Коррупция как социально юридическое явление. Коррупция как социально-правовое явление: понятие, формы, виды

дипломная работа

1.1 Сущность и содержание коррупции как социально правового явления

Дошедшие до нас правовые памятники позволяют заключить, что коррупция является «ровесником» человеческой цивилизации и зародилась в период формирования первых государственных образований в Египте, Индии, Китае в III--II тыс. до н. э. Распространенность и общественная опасность этого явления резко возрастают в периоды крупных социальных потрясений, приводят порой к полному уничтожению законности и одновременному росту зависимости населения от произвола чиновников. Не стала исключением и современная Россия. Сегодня коррупция в нашей стране уже вышла за рамки отдельных совершаемых в органах власти и управления преступлений и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, характеризующих современное российское общество и государство и представляющих угрозу национальной безопасности.

Коррупция -- это черная тень государства. Неизбежное усиление административного регулирования в условиях расширения и интенсификации экономических, финансовых, технических и иных связей и зависимостей в обществе придает бюрократии известную независимость, злоупотребление которой в корыстных целях служит питательной почвой для коррупционных проявлений при попустительстве со стороны граждан и институтов гражданского общества. Индивид и бизнес не защищены от произвола чиновников, что отмечают иностранные (Ф.А. Хайек и др.) и отечественные ученые.

Существует так называемая узкая трактовка понятия коррупции как социального явления, заключающегося в подкупаемости и продажности государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Другие ученые предпочитают трактовать коррупцию более широко и ее ядром считают должностное злоупотребление. В документах международного права также содержится широкое определение коррупции и расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией. Например, по определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других .

В целях более точного уяснения содержания понятия коррупции полагаем необходимым различать коррупциогенное поведение и собственно коррупционную деятельность, которые опосредованно или непосредственно посягают на авторитет и законные интересы государственной службы и публичной власти в целом.

Отличительными признаками коррупциогенных действий в управленческой сфере выступают следующие три взаимосвязанные категории:

· ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

· интерес, который является движущей силой деятельности участников коррупционных действий (частный или групповой, отличный от общественного или публичного);

· ущерб, который может нанести общественным интересам («всеобщему благу») любое потенциально коррупционное поведение.

Отличительными признаками коррупционных действий в управленческой сфере являются следующие: сделка между должностным лицом или служащим и лицом, заинтересованным в определенном поведении указанных лиц; обоюдно возмездный, но не обязательно материальный характер такой сделки; заведомая противоправность такой сделки, совершение которой запрещено под угрозой юридической ответственности нормами позитивного законодательства.

К сожалению, степень развития коррупции в современной России представляет серьезнейшую общественную опасность, ибо речь идет о существовании «обширных и устойчивых коррупционных сетей, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции», и одномоментная «ампутация» такой системы коррупционных отношений может даже привести к социально-экономическому коллапсу.

Для обозначения актуальности рассматриваемой проблемы приведем некоторую статистику.

В современной России ежемесячные издержки от преодоления «административных барьеров» в сфере торговли и производства исчисляются суммой от 18 до 19 млрд. рублей, что составляет около 10 % розничного товарооборота. Ежегодно россияне тратят на взятки 2,8 млрд. долл., а на выплату подоходного налога -- 5,8 млрд. долл.

Международная организация «Transparency International» 15 ноября 2005 г. опубликовала свое исследование, касающееся, в частности, масштабов коррупции в России (всего исследование проведено для 159 стран). Согласно выводам организации ситуация в нашей стране ухудшилась по сравнению с предыдущим годом: Российская Федерация заняла 126-е место по уровню коррумпированности по сравнению с 90-м местом в 2004 г. Менее коррумпированными по сравнению с Россией признаны, например, Буркина-Фасо, Уганда и Афганистан. Возглавляют рейтинг Исландия, Финляндия и Новая Зеландия с наиболее низким уровнем коррупции. США находятся на 17-м месте. Самыми коррумпированными признаны Бангладеш и Чад (158-е место) .

Административно-правовой статус государственных служащих

В силу положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07...

Анализ законодательства по противодействию коррупции

1.1 Понятие и сущность коррупции Коррупцию можно рассматривать, как отклоняющееся политическое поведение, которое может квалифицироваться и как преступления, и как деяния, не преследуемые законом в силу их неурегулированности...

Вече как государственный институт древнерусского государства

Вече - один из самых известных и в то же время один из самых загадочных институтов Древней Руси. Все знают, что это орган русского «народоправства». Но что касается реального наполнения данного термина в древнерусских источниках...

Как социально негативное явление коррупция известна очень давно. В переводе с латинского коррупция («corruption») означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей...

Зарубежная практика и российский опыт борьбы с коррупцией

Всемирный Банк выделяет четыре фактора, обусловливающие низкий уровень коррупции: отсутствие, благодаря экономической политике, деформаций, предсказуемая судебная система...

Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции

Общество представляет собой динамическую систему, в которой постоянно появляются новые виды общественных отношений и видоизменяются старые. В связи с этим появляются новые виды преступлений...

Коррупционная преступность как угроза национальной безопасности

На сегодняшний день тема коррупции в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики...

Криминологические особенности преступности в городе Москве

Преступность -- сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Так...

Национальные интересы России в пограничной сфере

Изучим основные причины и сущность явления незаконной миграции. Согласно одному из определений - незаконная (или нелегальная) миграция - это миграция (перемещение людей через границы с переменой места жительства на сколь-нибудь значимый срок)...

Проблемы противодействия коррупции на государственной службе в Пермском Крае

Понятие «коррупция» сегодня одно из наиболее часто употребляемых в отечественной научной и публицистической литературе. Хотя ещё совсем недавно его можно было встретить в основном только в отношении анализа социальных процессов...

Роль местного бюджета в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования

В современном обществе местное самоуправление играет наиболее значимую роль в развитии Российской Федерации, является фундаментом, на котором происходит становление экономики нашей страны...

Совершенствование системы информационного обеспечения органа внутренних дел (на примере отдела полиции №8 "Кировский" Управления МВД России по городу Новосибирску)

Социально-экономическое развитие муниципального образования

Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в РФ

В результате изучения главы 1 студент должен:

знать:

  • - понятие и сущность коррупции в государственном управлении;
  • - признаки и причины коррупции в государственном управлении;
  • - виды коррупционных проявлений в государственном управлении;

уметь:

  • - оперировать административно-правовыми понятиями и категориями;
  • - анализировать юридические факты, являющиеся основаниями для возникновения, изменения и прекращения административноправовых отношений в сфере противодействия коррупции и др.;

владеть:

  • - административно-правовой юридической терминологией в рамках темы;
  • - навыками работы с источниками административного права по теме;
  • - навыками анализа административно-правовых норм и отношений в рамках темы;
  • - навыками учета общественного мнения и реализации принципа открытости в своей профессиональной деятельности.

Понятие коррупции как социально-правового явления

На сегодняшний день сформулировано множество дефиниций термина «коррупция». Данную проблему изучают в рамках различных отраслей научного познания: экономики, политологии, социологии, истории, юриспруденции и др. Это связано с тем, что коррупция проявляет свои негативные последствия в самых разнообразных областях общественных отношений. Следствием этого является наличие большого количества определений коррупции и подходов к ее пониманию. Термин «коррупция» встречается и во многих нормативных правовых актах. Исходя из этого определения коррупции можно разбить на две большие группы:

  • а) правовые (.законодательные ) определения коррупции, которые закреплены в различных нормативных актах (международных и внутригосударственных);
  • б) доктринальные (научные ) определения коррупции, сформулированные представителями различных отраслей знаний, в том числе учеными-правоведами.

Законодательному закреплению понятия коррупции в Российской Федерации предшествовал длительный период времени. Впервые соответствующий термин появился в проекте Закона РФ «О борьбе с коррупцией», который был принят Верховным Советом РФ 20 июля 1993 г. Согласно ч. 1 ст. 2 данного проекта под коррупцией понималось использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего статуса и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами .

В Модельном законе СНГ о борьбе с коррупцией, который был принят в г. Санкт-Петербурге 3 апреля 1999 г., коррупция (коррупционные правонарушения) - это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ .

Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятый 15 ноября 2003 г., определил коррупцию как подкуп (получение или дачу взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу . Коррупционное правонарушение в данном документе является отдельным понятием.

Легальное действующее определение понятия коррупции в России было закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Закон о противодействии коррупции), согласно которой коррупция - это:

  • а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • б) совершение деяний, указанных в подп. «а», от имени или в интересах юридического лица.

Дефиниция коррупции в российском законе фактически перечисляет перечень противоправных деяний, которые принято относить к коррупционным. Данное определение не раскрывает социально-правовое содержание коррупции, в нем нет научных критериев идентификации коррупции, выработанных как отечественными, так и западными учеными за последние несколько десятков лет.

В западной научной среде можно встретить самые разнообразные определения понятия коррупции. Проблемой коррупции на международном уровне в разные годы занимались и продолжают заниматься крупные зарубежные исследователи: Д. Делла Порта, С. Роуз-Аккерман и др.

Американские ученые М. Джонстон и Дж. Най определяют коррупцию как «...поведение, отклоняющееся оттого, которое предписано должностному лицу имеющимися правилами, и обусловленное желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающие ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций» .

Профессор права и политической науки Йельского университета (США) С. Роуз-Аккерман считает коррупцию симптомом того, что в системе государственного управления «что-то не так». Характеризуя суть коррупции в сфере публичного управления, она пишет: «Государственные институты, созданные для регулирования взаимоотношений между гражданином и государством, вместо этого используются для личного обогащения и предоставления льгот коррумпированным хозяйствующим субъектам» .

Что касается изучения коррупции в Российской Федерации, то сегодня образовались целые юридические школы, занимающиеся ее исследованием, разработкой эффективных мер, способов и концепций борьбы с ней . В современной российской юридической науке также разнятся подходы к определению коррупции. Ряд российских исследователей, например А. М. Иванов, рассматривают коррупцию как предмет отдельной самостоятельной юридической науки и учебной дисциплины - корруптологии, которая определяет «пути совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию» .

Существенный вклад в изучение причин коррупции в России внесли ученые-криминологи. В. В. Лунеев, оценивая социальную природу коррупции и коррупционных проявлений, справедливо отмечает, что «коррупция - скорее синтетическое социальное или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний» .

Большинство определений коррупции, сформулированных учеными, развивающими административное право, связаны с таким важнейшим правовым институтом, как государственная служба. А. В. Куракин предлагает в связи с этим следующее содержание коррупции: «Коррупция как явление в системе государственной службы включает в себя разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществлении государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкупе государственного служащего физическими или юридическими лицами» . Л. М. Колодкин, в свою очередь, считает, что коррупция как общественное (социальное) явление выражается в использовании работниками государственных органов служебного положения в целях получения неправомерных, личных выгод материального или имущественного характера .

Приведенные выше определения коррупции раскрывают главный составляющий элемент данного социально-правового явления - продажность уполномоченных должностных лиц, основанную на личной (корыстной) выгоде. В этом и состоит суть любого коррупционного деяния, независимо от его общественно опасных последствий.

Предлагаем использовать следующую трактовку определения коррупции в сфере государственного управления, согласно которой под коррупцией понимается совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе реализации органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий организационно-управленческого характера в корыстных интересах для получения имущественной выгоды или неимущественных благ и преимуществ.

  • См.: Официальный сайт Российской криминологической ассоциации // URL:http://crimas.ru/?p= 1663.
  • См.: Модельный закон о борьбе с коррупцией (принят в г. Санкт-Петербурге

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.


Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально- нравственного состояния общества. Современный подход: - термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.; - под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.




Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах


Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких- либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.


«Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979 г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.




Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти. 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ.


Причины возникновения коррупции - экономический упадок; - политическая нестабильность; - несовершенство законодательства; - неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; - слабость демократических традиций; - непрозрачность власти; - неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.






Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих - Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; - Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; - Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации - муниципальное образование); - Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); - Таможенный контроль; - Регистрация прав собственности; - Регистрация недвижимости; - Проведение проверок контролирующими органами; - Выдача заключений и разрешений; - Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении


Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства - Высокий уровень административного усмотрения; - Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; - Неудобный для клиента «интерфейс»; - Правовая неграмотность государственный служащих; - Слабость внутреннего административного контроля; - Отсутствие практики внутреннего аудита; - Неразвитость аудита эффективности; - «Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций).


Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: – заниматься предпринимательской деятельностью; – оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; – выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); – быть участником хозяйственных обществ и товариществ.


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействие коррупции» - Правовая основа противодействия коррупции - Основные принципы противодействия коррупции - Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации - Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции - Организационные основы противодействия коррупции - Меры по профилактике коррупции - Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействие коррупции» - Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений - Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе - Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора - Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения - Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения


Последствия коррупции Экономические: - Нарушение конкурентных механизмов рынка - Замедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказов - Неэффективное использование бюджетных средств - Рост цен за счет коррупционных издержек - Неверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата - «расползание» коррупции на бизнес и НПО


Последствия коррупции Социальные последствия: - Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития - Закрепление и увеличение имущественного неравенства - Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей - Укрепление оргпреступности - Рост социальной напряженности


Последствия коррупции Политические: - Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов - Деградация доверия к власти - Падает престиж страны - Профанируется политическая конкуренция - Дискредитируется политический режим


Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.


Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: - Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. - Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.


Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции - Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), - Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), - Transparency International (Берлин, ФРГ), - Political Risk Services (Сиракузы, США).


АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» Трансперенси Интернешнл – Россия - некоммерческая общественная организация, целью деятельности которой является создание единой национальной антикоррупционной системы, которая могла бы решать три блока задач: 1. Формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан. 2. Институализация «прозрачности». 3. Предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.




Трансперенси Интернешнл – Россия Коррупция - комплекс явлений, связанный с использованием чиновниками своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растрата, фаворитизм, непотизм). Прозрачность и подотчетность – система действенных механизмов общественного контроля и общественного доступа к информации, связанной с выполнением государственными органами своих функций.


Ежегодно составляются рейтинги: Индекс восприятия коррупции (ИВК) – оценка представлений экспертов об уровне коррупции в государственном секторе. Барометр мировой коррупции (БМК) – направлен на оценку отношения граждан к коррупции и случаям столкновения с коррупцией в повседневной жизни. Индекс взяткодателей (ИВ) – делает акцент на склонность фирм лидирующих стран-экспортёров прибегать к взяточничеству за рубежом.


Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Реализация норм международного права. - Законодательное регулирование процесса лоббирования. - Антикоррупционная экспертиза. - Ужесточение санкций за преступления против государственной службы. - Профилактика коррупции в системе государственной службы. - Отказ от расширительного толкования презумпции невиновности должностных лиц. - Форсирование разработки и введения в действие административных регламентов. - Разработка и введение в действие Кодекса этики государственных служащих.


Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Принятие целевых антикоррупционных программ. - Разработка принципов и механизмов государственной кадровой политики. - Формирование федерального и регионального банков кадровой информации. - Формирование системы управления государственной службой Российской Федерации. - Развертывание системы антикоррупционного правового просвещения граждан. - Поддержка общественных организаций антикоррупционной направленности. - Развертывание сети центров бесплатной юридической антикоррупционной помощи. - Информирование общественности о деятельности органов власти.


Международная практика: механизмы, ограничивающие возможности коррупции - максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией; - детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг); - деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля; - ротация должностных лиц.

Коррупция как социальное явление

В основе термина «коррупция» лежит латинский глагол «rumpere», означающий «нарушить что-либо». В целом этот перевод дает общее представление о сущности коррупции – порче власти путем ее подкупа. Латинско-русский словарь кроме вышеуказанных значений приводит и такие значения, как «совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, губить, разрушать, обольщать, соблазнять, развращать, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить». В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом, и к коррупционным относился целый ряд деяний связанных с фальсификацией и порчей государственных документов, с подкупом судей или с нравственным развращением чужого раба.Понятие коррупции относится к категории сложных, многоаспектных, к раскрытию сущностного содержания которого исследователи подходят с различных позиций.Мы можем говорить о коррупции как о преступном деянии и рассматривать данный феномен в правовом аспекте (то есть через понятия законности и противозаконности).В контексте социологического дискурса коррупция изучается как сложное, многомерное социальное явление , которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и укореняется в обществе, становясь социальной нормой. В социологии коррупция трактуется как разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения, как нарушение ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов,как несовместимое со статусом государственного служащего корыстное деяние («отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды»). Вместе с тем, представляется, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Ее расценивают какболезнь развивающихся обществ, результат бедности. Также есть и бытовое понимание коррупции, которое фор­мируется на основе опыта населения. Феномен коррупции здесь часто сводится к взятке, кумовству, при этом он мифологизируется и подается как неизбежная, неотъемлемая часть культуры, опре­деленные правила игры, которые ими из-за отсутствия выбора должны всеми безоговорочно приниматься. Мздоимство, «административный восторг» (как это метко обозначил Ф. Достоевский), семейственность становятся социальной нормой, находя свое выражение во всем, даже в фольклоре («не подмажешь - не поедешь»). Россияне считают взятки скорее «хозяйственными издержками» и относятся к ним как «к норме».Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления , социальной практи­ки, стереотипов сознания и эмоционального их восприятия. Корруп­ция в социальном плане - одно из проявлений продажности.Процесс социального конструирования коррупции включает:наличие множества фактов продажности (взяточничества) различных государственных служащих и должностных лиц;осознание этих фактов как социальной проблемы;криминализацию некоторых форм коррупционной деятель­ности;реакцию политиков, правоохранительных органов, юристов, средств массовой информации, населения на коррупцию и т.п.В современном обществе, включая российское, коррупция - социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - по­литическими, экономическими, культурологическими.Об институционализации коррупции свидетельствуют: 1 выполнение ею ряда социальных функций - упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управ­ленческих решений, консолидация и реструктуризация отноше­ний между социальными классами и группами, содействие эконо­мическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация экономики в условиях дефицита ресурсов и др.наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (патрон - клиент), распределение социальных ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник);наличие определенных правил игры, норм, известных субъектам коррупционной деятельности;сложившийся сленг и символика (например, хорошо извест­ный и всеми понимаемый жест потирания большим пальцем руки указательного и среднего пальцев) коррупционных действий;установившаяся и известная заинтересованным лицам так­са услуг. Например, такса поборов работниками ГАИ была опубли­кована еще в 1996 г. газетой «Стрела». Опубликованы существую­щие таксы в сфере «правоохранительной деятельности»: плата за невозбуждение уголовного дела ($1000 - 10000), за изменение меры пресечения с освобождением из-под стражи ($20000-25000), за смягчение наказания ($5000-15000), за игнорирование тамо­женных нарушений ($10000-20000 или 20-25% от таможенного сбора). А вот «расценка услуг» на высшем федеральном уровне: стоимость назначения депутата Государственной Думы на долж­ность председателя комитета - порядка $30000, стоимость вне­сения любого законопроекта на рассмотрение Государственной Думы - около $250000, статус помощника депутата оценивается в $4000-5000.Оказалось, что теневая реальность - это не только «вторая эко­номика» или коррупция, но охватывающая всё общество в целом, законченная институциональная система (экономика, право, адми­нистративные отношения и т.д.), - вся целиком вне сферы юриди­ческого закона». И коррупция - лишь элемент (пусть один из важ­нейших, быть может - самый главный) этой теневой реальности нашего бытия.



Понятие коррупции ее признаки и виды, формы проявления

В Основных положениях проекта Федерального закона «Основы антикоррупционной политики»: коррупция - подкуп (дача взятки или ее получение), а также любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе, неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо предоставление такой выгоды указанному лицу. Вместе с тем, существуют и другие определения коррупции.Например, коррупция –это социальное явление, выражающееся в использовании лицом своих властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в целях получения материальных и иных благ; это злоупотребление властью лицами, выполняющими управленческие функции в государственных и не государственных организациях и учреждениях для получения выгод имущественного характера в интересах себя и своих близких, причинившее вред правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемым законом интересам общества и государства; это злоупотребление (превышение) властных (служебных) полномочий в личных и корпоративных интересах; это состояние публичной власти, при котором осуществление ею своих функций становиться возможным только на возмездной основе, и др.Действительно, коррупция в узком смысле - это когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения.Чиновничье предпринимательство отличается от коррупции отсутствием подкупающей стороны. Заказчик служебного нарушения здесь - сам исполнитель, извлекающий доход из монополии на принятие решения.Все перечисленные формы объединяет использование служебного положения в частных интересах - “приватизация государства”.

Виды коррупции . Как я уже упоминала выше, коррупция очень сложное, в силу своей неоднозначности, и слабоизученное явление. Обычно в литературе выделяют два вида коррупции, присущие абсолютно всем ее механизмам: - верхушечная -низовая. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену. Например, формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности на значительную часть принадлежащего государству имущества. Здесь коррупция начинается тогда, когда цели защиты интересов государства и общества подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Проблема очень простая, например госбюджет, он не прозрачен, и в зависимости от ситуации одни могут получить средства в начале года, а другие - через два года после принятия бюджета. Если кому-то полагается какая-то поддержка отрасли, то, конечно, любой сотрудник министерства финансов, распределяющий эти суммы, - есть фигура сверхважная. Это - одна сторона дела. Это три самые значимые услуги, которые можно получить от государственного чиновника. Такими условиями сопровождаются многие акты на выдачу госкредитов, бюджетных средств, а также при распределении госзаказов. Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило изменить формы получения взяток наличностью и перейти к льготным кредитам, завышенным процентам по вкладам и другим формам благодарности. При этом уход незаконных доходов за границу уменьшает риск коррупционных сделок и тем самым подстегивает коррупцию.

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Положение, при котором нижестоящие чиновники брали взятки, и часть полученных денег передавали вышестоящим чиновникам существовало только в первые 2 – 4 года развития рыночной экономики в России. Тогда была привычной схема, при которой доступ к вышестоящему чиновнику осуществлялся через нижестоящего чиновника. Это ограничивало возможности доступа к чиновникам высокого уровня со стороны конкурентов. Затем финансовые возможности олигархических группировок настолько увеличились, что им уже стали не нужны посредники для доступа к высшим должностным лицам.

Выделяют следующие виды коррупции: Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.Официальное определение коррупции дано в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в следующем виде: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Законодательно понятие «коррупция» определяется в двух значениях (простом и сложном - если прибегнуть к языку уголовно-правовых норм): 1) как выявленный и доказанный факт злоупотребления лицом (чиновником или иным лицом) служебным положением. Далее уточняются формы такого злоупотребления: взятка (ее дача или получение), коммерческий подкуп либо иное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и (или) незаконно;
2) как выявленный и доказанный факт злоупотребления лицом служебным положением от имени или в интересах юридического лица.
Отмечается особый подход к определению рассматриваемого понятия, основанный на собирательном содержании.

Формы коррупции. На основе перечисленных выше типов коррупции выделяют следующие формы коррупции:взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и услуг;протекционизм, проявляющийся в должностных продвижениях лиц по признакам родства, приятельских отношений или личной преданности;сращивание работников органов управления с преступными элементами и сокрытие преступлений отдельных лиц и обеспечение их безнаказанности;поддержка и лоббирование интересов теневой экономики в ответ на политическую поддержку или выдвижение на должности во властных структурах;инвестирование частных предприятий и организаций за счет государственного или местного бюджета;приватизация с незаконной передачей государственной собственности в частные руки, метко названная в народе «прихватизацией»;предоставление льгот, секретной служебной информации заинтересованным лицам; предоставление права или возможностей заключать выгодные контракты;содействие в заключении невыгодных для государства контрактов с иностранными фирмами и другие. Существующие

формы проявления коррупции разнообразны: взяточничество – собирательный термин, охватывающий два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение и дачу взятки; превышение должностных полномочий и злоупотребление ими – преступление против интересов государственной (муниципальной) службы. Оно заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы либо явно выходящие за пределы должностных полномочий, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства; фаворитизм – исторически: социокультурное явление, имевшее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью монарха к фавориту; непотизм (кумовство) – исторически: раздача папами римскими ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам.Высшие чиновники, как

правило, не имеют возможности передать свою власть детям напрямую, однако они используют свои возможности для предоставления своим близким родственникам. Вред от непотизма заключается в ограничении конкуренции и подавлении отбора лучших людей;протекционизм – незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по

службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, то есть стремления чиновника извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семействен-

ность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и скрыть свою некомпетентность;лоббизм– любая деятельность организаций или частных лиц, влияющая на органы государственной власти, оказывающая давление на парламентария путем личного или письменного обращения, либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций), цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта в целях содействия собственным интересам, а также интересам бизнеса и организованной преступности в целом;незаконное распределение и перераспределение общественных ресур сов и фондов,незаконная поддержка и финансирование

политических структур, пар тий, движений;блат (оказание услуг родственникам и знакомым) – знакомства или связи, используемые в личных целях и ущемляющие интересы третьих лиц.

Многообразие точек зрения и подходов к пониманию коррупции свидетельствует о сложности этого социального явления, требующего глубокого и всестороннего изучения. В данной работе основное внимание сосредоточено на углубленном теоретико-правовом исследовании сущности коррупции, ее истоков, признаков и отличительных черт, тех факторов, которые определяют ее негативное содержание и отрицательно-разрушающее влияние на политическую, экономическую, социальную и духовно-нравственную жизнь общества и каждого человека. Рассмотрение коррупции будет проведено не в узком формально-правовом плане, что само по себе крайне важно, а в широком смысле -- сквозь призму всей системы общественных отношений Малько А.В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 38.

Явление коррупции исследуется в рамках различных подходов, течений и направлений научной мысли. Теории различных дисциплин изучают отдельные аспекты коррупции, а многообразие этих подходов свидетельствует не только об актуальности этого явления, но и о том, что коррупционные отношения еще недостаточно изучены. И в первую очередь это связано с тем, что данное явление не столь доступно для изучения. А во-вторых, проявления коррупции, ее механизмы и формы носят абсолютно латентный характер.

Это вполне понятно и оправданно. Ведь коррупция -- это не отдельный аморальный или противоправный проступок. Если бы это было так, то и понятия «коррупция» не потребовалось Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25. Коррупция -- это структурно сложное социальное явление, которое присутствует практически везде, поражает все сегменты общественной жизни, прежде всего те, где соприкасаются интересы общества, государства, бизнеса, чиновников и граждан, где легче найти выгодный компромисс с властью и конкретными ее представителями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25.

Слово «коррупция» дословно с латинского переводится как совращение, подкуп, порча, упадок, извращение, разложение, расстройство Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 2003. С. 205. Этот термин сложился в результате интеграции двух латинских слов: а) «corei» -- сообщество из нескольких субъектов по поводу единого предмета спора и б) «rumpere» -- нарушить что-либо. Коррупция в этом смысле -- нарушение несколькими лицами сложившихся в обществе норм права и морали для получения взаимной личной выгоды.

Трудно не согласиться и с теми авторами, которые термин «коррупция» трактуют иначе Мишин Г. К. О теоретической разработке проблемы коррупции // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В. В. Лунеева. М., 2010. С. 264. С их точки зрения, термин corruptio происходит от двух корневых слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции состоит не в подкупе и продажности публичных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в т. ч. органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации коррупция является широко распространенным явлением. По оценкам некоторых экспертов, количество правонарушений, связанных с коррупцией, со времен Советского Союза возросло в разы - она стала широко распространенным социально негативным явлением. В научной литературе нередко высказываются точки зрения, и не только юристов, о том, что коррупция является наследием прошлого и что рост числа коррупционных деяний - результат перехода от прежней системы к построению новой России. А существующие масштабы коррупции - это цена, которую стране приходится платить за такие преобразования. Кроме того, коррупция затронула если не все, то большинство ветвей государственной власти, включая и судебную. Ряд авторов и политических деятелей не исключают, что коррупцией поражена вся политическая система Долгова А. И. Криминология: Краткий учебный курс/Азалия Долгова. / М.: Издательство "Норма", М.: ИНФРА-М Изд. дом ООО, 2010., Иншаков С.М..Криминология: Учебное пособие/Сергей Иншаков. М.: Юриспруденция ИД ООО, ИНФРА-М.,2012. С. 37.

Сущность коррупции заключается в «злоупотреблении служебным или социальным положением в корыстных интересах» Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой / Под ред. И. Сикоры. Киев, Визком. 2002. С. 9, злоупотреблении общественным доверием для получения неоправданных личных выгод и преимуществ в результате неофициального использования имеющихся правовых и социально-статусных возможностей.

В этом смысле ее отличают:

Сознательное подчинение публичных интересов интересам личным, корыстным;

Скрытность;

Наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает решение, и теми, кому оно выгодно;

Попытка гарантированно защитить акт коррупции соответствующим юридическим обоснованием;

Аморальность Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 26.

Хотя значительная часть коррупционных проявлений общественным сознанием не воспринимается как аморальное поведение.

Границы этического осуждения коррупции очень подвижны. Нравственные стандарты гражданского общества могут и чаще всего не совпадают с этикой государственной и негосударственной службы. Даже самые честные правительства и корпорации могут восприниматься общественным сознанием как антинародные и коррумпированные Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. С. 12. Нередко бывает как раз наоборот.

В юридическом смысле коррупция -- это все то, что подпадает под коррупционное деяние (действие или бездействие) с точки зрения действующего антикоррупционного законодательства. Естественно, что чаще всего коррупционным является правонарушение (преступление или проступок) связанное со злоупотреблением служебными полномочиями, превышением полномочий и использованием служебного положения или социального статуса в корыстных целях.

Правовой аспект опасности коррупции состоит также в принятии законодателем нормативных документов, выгодных и удобных криминальным структурам, в предоставлении заинтересованным лицам широких возможностей для произвольного их толкования; в пробелах правового регулирования коррупционно возможных общественных отношений; в преднамеренном искажении содержания законов правоприменителем с целью, например, получения взятки. Ни о каких «законопослушности», «верности службе», «радении о должности», «доброй воле», «профессиональной чести», «бескорыстии» в этом случае речь уже не идет Уголовное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б. Ф. Здравомыслова. М., 2010. С. 390.

Судя по сегодняшней ситуации, это явление приобрело системный характер и затрагивает практически все общество, включая его основы. А высокий уровень коррупции характерен как для сектора государственного управления, так и для частного сектора. К сожалению, он присущ и государственным структурам, призванным противодействовать коррупции, в частности, правоохранительным органам. Однако в оценке уровня и масштабов коррупции в России не существует единого мнения, более того, эта информация носит довольно общий характер и во многом основывается на предположениях. Ситуация, которая сложилась в стране, нуждается в более подробном изучении, например, путем проведения углубленных научных исследований, анализа и оценок, а также выработке научных рекомендаций, которые дали бы более детальное представление о масштабах и формах коррупции в стране, как на общенациональном, так и региональном уровне. Ведь для того, чтобы подобные комплексные научные исследования имели высокую степень легитимности и объективности, они должны в идеале проводиться постоянно. Более того, они должны основываться на официальных и научных данных, а также на информации со стороны гражданского общества и на отработанной методике международного сообщества.

В экономическом смысле коррупция -- это латентно организованный и незаконно функционирующий механизм принудительного отчуждения собственности и корыстного перераспределения национальных богатств в ущерб государству, местным сообществам, бизнесу, гражданам. Это продажа должностных правомочий, имеющая место, как в государственном, так и частном секторе, определяется как контрактное взаимодействие между экономическими агентами на основе злоупотребления позицией ради частной выгоды Чашин А. Н. Коррупция в России. М., 2009. С. 9. Коррупция позволяет не только изымать и присваивать чужую собственность, но и существенно ограничивать автономию и свободу личности, ущемлять право человека на дееспособность Известия Российского государственного педагогического университета. Научный журнал. 2008. № 26. С. 38--49; Бочкарев С. А. Русские мыслители об антро-пологическом смысле собственности // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 26 (60): Аспирантские тетра-ди: Научный журнал. СПб., 2008. С. 38--49.

Анализируя социальный смысл коррупции, ученые, в т. ч. юристы-теоретики, утверждают, что коррупция -- это не что иное, как отказ от ожидаемых стандартов поведения ради незаконной личной или корпоративной выгоды.

Коррупцию нельзя объяснить поведением отдельного чиновника и сводить лишь к элементарному противоправному распределению услуг, имущества, информации или злоупотребления ими. Хотя внешне все выглядит именно так. В таком случае коррупция не получает должной ценностно-аксиологической интерпретации. Поэтому мы разделяем точку зрения профессора С.А. Бочкарева, который коррупцию предлагает рассматривать как систему общественных отношений, когда общество и отдельные его члены являются не только объектами коррупционных посягательств, но и самостоятельными субъектами коррупционных отношений Бочкарев С. А. О противодействии коррупции в Российской Федерации: новые подходы без инноваций // Право и политика. 2008. № 11. С. 2591--2594.

С точки зрения морали коррупция трактуется как циничная подмена законов и нормальных человеческих отношений извращенным пониманием всех здоровых норм и принципов общественного бытия: честности, порядочности, принципиальности, скромности. Результат же один -- незаконное обогащение одних за счет других, дискредитация официальной власти и усиление властных возможностей коррупционеров, ослабление здоровых нравственных начал и утверждение аморальных норм.

Коррупция -- это альтернатива праву и морали. Это базовый атрибут, лишающий право и мораль монополии регулирования общественных отношений. Если твердо не противостоять этому злу, то она разрушит буквально все. И очень быстро.

В каждой конкретной стране коррупция, естественно, имеет свои особенности. Свои особенности отличают и российскую коррупцию, которая:

а) стала неотъемлемой частью образа жизни российского общества, не встречает негодования и отторжения у большинства населения;

б) базируется на мощных политических, финансово-экономических и информационных ресурсах, что объективно создает благоприятный моральный климат для коррупционных действий;

в) превратилась в системное явление, проникла во все структуры государственной системы, бизнеса, культуры и социальной сферы;

г) становится все более политизированной, неотъемлемым элементом борьбы за политическую и административную власть;

д) становится все более устойчивым явлением, трансформируется в «мощные коррупционные сети», порождая атмосферу правового нигилизма, недоверия к власти и рыночным механизмам. Некоторые исследователи заговорили даже о «коррупционной оккупации» Малько А. В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3. С. 38;

е) в значительной части отличается некриминальностью -- коррупционные вознаграждения принимаются за абсолютно законные действия, которые взяточник обязан совершить в соответствии со из своими должностными обязанностями. Наблюдается также тенденция легализации коррупции, то есть придание видимости законности коррупционных сделок и их маскировки с помощью официально созданных сетевых систем оказания услуг и их оплаты;

ж) стала на путь интернационализации и глобализации. Активизируется коррупционно продуманный кадровый обмен между государствами и коммерческими организациями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 36.

Поэтому в нашей стране борьба с коррупцией не может быть простым делом, антикоррупционная стратегия может быть реализована только как сложная система самых разнообразных действий государства, общества и всех граждан.

Случайные статьи

Вверх