Основы государственной службы и кадровой политики. Обязанности государственных гражданских служащих Основные права обязанности гражданского служащего

На гражданских служащих, наряду с правами, распространяются общегражданские обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

При этом ст. 15 Закона № 79-ФЗ перечислены общие для всех гражданских служащих обязанности, возведенные в разряд законодательных предписаний. Конкретизация обязанностей по должностям гражданской службы производится в административных регламентах государственных органов и в должностных регламентах гражданских служащих.

Гражданский служащий имеет две категории обязанностей - общегражданские (устанавливаемые Конституцией РФ) и служебные обязанности. Служебные обязанности гражданского служащего, так же как и права, делятся на общие, свойственные всем гражданским служащим независимо от категории и групп их должностей, и особенные - устанавливаемые в зависимости от категории и групп занимаемых ими должностей. В свою очередь особенные делятся на: особенные основные обязанности (определяются исходя из типовых квалификационных характеристик) и особенные неосновные обязанности (определяются под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий).

Общие обязанности закреплены ст. 15 Закона № 79-ФЗ. В общем виде они представлены в табл. 6.2.

соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение обусловлена тем, что гражданский служащий (представитель власти) должен прежде всего сам обеспечивать соблюдение конституционных принципов: защиту прав и свобод человека и гражданина; равноправие и полноправие граждан; законность и т.д.

Обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом обусловлена тем, что результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Обязанность гражданского служащего исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обусловлена прежде всего спецификой организации государственной власти, которая характеризуется строгой иерархичностью системы. Необходимым условием ее эффективной деятельности является при этом четкая соподчиненность гражданских служащих. Вместе с тем гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Обязанность гражданского служащего соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций имеет важное значение, поскольку согласно Конституции РФ «личность, ее права и законные интересы являются высшей ценностью».

Обязанность гражданского служащего соблюдать служебный распорядок государственного органа предусмотрена ТК РФ для всех категорий работников, она также распространяется и на гражданских служащих.

Общие обязанности гражданского служащего, связанные с осуществлением служебной деятельности

Таблица 6.2

Пункт ч. 1 ст. 15 № 79-ФЗ

Общие обязанности гражданского служащего

Соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение

Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом

Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций

Соблюдать служебный распорядок государственного органа

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей

Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство

Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей

Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера

Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства России или в день приобретения гражданства другого государства

Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами

Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта

Гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Помимо того, что гражданские служащие имеют право на подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации, они должны соответствовать замещаемой должности и иметь высокую квалификацию, а также постоянно поддерживать свой профессиональный уровень.

Гражданский служащий не имеет права разглашать сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 8 марта 2015 г.) «О государственной тайне»" и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. В целях неразглашения указанных сведений при приеме на службу, по должности которой выполнение обязанностей связано с получением сведений, составляющих государственную тайну, установлена определенная процедура допуска к таким сведениям, при отказе от прохождения которой кандидату может быть отказано в приеме на службу.

Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.

Обязанность гражданского служащего ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера следует рассматривать в качестве одного из элементов антикоррупционного механизма. В случае непредставления указанных сведений гражданскому служащему может быть отказано в поступлении и нахождении на гражданской службе.

Обязанность гражданского служащего сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства обусловлена тем, что основное требование к гражданскому служащему - наличие гражданства Российской Федерации.

Обязанность соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, выполнения обязательств связана со спецификой их труда - предоставлением государственных услуг и наличием властных полномочий. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 (ред. от 16 июля 2009 г.) утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих, причем руководствоваться этими Принципами рекомендовано и лицам, замещающим государственные должности

Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности.

Помимо вышеперечисленных обязанностей, на отдельные категории гражданских служащих законодательством возлагается обязанность прохождения дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (ред. от 24 ноября 2014 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» .

  • СЗ РФ. 1993. № 41. Стр. 8220-8235.
  • 2 СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3806.

В статье 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен перечень основных обязанностей гражданских служащих, включенных в систему особых отношений служения обществу и государству, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых отношениях. Гражданский служащий обязан:

  • 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  • 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», которые представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Правовое положение гражданского служащего / ред. консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» - www.audit-it.ru - «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит», публикация 26.06.2007 г.

Так, государственный гражданский служащий призван:

  • - исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
  • - исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
  • - соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • - проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
  • - не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся и так далее.

К служебному поведению гражданского служащего предъявляются определенные требования. Так, согласно статье 18 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий обязан:

  • 1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • 2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  • 3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
  • 4. не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  • 5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • 6. соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  • 7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  • 8. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  • 9. проявлять корректность в обращении с гражданами;
  • 10. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  • 11. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  • 12. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • 13. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • 14. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации».
  • 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Подробнее остановимся на обязанности исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Под исполнением должностных обязанностей понимается исполнение в течение служебного времени гражданским служащим своих должностных обязанностей в соответствии со служебным распорядком органа или с графиком службы, условиями служебного контракта, а также их исполнение в иные периоды, которые действующим законодательством - прежде всего Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами - отнесены к служебному времени.

В частности, как исполнение служебных обязанностей квалифицируется собственно служебная деятельность в течение рабочего времени (а если это вызвано служебной необходимостью, то и за его пределами) по исполнению замещаемой должности, включая исполнение приказов и распоряжений, отданных руководителями гражданского служащего в пределах своих полномочий. К исполнению служебных обязанностей законодательством отнесены также действия по защите государственных интересов от преступных посягательств; пребывание, следование к местам служебной командировки или прохождения лечения, как и возвращение из названых мест и др.

Вместе с тем не является исполнением служебных обязанностей нахождение гражданских служащих на отдыхе, в отпуске, нахождение на государственной службе в периоды отстранения от замещаемой должности до принятия решения о досрочном расторжении служебного контракта, урегулирования конфликта интересов или до устранения обстоятельств, послуживших основанием для недопущения к исполнению должностных обязанностей независимо от того, сохраняется или не сохраняется на этот период денежное содержание гражданского служащего. Не признаются также находившиеся при исполнении должностных обязанностей те гражданские служащие, чьи действия в процессе расследования компетентными органами квалифицированы как противоправные и обусловленные причинной связью с опьянением (алкогольным, наркотическим, токсическим), либо как умышленное уголовное или административное правонарушение при отсутствии обстоятельств необходимой обороны или крайней необходимости, исключающих ответственность.

Современное законодательство о государственной службе, возлагая на гражданского служащего обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, исходит из требования исполнения не любых, а исключительно правомочных поручений, данных в пределах компетенции соответствующего руководителя.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. Возлагая на гражданского служащего обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, законодатель требует от него исполнения не любых, а исключительно правомочных поручений, данных в пределах их компетенции.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в пункте 2 статьи 15 установил требование правомерности служебного поведения в ситуациях получения гражданским служащим неправомерных предписаний и предусмотрел различные виды ответственности.

Выход за пределы предоставленных полномочий означает, что государственный гражданский служащий исполняет свои обязанности недобросовестно, вопреки тем общественно значимым целям, ради осуществления которых эти правообязанности были на него возложены. Поэтому в зависимости от тяжести причиненного вреда порядку управления, в одном случае самовольное действие, вопреки установленным правилам осуществления своего действительного или предполагаемого права квалифицируется как административно-правовое самоуправство (ст. 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а в другом, если такими действиями причинен существенный вред и их правомерность оспаривается организацией или гражданином. Они образуют состав уголовно-правового самоуправства (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации). Служебное право (Государственная гражданская служба): Учебное пособие / Общ. ред. Барциц И.Н. - М.: ИКЦ «МарТ», 2007. - С. 166

При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, как мы уже выше отмечали, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Важной особенностью правового статуса государственного служащего является то, что на него распространяются обширные правоограничения, нормативно закрепленные применительно к государственным гражданским служащим в статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но этот вопрос является уже темой для другой работы.

Комментарий к статье 15

1. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ является прямой обязанностью каждого государственного служащего как элемента органа государственной власти, как должностного лица и как гражданина.

Следует особо подчеркнуть, что требование соблюдения норм права в связи со специальным административно-правовым статусом гражданского служащего существенно усиливается в связи с особым правовым режимом функционирования служащего как представителя государства. Данное положение обусловлено и такой общегосударственной целью (а следовательно, и основной целью системы органов государственной власти), как обеспечение законности.

Существенная особенность реализации положений комментируемой статьи состоит в определении параметров содержания и объема обязанностей по соблюдению законодательства для гражданского служащего. Так, во-первых, для гражданских служащих обязательны все предусмотренные нормами права общегражданские обременения (например, платить законно установленные налоги и сборы); во-вторых, в силу неразрывной связи служащих и государства на них налагаются общегосударственные обязанности, которые должны быть приоритетны в деятельности служащих (например, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, признание человека высшей ценностью); в-третьих, должны быть исполнены специфические обязанности, предусмотренные отдельными нормативными актами, регулирующими осуществление служебных полномочий в определенной сфере (например, обязательность государственной дактилоскопической регистрации определенных гражданских служащих); в- четвертых, должны быть реализованы обязанности, связанные с ограничениями (например, ограничение свободы слова, выражающееся в обязанности воздерживаться (не допускать) от публичных высказываний, суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей); в-пятых, правовыми нормами (актами) предусматриваются и должностные обязанности, которые также должны быть исполнены гражданским служащим в соответствии с заключенным служебным контрактом; в- шестых, на гражданских служащих возлагаются и этические обязанности, установленные различными правовыми актами (например, не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство).

Самостоятельное и приоритетное значение имеет закрепляемая п. 1 ч. 1 комментируемой статьи обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию РФ, поскольку в случаях несоответствия ей иных правовых актов служащий обязан руководствоваться именно конституционными положениями. Можно констатировать обязанность глубокого познания правовой базы и определенной оценочной работы правоприменителя.

Другая особенность связана с двойным регулированием гражданской службы - на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Очевидно, что для регионального гражданского служащего объем правовых предписаний дополняется уровнем знания норм федерального законодательства в целях недопущения исполнения неправомерного установления регионального правового акта.

Из этого вытекает и еще одна обязанность, непосредственно связанная с обязанностью соблюдения данного Закона, - обязанность отказа от исполнения "некачественной", "порочной" правовой нормы, хотя прямого нормативного указания для такого поведения гражданского служащего не устанавливается.

И последнее, что важно отметить, - качественное исполнение обязанностей гражданскими служащими является наилучшей гарантией прав и свобод граждан, а также законности государственного управления. Именно поэтому в п. 6 Примерной формы служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159, отдельно оговаривается, что "гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные статьей 15 Федерального закона, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами".

Обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом - одна из основных, в значительной мере выражающих сущность его правового положения, обусловленную публично-правовым характером гражданской службы. По содержанию п. 2 ч. 1 комментируемой статьи данная обязанность относится к существу служебной деятельности, к непосредственному исполнению должностных обязанностей по конкретной должности.

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. Таким образом, обязанность исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом указана в Законе дважды: она включена в число законодательных предписаний, определяющих специфику правового статуса гражданского служащего, а также указана в качестве обязанности, которая возлагается на гражданина, поступающего на гражданскую службу, и на гражданского служащего непосредственно при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы.

Должностной регламент гражданского служащего - один из основных документов, в соответствии с которым осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего. Этот документ утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Содержание должностного регламента определяется ст. 47 Закона.

Устанавливая обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, Закон определяет одновременно, что, во-первых, в служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ и, во-вторых, запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ч. 7 ст. 24 Закона).

В ст. 57 Закона неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей определено как дисциплинарный проступок, за совершение которого представитель нанимателя имеет право применить предусмотренные указанной статьей дисциплинарные взыскания.

Учитывая значимость исполнения должностной обязанности, в ст. 52 Закона установлено, что гражданским служащим гарантируются условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Данная гарантия, введенная в качестве одной из основных государственных гарантий, предоставляемых гражданским служащим, призвана обеспечить их правовую и социальную защищенность, повысить мотивацию эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепить стабильность профессионального состава кадров гражданской службы.

Согласно п. 3 ч. 1 комментируемой статьи гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. Данная обязанность является одним из примеров конкретизации таких принципов государственной службы, как законность и подчиненность. Законность означает не только четкое закрепление в нормативных правовых актах полномочий руководителей государственных органов и их структурных подразделений, но и безусловное исполнение гражданскими служащими данных им в соответствующих пределах поручений. Публично-правовая природа гражданской службы предполагает иерархическую подчиненность гражданских служащих. Вышестоящие руководители в пределах своей компетенции имеют право отдавать нижестоящим по должности гражданским служащим приказы, распоряжения и указания, которые являются обязательными для исполнения и должны быть выполнены в указанные сроки.

Исключением здесь являются ситуации, когда гражданский служащий получает от руководителя неправомерное поручение. Закон разрешает гражданскому служащему не исполнять такое поручение. В случае же его исполнения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (см. комментарий к ст. 15).

Пункт 4 ч. 1 комментируемой статьи содержит требование к гражданскому служащему соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. Данное положение конкретизирует содержание и смысл правовых норм, установленных ст. 2, 17, 18, 45 Конституции РФ, о том, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В ст. 18 Конституции РФ подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Реализация гражданским служащим своих должностных обязанностей направлена на достижение социально полезных целей, обеспечение интересов общества, организаций и отдельных граждан. Соблюдение при этом прав и законных интересов означает воздержанность гражданского служащего от совершения неправомерных действий (бездействия), способных причинить вред гражданам или организациям.

Нарушение гражданским служащим личных, политических или социально-экономических прав и свобод граждан, законных интересов организаций влечет за собой наступление юридической ответственности. В зависимости от характера и тяжести причиненного вреда гражданский служащий может быть привлечен к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.

Сам факт нарушения прав и законных интересов граждан и организаций квалифицируется как дисциплинарный проступок, за совершение которого на гражданского служащего налагается дисциплинарное взыскание согласно ст. 57 Закона (см. комментарий к данной статье).

Административная ответственность гражданских служащих может наступать за самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам (ст. 19.1 КоАП). Если аналогичные действия гражданского служащего причинили существенный вред и их правомерность оспаривается организацией или гражданином, то такого рода деяние подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 330 УК.

Кроме того, гражданские служащие могут нести уголовную ответственность за присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 УК) или служебный подлог, т.е. внесение в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК).

Для гражданских служащих, являющихся должностными лицами (как правило, это гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители" и категории "специалисты", в должностные обязанности которых входит исполнение контрольно-надзорных функций и полномочий), действующим законодательством установлена повышенная уголовная ответственность за допущенные при исполнении должностных обязанностей нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. Так, должностные лица гражданской службы несут ответственность за существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в случаях злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК), их превышения (ст. 286 УК), халатности (ст. 293 УК).

Гражданско-правовую ответственность указанные лица несут по ст. 1069 ГК, в соответствии с которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта государственного органа, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ч. 1 ст. 1064 ГК).

В п. 5 ч. 1 комментируемой статьи установлена обязанность гражданского служащего соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего служебного распорядка.

Правила осуществления служебной деятельности закрепляются в служебном распорядке государственного органа. Этот акт утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Однако порядок учета мнения выборного профсоюзного органа этим Законом не установлен. В связи с этим в силу ст. 73 Закона возможно применение ст. 372 ТК, которая регламентирует процедуру учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов. В соответствии с этой нормой представитель нанимателя должен направить в выборный профсоюзный орган проект служебного распорядка и обоснование к нему (пояснительную записку). Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта должен направить в письменной форме руководителю государственного органа свое мотивированное мнение о необходимости принятия такого локального нормативного акта, сроки введения его в действие и содержание. Когда профсоюзный орган возражает против принятия служебного распорядка или предлагает внести изменения и дополнения в проект, проводятся консультации для достижения взаимоприемлемого решения. Если согласование не достигнуто, оформляется протокол разногласий, после чего представитель нанимателя вправе утвердить служебный распорядок, определив его содержание по своему усмотрению. Выборному профсоюзному органу предоставляется правило обжаловать принятый акт в федеральную инспекцию труда или в суд. Этим правом профсоюз может воспользоваться, если при утверждении служебного распорядка нарушены требования законодательства либо содержание данного правового акта противоречит закону.

При отсутствии в государственном органе выборного профсоюзного органа представитель нанимателя принимает служебный распорядок государственного органа единолично.

Содержание служебного распорядка государственного органа не определено. Однако в нем должен найти отражение режим службы (работы) и времени отдыха. В связи с этим представляется уместным обратиться к трудовому законодательству, которое предусматривает, что в правила внутреннего трудового распорядка могут включаться положения, определяющие в соответствии с федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права и обязанности работников и работодателя, применяемые к работникам меры поощрения (ст. 1, 6, 9 ТК).

В Приложении 5 приводятся примерная структура и типовое содержание служебного распорядка федерального государственного органа.

Обусловленность установления обязанности поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи), продиктована тем, что в условиях усложнения социально-экономических процессов в рамках сопутствующих им проводимых в стране реформ и постоянно меняющегося законодательства без систематического повышения квалификации гражданские служащие не смогут решать поставленные перед ними задачи.

Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, вытекает из требования к гражданскому служащему исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. В этой связи в соответствии с ч. 2 ст. 62 Закона повышение квалификации гражданского служащего должно осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Норма, установленная в п. 7 ч. 1 комментируемой статьи, обязывает гражданского служащего не разглашать сведения, составляющие: 1) государственную тайну; 2) иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Понятие государственной тайны определено в Законе РФ "О государственной тайне". Под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Сведения, относимые к государственной тайне, указаны в ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне". Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в ред. от 11 февраля 2006 г.) .

СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775; 1998. N 5. Ст. 561; 2001. N 24. Ст. 2418, N 38. Ст. 3724; 2002. N 22. Ст. 2074; 2005. N 10. Ст. 807; 2006. N 8. Ст. 892.

Всем гражданским служащим, если это требуется для исполнения должностных обязанностей, производится оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом гражданские служащие предупреждаются об ответственности за их разглашение. В соответствии со ст. 26 Закона РФ "О государственной тайне" гражданские служащие, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. В частности, в уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за государственную измену (ст. 275 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), а также за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК).

К иным видам охраняемой федеральным законом тайны относятся коммерческая и налоговая тайна. Определение коммерческой тайны дано в ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) . В соответствии с ч. 2 ст. 13 данного Закона должностные лица органов государственной власти, государственные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением предусмотренных законом случаев.

СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283; 2006. N 6. Ст. 636, N 52 (ч. 1). Ст. 5497.

Понятие налоговой тайны вытекает из ст. 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) . Гражданские служащие, исполнение должностных обязанностей которыми связано с использованием сведений, составляющих коммерческую или налоговую тайну, в случаях ее незаконного разглашения в зависимости от наступивших последствий привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой (ст. 139 ГК), административной (ст. 13.14 КоАП) либо уголовной ответственности (ст. 183 УК).

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 1999. N 28. Ст. 3487; 2000. N 2. Ст. 134; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711.

Сведения, ставшие известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, включают в себя две разновидности. Первая - это сведения, составляющие служебную тайну. Служебная тайна - это конфиденциальная информация, которая стала доступна гражданскому служащему в процессе исполнении им своих должностных обязанностей. Орган государственной власти вправе относить к служебной тайне сведения, полученные им в процессе управленческой деятельности, если их распространение может воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами. Гражданский служащий, допустивший разглашение служебной тайны, привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Законом N 79-ФЗ.

В перспективе правовой режим служебной тайны будет установлен в специальном законе. 5 апреля 2006 г. проект Федерального закона N 124871-4 "О служебной тайне" повторно внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Ко второй группе относятся сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Требование о неразглашении гражданским служащим этих сведений прямо вытекает из конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ). Часть 1 ст. 24 Конституции определяет, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Правовой режим этих сведений определяется в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" . Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

Статья 10 данного Закона содержит общий запрет на распространение персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни без письменного согласия на это субъекта персональных данных. Лица, виновные в нарушении этих требований, в том числе и гражданские служащие, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность (ст. 24). В частности, по ч. 2 ст. 137 УК гражданский служащий может быть привлечен к уголовной ответственности за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Как предусмотрено п. 8 ч. 1 комментируемой статьи, одна из основных обязанностей гражданского служащего - беречь имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей, - конкретизируется как в служебном контракте, так и в служебном распорядке государственного органа. В этом случае в обязанности гражданского служащего могут вменяться не только вопросы сбережения государственного имущества, но и рационального расходования материалов и других ресурсов, условий хранения материальных ценностей и документов. При наличии вины гражданского служащего в случае нанесения им материального ущерба, причиненного представителю нанимателя в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия), может наступить его материальная ответственность. При этом вина может быть признана гражданским служащим добровольно, а при наличии спора - судом. Материальная ответственность гражданского служащего в этом случае реализуется, в первую очередь, на основе трудового законодательства, в частности гл. 39 ТК о материальной ответственности работника.

Важным инструментом в обеспечении обязанности гражданского служащего беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей, является проведение инвентаризации материально-технической базы государственного органа, в том числе на основе существующих инвентаризационных форм, принятых в бухгалтерском учете в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в ред. от 18 ноября 2006 г.) и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 2). Ст. 52; 2003. N 28. Ст. 2940, N 33. Ст. 3270; 2006. N 48. Ст. 5028.

Финансовая газета. 2000. N 47; 2003. N 22.

Законом N 79-ФЗ предусмотрена ответственность гражданского служащего за несбережение государственного имущества. Так, с гражданским служащим в случаях совершения по месту службы хищения чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, или совершения виновных действий при непосредственном обслуживании денежных или товарных ценностей, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему представителя нанимателя, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен со службы. Кроме того, с гражданским служащим, замещающим должность категории "руководители", в случаях принятия им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа или однократного грубого нарушения своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу, служебный контракт также может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен со службы (см. комментарий к ст. 37).

По решению представителя нанимателя или лица, им уполномоченного, в отношении гражданского служащего, причинившего вред государственному органу в результате дисциплинарного проступка, проводится служебная проверка для объективного, полного и всестороннего установления характера и размера этого вреда.

При этом гражданский служащий, в отношении которого проводится проверка, может быть по решению представителя нанимателя временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания (см. комментарий к ст. 59).

Сведения, указанные в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи, необходимо разделить на две основные части. Первая часть - сведения о гражданском служащем и членах его семьи. Вторая часть - сведения о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

Сведения о себе и членах своей семьи представляются гражданским служащим в государственный орган в соответствии со ст. 26 и 42 Закона при приеме на гражданскую службу в анкете установленной формы. Форма анкеты утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р. При этом в целях актуализации сведений о гражданском служащем и членах его семьи кадровая служба государственного органа должна в соответствии с подп. "ж" п. 19 Положения о персональных данных госслужащего знакомить его не реже одного раза в год с документами его личного дела и вносить изменения, произошедшие с ним и членами его семьи, в сведения, указанные в этой анкете.

СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2192.

Обязанность представления сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера следует рассматривать как одно из направлений в обеспечении принципа, предусмотренного Законом, о доступности информации о гражданской службе и как форму антикоррупционных действий государства в системе гражданской службы. Конкретные вопросы, связанные с представлением гражданским служащим сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера, подробно рассматриваются в комментарии к ст. 20 Закона.

В п. 10 ч. 1 комментируемой статьи закреплена обязанность гражданских служащих сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства. Эта обязанность вытекает из понятия гражданского служащего (см. комментарий ст. 13), в котором наличие у гражданского служащего гражданства Российской Федерации предусмотрено в качестве непременного признака. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство является обязательной предпосылкой для обладания гражданским служащим в полном объеме конституционными и специальными правами, возложения на него предусмотренных Конституцией РФ и законодательством о гражданской службе обязанностей, а также для надлежащей защиты его прав и законных интересов.

Наличие гражданства является одним из обязательных условий для поступления и нахождения на гражданской службе. Согласно ст. 21 Закона, право поступления на гражданскую службу имеют только граждане Российской Федерации. Оно не предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ. В ст. 16 Закона к ограничениям, связанным с гражданской службой, в частности, относятся: а) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства; б) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ. Правоотношения, связанные с возникновением юридических фактов выхода из российского гражданства либо приобретением гражданства другого государства, влекут юридические последствия, означающие, что в таких случаях гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

Приобретение гражданства другого государства без выхода из гражданства Российской Федерации (двойное гражданство) является основанием для прекращения с гражданским служащим служебного контракта и увольнения его с гражданской службы при условии, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В настоящее время международные договоры, касающиеся данной проблемы, заключены только с Таджикистаном и Туркменистаном. В данных договорах урегулированы такие вопросы, как военная служба, социальное обеспечение и объем других прав и свобод граждан, имеющих двойное гражданство. Однако право поступления указанной категории лиц на гражданскую службу в них специально не оговорено.

Федеральный закон от 15 декабря 1996 г. N 152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства" // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5683; Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. N 41-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства" // СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3192.

Пункт 11 ч. 1 комментируемой статьи обязывает гражданского служащего соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты. Соответствующие перечни установлены в ст. 16 - 18 Закона (см. комментарии к указанным статьям). Кроме того, запреты для гражданских служащих могут быть установлены и в других федеральных законах. Например, в ч. 2 ст. 13 Федерального закона "О коммерческой тайне" содержится запрет на использование гражданским служащим информации, составляющей коммерческую тайну, в корыстных или иных личных целях.

Гражданский служащий обязан в соответствии с п. 12 ч. 1 комментируемой статьи сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Должностные обязанности возлагаются на гражданских служащих исключительно для выполнения задач и функций государственных органов в общественно полезных целях. Объем и содержание должностных обязанностей конкретного гражданского служащего вытекают из соответствующих нормативных правовых актов, должностного регламента и служебного контракта, заключенного им с представителем нанимателя. Вся практическая деятельность гражданского служащего должна быть направлена на добросовестное выполнение служебного долга, обеспечение интересов государственной гражданской службы, исключение личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи и других родственников (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

На практике возможны ситуации, когда личная заинтересованность гражданского служащего может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, приведет к возникновению противоречия с интересами гражданской службы. Например, при выполнении гражданским служащим иной оплачиваемой работы. В этом случае имеет место конфликт интересов (см. комментарий к ст. 19), для предупреждения которого гражданский служащий обязан проинформировать о своей личной заинтересованности представителя нанимателя в письменной форме.

1.1. Федеральным законом от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к указанию стоимостных показателей" обновлено содержание комментируемой статьи. Им введена ч. 1.1, дополнившая перечень основных обязанностей гражданских служащих обязанностью указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента РФ. Возложение данной обязанности этим же Законом распространено и на членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Одним из федеральных законов, в соответствии с требованиями которого реализуется данная обязанность, назван Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (в ред. от 12 апреля 2007 г.) , ст. 5 которого дополнена следующим положением: "7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте".

СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232, N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 839, N 16. Ст. 1828.

Смысл новой обязанности заключается в том, чтобы в своей официальной деятельности гражданские служащие, равно как и российские парламентарии, в случаях, когда необходимо указывать цену каких-либо товаров, услуг, иных имеющих ценовую стоимость предметов, оцениваемых объектов и т.п., называли ее прежде всего в российской валюте, денежной единицей которой является рубль. Отныне именно рубль, а не иностранная валюта или некие денежные суррогаты, выражаемые "условными единицами", должны использоваться в служебной переписке, публичных выступлениях и других формах служебной деятельности, осуществляемой в собственно должностном статусе.

Реализация этой обязанности гражданскими служащими юридически вступает в силу с 1 июля 2007 г.

2. Гражданская служба в Российской Федерации основана на принципе подчиненности, поэтому Закон возлагает на гражданских служащих обязанность исполнять поручения, т.е. приказы, распоряжения, указания, соответствующих руководителей - непосредственных и вышестоящих, изданные ими в пределах их должностных полномочий.

Однако все поручения руководителей гражданский служащий исполняет под личную ответственность за правомерность своих действий. Таким образом, получая поручение, гражданский служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону и государственным интересам. При этом поиск государственно полезной цели также следует считать условием правомерности его действий.

В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение руководителя. Если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности полученного поручения, гражданский служащий обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю, так и руководителю, давшему поручение. При этом гражданский служащий обязан обосновать неправомерность полученного поручения и указать положения законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме.

В случае подтверждения руководителем поручения, в правомерности которого сомневается гражданский служащий, последний в письменной форме обязан отказаться от его исполнения. Таким образом, в ч. 2 комментируемой статьи определяется порядок действий гражданского служащего в случае получения от руководителя неправомерного поручения, а также подчеркивается значение личной ответственности гражданского служащего, который обязан самостоятельно, профессионально и ответственно решать вопросы правомерности поручений своих руководителей.

3. В ч. 3 комментируемой статьи определяется, что исполнение неправомерного поручения является правонарушением. В этом случае и гражданский служащий, исполнивший неправомерное поручение, и руководитель, давший это поручение, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Исполнение неправомерных поручений руководителей означает, что гражданский служащий исполняет свои служебные обязанности бездумно, непрофессионально и недобросовестно, вопреки государственным интересам, ради осуществления которых гражданский служащий добровольно принимает на себя обязанности добросовестного несения гражданской службы и ему предоставляются соответствующие права. Именно поэтому в соответствии с диспозицией правовой нормы, изложенной в ч. 3 комментируемой статьи, гражданский служащий не может освобождаться от юридической ответственности за неправомерное исполнение незаконного поручения руководителя.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает ограничение применительно к гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы (см. п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона).

Вопросы, связанные с урегулированием конфликта интересов на гражданской службе, рассмотрены в ст. 19 Закона. Вместе с тем, рассматривая совокупность понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", содержащихся в данной статье, а также содержание Закона в целом, можно отметить, что использование формулировки "конфликт интересов" зачастую охватывает более широкий круг отношений, нежели те, которые затронуты в ст. 19 Закона.

Запрет, установленный для лиц, замещающих должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей, в части невозможности представления ими интересов гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа явно не обусловлен возможностью получения в этом случае данной категорией гражданских служащих какой-либо материальной выгоды.

В силу предписаний ч. 4 ст. 9 Закона должности категории "руководители" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей.

Ограничение, содержащееся в ч. 4 комментируемой статьи, предусмотрено только для высшей группы должностей категории "руководители". Такое положение данных лиц обусловлено спецификой прохождения гражданской службы и существованием ограничений для гражданских служащих любого государственного органа в целом. Так, согласно п. 15 ч. 1 ст. 17 Закона гражданским служащим запрещается прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. В соответствии со ст. 142 ТК государственные служащие не вправе приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы.

Предъявление повышенных требований к гражданским служащим и ограничение их в ряде прав по сравнению с иными лицами, состоящими в трудовых отношениях, влекут за собой необходимость организации представителем нанимателя определенной системы управления, в которой, в отличие от наиболее традиционного наделения большинством управленческих функций руководителя организации и его заместителей, крайне важно наличие дополнительных управленческих звеньев. Именно поэтому к числу лиц, входящих в категорию "руководители", Закон также относит, в частности, руководителей структурных подразделений государственного органа и их заместителей.

Часть 4 комментируемой статьи формулирует ограничение как невозможность представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе. Данную формулировку можно рассматривать как отсутствие у упомянутой категории гражданских служащих права быть избранными на выборную должность в органе профессионального союза, а также обращаться в данный орган с целью защиты интересов гражданских служащих. В то же время это не означает отсутствия у лиц, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей, права быть членом профессионального союза.

Установленное ограничение действует только в период замещения должности категории "руководители" высшей группы должностей.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает обязательность дактилоскопической регистрации как для федеральных гражданских служащих, так и для гражданских служащих субъекта РФ.

Перечень должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 386 (в ред. от 30 декабря 2005 г.) . В него включены также должности федеральной государственной службы в ФНС России и ее территориальных органах, Минтрансе России, Ространснадзоре, Росавиации и их территориальных органах, предусмотренные соответствующими разделами Реестра должностей госслужбы.

СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1828; 2001. N 8. Ст. 750; 2004. N 8. Ст. 663; 2006. N 3. Ст. 297.

При определении круга лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, необходимо учитывать, что в соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 гражданские лица, замещающие должности, которые учреждены для замещения военнослужащими, проходящими службу по контракту, или сотрудниками, имеющими специальное звание, в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, после 1 февраля 2005 г. считаются федеральными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной гражданской службы.

Цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (в ред. от 18 июля 2006 г.) . Закон устанавливает основные требования к проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации.

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3806; 2001. N 11. Ст. 1002; 2002. N 30. Ст. 3032, 3033; 2003. N 27. Ст. 2700; 2004. N 18. Ст. 1687, N 27. Ст. 2711; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3420.

Под государственной дактилоскопической регистрацией понимается деятельность, осуществляемая указанными в данном Законе органами исполнительной власти по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека. Дактилоскопической информацией является информация об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности. Дактилоскопическую информацию содержат материальные носители - дактилоскопические карты, которые изготавливаются на соответствующих бланках посредством типографской краски путем отпечатывания папиллярных узоров пальцев каждой руки регистрируемого лица и систематизируются с помощью специальных формул, а также носители магнитной или иных видов записи. Систематизированная совокупность дактилоскопической информации образует информационный массив.

Экземпляр материального носителя, помимо дактилоскопической информации, должен содержать следующие данные:

Фамилию, имя, отчество, гражданство, пол, дату и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства (по месту пребывания) лица, прошедшего обязательную дактилоскопическую регистрацию;

Наименование органа исполнительной власти, получившего дактилоскопическую информацию;

Основание и дату проведения дактилоскопической регистрации.

Дактилоскопия - раздел науки криминалистики, изучающий строение кожных узоров рук в целях криминалистической идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступников. Согласно теории криминалистики под дактилоскопией понимается раздел науки криминалистики, изучающий строение кожных узоров рук в целях криминалистической идентификации личности. Дактилоскопическая информация трактуется в Законе несколько шире общепринятого понятия. Очевидно, что включение в понятие "дактилоскопическая информация" также информации о личности человека предполагает возможность получения в ходе государственной дактилоскопической регистрации и иных данных о личности, позволяющих идентифицировать ее в случае необходимости. В настоящее время это, например, анкетные данные, дактилоскопическая формула зарегистрированного, признаки внешности, сведения об образе жизни, связях, привычках и иных характеризующих данных пропавшего лица, сведения о судимости. Следовательно, при осуществлении государственной дактилоскопической регистрации по смыслу закона допустимо не только дактилоскопирование (т.е. снятие отпечатков пальцев), но и выяснение необходимых для идентификации данных о личности.

См.: Криминалистика. М., 1963. С. 206 - 221.

См.: Популярно-правовой альманах МВД России // Профессионал. 1999. N 1(28).

Таким образом, деятельность, связанная с установлением или подтверждением личности человека, заключается в осуществлении возможности идентификации личности в соответствии с имеющейся в информационном массиве информацией.

Государственная дактилоскопическая регистрация может быть осуществлена с единственной целью идентификации личности. Под идентификацией понимается установление тождества, полного совпадения. Целями использования дактилоскопической информации являются:

Розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Установление по неопознанным трупам личности человека;

Установление личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;

Подтверждение личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также предупреждение и выявление административных правонарушений.

Учитывая заданные цели использования дактилоскопической информации, законодателем установлен ограниченный круг лиц, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации.

Так, обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат граждане, проходящие службу:

В органах внутренних дел;

Органах федеральной службы безопасности;

Органах внешней разведки;

Органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Органах государственной налоговой службы;

Органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Органах и подразделениях службы судебных приставов;

Таможенных органах;

Органах государственной охраны;

Учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований РФ;

Члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации РФ.

Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации граждан возложено на государственные органы, в которых осуществляется государственная служба. Порядок проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации определенной категории лиц устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих органов государственной власти.

Так, порядок дактилоскопирования сотрудников органов Госнаркоконтроля установлен Приказом Госнаркоконтроля России от 28 января 2004 г. N 18 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" , в МЧС России - Приказом МЧС России от 22 августа 2001 г. N 366 "О проведении государственной дактилоскопической регистрации в МЧС России" . Органы внутренних дел при проведении дактилоскопической регистрации руководствуются Приказом МВД России от 19 мая 1999 г. N 417 "О проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России" . Дактилоскопическая регистрация гражданских служащих ФНС России проводится на основании Приказа ФНС России от 7 октября 2005 г. N САЭ-3-15/496@ "О проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы".

БНА. 2004. N 11.

БНА. 2001. N 40.

БНА. 1999. N 30.

Функции по формированию единого массива дактилоскопической информации осуществляют органы внутренних дел на основании Постановления Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1543 "Об утверждении Положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органы внутренних дел" (в ред. от 30 декабря 2005 г.) , а также Приказа МВД России, МЧС России, Минобороны России, МНС России, Минюста России, ГТК

России, СВР России, ФСВТ России, ФСЖВ России, ФМС России, ФСБ России, ФСНП России, ФСО России, ФПС России и ФАПСИ от 17 ноября 1999 г. N 643, 531, 549, АП-3-24/364, 331, 786, 82, 112, 363, 96, 423, 413, 357, 620, 189 "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации" .

СЗ РФ. 1999. N 1. Ст. 193; 2006. N 3. Ст. 297.

БНА. 2000. N 4.

Государственные органы, ответственные за проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации, и государственные органы, имеющие право на использование дактилоскопической информации, обеспечивают защиту дактилоскопической информации, составляющей служебную тайну. Должностные лица указанных органов несут ответственность за нарушение правил хранения и незаконное использование этой информации в соответствии с гражданским, уголовным и административным законодательством.

Особенности правового регулирования прохождения государственными гражданскими служащими государственной службы касаются всего комплекса отношений, возникающих между государственным служащим и соответствующим государственным органом как сторонами трудового правоотношения. В частности, прав, обязанностей, непосредственно связанных с исполнением государственной службы, порядка и условий аттестации, переподготовки и повышения квалификации, оплаты труда, ежегодных отпусков, условий и порядка поощрений за добросовестное исполнение государственной службы, гарантий социальной защиты государственных гражданских служащих, а также их ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Исполнение государственной службы по той или иной государственной должности означает выполнение государственными гражданскими служащими определенных обязанностей, закрепленных в соответствующих законодательных актах, должностных инструкциях и служебных контрактах.

В соответствии со статьей 15 Закона о государственной гражданской службе в период прохождения государственной службы государственный служащий обязан:

1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленные законодательством Российской Федерации;

4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;



10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11. соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим федеральным законом и другими федеральными законами;

12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случае и порядке, установленных федеральным законом.

Требования соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов обязывает гражданского служащего осознанно подчинять свое поведение, как на государственной гражданской службе, так и в сфере внеслужебных отношений критериями «конституционного» строя, требованиям закона и законности, государственным интересам.

Любой государственный или муниципальный орган, любая должность государственной гражданской службы учреждаются исключительно в публичном, а не частном интересе, и гражданский служащий, органически связанный с государством, с осуществлением его задач и функций, тем самым обязывается исполнять свою должность в соответствии с принципами Конституции Российской Федерации.

Строгое следование в повседневной правоприменительной деятельности требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов характеризуется не только профессионализм гражданского служащего, но практически всю совокупность его деловых и личностных качеств. Поэтому при аттестации и проведении конкурсного замещения должностей, формировании кадрового резерва выдвижения и т. п. выполнение данного требования выступает важнейшим критерием оценки эффективности деятельности конкретного гражданского служащего.

Требование соблюдать конституцию и иные нормативные акты Российской Федерации и ее субъектов сопряжено с предписаниями исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, а также поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их компетенций.

Должностной регламент включает три группы требований в каждой из категорий и групп должностей гражданской службы: требования

1. к уровню профессионального образования;

2. к стажу гражданской службы или стужу работы по специальности;

3. к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Результаты исполнения гражданскими служащими требований должностного регламента учитываются при оценке его профессиональной служебной деятельности в рамках процедур аттестации, квалификационного экзамена, включение в кадровый резерв или поощрение гражданского служащего, конечно же, они учитываются и при проведении конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы.

Под исполнением должностных обязанностей, предусмотренных федеральным законом о государственной гражданской службе, понимается исполнение в течение служебного времени гражданским служащим своих должностных обязанностей в соответствии со служебным распорядком органа или с графиком службы, условиями служебного контракта, а также их исполнение в иные периоды, которые действующим законодательством отнесены к служебному времени. К исполнению служебных обязанностей законодательством отнесены также действия по защите государственных интересов от преступных посягательств; пребывание, следование к местам служебной командировки или прохождения лечения и др.

Вместе с тем не является исполнением служебных обязанностей нахождение гражданских служащих на отдыхе, в отпуске, нахождение на государственной службе в периоды отстранения от замещаемой должности до принятия решения о досрочном расторжении служебного контракта, урегулирования конфликта интересов и т. д.

Возлагая на гражданского служащего обязанность исполнения поручения соответствующих руководителей, от него требуется исполнение не любых, а исключительно правомочных поручений, данных в пределах их компетенции. Кроме того, законодатель устанавливает, что в случае исполнения подчиненным неправомерного поручения руководителя оба они – и гражданский служащий, и давший поручение руководитель – несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Выход за пределы предоставленных полномочий означает, что государственный гражданский служащий исполняет свои обязанности недобросовестно. Поэтому в зависимости от тяжести причиненного вреда порядку управления, в одном случае самовольное, вопреки установленным правилам осуществления своего действительного или предполагаемого права квалифицируется как административно-правовое самоуправство, а в другом, если такими действиями причинен существенный вред и их правомерность оспаривается организацией или гражданином. Они образуют состав уголовно-правового самоуправства.

Выход за пределы своей компетенции и использование должностным лицом своих полномочий вопреки интересам службы, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекли существенные нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства квалифицируется как злоупотребление должностными полномочиями и образуют состав более тяжкого преступления против государственной власти и интересов государственной службы.

В тех случаях, когда должностное лицо совершает действие, явно выходящее за пределы его полномочий и повлекшее существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан, организаций, общества или государства, но не обнаруживает корыстной или иной личной заинтересованности, такие действия образуют состав уголовно-правового превышения должностных полномочий. Если признак причинения существенного вреда отсутствует, то превышение должностных полномочий квалифицируется как дисциплинарный проступок, за который могут быть наложены дисциплинарные взыскания от замечания до освобождения от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы.

В период прохождения государственной службы гражданский служащий наделяется целым рядом прав, которые являются неотъемлемой частью его служебной деятельности. Так федеральный закон о государственной гражданской службе устанавливает следующие права:

1. обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2. ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлениями выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4. оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6. доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7. доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8. ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9. защиту сведений о гражданском служащем;

10. должностной рост на конкурсной основе;

11. профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12. членство в профессиональном союзе;

13. рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14. проведение по его заявлению служебной проверки;

15. защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16. медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17. государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18. государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом.

Кроме того, гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Случайные статьи

Вверх