Основания проверки надзорными органами в отношении граждан. Согласование внеплановой проверки с прокуратурой

4.5. Согласование внеплановой выездной проверки

с органами прокуратуры

Внеплановые выездные проверки, основаниями для которых являются обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда или об угрозе причинения вреда указанным в Федеральном законе N 294-ФЗ объектам (подпункты "а" и "б" части 2 статьи 10), могут быть проведены органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (часть 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

Указанная правовая норма направлена на дополнительную проверку законности организации и проведения внеплановых выездных проверок по основаниям, носящим в том числе оценочный характер.

Согласование проведения внеплановой выездной проверки осуществляется путем направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в органы прокуратуры заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее - заявление о согласовании проверки). Заявление о согласовании проверки оформляется в соответствии с Типовой формой заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, приведенной в приложении 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Порядок согласования в органах прокуратуры проведения выездных внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей определен приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93, в котором определены органы прокуратуры, осуществляющие согласование проведения внеплановых выездных проверок.

Заявление о согласовании проверки необходимо направить в органы прокуратуры в день подписания распоряжения о проведении проверки. К заявлению о согласовании проверки, помимо копии распоряжения о проведении проверки, прилагаются документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.

Следует отметить, что решение о согласовании или об отказе в согласовании проведения проверки будет приниматься органами прокуратуры на основании приложенных к заявлению о согласовании проверки материалов. Поэтому подготовке самого заявления о согласовании проверки и прилагаемых к нему документов необходимо уделять тщательное внимание. Пропуск срока направления или недостаточно точное указание отдельных положений распоряжения о проведении проверки могут привести к отказу в согласовании проведения проверки, несмотря на наличие предусмотренных федеральным законом оснований.

Территориальная или отраслевая сферы полномочий контрольно-надзорного органа и органов прокуратуры, согласующих внеплановые выездные проверки, имеют хотя бы частичное совпадение. В связи с изложенным, контрольно-надзорным органам следует принять меры по налаживанию взаимодействия с органами прокуратуры, в том числе в целях оперативного обмена заявлениями о согласовании проведения проверки и ответами органов прокуратуры. Федеральным законом допускаются различные каналы взаимодействия в целях передачи заявления о согласовании проверки - непосредственное представление, направление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, направление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заявление о согласовании проверки рассматривается органом прокуратуры в день его поступления. Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения принимается прокурором или его заместителем не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о согласовании проведения проверки и прилагаемых к нему документов.

Несмотря на установленный оперативный срок рассмотрения, следует учитывать время, необходимое на передачу заявления о согласовании проверки в органы прокуратуры и получение ответа. Рекомендуется при определении дат издания распоряжения о проведении проверки и начала проверки предусматривать необходимый период времени для согласования проведения проверки с органами прокуратуры.

Целью рассмотрения заявления о проведении проверки органами прокуратуры является оценка законности проведения внеплановой выездной проверки.

Основания для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки перечислены в части 11 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ. К ним относятся:

Отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проверки;

Отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

Несоблюдение требований к оформлению распоряжения о проведении проверки;

Осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей законодательству Российской Федерации (федеральным законам, нормативным правовым актам Президента и Правительства Российской Федерации);

Несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям контрольно-надзорного органа;

Проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного хозяйствующего субъекта несколькими контрольно-надзорными органами.

При отказе органа прокуратуры в согласовании внеплановой выездной проверки причины отказа подлежат обязательному анализу. Следует учитывать, что законодательство Российской Федерации не препятствует направлению заявления о согласовании проверки повторно с устранением причин отказа. Если причины отказа связаны с несоблюдением требований к распоряжению о проведении проверки, наличию в распоряжении о проведении проверки положений, противоречащих законодательству Российской Федерации, необходимо издание нового распоряжения о проведении проверки с учетом причин отказа в согласовании органом прокуратуры с повторным направлением заявления о согласовании проведения проверки.

В случае если причины отказа не могут быть устранены и предлагаемая внеплановая выездная проверка не может быть проведена, изложенные в отказе органа прокуратуры причины в любом случае подлежат учету в практике деятельности контрольно-надзорного органа при подготовке к иным внеплановым выездным проверкам. Недопустима ситуация, при которой в заявлении о согласовании проверки и в приложенных к нему материалах излагаются положения, аналогичные тем, которые ранее уже послужили причиной отказа. При наличии значительного числа отказов контрольно-надзорному органу следует обращаться в органы прокуратуры, при необходимости в вышестоящие органы прокуратуры с просьбой о разъяснении практики применения законодательства Российской Федерации.

Кроме того, контрольно-надзорный орган вправе обжаловать решение прокурора или его заместителя об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки вышестоящему прокурору или в судебном порядке.

Следует отметить, что внеплановая документарная проверка, проводимая по основаниям, установленным подпунктами "а" и "б" части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, не требует согласования с органами прокуратуры. Вместе с тем проведение такой проверки после отказа органов прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки допустимо только в случаях, если причинами отказа послужило ее противоречие требованиям законодательства Российской Федерации об условиях проведения выездной проверки. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности хозяйствующего субъекта обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю. При наличии иных причин отказа в проведении внеплановой выездной проверки, проведение вместо нее внеплановой документарной проверки с сохранением положений, вызвавших отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, с высокой степенью вероятности приведет к применению мер прокурорского реагирования и признанию проверки недействительной, при этом работа контрольно-надзорного органа по ее проведению будет безрезультативной и низкоэффективной.

Следует отметить, что отсутствие предусмотренного частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ согласования выездной внеплановой проверки с органами прокуратуры относится к грубым нарушениям порядка организации и проведения проверок и влечет признание проверки недействительной (пункт 2 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ).

Организация проведения внеплановой проверки деятельности

аккредитованного лица

26. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения аккредитованным лицом ранее выданного Росаккредитацией, ее территориальным органом предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление в Росаккредитацию, ее территориальный орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) приказ руководителя Росаккредитации, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, поручениями Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) поступление в Росаккредитацию, ее территориальный орган информации о фактах нарушения законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, допущенного экспертной группой при проведении экспертизы, по результатам которой Росаккредитацией принято решение об аккредитации или о подтверждении компетентности;

5) поступление в Росаккредитацию, ее территориальный орган информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений;

6) поступление в Росаккредитацию от аккредитованного лица отчета об устранении несоответствий критериям аккредитации, выявленных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 19 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ;

7) поступление в Росаккредитацию от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ.

27. Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росаккредитацию, ее территориальный орган (в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ), а также обращения и заявления, не содержащие сведений, предусмотренных подпунктами 2 , , 5 пункта 26 Административного регламента.

28. Внеплановые проверки могут проводиться:

1) по месту нахождения Росаккредитации, ее территориального органа (документарные проверки);

2) по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (выездные проверки).

пунктом 2 части 19 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ, инициируется проведение выездной проверки.

В случае если основанием для проведения проверки является поступление от аккредитованного лица отчета об устранении несоответствий критериям аккредитации, выявленных в соответствии с пунктом 3 части 19 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ, инициируется проведение документарной проверки.

29. Предметом документарной проверки являются содержащиеся в документах аккредитованного лица сведения о соблюдении аккредитованным лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц. Предметом документарной проверки также является исполнение аккредитованными лицами ранее выданных Росаккредитацией предписаний, полученных по результатам проверочных мероприятий.

Предметом выездной проверки является фактическая оценка на месте соблюдения аккредитованным лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц. Предметом выездной проверки также является исполнение аккредитованными лицами ранее выданных Росаккредитацией предписаний, полученных по результатам проверочных мероприятий.

30. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Росаккредитации, ее территориального органа документах, представленных аккредитованным лицом;

2) оценить соблюдение аккредитованным лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства Российской Федерации, регулирующих деятельность аккредитованных лиц, без проведения соответствующих мероприятий по контролю.

31. При наличии оснований для проведения внеплановой проверки начальник структурного подразделения Росаккредитации, ответственного за проведение федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц (далее - подразделение по контролю за деятельностью аккредитованных лиц), либо его заместитель назначает исполнителя из числа государственных гражданских служащих структурного подразделения по контролю за деятельностью аккредитованных лиц, к должностным обязанностям которых относятся полномочия по осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц (далее - исполнитель).

Исполнитель в случае поступления в Росаккредитацию информации, являющейся основанием для инициирования проверочных мероприятий, готовит проект служебной записки на имя заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации, а также проект решения о проведении внеплановой проверки. Данная служебная записка подписывается начальником подразделения по контролю за деятельностью аккредитованных лиц (его заместителем).

Территориальные органы Росаккредитации рассматривают поступающую в их адрес информацию о допущенных аккредитованными лицами нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц. В случае подтверждения информации о допущенных аккредитованными лицами нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации деятельности аккредитованных лиц сотрудник территориального органа готовит служебную записку на имя руководителя (его заместителя) территориального органа с указанием фактов, свидетельствующих о наличии оснований для проведения проверочных мероприятий. Руководитель территориального органа (его заместитель) рассматривает поступившую служебную записку и в случае подтверждения информации о допущенных аккредитованными лицами нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц направляет в течение трех рабочих дней на имя руководителя Росаккредитации (его заместителя, курирующего направление деятельности по контролю за деятельностью аккредитованных лиц) мотивированное письмо с изложением совершенных аккредитованными лицами действий и с предложением провести внеплановую проверку по изложенным фактам центральному аппарату Росаккредитации либо дать поручение территориальному органу самостоятельно провести проверочные мероприятия.

Сотрудник подразделения по контролю за деятельностью аккредитованных лиц, определенный исполнителем по поступившему письму территориального органа, в течение трех рабочих дней готовит проект решения и передает вместе со служебной запиской заместителю руководителя Росаккредитации, курирующему направление деятельности по контролю за деятельностью аккредитованных лиц. Заместитель руководителя Росаккредитации после рассмотрения поступивших документов выносит резолюцию о подготовке проекта приказа Росаккредитации о проведении внеплановой проверки в отношении аккредитованного лица либо о направлении поручения руководителю территориального органа Росаккредитации на подготовку такого приказа.

Решение о проведении проверки оформляется приказом Росаккредитации, ее территориального органа в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля, органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.

32. Внеплановая выездная проверка аккредитованного лица по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 2 пункта 26 Административного регламента, может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности аккредитованного лица.

33. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с копией приказа Росаккредитации, ее территориального органа, подписанное соответственно заместителем руководителя Росаккредитации, руководителем территориального органа Росаккредитации (его заместителем) в день его подписания передается либо направляется должностным лицом Росаккредитации, ее территориального органа в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности аккредитованного лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. К заявлению прилагаются документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для проведения проверки.

Заявление о согласовании органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки оформляется в соответствии с типовой формой заявления о согласовании органом государственного контроля, органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.

34. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, Росаккредитация, ее территориальный орган вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно. В этом случае документы, указанные в пункте 33 Административного регламента, направляются в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

35. В случае получения решения прокурора или его заместителя об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки заместитель руководителя Росаккредитации, руководитель (его заместитель) территориального органа принимает одно из следующих решений:

1) об устранении причины, послужившей основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в трехдневный срок со дня поступления отказа в Росаккредитацию, ее территориальный орган, если причиной отказа послужили отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя либо несоблюдение требований, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

2) об отмене приказа о проверке в трехдневный срок со дня поступления отказа в Росаккредитацию, ее территориальный орган, если причиной отказа послужили следующие основания:

Отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ;

Осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

Несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям Росаккредитации, ее территориального органа;

Проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля;

3) об обжаловании решения прокурора или его заместителя об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в вышестоящий орган прокуратуры или суд в случае несогласия с указанным решением в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

35.1. При организации и проведении внеплановой проверки, а также в целях реализации мер, предпринимаемых сотрудниками Росаккредитации, ее территориального органа в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ по итогам проведения внеплановой проверки, Росаккредитацией, ее территориальным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов запрашиваются следующие документы и (или) информация:

Наименование документа и (или) информации

Федеральные органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся документ и (или) информация

Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), содержащей общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости

Росреестр

Сведения из реестра одобрений типа транспортного средства

Росстандарт

Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)

ФНС России

Сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

Согласование внеплановой проверки с прокуратурой представляет собой ряд обязательных процедур, установленных законодательно. Подробнее о том, в каких случаях и как проводится согласование с прокуратурой внеплановой проверки, будет рассказано в этой статье.

Что такое внеплановые проверки ?

Законом «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ был определен порядок осуществления контролирующих мероприятий в отношении предпринимателей со стороны госорганов.

Скачать форму решения о
проведении проверки

В соответствии с этим нормативным актом госорганам делегировано правомочие проводить в отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей как запланированные, так и внеплановые проверочные мероприятия. При этом к плановым проверочным процедурам были отнесены проверки, проводимые на основании планов, разрабатываемых государственными и муниципальными структурами (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489), в процессе которых осуществляются мероприятия, контролирующие соблюдение предпринимателями законодательных норм.

В свою очередь, проверка вне графика осуществляется не по заранее установленному календарю, а в перечисленных ниже случаях (ст. 10 закона 294-ФЗ):

  1. Окончание сроков устранения предпринимателем прежде найденных нарушений, отраженных в предписании госоргана.
  2. Необходимость осуществления незапланированного контроля для выдачи лицензирующей, разрешительной документации или присвоения правового статуса предпринимателю.
  3. Получение информации о таких фактах, как:
    • возникновение угрозы или ухудшение состояния жизни и/или здоровья людей, ущерба фауне или флоре, музейным коллекционным экспонатам;
    • несоблюдение прав потребителей.
  4. Требование прокурора о проведении незапланированных проверочных процедур.

Внеплановые проверочные мероприятия осуществляются в форме:

  • проверки документации;
  • выездной проверки.

Внеплановая проверка: согласование и уведомление

Процедура проведения незапланированных проверочных мероприятий требует соблюдения ряда формальностей:

  • согласования;
  • уведомления.

Внеплановые проверочные мероприятия, проводимые по ряду оснований, требуют согласования с прокуратурой по месту нахождения проверяемого предприятия или предпринимателя. К таким проверкам относятся:

  1. Проверки, проводимые по фактам информирования об угрозах причинения или о причинении ущерба:
    • жизни или здоровью людей;
    • животному, растительному миру или окружающей среде;
    • памятникам истории или культуры народов России;
    • музейным ценностям, входящим в Музейный фонд России;
    • документации Архивного фонда России;
    • документации национального библиотечного фонда, имеющей особое историческое, научное, культурное значение;
    • госбезопасности.

    Сюда относятся также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Не знаете свои права?

  2. Проверки, обоснованные обнаружением при осуществлении госконтроля в порядке пп. 1 и 2 ст. 8.1 закона 294-ФЗ, касающегося деятельности юридического лица или ИП, которая относится к определенной категории риска или классу опасности (например, при обращении с отходами 3 или 4 класса опасности).

    Что касается проверок, указанных выше под пунктом 1, то предварительного уведомления проверяемого при их проведении не требуется.

    Что касается оснований, указанных в пункте 2, то за сутки до проведения незапланированных выездных контрольных мероприятий проверяемый субъект должен быть уведомлен со стороны проверяющей организации любым подходящим способом коммуникации.

Порядок согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки

Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратуройопределен приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (приложение № 1). В соответствии с этой документацией, заявление о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой должно быть составлено по типовой форме. Форма такого заявления утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (приложение № 2).

Направлять такое заявление с прилагаемым комплектом документации следует одним из названных способов (п. 6 приказа Генпрокуратуры 93):

  • непосредственно через канцелярию;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде, с удостоверением электронной цифровой подписью.

Проверка законности осуществления незапланированных проверочных мероприятий осуществляется в день получения заявления о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой. По итогам рассмотрения на следующий день выносится одно из решений:

  • о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой;
  • об отказе в согласовании незапланированных проверочных процедур.

Основаниями для отказа в согласовании выездных проверочных мероприятий являются (п. 11 ст. 10 закона 294-ФЗ):

  1. Отсутствие документации, прилагаемой к заявлению.
  2. Отсутствие оснований для проведения внеплановых выездных проверочных мероприятий.
  3. Несоответствие решения проверяющего госоргана о проведении проверки требованиям законодательства.
  4. Противоречие такого рода внеплановых проверочных процедур действующему законодательству.
  5. Несоответствие предмета проверочных мероприятий компетенции проверяющих госорганов.
  6. Проведение проверки по одним и тем же обстоятельствам в отношении одной и той же организации несколькими проверяющими органами.

В каких случаях согласования не требуется?

В некоторых случаях осуществление выездных проверочных процедур не требует предварительного согласования такой процедуры с прокуратурой. Однако говорить в полной мере об отсутствии обязанности оповестить прокуратуру о проверке нельзя.

Дело в том, что не требуют предварительного согласования только те проверки, которые проводятся незамедлительно по фактам нарушений, которые производятся в момент оповещения контролирующих организаций о них. При этом контролирующая организация обязана незамедлительно сообщить в прокуратуру о проведении такой проверки, направив все необходимые документы в течение суток.

Верховный суд РФ уделяет большое внимание моменту реагирования на нарушения в данной области и незамедлительности оповещения органов прокуратуры о проводимых проверочных мероприятиях (в частности, это следует из постановления ВС РФ от 03.04.2017 № 127-АД17-2). Проверка, проведенная без извещения о ней органов прокуратуры, может быть признана незаконной.

Таким образом, за небольшим исключением согласование внеплановых проверочных процедур с прокуратурой является действием предварительным, и на момент проверки на руках у проверяющих органов должно быть прокурорское решение, разрешающее проведение такого мероприятия.

Согласование внеплановой проверки с прокуратурой является важным мероприятием, а игнорирование этого действия проверяющими может повлечь признание проведенной проверки незаконной. Рассмотрим, что представляют собой внеплановые проверки, как производится взаимодействие между проверяющими и органами прокуратуры, как согласовываются проверочные мероприятия, и бывают ли случаи, когда согласование не требуется в силу закона?

Что представляют собой внеплановые проверки?

Общий порядок проведения проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности предусмотрен ФЗ «О защите прав…» от 26 декабря 2008 № 294 (далее – ФЗ № 294). Данный нормативный акт раскрывает требования и ограничения к порядку проведения проверок различными органами власти, например, ГИТ, ФНС, и т.д.

Предусмотрена возможность проведения как плановых проверочных действий (по графику), так и внеплановых (в случаях, предусмотренных законодательством РФ). Случаи, когда может быть проведена внеплановая проверка закреплены в ст. 10 ФЗ № 294.

Основания для проведения внеплановых проверочных мероприятий следующие:

  1. Истек срок для исполнения предписания об устранении ранее допущенного и выявленного нарушения закона.
  2. Предприниматель желает получить лицензию, чтобы осуществлять какую-либо лицензируемую деятельность, и по правилам получения документа предусмотрено проведение проверочных мероприятий.
  3. Вынесено представление должностного лица гос. органа, на основании поступивших от граждан, ИП, организаций сведений различного характера. В частности, к таким сведениям можно отнести информацию о возможной угрозе причинения вреда жизни и здоровью, фауне, животным, окружающей среде, и т.д.
  4. Вынесено представление должностного лица гос. органа, на основании поступившей информации об уже свершившемся факте причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, растениям, а также о возникновении чрезвычайных ситуаций.
  5. В орган Роспотребнадзор поступили сведения о нарушении прав потребителей.
  6. В проверяющий орган поступило требование прокурора о проведении проверочных действий.
  7. Выявлено, что организации и ИП осуществляют деятельность, которая относится к определенным группам риска, что предполагает необходимость проведения внеплановых проверочных мероприятий на основании профильного законодательства, принятого в той или иной сфере.

Необходимо ли уведомление проверяемого о проверке и согласование проверочных мероприятий с прокуратурой?

При проведении внеплановых проверочных мероприятий необходимо:

  • уведомить о них проверяемых лиц;
  • согласовать проверку с органами прокуратуры.

Уведомлять организацию о предстоящей проверке необходимо, если ее причиной стало установление того обстоятельства, что юридическое лицо осуществляет деятельность, отнесенную к определенной категории риска (ст. 8.1 ФЗ № 294). Отнесение к той или иной группе риска осуществляется в зависимости от потенциально возможного вреда, который может повлечь деятельность организации или ИП.

Организация не должна быть заранее уведомлена о проверке, если проверка проводится, ввиду поступления к проверяющим сведений о:

  • причинении вреда жизни и здоровью граждан;
  • причинении ущерба животным, фауне, окружающей среде;
  • нанесении вреда памятникам истории, архитектуры;
  • причинении ущерба документам, которые хранятся в архивных фондах;
  • нанесении вреда имеющим историческое значение библиотечным фондам;
  • том, что возможна угроза чрезвычайной ситуации.

Во всех случаях, перечисленных выше, проверяющий орган обязан добиться согласования внеплановой проверки с прокуратурой.

Порядок согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки

Согласование внеплановых проверок с прокуратурой проводится в порядке, который установлен Приложением 1 к Приказу Генпрокуратуры России от 27.03.2008 № 93. Проверяющий орган должен направить в прокуратуру заявление по форме, утвержденной в Приложении 2 Приказа Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Заполненное заявление направляется либо почтой (заказное письмо), либо в электронном виде с использованием ЭЦП, либо передается непосредственно в прокуратуру. В тот же день должно быть осуществлено согласование проверки с прокуратурой, либо отказано в согласовании.

Отказать могут в случае, если (ст. 10 ФЗ № 294):

  1. Не приложены к заявлению необходимые документы.
  2. Не подтвердился факт наличия оснований для проверочных мероприятий (указаны выше).
  3. Решение о проведении проверочных действий вынесено с нарушением требований закона.
  4. Гос. орган, направивший заявление, не уполномочен проводить проверку.
  5. Сразу несколько гос. органов выступили с инициативой проведения контрольных мероприятий в отношении одного и того же субъекта по одним и тем же направлениям деятельности.

Предусмотрены ли случаи, когда согласование внеплановых проверок с прокуратурой не требуется?

Согласование требуется во всех случаях, однако выделяют два варианта порядка согласования:

  1. Предварительное
  2. Последующее.

Предварительное согласование внеплановых проверок с прокуратурой предусматривает обязанность проверяющего органа согласовать проверки до их начала. Без согласования их проведение не возможно.

Последующее согласование предполагает, что контролирующий орган вправе проводить проверку без согласования, однако информация о проверочных действиях должна быть доведена до прокуратуры в течение суток после принятия решения о проверке. Такой вариант согласования возможен, когда проверочные действия носят неотложный характер, например, ввиду угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Если согласование не проведено, проверка может быть признана незаконной, с последующим аннулированием ее результатов.

Таким образом, согласование внеплановых проверок с прокуратурой является обязательным мероприятием. Оно должно быть осуществлено либо до проверки, либо сразу после ее начала, в течение суток.

Проводятся в случаях, перечисленных в законе от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Целью внеочередной проверки является профилактика нарушений, которые могут повлечь нанесение вреда здоровью людей, животных, представлять угрозу для жизни человека, для растений и объектов культурного наследия. Проверочные мероприятия направлены на предотвращение обстоятельств, провоцирующих чрезвычайные ситуации. В этом контексте речь идет о неналоговых проверках, инициируемых рядом ведомств – таможенной, пожарной службой, трудовой инспекцией , Роспотребнадзором , и т.д.

В каком случае проводится внеплановая проверка

Правила и порядок проведения внеплановых проверок регламентированы ст. 10 закона № 294-ФЗ. Проверка может быть выездной с обязательным посещением объектов проверяемого лица или документарной, проводимой на рабочем месте специалиста контролирующего органа (по имеющимся документам или с учетом дополнительно запрошенных сведений). Инициатор выездной внеплановой проверки не всегда вправе начинать действовать по своему усмотрению – по ряду оснований для нанесения визита и истребования документации необходимо получить согласие прокуратуры (пп. «а», «б», «г», п. 2, п.2.1 ч. 2, ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Основания для внеплановой проверки:

    У субъекта хозяйствования в ходе последней проверки были выявлены нарушения или недостатки, которые должны быть исправлены к определенной дате в соответствии с предписанием. Если недостатки в назначенный срок не устранены, ведомство может инициировать внеплановую проверку.

    Представление должностных лиц государственного или муниципального контроля, содержащее мотивированное мнение о необходимости проведения проверки по конкретному субъекту хозяйствования. Поводом для составления такого документа может послужить выявление угрозы жизни или здоровью человека, животным, растениям, безопасности страны, при высоком риске нанесения урона особо ценным объектам культурного наследия, а также при наличии сведений о свершившемся факте причинения такого ущерба.

    Основанием для проведения внеплановой проверки является представление контролирующего органа, вызванное нарушением прав потребителей (при наличии заявления пострадавшего физлица, ранее обращавшегося к субъекту, нарушившему его права, но не получившего ответа или удовлетворения своих требований).

    Представление контролирующего органа, основанное на выявлении нарушений правил маркировки товаров или обращения продукции, подлежащей обязательной маркировке.

    Распоряжение руководителя госоргана, реализующего надзорные функции, изданное на основании поручения Президента страны, Правительства, требования прокурора.

Какой причины внеплановой проверки не существует? Основанием для принятия решения о проведении внеплановых мероприятий не могут служить анонимные обращения и заявления, либо подозрения инспектора о наличии нарушений при отсутствии документальных подтверждений этого факта. После поступления обращения или жалобы от сторонних лиц, СМИ назначается предварительная проверка, по итогам которой никакие меры наказания не применяются, а только лишь принимается решение о необходимости проведения внеплановой проверки или об отсутствии оснований для более детального рассмотрения предмета заявления.

Выездная проверка вне плана назначается в ситуациях, когда документарный мониторинг не дает возможности оценить полноту соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям законодательства. Сотрудники надзорного органа перед началом выездных проверочных мероприятий обязаны предоставить субъекту хозяйствования документы, подтверждающие правомерность действий и полномочия проверяющего. В ходе проверки могут изучаться документы предприятия (или ИП), обследоваться здания, помещения и прилегающая территория. В зависимости от того, каким органом проводится проверка, применяются дополнительные регламентирующие правовые акты. Например, проверка пожарной безопасности осуществляется специалистами Госпожнадзора в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 30.11.2016 г. № 644, а проверка соблюдения норм трудового законодательства проводится ГИТ на основании Трудового кодекса РФ.

Когда государственный надзорный орган должен согласовать с прокурором предстоящие проверочные мероприятия, осуществляется это путем подачи в прокуратуру по месту ведения деятельности проверяемого субъекта типовой формы заявления. В согласовании может быть отказано, если:

    отсутствуют документальные подтверждения необходимости проверки;

    нет оснований для назначения выездной проверки;

    полномочий надзорного органа недостаточно для проведения заявляемых мероприятий;

    по озвученному предмету уже проводится проверка другим контролирующим органом.

Если основания для проведения внеплановой проверки обусловлены высоким риском возникновения угрозы госбезопасности или сохранности объектов культурного наследия, наличием угрозы здоровью или жизни граждан, а также при наличии предпосылок возникновения чрезвычайной ситуации, надзорные инстанции могут начать проверку срочно - без согласования с прокуратурой. В этом случае прокурору направляется извещение о начале проверки и основаниях для ее незамедлительной реализации в течение суток после принятия соответствующего решения.

Случайные статьи

Жилищный консультант - Портал полезных знаний