Шлейден и шванн - первые каменщики клеточной теории
Российскому физиологу Ивану Павлову принадлежит сравнение науки со стройкой, где знания, как кирпичики, создают фундамент...
Аудиторский рынок готовится к новой реформе. Правительство обещает до конца 2019 года внести поправки в действующий закон об аудиторской деятельности, сделав процедуру обязательной для организаций с доходом свыше 600 млн и 800 млн. «Бизнес.ру» разобрался, как выглядят требования по аудиту для ООО в 2018 году и в каких случаях проведение проверки - обязанность, а не добровольное решение управленцев.
Под условия обязательной проверки попадают юридические лица, соответствующие конкретным критериям. Компании из числа малого, среднего предпринимательства имеют, как правило, небольшие обороты, не привлекают средства от физических лиц, не выпускают эмиссионные ценные бумаги. В таких случаях необходимость дополнительно проверять, как достоверно организован учет и составляется отчетность, не возникает.
Даже если ООО не попадает под эту обязательную процедуру, предпринимателю во избежание рисков периодически стоит обращаться за помощью к профессионалам.
Проверочная комплексная процедура – аудиторская проверка – позволяет компании оценить уровень корректности учета и достоверности отражения финансовых данных в официальных отчетах. Аудит выражает независимое суждение специализированных организаций или индивидуального аудитора. Его результаты важны собственнику для понимания истинного положения дел в компании. Обязательная аудиторская проверка должна проводиться каждый год.
Главные нормативные акты, регулирующие процедуру аудита для ООО, следующие:
Аудит проходят компании, имеющие большую выручку или затрагивающие своей деятельностью интересы большого (неограниченного) числа третьих лиц. В зависимости от этих параметров организации можно разделить на группы:
Кроме того, отдельные законы определяют дополнительные критерии для этой обязательной процедуры. В частности, требования распространяются на государственные компании и корпорации, на кредитные потребкооперативы, застройщиков, организаторов азартных игр. Детально перечень раскрыт и актуализируется на сайте Минфина.
Для ООО, в основной массе, валюта баланса и объем выручки становятся критериями по обязательному аудиту. При этом для только что зарегистрированных фирм финансовые показатели соотносятся с установленными контрольными цифрами, начиная со второго года работы, то есть с отчетности за предшествовавший отчетному год.
Если по указанным параметрам для предприятия аудит обязателен к проведению,под ревизию попадает вся документация юрлица. В ходе такой проверки можно привести учет компании в порядок, получить отчет о существующих и потенциальных рисках деятельности.
Аудитор утверждается на собрании учредителей (участников), после чего заключается договор на оказания аудиторских услуг. Приступая к работе, аудитор оценивает объем проверки, исходя из специфики деятельности аудируемого субъекта. После чего:
Этот документ является официальным. Заключение содержит:
Заключение представляется в Росстат одновременно с годовым отчетом. В случае если на время сдачи отчетности проверка не завершилась, можно сдать заключение в срок до десяти рабочих дней от даты документа, но успеть необходимо до завершения года. В налоговую сдавать заключение по аудиту не нужно.
Важно! Аудиторское заключение необходимо публиковать вместе с проверенной отчетностью
За уклонение и непроведение обязательного аудита для ООО штрафов нет. Санкции связаны с итоговым заключением, а именно:
Даже если аудит не является обязательной процедурой, им не стоит пренебрегать. Нередко руководство или владельцы бизнеса не могут контролировать ведение бухгалтерии или финансовой отчетности. Невнимание в итоге выливается в недоимки, штрафы, пени и административные (персональные) санкции.
Качественный, независимый аудит может исправить ситуацию. В совокупности с грамотным ведением документации эта процедура может стать гарантом эффективной работы предприятия. А передача части рутинных дел на например , позволит высвободить дополнительное время для развития бизнеса.
При выборе аудиторской фирмы у собственников ООО есть два пути: обратиться к организации и физическому лицу. И те и другие должны входить в саморегулируемую организацию аудиторов и иметь право на такой вид деятельности. Индивидуальный аудитор-физлицо должен дополнительно иметь квалификационный аудиторский аттестат.
Другой критерий – стоимость услуг. Чтобы оценить адекватность формирования цены и сравнить с другими предложениями, заказчику важно понимать, как сформирована стоимость договора. Оценить прайс-лист компании и подготовиться к аудиторской проверке помогут специалисты
При подборе кандидата необходимо также обращать внимание на срок работы на рынке, наличие солидной клиентуры, отзывов и разнообразие оказываемых услуг в целом. Значимый фактор – страхование ответственности исполнителя в случае, если аудируемому субъекту причинен вред или по результатам проверки получен ущерб.
Налоговым органам сложно работать корректно без информации, поступающей из разных источников. По закону данные в инспекцию обязаны передавать сами налогоплательщики, их контрагенты, коммерческие структуры, с которыми они взаимодействуют, банковские учреждения, где открыты счета. К этому перечню с 2019 года добавили аудиторов. Давайте разбираться, какие данные о своих заказчиках будут обязаны передавать налоговикам аудиторские компании.
С начала 2019 года Налоговый кодекс РФ ждет множество изменений. Одно из них касается работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. О чем же идет речь? Дело в том, что ОЭСР, а в эту организацию входит 35 государств, направила рекомендации, касающиеся предоставления в налоговые органы аудиторами документов о деятельности клиентов.
На основании проведенного исследования отечественной системы налогообложения ОЭСР выработала рекомендации о внесении изменений, на основании которых и был принят ФЗ № 231. Стоит отметить основные предписания этой организации:
Стоит отметить одну важную деталь: Россия в ОЭСР не входит, но рекомендации, которые оставила по отношению к нашей стране эта организация, власти учли и внесли изменения в налоговое законодательство.
С начала 2019 года налоговым органам разрешается требовать предоставления документации от аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. Порядок предоставления информации регулирует ст. 93.2 НК РФ. Естественно, что с внесением изменений у заинтересованных сторон возникает много вопросов. Стоит предоставить ответы на самые распространенные из них:
Налогоплательщики, оформляющие заказ на аудит, и сами аудиторы должны понимать, что налоговики имеют право послать запрос на предоставление документов только в трех случаях. Первый из них связан с ситуацией, когда в ходе выездной налоговой проверки плательщик не предоставил документацию. Второй случай касается того, что налоговики могут запросить документацию о сделках между взаимозависимыми лицами. Их цель – проверка уплаты обязательных сборов, платежей, налогов.
Еще один случай, который закреплен законом, относится к тем ситуациям, когда согласно международным договорам в отношении компании, где проводился аудит, имеется официальный запрос из компетентного органа.
Эксперты сходятся во мнении, что принятые изменения негативно отразятся на аудиторской сфере. Скорее всего, клиенты будут отказываться от проведения инициативного аудита, не полностью раскрывать коммерческую информацию. Время покажет. Изменения внесены, и пока обратного пути нет. Если информации, которая изложена в статье, недостаточно, то данные о принятых с 2019 года изменениях можно получить у ГК «Аудит А». Эксперты, оказывающие услуги по проведению обязательного и инициативного аудита, обслуживанию налогового и бухгалтерского учета, готовы ответить на любые вопросы.
Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита - обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.
Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .
Так, критерием обязательного аудита являются:
Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.
Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.
Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:
Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (
(№402-ФЗ от 06.12.2011) внесены важные изменения. С 1 января 2020 года отменена обязанность представлять отчетность в Росстат. Вся годовая бухгалтерская отчетность представляется в налоговые органы только в виде электронного документа через операторов электронного документооборота.Для субъектов малого предпринимательства (среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб.) обязанность представлять отчетность только в электронном виде через оператора электронного документооборота предусмотрена с 2021 года, а в 2020 году – отчитываться можно как в электронном виде, так и на бумаге.
С 1 января 2020 года, начиная с отчетности за 2019 год, ФНС России становится оператором Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО). Это общедоступный ресурс, содержащий данные о годовой бухгалтерской отчетности организаций, за исключением госсектора. Планируется, что форматы и порядок предоставления бухгалтерской отчетности не претерпят существенных изменений по сравнению с действующими. Годовая бухгалтерская отчетность должна быть представлена не позднее 31 марта следующего года.
В отчетность могут вноситься корректировки:
Остальные организации до 31.12.
Аудиторское заключение можно сдать вместе с отчетностью (для ООО до 30 апреля и для АО до 30 июня) или отдельно через 10 рабочих дней после его получения, но не позднее 31 декабря.
На что обратить внимание при составлении бухгалтерской отчетности?
Вся отчетность составляется только в тысячах рублей;
На первой странице необходимо указать подлежит ли отчетность обязательному аудиту, наименование аудиторской организации, проводившей аудит отчетности.
Внесены изменения в строки отчета о финансовых результатах в соответствии с приказом Минфина России от 19.04.2019 №61н.
Если налогоплательщик допустил ошибку в отчетности, ему придет уведомление от оператора электронного документооборота с кодом ошибки, и налогоплательщик сможет представить скорректированную отчетность.
На портале ГИР БО будет организована обратная связь. Если налогоплательщик увидел ошибку по своей компании, можно подать электронное обращение, после рассмотрения которого, в случае необходимости, данные будут быстро исправлены.
Справочник аудиторов будет доступен в крупнейших учетных системах (1-С и другие). Вся бухгалтерская отчетность будет размещена в открытом доступе на сайте ФНС России. Найти организацию можно будет с помощью гибкого поиска (по названию, ИНН, адресу и т.д.). Отчетность любой организации можно скачать с электронной подписью ФНС России, с той же юридической значимостью, что и синяя печать. Ходить в инспекцию больше не нужно! Все нормативные документы и ответы на ключевые вопросы будут размещены в открытом доступе (форматы и порядок представления отчетности, контрольные соотношения и т.д.).
Аудиторское заключение за 2016г составлено от 27.11.2017г. Мы его должны представить в статистику 1-В. не позднее 10 рабочих дней после 27.11.2017г. и 2-в не позднее 31.12.2017г. Вопрос: Т.Е срок предоставления мы выбираем по своему усмотрению или есть какие-то нюансы?
Отвечает Ваш персональный эксперт
Аудиторское заключение сдается в органы Росстата либо вместе с бухгалтерской отчётностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Это следует из положений .
Годовая отчетность в органы Росстата сдается не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, то есть до 31 марта 2017 года. Так как аудиторское заключение в отношении Вашей организации составлено после 31 марта 2017 года, то Вы обязаны передать его в органы Росстата не позднее 10 рабочих дней после 27.11.2017 года, то есть не позднее 11 декабря 2017 года.
Дата 31 декабря — крайний срок для сдачи аудиторского заключения указан для тех организаций, у которых срок в 10 рабочих дней с момента составления аудиторского заключения истекает после 31 декабря.
За несвоевременное предоставление аудиторского заключения в органы статистики должностному лицу организации грозит штраф от 300 до 500 руб., а саму организацию могут оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 руб.
Обоснование
В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку
Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию
Когда подавать аудиторское заключение в Росстат
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:
либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
либо отдельно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Как сдать аудиторское заключение в Росстат
Аудиторское заключение сдайте в Росстат на бумаге или отправьте по электронной почте. Последний вариант согласуйте с сотрудниками своего территориального отделения Росстата.
Отправить документ в электронном виде вместе с не получится. Документ Росстат не примет.
Если вовремя не сдать в Росстат аудиторское заключение, будет предупреждение или штраф:
– для организаций – от 3000 до 5000 руб.;
– для должностного лица (руководителя) – от 300 до 500 руб.
Такие санкции предусмотрены Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ О бухгалтерском учете
«Статья 18. Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности
1. Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.
2. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
3. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.
4. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением, а также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) государственным информационным ресурсом, предусмотренным , утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности».