Бальная система штрафов принята. Штрафные баллы за нарушение ПДД

Пакет поправок, который затрагивает интересы автовладельцев, намерена принять Госдума в весеннюю сессию. Среди инициатив - введение штрафов за опасное вождение, балльная система для нарушителей Правил дорожного движения, а также упрощенная процедура наказания для водителей, чьи проступки на дороге зафиксировала видеокамера. Также депутаты намерены легализовать онлайн-продажу лекарств и защитить борцов с коррупцией от давления работодателей. План законопроектной деятельности планируется утвердить на сегодняшнем пленарном заседании Госдумы.

Приоритетными в весеннюю сессию, как следует из примерной программы работы парламента, станут 134 проекта. Пять из них посвящены ответственности водителей.

Опасное вождение

Депутаты намерены в январе во втором чтении рассмотреть правительственный законопроект о штрафах за опасное вождение, то есть за неоднократное совершение одного или нескольких последовательных действий - например, резкое торможение, препятствование обгону или перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты. По проекту, за такие действия будет полагаться штраф в 5 тыс. рублей. В ПДД этот термин появился в июне 2016 года, однако наказания за опасное вождение пока нет.

Штраф по видеозаписи

На март запланировано первое чтение правительственного законопроекта, который разрешает наказывать нарушителей ПДД на основании видеозаписи, сделанной с помощью приложения «Народный инспектор», и без протокола. «Упрощенка» предлагается только для части нарушений: парковка в запрещенном месте, проезд на красный свет, выезд на «встречку», пересечение ж/д путей при закрытом шлагбауме, непропуск на перекрестке машины, которая пользуется преимуществом, а также - поворот налево в запрещенном месте и непропуск пешеходов на зебре.

Больше полномочий Москве

В апреле депутаты собираются обсудить во втором чтении законопроект правительства, согласно которому полномочия МВД по оформлению и назначению штрафов за нарушение ПДД передаются столичным властям. Новшества касаются трех десятков нарушений, которые фиксируются автоматическими фото- или видеокамерами - например, превышение скорости и проезд на красный свет.

Балльная система штрафов

В мае во втором чтении депутаты, согласно предварительному плану работы, намерены обсудить проект о введении балльной системы штрафов в России. Изначально документ предусматривал лишение водительских прав на один-полтора года за три и более нарушений ПДД в год. Такое наказание полагается, в частности, за систематическое превышение скорости более чем на 40 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и др., но только в случае, если нарушение зафиксировал инспектор, а не автоматическая камера.

Залог за автомобиль

На июнь запланировано второе чтение законопроекта, согласно которому нетрезвые водители, которых остановил инспектор, и те, кто отказался от медосвидетельствования, смогут забрать автомобиль со спецстоянки только после внесения залога. Его размер будет равен возможному штрафу - 30 тыс. рублей.

Пропавшие алиментщики

Если за год судебные приставы не смогут найти родителя, который не платит алименты ребенку, суд сможет признать его безвестно отсутствующим. Такой законопроект депутаты собираются принять во втором чтении в феврале этого года. Новации позволят упростить механизм назначения пособия по потере кормильца, которое выплачивает государство.

Онлайн-продажа лекарств

Россияне смогут приобретать в интернет-аптеках лекарства, на которые не требуется рецепт врача. Такой законопроект депутаты намерены принять во втором чтении уже в январе. Изначально предполагалось, что аптекам, желающим дистанционно реализовывать безрецептурные препараты, придется переоформить лицензии, получив разрешение на фармацевтическую деятельность.

Защита борцов с коррупцией

Во втором чтении в январе депутаты намерены обсудить законопроект правительства, по которому сообщившие о коррупции в ведомствах и коммерческих компаниях граждане получат защиту от государства. В первом чтении законопроект обещал им бесплатную юридическую помощь, полную конфиденциальность, а также защиту от увольнения в течение двух лет.

Планируется, что сегодня план законопроектной деятельности будет утвержден на пленарном заседании Госдумы.

В весеннюю сессию Госдума рассмотрит пять законопроектов, которые касаются ответственности за нарушения правил дорожного движения для водителей.

В январе во втором чтении планируется рассмотреть правительственный законопроект о наказании за опасное вождение. Поправки в правила дорожного движения, предусматривающие новый вид правонарушения - "опасное вождение", в России 8 июня 2016 года. К этому виду нарушений относится: несоблюдение безопасной дистанции или бокового интервала; отказ уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимуществом; резкое торможение перед другим транспортным средством (если оно не требуется для предотвращения ДТП); подрезание при перестроении и препятствование обгону.

Наказания за это нарушение до сих пор не предусмотрено. В ноябре 2016 года правительство возможный размер штрафа в 5 тысяч рублей. Соответствующий законопроект был в первом чтении в январе 2017 года.

Рассмотрение в первом чтении законопроекта о наказании водителей на основании фото и видео при помощи мобильного приложения "Народный инспектор" запланировано на март. В октябре 2017 года правительство изменения в Кодекс об административных правонарушениях, допускающие в качестве официального доказательства нарушения правил дорожного движения сделанные гражданами фото и видеозаписи.

Предполагается, что изменения позволят привлекать к административной ответственности за нарушение ПДД без составления административного протокола. Фиксировать таким способом можно будет несоблюдение правил парковки, проезд на красный свет, выезд на встречку, пересечение железнодорожных путей под закрытый шлагбаум, поворот налево в запрещенном месте и непропуск пешеходов на "зебре".

В апреле во втором чтении должен быть рассмотрен законопроект о передаче регионам по администрированию дел по ряду нарушений ПДД. На май запланировано второе чтение для злостных нарушителей правил. В первом чтении документ был принят в октябре 2016 года и предусматривает лишение водительских прав на 12-18 месяцев за три и более нарушений ПДД в год. Такое наказание полагается за превышение скорости более чем на 40 км/ч, въезд на железнодорожный переезд или его пересечение на запрещающий сигнал светофора, проезд на красный свет или вопреки запрету регулировщика, а также за ряд других нарушений правил - но только в том случае, если нарушение зафиксировал инспектор, а не автоматическая камера.

Напомним, первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков исключить непропуск пешеходов и превышение скорости на 40-60 км/ч из перечня нарушений, за которые можно лишать прав. По его мнению, закон о наказании в его нынешнем виде является избыточным, учитывая реалии крупных городов.

В июле во втором чтении планируется рассмотреть законопроект о залоге за автомобиль. Согласно документу, нетрезвые водители, которых остановил инспектор, а также отказавшиеся от медосвидетельствования, смогут забрать автомобиль со спецстоянки только после внесения залога в размере 30 тысяч рублей. Такой же штраф предусмотрен за управление автомобилем в пьяном виде.

В последнее время интернет будоражит якобы очередное изменение в ПДД – система баллов за нарушения и соответствующие им штрафы . Согласно нововведению, за определённое количество штрафов – от 10 до 15 за год – водителей в России начнут лишать прав автоматически.

Это правда?

Нет. Это не совсем правда. На 18 Февраля 2020 года никаких новых законов в отношении балльной системы штрафов в России не принято и даже не внесено на обсуждение правительства.

Почему не совсем правда? Потому что изменение касается вовсе не России – изменение вносится в законодательство соседнего с нами государства – Республики Беларусь. А вот о Российской Федерации официальной информации о системе баллов за штрафы Вы не найдёте нигде.

Когда вступит в силу в России?

Тем не менее, и в нашей стране балльная система наказаний уже имела свои инициативы. Ещё в далёком 2012 году депутаты предложили ввести такую концепцию в Административный кодекс. Предложением тогда всё и закончилось.

В 2017 году система накопления нарушений снова была предложена к вступлению в законную силу. Но снова не дошла до чтения Госдумой и проект постановления так и остался проектом.

Такое изменение, вполне вероятно, ещё не раз будет поднято на обсуждение, однако, когда это произойдёт, неизвестно. В случае появления новостей об этом, мы обновим данную статью.

Следует лишь отметить, что даже если уже завтра проект закона будет внесён на рассмотрение властей, то это не значит, что в силу он вступит скоро. Закон должен будет пройти ещё несколько стадий, на каждой из которых его могут "завернуть":

  1. балльная система штрафов будет официально вынесена на обсуждение Госдумы, и на официальном сайте появится карточка проекта,
  2. далее закон должен пройти первое, второе и третье чтение, на каждом из которых депутаты будут голосовать за или против,
  3. после третьего чтения – только если голоса "за" наберут преимущественное число – новый закон о накопительных баллах за должен быть опубликован в официальных источниках и далее через 10 или более дней он уже вступит в силу.

Как видим, произойдёт это совсем не скоро, если и произойдёт.

Как будет работать балльная система штрафов?

Пожалуй, самое невероятное в слухах о новом законе о системе начисляемых баллов за нарушения ПДД – это автоматическое лишение прав. Чтобы оно и правда стало автоматическим, придётся изменить целый ряд норм. Поэтому нет, лишать прав будут только после выявления наличия накопленных в критической сумме баллов на дороге, и не сразу.

Как это может происходить:

  • водитель в течение года должен быть оштрафован достаточно немало раз, чтобы набрать определённое число баллов,
  • на первоначальном обсуждении проекта балльной системы штрафов в 2012 году предлагалось обозначить критическое число как 200 баллов за 1 год,
  • за разные нарушения ПДД будет начисляться разное количество баллов: например, за невключённый поворотник, разумеется, меньше, нежели за управление в состоянии опьянения ,
  • согласно другому предложению, автолюбителям предлагалось начислять по 1 баллу за каждые 100 рублей штрафа; таким образом, если водитель набирает за год штрафов на 20 000 рублей (200 баллов), то его лишают прав,
  • автоматически водителя, конечно же, никто и ничто прав не лишит – во-первых, для этого придётся существенно изменить КоАП, во-вторых, техническую базу для выявления и автоматического возбуждения дела по лишению прав,
  • водителя с достаточным числом баллов для лишения на дороге остановит инспектор, проверит по базе его баллы и далее он сможет только возбудить дело по новой статье и передать дело в суд , потому что только судьи рассматривают дела о лишении.

Тем не менее, по последнему пункту возможна и незаконная практика, аналогичная сегодняшней с арестом за неоплаченные штрафы . Инспектор останавливает водителя на дороге и сразу везёт его в суд либо в отделение ждать суда. Это незаконное задержание, так как оснований для него нет. Однако, такая практика, к сожалению, повсеместна.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о лишении водителей права управлять транспортным средством за систематические нарушения правил дорожного движения (ПДД). Решение было принято на пленарном заседании нижней палаты парламента.

«В 2015 г. на территории РФ было зарегистрировано более 180 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли более 23 тыс. человек, и 231 тыс. 200 получили ранения. За девять месяцев текущего года это уже свыше 125 тыс. ДТП, в которых погибли 14 тыс. 567 человек, ранено 159 тыс. человек. Порядка 40% всех ДТП стабильно совершается по вине водителей которые ранее неоднократно привлекались к административной ответственности. Представленный на ваше рассмотрение законопроект направлен на снижение смертности населения от ДТП и предусматривает введение ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения», - сказал заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков отметил, что ко второму чтению необходимо пересмотреть составов административных правонарушений, чтобы устранить замечания к законопроекту.

«Есть определенные замечания к этому законопроекту, нам надо будет внимательно при подготовке ко второму чтению посмотреть весь перечень составов административных правонарушений, меня смущает непропуск пешеходов, пешеход может стоять и, что называется, «чесать затылок» и в последний момент, когда автомобиль с ним поравнялся прыгнуть на пешеходный переход. Это как раз то нарушение, которое будет служить основанием для лишения водителя прав», - сказал В.Лысаков.

Согласно тексту пояснительной записки к законопроекту, предлагается по опыту ряда зарубежных стран к водителям, систематически допускающим административные правонарушения и злоупотребляющим правом на управление транспортными средствами, применять повышенную административную ответственность.

Авторы документа считают, что установление повышенной ответственности за систематическое совершение лицом административных правонарушений в области дорожного движения будет способствовать повышению дисциплины водителей и снижению аварийности на дорогах Российской Федерации.

Законопроектом в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) РФ вносится статья 12.18, согласно которой лицо, нарушившее правила ПДД и подвергнутое административному наказанию более трех раз, (за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме спецсредствами фото- и видеофиксации) лишается права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

На лиц, не имеющих права управления транспортным средством, накладывается административный штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Соответствующий законопроект был внесен в парламент правительством РФ.

Возможность введения балльной системы штрафов за нарушение ПДД в Беларуси обсуждали всего десяток лет назад, в 2008 году. И вот вопрос снова . Аргументы все те же — ужесточить наказание за систематическое нарушение правил дорожного движения. Белорусская система предполагает дифференцированный подход, когда количество штрафных баллов зависит от тяжести содеянного на дороге.

Напомним, что 10 лет назад рассматривался вариант введения 27-балльной системы учета нарушений правил дорожного движения. При начислении штрафных очков ГАИ предлагала исходить из степени общественной опасности допущенных водителями нарушений. Так, превышение скорости или оставление места ДТП предлагалось оценивать в 9 баллов, нарушение правил обгона и маневрирования — в 7 баллов, проезд на красный свет — в 5 баллов, разговор по телефону во время управления автомобилем и управление автомобилем с непристегнутыми ремнями безопасности — 2 балла. Баллы планировалось обнулять по истечении года после совершения нарушения.

Что предлагают сейчас? Почти то же самое. Только лимит на год — 15 баллов. Дифференциация происходит с привязкой к величине штрафа в базовых величинах. Но по сути — количество штрафных баллов зависит от тяжести «преступления».

  • Так, за правонарушения, «тянущие» до трех базовых величин, будет начисляться один балл. Сюда входят «письма счастья» за превышение скорости, зафиксированные автоматическими камерами. Бесконечно «летать» под камерами и просто оплачивать штрафы уже не получится. Непройденный техосмотр и парковку в неположенном месте тоже оценили в 1 балл .
  • В 2 балла оценили нарушения со штрафом до 5 базовых величин. Сюда входят проезд на красный свет и несоблюдение требований дорожных знаков.
  • 3 балла дадут за превышение скорости на 30 и более км/ч.
  • 4 балла будут выдавать за нарушения, которые предусматривают штраф свыше 10 базовых величин или лишение прав. Сюда входят вождение в нетрезвом состоянии, выезд на встречную полосу и др.

Штрафные баллы не начисляются за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 6 и 8 статьи 18.12. Это управление транспортным средством с заведомо скрытым, подделанным (подложным) или иным образом измененным регистрационным (номерным) знаком, идентификационным номером кузова или шасси либо без присвоенного регистрационного (номерного) знака и управление транспортным средством с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации регистрационным знаком. Также штрафные баллы не будут начислять по части 5 статьи 18.22 КоАП РБ — Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения.

В принципе, система подсчета и начисления баллов вполне прозрачная и понятная. При наборе 15 баллов в течение года придется положить права на полку на полгода. По истечении года набранные штрафные баллы сгорают.

сайт посмотрел, как система баллов для водителей-нарушителей работает в других странах.

В России с этого года также идет жаркое обсуждение идеи введения балльной системы. Пока предлагается лишать прав на год-полтора за три и более нарушения ПДД в год. Такая мера наказания предусмотрена только за грубые нарушения: систематическое превышение скорости более чем на 40 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу — но лишь в случаях, когда их зафиксировал инспектор. Такая система получается более жесткой, чем у нас, и не привязана к «стоимости» штрафов.

В Украине еще в 2015 году была утверждена система штрафных баллов. Она предусматривала лимит в 150 баллов на год. Нарушения ПДД оценивались в 50 баллов, причем список этих нарушений был фиксированным, туда входили далеко не все «проступки». Но списывались баллы только в случае, если правонарушение было зафиксировано средствами фото- видеофиксации. После того как баллы закончились, водитель должен был оплачивать штраф «живыми» деньгами. Ни о каком лишении после «сгорания» баллов речи не шло. Правда, система так и не заработала в силу множества причин. Это и несовершенство законодательства, и неготовность инфраструктуры. Сейчас в Украине вновь вернулись к обсуждению этой темы.

В Грузии в результате реформы системы МВД в полицию (в том числе дорожную) пришли совершенно новые кадры. Поменялась и система наказания за нарушения. С 2017 года введены баллы. Лимит на год — 100 баллов. По достижении нулевого баланса следует лишение на год и пересдача экзамена. Так, за превышение скорости от 15 до 40 км/ч списывается 10 баллов, более 40 км/ч — 20 баллов, за непристегнутые ремни безопасности — 5 баллов, за передачу управления лицу в нетрезвом состоянии — 40 баллов. Вместе с баллами водитель также платит денежный штраф. Количество нарушений, за которые начисляются штрафные баллы, совсем небольшое. Можно сказать, что в Грузии точечно решили бороться с конкретными распространенными правонарушениями.

В Чехии штрафные баллы начисляются только за серьезные нарушения и оцениваются по градации от 2 до 7 баллов. «Насобирал» 12 баллов — лишаешься прав на один год. Например, проезд на красный свет или превышение скорости на 50 км/ч — 5 штрафных баллов. Всего список «балльных» нарушений состоит из 27 пунктов. К 2019 году наказания планируется ужесточить. За то же превышение будет начисляться уже не пять, а шесть баллов. Система работает безотказно. Как только лимит баллов исчерпан, водителю приходит письмо-уведомление с просьбой сдать права. Если наказание предусматривает лишение, то баллы не начисляются.

В Латвии одна из самых строгих систем штрафных пунктов, и действует она с 2003 года. Градация идет по шкале от 0 до 8 баллов. При наборе 16 штрафных баллов ваши права «сгорают». Казалось бы, ничего оригинального. Но есть и особенности. Так, начисленные штрафные пункты действуют в течение двух лет и потом автоматически удаляются из базы данных. Но не все! Например, нарушения, оцениваемые в 8 пунктов, остаются в силе в течение 5 лет. Если в течение 10 лет водитель дважды зарабатывал 16 баллов, то лишится права управления на 5 лет, и для возврата водительского удостоверения ему придется заново пройти обучение, получить медицинскую справку и сдать экзамен.


Система штрафных баллов также применяется в Австралии, Англии, Германии, Израиле, Италии, Корее, США, Франции и многих других государствах. И в этих странах уже доказала свою эффективность. Сможет ли Беларусь со второй попытки внедрить штрафные баллы?

Ныне существующие наказания за нарушения ПДД во многих ситуациях позволяют отделываться лишь денежным штрафом без боязни лишиться водительского удостоверения. Система баллов как раз призвана «притормозить» тех, кто нарушает регулярно и так же регулярно оплачивает штрафы. В то же время в большинстве стран штрафные баллы начисляются далеко не за все нарушения, а только самые грубые или распространенные. То есть ведется более точечная борьба с определенными правонарушениями.

Белорусская система в том виде, в каком предлагается сейчас, будет бороться практически со всеми видами правонарушений, даже самыми мелкими. Но при этом позволяет в течение года 15 раз незначительно отступить от ПДД, для дисциплинированного водителя этого лимита достаточно. Кроме того, срок лишения полгода при наборе 15 баллов — один из самых небольших. В большинстве стран права забирают минимум на год.

Случайные статьи

Вверх