Что объявляют неполное служебное соответствие. ФЗ Дисциплинарный устав

Как можно отменить или снять предупреждение о неполном служебном соответствии?

Здравствуйте! Как можно отменить или снять предупреждение о неполном служебном соответствии? 14 мая был приказ о переводе меня на равнозначную должность в другую воинскую часть. Переводить сразу не стали немного процесс затянули чтобы...

Могут ли к данному офицеру применить "арест на гауптвахту"?

Офицер. Старший лейтенант. Младший офицерский состав. Имеет не снятые строгие выговора и неполное служебное соответствие за уклонение обязанностей военной службы. Могут ли к данному офицеру применить «арест на гауптвахту»?

Неполное служебное соответствие военнослужащих

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, статьи Зконов или Воинских Уставов, по которым можно снять с офицера неполное служебное соответствие. Почему и на кого его не могут наложить. Спасибо.

Ответственность за нарушение, допущенное при временном исполнении служебных обязанностей

Здравствуйте. Я военнослужащий по контракту ст.сержант по должности заместитель командира взвода мат. обеспечения. Меня назначили приказом по части исполнять обязанности офицера, шдк "майор". Совершил ошибку и исполнил указания НШ округа с задержкой...

28 Февраля 2019, 20:11, вопрос №2276833 сергей, г. Санкт-Петербург

Законно ли предупреждение о неполном служебном соответствии за временное исполнение обязанностей?

Мне объявили предупреждение о неполном служебном соответсвии за временное исполнение обязанностей вместо военнослужащего находящегося в отпуске. Законно ли это? Андрей. Прошу разъяснить со ссылкой на нормы законов для обращения в суд.

Объявили неполное служебное соответствие без законных оснований, что делать?

Здравствуйте, в предверии нового года обьявили о неполном служебном соответствии, по приказу находился на полегоне, а проверяющий который вынес данное решение был в ппд, в общем не за что, до этого не единого выговора не было, в приказе ни где не...

Правомерно объявили Неполное служебное несоответствие

Здравствуйте, меня интересует такой вопрос. Я стою на должности командира взвода, приехал с командировки с частью личного состава, командир батареи остался в командировке с другой его частью. По приезду меня и часть личного состава отправили на...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Закономерность неполного служебного соответствия

Здравствуйте. Я являюсь военнослужащим, офицер, командир взвода. С 31.05.18 по 01.06.18 был ответственным по подразделению, в моё дежурство, военнослужащий находящийся в моём прямом подчинении, после уточнения боевого расчёта убыл в личное время за...

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Законно ли увольнение со службы спустя полгода после лишения прав, если других выговоров нет?

Здравствуйте! Я военослужащий контрактной службы, служу 11 лет. В 2017 году по решению суда меня лишили водительских прав за управления ТС в алкогольном опьянении на 1 год 7 месяцев и штрафом 30 т. р. В воинской части мне обьявили выговор и...

Каковы последствия неполного служебного соответствия после истечения срока контракта?

Контракт закончен(по достижении предельного возраста. Жильём ещё пока не обеспечен. Продолжаю служить до получения жилья. Недавно получил неполное служебное несоответствие. Как это может повлиять на мою судьбу?

Военнослужащие, впрочем, как и гражданские специалисты, могут быть подвержены правовой ответственности. В армии данную ответственность принято называть дисциплинарной. Правила назначения, а также размеры и степень данной ответственности содержатся в ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих " и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ, вступившего в силу в 2007 году.

Логично, что какая-либо дисциплинарная ответственность предусматривается за нарушение военной дисциплины, либо же норм общественного порядка. Если обратиться к ст. 1 Дисциплинарного устава, то станет понятно, что под военной дисциплиной понимается беспрекословное выполнение приказов вышестоящего начальства, а также соблюдение положений устава и общевоинских норм.

Наиболее суровым видом дисциплинарной ответственности является предупреждение о неполном служебном соответствии. Т.е. нетрудно догадаться, что это первый шаг к увольнению (полному служебному несоответствию).

Что же такое неполное служебное соответствие? Ведомственные акты Министерства обороны РФ не содержат информации, полностью раскрывающей данное понятие. В данном случае стоит использовать более узкий термин - соответствие занимаемой должности. Объяснение, что из себя представляет данное соответствие и по каким критериям оно устанавливается, в общих чертах можно найти в Приказe Министра обороны Российской Федерации "О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации " от 6 апреля 2002 г.

Поверхностно изучив положения данной Инструкции, можно выделить ряд критериев (качеств) военнослужащего, по которым оценивается его соответствие (несоответствие) занимаемой должности. Среди них следующие:

Профессиональная подготовка военнослужащего (уровень знания воинского устава, нормативной базы, ученая степень)

Знание своих служебных обязанностей и их исполнение в полном объеме

Высокий мобилизационный уровень (способность в оперативном режиме переходить на работу в условиях военного времени)

Реализация имеющихся теоретических знаний на практике

Достижение значительных результатов в определенной области деятельности

Руководительские способности (забота и одновременная требовательность к младшему составу и к тем, кто находится в прямом подчинении)

Нахождение подразделения (части, объедения и т.д.) в надлежащем, боеспособном состоянии

Самокритичность в работе, и высокая самоотдача

Отсутствие дисциплинарных взысканий и других мер со стороны вышестоящего начальства. Исполнение личных обязанностей в той мере, в какой требует устав, и прочие ведомственные акты

Состояние здоровья должно отвечать требованиям при назначении (последующем нахождении) на конкретную должность.

Данный перечень является наиболее общим, тогда как в каждом конкретном случае к отдельной должности применяется отдельные требования. Т.е. под служебным соответствием следует считать полное соблюдение требований законодательства к занимаемой должности, уровень личной дисциплины и отношения к делу. Значит, в случаях с неполным служебным соответствием речь идет либо о несоблюдении требований законодательства, либо пробелах в дисциплине.

Разобравшись с тем, что из себя представляет служебное соответствие, можно говорить о предупреждении, о неполном соответствии, как об одной из дисциплинарных мер, применяемых к военнослужащему в подобных случаях.

В случаях применения дисциплинарных мер в виде предупреждения о неполном служебном соответствии берутся в расчет характер деяния, события, при которых оно было совершено, последствия такового, прежнее поведение военнослужащего, плюс, продолжительность несения военной службы и уровень знания основ несения военной службы.

Главной особенностью данной меры является то, что она может быть направлена только в отношении офицеров (ст. 69 Устава) или же прапорщиков (мичманов) (ст. 62 Устава).

Одновременно с этим, дисциплинарный устав установил категории командиров, обладающих правом наложения описываемого взыскания на военных. Получается, что правом вынесения предупреждения о неполном служебном соответствии на офицеров командиры (начальники) от командира полка и далее, а на прапорщиков - от начальника отдельного батальона (командира корабля 2 ранга), а также командира отдельной военной части, обладающего в силу ст. 11 устава дисциплинарными полномочиями начальника батальона (корабля 3 ранга).

Важно знать, что санкции в виде предупреждения о неполном служебном соответствии играют двойственную роль :

Во-первых, как отдельный вид взыскания, предусматривающее скорее морально-психологический или воспитательный характер, предусмотренное для исправления военным своего поведения, путем примерного выполнения своих обязанностей;

Во-вторых, это предупреждающая функция, предусматривающая, что в отношении военного в будущем может быть применены более строгие санкции, вплоть до досрочного увольнения.

Проведя аналогию с причинами применения взыскания в форме досрочного увольнения в запас (ст. 104 Устава), можно резюмировать, что мера в виде предупреждения о неполном служебном соответствии применяется в отношении военного за невыполнение им требований контракта, за совершение деяния, порочащего честь военного, и в ситуациях, когда военный перестал соответствовать установленным к нему действующим Федеральным законом требованиям.

Следует знать, что меры в виде предупреждения о неполном служебном соответствии согласно ст. 102 устава накладывается один раз за все время нахождения военного в занимаемой в данный момент должности. Но за все время воинской службы оно может применяться больше одного раза, если военный будет менять должности.

В силу предписаний закона, примененное в отношении военного дисциплинарное взыскание может быть в последующем снято в силу ст. 35 Устава в виде поощрения после того, когда оно выполнило свою воспитательную функцию и военный исправил свое поведение подобающим выполнением своих прямых обязанностей, плюс, согласно ст. 106 Устава - в связи с окончанием сроков. Но при наложении подобного взыскания отмена его в связи с окончанием срока недопустимо, т.к. в ст. 102 Устава указан срок исправления, который следует считать испытательным. Описанные выше негативные последствия могут не иметь место только в одном случае: если военный, в отношении которого применены меры в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, изменил личное поведение примерным выполнением служебного долга, и взыскание выполнило свою воспитательную функцию и его дальнейшее действие не обязательно.

Если в течение текущего года, но не ранее его истечения со дня применения взыскания, военный не исправил личное поведение подобающим выполнением служебного долга, и предупреждение не выполнило своей воспитательной функции, он представляется в законном порядке к понижению в должности или к досрочному увольнению из вооруженных сил в запас.

Важно знать, что досрочное увольнение с военной службы в запас военного, в отношении которого применены дисциплинарные меры в форме предупреждения о неполном служебном соответствии, является законным только в тех случаях, если совершается аналогичный поступок (деяние), предусматривающий повторное предупреждение о служебном несоответствии. Т.е. неисправление военнослужащего должно быть выражено в самостоятельном деянии, которое рассматривается отдельно от того, за которое он получил предупреждение в первый раз. При отсутствии данного условия, досрочное увольнение в запас недопустимо.

  • Выговор.
  • Замечание.


Предупреждение

Нюансы

  • Характер проступка.
  • Размер нанесенного ущерба.

  • Прогул.

Общие правила

В первую очередь для привлечения к ответственности виновного факт совершения проступка должен быть зафиксирован. Как правило, составляется акт, который подписывают 2 свидетеля. Кроме того, непосредственный начальник госслужащего может написать на имя руководства докладную записку.


Сроки

  • Временной нетрудоспособности.
  • Отпуска.
  • Проведения проверки.

  • Инициативе руководителя.


Важный момент

Замена более строгой мерой

Исключения


В заключение

Материалы по теме:

Правовые последствия наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии

А.А. Колуб, консультант судебного состава Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, капитан юстиции.

Одним из видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на прапорщика (мичмана) или офицера (далее — военнослужащий), является предупреждение о неполном служебном соответствии, предусмотренное п. "г" ст. 62 и п. "в" ст. 69 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации <1> (далее — Устав).

<1> Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140, опубликованным в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1993 г. N 51, ст. 4931.

Не заостряя особого внимания на понятии данного вида дисциплинарного взыскания (чему уже посвящено немало работ), попробуем выяснить, какие последствия влечет за собой предупреждение о неполном служебном соответствии указанной категории военнослужащих.

Согласно ст. 102 Устава дисциплинарное взыскание — предупреждение о неполном служебном соответствии — применяется один раз за время пребывания военнослужащего в занимаемой штатной должности.

Если в течение года после наложения указанного взыскания военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас.

Таким образом, наложение вышеназванного дисциплинарного взыскания предусматривает возможное наступление неблагоприятных последствий — при условии соответствующего поведения военнослужащего — в виде снижения в должности либо досрочного увольнения с военной службы в запас.

Вместе с тем положения пп. "д", "е" ст. 62 и пп. "г", "д" ст. 69 Устава предусматривают такие виды дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащего, как "снижение в должности" и "досрочное увольнение в запас" в качестве самостоятельных видов взысканий.

В соответствии же со ст. 91 Устава налагать несколько дисциплинарных взысканий за один и тот же проступок запрещается.

Согласно подп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в случае, если в течение одного года после наложения дисциплинарного взыскания о неполном служебном соответствии он не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Представляется, что вышесказанное означает, что по смыслу ст. 102 Устава назначение военнослужащего на низшую должность либо досрочное его увольнение в запас может быть реализовано лишь по истечении года после наложения на него дисциплинарного взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии, — так как указание годичного срока относится исключительно к периоду, в течение которого подлежит оценке исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей. По результатам такой оценки командир должен принять решение о снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к снижению в должности или досрочному увольнению в запас.

Такой вывод следует, в частности, из вступившего в законную силу решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N ВКПИ05-17 <2> по заявлению Х., оспаривавшего законность подп. "д" п. 17 ст. 11 Положения.

По мнению Х., военнослужащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, может быть назначен на низшую должность не в течение года, как это предусмотрено оспариваемой нормой Положения, а и в последующем в любое время, поскольку в Положении не указаны конкретные сроки, по окончании которых данное наказание не приводится в исполнение.

Рассмотрев заявление и исследовав материалы дела, Военная коллегия не нашла оснований для его удовлетворения.

Анализируя положения действующего законодательства о порядке прохождения военной службы и привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, суд в решении пришел к выводу о том, что норма Положения, законность которой Х. подвергает сомнению, определяет лишь повод, а не порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую должность.

Подпункт "д" п. 17 ст. 11 Положения и ст. 102 Устава дают основания полагать, что назначение военнослужащего на низшую должность может быть реализовано по истечении года после наложения на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, поскольку указание годичного срока относится исключительно к периоду, в течение которого подлежит оценке исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей, в ходе чего он должен исправить поведение образцовым выполнением воинского долга, а указанное дисциплинарное взыскание — сыграть свою воспитательную роль. На основании этой оценки командир должен принять решение о снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к снижению в должности.

Таким образом, указывает Военная коллегия в решении, законодательством четко определено, что неблагоприятные последствия применения взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии — наступают для виновного по истечении года после его наложения. При этом в сравнении с дисциплинарным взысканием "снижение в должности" или "досрочное увольнение в запас" предупреждение о неполном служебном соответствии является наказанием, предоставляющим возможность военнослужащему своим добросовестным отношением к службе избежать применения к нему упомянутых санкций по истечении года.

С подобным выводом следует согласиться, поскольку иное толкование ст. 102 Устава (что нередко случается на практике) приводит к тому, что к военнослужащему, предупрежденному о неполном служебном соответствии, до истечения года со дня наложения такого взыскания применяются указанные выше последствия этого взыскания, что, в свою очередь, по сути противоречит как ст. 91, так и непосредственно ст. 102 Устава.

В то же время необходимо отметить, что командир (начальник) в указанный "испытательный" период не лишен права воздействовать на нерадивого военнослужащего и иными методами.

Так, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая 18 января 2006 г. в судебном заседании заявление М., полагавшего, что подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения противоречит ст. 102 Устава, а поэтому подлежит отмене, указала следующее <3>.

Согласно ст. 102 Устава дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии применяется один раз за время пребывания военнослужащего на занимаемой штатной должности. Если в течение года после наложения этого взыскания прапорщик или офицер не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, то он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас.

В соответствии со ст. 104 Устава досрочное увольнение в запас с военной службы применяется в отношении военнослужащего за невыполнение им условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, а также в случаях, когда военнослужащий перестал отвечать установленным ему требованиям.

Возможность досрочного увольнения военнослужащего, проходящего службу по контракту, в связи с невыполнением им условий контракта (подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) предусмотрена и подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения.

При этом каких-либо сроков, ограничивающих возможность применения к военнослужащему положений ст. 104 Устава после наложения на него взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения не содержат.

Более того, утверждается в решении, анализ ст. 102 Устава позволяет сделать вывод о возможности увольнения военнослужащего до истечения годичного срока после наложения на него дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", поскольку указание на этот срок должно расцениваться как испытательный период, в течение которого военнослужащий образцовым выполнением воинского долга обязан доказывать исправление своего поведения и действенность наложенного взыскания.

При нежелании военнослужащего исправить свое отношение к службе он может быть представлен к досрочному увольнению за невыполнение условий контракта, связанное как с совершением нового проступка, так и с ненадлежащим исполнением общих либо специальных обязанностей до истечения годичного срока.

В таких случаях военнослужащий подлежит увольнению по инициативе командования в соответствии с Положением, а не в порядке реализации дисциплинарного взыскания.

С учетом изложенного Военная коллегия не нашла противоречий между подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения и ст. 102 Устава, а кроме того, указала, что увольнение военнослужащего после наложения на него дисциплинарного взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии — до истечения годичного срока допустимо.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2006 г. N КАС06-85 решение Военной коллегии N ВКПИ05-111 оставлено в силе.

Говоря о последствиях наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, нельзя не отметить и возможные лишения военнослужащего, выражающиеся в его материальном умалении.

Так, в соответствии с п. 4 Постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" от 19 апреля 1993 г. N 340 по итогам календарного года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей в размере 3 окладов денежного содержания. Эта же норма Постановления предоставляет право командирам отдельных батальонов, полков, соединений, командующим армиями, флотилиями, войсками округов, группами войск, флотами, им равным и вышестоящим командирам (начальникам) уменьшать военнослужащим размер вознаграждения или лишать вознаграждения полностью за упущения по службе, нарушения воинской дисциплины.

Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга (приложение N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524) предусматривают соответственно выплату премии военнослужащим за образцовое выполнение воинского долга в размере до 3 окладов денежного содержания в год.

Согласно же п. 6 вышеназванных Правил командиры (начальники) имеют право уменьшать размер указанной премии военнослужащим, находящимся в их подчинении, или лишать их премии полностью за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины <4>.

<4> Следует отметить, что п. 4 вышеназванного Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации и п. 6 названных Правил также являлись предметом рассмотрения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Консультация юриста: Предупреждение о неполном служебном соответствии

По итогам рассмотрения заявления Г., оспаривавшего законность этих норм как позволяющих, по его мнению, воинским должностным лицам по субъективному усмотрению не выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, установленное федеральным законом единовременное денежное вознаграждение и премию в связи с упущениями по службе, вынесено решение от 19 августа 2005 г. N ВКПИ05-80 об отказе в удовлетворении требований. Решение официально не опубликовано. Текст имеется в Справочно-правовой системе "КонсультантПлюс Версия 3000.02.12".

Приведенные примеры указывают на то, что в случае предупреждения военнослужащего о неполном служебном соответствии надлежащий командир (начальник) не лишен права принять еще и решение о лишении (уменьшении размера) отдельных выплат этого военнослужащего.

При этом принятие командиром (начальником) одного из таких решений вовсе не свидетельствует о том, что военнослужащий за один проступок привлекается к двум видам ответственности, как это кажется на первый взгляд.

Во-первых, лишение военнослужащего премии (вознаграждения) полностью либо частично не является каким-либо видом дисциплинарного взыскания, предусмотренного Уставом, а во-вторых, как видно непосредственно из содержания указанных норм Постановлений Правительства Российской Федерации, смысл подобных выплат заключается в том, что они являются стимулом для военнослужащих к добросовестному исполнению ими своих должностных обязанностей и образцовому выполнению воинского долга.

В данном же случае совершение военнослужащим проступка есть не что иное, как невыполнение возложенных на него обязанностей (общих, должностных, специальных, взятых на себя при заключении контракта о прохождении военной службы, — подп. "а" п. 5 ст. 4 Положения) и, как следствие, несоблюдение тех условий, при которых он мог бы претендовать на получение соответствующих выплат.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. Неблагоприятные последствия применения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии (снижение в должности или досрочное увольнение в запас) могут наступить для виновного военнослужащего лишь по истечении года после наложения этого взыскания.
  2. В случае нежелания военнослужащего, предупрежденного о неполном служебном соответствии, исправить свое поведение в течение года он может быть представлен к досрочному увольнению с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, но не в порядке реализации дисциплинарного взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии.
  3. Наложению на военнослужащего указанного дисциплинарного взыскания может сопутствовать и принятие решения командиром (начальником) о лишении его в полном объеме либо частично отдельных выплат, предусмотренных законодательством.

В законодательстве предусматриваются разные виды ответственности за совершение тех или иных неправомерных действий. Нарушения, допущенные в рамках трудовой (служебной) деятельности, влекут наложение дисциплинарных взысканий. Одним из них является объявление о неполном служебном соответствии. Что означает эта мера и какие влечет последствия, узнаем из статьи.

ФЗ № 79

В этом нормативном акте содержится ст. 57, устанавливающая перечень дисциплинарных взысканий для госслужащих. За совершение проступка должностным лицом наниматель вправе объявить:

  • Выговор.
  • Замечание.
  • Предупреждение о неполном служебном соответствии.

Самым строгим взысканием является увольнение.

Дисциплинарным проступком считается ненадлежащее выполнение либо неисполнение госслужащим служебных обязанностей, возложенных на него.

ФЗ №76 и Дисциплинарный устав

В Законе "О статусе военнослужащих" предусматривается ответственность за проступки этих граждан. Она наступает при нарушении лицом общественного порядка либо воинской дисциплины.

Последствия неполного служебного соответствия военнослужащих определены не только в ФЗ №76, но и в Дисциплинарном уставе ВС, утвержденном Указом Президента №2140 от 1993 г.

В 1 й статье Устава раскрывается понятие воинской дисциплины. В соответствии с нормой, ею называют точное и строгое выполнение правил и порядка, закрепленных в законодательстве, воинских уставах, приказах начальников (командиров). В случае нарушения установленных предписаний к виновным применяются меры ответственности, соразмерные тяжести проступков.

Что значит "неполное служебное соответствие"?

Четкого определения данному понятию в нормативных актах нет. Однако в правовых документах присутствуют критерии, которыми должны соответствовать лица, принимаемые на госслужбу или в ряды ВС. Служебное соответствие оценивается в рамках аттестации.

Исходя из установленных требований, можно определить, что неполное служебное соответствие имеет место при недостаточном уровне:

  • профподготовки, знаний своих обязанностей, готовности их исполнять;
  • личной дисциплинированности, исполнительности, требовательности к подчиненным и себе;
  • организованности в работе, умения выделить ключевое направление в обеспечении своей деятельности, способности качественно исполнять поставленные задачи, умело действовать в сложных условиях;
  • умения руководить подчиненными, сочетая высокую требовательность и обеспечение заботы о сотрудниках.

Что касается военнослужащих, то неполным соответствием также будет считаться:

  • Недостаточно полная оценка состояния подразделения, которым командует лицо, или участка, за который отвечает гражданин.
  • Ненадлежащее состояние здоровья, установленное медзаключением, недостаточная физподготовка и работоспособность.

В целом можно сказать, что неполное служебное соответствие объявляется в случае недобросовестного исполнения предписаний законодательства, недостаточной дисциплинированности лица.

Предупреждение

Предупреждая о неполном служебном соответствии, наниматель указывает должностному лицу о:

  • Низкой организации деятельности сотрудника.
  • Недобросовестном отношении к выполнению обязанностей.

Задача этой дисциплинарной меры состоит в предотвращении совершения грубых проступков, указанных в законодательстве и других нормативных актах. Кроме того, наниматель возлагает на лицо обязанность устранить нарушения, в связи с которыми сотруднику было объявлено о неполном служебном соответствии. Последствием неисполнения предписаний может быть понижение в должности или досрочное увольнение.

Нюансы

При решении вопроса о необходимости объявления о неполном служебном соответствии, наниматель должен учесть:

  • Характер проступка.
  • Условия, в которых виновный его совершил.
  • Размер нанесенного ущерба.
  • Продолжительность службы, уровень знаний порядка исполнения своих обязанностей.

Если говорить о военнослужащих, то рассматриваемое дисциплинарное взыскание может применяться только к прапорщикам (мичманам) и офицерам.

Порядок применения меры к госслужащим

Основаниями для объявления о неполном служебном соответствии являются:

  • Повторное неисполнение возложенных обязанностей.
  • Прогул.
  • Умышленное предоставление поддельных документов при поступлении на службу.
  • Нарушение правил служебной деятельности, повлекшее тяжкие последствия.
  • Лишение доступа к данным, представляющим гостайну.
  • Принятие необоснованного решения, исполнение которого повлекло ущерб. Это основание распространяется только на руководящий состав.
  • Грубое однократное нарушение обязанностей, сопряженное с неисполнением законодательных предписаний или причинением вреда.
  • Нахождение в служебное время в состоянии опьянения.
  • Совершение растраты, хищения, умышленного повреждения имущества.

Общие правила

В первую очередь для привлечения к ответственности виновного факт совершения проступка должен быть зафиксирован. Как правило, составляется акт, который подписывают 2 свидетеля.

Неполное служебное соответствие премировать можно

Кроме того, непосредственный начальник госслужащего может написать на имя руководства докладную записку.

После фиксации факта, госслужащему направляется запрос на дачу объяснений. Он может быть отправлен по почте или вручен лично под подпись.

В двухдневный срок госслужащему надлежит предоставить свои объяснения. Если этого сделано не будет, руководитель составляет акт.

По обстоятельствам происшествия проводится служебная проверка. По ее результатам составляется заключение.

На основании полученных сведений руководитель оценивает характер и тяжесть проступка, определяет размер ущерба.

После этого издается приказ. Госслужащий должен быть с ним ознакомлен. Кроме того, руководитель разъясняет ему, чем грозит неполное служебное соответствие и какими будут последствия, если лицо не исправит ситуацию.

Сроки

Привлечь госслужащего к ответственности можно в течение месяца с даты выявления факта совершения проступка. В этот срок не входят периоды:

  • Временной нетрудоспособности.
  • Отпуска.
  • Проведения проверки.
  • Отсутствия на службе по уважительным причинам.

Если нарушение было обнаружено в процессе аудиторской проверки или иной ревизии, срок, в течение которого может применяться взыскание, увеличивается до двух лет. В этот период не входит время проведения уголовного расследования.

Когда снимают неполное служебное соответствие?

Продолжительность действия санкции составляет 1 г. Для снятия взыскания сотруднику необходимо исправить нарушения. Кроме того, он должен течение года не совершать новых проступков.

Законодательство, однако, допускает и досрочное снятие взыскания по:

  • Инициативе руководителя.
  • Письменному заявлению госслужащего или ходатайству непосредственного его начальника.

Что касается военнослужащих, то снятие взыскания осуществляется в соответствии со ст. 35 Дисциплинарного устава. Это допускается, если будет установлено, что была реализована воспитательная функция санкции, а военнослужащий исправился образцовым исполнением долга.

Важный момент

Согласно 106 статье Устава, дисциплинарное взыскание может сниматься с военнослужащего в связи с истечением срока. Однако это правило не распространяется на случаи объявления о неполном соответствии. Дело в том, что эта санкция предполагает установление испытательного срока, в течение которого лицо должно исправить нарушение.

Замена более строгой мерой

Если военнослужащий не выполнил предписания руководства, наложившего на него взыскание, он может быть понижен в должности или досрочно уволен в запас. Между тем, увольнение будет считаться правомерным, если неисправление поведения лицом рассматривается как самостоятельный дисциплинарный проступок.

Исключения

В ФЗ №76 и №79 не установлены случаи, когда на виновных не могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе и предупреждение о неполном соответствии. Следовательно, меры ответственности могут применяться абсолютно ко всем военнослужащим и госслужащим. Между тем данный вывод не совсем верный.

Такие взыскания, как выговор, предупреждение и замечание могут применяться к виновным в любом случае при наличии к тому оснований. Однако уволить ни с государственной, ни с военной службы нельзя беременных женщин, матерей одиночек и некоторых других лиц, отнесенных к социально незащищенным категориям. Освобождение от должности в таких ситуациях противоречило бы не только положениям ТК, но и Конституции.

В заключение

Лицо, к которому применено взыскание, имеет ряд гарантий, установленных законодательством. В частности субъект вправе оспорить решение руководителя в суде. Как показывает практика, обжалуются в основном увольнения. Что касается объявления о неполном соответствии, то, как правило, служащие стремятся исправить свое поведение под страхом более строгой ответственности.

Разумеется, субъект может и оспорить решение, если уверен, что не допускал нарушений, а его действия полностью соответствовали установленным предписаниям. Обычно же предупреждения, выговоры, замечания выносятся правомерно, за конкретные нарушения.

В законодательстве предусматриваются разные виды ответственности за совершение тех или иных неправомерных действий. Нарушения, допущенные в рамках трудовой (служебной) деятельности, влекут наложение дисциплинарных взысканий. Одним из них является объявление о неполном служебном соответствии. Что означает эта мера и какие влечет последствия, узнаем из статьи.

ФЗ № 79

В этом нормативном акте содержится ст. 57, устанавливающая перечень дисциплинарных взысканий для госслужащих. За совершение проступка должностным лицом наниматель вправе объявить:

  • Выговор.
  • Замечание.
  • Предупреждение о неполном служебном соответствии .

Самым строгим взысканием является увольнение.

Дисциплинарным проступком считается ненадлежащее выполнение либо неисполнение госслужащим служебных обязанностей, возложенных на него.

ФЗ Дисциплинарный устав

После фиксации факта, госслужащему направляется запрос на дачу объяснений. Он может быть отправлен по почте или вручен лично под подпись.

В двухдневный срок госслужащему надлежит предоставить свои объяснения. Если этого сделано не будет, руководитель составляет акт.

По обстоятельствам происшествия По ее результатам составляется заключение.

На основании полученных сведений руководитель оценивает характер и тяжесть проступка, определяет размер ущерба.

После этого издается приказ. Госслужащий должен быть с ним ознакомлен. Кроме того, руководитель разъясняет ему, и какими будут последствия, если лицо не исправит ситуацию.

Сроки

Привлечь госслужащего к ответственности можно в течение месяца с даты выявления факта совершения проступка. В этот срок не входят периоды:

  • Временной нетрудоспособности.
  • Отпуска.
  • Проведения проверки.
  • Отсутствия на службе по уважительным причинам.

Если нарушение было обнаружено в процессе аудиторской проверки или иной ревизии, срок, в течение которого может применяться взыскание, увеличивается до двух лет. В этот период не входит время проведения уголовного расследования.

Когда снимают неполное служебное соответствие?

Продолжительность действия санкции составляет 1 г. Для снятия взыскания сотруднику необходимо исправить нарушения. Кроме того, он должен течение года не совершать новых проступков.

Законодательство, однако, допускает и досрочное снятие взыскания по:

  • Инициативе руководителя.
  • Письменному заявлению госслужащего или ходатайству непосредственного его начальника.

Что касается военнослужащих, то снятие взыскания осуществляется в соответствии со ст. 35 Дисциплинарного устава. Это допускается, если будет установлено, что была реализована воспитательная функция санкции, а военнослужащий исправился образцовым исполнением долга.

Важный момент

Согласно 106 статье Устава, дисциплинарное взыскание может сниматься с военнослужащего в связи с истечением срока. Однако это правило не распространяется на случаи объявления о неполном соответствии. Дело в том, что эта санкция предполагает установление испытательного срока, в течение которого лицо должно исправить нарушение.

Замена более строгой мерой

Если военнослужащий не выполнил предписания руководства, наложившего на него взыскание, он может быть понижен в должности или досрочно уволен в запас. Между тем, увольнение будет считаться правомерным, если неисправление поведения лицом рассматривается как самостоятельный дисциплинарный проступок.

Исключения

В ФЗ №76 и №79 не установлены случаи, когда на виновных не могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе и предупреждение о неполном соответствии. Следовательно, меры ответственности могут применяться абсолютно ко всем военнослужащим и госслужащим. Между тем данный вывод не совсем верный.

Такие взыскания, как выговор, предупреждение и замечание могут применяться к виновным в любом случае при наличии к тому оснований. Однако уволить ни с государственной, ни с военной службы нельзя беременных женщин, матерей-одиночек и некоторых других лиц, отнесенных к социально незащищенным категориям. Освобождение от должности в таких ситуациях противоречило бы не только положениям ТК, но и Конституции.

В заключение

Лицо, к которому применено взыскание, имеет ряд гарантий, установленных законодательством. В частности субъект вправе оспорить решение руководителя в суде. Как показывает практика, обжалуются в основном увольнения. Что касается объявления о неполном соответствии, то, как правило, служащие стремятся исправить свое поведение под страхом более строгой ответственности.

Разумеется, субъект может и оспорить решение, если уверен, что не допускал нарушений, а его действия полностью соответствовали установленным предписаниям. Обычно же предупреждения, выговоры, замечания выносятся правомерно, за конкретные нарушения.

Бывает так, что работодатель недоволен сотрудником — он не выполняет какие-то поручения, не справляется со своими обязанностями. Хорошо, если такой работник находится на испытательном сроке. А если он уже давно работает в организации? В таком случае у работодателя возникает вопрос: а на своем ли месте работает данный сотрудник? Как выяснить, соответствует ли работник занимаемой должности, каков порядок определения квалификации сотрудника, можно ли расторгнуть трудовые отношения из-за недостаточной квалификации, вы узнаете из статьи.

Правовая регламентация

Основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя приведены в ст. 81 ТК РФ. Одним из них является несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 указанной статьи).
Чтобы инициировать процедуру расторжения трудовых отношений по данному основанию, необходимо разобраться, что является квалификацией работника и как ее определить.
К сожалению, в трудовом законодательстве не дано четкого определения термину "квалификация работника", однако он упоминается во многих статьях. Например, в ст. 57 ТК РФ трудовая функция, которая является обязательным условием трудового договора, определена как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности, с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы. А в силу ст. 143 ТК РФ, описывающей тарифные системы оплаты труда, квалификация работника положена в основу установления тарифного разряда.

Примечание. На основании Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" первоначально квалификация присваивается образовательным учреждением после итоговой аттестации.

Но не будем перечислять все статьи, а сформулируем определение квалификации.

Для этого обратимся к Постановлению Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", в соответствии с которым квалификацией является уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы, а несоответствием квалификации — неспособность работника качественно выполнять порученную трудовым договором работу.
В основном все квалификационные характеристики содержатся в следующих нормативных актах:
Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов*(1);
Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих*(2);
— Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС)*(3).
Отметим, что в ЕТКС в настоящее время насчитывается 72 выпуска, каждый из которых посвящен отдельной отрасли или производствам. В качестве примера можно назвать:
— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.03.2008 N 135), выпуск 57, разделы "Рекламно-оформительские и макетные работы", "Реставрационные работы";
— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (утвержден Постановлением Минтруда РФ от 30.01.2002 N 4), выпуск 55, разделы "Общие профессии полиграфического производства", "Формные процессы полиграфического производства", "Печатные процессы", "Брошюровочно-переплетные и отделочные процессы", "Шрифтовое производство";
— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (утвержден Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 N 32), выпуск 48, раздел "Общие профессии производств пищевой продукции".
На основании данных нормативных актов работодатель разрабатывает должностные инструкции, в которые согласно п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 2*(4) помимо указанных в этих актах требований можно включить и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).
Определять требования к стажу и опыту, профессиональным навыкам и образованию по конкретной должности или профессии необходимо четко и единообразно, иначе при проведении процедуры аттестации, о которой мы расскажем ниже, могут возникнуть вопросы в толковании тех или иных положений инструкции.

Необходимое условие — аттестация

Как видно из п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, прекращение трудовых отношений ввиду несоответствия работника занимаемой должности зависит от итогов аттестации, проводимой в организации. По результатам этой процедуры работодатель определяет, есть ли у сотрудника необходимая для выполнения трудовой функции, указанной в трудовом договоре, компетенция. Если у работника в результате аттестации выявлено гораздо больше профессиональных навыков, чем необходимо на его рабочем месте, он становится кандидатом на повышение. Если же оказывается, что их у работника недостаточно, то формируется программа по его обучению и развитию или принимается решение о его замене.
Отметим, что порядок аттестации четко регламентирован лишь для организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов различного уровня (например, Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234, а Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 — Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений). А коммерческие организации могут использовать нормативные акты как руководство по составлению своего локального нормативного акта, закрепляющего порядок проведения аттестации.
Скажем лишь, что аттестации обычно проводится раз в три-пять лет, а первую аттестацию работника рекомендуем проводить не ранее чем через полгода.

Обратите внимание! Пленум ВС РФ в Постановлении N 2 указал, что работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе.
При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.

Поскольку доказать несоответствие работника занимаемой должности достаточно сложно, нужно с большой ответственностью подойти к разработке локальных нормативных актов. Особое внимание рекомендуем уделить составу аттестационной комиссии, ведь важно, какую квалификацию (а также профессию или специальность) будут иметь члены такой комиссии. Приведем пример. Бухгалтер был уволен по решению аттестационной комиссии, а в комиссии находились кадровик, секретарь и уборщица. При возникновении трудового спора у судей обязательно возникнет вопрос: как члены комиссии, которые ничего не понимают в работе бухгалтера, могут решить, что он не соответствует занимаемой должности?

К сведению. Статья 82 ТК РФ обязывает при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включать представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

На практике аттестационная комиссия дает следующие оценки деятельности аттестуемого сотрудника:
— соответствует занимаемой должности;
— соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
— не соответствует занимаемой должности.
В зависимости от оценки комиссия в своем решении может рекомендовать сохранить, изменить или прекратить условия трудового договора.
Результаты аттестации обязательно сообщаются работнику. Если он будет их оспаривать, подготовьте письменный аргументированный ответ, но не оставляйте без внимания жалобу сотрудника.
По результатам аттестации руководитель компании издает приказ, в котором утверждаются мероприятия по итогам аттестации и выполнению рекомендаций комиссии. На основании такого приказа кадровая служба готовит приказы о переводах или увольнении.

Обратите внимание! Руководитель компании в срок не более двух месяцев со дня аттестации может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности перевода работника можно в тот же срок расторгнуть с ним трудовой договор. По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускаются (п. 12 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденного Постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267).

Издавая приказ по итогам аттестации, работодателю стоит помнить об ограничениях, установленных ТК РФ на расторжение трудового договора по его инициативе. Так, в силу ч. 6 ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске. Исключением являются случаи ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
А статья 261 ТК РФ не допускает увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ:
— беременных женщин;
— женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
— одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет);
— других лиц, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) без матери.
Также, если аттестация проводилась в отношении несовершеннолетнего работника, следует обратить внимание на ст. 269 ТК РФ. Работодатель должен соблюсти не только общий порядок увольнения, но и получить согласие соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Так что, принимая решение о расторжении трудового договора с работником в связи с несоответствием его занимаемой должности, проверьте, не относится ли он к указанным категориям.
Заметим, что процедура аттестации должна быть оформлена документально: приказом о проведении аттестации, списками лиц, подлежащих проверке на соответствие занимаемым должностям, отзывами, отчетами и иными документами, которые позволят объективно оценить квалификацию сотрудника.

Мнение профсоюза

Если аттестуемый работник является членом профсоюза, то увольнение его по итогам аттестации усложняется, так как на основании ч. 2 ст. 82 ТК РФ необходимо учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ.

Увольнение в связи с несоответствием занимаемой должности (отсутствием квалификации)

То есть при принятии решения о расторжении трудового договора согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником — членом профсоюза работодатель должен направить в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Последний в течение семи рабочих дней со дня получения указанных документов направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
Если профсоюз не согласен с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в профсоюз проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующей государственной инспекции труда.
Отметим, что работодатель может расторгнуть трудовой договор не позднее месяца со дня получения мотивированного мнения профсоюза. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Предлагаем перевод

Даже если вы провели аттестацию, результаты которой показали, что работник не соответствует занимаемой должности, перед увольнением ему необходимо предложить перевод на другую имеющуюся работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник сможет выполнять с учетом состояния его здоровья. Причем такой перевод может быть осуществлен только с письменного согласия работника.
Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Отметим, что если коллективным или трудовым договором, соглашениями предусмотрено предложение вакансий в других местностях, работодатель также обязан их предложить.
Если контролирующим органом будет выявлено, что работодатель не предложил вакансии, имеющиеся у него, увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет признано незаконным. На это обращено внимание в п. 31 Постановления Пленума ВС РФ N 2: если работник был уволен по пункту 3 части первой статьи 81 Кодекса, то работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую имеющуюся у этого работодателя работу.

Процедура расторжения трудовых отношений

Итак, аттестационная комиссия признала работника не соответствующим занимаемой должности. Если принято решение расторгнуть трудовой договор в связи с этим, первое, что должен сделать работодатель, — предложить перевод на имеющуюся вакантную должность. Оформить его можно так.

Общество с ограниченной ответственностью "Август"

г. Нижний Новгород 08 июля 2011 года
Предложение N 8 Старшему бухгалтеру
о переводе на другую работу О.Д. Савеловой

Уважаемая Ольга Дмитриевна!

Результатами аттестации, проведенной в ООО "Август" 05.07.2011 (протокол заседания аттестационной комиссии N 4), Вы признаны не соответствующей занимаемой должности бухгалтера ввиду недостаточной квалификации. В связи с этим предлагаем Вам следующие вакантные по состоянию на 08.07.2011 должности:
1) бухгалтер — оклад 20 000 руб.;
2) секретарь — оклад 12 000 руб.
В случае отказа от предложенных вакансий трудовой договор с Вами будет расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
О своем решении (согласии на перевод или отказе от него) просьба сообщить в письменном виде до 18.07.2011 в отдел кадров (кабинет 102).

Директор Полетаев /Р.Л. Полетаев/

С предложением ознакомлена, экземпляр получила 08.07.2011, Савелова

Отметим, что работник прямо на таком предложении может написать о своем решении (о согласии на перевод, указав конкретную должность, или об отказе), например: "От предложенных вакансий отказываюсь, подпись, дата" или "Согласен на перевод на должность бухгалтера, подпись, дата".
Если работник согласен на перевод, необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору и издать Приказ о переводе по форме Т-5 *(5). При этом обязательно нужно внести запись о переводе в трудовую книжку. Этого требует п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках".
Если работник отказался от предложенных вакансий или в организации их не было, его увольняют, при этом существует два варианта развития событий:
— работник не является членом профсоюза. Тогда работодатель издает приказ по форме Т-8. В трудовую книжку в таком случае вносится следующая запись: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации";
— работник является членом профсоюза. В таком случае работодатель должен направить туда копию приказа об увольнении и копии документов, подтверждающих принятое работодателем решение. По истечении установленного ТК РФ срока работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор, издав приказ и внеся запись в трудовую книжку.

Подведем итог: увольнение работника по причине несоответствия его занимаемой должности — дело сложное и трудоемкое, ведь он может оспорить практически любое действие работодателя. Как альтернативу увольнению работника, который не справляется с работой из-за недостаточной квалификации, ну или просто не выполняет нормы труда, можно использовать иное основание для прекращения трудовых отношений. Фактически некачественное исполнение каких-то должностных обязанностей может расцениваться как ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. За это работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности в соответствии с порядком, установленным ст. 192, 193 ТК РФ, а если не исправится — расторгнуть договор по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).
Итак, перечислим, какие условия необходимо соблюсти работодателю, чтобы увольнение было признано законным:
1) увольнение отдельных категорий работников по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ законодателем не допускается;
2) увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по рассматриваемому основанию производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа;
3) расторжение трудового договора по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допускается, только если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу;
4) в организации должны быть разработаны и утверждены локальные нормативные акты, позволяющие установить, достаточна ли квалификация работника для исполнения его трудовых обязанностей;
5) недостаточная квалификация сотрудника должна быть доказана заключением аттестационной комиссии, созданной в компании. Порядок и условия проведения аттестации определяются соответствующим положением, утверждаемым руководителем организации.

————————————————————————
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367.
*(2) Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.
*(3) Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утв. Постановлением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30.
*(4) Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
*(5) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и заработной платы".

Но Лукашенко оговорился: мол, если до осени он и глава Госкомвоенпрома Олег Двигалев не исправят свои косяки – отправятся в отставку. Вслед за министрами промышленности Виталием Вовком, архитектуры Анатолием Черным и главой Витебской области Николаем Шерстневым.

Приличный генерал после такой публичной порки наверняка написал бы рапорт об уходе. Но Станислав Зась, скорее всего, этого не сделает. Как не сделал в свое время и его предшественник Юрий Жадобин.

Как не сделали в свое время генерал-полковник Леонид Мальцев, о которого фактически вытерли ноги, публично растоптали, а через некоторое время снова вернули во власть.

Более того, Леонид Мальцев через несколько лет даже нашел оправдание этому факту, заявив в одном из своих интервью примерно следующее: мол, ну я же человек военный, а военному как сказали, так он и сделал.

Почему чиновники так держатся за свои должности и как в подобных ситуациях должны вести себя уважающие себя генералы?

Генерал-полковник Павел Козловский отвечает на этот вопрос однозначно: написать рапорт.

— Нельзя терпеть подобное обращение! — считает Павел Козловский.

Несоответствие занимаемой должности как основание для увольнения

– Надо подавать рапорт. Если, конечно, выпустят в отставку – могут ведь и не подписать. Ну, а если нет – то хотя бы сам факт для истории будет засвидетельствован.

Я все время сравниваю времена того же Кебича и теперешние. Ну никогда не было такого, чтобы членов правительства так оскорбляли публично! Не имели такой привычки ни Кебич, ни Шушкевич. По-другому вопросы решались. А сегодня – налево и направо такое обращение. Высокопоставленных чиновников унижают, оскорбляют – а с них как с гуся вода!

Генерал, который ценит свое достоинство (если он его ценит, конечно!) должен подать рапорт. Это будет правильно со всех точек зрения. Не оправдал доверия – уйди!

Но у всех же разное воспитание, разный подход к службе. Сегодня в армии хамство процветает на самом высоком уровне. Иногда даже кажется, что некоторым офицерам все позволено. А вот сделать такой простой шаг – подать в отставку – многие не решаются. Кишка тонка!

Кстати, такого дисциплинарного взыскания, как полное служебное несоответствие , нет. Согласно закону о госслужбе, за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

1. замечание;

2. выговор;

3. предупреждение о неполном служебном соответствии ;

4. понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;

5. увольнение с занимаемой должности

По воинскому уставу запрещено объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных. Генералу Станиславу Засю политическое недоверие выразили публично.

Неужели этого мало, чтобы хотя бы красиво уйти с должности?

Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:

а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

В случае расторжения трудового договора по п. 8 ст. 77 ТК (ранее подп. «а» п. 3 ст. 81 ТК) работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что состояние здоровья работника в соответствии с медицинским заключением препятствовало надлежащему исполнению им своих трудовых обязанностей.

Условием увольнения по этому основанию является то обстоятельство, что работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности, однако на основании медицинского заключения выясняется, что он нуждается в предоставлении другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для коллектива работников либо обслуживаемых им граждан.

Увольнение работника по указанному основанию допускается только в том случае, если его невозможно с его согласия перевести на другую работу, поскольку в соответствии с медицинским заключением он не может выполнять никакую работу из имеющихся в организации. Под другой работой здесь понимается предоставление работнику вакантной должности (работы), как соответствующей той, которую он занимал до увольнения, так и вакантной нижестоящей должности (нижеоплачиваемой работы), которую он может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Работнику прежде всего должна быть предложена имеющаяся в организации другая работа, соответствующая его специальности, должности, квалификации, а также равнозначная по существенным условиям труда предыдущей должности (работе). В случае отсутствия такой работы работнику предлагается любая иная вакантная должность по его роду деятельности, т. е. иная имеющаяся в организации должность с учетом его образования, квалификации и опыта работы, но не совпадающая с ранее занимаемой по трудовой функции и (или) по существенным условиям труда.

При этом следует иметь в виду, что если работник отказался от перевода на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо при отсутствии в организации соответствующих вакансий трудовой договор с работником прекращается в соответствии с п. 8 ст. 77 ТК.

При увольнении в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, ему выплачивается выходное пособие в размере его двухнедельного среднего заработка. О порядке прохождения медосмотров и перечень заболеваний, являющихся препятствием для выполнения определенных видов работ, см. гл. 6 настоящей книги.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК увольнение по этому основанию допустимо при условии, что несоответствие работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, предусмотренном федеральным законом или иным нормативным правовым актом, либо в порядке, закрепленном в локальном нормативном акте организации. Учитывая это, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.

Если работник был уволен по п.

Как уволить за несоответствие занимаемой должности

3 ч. 1 ст. 81 ТК, то работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу по результатам аттестации, либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую работу в этой же организации.

При этом надо учитывать требования ч. 3 ст. 81 ТК (в редакции, действующей с 6 октября 2006 г.) о том, что увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случае возникновения трудового спора в связи с увольнением по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК суды обязаны проверять соблюдение работодателем данных требований закона.

Недостаточная квалификация работника, подтвержденная результатами аттестации, имеет место в случаях, когда существуют реальные факты, свидетельствующие о профессиональной непригодности работника. Например, работник допускает в работе брак, не может выполнить работу, так как не в состоянии освоить необходимую технологию работ, научиться пользоваться компьютерными программами и т. д. При этом недопустимо руководствоваться общим сложившимся мнением о невысоких деловых качествах работника, о его слабой профессиональной подготовке.

Расторжение трудового договора по п. 3 ст. 81 ТК из-за недостаточной квалификации недопустимо в отношении работников, которые не имеют необходимого опыта работы в связи с тем, что, например, у них непродолжительный стаж работы (менее года), с молодыми специалистами после окончания ими учебных заведений из-за того, что трудно осваивается новая техника или технология, ранее не применявшаяся на предприятии.

Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Систематизируя различные нормативные акты, регулирующие вопросы проведения аттестации, можно вывести следующие общие положения ее проведения:

а) аттестация должна проводиться периодически – не реже одного раза в два-три года;

б) для ее проведения создается специальная аттестационная комиссия, которая должна включать представителей работодателя (обычно это руководители кадровой и юридической служб, а в небольших организациях – сами руководители), независимых экспертов, в том числе и представителей выборных профорганов, трудового коллектива, высших учебных заведений профессионального образования и т. д.;

в) аттестация призвана установить деловые, профессиональные качества работника, его личный трудовой вклад, соответствие предъявляемым требованиям, определение степени необходимости повышения квалификации, определение непригодности для выполнения работы;

г) по результатам аттестации работнику может быть дана одна из следующих оценок:

– соответствует занимаемой должности (выполняемой работе);

– соответствует занимаемойдолжности (выполняемой работе) при условии устранения тех или иных обнаруженных недостатков, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии, с повторной аттестацией через год;

– не соответствует занимаемой должности. В этом случае работник может быть уволен по п. 3 ст. 81 ТК. Однако уволить работника в этом случае – право, а не обязанность работодателя, который, несмотря на отрицательные результаты аттестации, может оставить работника на прежней работе.

Журналы РОД "За права военнослужащих" > > 2005 г. > № 11

А.С. Ковалев. Предупреждение о неполном служебном соответствии: понятие, основания, последствия наложения данного взыскания

Следует отметить, что наказание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии играет двойную роль:

· во-первых, как самостоятельное взыскание, имеющее морально-психологический, воспитательный характер, направленное на исправление военнослужащим своего поведения образцовым выполнением воинского долга;

· во-вторых, как предупреждение о том, что в отношении военнослужащего в последующем может быть применено более строгое наказание в виде досрочного увольнения с военной службы или снижения в должности.
Проведя аналогию с основаниями наложения взыскания в виде досрочного увольнения в запас (ст. 104 Устава), можно прийти к выводу, что взыскание «предупреждение о неполном служебном соответствии» налагается на военнослужащего за невыполнение им условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, и в случаях, когда военнослужащий перестал отвечать установленным к нему в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» требованиям.
Важно отметить, что взыскание «предупреждение о неполном служебном соответствии» согласно ст. 102 Устава применяется один раз за время пребывания военнослужащего в занимаемой штатной должности, однако за весь период службы оно может налагаться на военнослужащего более одного раза, при условии смены им должностей.
По общему правилу наложенное на военнослужащего дисциплинарное взыскание может быть снято в соответствии со ст. 35 Устава в порядке поощрения после того, как оно сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга, а также согласно ст. 106 Устава
· в связи с истечением срока. Однако при наложении данного взыскания снятие его в связи с истечением срока исключается, поскольку в ст.

Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе

102 Устава определен срок исправления, который можно считать испытательным. Указанные выше неблагоприятные последствия могут не наступить лишь при одном условии: если военнослужащий, на которого наложено взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга, взыскание сыграло свою воспитательную роль и в связи с этим было снято.
Если в течение года, но не ранее его истечения со дня наложения взыскания, военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас. Но следует отметить, что досрочное увольнение с военной службы в запас военнослужащего, к которому применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, можно признать правомерным при условии, если неисправление им своего поведения образцовым выполнением воинского долга рассматривать в качестве самостоятельного дисциплинарного проступка.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В законодательстве предусматриваются разные виды ответственности за совершение тех или иных неправомерных действий. Нарушения, допущенные в рамках трудовой (служебной) деятельности, влекут наложение дисциплинарных взысканий. Одним из них является объявление о неполном служебном соответствии. Что означает эта мера и какие влечет последствия, узнаем из статьи.

ФЗ № 79

В этом нормативном акте содержится ст. 57, устанавливающая перечень дисциплинарных взысканий для госслужащих. За совершение проступка должностным лицом наниматель вправе объявить:

  • Выговор.
  • Замечание.
  • Предупреждение о неполном служебном соответствии.

Самым строгим взысканием является увольнение.

Дисциплинарным проступком считается ненадлежащее выполнение либо неисполнение госслужащим служебных обязанностей, возложенных на него.

ФЗ №76 и Дисциплинарный устав

В Законе "О статусе военнослужащих" предусматривается ответственность за проступки этих граждан. Она наступает при нарушении лицом общественного порядка либо воинской дисциплины.

Последствия неполного служебного соответствия военнослужащих определены не только в ФЗ №76, но и в Дисциплинарном уставе ВС, утвержденном Указом Президента №2140 от 1993 г.

В 1 й статье Устава раскрывается понятие воинской дисциплины. В соответствии с нормой, ею называют точное и строгое выполнение правил и порядка, закрепленных в законодательстве, воинских уставах, приказах начальников (командиров). В случае нарушения установленных предписаний к виновным применяются меры ответственности, соразмерные тяжести проступков.

Что значит "неполное служебное соответствие"?

Четкого определения данному понятию в нормативных актах нет. Однако в правовых документах присутствуют критерии, которыми должны соответствовать лица, принимаемые на госслужбу или в ряды ВС. Служебное соответствие оценивается в рамках аттестации.

Исходя из установленных требований, можно определить, что неполное служебное соответствие имеет место при недостаточном уровне:

  • профподготовки, знаний своих обязанностей, готовности их исполнять;
  • личной дисциплинированности, исполнительности, требовательности к подчиненным и себе;
  • организованности в работе, умения выделить ключевое направление в обеспечении своей деятельности, способности качественно исполнять поставленные задачи, умело действовать в сложных условиях;
  • умения руководить подчиненными, сочетая высокую требовательность и обеспечение заботы о сотрудниках.

Что касается военнослужащих, то неполным соответствием также будет считаться:

  • Недостаточно полная оценка состояния подразделения, которым командует лицо, или участка, за который отвечает гражданин.
  • Ненадлежащее состояние здоровья, установленное медзаключением, недостаточная физподготовка и работоспособность.

В целом можно сказать, что неполное служебное соответствие объявляется в случае недобросовестного исполнения предписаний законодательства, недостаточной дисциплинированности лица.

Предупреждение

Предупреждая о неполном служебном соответствии, наниматель указывает должностному лицу о:

  • Низкой организации деятельности сотрудника.
  • Недобросовестном отношении к выполнению обязанностей.

Задача этой дисциплинарной меры состоит в предотвращении совершения грубых проступков, указанных в законодательстве и других нормативных актах. Кроме того, наниматель возлагает на лицо обязанность устранить нарушения, в связи с которыми сотруднику было объявлено о неполном служебном соответствии. Последствием неисполнения предписаний может быть понижение в должности или досрочное увольнение.

Нюансы

При решении вопроса о необходимости объявления о неполном служебном соответствии, наниматель должен учесть:

  • Характер проступка.
  • Условия, в которых виновный его совершил.
  • Размер нанесенного ущерба.
  • Продолжительность службы, уровень знаний порядка исполнения своих обязанностей.

Если говорить о военнослужащих, то рассматриваемое дисциплинарное взыскание может применяться только к прапорщикам (мичманам) и офицерам.

Порядок применения меры к госслужащим

Основаниями для объявления о неполном служебном соответствии являются:

  • Повторное неисполнение возложенных обязанностей.
  • Прогул.
  • Умышленное предоставление поддельных документов при поступлении на службу.
  • Нарушение правил служебной деятельности, повлекшее тяжкие последствия.
  • Лишение доступа к данным, представляющим гостайну.
  • Принятие необоснованного решения, исполнение которого повлекло ущерб. Это основание распространяется только на руководящий состав.
  • Грубое однократное нарушение обязанностей, сопряженное с неисполнением законодательных предписаний или причинением вреда.
  • Нахождение в служебное время в состоянии опьянения.
  • Совершение растраты, хищения, умышленного повреждения имущества.

Общие правила

В первую очередь для привлечения к ответственности виновного факт совершения проступка должен быть зафиксирован. Как правило, составляется акт, который подписывают 2 свидетеля. Кроме того, непосредственный начальник госслужащего может написать на имя руководства докладную записку.

После фиксации факта, госслужащему направляется запрос на дачу объяснений. Он может быть отправлен по почте или вручен лично под подпись.

В двухдневный срок госслужащему надлежит предоставить свои объяснения. Если этого сделано не будет, руководитель составляет акт.

По обстоятельствам происшествия проводится служебная проверка. По ее результатам составляется заключение.

На основании полученных сведений руководитель оценивает характер и тяжесть проступка, определяет размер ущерба.

После этого издается приказ. Госслужащий должен быть с ним ознакомлен. Кроме того, руководитель разъясняет ему, чем грозит неполное служебное соответствие и какими будут последствия, если лицо не исправит ситуацию.

Сроки

Привлечь госслужащего к ответственности можно в течение месяца с даты выявления факта совершения проступка. В этот срок не входят периоды:

  • Временной нетрудоспособности.
  • Отпуска.
  • Проведения проверки.
  • Отсутствия на службе по уважительным причинам.

Если нарушение было обнаружено в процессе аудиторской проверки или иной ревизии, срок, в течение которого может применяться взыскание, увеличивается до двух лет. В этот период не входит время проведения уголовного расследования.

Когда снимают неполное служебное соответствие?

Продолжительность действия санкции составляет 1 г. Для снятия взыскания сотруднику необходимо исправить нарушения. Кроме того, он должен течение года не совершать новых проступков.

Законодательство, однако, допускает и досрочное снятие взыскания по:

  • Инициативе руководителя.
  • Письменному заявлению госслужащего или ходатайству непосредственного его начальника.

Что касается военнослужащих, то снятие взыскания осуществляется в соответствии со ст. 35 Дисциплинарного устава. Это допускается, если будет установлено, что была реализована воспитательная функция санкции, а военнослужащий исправился образцовым исполнением долга.

Важный момент

Согласно 106 статье Устава, дисциплинарное взыскание может сниматься с военнослужащего в связи с истечением срока. Однако это правило не распространяется на случаи объявления о неполном соответствии. Дело в том, что эта санкция предполагает установление испытательного срока, в течение которого лицо должно исправить нарушение.

Замена более строгой мерой

Если военнослужащий не выполнил предписания руководства, наложившего на него взыскание, он может быть понижен в должности или досрочно уволен в запас. Между тем, увольнение будет считаться правомерным, если неисправление поведения лицом рассматривается как самостоятельный дисциплинарный проступок.

Исключения

В ФЗ №76 и №79 не установлены случаи, когда на виновных не могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе и предупреждение о неполном соответствии. Следовательно, меры ответственности могут применяться абсолютно ко всем военнослужащим и госслужащим. Между тем данный вывод не совсем верный.

Такие взыскания, как выговор, предупреждение и замечание могут применяться к виновным в любом случае при наличии к тому оснований. Однако уволить ни с государственной, ни с военной службы нельзя беременных женщин, матерей одиночек и некоторых других лиц, отнесенных к социально незащищенным категориям. Освобождение от должности в таких ситуациях противоречило бы не только положениям ТК, но и Конституции.

В заключение

Лицо, к которому применено взыскание, имеет ряд гарантий, установленных законодательством.

Увольнение за несоответствие занимаемой должности

В частности субъект вправе оспорить решение руководителя в суде. Как показывает практика, обжалуются в основном увольнения. Что касается объявления о неполном соответствии, то, как правило, служащие стремятся исправить свое поведение под страхом более строгой ответственности.

Разумеется, субъект может и оспорить решение, если уверен, что не допускал нарушений, а его действия полностью соответствовали установленным предписаниям. Обычно же предупреждения, выговоры, замечания выносятся правомерно, за конкретные нарушения.

Случайные статьи

Вверх