Причины и противодействие организованной преступности. Механизм противодействия преступности системно-структурный анализ Правовая основа противодействия преступности: международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблемы противодействия преступности: социально-философский аспект

Проблемы противодействия преступности в их социально-философском измерении относятся к сфере социальной самоорганизации или саморегуляции общества.

И в этом смысле они могут быть предметом изучения с использованием средств социально-философского анализа. В свою очередь ценность или значимость такого анализа для конкретных отраслей права (например, криминологии) или для планирования правоохранительной деятельности, заключается в том, что это может способствовать формированию широкого теоретического контекста (на уровне изучения макросоциальных процессов и общих закономерностей развития общества) для конкретно-научных разработок или выработки эффективных организационно-правовых мер.

В качестве примера можно привести следующее: социально-философский анализ феномена терроризма (как в историческом, так и в содержательном плане), несомненно, способен не только правильно сориентировать криминологические исследования причин и детерминант (в методологическом и системно-аналитическом отношении), но и повысить эффективность и адекватность планируемых стратегий (программ антитеррористических мероприятий и др.). Именно правильное понимание социальной сущности объективных предпосылок возникновения и эскалации этого общественного феномена должно быть основанием для их разработки и принятия.

В последнее время в юридической литературе стали встречаться мнения о том, что криминология, например, должна стать философией борьбы с преступностью (курсив мой -- Г.А.). И это, на наш взгляд, не случайно и симптоматично. В этом утверждении находит свое выражение потребность в более глубоком, обоснованном подходе к описанию причин и факторов тех или иных видов преступности, а также к разработке антикриминальных стратегий, программ и др.

Однако криминология есть сложившаяся, со своим специфическим предметом наука. Другое дело, что современная криминология (имеется в виду постсоветская криминология на всем пространстве бывшего Союза) в последние десятилетия коренных общественных преобразований претерпела радикальную переоценку собственных, методологических оснований.

Исторический материализм и диалектика, которые без каких-либо сомнений в прежние годы манифестировались в качестве общей методологии криминологических теорий, в настоящее время отнесены самими обществоведами в исторические рамки плюралистичного множества социальных теорий и концепций. Но в этой ситуации криминология рискует избегать методологии вовсе (и это все чаще находит свое отражение в современных работах), превращаясь в простую фактографию. Однако она по определению не может быть чем-то вроде статистики, замыкаясь на своей эмпирической базе.

Криминология должна и обязана быть теорией высокого методологического уровня, своими обобщающими выводами способной создавать концептуальную основу для выработки практических мер противодействия преступности. И в этом плане нам представляются необходимыми и полезными такие научные изыскания, которые реализуются на стыке социальной философии и права, его конкретных отраслей (криминологии, теории государства и права и др.).

Каковы же эвристические возможности социально-философского анализа в этом контексте (Прежде всего, это, на наш взгляд, очередное прояснение самого определения или понятия преступного, причем рассматриваемого в его социокультурных аспектах. Если обратиться к строго юридическим дефинициям, то преступлениями в них называются такие деяния, которые соответствующим образом квалифицируются уголовным законодательством. То есть речь идет о криминализации тех или иных деяний средствами нормативно-правового регулирования. А говоря философским языком, можно вести речь об осуществлении по отношению к этим деяниям некоего процесса конвенции, соглашения (на уровне общественного признания) о том, что будет считаться преступлением, и, соответственно, будет предполагать наказание как меру общественного реагирования.

Вместе с тем, исторический анализ со всей очевидностью показывает, что представления общества о преступном, о преступлении имеют конкретно-исторический характер и обусловливаются множеством различных факторов. Конечно, еще со времен библейских заповедей «не убий, не укради…» в обществе остаются достаточно неизменными нравственные ценности базисного характера (осуждение убийства, умышленного причинения вреда здоровью, собственности и др.), но что касается деяний, относящихся к более отдаленным от этих вопросов областям, то их криминализация заметно обусловливается как динамикой изменений криминогенной ситуации, так и факторами экономического, политического (а ныне и геополитического) и социокультурного характера.

Достаточно привести пример из советского уголовного законодательства, когда спекуляция рассматривалась как серьезное преступление, влекущее за собой жесткие меры уголовного преследования. Переход на рыночные механизмы хозяйствования внес в этот вопрос существенные изменения в новые уголовные кодексы всех без исключения постсоветских государств.

В связи с вышесказанным становится более отчетливой та дуальная оппозиция, которая (как и во всяких общественных процессах) имеет место в проблеме преступного. А именно: это противоположности нормального-ненормального, одобряемого-неодобряемого, неопасного-опасного и т. п. Как и любые противоположности, они не разделены жесткими метафизическими границами, а текучи и изменчивы, взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, мы видим, что оценка тех или иных человеческих деяний, безусловно, несет на себе печать формирующегося в обществе общественного мнения. В свою очередь, -- как это хорошо известно, -- само общественное мнение (или так называемая общественная мораль) есть сфера, весьма подверженная манипулированию. Ясно в таком случае, что в обществе, где господствуют фундаменталистские, ригористичные религиозно-моральные установки, неизбежно большая, чем в другом обществе, часть деяний (проституция, например) будет расцениваться как преступная. И это находит свое подтверждение в компаративном анализе законодательств различных стран.

Общепризнанно, например, что в демократических государствах господствует тенденция к гуманизации, либерализации и минимизации уголовного преследования. А это, в свою очередь, имеет своим следствием декриминализацию многих, ранее квалифицируемых как преступные, деяний.

В какой степени все это отражается на криминогенной ситуации? Однозначного ответа здесь нет. Так как декриминализация одних деяний сопровождается криминализацией других (в развитых странах с рыночной экономикой, например, мы видим растущий перечень новых видов преступлений, большей частью экономического характера).

Но здесь нам представляется важным доведение до осознания всех, кто, так или иначе, связан с проблемами противодействия преступности, того обстоятельства, что общество, по сути, осуществляет выбор того, чему собирается противодействовать. И, следовательно, у него есть возможности (при правильном понимании возможных вариантов решения) не доводить многие проблемы до подобного противостояния.

В качестве примера можно привести работы ряда британских криминологов, которые в свое время приложили усилия к тому, чтобы показать, как целый ряд деяний, которые обычно квалифицируются как преступления, является всего лишь ничем иным, как «преступлениями против морали», не являясь преступлениями в уголовно-правовом смысле (они назвали их “vice-crime” -- Г.А.) . И, следовательно, противодействие им должно осуществляться в сфере оздоровления нравственной атмосферы в обществе -- в области воспитания и формирования человеческого поведения.

Следует отметить, что сходная позиция находит все большее число сторонников в среде специалистов, которые говорят о необходимости усиления социальной профилактики правонарушений. В этом ряду, на наш взгляд, и формирующаяся в последнее время (в том числе и в среде казахстанских ученых) концепция социального контроля над преступностью, в которой обращается внимание на необходимость применения именно этого термина, а не устоявшегося оборота «борьба с преступностью» .

Большинство серьезных аналитических исследований преступности, стремящихся к проникновению в сущность изучаемых феноменов, неизбежно обнаруживают системный уровень их детерминирования и характера проявления. Криминальные деяния, будучи элементами общественной жизни, так же, как и все другие общественные феномены, формируются, опосредуются и функционируют в сложных, иерархических, взаимообусловленных связях общественного организма. Более глубокое понимание этих системных зависимостей возможно на основе социально-философского анализа, поскольку именно он выявляет в различных общественных явлениях и процессах «воплощенные в них, но прямо не представленные социальные качества, свойства, схемы, связи и т. п.»

Как известно, социальная философия опирается на ту социальную проблематику, которая выявляется в исследованиях социально-гуманитарных дисциплин. В контексте указанной проблематики свою наиболее близкую связь с ней обнаруживают криминологические исследования, поскольку, выявляя причины и условия того или иного вида преступности, они опосредованным образом выходят на макросоциальные явления и процессы. Вот, например, что пишет в своем исследовании о природе терроризма Ю.М. Антонян: «Одна из причин рассматриваемого явления заключается в отстаивании группой собственной идентификации, в конечном счете, той цивилизации, которая присуща ей» .

Вместе с тем взаимосвязь философско-правовых и близких к ним по масштабу постановки проблем теоретико-юридических исследований не стоит представлять как отношение метатеории и теории. Наиболее созвучной сущностным интенциям философии права нам представляется мнение, выраженное ученым из Омского юридического института МВД России Г.Ч. Синченко: «Для философии права единственная возможность быть -- это быть интервалом живых смыслов между «чистой» философией и юридической наукой. Философско-правовая мысль актуализируется только тогда, когда единственным способом развития познания становится комплементарный (взаимодополнительный) режим обогащения ресурсов философии и правоведения, т. е. в тот момент, когда нельзя углубить понимание права без философского творчества и нельзя выполнить акт философского мышления без активности на передней линии теоретико-юридической культуры» .

На наш взгляд, именно современность, специфические особенности которой по сравнению с другими историческими периодами (например, нарастание процессов глобализации) находятся сейчас в центре внимания и изучения философов, социологов, культурологов и др., выдвигает такие проблемы, обойти которые без надлежащего философско-правового анализа невозможно, когда есть осознанное стремление адекватно реагировать на новые риски и угрозы.

В последние годы стало фактически общепризнанным утверждение об усиливающихся тенденциях криминализации общественной жизни. Эти процессы зафиксированы как за рубежом, так и -- в еще большей степени -- во всех постсоветских государствах, ставших на путь кардинальных экономических и социально-политических преобразований. По поводу последних высказывалось много мнений об экономической обусловленности этой негативной тенденции, влиянии общего социального кризиса, правовой неурегулированности новых общественных и др. Это способствовало более полному и всестороннему криминологическому анализу причин и условий обострения криминогенной ситуации и появлению содержательных исследований, имеющих и практическое значение.

В этом плане по-новому могут, на наш взгляд, проясниться и проблемы противодействия здоровых сил общества организованной преступности. Ведь многими специалистами обращается внимание на то, что организованная преступность притязает фактически на роль альтернативного государства или «государства в государстве», бросает ему вызов. Причем это происходит по всем объективным законам структурирования и самоорганизации систем, в определенном смысле «от хаоса к порядку». И этот порядок начинает противостоять еще немощному государственному механизму трансформирующегося общества.

Не менее эвристично, на наш взгляд, исследование проблем коррупции в широком социокультурном контексте или в рамках исследования глобальных проблем современности. Об этом свидетельствует появление такого рода исследований .

Не претендуя на подробное изложение новых идей, развивающихся на стыке социально-философских и правовых исследований проблемы преступности, в данной статье хотелось обратить внимание на их значение для комплексных подходов в деятельности по противодействию преступности.

Г.М. Алиева

Примечания

Климов И.А., Синилов Г.К., Токалов Т.Б. Актуальные проблемы совершенствования теории и практики ОРД в условиях развития современного российского и казахстанского общества // Правовое развитие Казахстана за десять лет государственной независимости: Материалы Международной научно-практической конференции. -- Алматы, 2001.

Clark A., Turner J. World crime investigations. -- N. Y. P.37.

См., например, последние работы известного специалиста в области уголовной политики и стратегии Б.Х. Толеубековой.

Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. -- М., 1996. С.393.

Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. -- М., 2001. С.4.

Цит. по материалам www.rambler.ru.

Скоробогацкий В.В. Коррупция как способ легитимности власти // www.rambler.ru.

Подобные документы

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Предупреждение преступности как антикриминогенное воздействие на ее причины и условия. Факторы, оказывающие непосредственное влияние на сезонность преступности. Методы предупреждения сезонной преступности. Измерения наказания за совершение преступлений.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Основные характеристики, причины и условия преступности. Группы латентных преступлений. Социально-психологические явления как субъективные детерминанты преступности. Причины и предупреждение женской преступности. Антиобщественное поведение женщин.

    лекция , добавлен 29.03.2010

    Динамика преступности в РФ и за рубежом. Социальное и биологическое в личности преступника. Сравнительный анализ зарубежной преступности. Понятие организованной и профессиональной преступности, характерные черты за рубежом. Перечень преступных сфер.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Понятие преступности как социально-правового явления. Социально-демографическая характеристика и особенности предупреждения преступности в Москве сотрудниками органов внутренних дел. Улучшение криминогенной обстановки в столице Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2014

    Правовые средства профилактики преступности и выработка единой стратегии в сфере предупреждения преступности посредством разработки нормативных актов, регулирующих общественные отношения. Проблемы по борьбе с преступностью на муниципальном уровне.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Понятие причин и условий преступности. Факторы, детерминирующие преступность в современной России. Социально-экономические причины преступности. Региональные особенности причин и условий преступности. Изучение причин и условий преступности в ОВД.

    реферат , добавлен 23.09.2008

    Характеристика преступности несовершеннолетних. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников. Причины и условия преступности несовершеннолетних. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

    реферат , добавлен 06.10.2006

    Исследование преступности несовершеннолетних с позиций объекта криминологического исследования. Взаимосвязь подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании и преступности. Причины и условия и пути профилактики преступности несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. Исследование состояния, структуры и динамики преступности несовершеннолетних. Меры, направленные на устранение и коррекцию социально-психологических детерминант преступности.

Как содержание мотивации, так и причинность организованной преступности, а следовательно, и характер мер по противодействию ей сложны и неоднозначны. Установить единые причины организованной преступности и меры по борьбе с ней и ее предупреждению невозможно, ибо потребуется рассматривать все аспекты насильственных, корыстных, коррупционных, террористических, экстремистских и других умышленных преступлений, поскольку оргпреступность всеядна. В сферу деятельности организованной преступной группы могут входить любые деяния, которые дают высокую прибыль (сверхприбыль), власть и собственность.

Абсолютное большинство деяний, которые совершают организованные преступники, уже было рассмотрено. Не анализировалась лишь причинность криминальной организованности . Поэтому необходимо сосредоточиться не на изучении причинности различных видов деяний, совершаемых организованными преступниками, а на анализе личности, причин и противодействия организованности криминала.

Основные причины появления и разрастания организованной преступности в СССР и России в 80-е гг. истекшего столетия связаны со специфическими проблемами, которые возникли в условиях неудавшейся перестройки социалистической системы, экономики и управления страной, когда прежние политические, экономические, организационные, правовые и нравственные устои рухнули, а ничего нового и современно-адекватного создано не было. Именно в это время бесправия и безнаказанности активизировались наиболее сильные и безнравственные субъекты и созданные ими группировки. Таким образом, основные детерминанты организованной преступности – это политические, социально- экономические и правовые причины. С этими главными причинами организованной преступности тесно связано отсутствие правовой базы для противодействия организованному криминалу.

Другая причина – это слабость правоохранительной системы . Безоглядная критика репрессий 1930-х гг. была не без умысла опрокинута определенными слоями общества на действующие органы правопорядка. Честные и квалифицированные сотрудники вынуждены были покинуть органы, а государственное обеспечение последних было сведено к минимуму. Правоохранительные органы не только стали бездействовать в рамках закона, некоторые из них постепенно сливались с организованной преступностью.

Коррупция властей, в том числе и в системе уголовной юстиции, помогала организованным преступникам избежать привлечения к уголовной ответственности. Они почувствовали полную безнаказанность, что лишь укрепило их преступную деятельность. Отсутствие у граждан достаточных средств к существованию, развал промышленности и сельского хозяйства толкали их на любые авантюры. Организованная преступность захватила властные структуры, подчинила себе многих сотрудников "государственной машины" и стала практически неуязвимой автономной системой, конкурирующей с самим государством. Автор, как и другие криминологи, пришел к выводу, что для борьбы с этим злом не было главного – политической воли руководства страны .

Организованная преступность обусловлена не только негативными явлениями и процессами. В целом экономически позитивные процессы также могут способствовать разрастанию транснациональной и национальной преступности. В их числе следующие.

  • 1. Улучшение внутригосударственных и международных отношений, расширение экономических и социальных связей, повышение прозрачности границ, развитие международной торговли, появление новых рынков сбыта, рост объема международных перевозок существенно облегчают жизнь людей, но в то же время автоматизированная система электронных платежей создала целый комплекс возможностей для активной деятельности транснациональной преступности, отмывания денег, укрытия их в практически недоступных финансовых убежищах .
  • 2. Развитие международных финансовых сетей, позволяющих осуществлять перевод денег электронным путем, с одной стороны, серьезно затрудняет процесс регулирования и контроля денежных потоков государствами, а с другой – облегчает сокрытие денег, полученных преступным путем, и их отмывание в тех странах, где это возможно и безопасно.
  • 3. Усиливающийся процесс миграции населения и образование в различных странах диаспор успешно используются организованными преступниками для создания национальных группировок, которые отличаются сплоченностью. Национальная солидарность, а иногда и родственные связи, языковой и культурный барьеры надежно защищают такие группировки от проникновения в них посторонних лиц.
  • 4. Существенные расхождения в уголовном законодательстве и судебной практике различных стран, позволяющие решать национальные проблемы, умело используются преступными сообществами для более безопасного совершения тех или иных операций: отмывания денег в странах, где нет ответственности за эти действия; ухода от налогов в так называемых налоговых убежищах (офшоры, свободные зоны) и в странах с низким налоговым бременем; незаконных поставок товаров и услуг в регионы со слабым правовым регулированием данной коммерческой деятельности; выбора места пребывания базовой преступной организации на территориях с неразвитым уголовным законодательством в отношении организованной преступности и т.д.
  • 5. Окончание холодной войны, падение железного занавеса и разрушение прежнего социального контроля над людьми в постсоциалистических странах открыли возможности не только для честного, но и для преступного предпринимательства. Эти страны широко используются в качестве транзитных территорий и новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг, а также как источники поставок различных контрабандных товаров, особенно химических и радиоактивных веществ.
  • 6. Многонациональные мегаполисы, такие, например, как Москва, являющиеся центрами деловой активности, узловыми элементами мировой экономической системы и играющие важную роль в перемещении товаров и денежных средств, умело используются в качестве баз для запрещенных товаров и финансовых расчетов организованных преступников, проследить деятельность которых на фоне огромных товарных и денежных потоков становится практически невозможно.
  • 7. Демократические преобразования во многих странах, часто связанные с разрушением прежних систем контроля и медленным становлением адекватного демократического регулирования, суверенизацией и автономизацией регионов, политической и экономической нестабильностью, как правило, коррелируют со значительным ослаблением борьбы с преступностью.
  • 8. Расширение международных контактов, торговли, коммуникаций, приобщение людей к культуре других народов способствует и распространению "чужих", в том числе криминальных, стандартов жизни, порочных потребностей, разрушению самобытных многовековых национальных традиций, а затем созданию новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг (наркотики, оружие, азартные игры, секс-бизнес и т.д.), входящих в сферу деятельности преступных организаций.
  • 9. Появление новых товаров и услуг, рост потребления, утверждение психологии общества потребления и философии жизни одним днем, коммерциализация жизни и "окорыствование" общественных отношений в странах с низким уровнем жизни способствуют распространению комплекса социальной несправедливости и неполноценности, а также продажности государственных служащих (одно из условий выживания транснациональной преступности и социальная база для организаторов террора).
  • 10. Либерализация политической и экономической деятельности, расширение прав и свобод граждан, забота о правах лиц, попадающих в орбиту системы уголовной юстиции, и другие демократические гарантии распространяются на всех граждан той или иной страны, включая лиц с криминальным поведением.

Что касается противодействия транснациональной организованной преступности , то многие причины внутреннего и внешнего характера невозможно устранить, поскольку они нам неподвластны, да и не являются негативными в целом. Экономические, политические и международные процессы, которые способствуют или облегчают деятельность национальной и транснациональной организованной преступности, имеют и позитивные стороны. Поэтому указанные процессы следует лишь учитывать при планировании противодействия организованной преступности. Решение экономических, социальных, политических, организационных, нравственных, правовых, уголовно-правовых и криминологических проблем в стране, безусловно, будет способствовать утверждению незыблемых принципов социальной справедливости, что является действенной общесоциальной мерой в борьбе с преступностью вообще и организованной в частности.

Специально-криминологические меры противодействия организованной преступности в условиях нашей стратегической беспомощности приобретают решающее значение. Экономический и финансовый подрыв ее деятельности является самым эффективным инструментом борьбы с организованной преступностью. Поэтому основное место в структуре возможных мер занимает экономический, социальный, финансовый государственный и общественный контроль .

  • Автор в статье "Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции" писал: "Все, кто не на словах, а на деле заинтересован в развитии цивилизованной рыночной экономики и укреплении российской государственности, должны объединить свои усилия в установлении надежного контроля над мафией. Суть его триедина: 1) криминализация организованной общественно опасной деятельности, 2) перекрытие каналов легализации преступных доходов, 3) законообусловленный подрыв экономического могущества преступных сообществ. Конкретные нормы для решения этих задач есть в международных документах, законодательных актах демократических стран, в российских законопроектах, прошедших международную экспертизу. Для этого нужна лишь политическая воля" (Государство и право. 1996. № 4. С. 109).
  • Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег: пер. с англ. / ООН. Нью-Йорк, 1999; Коттке К. "Грязные" деньги: пер. с нем. 7-е изд., перераб. М., 1998; Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003; и др.

Другие термины

Наиболее часто по отношению к взаимоотношениям государства, общества и преступности применяется термин «борьба с преступностью». Так, ООН проводятся конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Термин «борьба» толкуется в словарях как активное противостояние неких групп, имеющих противоположно направленные интересы. А. И. Долгова указывает, что именно понятие «борьба» наиболее полно отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности. Тем не менее, в литературе встречаются и другие названия:

Задачи борьбы с преступностью

Принципы борьбы с преступностью

Выделяются следующие основополагающие начала борьбы с преступностью:

  • Примат предупреждения преступности , а не реагирования на конкретные преступления .
  • Достижение невыгодности совершения преступления.
  • Обеспечение выявления и реального привлечения к ответственности (не обязательно сводящейся к наказанию) наибольшего возможного числа лиц, совершивших преступления (неотвратимость наступления уголовной ответственности).
  • Применение мер реагирования только в случае выявления действительного нарушения закона , а не при обнаружении преступного намерения или социальной опасности конкретной личности.
  • Личная ответственность виновного за совершение преступления.
  • Конструирование и использование уголовно-правовых мер, учитывающих экономические , политические , социальные, духовные особенности общества, в котором они будут применяться. Противодействие общества вызывают как излишне мягкие, так и излишне строгие меры воздействия.
  • Соблюдение законности при борьбе с преступностью, осуществление всех связанных с ней мероприятий исключительно в рамках, предусмотренных международными актами , Конституцией , законами и подзаконными актами.
  • Контроль общества над правоохранительной системой .
  • Комплексный характер осуществляемых мер, отсутствие уклона как в сторону правоохранительных, так и в сторону превентивных мер.
  • Равенство всех граждан и юридических лиц перед законом.
  • Оснащение органов, осуществляющих борьбу с преступностью, наиболее современными техническими средствами и научными методиками такой борьбы.
  • Международное сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках участия государств в специальных международных организациях.

Органы, осуществляющие борьбу с преступностью

Государственные органы

Построение системы государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, основано на принципе разделения властей :

  • Законодательная власть занимается созданием нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью путём принятия новых законов и совершенствования существующих. Кроме того, представительные законодательные органы, как правило, наделяются полномочиями по контролю за действиями исполнительной власти, в том числе по осуществлению борьбы с преступностью.
  • Исполнительная власть напрямую осуществляет функции по борьбе с преступностью. Подконтрольные этой ветви власти правоохранительные органы реализуют меры по предупреждению преступности , осуществляют оперативно-розыскную деятельность , предварительное расследование преступлений. В ведении исполнительной власти также, как правило, находится система исполнения уголовных наказаний.
  • Судебная власть осуществляет правосудие по конкретным уголовным делам .

Отдельными функциями по борьбе с преступностью могут быть также наделены другие государственные органы (например, прокуратура , осуществляющая борьбу с преступностью в рамках надзора за соблюдением законности и представления интересов государства и общества в суде) и органы местного самоуправления .

Негосударственные органы

Помимо государства, в борьбе с преступностью могут участвовать:

  • Органы негосударственной системы безопасности: частные охранные предприятия и службы безопасности организаций, частные детективные службы , учебные и консультативные организации.
  • Общественные организации (например, добровольные народные дружины).
  • Отдельные граждане и их группы, осуществляющие содействие правоохранительным органам.
  • Средства массовой информации , привлекающие внимание общества к проблемам борьбы с преступностью, а также осуществляющие журналистские расследования.

Примечания

Литература

  • Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 380-415. ISBN 5-89123-931-0. Автор главы - А. И. Долгова.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Противодействие преступности" в других словарях:

    Одна из центральных проблем криминологии: понятие общего (философского) уровня, раскрывающееся в рамках такой связи явлений (процессов), в которой одно из них (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). По оценкам некоторых… … Энциклопедия юриста

    Украинские милиционеры поддерживают порядок во время футбольного матча; присутствие представителей власти на массовых мероприятиях позволяет не только пресекать уже начавшиеся нарушения закона, но и побуждает граждан не нарушать закон … Википедия

    Украинские милиционеры поддерживают порядок во время футбольного матча; присутствие представителей власти на массовых мероприятиях позволяет не только пресекать уже начавшиеся нарушения закона, но и побуждает граждан не нарушать закон.… … Википедия

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным противостоянием… … Википедия

    Борьба с преступностью это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным… … Википедия

    Борьба с преступностью это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным… … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Криминология закона зародившаяся на рубеже ХХ и ХХI веков в рамках школы доктрины преступных подсистем (невско волжская школа криминологии)… … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Криминолог … Википедия

Книги

  • Криминология организованной преступности. В 2 томах. Том 2. Противодействие организованной преступности в документах , Е. В. Топильская. В монографии рассматриваются методологические проблемы из-учения феномена организованной преступности, дается криминологическая оценка российской организованной преступности, приводится…

Выходные данные сборника:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

Майоров Андрей Владимирович

канд. юрид. наук, доцент, зав. Кафедрой ЮУрГУ (НИУ), РФ, г. Челябинск

ANTI- CRIME - PRIORITY IN CRIMINAL STATE POLICY

Andrey Mayorov

candidate of juridical sciences, associate professor, head of cathedra of South Ural State University, Russia, Cheljabinsk

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается рассмотреть такую категорию, как противодействие преступности, являющуюся по мнению автора приоритетным направлением уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью, на современном этапе развития общества. Анализируется действующее законодательство, предусматривающее противодействие отдельным видам преступлений, как способ воздействия на преступность в целом. Изучаются понятия «предупреждение преступности», «профилактика преступности» и «борьба с преступностью», как системообразующие категории противодействия преступности. Предлагается комплексный подход к рассмотрению признаков «противодействия преступности», а также отмечается, что в целом меры воздействия на преступность образуют «систему противодействия преступности». Предлагается авторская позиция о структуре системы «противодействия преступности» в России.

ABSTRACT

The article proposes to consider such a category as against crime, which is the author"s opinion priority criminal policy of the state in the fight against crime, at the present stage of development of society. Analyzes current legislation that opposition individual types of crime as a way to impact on crime in general. The concepts of «crime prevention», «crime prevention» and «fight against crime» as systemically important category of fighting crime. Offers a comprehensive approach to treating signs of «fighting crime», and notes that in general, measures the impact on crime form a «system of fighting crime». The author"s position on the structure of «fighting crime» in Russia.

Ключевые слова: противодействие преступности; предупреждение; борьба с преступностью; система противодействия преступности; уголовная политика.

Keywords: fight against crime; prevention; crime prevention; combating crime system; criminal policy.

В настоящее время существует множество терминов, которыми обозначают в теории и практики процесс реагирования на преступность. Развивая авторскую концепцию, необходимо отметить следующее: «предупреждение преступности», «профилактика преступности», «контроль преступности» и «борьба с преступностью» являются составляющими элементами более общего социального воздействия на преступность - процесса «противодействия преступности». Указанная категория все чаще используется не только теоретиками и практиками, но и в законотворческой деятельности.

Представляется вполне очевидным то, что применение термина «противодействие», при характеристике оказываемого воздействия на преступность, позволяет отразить всю совокупность мер и способов реагирования государства, его властных органов, общества и отдельных граждан, осуществляемых в процессе борьбы с преступностью.

Анализ специальной литературы показывает, что в сфере противодействия преступности задействованы несколько видов реагирования (воздействия) на преступность, как на негативное социальное явление, так и на отдельные преступления. Следует отметить, что существующий комплекс воздействия на преступность может включать в себя различные способы реагирования: и предупреждение преступности, и борьба с преступностью, и профилактика преступности, и выявление, и пресечение, а также раскрытие и расследование преступлений . В совокупности же все эти способы воздействия на преступность можно обозначить единым термином - «противодействие».

Например, по мнению Ю.М. Антоняна, в процессе осуществления предупредительной деятельности можно выделять некоторые автономные направления активности государства и общества, а также отдельных граждан - «борьба», «предупреждение» и «профилактика» , хотя, как отмечает автор, «… и среди криминологов нет единства мнений относительно их содержания» .

Автору представляется, что существующие способы реагирования на преступность можно представить в виде определенной системы - системы противодействия преступности, включающей в себя меры профилактического и меры предупредительного воздействия, как на отдельные преступления, так и на преступность в целом. Такая система должна включать в себя средства, способы и приемы, которые применяют не только правоохранительные органы, но и органы местного самоуправления, общественные и иные организаций, а также сами граждане. При этом, механизм реализации противодействия преступности, требует весьма серьезных усилий, не только со стороны государства, но и общества, отдельных его индивидов. Определенный результат противодействия может быть достигнут только на основе использования широкого комплекса общесоциальных и специальных предупредительных мер .

Безусловно, системный подход в рассмотрении современной структуры противодействия преступности требует более подробного анализа, составляющих ее подсистем и отдельных элементов, с учетом возможных механизмов управления и реализации ее функций. Вместе с тем, в рамках данной статьи предлагается лишь обозначить актуальность изучаемой проблемы, связанной с определением приоритета в формировании уголовной политики государства и предложить авторское видение в решение данной проблемы. Рассматривая противодействие преступности как приоритетное направление в области реализации уголовной политики российского государства, необходимо отметить то, что в последнее десятилетие, указанное направление активно используется законодателем при реагировании на отдельные проявления преступной деятельности . Так же, следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», одним из основных предназначений полиции, является противодействие преступности .

Анализируя федеральное законодательство, направленное на борьбу и противодействие отдельным видам преступной деятельности, можно выявить следующие признаки «противодействия преступности »:

1. это деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц , в пределах их полномочий, направленная против преступных посягательств;

2. целью является - минимизация и (или) ликвидации последствий преступной деятельности;

3. противодействие может осуществляться , как по средствам ранней (профилактической) предупредительной деятельности, направленной на выявление и последующее устранение причин противоправной (преступной) деятельности, так и по средствам борьбы, направленной на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

Таким образом, анализируя представленные признаки можно отметить, что противодействие преступности представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, заключающихся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по воспрепятствованию возникновению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также их выявлению, предотвращению и пресечению, путем профилактики и предупреждения преступлений.

Следует отметить, что данный процесс предполагает выделение определенного круга субъектов этой деятельности, цели и способов ее достижения, образуя определенную систему. При этом, термин «противодействие преступности» является более приемлемым при определении всей совокупности возможных мер, направленных на снижения уровня противоправных деяний и повышения уровня защищенности граждан, общества и государства в целом.

Рассматривая противодействие преступности в виде определенной системы, реализуемой в области уголовной политики государства необходимо определить ее цель и выделить основные элементы.

Целью противодействия преступности является - повышение уровня защищенности личности, общества и государства в целом, снижение уровня преступности и удержание ее на определенном уровне (контроль), минимизация и (или) ликвидации последствий преступной деятельности;

Способами достижения целей противодействия преступности выступают как ранняя профилактическая предупредительная деятельность, направленная на выявление и последующее устранение причин противоправной (преступной) активности, так и борьба с преступностью как таковая, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

К субъектам противодействия преступности следует относить - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий (компетенции).

Объектом же воздействия в данной системе будут выступать преступность, как негативное социальное явление, а также лица, совершающие противоправные деяния и иные правонарушения .

Таким образом, выделяя противодействие преступности, как систему мер необходимого реагирования ее субъектов, при должном уровне организованности и научной обоснованности позволит реализовать основные идеи уголовной политики нашего государства, а также разработать стратегию и тактику эффективного реагирования на преступность, отдельные противоправные деяния и иные правонарушения.

Список литературы:

  1. Антонян Ю.М. Криминология: избранные лекции / Ю.М. Антонян. М.: «Логос», 2004. - 448 с.
  2. Воронин Ю.А., Майоров А.В. Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России // Ю.А. Воронин, А.В. Майоров / Криминологический журнал БГУЭП - 2013. - № 1. - С. 7-14.
  3. Клеймёнов М.П. Криминология: учебник / М.П. Клеймёнов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 432 с.
  4. Козаченко И.Я. Криминология: учебник / И.Я. Козаченко, К.В. Корсаков. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
  5. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. - 912 с.
  6. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности: монография / А.В. Майоров. М.: Юрлитинформ, 2014. - 224 с.
  7. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
  8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. (Дата обращения 15.02.2014 г.).
  9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/popular/police/ (Дата обращения 15.02.2014 г.).

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Меры противодействия преступности разрабатываются и осуществляются в зависимости от различных видов преступлений и типов преступного поведения, различных сфер общественной жизни, различных социальных групп, отраслей народного хозяйства и тому подобное. Они составляют предметную сферу деятельности соответствующих субъектов противодействия преступности.

Меры противодействия преступности разнообразны и классифицируются по различным основаниям:

По масштабу действия общегосударственные, региональные, местные.

По моментом применения (началом реализации): меры, направленные на раннюю или непосредственное профилактику первичных и профилактику рецидивов преступлений.

По степени радикальности: меры, предотвращающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций; меры, нейтрализующие (блокирующие минимизируют) такие явления и ситуации; меры, полностью их устраняют.

По механизму действия: общие и индивидуальные меры профилактики преступлений.

По степени интенсивности воздействия на человека - мероприятия, осуществляемые : в рамках общей организационной и воспитательной работы; в отношении специально определенной группы лиц, некоторые черты которых требуют внимания к ним в рамках общей организаторской и воспитательной работы; в отношении специально определенной группы лиц, некоторые черты которых требуют интенсификации воспитательного воздействия и социального контроля; в отношении лиц, которые нуждаются в применении правовых средств воздействия.

По правовой характеристикой: меры, основанные на нормах права, но не регламентированы ними; меры, которые детально урегулированы юридическими нормами. В свою очередь последние можно разделить на регламентированные нормами административного, уголовного, гражданского, трудового, процессуального и других отраслей права.

По механизму действия: меры-сигналы (представление прокурора) меры-действия (например, совершенствование на предприятиях порядка хранения материальных ценностей с целью недопущения их хищения).

По субъектному составу: меры, которые осуществляются органами власти, негосударственными органами и учреждениями, хозяйствующими субъектами всех форм собственности, трудовыми коллективами и отдельными гражданами.

По объектами воздействия: меры, которые осуществляются относительно криминогенных аспектов условий жизни и воспитания человека (среды формирования); условий жизнедеятельности (среды деятельности) лица или группы лиц.

По особенностями преступного поведения: меры, направленные на предотвращение умышленным и неосторожным преступлениям (в том числе их отдельных видов); преступлений с определенного мотивацией (полезные) преступлений среди определенной категории населения (например, несовершеннолетних); рецидив.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Цель противодействия преступности заключается в реальном снижении уровня преступности, достижении положительных изменений в ее динамике и структуре путем нейтрализации факторов, детерминирующих преступность. В свою очередь, это достигается путем активного воздействия на соответствующие объекты в целях рационального (эффективного) достижение конкретных заранее прогнозируемых результатов.

Цель системы выступает как ориентир в ее деятельности, она имеет всесторонний и проникающий характер. В системе противодействия преступности ее цель:

во-первых, всегда направлена в будущее и выступает как желаемый для достижения результат;

во-вторых, этот результат, исходя из природы противодействия преступности на современном этапе развития общества и государства, должен быть четким, взвешенным, объективным, необходимым и возможным;

В-третьих, цель должна согласовываться с целью других видов социальной деятельности, как этого, так и более высокого уровня.

Задача противодействия преступности - это конкретная программа действий, ориентированных на достижение поставленной цели. Задача данного уровня характеризуются следующими признаками: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с целью и ресурсами; адресность и контролируемость; розгортуванисть.

Как такие задачи противодействия преступности на современном этапе целесообразно рассматривать:

Выявление причин совершения преступлений и условий, им способствующих;

Применение мер по устранению установленных причин и условий или их нейтрализации (блокировка)

Выявление лиц с противоправным поведением имеет тенденцию перерастания в совершение преступлений;

Корректирующее влияние на этих лиц с целью недопущения совершения ими преступлений путем применения индивидуально-профилактических мероприятий;

Применение мер, направленных на снижение среди граждан риска стать жертвами преступных посягательств;

Ограничение действия негативных явлений и процессов, сопутствующих преступности;

Мобилизация всех положительных сил общества на создание атмосферы нетерпимости к любым формам преступного поведения;

Устранение недостатков в деятельности субъектов противодействия преступности;

Повышение эффективности деятельности по противодействию преступности.

Принципы противодействия преступности - это основанные на объективно действующих в обществе законах и закономерностях идеи, основные положения, отражающие содержание и имеют регуляторное влияние на все элементы противодействия преступности. Выделяют следующие принципы противодействия преступности:

Принцип законности. Заключается в обязательном исполнении законов и соответствующих им правовых актов органами государства, должностными лицами, общественными организациями и отдельными гражданами. Он является конституционным принципом политической системы общества, государственного строя, системы социального управления. В случае игнорирования этих требований субъекты противодействия преступности могут встретиться со значительными трудностями.

Принцип объективной (научной) обоснованности. Деятельность субъектов противодействия преступности практически невозможна без познания и использования объективных закономерностей общественного развития. Кроме того, проведению существенных шагов по изменению системы противодействия преступности должно предшествовать глубокое научное обработки соответствующих проблем и вопросов. В настоящее время в системе противодействия преступности сосредоточено необходимый научный потенциал в виде научных и образовательных учреждений. Вместе с тем, их возможности используются не полностью.

Принцип плановости Перспективы достижения определенного результата находятся в прямой зависимости от соблюдения принципа плановости, поскольку одним из атрибутов плановости является прогнозирование, которое позволяет предусматривать не только основные характеристики будущего состояния субъекта и объекта действия, но и условия, в которых они должны реализоваться. Особое значение плановость приобретает в этой сфере в связи с наличием особого рода неопределенности и риска при осуществлении предупредительной деятельности. Проведение ее коренных изменений не на плановой основе может не только поставить под сомнение достижения целей, но и угрожать национальной безопасности государства.

Принцип комплексности. Имеется в виду именно комплексность криминологического воздействия на объекты противодействия преступности. Определенных улучшений в состоянии преступности, ее динамике и структуре можно достичь разными путями. Комплексный подход в деятельности субъектов противодействия преступности применяется как на стадии разработки программ профилактических мероприятий, так и на стадии их реализации. Правильный синтез рекомендаций по осуществлению производится на основе взаимодействия различных специалистов: юристов, экономистов, техников, психологов, социологов и ряда других.

Принцип системности. Отображает содержательную основу осуществления криминологического воздействия на все структурные и функциональные элементы преступности. Необходимо, чтобы учитывалось оптимальное сочетание всех общих методов и средств воздействия, возможностей субъектов противодействия преступности с одновременным принятием решений. Системность также предусматривает координацию деятельности при осуществлении противодействия преступности, наличие и положение соответствующих органов (должностных лиц) в структуре аппаратов управления, их подчиненность и организационные формы воздействия на соответствующие объекты. Субъект противодействия преступности при этом рассматривается не только как элемент внешней системы воздействия на преступность, но и в рамках его связей с другими образованиями с соответствующими функциональными признаками.

Принцип сочетания централизма и автономии в функционировании системы противодействия преступности призван обеспечить оптимальное соотношение полномочий между субъектами разного уровня. Субъекты противодействия преступности по своей сути тяготеют к иерархической организационной структуры, поэтому централизм является ведущей стороной данного принципа. Однако излишняя централизация приводит к усложнению процедур информационного обеспечения и принятия решений по проведению соответствующих мероприятий, что ведет к увеличению сроков их реализации, а значит, и несвоевременности. Кроме того, излишняя централизация приводит к дополнительному росту аппарата сотрудников, обеспечивающих выполнение непрофильных функций. В связи с этим как способ страхования от указанных негативных последствий выступает вторая сторона принципа - автономность. Она отражает относительную самостоятельность организационных звеньев (компонентов) системы субъектов противодействия преступности в рамках реализации поставленных задач. В данном случае уместно говорить об определенном делегирования полномочий от субъектов в сторону общей организационной звена.

Принцип рационального обеспечения возложенных функций. Реализация данного принципа предполагает соответствующее обеспечение функций, возложенных на субъектов противодействия преступности, необходимыми финансами, материально техническими средствами и соответствующими кадрами, что, естественно, будет способствовать значительному повышению эффективности функционирования системы.

Случайные статьи

Вверх