Формы осуществления государственной власти. Формы осуществления функций государства

Государственная власть - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности . Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти.

Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Особое место в механизме государства занимают органы, принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.

Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства -это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

Форма правления определяет структуру высших органов государственной власти и распределение компетенции. 2 формы правления: МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА. Способы и формы осуществления государственной власти сильно отличаются в этих государствах:

    При монархии -верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору. Конституционная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

    Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Парламентская республика - такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика- это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Сильное влияние на способы и формы государственного управления оказывает форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений между центральными и местными органами. Различаются формы территориального устройства: УНИТАРНАЯ и ФЕДЕРАТИВНАЯ (существует еще конфедерация).

Унитарное государство . Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые осуществляется государственная власть на местах. (Франция)

Федерация. В разных странах формы осуществления государственной власти имеют особенности. Территория состоит из территорий субъектов федерации и способы и формы осуществления государственной власти на местах могут быть различны. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру и осуществляется через федеральные органы. Субъекты федерации обладают теми правами, которые им делегировал федеральный центр, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы через которые осуществляют власть на местах.

Конфедерация . При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.

Форма государственного режима (демократическая и антидемократическая) определяет способы и методы осуществления государственной власти.

Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государственной власти над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Различаются режимы: олигархический - власть немногих, финансово-олигархический - власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) - власть в руках одного человека.

Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые выполняют свойственные только им задачи и функции.

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

2 Признаки государственной власти.

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

Свойства государственной власти.

1. Сила, на которой базируется государственная власть, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.

Суверенитет государственной власти внутри страны выражается: в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны; в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти, в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

Ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

Монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

Прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества. Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Формы осуществления государственной власти.

Формы осуществления государственной власти- это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

"

Государственная власть, её свойства и формы осуществления

Введение

1.1 Основание власти

1.2 Виды власти

Заключение

Список литературы

Введение

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. В юридической литературе существуют различные точки зрения на соотношение понятий "государственная власть" и "политическая власть". Одни авторы считают, что государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, так как последняя осуществляется не только государством, но и другими элементами политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.д. Другие ученые полагают, что понятие "политическая власть" тождественно понятию "государственная власть", так как первая исходит от государства и реализуется при его как прямом, так и косвенном участии.

В отечественной литературе длительное время существовало убеждение (оно сохраняется и до сих пор), что "государственная власть" и "публичная власть" понятия тождественные. Практически во всех учебниках по теории государства и права до сих пор говорится о том, что публичная власть является основным признаком государства. Публичная власть отождествлялась с государственной властью. В свое время такой подход отразился на первоначальном переводе Европейской Хартии местного самоуправления.

В соответствии с другой точкой зрения термин "публичная власть" во многом совпадает с понятием "власть народа", но все же знак равенства между ними ставить нельзя. Во-первых, исторически легитимная публичная власть возникла значительно раньше политического режима подлинного народовластия (хотя на разных этапах исторического развития общества они могут чередоваться); во-вторых, понятие "публичная власть" позволяет более четко и конкретно определить самые существенные квалификационные признаки власти, указывающие на то, что это официальная и легитимная власть, которая по своей политико-правовой природе и организационно-правовым формам отличается от обычной социальной власти.

Безусловно, проблематика публичной власти сложна и многомерна. Можно предположить, что современная юридическая наука отдает предпочтение тактике в ущерб стратегии организации публичной власти в современной России. Недостатки масштабного видения этих проблем обусловлены почти полным отсутствием соответствующих фундаментальных конституционно-правовых исследований, учитывающих современные реалии. Возможно, настало время остановиться и проанализировать пути развития власти в российском обществе, перейти от политических технологий к технологиям права.

Целью работы является уточнение сущности государственной власти.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

раскрыть основание и виды власти;

рассмотреть понятие и особенности государственной власти;

изучить методы и вещественные признаки государственной власти;

определить особенности органов государственной власти.

Объект исследования - система отношений связанных с осуществлением государственной власти.

Предметом исследования являются особенности и система форм и методов осуществления государственной власти.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности государственной власти. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

1. Понятие государственной власти

1.1 Основание власти

Важнейшими факторами, определяющими содержание и механизмы власти, являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований. Образно говоря, основания власти - это ее фундамент, ресурсы власти - ее потенциал и технология.

В соответствии со сферами жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные.

Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений НТР. Соответственно, экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны.

Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. В любом государстве существуют социальные группы, который обречены на подчиненное положение, а также группы, которые занимают промежуточное, колеблющееся положение между устойчивыми субъектами и объектами власти. Социальные ресурсы - это совокупность возможностей изменения статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с "управляемыми" слоями и группами.

Юридические основания власти - это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на основании которых власть сформирована и на которые опирается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов.

Административно-силовые основания власти - совокупность властных учреждений, обеспечивающих наиболее важные функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят наиболее важные структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел. Соответственно, административно-силовыми ресурсами власти являются: система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции.

Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы - это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетной ценностью. Уже сегодня в постиндустриальных странах "знания, в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти" К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же входит система гарантий, препятствующих доступу в печать, на радио и телевидение террористов и всякого рода экстремистских элементов.

1.2 Виды власти

Понятие "власть" возникло с зарождением человеческого общества и сопутствует всему пути его развития. Это возможность руководить действиями других людей, их деятельностью. Иногда власть - это навязывание собственной воли. Базой для нее могут служить разные методы, среди которых - авторитарность, насилие, демократия, провокации и т.п. Но независимо от того, на чем власть базируется, суть ее не меняется. Она может осуществляться с одобрения общественных слоев или вопреки их сопротивлению.

Власть - необходимое условие существования любого общества, функционирования производства, регулирования отношений между людьми.

государственная власть орган механизм

Типы власти могут быть разными. Если рассматривать это явление с точки зрения сфер воздействия, то можно выделить политическую, информационную, экономическую, духовную.

Некоторые политологи считают, что более точно отражает особенности власти ее деление на социальную, экономическую, духовно-информационную, принудительную.

Экономическая и социальная власть между собой связаны теснее, чем остальные составляющие. Если первая распределяет блага материальные, то вторая предполагает разделение в обществе статусов, привилегий, мест в социальной структуре. Сегодня многие прогрессивные государства стремятся демократизировать социальную власть. Например, собственники предприятия во многих странах не имеют права самостоятельно принимать решения о заработной плате сотрудникам, их увольнении, понижении и пр. Эти социальные права регулируются специальными актами, соглашениями, за соблюдением которых следят профсоюзы или аналогичные им органы.

Духовно-информационные типы власти - это управление людьми при помощи научных знаний, информации. Знания лежат в основе принятия решений, законодательных актов. При помощи распространения информации производится воздействие на общество, сознание людей. Посредством информационной власти можно создавать общественное мнение, объективно освещать деятельность правительства и решения социальных вопросов, а можно манипулировать сознанием людей. Проводниками духовно-информационной власти являются СМИ, школы, ВУЗы, просветительские организации.

Принудительные типы власти основаны на силе. Они подразумевают физическое насилие над инакомыслящими.

Политическая власть - отдельная составляющая, которая сильно отличается от других типов власти. Прежде всего, любые типы политической власти занимают главенствующее положение, а решения, которые эта власть принимает, обязательны для всех. Ей под силу ограничить или даже запретить деятельность любых властных институтов, учреждений и т.п. Политическая власть оперирует понятием "право" и обращается к народу безлично, публично, с правовой точки зрения. Единственная из всех, она легально использует силу или принуждение в отношении определенных граждан. Политическая власть моноцентрична, может использовать в своих интересах все культурно-информационные, экономические, принудительные ресурсы.

Наконец, главным элементом политической власти, ее обязательной составляющей является власть государственная. Такое деление на типы власти - неокончательное. В зависимости от выбранного подхода ученые различают:

) По типу субъекта: государственную, семейную, армейскую, административную.

) По широте распространения: мега-, макро-, мезо-, микроуровни.

) По функциям: законодательную, исполнительную, судебную.

) По типу взаимодействия "субъект-объект": тоталитарную, авторитарную, либеральную, демократическую.

) По виду социальной базы: поли- или олигархию, плуто-, тео-, партократию или власть толпы - охлократию.

) По типу ресурсов, на которых основывается подчинение: нормативную, принуждающую, вознаграждающую, экспертную и т.п.

1.3 Понятие и особенности государственной власти

Феномен такого вида власти, как государственная власть, является одним из наиболее употребляемых в гуманитарных исследованиях. Вместе с тем в науке отсутствует единообразие в подходах к определению указанного понятия, выделению его отличительных черт.

В целях выявления сущности государственной власти полагаем необходимым выявить, проанализировать и обобщить имеющиеся в науке подходы к свойствам и признакам настоящего феномена.

Исследователями в разное время выделялись различные черты власти государственной.

Учёным и богословом Фомой Аквинским исследуемый феномен хоть и не дефинировался специально, но фактически структурировался для нужд проводимого им исследования.

Так, под государственной властью им понимается совокупность трёх элементов: сущности власти, то есть имеющие божественную природу отношения господства и подчинения, при которых воля лиц, занимающих вершину социальной иерархии, движет низшими слоями населения; формы власти, то есть происхождение власти, способы её приобретения, и пользование государственной властью.

Л.И. Петражицкий в начале XX века писал, что господствующим пониманием государственной власти является понимание её как единой, обладающей принудительной, непреодолимой силой воли государства как особой личности. Некоторые, впрочем, продолжает автор, сравнивают государственную власть с волей правителей, снабжённой принудительной силой, а некоторые - просто с силой.

Сам автор с таким подходом не согласен, считает, что современное ему государствоведение ошибается относительно сферы нахождения и природы исследуемых феноменов, а такого рода дефиниции, по его мнению, носят наивно-проекционный, а отчасти и фантастический характер. Сущность же явления, по мнению Л.И. Петражицкого следует искать в сфере "эмоциональных проекций".

Государственная власть, по мнению Л.И. Петражицкого, не "сила" и не "воля", а приписываемое данному лицу им самим и другими общее, социально-служебное право поведения и иного воздействия на подданных во исполнение обязанности служения общему благу. Содержание же власти заключается в правоотношениях, состоящих в обязанности одних - подвластных - исполнять известные или вообще всякие приказания других - наделённых властью - и терпеть известные или вообще всякие воздействия со стороны наделённых властью. Обязанности же этого содержания закреплены за другими как их права.

Поддерживая теорию Л.И. Петражицкого в части неотделимости от феномена государственной власти психологического содержания И.А. Иванников считает, что государственная власть - это исторически сложившееся психико - юридическое явление, представляющее собой руководство делами всего общества, проживающего на определенной территории, с помощью государственного аппарата.

Политологами Л.В. Сморгуновым и В.А. Семеновым указывается, что государственная власть - это отношения руководства и подчинения, устанавливаемые на всей территории страны с помощью особых государственных органов. Государственная власть универсальна, зачастую обладает законными институтами насилия, публична, суверенна, осуществляется профессиональными управленцами на подконтрольной государству территории.

Водворение справедливости в общественной жизни людей является, подчеркивает И.А. Ильин, одной из основных задач государственной власти.

И.В. Солонько говоря о государственной власти, выделяет следующие её признаки: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер и могут применять как метод принуждения так и метод убеждения. Автор определяет государственную власть как систему структурного управления обществом на профессиональной основе и в соответствии с действующими нормами международного и конституционного права.

Государственная власть, пишет И.В. Солонько, реализуется через сферу объективного и субъективного, а значит в ее структуре переплетаются как элементы идеальных, так и материальных явлений. К материальным элементам следует относить государственные органы и их сотрудников. К идеальным элементам - государственную волю, авторитет государственной власти и государственную идеологию.

Государственная воля формируется в процессе овладения государственной властью и представляет собой сознательную авторегуляцию субъектом государственной власти собственной деятельности, обеспечивающей преодоление сопротивления объектов власти.

Воля субъекта, по мнению автора, проявляется в его осознанной деятельности для достижения поставленной цели, способности и намерений её добиться. В государственной власти может быть воплощена общая воля субъекта верховной государственной власти, например монарха или премьер-министра, господствующего класса, например нации или класса, либо всего народа.

М.И. Абдулаев, анализируя феномен государственной власти указывает на то, что важным признаком государства является наличие публичной, или говоря иначе - государственной, власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни и отношений, то есть управление. Последнее предопределяет наличие группы лиц, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Вместе с тем, подчёркивает автор, не каждая власть является управленческим благом - известно много случаев, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми.

Автор подчёркивает, что государственная власть ограничена, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств, а так же неразрывна связана с правом. Последнее является основой власти, основой деятельности государства, то есть организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность - в рамках правового закона.

Государственная власть, по мнению автора, характеризуется следующими признаками: во-первых, государственная власть для осуществления своих функций и задач обладает аппаратом управления, призванным осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов; во-вторых, государственная власть является представительной, которая осуществляет свою деятельность от имени народа; в-третьих, признаком государственной власти является ее легитимность - то есть признание народом права управлять им и согласие подчиняться этой власти.

В.И. Власов пишет, что воплощённая в государственных органах публичная власть, обязательно обладающая особыми аппаратами управления и принуждения, трансформируется в государственную власть и её реализация обеспечивается всей мощью государственного аппарата. Главными признаками государственной власти является суверенность - то есть её верховенство на территории государства и общеобязательность для лиц, проживающих на территории - и легитимность - то есть принятие её населением.

А.В. Мичкевич ставит знак равенства между государственной и публичной властью и, обращает внимание на то, что государственная власть представляется особыми отрядами вооружённых людей, тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а так же аппаратом чиновников.

В.Н. Хропанюк указывает, что механизм государства является материальным выражением государственной власти. "Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определённый режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ".

С.С. Алексеев определяет феномен государственной власти как систему властеотношений, реализующая функции государства, основанную на аппарате принуждения.

Государственная власть, по мнению С.С. Алексеева, есть система подчинения, характерная для государства, тогда как государство - организация политической публичной власти.

Признаками государственной власти являются: публичность государственной власти, поскольку она выступает от имени всего общества, всего народа и имеет "публичную" основу для своей деятельности - казенные имущества, собственные доходы, налоги; аппаратность власти, так как она концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется; законность власти, под чем автор понимает поддержку власти законом и потому позволяющей ей при помощи аппарата и юридических норм делать свои веления обязательными для населения всей страны; суверенность власти, то есть независимость от иных властей; легитимность власти - то есть юридически обоснованная и общественно признанная, в том числе мировым сообществом.

Известный исследователь и теоретик права В.В. Лазарев определяет государственную власть как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

Д.Ю. Шапсугов пишет, что государственная власть - это система деятельности народа, составляющих его общностей индивидов, а так же создаваемых ими органов, по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставленных полномочий и возложенных обязанностей, выражающих их социальные качества и потребности.

Известным специалистом в теории политики Ф.М. Бурлацким подчёркивается, что лишь государственная власть обладает монополией на то, чтобы "принудить членов общества к выполнению своих (то есть государства) предначертаний", а государственная власть определяется автором как форма политической власти обладающей классовым характером, располагающая монополией на издание законов и иных распоряжений, обязательных для всего населения, опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств обеспечения соблюдения изданных законов и распоряжений.

Таким образом, по результатам исследования установлено, что большинством исследователей выделяются следующие черты государственной власти:

Во-первых, в основе государственной власти лежат отношения господства и подчинения;

Во-вторых, государственная власть основывается на праве;

В-третьих, государственная власть осуществляется для управления (руководства) народом (обществом);

В-четвёртых, государственная власть осуществляется государственным аппаратом;

В-пятых, государственная власть строиться на принудительности;

В-шестых, государственная власть должна быть легитимна, то есть признана народом;

В-седьмых, государственная власть направлена на достижение общего блага;

В-восьмых, государственная власть осуществляется особой группой управленцев;

В-девятых, государственная власть суверенна, то есть верховенство на территории государства;

В-десятых, государственная власть распространяется на конкретную территорию;

В-одиннадцатых, государственная власть публична - то есть учреждается сувереном и действует от его имени.

2. Формы и методы осуществления государственной власти

2.1 Формы осуществления государственной власти

Любая форма управления - это осуществление органами власти разными способами конкретных практических действий с целью решения задач, которые перед ними стоят. Одни из них несут юридическую ответственность, другие - нет.

Формы государственного управления обусловливаются теми правовыми предписаниями, опираясь на которые, государство контролирует деятельность органов власти. Они закреплены в законах, статьях Конституции, в стандартах и положениях. В определенных условиях должностные лица по своему усмотрению, но, не выходя за рамки законодательства, выбирают те формы, которые наиболее подходят к сложившейся ситуации.

Это касается той части деятельности органов власти, которая имеет правовой статус. Но большая часть их действий не имеет юридического значения, то есть административное право во время их выполнения не претерпевает никаких изменений. Это организационная форма деятельности органов власти. В то же время неправовые формы и методы государственного управления служат основой для осуществления в будущем действий, имеющих юридическую значимость. И, наоборот, данные формы управления могут возникать после правовых.

Действия должностных лиц, находящихся при власти, являются формами управления. Они не должны превышать пределов их компетенции. Данные формы государственного регулирования делятся на неправовые и правовые.

Органы власти, как правило, выполняют действия, которые можно по определенным признакам сгруппировать. Проблема выделения форм управления полностью не решена. Но теоретически все же принято разграничивать четыре формы государственного управления:

) Издание актов управления (нормативных). Оно предполагает деятельность, которая направлена на соблюдение закона с помощью установления в области регулирования конкретных правил. Создание новых актов связано с тем, что уже существующие общие законы не могут охватить все сферы общественной жизни.

) Издание актов управления ненормативных (индивидуальных, административных). Они отличаются от актов нормативных тем, что ими прекращаются, изменяются или устанавливаются административные правовые отношения. Кроме того, они обращены к конкретным участникам управленческой деятельности. После разового применения прав и обязанностей участниками данных отношений действие индивидуальных актов прекращается.

И нормативные управленческие акты, и индивидуальные вторичны по отношению к закону, они подвластны ему.

) Проведение мероприятий организационного характера. Оно осуществляется стабильно, систематически. Их цель - обеспечить эффективную, четкую работу органов управления. Их проведение никак не влияет на изменения в административных правовых отношениях. Мероприятия по организации управленческой деятельности никак не связаны с созданием новых законов, правил, не имеют юридической значимости. Использование конкретных форм мероприятий зависит от особенностей объектов, которыми нужно руководить, от их правового статуса.

) Осуществление действий, решающих материально-технические вопросы. Они носят дополнительный характер. Их предназначение - обслуживать процесс управления. Они создают необходимые условия для использования органами власти других форм управления. Сюда входит составление отчетов, справок, решение вопросов делопроизводства, проведение мероприятий, подготовка материалов для создания законов.

Так как формы государственного управления не имеют классификации, признанной всеми правоведами, то и это разделение следует считать довольно схематичным и условным. Существуют и другие его виды. Например, следующие формы государственного управления:

) неправовые, когда для проведения управленческой деятельности не нужны юридические акты;

) правовые формы, когда управленческие действия связаны с нормами права.

2.2 Методы государственной власти

Одними из важнейших индикаторов, характеризующих демократический институт государственной власти, являются применяемые ею методы, направленные на регулирование отношений между обществом и государственными органами. В связи с этим исследование государственной власти через призму применяемых ею методов представляет существенный интерес.

Реализация государственной власти должна основываться на использовании социально оправданного, нравственно допустимого инструментария, так как объектом воздействия выступает "человеческий материал" и иезуитский принцип "цель оправдывает средства" здесь объективно не уместен. Достижение цели любым путем, игнорируя понесенные издержки в сфере деятельности государства, недопустимо, так как это дискредитирует саму идею осуществления государственной власти, отдаляет публичные государственные институты от населения. Это может привести к тому, что государственная власть, ее потенциал будет функционировать только для государства, а не для реализации интересов граждан, что повлечет за собой конфликт между государством и обществом. В связи с этим рассмотрение методов осуществления государственной власти приобретает первостепенное значение.

На наш взгляд, для более глубокого понимания назначения методов осуществления государственной власти необходимо обозначить их особенности.

Основное назначение метода государственной власти состоит в оказании управленческого воздействия на управляемые субъекты. Общей целью деятельности государственных органов выступает обеспечение поступательного развития общества, создание должных условий самореализации граждан. Метод выступает тем инструментом, которым пользуется орган государственной власти, осуществляя свою деятельность. К сожалению, на практике часто встречаются случаи, когда неразумные, некомпетентные указания органов государственной власти или их должностных лиц приводят к дезорганизации деятельности целых управляемых комплексов. Примером тому может служить жилищно-коммунальное хозяйство ряда субъектов Российской Федерации, где систематически возникают чрезвычайные ситуации во время отопительного сезона, а органы государственной власти не справляются с устранением возникших негативных последствий.

При помощи методов государственной власти осуществляют свои права властвующие субъекты. С.А. Котляровский писал: "Власть и право - две стихии государства, хотя не в одинаковой степени первоначальны. Однако мы можем пользоваться обычным сопоставлением права и государства, если только не забудем, что essential государство - власть, особым образом квалифицированная, но все же именно власть". Метод осуществления государственной власти выступает тем средством, которое позволяет реализовывать властные правомочия, неотъемлемый компонент правового статуса субъекта управления. При этом запрещается выходить за пределы компетенции, поскольку это является серьезным нарушением.

Методы государственной власти имеют определенный объект воздействия. Применение метода осуществляется как в отношении индивидуального объекта, так и в отношении целых групп однородных объектов. В первом случае речь чаще всего идет о методах нормативного регулирования (правотворческая деятельность), во втором случае - о даче конкретных предписаний (правоприменение). Это свойство методов свидетельствует о неразрывном единстве между субъектом (органом государственной власти) и объектом управления. Применение нормативных или индивидуальных методов обусловлено характером решаемых задач, продолжительностью управленческих отношений, качественным составом участников и другими факторами. Подобная взаимозависимость повышает ответственность не только объекта, но и субъекта управления за принимаемые решения и, что является важным, речь идет о "позитивной юридической ответственности, означающей осознание лицом необходимости выполнения своего долга, всей суммы лежащих на личности обязанностей, степень выполнения этих обязанностей. Это ответственность за будущее поведение. Позитивная ответственность носит активный характер, это ответственность за настоящие и положительные действия" Осуществляя управление, властвующий не должен ограничиваться только дачей приказов и распоряжений, он должен предоставить определенные ресурсы в адрес подвластного для исполнения полученных команд. В данном случае следует говорить об организации деятельности управленческой системы.

Осуществление методов государственной власти должно быть предопределено правовыми нормами, то есть в соответствующих правовых формах. Правовая форма деятельности органов государственной власти - это такое внешнее выражение реализации функций государственной власти, которое влечет за собой наступление определенных юридических последствий. По справедливому утверждению Ю.М. Козлова: "Понять сущность методов управления можно лишь на основе существа управления как властно организующей государственной деятельности, протекающей преимущественно в правовой форме. И это особенно важно, так как за проблемой методов скрывается действительная природа управленческих связей между субъектом и объектом в системе, построенной на началах субординации и иерархии".

Юридическая регламентация методов государственной власти придает им большую значимость, обязательность, повышает эффективность управленческого воздействия. Это достигается путем нормативного правового закрепления последствий, наступающих в результате осуществления такого воздействия. Совершенно очевидно, что правовое опосредование методов государственной власти дисциплинирует субъектов, которые их применяют, минимизирует негативные последствия данной деятельности.

В то же время отдельные методы осуществления государственной власти реализуются и в рамках внеправовых форм (организационные действия и материально-технические операции). Выбор формы осуществления метода в конечном итоге обусловлен характером решаемых задач и тем результатом, который желает получить субъект управления.

Методы государственной власти реализуются в определенных условиях. В данном случае речь идет об управленческой среде, предопределяющей выбор методов воздействия для организации эффективной деятельности системы управления. Проблема выбора всегда вызывает определенные трудности для властвующего субъекта. Здесь часто возникают коллизии и, в первую очередь, столкновение соображений законности и целесообразности. Как известно, к числу принципов законности относится и "непротивопоставление законности целесообразности". Выход следует искать в принятии такого целесообразного решения, которое регламентируется действующим законодательством, то есть применяемый метод должен находиться в границах "правового поля". При этом следует учитывать так называемый человеческий фактор. Применяемые методы в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц должны учитывать весь спектр общественных интересов, принимая во внимание не только мнение большинства, но и меньшинства, что должно свидетельствовать о плюрализме государственного управления (принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти) .

Рассмотрев особенности методов государственной власти, мы считаем, что вполне логично будет проанализировать наиболее часто применяемые методы. "Как и всякое управленческое воздействие, методы осуществления государственной власти, - как пишет Ю.Н. Старилов, - обеспечивают должный порядок в системе управления; они имеют организующий характер и упорядочивают происходящие в системе управления процессы".

Метод осуществления государственной власти является собственным инструментарием государственных органов для реализации ими государственно-властных полномочий, в то время как другие методы используются большим числом участников общественных отношений и могут распространяться в том числе и на указанные субъекты. Поэтому к числу признанных большинством ученых стоит относить такие методы осуществления государственной власти, как убеждение и принуждение, которые являются универсальными методами государственно-властной деятельности.

Убеждение как метод властного воздействия носит с позиции объекта управления относительно-позитивную нагрузку, является упреждающим средством реализации управленческих задач и функций, призвано стимулировать проведение мероприятий преимущественно морального воздействия. Убеждение является либеральным приемом воздействия на сознание подвластного субъекта, поскольку предполагает на основе вербального, воспитательного, организованного, поощрительного или иного созидательного акта добровольное и сознательное восприятие им целесообразности императивно-предписываемого характера деятельности. С этих позиций заслуживает внимания характеристика некоторыми учеными метода убеждения как лишь психического воздействия, в результате которого властная и подвластная воли будут совпадать, не найдя открыто выраженного ни психологического, ни физического противодействия со стороны подвластного.

В теории грань между этими двумя главными методами властного воздействия (убеждением и принуждением) как общесоциального явления пока еще четко не определена и как методы осуществления государственной власти взаимопроникновении! - они "два взаимосвязанных "полюса" единого целого": возможность принуждения формирует убежденность подвластного, а само принуждение обосновывает необходимость его подчинения воле управляющего субъекта, то есть являются механизмами обеспечения должного поведения и порядка. Причем убеждение воздействует на людей через воспитание общественно необходимых внутренних побуждений, стремлений человека, а принуждение - на внутреннее побуждение человека через его действия.

Принуждение как метод осуществления государственной власти вторичен, но не зависим от убеждения в процессуальном контексте, поскольку они - явления одного уровня и порядка. При принуждении воля подвластного не поступательна: не предполагает выбора соответствующей его убеждениям модели поведения; причем для самого субъекта управления внутренние убеждения подчиненного уже не имеют и не должны иметь какого-либо решающего значения. Принуждение, таким образом, традиционно вспомогательный метод воздействия. В этой связи принуждение как властно обязывающее воздействие на принуждаемого сопряжено с навязыванием властной воли подвластным лицам, подавлением у них мотивов антиобщественного характера (психический аспект) и с возможностью реализации санкций императивного предписания (физический аспект). Оно всегда противоречит (частично или полностью) воле принуждаемого, имплицитно вписывается в систему его представлений и требует подчинения велениям, с которыми он внутренне или внешне не согласен и тем самым отличается от убеждения.

Сложность общественных отношений как среды функционирования государственной власти обусловливает наличие самого разнообразного инструментария ее реализации. Так, Н.М. Коркунов отмечал, что для поддержания власти недостаточно воли властвующих и их условий по сохранению власти: "Власть - сила, обусловленная сознанием зависимости подвластного, следовательно, государство может властвовать, не обладая ни волей, ни сознанием, лишь бы люди, его составляющие, осознавали себя зависимыми от него".

По мнению В.И. Зуева, власть всегда связана с проявлением силы, разумеется, не в физическом, а в социальном смысле. Формы этой силы характеризуются особенностями организации. Далее автор противопоставляет такие проявления власти, как массовые выступления (собрания, митинги, шествия, демонстрации и т.п.), а с другой - высшую организацию государственной воли, что представлено государством с его аппаратом. Мы полагаем, что при таком сопоставлении различных проявлений властной воли происходит умаление государственно-властной воли, ее необоснованное противопоставление интересам общества.

Анализируя свойства социальной власти, В.Е. Чиркин отмечает, что "общественная, социальная власть всегда содержит элемент принуждения (в той или иной форме). Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления (экономическая, военная, идеологическая, корпоративная, публичная и личная власть, организации над добровольно вступившими в нее членами и др.)".

В российской правовой доктрине всегда взыскательно относились к вопросу о методах осуществления государственной власти. В этой связи обращалось внимание на недолговечность власти, основанной исключительно на насилии и акцентировали внимание на нравственную обусловленность власти. Так, С.Л. Франк писал: "Власть, основанная на авторитете, есть власть над душами, в ее основании лежит свободный акт веры в годность и признанность властвующего в правомерность его полномочий. В этом отношении, как всякий социальный институт, есть отношение двухстороннее: властвующий и подчиненный совместно входят в отношение и активно его строят".

Рассмотрев характеристику методов осуществления государственной власти, мы приходим к выводу о том, что существует объективная необходимость их изучения. С учетом высокой динамики общественных отношений существует объективная необходимость выработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования государственных институтов посредством реформирования методов осуществления государственной власти. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно провести следующие мероприятия:

провести "ревизию" методов осуществления государственной власти с привлечением ученых и представителей институтов гражданского общества;

увязать методы реализации государственной власти с конкретными функциями государства;

следует детально регламентировать применение методов реализации государственной власти, минимизировав при этом подзаконное нормативно-правовое регулирование;

всемерно пропагандируя положительный опыт применения методов органами государственной власти;

поощрять государственных служащих за эффективное применение методов в профессиональной деятельности.

2.3 Признаки государственной власти

Признаки государственной власти:

является властью публичной (официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства, так и за его пределами;

осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета - казны государства);

распространяется на всех лиц (физических, юридических), находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

издает нормативно-правовые акты.

3. Сущность органа государственной власти

3.1 Понятие и признаки органа государственной власти

Государство осуществляет свои функции при помощи государственного аппарата, определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

Большое значение для науки конституционного права имеет характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату , так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства - это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки .

Орган государственной власти - это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т.д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т.е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

Орган государственной власти отличается своей структурой, со - подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства - Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента РФ, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти. Органы государственной власти - часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.

На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих) .

3.2 Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

·единство системы;

·разделение властей;

·демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст.11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст.3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей - теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле - в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст.10) .

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так, Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

3.3 Система органов государственной власти

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации) .

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Несмотря на то, что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему , олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч.2 ст.80 Конституции РФ) .

Заключение

Государственная власть - это средство управления обществом, которое опирается на авторитет силы. Она является публичной и политической. Публичная власть государственная имеет возможность управлять всем общество в целом, а являясь одновременно политической, она реализует волю политических сил, которые стоят у власти.

Выражаясь иначе, государственная власть - это возможность государства подчинять себе составляющие элементы общества, принимая за основу методы государственного принуждения.

Государственная власть считается развитой в случае, если ее формирование и осуществление носит правовой характер, если она признает и обеспечивает права и свободы человека, которые формируются обществом, если государственная власть включена в систему культуры права общества.

Государственная власть - это, прежде всего, всеобщность. То есть, в данном случае государственная власть должна распространяться на все слои общества. Понятие развитого состояния государственной власти используется как критерий оценки ее других состояний, в том случае, если учитывается уровень развития правовой культуры и правосознания субъектов власти.

Кроме этого, государственная власть - это публичность, суверенность, легитимность, легальность.

Современное понимание государственной власти выделяет ее первичные и вторичные субъекты. Под первичными субъектами подразумевается гражданское общество, на котором основывается легитимность государственной власти. Только оно наделено правами учреждать или изменять государственную власть. Присвоение этих прав любым другим субъектом с правовой точки зрения является преступлением и рассматривается как произвол.

Вторичным субъектом государственной власти является любой орган государственной власти. Им может быть руководитель государства, национальное собрание, правительство. Данные органы государственной власти невозможно создать без непосредственного участия первичных субъектов государственной власти, то есть народа. Органами государственной власти являются также министерства, комитеты, ведомства, посредством которых осуществляются конкретные полномочия, реализующие функции государства. Каждый субъект государственной власти выполняет ее особую функцию, что является важным условием, которое обеспечивает системность власти.

Таким образом, первичные субъекты осуществляют учредительную власть, а вторичные субъекты - исполнительную, законодательную, контрольную и судебную государственную власть.

Совокупность органов, которые свободно осуществляют государственную власть, называется система государственной власти.

Рассмотрим разновидности. Во-первых, - это учредительная власть, которая принимает и, конечно же, вносит поправки в конституцию государства, учреждает новую власть, принимает решение о смене действующей власти на качественно новую.

Таким образом, всеми этими функциями и правами на их осуществление наделен народ. Учредительная власть в демократическом государстве принадлежит народу.

Как уже говорилось выше, остальными элементами, которые входят в систему государственной власти, являются власть руководителя государства, исполнительная, или как ее еще называют, правительственная власть, законодательная власть, коей является парламент страны, судебная и контрольная власти. Все перечисленные органы являются учреждаемыми, но власть, которую они осуществляют, является, в какой-то мере, самостоятельной.

Каждый орган государственной власти - это достаточно сложная организация, которая имеет разветвленную структуру.

Список литературы

1.Государственная власть как базовое понятие научного дискурса. / Кряклина Т.Ф. // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2010. - Т.2. - № 3. - С.64-65.

2.Государственная власть как продукт гражданского общества. / Рукинов В.А., Белякова Е.А. // Конфликтология, 2013. - Т.2. - С.7-22.

.Государственная власть как уровень публичной власти. / Воробьева О.А. // Общество: политика, экономика, право, 2012. - № 1. - С.144-151.

.Государственная власть как форма выражения публичной власти. / Лебедев В.А. // Вестник Челябинского государственного университета, 2010. - № 25. - С.5-9.

.Государственная власть: понятие и признаки. / Макарейко Н.В. // Бизнес в законе, 2009. - № 2. - С.29-34.

.Методы осуществления государственной власти в современной России. / Самойлюк Р.Н. // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011. - № 3. - С.310-314.

.Общая теория права и государства: Учебник. Автор: Лазарев В.В. - М.: Юристъ, 2007. - 575 с.

.Понятие государственной власти в Конституции Российской Федерации. / Кандрина Н.А. // Гражданское общество и правовое государство, 2011. - Т.2. - С.3-5.

.Понятие и признаки государственной власти. / Романцова О.В. // Юридический мир, 2010. - № 11. - С.77-80.

.Понятие и сущность государственной власти. / Жилин С.М., Гончаров В.В. // Социология власти, 2010. - № 1. - С.148-157.

.Понятие и сущность государственной власти: конституционно-правовой анализ. / Гончаров В.В., Жилин С.М. // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2010. - № 1 (16). - С.42-49.

.Сущность государственной власти. / Никифоров А.А. // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им.В.Р. Филиппова, 2011. - № 3. - С.86-90.

.Теория государства и права: учебник. Марченко М.Н. - М.: Проспект, 2013. - 656 с.

.Теория государства и права: учебник. Морозова Л.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 477 с.

16.

. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. Головистикова А.Н., Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 761 с.

. Теория государства и права. Радько Т.Н. - М.: Проспект, 2012. - 752 с.

. Теория государства и права для студентов ВУЗов. Смоленский М.Б. - М.: Феникс, 2012. - 250 с.

. Теория государства и права. Власенко Н.А. - М.: 2011. - 416 с.

. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. Венгеров А.Б. - М.: Омега-Л, 2013. - 607 с.

22.Теория государства и права. Учебник. Малько А.В., Матузов Н. - М.: Дело, 2013. - 528 c.

.Хрестоматия по теории государства и права. Т.Н. Радько. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2013. - 720 с.

Похожие работы на - Государственная власть, её свойства и формы осуществления

Функции государства заключаются в конкретных действиях, совершать которые способны субъекты власти. Что такое форма государственной власти? Это совокупность осуществления или способы функционирования госвласти в рамках закона. Функции можно разделить на правовые и организационные, в то время как формы правления разные и заложены в каждом государстве историей.

Правовые

Совокупность способов осуществления государственной власти - это форма правления, которая может быть разной. Правовая форма описывается как деятельность, включающая в себя значимые юридические действия правительств, которые не нарушают установленный законный порядок. Выделяют отдельные классификации реализации определенного режима. К правовым формам осуществления государственной власти можно отнести:

  • правотворческая деятельность;
  • управленческая;
  • судебная деятельность.

Описанная классификация за основу берет принцип разделения власти. Некоторые авторы, к примеру, Байтини, прибавляют к указанному списку дополнительно контрольно-надзорную деятельность государства.

Разные виды

Формы и методы осуществления государственной власти нераздельно связаны. Правовые формы в этом отделе классифицируются на следующие:

  1. Правотворческая деятельность - форма функционирования власти, при которой осуществляется создание нормативных актов, издание новых юридических норм, а также их санкционирование и изменение. Самой главной составной частью такого устройства является основа - закон.
  2. Правоприменительная деятельность - это форма правления, при которой власти страны выполняют законы и подзаконные нормативные акты посредством издания новых. В таком случае выделяют оперативно-исполнительную деятельность, а также правоохранительную.

Формы и методы осуществления государственной власти включают в себя оперативно-исполнительные функции - властную, творческую, исполнительно-распорядительную функцию, которые осуществляются посредством издания актов применения норм права. Они - основа для создания, корректировки, а также обрыва правоотношений в конкретной ситуации. Оперативно-исполнительная функция несет ответственность за самые разные вопросы, которые возникают на территории страны каждый день и нуждаются в рассмотрении исполнительным органом.

Охранительная деятельность - форма государственного властвования, которая заключается в оперативной деятельности правительственных органов по защите предоставленных жителям страны субъективных прав и контролю за исполнением возложенных на них обязанность юридического характера (контроль за выполнением основных норм и устранение нарушений).

При осуществлении правоохранительной функции целью государства является создать правоприменительные акты (протесты, приговоры, постановления следователей и решения судебных приставов).

Понятия формы осуществления государственной власти были бы неполными без организационной реализации правления. Организационные формы правления немного отличаются от правовых, но используются так же активно.

Деятельность подобного типа не требует строгого и полного оформления юридически. При ее осуществлении не совершается никаких действий, которые бы могли быть как-то ценны для юриспруденции, то есть они не влекут за собой правовых последствий.

Действия по организации не требуют издания каких-либо специфических юридических актов и норм, поэтому проводятся в порядке действующей в настоящее время управленческой деятельности. Тем не менее все организационные процессы должны быть совершены в рамках установленного законодательства, законом в этом случае будет регламентироваться только общая процедура цепочки действий.

К организационной форме управления государства можно отнести следующую деятельность:

  • хозяйственная;
  • регламентирующая;
  • идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность

Еще одна основная форма осуществления государственной власти. Под таким понятием подразумевается оперативная работа организации по решениям определенных вопросов и задач (деятельность государственных организаций по обеспечению функционирования власти, при которой создаются и подготавливаются документы, проекты, организуются выборы и другие важные для политики и страны мероприятия).

Организационно-хозяйственная деятельность

Оперативно-техническая деятельность, направленная на контролирование разносторонних функций государства. К примеру, контроль снабжения и сбыта, экономическое обоснование, ревизионная деятельность.

Организационно-идеологическая деятельность

Формы и способы осуществления государственной власти включают в себя организационно-идеологическую деятельность. Она является постоянной, поэтому осуществляется повседневно. При ней проводятся разъяснительные и воспитательные работы, целью которых является контроль за правильным и добросовестным исполнением основных функций, возлагаемых на государство:

  • детальное описание издаваемых законов и других нормативных актов;
  • создание общего общественного мнения, которое бы могло давать конкретный ответ на вопрос.

Государственная власть, ее свойства и формы осуществления не терпят путаницы между организационными (неправовыми) формами и действиями политических должностных лиц против общеустановленного права. Поведение подобного характера может быть связано с прямыми угрозами, насилием, запугиванием, травмированием психики - все это выходит за рамки сфер права. В стране с демократическим правлением достижение политических целей подобным образом запрещено и карается законом.

Но это также не будет значить, что власть не может использовать элементы принуждения при своем функционировании. При реализации своих главных функций государственный аппарат может в зависимости от складываемой ситуации применять разные методики: убеждение, принуждение, поощрение либо наказание второй стороны.

Основные свойства

Кроме функций государству присущи и свойства, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. Следует отметить, что свойства государства в некоторых моментах перекликаются с его признаками. Основные заключаются в:

  1. Публичности. Публичность в широком смысле определяется в общественном характере власти (хотя признак общественности имеется у каждой страны). Если же рассматривать понятие в узком смысле в рамках общей теории права, то его можно описать как соответствие профессиональных навыков субъектов власти к ее объектам. Граждане, проживающие на территории страны, делегируют все полномочия по управлению государственными делами, тем самым признавая право на публичность всех функционирующих управленческих органов.
  2. Суверенность, верховенство - практически одинаковые свойства. Верховенство - независимость государственной деятельность в рамках ее дозволений. Суверенность же означает невозможность влиять на внутренние дела в стране по причине передела государственных границ. Верховенство государственной власти внутри страны указывает не только на ее независимость, но и на высокий статус власти, которая регулирует социальные, экономические и другие аспекты.
  3. Универсальность - это свойство, которое также в каком-то смысле совпадает с признаком государства. Власть в пределах своей универсальности распространяет свою влиятельность на все города и области страны, а также на всех жителей в переделе установленных границ.
  4. Нормотворчество, закрепленное за государственным аппаратом. Власть отличается общеобязательным признаком исключительного права на создание и учреждение нормативных прав. Каждый гражданин, проживающий в стране, должен строго соблюдать установленные правила и нормы, в противном случае на него будет наложена ответственность.
  5. Разделение власти. Это действенный и самый распространенный метод деятельности должностных лиц и органов внутри страны. Раздел власти важен для защиты прав и свобод человека, проживающего на территории государства. На территории России, как и других стран с признанной демократией, власть поделена на исполнительную, законодательную и судебную. Все из этих ветвей функционируют самостоятельно и не зависят друг от друга, но обладают определенным функционалом, который может влиять на остальные. Это помогает предотвратить проявление авторитарного режима в процессе управления государством. Все ветви государственной власти для эффективного и правильного функционирования должны быть взаимосвязанными, то есть взаимодействовать друг с другом.

Дополнительные свойства государственной власти

Кроме основных свойств существуют и дополнительные:

  1. Единство. Это свойство говорит о том, что именно государственный аппарат даже при наличии разделения власти на отдельные ветви не включает в себя конкуренцию между этими разделами. Единство и разделение власти в условиях власти - это два понятия, которые прочно связаны друг с другом.
  2. Общеобязательность и принудительность. Это свойство описано наличием властных механизмов действия на жителей, проживающих на территории страны. Оно отличается обязательным характером, на который никак не может воздействовать отдельный индивид в случае его несогласия по отношению к общеустановленным нормам и правилам. Уклонение от обязанностей приведет к наложению на гражданина принудительных мер.

Многие свойства государственной власти перекликаются между собой и сочетаются с признаками, что указывает на крепкую взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодополняемость органов и институтов державы.

Структура

Государственная власть состоит из следующих частей:

  • субъект;
  • объект;
  • властеотношения;
  • средства и ресурсы, играющие роль инструментов.

Конечно же, субъектами являются не только волостные органы, образованные государством, но и другие образования, которые обладают определенными полномочиями - субъект РФ, народность, нация и целый избирательный корпус.

Объектом государственной власти при этом будет юридическое либо физическое лицо, отдельный индивид, группы, объединения, классы, общество во всех его проявлениях.

Объект - это то, на кого направляется государственная власть, ему предписана определенная форма поведения, цепь действий и поступков. Предписанные нормы поведения доводятся до лиц с помощью правовых актов, индивидуальных норм и других законных документов. Работают при условии принуждения, убеждения и зависимости от авторитета.

Тоталитарный и демократический режим

Важно отметить, что в государстве с тоталитарным режимом субъект в острой форме противопоставляется объекту. Выведена следующая закономерность: чем выше уровень тоталитаризма диктатуры внутри страны (к примеру, фашистская диктатура), тем сильнее выражено противостояние между властью и населением. Иногда оно принимает очень опасные формы и приводит к серьезным последствиям.

В государстве с демократическим же режимом субъект и объект (на кого направлена власть) совпадают друг с другом. В таких условиях житель может не только свободно выбирать представителей власти, но и предлагать свою кандидатуры, он может инициировать отзыв депутата и другое. Референдум в таком обществе является средством решения экономических, политических и жизненных вопросов населения.

В статье были представлены формы осуществления государственной власти.

План

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и признаки государственной власти…………………………7

2. Государственная и политическая власть: соотношение

понятий……………………………………………………………………..12

3.Организация и формы осуществления государственной власти в

России……………………………………………………………………….17

4. Система государственных органов по принципу разделения

властей............................................................................................................29

Заключение………………………………………………………………….38

Приложение 1………………………………………………………………....

Список использованной литературы……………………………………....40

Введение

Избранная тема курсовой работы «Государственная власть и формы её осуществления», являлась, является и думается - будет являться постоянно востребованной для научного изучения и исследования, имея своей целью, как теоретическое значения, так и практическое использование. Ведь государство получает наиболее яркое выражение во власти, и именно власть является основным признаком государства.

Многие мыслители обращались к исследованию данной темы, опираясь на многовековой опыт существования власти. Исследуя её в различных проявлениях, прогнозируя пути ее дальнейшего развития.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Еще Аристотель утверждал в своей работе “Политика”, что властный механизм необходим для регулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...”

Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.

История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра 1, величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль.

В современных же условиях, когда Россия переживает сложныйпериод формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества сильная, дееспособная власть является первым условием успешных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность.

Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.

Актуальность темы исследованияданной курсовой работы состоит в том, что в ходе реализации государственной власти появляются многочисленные сложности и проблемы. К числу важнейших из них относятся неудовлетворительность законодательного регулирования многих отношений государства и общества, проявляющихся, в частности, в их неадекватности новым условиям. Данный тезис особенно применим к российскому правовому регулированию: его неадекватность складывающимся потребностям общества проявляется очень рельефно.

Можно утверждать, что реалии сегодняшней России представляют из себя очень интересный материал для исследования проблемы государственной власти. В этих условиях предпринятое исследование не может не обладать актуальностью.

Соответственно, теоретический анализ такой проблемы имеет большое значение, как для теории, так и для практики российского государственного регулирования.

Задачи и цели исследования:

Исходя из вышеизложенного, основная цель работы состоит в комплексном рассмотрении понятия «государственная власть”, анализе содержания, структуры, формы и механизма действия данного понятия, в выявлении основных проблем ее осуществления в Российской Федерации.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия государственная власть;

2. Рассмотреть признаки государственной власти;

3. Изучить конституционно-правовые основы законодательства, которые регламентируют осуществление государственной власти в РФ;

4. Рассмотреть государственную и политическую власть, их соотношение;

5. Охарактеризовать обстоятельства, описывающие систему государственных органов по принципу разделения властей.

Предметом исследования данной курсовой работы являются:

Правовые институты и явления, связанные с понятием «государственная власть»;

Правовые связи и закономерности, имеющие отношение к органам государственной власти;

Степень разработанности темы в правовой литературе:

Анализ использованной литературы показал, что тема государственной власти достаточно полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляет большой интерес для изучения. В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности государственной власти.

Изучению форм осуществления государственной власти посвящали свои работы дореволюционные правоведы: В.М. Гессен, А.Д. Градовский, В.В. Ивановский, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и др.
Исследованию форм осуществления государственной власти посвящали свои работы советские и российские специалисты в области теории государства и права: Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, С.А. Голунский, А.И. Денисов, Л.И. Каск, Ф.М. Раянов, В.М. Ведяхин, А.П. Глебов, В.В. Лазарев, Л.С. Мамут, A.B. Малько, Л.А. Морозова, В.К. Самигуллин, И.С. Самощенко, М.С. Строгович, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, В.Е. Чиркин, А.Ф. Черданцев, Н.В. Черноголовкин, A.A. Югов и др.

Входе написания данной курсовой работы были использованы:

Конституция РФ, федеральные законы, нормативные документы, учебные пособия.

При подготовке работы использовались материалы периодической печати, представленные в основном статьями юристов, политических деятелей, ученых, для более полного раскрытия темы были широко использованы теоретические основы теории государства и права.

Научная значимость данной курсовой работы обуславливается тем, по определение понятия власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.

Практическая значимость данной курсовой работы обуславливается необходимостью совершенствования государственной власти, повышения эффективности работы аппарата государства. В работе проводится анализ современной ситуации в области реализации государственной власти в стране.

1. Понятие и признаки государственной власти

«… Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой – либо форме государственного строя…» .

Государственная власть – основная категория государствоведения, феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне учёных, богословов, политиков, писателей.

Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в её политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» часто отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная всегда является политической и содержит элементы классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого» . Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли можно сводить к «организованному насилию». Иначе создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти. Так появился социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале уменьшения роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, но и как член демократического общества он в праве быть индивидуальным источником власти. Он имеет право активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления. И опираясь на признаки, отличающие государство от общественной власти , как следствие исчезнет само государство.

Случайные статьи

Вверх