналізації. Під час роботи в маршрутному режимі оператор натисканням кнопки яка відповідає номеру підгіркової колії встановлює маршрут для кожного відчепу перед розпуском його з гірки. Система АСУ РСГ дозволяє регулювати швидкість насуву і розпуску составів швидкість руху відчепів з гірки керувати маршрутами руху відчепів з контролем...
32623. Докладно описати такі питання: визначення спеціальної вантажної станції, спеціалізація спеціальних вантажних станцій,основні операції,які виконують на спеціалізованих вантажних станціях 677.5 KB
Докладно описати такі питання: визначення спеціальної вантажної станції спеціалізація спеціальних вантажних станційосновні операціїякі виконують на спеціалізованих вантажних станціях. Спеціалізовані вантажні станції це вантажні станції що будуються в пунктах масової переробки однорідних вантажів і забезпечують ритмічність і потоковість обробки масових вантажів і прискорену обробку рухомого складу на станції ефективне використання вантажнорозвантажувальних механізмів і скорочення обсягу роботи сортувальних станцій за рахунок формування...
32624. Дати технічну характеристику колієпроводів 992.5 KB
Минимальная длина путепроводной развязки в плане определяется в зависимости от радиуса кривой и угла пересечения. Рис 1 К расчету путепроводной развязки в плане. Длина путепроводной развязки в плане должна быть не менее длины развязки в профиле Lnл Lпp Длина путепроводной развязки в профиле зависит от характера подходов. Минимальная длина развязки в профиле: Lпр=lпод0.
32625. Особливості проектування вузлових дільничних станцій (ВДС). Принципи розташування основних пристроїв на дільничних станціях 98 KB
Докладно описати такі питання: особливості проектування вузлових дільничних станцій ВДС; принципи розташування основних пристроїв на дільничних станціях; розрахунок числа приймальновідправних колій на ВДС При проектировании УУС следует выполнять такие требования: 1 на подходах к станции должны предусматриваться развязки маршрутов в одном или в разных уровнях; 2 расположение главных путей на подходах к станции конструкции горловин должны обеспечивать одновременный прием и отправление поездов со...
32626. Описати принципи і особливості проектування залізничних вузлів великих і столичних міст 559.5 KB
В генеральной схеме развития узла особенно тщательно должна быть проработана охрана окружающей среды бережного отношения к природным ресурсам минимального использования земель и угодий ценных для других отраслей хозяйства отдыха населения и дальнейшего развития жилищного строительства. При проектировании железнодорожных узлов необходимо руководствоваться следующими принципами: общая эффективность комплексная оптимизация концентрация децентрализация специализация сохранение равновесия и пропорциональности развития отдельных...
32627. Описати принцип роботи системи КГМ-РИЗТ, а також основні системні задачі комплексу, основні достоїнства та недоліки 2.91 MB
ВАГОННЫЙ ЗАМЕДЛИТЕЛЬ КЛЕЩЕВИДНОНАЖИМНОЙ ПОДЪЕМНЫЙ КНП5 Клещевиднонажимной подъемный двухрельсовый пневматический вагонный замедлитель используется преимущественно на спускной части сортировочных горок при новом строительстве и модернизации. Вагонный замедлитель КНП5 изготавливается пятизвенным шестисекционным. Вагонный замедлитель может имев следующие положения: отторможенное тормозная система занимает нижнее положение. Через вагонный замедлитель может пропускаться ся весь габаритный подвижной состав вагонного и локомотивного...
32629. Докладно описати порядок виконання конструктивних і технологічних розрахунків сортувальних гірок на сортувальних станціях 238.5 KB
До технологічних розрахунків відносяться: переробчу спроможність гірки Nпер; технологічний гірковий інтервал tгор; продовжуваність цикла Тц; кількість вагонів які формуються через гірку у кожному циклі Вфц. Для передачі у предгірковий парк в обхід гірки на гірках повишеної потужності проектують дві обвідні колії. На гірках великої потужності проектуються двітри колії насуву дві спускних і дві колії в обхід гірки.
32630. Пассажирский комплекс 679 KB
Пассажирский комплекс это коплекс станций ПС и ПТС предназначенный для обслуживания пассажиров и пассажирских поездов всех категорий в том числе и пригородных. ПТС оборудована всеми устройствами для экипировки и ремонта подвижного состава: вагоноремонтные и экипировочные депо с ремонтными цехами и отделениями пункты технического осмотра ПТО специальные мастерские вагономоечные машины системы электровоздуховодоснабжения склад топлива пути и устройства для газовой обработки составов и т. Обоснование размещения станций в...

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания применяются в следующих целях:

  • 1) наказание виновных;
  • 2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;
  • 3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона.

Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие) .

Все административные взыскания делятся на три группы:

  • 1. Взыскания морального характера:
    • - предупреждение.
  • 2. Денежные и имущественные взыскания:
    • - штраф;
    • - конфискация;
    • - возмездное изъятие.
  • 3. Взыскания, обращенные на личность правонарушителя:
    • - исправительные работы;
    • - административный арест;
    • - временное лишение специальных прав.

Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки:

  • 1) они носят наказательный характер, в отличие от предупредительных мер и мер пресечения;
  • 2) они устанавливаются широким кругом органов;
  • 3) применение административного взыскания влечет юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

Система мер административного взыскания включает в себя различные по своему характеру и тяжести санкции. Это позволяет при назначении наказания учесть личность правонарушителя, его имущественное положение, степень общественной опасности совершенного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административные взыскания налагаются путем издания специальных индивидуальных актов.

Административные взыскания делятся на:

  • 1. Единовременные;
  • 2. Длящиеся.

К единовременным относятся:

  • - штраф;
  • - предупреждение;
  • - конфискация;
  • - возмездное изъятие.

К длящимся относятся:

  • - административный арест;
  • - лишение специальных прав;
  • - исправительные работы.

Кроме того, административные взыскания делятся на:

  • 1. Основные;
  • 2. Дополнительные.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест относятся к основным.

Конфискация и возмездное изъятие могут быть основными и дополнительными.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное или одно основное и одно дополнительное взыскание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1 . Понятие и общая характеристика административной ответстве н ности

1.1 Принципы административной ответственности

1.2 Признаки административной ответственности

2 . Меры административной ответственности

2.1 Понятие и состав административного правонарушения

2.2 Виды административного наказания

3 . Освобождение и ограничение административной ответственности

Заключение

Список используемых источников

Введение

Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения. Институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности. Он имеет свои признаки, свой специфический состав и вместе с тем общие черты с другими видами ответственности. Особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений.

Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время административное право пронизывает все сферы жизни человека.

В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации.

Целью работы является рассмотрение сущности и механизма реализации административной ответственности. Для более полного раскрытия поставленной цели необходимо определить ряд задач:

Раскрыть понятие и сущность административной ответственности;

Рассмотреть принципы административной ответственности, ее законодательные основы.

1.Понятие и общая характеристика административной ответственности

В Кодексе об административных правонарушениях не дается законодательного определения административной ответственности. В учебной литературе встречается много различных определений административной ответственности, я решил выбрать для своей курсовой работы следующую дефиницию, поскольку, на мой взгляд, она наиболее полно раскрывает сущность понятия: Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности. Ей присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти Бахрах Д.Н, Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. -- 3-е изд., пересмотр, и доп. -- М.: Норма, 2007. -- с. 538..

Институт административной ответственности важен не только для административного права, Через данный институт реализуются нормы различных отраслей права (административного, финансового, трудового и т.д.), поэтому круг нормативных актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП) является главным источником в области регулирования производства по делам об административных правонарушениях, так как:

Во-первых, это самый большой по объему акт, регулирующий административную ответственность;

Во-вторых, он регулирует общие вопросы ответственности: систему взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.;

В-третьих, во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулированы какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими положениями КоАП РФ ст. 289 Таможенного кодекса РФ.

Начиная с 1990 года, число источников нормативной основы административной ответственности стало резко увеличиваться. Среди них следует назвать, прежде всего: Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Земельный, Водный, Лесной кодексы.

Статья 72 Конституции РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

На федеральном уровне главным источником норм об административной ответственности становится КоАП РФ, а на уровне субъектов РФ - их собственные законы в указанной области, принятые в соответствии с названным Кодексом.

В общей части Кодекса определяются общие положения и основные принципы законодательства об административных правонарушениях, в Особенной ее части даются составы административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение. Составляющей частью структуры Кодекса являются административно-процессуальные нормы, устанавливающие круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания, процедуру привлечения к административной ответственности и исполнение постановлений о наложении административных взысканий. В КоАП РФ четко проведены общие разграничительные линии компетенции РФ и субъектов РФ в области правотворчества об административных правонарушениях.

Так, к ведению Российской Федерации Кодекс относит: установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, определение перечня видов административных наказаний и правил их применения, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, определение порядка производства по делам об административных правонарушениях, а также установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и определение порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Соответственно к компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушения законов субъектов РФ. При этом, субъекты РФ должны руководствоваться общими положениями и принципами, установленными федеральным Кодексом, в том числе положениями, касающимися понятия административного правонарушения, форм вины физического и юридического лица, перечня видов административных наказаний, порядка наложения административных взысканий и т.д.

Таим образом, можно сделать вывод, что система источников административного права очень разветвлена. Легального определения административной ответственности законодательная база не дает, но анализируя КоАП и другие источники административного права, я пришел к выводу, что административная ответственность занимает одно из главенствующих мест в системен административного права. Далее я попробую более подробно рассмотреть данное понятие, через признаки и принципы, присущее данному виду юридической ответственности.

1.1 Принципы административной ответственности

Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;

наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

законность привлечения к административной ответственности;

справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;

своевременность ответственности, а также принцип целесообразности привлечения к административной ответственности.

И, наконец, повсеместно должен применяться принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.

Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев - бездействие).

Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ. Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правонарушении, а следовательно, и об ответственности за него. Наличие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов, а юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип никто недолжен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, например, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной и физического лица, непосредственно виновного в этом, -- к административной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России незадекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммерческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акционерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры декларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физическое лицо по ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, правонарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного правонарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особенной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуализация наказания - непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Иными словами, если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков - два месяца с их обнаружения (по отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год). Сроком давности ограничено также исполнение постановления о наложении административного наказания - один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

Целесообразность как принцип юридической ответственности - это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут использованы и не быть. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.Целесообразность как принцип административной ответственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом (ст. 2.9 КоАП РФ) юридической возможности для правоприменителя (судьи, органа или должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении) освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного проступка (т. е. по сути - при отсутствии назначения административного наказания) и ограничиться при этом устным замечанием.

Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реализация данного принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и административными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохранительной и правоприменительной деятельности уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц.

1.2 Признаки административной ответственности

Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности.

Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей. По своему содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой итоговый результат в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером деяния подвергается административному наказанию.

Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения.

2.Меры административной ответственности

2.1 Понятие и состав административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Ст. 2.1. КоАП РФ от 02.05.2015

Понятие административного правонарушения характеризует собой ряд признаков. Во-первых, это действие или бездействие, т.е. деяние;

во-вторых, деяние противоправное;

в-третьих, деяние виновное;

в-четвертых, деяние наказуемое.

Административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия, либо бездействия.

Действие - это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей. Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.,1999. С.317

Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. Только при наличии состава административного правонарушения, лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности. С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.

Как основание административной ответственности административное правонарушение содержит юридический состав, т.е. определенные элементы, только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного наказания. К юридическому составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, т.е. все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка. Непосредственные объекты конкретизируются применительно к конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума).

Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправный акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона правонарушения характеризует конкретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними.

Характеристика объективной стороны включает в себя способ, средства, время, место совершения административного правонарушения и другие имеющие значения для квалификации правонарушения обстоятельства.

В зависимости от объективной стороны юридические составы правонарушения подразделяются на формальные и материальные. Для норм с формальным составом для привлечения к ответственности необходим сам факт нарушения правовой нормы безотносительно от наступивших последствий (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения). Нормы с материальным составом включают в себя противоправное деяние и наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств, повлекшая причинение материального ущерба).

Согласно КоАП субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности в КоАП означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При применении статей КоАП к физическим и юридическим лицам необходимо иметь в виду, что, если в статьях КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

КоАП выделяются и специальные субъекты, привлечение которых к административной ответственности имеет существенные особенности.

Так, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Особенности административной ответственности устанавливаются также для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Субъективная сторона административного правонарушения включает вину правонарушителя, мотивы совершения правонарушения и его цель. Вина правонарушителя является основным элементом субъективной стороны административного правонарушения и выражается в форме умысла или неосторожности (применительно к физическим лицам).

Данное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относлось к ним безразлично.

Указанное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г

Исходя из этого, видно, что существует множество вариаций составов. Каждое правонарушение по сути своей уникально. Существуют случаи, когда КоАП отсылает нас к другим правовым актам, например, когда субъектом правонарушения является военнослужащий. Понимание сущности состава административного правонарушения, на мой взгляд, несет большое значение. Ведь от правильной классификации будет зависеть и мера наказания.

2.2 Виды административного наказания

административная ответственность наказание правонарушение

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст.2.3.КоАП РФ):

· Предупреждение

· Административный штраф

· Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

· Лишение специального права, предоставленного лицу

· Административный арест

· Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

· Дисквалификация

· Административное приостановление деятельности

· Обязательные работы

· Запрет на посещение и участие мест в спортивных соревнованиях

В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре административные наказания.

Административные наказания делятся на основные и дополнительные. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права и дисквалификация могут применяться только в качестве основных. Остальные административные наказания могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное наказание, либо одно основное и одно дополнительное. Одновременное применение двух дополнительных наказаний также недопустимо.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Применяется в основном к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Такая конструкция санкций характерна для многих незначительных административных правонарушений в области дорожного движения. Вместе с тем не допускается его применение вместо других административных наказаний, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкции соответствующей нормы.

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении исполнения.

Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от предупреждений (предписаний) уполномоченных органов с указанием допущенных нарушений или их последствий.

Административный штраф - административное наказание имущественного характера. Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указание размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафы, что позволяет при его наложении учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административный штраф предусмотрен Кодексом в качестве административного наказания практически за все виды административных правонарушений. Он может также устанавливаться законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискации подлежит не имущество нарушителя вообще, а лишь те предметы и орудия, с помощью которых совершилось административное правонарушение. Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей.

Лишение специального права - это лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права в течение определенного срока. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса.

В диспозициях статей Особенной части Кодекса, предусматривающих лишение специального права, прямо указывается на грубые нарушения соответствующих правил. Следует отметить, что повторное совершение однородного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Поэтому систематическое нарушение порядка пользования специальным правом обусловливает назначение наказания в виде лишения этого права.

Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.

Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам І и ІІ групп. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения указанными лицами административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов и от депортации, т.е. принудительной высылки иностранного гражданина или лица без гражданства из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания в Российской Федерации.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится органами и войсками пограничной службы и органами внутренних дел.

Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, на срок от шести месяцев до трех лет. КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной общественной вредностью и трудностью выявления таких административных правонарушений. Глава 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

3. Освобождение и ограничение административной ответственности

КоАП предусмотрено три основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. К таким основаниям относятся: крайняя необходимость (ст. 2.7), невменяемость (ст. 2.8), малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9).

Так, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, в соответствии с изложенным лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Анализируя понятие крайней необходимости, можно выделить три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

а) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. При этом опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

б) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

в) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий стоимость вреда предотвращенного и причиненногоАдминистративное право России/ Отв. ред. Попов Л.Л. М., 2010..

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

Давая понятие крайней необходимости, КоАП не конкретизирует, о каком лице идет речь. Вместе с тем представляется, что признание крайней необходимости возможно при совершении противоправного деяния как физическим, так и юридическим лицом.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Следует отметить, что в рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий невменяемости указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В КоАП указаны четыре такие формы:

а) хроническое психическое расстройство, т.е. когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.;

б) временное психическое расстройство кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением;

в) слабоумие дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным (олигофрения) или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях (деменция);

г) иное болезненное состояние психики различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) интеллектуальный момент, и руководить ими волевой момент.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, должен установить состояние невменяемости на момент совершения правонарушения. Для установления этого состояния назначается психиатрическая экспертиза

КоАП предусматривается возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Поскольку в данном случае в отличие от случаев крайней необходимости и невменяемости устанавливается не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

Освобождение от ответственности в данном случае связывается с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю в связи с совершенным правонарушением. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера воспитательного воздействия направлена на то, чтобы лицо, совершившее правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного.

Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.

Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что административная ответственность представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Цели и задачи данной курсовой работы считаю достигнутыми.

Список используемых источников

Конституция Российской Федерации

КоАП РФ от 02.05.2015

Таможенный кодекс РФ

Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - М., 2010.

Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.,1999.

Бахрах Д.Н, Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. -- 3-е изд., пересмотр, и доп. -- М.: Норма, 2007

Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2010

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Административная ответственность как необходимый стимулятор правомерного поведения. Принципы административной ответственности. Анализ видов административного наказания. Состав административного правонарушения и основания привлечения к ответственности.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Общее понятие, принципы, цели и функции административной ответственности. Юридическая сущность и признаки административного правонарушения. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Понятие, признаки, особенности административной ответственности как вида юридической ответственности. Понятие и состав правонарушения, виды, основания и порядок применения мер административного наказания. Административное приостановление деятельности.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2009

    Основные положения, определяющие сущность административного правонарушения: его понятие, принципы, состав, виды, особенности нормативно-правового регулирования. Признаки, определяющие содержание административного правонарушения, меры ответственности.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Особенности административной ответственности. Правовые акты исполнительной власти в РФ. Признаки административного правонарушения, общественной опасности деяния. Привлечение к административной ответственности, назначение административного наказания.

    дипломная работа , добавлен 02.03.2009

    Административная ответственность: понятие, характеристика, основные черты и законодательные основы. Основания административной ответственности. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    В процессе изучения поставлены задачи: дать развернутую характеристику административного правонарушения и ответственности, административного наказания, правила их наложения и пути освобождения от административной ответственности. Понятие и признаки.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2009

    Квалификационные признаки и общий состав административного правонарушения. Основные виды административной ответственности физических и юридических лиц. Сравнительный анализ видов государственной службы. Административная ответственность сотрудников МВД.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2015

    Понимание сущности административного правонарушения и характеристика его признаков. Состав административного правонарушения и его элементы. Основание административной ответственности. Особые условия привлечения к административной ответственности.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2015

    Понятие и основные принципы административной ответственности. Законодательные основы и меры административной ответственности. Совершение административного правонарушения. Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность - разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконным актами, либо их нормами об административных правонарушениях;

Основанием административной ответственности является административное правонарушение;

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;

Административные взыскания поменяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи);

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

Предупреждение;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного гражданину;

Исправительные работы;

Административный арест;

Административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

Дисквалификация.

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

В теории административного права меры административного принуждения классифицируются по следующим видам:



Меры административного предупреждения;

Меры административного пресечения;

Меры административной ответственности;

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Меры административного предупреждения представляют собой средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях предупреждения правонарушений либо в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности. В свою очередь меры административного предупреждения подразделяются на две группы: меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, и меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности.

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность. Такими мерами являются, в частности, проверка документов, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки и др.

Меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности, включают в себя, в частности:

Установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

Введение карантина;

Принудительное выселение из домов, грозящих обвалом;

Меры противопожарной безопасности;

Технический осмотр транспортных средств и ряд других.

Все административно-предупредительные меры характеризуются отсутствием правонарушения как основания их применения и вины тех, в отношении кого они применяются. Основанием их применения является наступление особых, иногда чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок1. Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности, к ним относятся:

Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание, доставление в милицию и др.);

Меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охот ничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

Меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

Меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

Меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление (аннулирование) действия лицензии и др.);

Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. К мерам административного принуждения относятся меры административной ответственности, которые определены КоАП РФ и под которыми следует понимать меры наказания, назначаемые в соответствии с КоАП РФ за совершение административных правонарушений.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами:

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность;

Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания;

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.

  • Правовое регулирование экономических отношений
  • Правовое положение субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности
  • Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности
    • Общие положения о договоре
    • Отдельные виды договоров
      • Договор поставки
      • Договор аренды
      • Договор подряда
  • Экономические споры
    • Понятие и виды экономических споров. Досудебный порядок их урегулирования
    • Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах
  • Трудовое право как отрасль права
    • Предмет и структура трудового права
    • Источники трудового права
    • Трудовое правоотношение
  • Правовое регулирование занятости и трудоустройства
  • Трудовой договор
    • Трудовой договор: понятие, содержание, виды
    • Заключение трудового договора. Оформление приема на работу
    • Изменение трудового договора
    • Прекращение трудового договора
  • Рабочее время и время отдыха
    • Рабочее время
    • Время отдыха
      • Отпуска
  • Заработная плата
    • Понятие и системы заработной платы
    • Правовое регулирование заработной платы
    • Тарифная система. Надбавки и доплаты
    • Порядок выплаты заработной платы
  • Трудовая дисциплина
    • Понятие и методы обеспечения дисциплины труда
    • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие, условия и виды материальной ответственности
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Трудовые споры
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебных органах
    • Коллективные трудовые споры
      • Примирительные процедуры
      • Осуществление права на забастовку
  • Административные правонарушения и административная ответственность
    • Понятие административного права. Его предмет и метод
    • Административная ответственность
    • Административное правонарушение
    • Административные наказания
    • Производство по делам об административных правонарушениях

Административная ответственность

Как известно, важнейшим признаком правовой нормы является охрана ее государством. Эффективность правового регулирования общественных отношений обусловлена, в частности, тем, что требования норм права обеспечиваются в случае необходимости мерами государственного принуждения. Нормы административного права в этом смысле не являются исключением.

Следует, правда, иметь в виду, что административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Помимо мер юридической ответственности выделяют административно-предупредительные меры, основной целью которых является предупреждение возможных правонарушений и которые носят принудительно-профилактический характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.), а также меры пресечения, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и т. п.).

Тем не менее, ключевую роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения.

Важнейшим нормативно-правовым актом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Поскольку в соответствии с Конституцией РФ административное законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, некоторые аспекты административной ответственности могут регулироваться законодательством субъектов РФ. В частности, законами субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей и т. д.) может предусматриваться административная ответственность за правонарушения, не предусмотренные КоАП РФ.

Однако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ведению Российской Федерации.

Административная ответственность обладает рядом признаков, общих с другими видами публично-правовой ответственности и отличающих ее от ответственности частноправовой.

Административная ответственность:

  • является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание нарушителя (а не на восстановление имущественного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонарушений в будущем как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовавшем за него наказании;
  • необходимым условием ее применения является вина нарушителя; объективное вменение не допускается. В административном праве, как и в уголовном, налоговом и других отраслях публичного права, действует презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа или должностного лица, рассматривающего дело (в отличие от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция - презумпция виновности);
  • может воздействовать не только на имущественную сферу правонарушителя, но и на саму его личность (например, административный арест);
  • всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего);
  • применяется только по инициативе специально уполномоченных государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве);
  • не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);
  • императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон административного правоотношения.

Эти признаки административной ответственности, как уже было сказано, являются общими с другими видами публично-правовой ответственности. Наряду с ними административная ответственность имеет и свои собственные, характерные только для нее признаки:

  • основанием применения административной ответственности является правонарушение особого вида, именуемое административным;
  • мерами административной ответственности являются административные наказания, предусмотренные КоАП РФ;
  • административная ответственность применяется (по общему правилу) во внесудебном порядке органами государственного управления и их должностными лицами.
Случайные статьи

Вверх