Закон о воинской обязанности и военной службе с последними изменениями. Закон "О военной службе и воинской обязанности": описание, особенности Фз о военнослужащих военной службе

1 апреля 2020 года начался очередной весенний призыв на службу в Вооруженные силы РФ. Будет ли он проходить по новым правилам или все останется, как раньше? Прочитав эту статью, вы узнаете, что Государственная Дума России готовит новый закон о всеобщем призыве в армию в 2020 году. Кого и как сильно коснутся новые изменения, читайте ниже.

Как проходит обычная призывная кампания: основные моменты

По действующему законодательству, призыву в армию подлежат молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, ни разу до этого не проходившие срочную службу. Срок службы составляет всего 12 месяцев, такой временной норматив действует с 1 января 2008 года.

Служить отправляется:

  • Тот, кого военно-врачебная комиссия признала годным. Из существующих 5-ти категорий пригодности к военной службе 2 из них – А и Б – присуждаются призывникам без серьезных отклонений по здоровью;
  • У кого нет прописанных в законе прав на отсрочку от армии – по учебе, семейным обстоятельствам, нюансам, связанным с трудовой деятельностью.

Потенциальному призывнику вручается повестка явиться в военкомат для прохождения ряда определенных мероприятий по призыву. Среди них можно назвать первичную постановку на воинский учет, медицинское освидетельствование, уточнение данных о призывнике, заседание военной комиссии, непосредственная отправка в воинскую часть для прохождения службы.

Именно вопрос, связанный с повестками, а точнее с механизмом их вручения, в последнее время вызывал несогласие, а местами и возмущение у руководителей призывных кампаний. В чем же состоит суть проблемы?

«Ты на море, я на суше – мы не встретимся никак!»

Для начала стоит упомянуть, как именно, по закону, должна вручаться повестка в военкомат.

Существует два условия вручения повестки, их неукоснительное соблюдение требуется в соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе». Во-первых, призывнику должны передать сей важный документ лично в руки, во-вторых, он должен расписаться в ее получении. Никому, кроме самого молодого человека, повестка вручаться не должна. Если повестку отдали маме или сестре, или начальнику, или классному руководителю в школе – она не будет иметь юридической силы. С точки зрения буквы закона, это всего лишь бумага с надписями.

Аналогичная ситуация обстоит с повестками, присланными по почте. Почта России – не тот посредник, которого закон рассматривает в качестве юридически правильного для вручения такого важного документа, как повестка.

Вполне понятно, что такие весьма лояльные, где-то чересчур мягкие, условия вручения повестки способствуют массовым случаям уклонения от армейской службы. Придя домой к призывнику, сотрудники военкомата никак не могли застать его на месте. Родители часто могли «помогать» свои чадам в неполучении повестки, тщательно скрывая их местонахождение, где-то даже вводя в заблуждение сотрудников военного комиссариата.

Сами сотрудники военкомата порой бывают так загружены работой, что обходить каждый дом или квартиру, учебное заведение или предприятие, где учится или работает молодой человек, не предоставляется физически возможным. В целях минимизации своих временных затрат они часто задействуют других призывников (надеясь, что те, по дружбе, передадут повестку в руки призывнику) или звонят по телефону, иногда пугая родителей возможной уголовной ответственностью за факты уклонения их сына от армии, или присылают повестки по почте, невзирая на то, что это не совсем легальный способ доставки.

Законный вопрос – зачем они так делают? Сотрудники военкомата надеются на вашу неосведомленность и юридическую безграмотность в подобных вопросах. Поэтому, чтобы поменьше себя утруждать в поисках вас, они и прибегают к таким несложным методам, как письма или звонки. Особенно они любят звонить и стращать сердобольных мам. Сыновья, скажите мамам не бояться!

Как сделать так, чтобы заяц сам бежал к охотнику, а не наоборот?

Совсем недавно, в 2017 году, была предпринята одна робкая попытка привнести в закон о призыве изменения, касающиеся способа доставки повесток. В частности, инициативная группа сенаторов, во главе с Виктором Озеровым, внесла в Госдуму предложение о рассылке повесток на электронную почту призывников.

Свой электронный почтовый ящик юноши должны будут указывать при постановке на воинский учет. Предполагалось, что такая повестка будет иметь электронную подпись военного комиссара, а неявка после получения такого письма будет рассматриваться, как акт уклонения.

В. Озеров в своих доводах приводят такие цифры, как 110 тысяч призывников, а это около трети ежегодного призыва, которых не удалось найти и вручить повестку должным образом. В этом же 2016 году было открыто 11.5 тысяч административных дел и около 300 уголовных за установленные факты уклонения.

Данная инициатива не получила своего продолжения ввиду нескольких причин.

  1. Во-первых, нет 100 %-ной гарантии того, что призывник укажет верный электронный адрес;
  2. Во-вторых, не понятно, как проверить факт получения письма с повесткой именно самим призывником.


Попытка №2: уклонисты приготовьтесь!

4 апреля 2019 года в Госдуму был внесен еще один законопроект, на это раз более продуманный. В первом чтении депутаты его приняли на 2 минуты! Скорее всего, во втором чтении, 2 мая, его не отклонят, а поправки будут минимальными. После третьего чтения принятый закон будет отправлен на одобрение в Совет Федерации, а затем и на подпись Президенту. Все дело идет к тому, что впервые за последние несколько десятилетий процесс призыва в армию может кардинально измениться.

В чем суть нововведений?

Данный законопроект предполагает три важных изменения.

Предлагается высылать повестку через заказное письмо с уведомлением о его получении на любой из связанных с призывником адресов – домашний, рабочий или по месту учебы. Дело в том, что отказаться от такого типа письма будет невозможно без составления акта отказа, а наличие такого акта уже будет считаться уклонением.

Важно! Подписывать уведомление о получении сможет не только сам призывник, но и его ближайшие совершеннолетние родственники – жена, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

После того, как подпись в получении заказного письма будет поставлена, призывник обязан явиться в военкомат, к которому он приписан, для получения разъяснений о дальнейших действиях.

Вторым важным нюансом нового закона о призыве является желание заставить призывника самостоятельно являться в военкомат, если по какой-либо причине повестку ему вообще не вручали и не присылали. Первым днем обязательной явки будет считаться день начала призывной кампании, а дедлайном – первый день начала следующего по счету призыва. Если молодой человек не пришел в военкомат в этот промежуток времени, его официально будут считать уклонистом.

Еще одним, уже хорошим, нововведением, которое предлагается на рассмотрение депутатам, является ограничение некоторых действий сотрудников полиции. Если сейчас они могут взять на улице подозреваемого в уклонении и силой доставить в отделение полиции, то после принятия нового закона такие действия будут считаться незаконными. Для доставки уклониста нужен будет факт возбуждения административного дела в отношении подозреваемого.


Предусматривает ли новый закон увеличение срока службы в армии?

Что касается сроков прохождения службы в армии, то пока они останутся прежними – 12 месяцев абсолютно во всех войсках. Хотя и здесь попытки изменить существующие сроки предпринимаются довольно часто. Последняя такая попытка была сделана в прошлом, 2017 году.

Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов внес законопроект о срочном призыве в армию, в частности об увеличении срока службы до 18 месяцев. Его аргументы логичны и имеют немалую долю здравого смысла:

  • Демографическая яма, случившаяся в 1990 году, не позволит сделать необходимый количественный набор призывников. Военкоматы пойдут на ухищрения и всевозможные нарушения, чтобы выполнить доведенные показатели по призыву, но все равно не смогут этого сделать;
  • Одного года, по мнению парламентария, совсем недостаточно для качественной подготовки военнослужащего. В итоге из армии демобилизуются плохо обученные люди, не способные выполнить боевую задачу;
  • Решение о сокращении срока, имевшее место в 20018 году, было чисто политическим, а значит, не продуманным, оторванным от реалий современной армии;
  • Называя армию, состоящую из контрактников, «мыльным пузырем», В. Комоедов ратует за увеличение срока службы до 1.5 года. По его мнению, 1 год службы – это катастрофически мало, так как если исключить время, отведенное новобранцу на «учебку», то срок службы составит не более полугода.

Примечательно, что с такими аргументами соглашаются многие видные общественные деятели, например, режиссер С. Говорухин. По его словам, за 1 год службы научить моряка или летчика всей специфике умений, характерных для таких видов войск, просто невозможно.

Многие правозащитники, в том числе и из Союза солдатских матерей, раскритиковали подобную инициативу депутата, назвав ее желанием выделиться перед государственной властью с целью будущего карьерного роста. Представители многих общественных организаций, обсуждая данный вопрос, сходятся во мнении, что в случае увеличения срока службы, вновь всплывут старые проблемы – дедовщина, взяточничество при признании годности в военкоматах, лишнее напряжение в обществе.

Президент России неоднократно высказывался на тему увеличения срока прохождения службы по призыву. По словам В.В. Путина, срок меняться не будет не просто в ближайшие годы, а планируется четкий поэтапный переход российской армии на контрактную основу, как это было сделано в других цивилизованных армиях.

Таким образом, существующий сегодня срок прохождения службы в армии в ближайшие годы меняться в ту или другую сторону точно не будет.

Последние новшества армейской службы

В последние годы российская армия претерпела определенные позитивные перемены, что не может не радовать. Пусть эти реформы и незначительны, однако они есть.

Несессер – компактная стальная сумка армейской расцветки для хранения личных средств гигиены солдата. Новобранцы весеннего призыва 2014 года были первыми, кто получил от государства, причем совершенно бесплатно, 19 предметов гигиены за уходом лица и тела.

Дневной сон. Теперь новобранцам законодательно разрешили спать на час больше.

В определенное время солдатам разрешили пользоваться мобильными телефонами. Смартфоны последних моделей, конечно, с собой в армию брать не стоит, но возможность быстро связаться с родными, пусть и с помощью кнопочного телефона, – очень даже приятное нововведение.

Почувствовать себя в увольнении обычным человеком позволит еще одно новшество. Выходить в город теперь разрешается в гражданской одежде.

Если до призыва вы успели получить высшее образование, в армии вы сможете попасть в так называемые научные роты, где вам позволят заниматься научной работой под присмотром научных руководителей. Нужно будет пройти серьезный отбор, так как конкурс в такие роты довольно жесткий. Да и рот всего две – база Жуковского в Подмосковье и в Воронежском учебном центре. Согласитесь, приятная новость для тех, кому по душе больше умственная работа, чем будничная армейская.

Заключение

Таким образом, новый закон Государственный Думы о призыве в армию призван сократить с каждым годом растущее количество уклонистов среди призывников. Насколько упомянутые меры по их сокращению будут действенными, покажет время. Возможно, уже в следующей осенней кампании эти изменения вступят в силу.

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в , определяемом Правительством Российской Федерации.

1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.

Направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

Производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

Направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете.

Александр Перетягин

Краснодарский юридический институт МВД РФ

Введение

Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно - технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы в РФ.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Об обороне», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита отечества является обязанностью гражданина Российской Федерации. Законами от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» и от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Этот Закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а также реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации и их виды.

Решение о создании Вооруженных Сил Российской Федерации было принято 7 мая 1992 г. на основе принципов: подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти; соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) Концепции безопасности России; многонациональной кадровой армии, комплектуемой военнослужащими путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления (по контракту); единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций, норм международного права и мирового опыта военного строительства.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основании Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, федеральным законом о Вооруженных Силах Российской Федерации и другими законами Российской Федерации в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона об обороне личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу; гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.

Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, - министром обороны Российской Федерации. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военно-обученных людских ресурсов.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

В Российской Федерации все граждане мужского пола привлекаются к исполнению обязанности по защите Отечества, в первую очередь путем прохождения военной службы. Процедура призыва и другие аспекты прописаны в Федеральном Законе № 53, содержание и суть которого будет рассмотрена далее.

Общие положения

Последние поправки

Согласно п. 1 ст. 38 закона РФ о воинской обязанности, молодым людям по срочному призыву полагается отслужить 12 месяцев независимо от рода войск. Напомним, что 10 лет назад указом Президента России срок нахождения по призыву в российской армии был сокращен с 2-ух лет до одного года.

С того момента в России берет начало кардинально новая тактика: основная ставка делается на формировании контрактной армии, где будут служить профессионалы в своей области. Такой подход обеспечивает профессионализм и дееспособность армии, поскольку граждане, отправляющиеся в армейские ряды по собственному желанию, глубже осознают ответственность за свои действия и выполнение обязательств.

Рассмотрим изменения, которые были внесены в закон в ноябре и декабре 2017 года.

Со вступлением в силу Федерального закона N 357-ФЗ от 27.11.2017 года «О внесении изменений в ФЗ-53», пункт 6 статьи 47-ой о присвоении воинских званий был изложен в новой редакции.

Так, гражданам, которые в настоящий момент служат либо служили ранее в перечисленных ниже органах и имеющих специальное звание (чин), при поступлении на службу воинское звание присваивается согласно , утвержденному указом Президента РФ в 1999 году.

Это положение касается бывших или действующих сотрудников следующих учреждений:

  • Органы внутренних дел;
  • Прокуратура РФ;
  • Следственный коммитет РФ;
  • Войска нацгвардии России;
  • Противопожарная охрана;
  • Органы уголовно-исполнительной системы;
  • Иные правоохранительные учрежения.

Внесенная в декабре Федеральным законом N 415-ФЗ поправка коснулась статьи 36-ой: абзац второй пункта 3 данной статьи был изменен. Таким образом, в воинские формирования и органы для прохождения службы по призыву лица направляются согласно указу Президента РФ после укомплектования должностей, занимаемых военнослужащими, которые служат по призыву в Вооруженных Силах России, органах государственной охраны и других войсках.

Настоящим законом предусматривается возможность призыва в армию граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденных от призыва на срочную службу в связи с тем, что они был признаны ограниченно годными по состоянию здоровья и зачислены в запас Вооруженных Сил России после прохождения медицинского освидетельствования и признания их полностью или с незначительными ограничениями годными к военной службе.

Текст последней редакции 53 ФЗ

Закон 53-ФЗ о воинской обязанности и военной службе в Российской Федерации является одним из базовых законов в сфере военного законодательства наряду, к примеру, с законом «О статусе военнослужащих».

1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

1.1. При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, или лица, уполномоченные этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службе, осуществляющие свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.

1.2. Военный комиссариат должен уведомить в письменной форме руководителя государственных органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина, признанного не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о вынесении в отношении этого гражданина заключения, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, или со дня вынесения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации решения об отказе в удовлетворении жалобы гражданина на заключение призывной комиссии, а в случае отмены указанных заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по решению суда - в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

4. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, и принятию решения о направлении их для прохождения вступительных испытаний или об отказе в таком направлении.

5. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

6. Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

7. Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Случайные статьи

Вверх