Доказательства по делам об административных правонарушениях кратко. Доказательства по делам об административных правонарушениях

При анализе обстоятельств дел об административных правонарушениях должностные лица уполномоченных органов применяют широкий арсенал приемов и методов доказывания. Так, фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, могут быть установлены, в том числе, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего и свидетелей. Согласно положениям статьи 26.3. КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Информация, содержащаяся в личных доказательствах (носитель физическое лицо) предварительно воспринята сознанием человека и переработана им. Поэтому личные доказательства всегда имеют субъективный характер. Предметные доказательства (носитель материальные объекты) объективны и не зависят от индивидуальных особенностей.

Заметим, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении могут быть установлены в процессе осуществления экспертизы. В соответствии со статьей 26.4. КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы (см. приложение). Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. При этом вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Следует также четко соблюдать правило, согласно которому до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано.

Кроме того, статья 26.5. «Взятие проб и образцов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепила, что должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ.

Значимое место в системе доказывания имеют вещественные доказательства. Как определено в статье 26.6. КоАП РФ, под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении.

О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Информация о событии административного правонарушения может быть установлена целым рядом доказательств, в том числе документами.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. В том числе к документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Подчеркнем, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такие документы являются вещественными доказательствами (статья 26.7. КоАП РФ).

Как отмечается специалистами «По смыслу комментируемой статьи различаются документы, которые могут быть признаны доказательствами по делу об административном правонарушении, и документы, обладающие признаками вещественных доказательств. Указанные документы должны быть материализованы, т.е. представлены в виде вещи, являющейся носителем информации. Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления и документом (документированной информацией) является зафиксированная на материальном носителе информация, позволяющая ее идентифицировать.

В качестве доказательств признаются также показания специальных технических средств. Согласно статье 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

Для каждого дела предметом доказывания будут только ему присущие обстоятельства.

Кроме того, следует соблюдать пределы доказывания. Исследование избыточной информации задерживает принятие решения, что порой может повлечь негативные последствия.

Дело об административном правонарушении, находящееся в административном производстве, должно быть правильно разрешено.

Правильно разрешить дело об административном правонарушении - значит установить истину по делу и принять решение по существу дела.

Установить истину по делу об административном правонарушении - значит установить соответствие выводов органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, фактическим обстоятельствам административного правонарушения.

Принять решение по существу дела об административном правонарушении - значит решить вопрос о виновности лица, совершившего административное правонарушение, и назначении ему административного наказания.

Правильное разрешение дела об административном правонарушении включает в себя выяснение обстоятельств, составляющих предмет доказывания.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются:

  • 1) наличие события административного правонарушения;
  • 2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность;
  • 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;
  • 8) причины и условия совершения административного правонарушения.

Признавая связь перечисленных обстоятельств с событием административного правонарушения, законодатель не дает определения события административного правонарушения. Вместе с тем административно-правовой наукой выработаны признаки административного правонарушения, совокупность которых позволяет административно-публичному органу сделать вывод о наличии или отсутствии события административного правонарушения.

Такими признаками административного правонарушения являются:

  • 1) общественная опасность;
  • 2) административная противоправность;
  • 3) виновность;
  • 4) административная наказуемость.

Общественная опасность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Оно причиняет вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства.

Административное правонарушение может причинить реальный или ожидаемый (возможный) физический, имущественный, моральный вред. Например, реальный имущественный вред причиняет мелкое хищение чужого имущества, а ожидаемый (возможный) физический и имущественный вред - нарушение правил хранения и применения (использования) сильнодействующих ядовитых и взрывчатых веществ.

Административная противоправность как признак административного правонарушения заключается в том, что данное деяние нарушает правовую норму, охраняемую мерами административной ответственности.

Границы административной противоправности и меры административной ответственности устанавливаются государством на основе оценки факторов и условий, создаваемых таким деянием.

Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.

Деяние физического лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправность своего поведения, желало наступления вредных последствий такого деяния либо косвенно способствовало их наступлению.

Деяние юридического лица признается виновным, если у него имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых мерами административной ответственности, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение данного деяния устанавливается возможность применения и реально применяется административное наказание.

Перечисленные и раскрытые признаки административного правонарушения, как отмечалось ранее, в совокупности позволяют административнопубличным органам (должностным лицам) обнаружить и отграничить административное правонарушение от иных вариантов антисоциального поведения физических и юридических лиц, сделать вывод о наличии события административного правонарушения, но не позволяют привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности. Необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является наличие в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность наиболее общих, типовых признаков отдельных административных правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Состав административного правонарушения образуется из следующих элементов:

  • 1) субъект административного правонарушения;
  • 2) объект административного правонарушения;
  • 3) объективная сторона административного правонарушения;
  • 4) субъективная сторона административного правонарушения.

Субъектами административного правонарушения являются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет и вменяемые в момент совершения правонарушения), а также социальные организации, имеющие статус юридического лица на момент совершения правонарушения, независимо от организационно-правовой формы.

Среди физических лиц - субъектов административных правонарушений имеется группа специальных субъектов административных правонарушений. Это физические лица, обладающие специальными признаками, имеющими юридическое значение при квалификации административных правонарушений. Специальными субъектами, например, являются должностные лица, водители, работники торговых предприятий, индивидуальные предприниматели, военнослужащие и др.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности. Каждое деяние, образующее административное правонарушение, посягает на конкретные общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами и обеспеченные санкциями в виде конкретных административных наказаний. Например, объектами административного правонарушения могут выступать общественные отношения, возникающие в сферах функционирования институтов государственной власти, охраны окружающей среды, дорожного движения и т.д.

Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих его внешнее проявление. Объективную сторону составляют внешние признаки и обстоятельства поведения нарушителя правовой нормы, охраняемой мерами административной ответственности, а именно его противоправное действие (бездействие). Факультативными (дополнительными) признаками объективной стороны являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного правонарушения. Признаки объективной стороны указываются в статьях КоАП РФ и статьях законов субъектов РФ об административных правонарушениях, иногда в некоторых подзаконных НПА (например, в Правилах дорожного движения, Правилах торговли и т.п.).

Субъективная сторона административного правонарушения для физического лица - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения. Ее образует вина нарушителя. Факультативными признаками субъективной стороны являются цель и мотив совершенного деяния.

Вина физического лица выражается в форме умысла (прямого или косвенного) либо в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности).

Административное правонарушение признается совершенным физическим лицом умышленно, если лицо осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало (косвенный умысел) (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ). Например, с умышленной формой вины совершаются такие административные правонарушения, как мелкое хищение чужого имущества, мелкое хулиганство, самоуправство, заведомо ложный вызов специализированных служб, обман потребителей и г.п.

Административное правонарушение признается совершенным физическим лицом по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность) (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ). Примерами административных правонарушений, которые могут быть совершены по неосторожности, являются нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повреждение электрических сетей, нарушение правил дорожного движения, нарушение сроков уплаты налогов, сроков регистрации (перерегистрации) оружия и т.п.

Для юридического лица субъективную сторону административного правонарушения, по сути, составляет ряд формально определенных условий виновности. К ним относятся:

  • 1) наличие обстоятельств, подтверждающих непринятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
  • 2) наличие у юридического лица возможности принятия таких мер (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Перечисленные и раскрытые элементы состава административного правонарушения, а также обстоятельства, составляющие предмет доказывания по делу об административном правонарушении, устанавливаются компетентным административно-публичным органом (уполномоченным должностным лицом) на основании собранных по делу доказательств.

Доказательствами но делу об административном правонарушении считаются любые фактические данные, на основании которых административно-публичный орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Фактическими данными по делу об административном правонарушении являются сведения о фактах, собранные в ходе производства по делу об административном правонарушении.

При этом фактические данные, собранные по делу об административном правонарушении, признаются доказательствами, если они:

  • - собраны уполномоченным КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях органом (должностным лицом);
  • - получены способом, установленным КоАП РФ;
  • - получены в порядке, установленном КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются:

  • - протоколы, предусмотренные КоАП РФ;
  • - объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • - показания потерпевшего, свидетелей;
  • - заключения эксперта;
  • - документы, содержащие сведения, имеющие значение по делу;
  • - показания специальных технических средств;
  • - вещественные доказательства.

КоАП РФ предусмотрены следующие виды протоколов, составляемых по делу об административном правонарушении, находящемуся в административном производстве:

  • 1) об административном правонарушении (ст. 28.2);
  • 2) о доставлении (ст. 27.2);
  • 3) об административном задержании (ст. 27.4);
  • 4) о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7);
  • 5) об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8);
  • 6) о досмотре транспортного средства (ст. 27.9);
  • 7) об изъятии вещей и документов (ст. 27.10);
  • 8) об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12);
  • 9) о направлении на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ст. 27.12);
  • 10) о задержании транспортного средства и запрещении его эксплуатации (ст. 27.13);
  • 11) об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14);
  • 12) рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 26.3);
  • 13) о временном запрете деятельности (ст. 27.16);
  • 14) протокол (постановление) прокурора об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4);
  • 15) осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1).

Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, и показания потерпевшего, свидетелей как разновидность доказательств по делу об административном правонарушении представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения и показания лиц по делу об административном правонарушении отражаются в протоколах, составляемых по делу.

Заключение эксперта как разновидность доказательств но делу об административном правонарушении представляет собой обоснованные ответы и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Оно не является обязательным для органа (должностного лица), рассматривающего дело, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивированным (ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ).

Документы признаются доказательствами по делу об административном правонарушении, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ст. 26.7 КоАП РФ). Документы могут содержать сведения, зафиксированные в письменной или иной форме. Например, документами-доказательствами признаются материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, иные носители информации.

Показания специальных технических средств признаются доказательствами по делу об административном правонарушении, если данные технические средства утверждены в установленном порядке в качестве средств измерения, имеют соответствующие сертификаты и прошли метрологическую поверку (ст. 26.8 КоАП РФ). Показания специальных технических средств, являющиеся доказательствами, отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении.

Вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении признаются предметы, которые служили орудием совершения или предметом административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы (ст. 26.6 КоАП РФ). О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе, предусмотренном КоАП РФ.

Получение и оценка перечисленных видов доказательств в административном производстве проводятся должностными лицами административно-публичных органов, наделяемыми государственно-властными полномочиями по делу об административном правонарушении.

Для получения доказательств лицо, осуществляющее административное производство по делу об административном правонарушении, вправе совершать собственные процессуальные действия по сбору доказательств, вынести определение об истребовании сведений, направить запрос или поручить совершение отдельных процессуальных действий должностному лицу соответствующего территориального административно-публичного органа (ст. 26.9 КоАП РФ).

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оцениваются лицом, осуществляющим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Литература:

Основная:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (гл. 26, 27): [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного Суда российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

3. Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. № 627: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

4. Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 694: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

5. Об утверждении инструкции о порядке осуществления привода: Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2013. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

6. Анненков, А.Ю. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Анненков // Административное право и процесс. – 2011. – № 12.

7. Горяинов, А. И. Специальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, применяемые в отношении транспортного средства / А. И. Гаряинов, В. В. Кузин, А. Ю. Якимов // Административное право и процесс. – 2009. – № 5.

8. Кизилов, В. В. Предмет доказывания, доказательства и пределы доказывания по делам об административных правонарушениях гражданских служащих / В. В. Кизилов // Административное право и процесс. – 2011. – № 8.

9. Кизилов, В. В. Доказательства по делам об административных правонарушениях гражданских служащих / В. В. Кизилов // Административное право и процесс. – 2011. – № 9.

10. Куратов, А.А. Организация меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде принудительного привода / А.А. Куратов // Административное право и процесс. – 2011. – № 6.

11. Самбор, Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека / Н.А. Самбор // Административное право и процесс. – 2012. – № 12.

12. Соколов, А.Ю. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. – 2012. – № 10.

13. Соколов, А.Ю. Отстранение от управления транспортным средством как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. – 2012. – № 11.

14. Соколов, А.Ю. Проблемные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны правил рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды обитания / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. – 2012. – № 12.

15. Суворова, Ю.В. К вопросу о временном запрете деятельности как мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении / Ю.В. Суворова // Российская юстиция. – 2013. – № 6.

Дополнительная:

1. Знаменщикова, Н. Н. Порядок и особенности прав и свобод и законных интересов граждан в процессе осуществления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. Казина, Т. В. Понятие и содержание доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

3. Марфицин, П.Г. Доказательство и доказывание в уголовном процессе и производстве по делам об административных правонарушениях: сравнительно-правовой анализ / П.Г. Марфицин, А.В. Мартынов // Административное право и процесс. – 2012. – № 5.

4. Марфицин, П.Г. Показания и объяснения в административно-процессуальном и уголовно-процессуальном праве: вопросы и терминологии / П.Г. Марфицин, А.В. Мартынов // Административное право и процесс. – 2013. – № 5.

5. Нобель, А.Р. Вопросы использования в доказывания по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ, и документов, полученных в результате осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / А.Р. Нобель // Административное и муниципальное право. – 2013, № 7.

6. Ребец, К. В. Документы как источник доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях / К. В. Ребец // Административное и муниципальное право. – 2009. – № 4.

При рассмотрении вопросов темы обучаемому необходимо: 1) раскрыть понятие мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставления, административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, досмотра транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятия вещей и документов, отстранения от управления транспортным средством соответствующего вида, медицинского освидетельствования на состояние опьянения, задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации, ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, привода, временного запрета деятельности и т.д.); 2) обозначить правовую основу применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 3) назвать цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 4) назвать основания, порядок и пределы применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 5) перечислить субъекты применения, порядок и сроки оформления применения мер; 6) обозначить процессуальное оформление применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

При рассмотрении вопросов темы обучаемому необходимо: во-первых, раскрыть содержание и особенности обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении; во-вторых, назвать источники доказательств, как объективные, так и субъективные в виде: объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей, заключение эксперта, специалиста, протоколы, предусмотренные КоАП РФ, показания специальных технических средств и иные вещественные доказательства; в третьих, более детально рассмотреть необходимость проведения экспертизы, взятия проб и образцов, выполнение поручений и запросов по делу об административном правонарушении, истребовании сведений, оценку доказательств.

Будучи привлеченным к административной ответственности водители, не разбираясь в тонкостях оформления документов, которые в дальнейшем будут их обвинять в совершении, административного правонарушения совершают много глупостей и ошибок. Главной ошибкой водителей является то, что они идут на поводу у должностного лица и делают все, что так необходимо инспектору ГИБДД.

Пожалуй, самой распространенной ошибкой водителя является то, что он будучи в неведении, что указывать в процессуальных документах спрашивает об этом инспектора, который собственно его и обвиняет в совершении данного правонарушения.

Инспектор естественно поясняет водителю что писать и где ему следует поставить свои подписи. В дальнейшем подобные документы в суде очень трудно признать недействительными по делу, либо признать их недопустимыми доказательствами. А получается, это потому что изначально водители допускают ряд ошибок, которые в дальнейшем с ними и сыграют злую шутку в суде.

Для того, чтобы, не допускать подобных ошибок предлагаю разобраться в данной статье, что же является доказательствами по делу об административном правонарушении, кто является стороной обвинения по данной категории дел рассматриваемых в судах общей юрисдикции.

Первое что следует понимать и знать, что предмет доказывания вины лежит на стороне обвинения. При рассмотрении подобных дел данное бремя лежит на инспекторе ГИБДД, который и составил в отношении водителя административный материал. В суде, как правило, должностное лицо имеет преимущество по отношению к водителю (это если водитель один без защитника) ибо ему задаются ряд вопросов, причем всеми судьями без исключения это: знаком ли инспектор с водителем и имеются ли у инспектора неприязненные отношения к водителю. После того как инспектор ответит что он не знает водителя и неприязненных отношений у него к нему нету – судья выслушав водителя выберет сторону инспектора потому что он незнаком с водителем, неприязненных отношений к водителю не имеет и это просто его работа – следить за безопасностью дорожного движения.

Доводам водителя суд не поверит и сошлется на то, что данные показания водитель дает с целью избежать, административной ответственности. Поэтому что избежать административную ответственность, даже зная, что вы действительно нарушили ПДД РФ следует уделять внимание тому, как составляются в отношении вас процессуальные документы (протоколы).

За примером далеко ходить не надо. Все мы знаем, что у нас есть права, как и есть обязанности. При составлении главного документа, который будет обвинять водителя (а это протокол об административном правонарушении) должностное лицо разъясняет водителю его права и обязанности (в данном случае по ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ). По смыслу действий должностное лицо должен вслух зачитать данные статьи водителю, что на практике бывает 1 раз из 100. После этого инспектор попросит водителя расписаться, что он с протоколом ознакомлен, права и обязанности ему разъяснены и понятны и то, что он копию протокола получил на руки. В данной графе водителю следует указать следующее, что с протоколом он ознакомлен права, и обязанности по вышеуказанным статьям ему разъяснены НЕ были в виду чего, он отказывается от подписи в соответствующей графе. Данную графу нужно обязательно заполнить, ибо, если водитель ее оставит пустой и скажет, что он не будет расписываться в данной граве – инспектор напишет в данной граве что водитель от подписи отказался. После этого водитель увидит злое лицо инспектора ГИБДД с вопросами к нему, почему он написал это – следует понимать, что водитель вправе отказаться от дачи, каких либо объяснений воспользовавшись ст.51 Конституции РФ. И так дело поступает в суд и тут тоже есть моменты ибо опытный судья никогда не примет к своему рассмотрению административный материал, по которому лицу, привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены права и обязанности, а затем отправит данный материал обратно в ГИБДД. Но есть ряд судей, для которых как говорится "ай сойдет и так" – не нарушение и примет дело к производству.

В статье 28.2 ч.3 КоАП РФ указывается следующее, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Иными словами. Если подобное процессуальное действие не проводилось, то соответственно нарушаются конституционные права лица в отношении которого возбужденно данное дело а именно права лица на защиту от обвинения. В начале данной статьи было изложено, что инспектор имеет преимущество по отношению к водителю в виде незаинтересованности в исходе дела, что на практике почти всегда не так. Поэтому если вы оказались в такой ситуации, при которой в отношении вас инспектор составляет административный протокол вам следует всего лишь поставить запись о том, что вам не разъяснили права и обязанности. В дальнейшем данный документ должен исключаться из доказательств вашей виновности также он должен быть признан судом как доказательство, полученное с нарушением закона. После исключения главного документа из числа доказательств вашей виновности дело разваливается автоматически т.е прекращается либо за недоказанность в действиях водителя правонарушения либо за любым другим основанием которые изложены в ст.24.5 КоАП РФ.

В заключении, настоящей статьи отметим, что в настоящее время в ГД РФ внесен законопроект, который скорее всего будет принят и который во всяком случае хочется верить облегчит задачу водителей по отстаиванию своей позиции по данным делам. Данный законопроект предлагает по аналогии с ГПК РФ и АПК РФ дополнить статью 26.2 КоАП таким видом доказательств, как аудио и видеозапись. Иными словами теперь судьям будет значительней тяжелее лишать водителей прав,ибо данное изменение в КоАП РФ дает свои плюсы защитникам. Ну, а в целом нужно понимать что доказательству всегда предшествует установление вины и нельзя доказать вину водителя без ее установления что зачастую происходит в нашей стране (особенно в мировых судах). Протокол об административном правонарушении и иные документы не предрешают вопроса о виновности водителя, ибо никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы. Прежде чем взять за основу обвинения водителя какой-либо документ нужно вызвать и лицо, которое его составило, т.е инспектора, чего многие судьи не делают, тем самым нарушая одну из самых важных статьей кодекса а именно ст.24.1 КоАП РФ.

В производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения этого проступка, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, виновно в его совершении, а также учесть ряд иных обстоятельств, которые могут повлиять на исход дела (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, сведения о характере и размере причиненного вреда и др.).

Особое значение при этом имеет выяснение обстоятельств, связанных с установлением виновности лица в совершении административного правонарушения.

Доказывание - это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.

Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которого оно находится. С одной стороны, доказывание служит установлению имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, с другой - фиксации в определенных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства.

Доказательства всегда представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах.

Это определяет такие качества доказательств, как их относимость и допустимость.

Относимостъ доказательств - это способность доказательств обосновывать, доказывать, опровергать какие-либо обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу, т. е. относиться к предмету доказывания.

Допустимость доказательств означает, что, во-первых, известно происхождение полученных сведений и они могут быть проверены, а лицо, от которого исходят сведения, могло их воспринять; во-вторых, соблюдены общие правила доказывания и правила собирания и фиксации сведений определенного вида; и, в-третьих, соблюден порядок осуществления производства по делу, не превышены полномочия судьи, органа, должностного лица, в производстве которого оно находится, не нарушены права других участников производства по делу.

Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, догадок, даже если они были получены от лица, вызванного в качестве свидетеля, эксперта, изложены в документе и т. д. Данные, собранные оперативно-розыскным путем, до их проверки и подтверждения процессуальными действиями имеют лишь ориентирующее значение (указывают на местонахождение доказательств, возможное наличие обстоятельств, существенных для оценки доказательств, и т.д.). Не могут также использоваться в качестве доказательств материалы, не приобщенные к делу.

Обстоятельства, устанавливаемые доказательствами, можно разделить на две группы: к первой группе относятся обстоятельства, входящие в предмет доказывания; ко второй - обстоятельства, которые непосредственно с предметом доказывания не связаны, но имеют значение для установления истины (промежуточные факты). Знание обстоятельств, относящихся ко второй группе, установление их связей с обстоятельствами предмета доказывания позволяют составить полную картину правонарушения.

С учетом вида и характера фактических данных доказательства принято классифицировать по различным основаниям.

По источнику происхождения доказательства делятся на личные, вещественные и документы.

Личными доказательствами являются объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т. д., когда носитель соответствующей информации - физическое лицо.

Вещественные доказательства - это материальные объекты как носители информации, которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. Примером здесь могут служить орудие совершения

правонарушения или непосредственный материальный объект правонарушения. Фотоснимки также относятся к вещественным

доказательствам, если они сделаны в процессе совершения правонарушения либо если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела. Примером фотографии как вещественного доказательства служит фотография проезда перекрестка автомобилем на запрещающий сигнал светофора, полученная с помощью автоматического фотодокументирующего прибора.

Документы - это материалы, которые содержат сведения,

зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены акты ревизий, справки, ответы на запросы, письма, заявления, характеристики, фотоснимки, звуко-, кино- и видеозаписи, базы и банки данных, иная информация, содержащаяся на магнитных и оптических дисках, магнитной ленте и других носителях.

По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные.

Прямые доказательства непосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (например, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения).

Косвенные доказательства обосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания. Допустим, вскрытый факт постоянных неформальных контактов какого-либо лица с членами избирательной комиссии является косвенным доказательством его вмешательства в работу этой комиссии и может оказать помощь в доказывании совершения соответствующего правонарушения.

В зависимости от способа формирования доказательства может быть первоначальными и производными.

Первоначальными доказательствами являются те, которые получены из первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем совершения другим лицом мелкого хулиганства).

К производным доказательствам относятся те, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья, через «посредника» (например, свидетель слышал, как его сосед хвастался лицам, с которыми распивал водку в подъезде, что он вызвал милицию, сообщив, что в магазине установлено взрывное устройство, хотя этого на самом деле не было). Производные доказательства - это и копии документов, слепки следов.

Доказательства бывают также обвинительные (изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину) и оправдательные (опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающие вину обстоятельства).

Для каждого вида доказательств закон определяет соответствующие правила собирания и закрепления, учитывающие их особенности. Нарушение этих правил делает невозможным использование полученных фактических данных в качестве доказательств. Положение ст. 50 Конституции РФ о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, относится не только к уголовному судопроизводству, но также и к производству по делам об административных правонарушениях. В этой связи особое значение имеет норма, закрепленная в ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Нельзя, в частности, использовать в качестве доказательства информацию, полученную ни с нарушением соответствующих процессуальных положений КоАП РФ, ни с помощью насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Кроме того, федеральным законом от 18 июля 2011 года №242 часть 3 ст.26.2 КоАП дополнена нормой о том, что не допускаются в качестве доказательств материалы, полученные при проведении проверок в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются:

Протоколом об административном правонарушении;

Иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;

Объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

Показаниями потерпевшего, свидетелей;

Заключениями эксперта;

Иными документами;

Показаниями специальных технических средств;

Вещественными доказательствами.

Заключение

Основными целями применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются:

а) пресечение административного правонарушения;

б) установление личности правонарушителя;

в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

Меры административно-процессуального обеспечения применяются только в связи с административным правонарушением, только по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, реализуются в строгих процессуальных формах и предшествуют последующим процессуальным действиям - возбуждению производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрению, вынесению постановления по делу и исполнению вынесенного постановления.

По содержанию принудительного воздействия среди мер административно-процессуального обеспечения можно выделить меры ограничения личных неимущественных прав (это доставление, административное задержание, привод, медицинское освидетельствование и личный досмотр), а также меры ограничения имущественного характера (это досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, задержание транспортного средства и др.). Кроме того, эти меры можно классифицировать также и в зависимости от субъекта, в отношении которого они применяются. По этому критерию выделяют меры, применяемые в отношении физических лиц (таковых большинство, например, доставление, административное задержание и др.), и меры, применяемые в отношении юридических лиц (например, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов).

Как уже выше было отмечено, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должно реализоваться в строгих процессуальных формах с обязательным составлением соответствующего протокола и только специально уполномоченными на это КоАП РФ должностными лицами в пределах их компетенции. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (в частности, ст. 1069 ГК

РФ) за счет, соответственно, федеральной казны, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Случайные статьи

Вверх