Рассыпчатый пирог с творогом Пирог из рассыпчатого теста с творогом
Ароматная выпечка никогда не бывает лишней. Кто не любит посидеть за чашечкой чая с вкусным кусочком пирога? К сожалению,...
Тайна следствия УПК РФ, как юридический термин, не закреплена в нормативно правовых актах, но данное понятие тесно связано с предварительным расследованием дел, как гражданских, так и уголовных. Действует единственная процессуальная норма, которая предусмотрена ч.3 ст.161 УПК РФ. Согласно ее содержанию, нельзя придавать огласке, какую либо информацию, связанную с предварительным расследованием. Данные могут быть переданы только с разрешения уполномоченного лица (прокурора или следователя) и только в том объеме, который будет ими признан допустимым.
Тайна следствия УПК - это определенные действия сотрудников правоохранительных органов по расследованию или уже собранные доказательства, а также некоторые пункты, которые необходимо хранить в секрете. Тайна предварительного следствия УПКРФ в первую очередь, необходима для того, чтобы информация из конкретного дела не попала в руки мошенников, свидетелей, потерпевшего или других частников уголовного процесса. Разглашение ее может повлечь за собой непоправимые последствия и, соответственно, нарушить законные права и интересы субъектов уголовного судопроизводства.
Разрешение на разглашение материалов дела имеется у сотрудников правоохранительных органов и то, только при условии, что огласка не скажется отрицательным образом на расследовании, и интересы фигурантов дела не будут в результате этого нарушены. Требуется отметить, что тайна накладывается и на определенные материалы из дела для сотрудников следствия. Они не могут разглашать личную информацию фигурантов процесса, так как это персональные данные.
Тайна следствия статья УПК РФ не состоит из одного единого списка запретных к разглашению данных и материалов, в каждом конкретном случае, должностные лица сами решают, какую информацию можно разглашать, а которую следует оставить конфиденциальной. Уголовно Процессуальный Кодекс требует, чтобы все фигуранты следствия подписывали документ о неразглашении информации, этот документ берет у фигурантов дела следователь или дознаватель. Тайна следствия распространяется на таких участников процесса:
Соблюдение тайны следствия позволяет избежать взаимных обвинений до вынесения судом приговора, обеспечивает безопасность свидетелей и других участников уголовного производства, а также защищает честь и достоинство самого подозреваемого, до того как он будет признан виновным.
Опираясь на УПК РФ, нужно отметить, что не может быть подана подписка о неразглашении обвиняемому или подозреваемому. Российский закон не разрешает отказаться от подписки о неразглашении. Но, можно отказаться от общей формулировки, объяснив это тем, что вследствие подписания обычного документа о неразглашении, человек не сможет обратиться даже к адвокату. В подобных ситуациях, следственный орган должен конкретизировать, что можно отдать огласке и это не скажется на следствии, а что нельзя. Перед тем, как подписать документ о неразглашении, нужно внимательно изучить содержание. Очень часто бывает так, что сама подписка не содержит конкретных данных, а вмещает только общую фразу о неразглашении. Такая формулировка неверна, вынуждая подписывать такой документ фигурантов дела, следователь сам нарушает закон, ведь должны быть четко указаны пункты конфиденциальной информации.
Если подписав документ, фигуранты дела расскажут кому-то известные до этого им материалы, это не является нарушением подписки. Нарушением будет разглашение данных, полученных в частной беседе с должностным лицом, которые до момента беседы, не были известны человеку.
Отказ участника уголовного производства дать подписку о неразглашении не освобождает лицо от ответственности, а в некоторых случаях, даже является основанием для отвода от дела данного участника процесса.
Многие граждане, покинув кабинет следователя, бояться сказать даже слово о предварительном следствии и материалах дела, вообще. Чтобы не нарушить предварительный этап расследования и не подпадать под уголовную ответственность за разглашение конфиденциальной информации. Нужно понимать, что говорить можно, ведь только так, фигурант расследования сможет отграничить запретную и дозволенную информацию. Не является тайной следствия:
Последствия разглашения этих сведений не критичные, их разглашение не наказывается законом и более того, ознакомление с вышеперечисленными материалами обязательно, в некоторых случаях. Совершенно иной результат будет, если фигуранты дела начнут разглашать такую информацию, как:
Закон Российской Федерации за разглашение этих сведений предусматривает наказание в виде штрафа до 80 тыс. руб. заработной платы и иного дохода за период до 6 месяцев или же исправительные работы, сроком до 480 часов, либо арестом до 3 месяцев. Доступ к этим материалам дела становиться открытым, после завершения расследования и назначение судом приговора.
Обвиняемый вправе обжаловать приговор, вправе требовать исходя из изложенных процессуальных норм, проведение очной ставки с потерпевшим или свидетелем, а также допроса свидетелей защиты. Если ходатайство будет удовлетворено, защитник обвиняемого может лично участвовать в следственных экспериментах и других, указанных следственных действиях.
С каждым годом вносятся поправки в УПК РФ и следственный занавес, все больше открывается, этим самым сокращая пределы следственной тайны. С одной стороны, это хорошо, ведь все фигуранты дела, смогут следить за прозрачностью ведения следствия, но с другой стороны, начало гласности может навредить установлению истины и создаст благоприятные условия для противодействия расследованию со стороны лиц, которые нарушили уголовный закон. Как бы то ни было, институт тайны предварительного расследования на сегодняшний день, является одной из самых важных гарантий надлежащего совершения правосудия и обеспечения прав личности в уголовном процесс.
Государственная тайна
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации
Перечень сведений составляющих государственную тайну:
Конфиденциальная информация –это обязательное требование для лица, которое получило доступ к определенной информации, не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя
К видам конф. инф. относятся:
Персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных ), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия и т.д.
Коммерческая тайна
ЭтоСведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере.
Коммерческая тайна
Служебная тайна
Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами
Профессиональная тайна - это те обстоятельства, благодаря которым держателю стали известны подробности чужой частной жизни.
Сведения о сущности изобретения - Подобная тайна охраняет законные права изобретателя.
Тайной
называется информация о ком-либо, чём-либо, которая
известна узкому кругу лиц и не предназначена для посторонних
людей.
Коммерческая тайна
- режим конфиденциальности информации,
позволяющий её обладателю при существующих или возможных
обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов,
сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную
коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации
понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.
Банковская тайна
Банковская тайна – это информация о клиенте, которую банк не имеет право передавать третьим лицам. Задачей любого банка является сохранение конфиденциальности сведений о клиенте. Следует понимать, что утечка информации, например, о сумме накоплений на депозитных вкладах, может вызвать существенные последствия, в частности криминальное преследование владельца вклада с целью наживы или шантажа.
Врачебная тайна - это сведения о пациенте, которые не могут разглашаться сотрудниками медучреждений.
На сегодняшний день врачебной тайной является следующая информация:
Тайну страхования принято рассматривать как разновидность служебной и (или) коммерческой тайны.
Тайна страхования установлена Гражданским кодексом (ст. 946) как «сведения о страхователе, застрахованном лице, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц». Мы говорим о страховой тайне как информации:
О любых сведениях о юридических лицах, ставших известными страховщику;
Об иных сведениях, полученных страховщиком о конкретном субъекте страхования.
Нотариальная тайна или тайна нотариальных действий - это разновидность профессиональной тайны, в рамках которой нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью.
Субъекты тайны нотариального действия:
Нотариусы;
Лица, работающие в нотариальной конторе: лица, проходящие стажировку, помощники нотариуса, консультанты и технические исполнители, в том числе и после сложения полномочий или увольнения;
Должностные лица нотариальной палаты, которым могут стать известны сведения в результате проверки деятельности нотариуса.
В понятие нотариальной тайны включается:
Информация о лицах, в отношении которых совершено нотариальное действие;
Сам факт обращения к нотариусу или отсутствие его;
Документы, истребованные нотариусом;
Любые иные сведения, почерпнутые нотариусом.
Тайна следствия и судопроизводства
Эти данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования.
12 августа 2013 г. 09:17Конфиденциальность информации – понятие объемное. Оно охватывает разные отрасли экономики и сферы общественной жизни, для каждой из которых есть свои особенности правового регулирования. Предлагаем вашему вниманию обзор российского законодательства, который поможет разобраться в том, какие данные следует отнести к конфиденциальной информации и какие законы определяют сохранность конфиденциальности.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в широком понимании информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения она подразделяется на:
● информацию, свободно распространяемую;
● информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
● информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
● информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Говоря о нормативном регулировании работы с информацией ограниченного доступа, важно помнить, что ограничения на доступ к такой информации устанавливаются только федеральными законами (ст. 5, п. 2 Закона об информации). Законодательно установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В Законе об информации дается определение конфиденциальности информации , под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К ней относятся:
1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Секрет производства (ноу-хау), то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.
● Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
● Трудовой кодекс Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 14), где, в частности, говорится, что работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.
Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ, где говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат (ст. 12).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
● Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ
Положения о недопустимости разглашения следственных данных установлены, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. Так, в ст. 161-162 определено, что данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Они могут быть преданы огласке лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается. Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, влечет уголовную ответственность.
● Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»
● Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»
Служебные сведения ограниченного доступа (служебная тайна) составляют один из видов конфиденциальной информации. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 определяет служебную тайну как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» установлен порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное указанным документом, относит к служебной информации ограниченного распространения несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Положение также устанавливает порядок организации документооборота документов ограниченного распространения.
Важно! На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».
● Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
● Федеральный закон от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
● Уголовный кодекс Российской Федерации
К конфиденциальной информации относятся сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др.
Порядок обращения и порядок доступа к информации, составляющей различные виды профессиональной тайны, регламентируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Как правило, это законодательные акты, регулирующие отношения в определенных сферах деятельности.
Адвокатская тайна . Например, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит ст. 8 «Адвокатская тайна», в которой установлено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В связи с этим адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
Нотариальная тайна . Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ст. 5) установлено, что при исполнении служебных обязанностей нотариусу, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных в документе. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Врачебная тайна . В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» установлено, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом.
Тайна переписки . Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (ст. 15) содержит положения, направленные на защиту тайны связи: тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Тайна связи не подлежит разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 138) влечет уголовную ответственность.
Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничивается, составляет коммерческую тайну. Определение коммерческой тайны дает Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Закон «О коммерческой тайне» устанавливает виды информации, которая не может составлять коммерческую тайну . Это информация, содержащаяся:
● в учредительных документах юридического лица;
● документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
● в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
● в документах о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
● в документах о загрязнении окружающей среды;
● в документах о состоянии противопожарной безопасности;
● в документах о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;
● в документах о безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов;
● в документах о безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
● в документах о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест и др.
Закон устанавливает меры организационного характера, обеспечивающие защиту документов, содержащих коммерческую тайну, от несанкционированного доступа. В том числе законом установлен гриф ограничения доступа к документам, содержащим коммерческую тайну: «Коммерческая тайна».
● Гражданский кодекс Российской Федерации
Последним видом рассматриваемой нами конфиденциальной информации является секрет производства (ноу-хау). Статья 1465 ГК определяет секрет производства (ноу-хау) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
В настоящее время проводится реформа гражданского законодательства. Проектом ГК РФ предлагается изменить содержание понятия секрета производства. В связи с поправками к Гражданскому кодексу РФ о секрете производства соответствующие изменения будут вноситься и в Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В результате этого применение режима коммерческой тайны станет возможным не только в отношении секретов производства, но и тех сведений, которые не являются оборотоспособными, но обладают коммерческой ценностью вследствие их неизвестности третьим лицам.
Опубликовано: 30.01.2013 Источник: pravorub.ruЧто осталось от тайны следствия
Про адвокатскую тайну достаточно много сказано и написано, а вот что касается тайны следственной, то отечественная наука об этом информирует нас достаточно скудно. Вместе с тем, изучение данной темы в условиях появления новых судебных прецедентов становится актуальной для адвокатов.
Следственная тайна не относится к числу понятий, которые используются в УПК РФ и перечислены в ст.5, одновременно тайна следствия не является принципом уголовного судопроизводства, которые изложены в главе 2 УПК РФ.
Вообще в уголовно-процессуальном законе такой термин как следственная тайна не закреплен. Действует единственная процессуальная норма, предусмотренная ч.3 ст.161 УПК РФ, согласно которой данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (ч. 3 ст. 161 УПК).
В указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005г. № 1111 имеется перечень сведений конфиденциального характера, где в п.2 указаны сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Важно отметить, что в законе отсутствует перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая - нет.
Очевидно, что для адвокатов оперативная осведомленность о тех или иных сведениях из уголовного дела имеет принципиальное значение, поскольку позволит эффективнее выполнить свою оборонительную миссию.
Методом исключения, опираясь на нормы УПК РФ и прецеденты КС РФ, мы можем определить, какие сведения или документы к следственной тайне не относятся :
Первое , это постановления следователя (дознавателя), вынесенные в ходе уголовного судопроизводства, с которыми обвиняемый вправе знакомиться в силу требований УПК РФ. (Постановление о возбуждении уголовного дела - ст.146ч.4 УПК РФ, постановление о производстве обыска (выемки)- 182ч.4 УПК РФ, постановление об избрании меры пресечения – ст.101ч.2 УПК РФ, постановление о привлечении в качестве обвиняемого – ст.172ч.8 УПК РФ и т.д.)
Второе
, это постановление о продлении срока предварительного следствия.
В соответствии со ст.162ч.8 УПК РФ: «Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».
Вместе с тем Конституционный Суд РФ позволил обвиняемым знакомиться с постановлением о продлении срока предварительного расследования. Так, согласно Определения Конституционного Суд РФ от 18 декабря 2003г. № 429-О по жалобе граждан Березовского Б.А., Дубова Ю.А. и Патаркацишвили А.Ш. на нарушение их конституционных прав положениями статей 47, 53, 162 и 195 УПК РФ:
«Положения статей 47, 53, части восьмой статьи 162 и части первой статьи 195 УПК Российской Федерации - по их конституционно-правовому смыслу - не препятствуют обвиняемым, права которых затрагиваются решениями органов предварительного следствия о продлении сроков предварительного расследования и о назначении судебной экспертизы, и их защитникам в ознакомлении с такими решениями, а также не исключают необходимость представления названным участникам судопроизводства данных об обстоятельствах, значимых для обжалования этих решений ».
Четвертое
, это постановления о назначении судебных экспертиз и заключения экспертиз, с которыми обвиняемый имеет право знакомиться. (ст.195ч.3, ст.198 УПК РФ)
В силу требований ст.47ч.4 п.11 УПК РФ:
«Обвиняемый вправе знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта».
«В процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение оперативно - розыскных мероприятий, проверяемое лицо - не участник процесса и знать о нем не должен. Открытости, гласности и состязательности сторон в этом процессе быть не может, ибо в противном случае негласные по своему характеру оперативно - розыскные мероприятия стали бы просто невозможны, а сама оперативно - розыскная деятельность утратила бы смысл. Именно поэтому судебное решение выдается органу - инициатору проведения оперативно - розыскных мероприятий и не выдается проверяемому лицу».
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2009г. № 565-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Родионова Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 3 и 12 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:
«Обвиняемый может реализовать свое право на ознакомление с судебным решением о проведении в отношении него оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с пунктом 12 части четвертой статьи 47 УПК Российской Федерации (Определение КС РФ от 21 декабря 2006 года N 590-О), а также путем направления запроса в орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, где в соответствии с законом такой документ хранится (Определение КС РФ от 24 июня 2008 года N 356-О-О)».
Шестое
, все материалы, представляемые в суд следователем и прокурором при рассмотрении вопросов о заключении под стражу и продлении сроков содержания обвиняемого под стражей (отстранении от должности).
Согласно Определения КС РФ от 12 мая 2003г. № 173-О «По жалобе гражданина Коваля С.В. на нарушение его конституционных прав положениями статей 47 и 53 УПК РФ»:
«Положения пункта 12 части четвертой статьи 47 и пункта 7 части первой статьи 53 УПК Российской Федерации - по конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основе правовых позиций, выраженных в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, - не препятствуют обвиняемым, права и свободы которых затрагиваются судебными решениями об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, и их защитникам в ознакомлении с материалами, на основании которых принимаются эти решения».
«К ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 3 статьи 108 УПК РФ) следует прилагать копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, справки о судимости, данные о возможности лица скрыться от следствия, об угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.)».
Как подчеркивал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, требование того, чтобы подозрение формировалось на разумных основаниях, при наличии фактов или информации, убеждающих объективного наблюдателя в том, что подозреваемый мог совершить преступление, является неотъемлемой частью гарантий от произвольного ареста или заключения под стражу (Постановления от 30 августа 1990 года по делу «Фокс, Кэмпбелл и Хартли против Соединенного Королевства», от 28 октября 1994 года по делу «Мюррей против Соединенного Королевства», от 19 мая 2004 года по делу «Гусинский против Российской Федерации», решение от 28 февраля 2002 года по вопросу приемлемости жалобы, поданной В.М. Лабзовым против Российской Федерации).
На практике обоснованность подозрений нередко доказывается путем представления следователем в суд протоколов допросов потерпевшего и свидетелей, с которыми сторона защиты может ознакомиться.
Седьмое , материалы, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляемые в суд в случае подачи жалобы в порядке ст.125 УПК РФ на незаконное возбуждение уголовного дела.
В соответствии с п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ»:
«При рассмотрении доводов жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела судье следует проверять, соблюден ли порядок вынесения данного решения, обладало ли должностное лицо, принявшее соответствующее решение, необходимыми полномочиями, имеются ли поводы и основания к возбуждению уголовного дела, нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу».
«Лица, участвующие в судебном заседании, вправе знакомиться с материалами производства по жалобе, а также представлять в суд дополнительные материалы, имеющие отношение к жалобе».
Восьмое , сведения о лицах, осуществляющих предварительное расследование по уголовному делу и состав следственной группы. В соответствии со ст.163ч.2 УПК РФ:
«Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому».
Так, согласно Определения Конституционного Суд РФ от 18 декабря 2003г. № 429-О по жалобе граждан Березовского Б.А., Дубова Ю.А. и Патаркацишвили А.Ш. на нарушение их конституционных прав положениями статей 47, 53, 162 и 195 УПК РФ:
«Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь в соответствии с частью первой статьи 195 УПК Российской Федерации выносит постановление, в котором в обязательном порядке указываются фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза. Указания в постановлении каких-либо иных сведений об эксперте данная статья не требует. Между тем названные законоположения не исключают необходимости, в том числе в случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в государственном экспертном учреждении, специального подтверждения квалификации эксперта (которая может быть предметом оспаривания участниками судопроизводства) и возможности отражения соответствующих данных в постановлении о назначении экспертизы».
Что же осталось от следственной тайны после ее последовательного секвестирования со стороны Конституционного Суда РФ:
1. Показания потерпевшего и свидетелей (обвинения и защиты)
Казалось бы, тайна следствия распространяется на указанные обвинительные доказательства и без проведения очных ставок с обвиняемым сторона защиты сможет с ними ознакомиться только в порядке ст.217 УПК РФ. Однако, как выясняется, процессуальный закон таит в себе неизведанные процессуальные возможности. Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ:
«С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству, или ходатайству самого защитника в порядке, установленном настоящим Кодексом».
На это указывает и системный анализ «смежных» норм:
В ответ на это для адвокатов предоставляется возможность судебного обжалования таких действий следователя в порядке ст. 125 УПК РФ для попытки активизации важной процессуальной нормы. Общеизвестно, что следователем в основу постановления о привлечении в качестве обвиняемого, как правило, ложатся показания потерпевшего и свидетелей обвинения.
Следователь, скрывая под шторами следственной тайны показания потерпевшего и свидетелей, невольно раскрывает их после предъявления обвинения. Иными словами, следственная тайна в отношении главных обвинительных доказательств достаточно условная.
2. Протокол осмотра вещественных доказательств и постановление об их приобщении к делу, а также вещественные доказательства
Следует отметить, что протокол осмотра вряд ли может представлять следственную тайну, поскольку нередко о вещественных доказательствах по делу сторона защиты узнает при назначении судебной экспертизы, а осмотр, как правило, проводится уже после получения заключения эксперта, с которым также можно было ознакомиться. УПК РФ не предусматривает права для обвиняемого и его защитника ознакомиться с данным протоколом сразу после его составления, что представляется неправильным.
3. Результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий
Сторона защиты вправе ознакомиться с результатами ОРМ только после предъявления всех материалов уголовного дела для ознакомления в порядке ст.217 УПК РФ.
Здесь мы сталкиваемся с очевидным несовершенством процессуального закона. Так, со многими доказательствами, полученными после возбуждения уголовного дела следственным путем, можно ознакомиться в ходе предварительного расследования. А с оперативными плодами, не отвечающими требованиям, предъявляемым к доказательствам, приходится знакомиться в самом конце расследования.
Результаты оперативно-розыскной деятельности при поддержке судов обрели льготный доказательственный режим: они получаются еще до возбуждения уголовного дела, втайне от будущего подозреваемого, с нарушением его прав на защиту и на своевременное их обжалование и становятся достоянием обвиняемого, когда предварительное расследование уже завершено. Оспорить данные результаты удается только в суде.
4. Ходатайства следователя и постановления суда о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления (ст.185 УПК РФ) и о прослушивании телефонных и иных переговоров (ст.186 УПК РФ)
Классические примеры сохранения следственной тайны. С результатами этих следственных действий защита вправе знакомиться по окончании предварительного расследования. Иной подход сводил бы на нет их процессуальное предназначение.
Следственная тайна, как правило, прекращает свое существование в момент ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в порядке ст.217 УПК РФ за исключением тех случаев, когда следователь в протоколах следственных действий не приводит данные о личности потерпевшего, свидетеля для необходимости обеспечения их безопасности. (ст.166ч.9УПК РФ).
Главное концептуальное правило, определяющее границы следственной тайны, сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 декабря 2000 года по жалобе гражданина Р.П. Панфилова на нарушение его конституционных прав статьей 92 УПК Российской Федерации, указав, что
непременной составляющей права на судебную защиту, является обеспечение заинтересованным лицам возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции, а также высказать мнение относительно позиции, занимаемой противоположной стороной, и приводимых ею доводов.
Оценивая в динамике развитие следственной тайны, можно резюмировать, что с деятельностью Конституционного Суда РФ и принятием нового УПК РФ следственный занавес все больше открывается, сокращая территорию следственной тайны и создавая предпосылки для состязательной борьбы. В этом следует обнаружить закономерный процесс постепенного отмирания этого атавизма советского уголовного процесса.
Коммерческую, налоговую, банковскую, врачебную, нотариальную, адвокатскую и т. п.
Режим тайны включает в себя ограничения оборота определенной информации, к примеру:
В рамках уголовного судопроизводства можно выделить несколько видов тайн:
Замечание 1
Каждый человек имеет право на тайну своей частной жизни, в том числе и тайну переписки, которая гарантируется и международными, и национальными актами (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Право на тайну корреспонденции, однако, не является абсолютным и может быть ограничено, в том числе и при производстве по уголовному делу.
Режим тайны переписки в уголовном процессе следующий:
Информация, в отношении которой установлен режим тайны (аудиторской, завещания, усыновления и пр.), допускается к использованию в уголовном судопроизводстве со следующими ограничениями:
В уголовном процессе могут возникать различные ситуации тактического характера, в которых необходимо соблюдать определенные сведения в тайне. Можно выделить следующие тайны в уголовном процессе:
К информации, разглашение которой в уголовном процессе ограничено, относятся данные предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ). Режим следственной тайны следующий:
В то же время установлен и перечень следственной информации, на которую не может быть наложен запрет огласки:
По уголовным делам тайна судопроизводства может иметь две формы:
Под тайной совещания судей понимается особый порядок постановления итогового решения по уголовному делу:
Законом охраняется и тайна вынесения присяжными вердикта :
Замечание 2
Нарушение тайны совещания и профессиональных судей, и присяжных заседателей влечет безусловную отмену приговора при апелляционном пересмотре дела (ч. 1 ст. 389.17 УПК РФ).