12.12 ч 3 повторное совершение административного правонарушения. Повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика

СТ 12.12 КоАП РФ

1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных и частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Комментарий к Ст. 12.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Наряду с соблюдением требований сигналов светофора водители обязаны выполнять и распоряжения регулировщиков.

Регулировщик - это лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Значения сигналов регулировщика определены в п. 6.10 Правил дорожного движения. Основными субъектами регулирования дорожного движения являются сотрудники полиции (Госавтоинспекции). Применяемые в процессе регулирования жесты определены в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных и ч. 2 ст. 12.12 КоАП РФ.

6. Протоколы о комментируемых административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) ().

Одним из наиболее распространенных административных правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения, является проезд на запрещающий сигнал светофора.

Стоит лишь на секунду отвлечься, пересекая перекресток, и вы уже совершите противоправное деяние, за которое придется понести достаточно тяжелое наказание.

Отметим, что начиная с 2013 года, рецидив проезда на запрещающий сигнал светофора стал караться еще более жестко. Но далеко не всегда наказание, которому подвергается водитель за совершение данного противоправного деяния, назначается правомерно.

В таком случае, его необходимо обжаловать, поскольку назначение неправомерного наказания является противоправным деянием и порождает несправедливость.

Если вы считаете, что своими действиями сотрудник ГИБДД ущемляет ваши законные права и интересы, то вы вправе внести в составленный им протокол запись о том, что не согласны с ним, подать жалобу руководству ГИБДД или обратиться с исковым заявлением в суд.

Поведение при составлении протокола

Как необходимо действовать в случае, если вас остановил инспектор за проезд на запрещающий сигнал светофора и приступил к составлению протокола по факту совершенного вами административного правонарушения?

Действуйте следующим образом:

  • Сохраняйте спокойствие. Ни в коем случае не поддавайтесь на провокационное поведение сотрудника ГИБДД, и не вступайте с ним в конфликт. Отстаивая свою правоту, сдерживайте эмоции, и старайтесь апеллировать нормами действующего законодательства РФ;
  • Внимательно изучите протокол, который составит инспектор по факту совершенного вами административного правонарушения. Даже малейшая неточность не должна остаться незамеченной. В случае обнаружения ошибок или неточного описания событий в протоколе, обязательно внесите в него соответствующую запись о своем несогласии;
  • Прежде чем подписать документ, внимательно его осмотрите. Довольно часто встречаются случаи, когда под видом одного документа, недобросовестные сотрудники ГИБДД подсовывают вам на подпись совершенно другой;
  • В случае если вы не согласны с обвинениями и собираетесь в дальнейшем обжаловать составляемый протокол, требуйте, чтобы составляющий его инспектор ГИБДД вместо термина «нарушитель» применял термин «водитель»;
  • Перед тем как подписать протокол, во всех его графах, оставленных сотрудником ГИБДД незаполненными, проставьте прочерки;
  • В случае, если сотрудник ГИБДД внес в протокол запись о том, что вы допустили пересечение стоп-линии, вам необходимо, сославшись на нормы, установленные в пункте 6.13. ПДД, заявить, что в момент, когда загорелся запрещающий сигнал светофора, вы находились в непосредственной близости от нее и не могли остановиться без применения экстренного торможения. Помните, что подтвердить то, где конкретно находился ваш автомобиль в момент, когда зажегся запрещающий сигнал светофора, практически невозможно;
  • В случае если инспектор ГИБДД вносит в протокол данные о том, что вы пересекли перекресток на запрещающий сигнал светофора, в качестве своего оправдания вы можете заявить, что таким образом завершали маневр, который был начат еще до загорания запрещающего сигнала. В этом случае, вам следует ссылаться на нормы, закрепленные в пункте 13.8 Правил дорожного движения. Именно в этом пункте устанавливается, что в случае если вы завершаете маневр, начатый до включения запрещающего сигнала, вас обязаны пропустить.

Очень часто в судебных инстанциях происходит обжалование штрафов, которые были наложены на основании данных, полученных средствами автоматической фото- и видеофиксации правонарушений.

Если вы получили постановление о штрафе за проезд на запрещающий сигнал светофора, в котором имеется фото вашего автотранспортного средства, но при этом в кадр не попал светофор, вы вполне можете обжаловать его.

Однако здесь следует учесть один нюанс. Хотя в нашей стране и провозглашена презумпция невиновности, но согласно разъяснениям к третьему пункту статьи 1.5 КоАП РФ, в данном случае, вам предстоит самостоятельно доказать, что вы не виноваты.

Исходя из этого, прежде чем приступить к обжалованию наложенного на вас штрафа, необходимо проконсультироваться с профессиональным юристом и убедиться, что у вас достаточно фактов, с помощью которых вы в ходе разбирательств сможете отстоять свою позицию и добиться отмены штрафа.

Таким фактом может послужить запись с установленного в вашем автомобиле видеорегистратора, на которой запечатлен светофор, и то, какой сигнал на нем горел, когда вы начали пересекать перекресток. Если у вас не будет весомых доказательств вашей невиновности, суд отклонит ваш иск, и вы напрасно потратите время и деньги.

Смягчение наказания

Анализ практики свидетельствует о том, что если вы не идете на конфликт с сотрудниками ГИБДД в процессе составления ими протокола, то ваши шансы отделаться штрафом значительно возрастают.

В случае если дело о совершенном вами административном правонарушении дошло до суда, проявив деятельное раскаяние в процессе судебных разбирательств, вы сможете смягчить свою вину.

После этого обратитесь к судье с прошением о замене наказания в виде лишения права управлять автотранспортными средствами на административный штраф.

Кроме того, вы можете уменьшить размер штрафных санкций. Такая возможность появилась 1 января 2016 года. Для этого вам потребуется оплатить наложенный на вас штраф как можно быстрее.

Если вы оплатите его в течение 20 дней с момента его назначения, то сумма, которую вам надлежит заплатить, сокращается на 50 процентов.

При этом стоит учесть, что в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ, если вы добились отсрочки или рассрочки выплаты наложенного на вас штрафа, оплачивать его вам придется в полном объеме, и возможность сократить его, в данном случае, не будет применяться.

Какое наказание за повторный проезд на красный свет

Многие задаются вопросом, что конкретно считается рецидивом совершения административного правонарушения. Этот вопрос имеет вполне конкретный ответ. Давайте его рассмотрим.

Среди наших сограждан широко распространено заблуждение о том, что рецидивом считается любое административное правонарушение, которое было совершено в течение года после предыдущего.

Но в соответствии с действующим законодательством РФ, рецидивом административного правонарушения признается только правонарушение, идентичное ранее совершенному.

Говоря проще, если ранее вы допустили проезд на запрещающий сигнал светофора, то рецидивом данного административного правонарушения будет признан только повторный проезд на запрещающий сигнал.

И только в том случае, если повторное совершенное вами административное правонарушение квалифицировано по тому же пункту и статье КоАП РФ, что и первое.

Давайте рассмотрим на конкретном примере. В КоАП РФ имеются две статьи, которые устанавливают наказание за проезд на запрещающий сигнал светофора.

Статья 12.10 устанавливает ответственность за пересечение железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора. А вот третья часть статьи 12.12 устанавливает ответственность для граждан, которые проехали на запрещающий сигнал светофора через перекресток.

Какие же существуют меры наказания?

Прежде всего, резко возрастают штрафные санкции. А за рецидивный проезд на запрещающий сигнал светофора через железнодорожный переезд, вас лишат права управлять автотранспортом на 12 месяцев. К такому наказанию вас должен будет приговорить суд.

Если же вы совершили рецидив проезда на запрещающий сигнал светофора на обычном перекрестке, то наказание будет намного мягче.

В этом случае вы имеете шанс отделаться только штрафом, размер которого составит 5 000 руб. Права управлять автотранспортом вас могут лишить по приговору суда, на срок от 4 месяцев до полугода.

Как уже было сказано выше, рецидивом считается исключительно то противоправное деяние, за которое вы были привлечены к ответственности ранее.

Так, если основанием для привлечения вас к административной ответственности в первый раз послужила первая часть статьи 12.12 КоАП РФ, то рецидивом будет считаться совершенное вами противоправное деяние, которое будет также квалифицировано по первой части статьи 12.12 КоАП РФ. Если же совершенное вами правонарушение получит иную квалификацию, то рецидивом оно уже не будет.

Кроме того, необходимо уделить особое внимание срокам. В соответствии с действующим законодательством, срок, в который вы можете совершить рецидив правонарушения, составляет один год с момента привлечения вас к ответственности за совершение первого такого же правонарушения. Чтобы понять это, давайте рассмотрим еще один пример.

Предположим, вы проехали на запрещающий сигнал светофора и были остановлены сотрудником ГИБДД, который зафиксировал факт совершения вами административного правонарушения и составил соответствующий протокол.

В итоге, он выписал вам постановление о наложении штрафа. Данное постановление вступает в законную силу через 10 дней с момента его вынесения. Этот временной период дается вам на его обжалование.

Если вы оплатили штраф на одиннадцатый день после вынесения постановления, то с этого дня и начинает отсчитываться год. Если же вы затянули с оплатой и погасили штраф через месяц, то и годичный срок будет исчисляться со дня оплаты вами штрафа. Исчисление срока, если наказание было назначено вам приговором суда, производится точно также.

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Если водитель авто или иного ТС не подчинится сигналам светофора либо требованиям регулировщика об остановке и остановится за стоп-линией, то это становится предметом нарушения, рассматриваемого во второй части комментируемой статьи.

При остановке транспорт должен тормозить, не заезжая за стоп-линию или проезжую часть, которую они собираются пересекать. При этом они не должны создавать помех пешеходам, которые в это время также будут переходить дорогу. Таким образом, они не создадут препятствий на перекрестке в ожидании разрешающего сигнала светофора либо жеста регулировщика.

Если же авто затормозит за стоп-линией либо встанет на пересекаемой проезжей части, это грозит нарушителю хоть и небольшим, но штрафом в размере 800 руб .

Правила остановки перед местами пересечения с ж/д путями оговариваются отдельно в соответствующем разделе ПДД. Если же ТС оказалось на пересечении дорог еще в момент, когда горел разрешающий сигнал светофора, водитель должен завершить маневр по возможности быстро, вне зависимости от того, лампу какого цвета он увидит на светофоре в момент выезда с перекрестка.

В тех случаях, когда светофоров несколько, стоп-линию наносят перед каждым из них, и водитель должен руководствоваться сигналами каждого устройства в отдельности в момент совершения маневра на перекрестке.

Требования к разметке в виде стоп-линий определяются ГОСТом. Если перекресток неравнозначный и без светофора, то ее наносят не ближе, чем в метре от начала пересекаемой дороги. На второстепенной проезжей части при этом должен иметься соответствующий знак «СТОП», который запрещает водителю двигаться дальше без предварительной остановки.

Если на пересечении дорог работает светофор, то правила приоритета на таком перекрестке перестают действовать, поскольку он становится регулируемым. Однако не стоит забывать о том, что при отключении светофора он автоматически превратится в нерегулируемый (о которых велась речь выше).

Стандарты нанесения стоп-линий на таких перекрестках иные: 10-20 см от светофоров (если они висят над дорогой) или 3-5 м, если они размещены по бокам проезжей части. Такая дистанция позволит даже тем водителям при остановке сохранить светофор в зоне видимости. При наличии малогабаритных светофоров эти расстояния пропорционально сокращаются до 5 см и 1 м.

п 12.1 ПДД . Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

п 12.2 ПДД . Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1-8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4-8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.

п 12.3 ПДД . Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

п 12.4 ПДД . Остановка запрещается:

на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

на полосе для велосипедистов.

п 12.5 ПДД . Стоянка запрещается:

в местах, где запрещена остановка;

вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;

ближе 50 м от железнодорожных переездов.

п 12.6 ПДД . При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

п 12.7 ПДД . Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

п 12.8 ПДД . Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

Комментарий к Разделу 12 Правил дорожного движения РФ

Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки *(84).

Прежде всего укажем на разницу в терминах "остановка" и "стоянка". "Остановка" - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут, а также на большее время, если это необходимо для посадки и высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. "Стоянка" - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В общем случае водитель может остановить свое транспортное средство только на правой стороне дороги на обочине или на краю проезжей части - при отсутствии обочины. В строго оговоренных случаях допускаются остановка и стоянка транспортных средств и на левой стороне дороги.

При наличии обочины, примыкающей к проезжей части, оставлять транспортное средство на проезжей части нельзя.

На некоторых дорогах обочина может иметь такое же покрытие, как и проезжая часть. В этом случае ее отделяют от проезжей части соответствующей линией разметки. В такой ситуации Правила требуют останавливаться только на обочине.

Если же разметка неразличима (из-за наличия снега, грязи или по другим обстоятельствам), то водителю из-за сложности визуального определения границы между проезжей частью и обочиной, имеющей покрытие, и с учетом запрещения стоянки вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1, следует воздержаться от преднамеренной стоянки в таких местах, а при вынужденной остановке - принять все необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения меры (поставить транспортное средство как можно правее и обозначить его в соответствии с ).

Не допускается размещать транспортные средства на газоне, отделяющем проезжую часть от тротуара.

Порядок остановки и стоянки транспортных средств на тротуаре изложен в комментарии к пункту 12.2 Правил. В пределах населенных пунктов при наличии условий, указанных в пункте 12.1 Правил, остановка и стоянка разрешаются и на левой стороне дорог. Такое исключение из общего правила сделано, чтобы избежания опасного и достаточно сложного при узкой проезжей части маневра разворота. При этом выезд на левую сторону должен выполняться с соблюдением всех правил маневрирования и только при отсутствии по оси дороги сплошной линии разметки.

Данный пункт Правил (п. 12.1) в населенных пунктах разрешает также остановку и стоянку на левой стороне дорог с односторонним движением. Для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн в этом случае Правила допускают остановку лишь для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Водитель может быть в затруднении при определении возможности отнесения к дороге с односторонним движением проезжей части, отделенной широкой разделительной полосой от проезжей части со встречным движением. В подобных случаях следует руководствоваться правилом: дорога только в том случае относится к дорогам с односторонним движением, если на ней установлен дорожный знак "Дорога с односторонним движением". Действует он до места установки "отбойного" знака "Конец дороги с односторонним движением".

Необходимо учитывать некоторые особенности, касающиеся порядка движения в населенном пункте, обозначенном знаком 5.24 (с голубым фоном). На дороге, проходящей через населенный пункт, обозначенный упомянутым знаком, с учетом требований рассматриваемого пункта Правил и остановка и стоянка транспортных средств на левой стороне запрещены. Однако при съезде с указанной дороги на другие дороги этого населенного пункта остановка и стоянка разрешаются и на левой стороне при наличии условий, указанных в данном пункте Правил.

Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9 *(85)

В пункте 12.2 Правил фигурирует фраза "уширение проезжей части". На взгляд авторов Комментария и основ расследований ДТП под общей редакцией С.И. Гирько, более приемлемым был бы термин "расширение". Исключение о стоянке при уширении проезжей части сделано лишь для двухколесных транспортных средств без бокового прицепа, а также для тех участков дороги, где проезжая часть имеет местное расширение, допускающее иное расположение транспортных средств.

Рассматриваемый пункт устанавливает порядок остановки и стоянки транспортных средств как на обочине, так и у края проезжей части. Даже если ширина обочины позволяет разместить на ней параллельно два транспортных средства (например, для малогабаритных легковых автомобилей практически это возможно при ширине обочины 3,75 м), такое размещение недопустимо.

Под иным расположением транспортных средств понимается их размещение для стоянки или остановки под углом к краю проезжей части. Угол постановки определяется разметкой мест стоянки, а при отсутствии разметки - самими водителями, но таким образом, чтобы транспортные средства не занимали основную проезжую часть дороги.

Из-за небольших размеров двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда. Однако ставить мотоцикл без бокового прицепа рядом с мотоциклом, имеющим коляску, запрещено.

В ряде случаев в целях исключения загромождения проезжей части стоящими транспортными средствами для повышения пропускной способности дороги стоянка может быть организована на краю тротуара. Однако использовать тротуар Правила разрешают только при наличии знака "Место стоянки", дополненного одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9, показывающих способ постановки транспортного средства.

То есть размещать транспортные средства необходимо только параллельно краю проезжей части. В то же время при наличии дорожного знака "Место стоянки" с дополнительными табличками 8.6.2 и другими указанными выше, размещение транспортного средства должно соответствовать способу, предписанному этими табличками. В любом случае необходимо обеспечить достаточное пространство для движения и прохода пешеходов. А чтобы не затруднять движение пешеходам, такая возможность стоянки на краю тротуара предоставляется только водителям относительно компактных транспортных средств - легковых автомобилей, мотоциклов (в том числе, с боковым прицепом), мопедов и велосипедов.

Для упорядочения размещения транспортных средств на тротуаре в дополнение к соответствующим знакам с помощью разметки 1.1 могут обозначаться границы стояночных мест. В этом случае при постановке транспортных средств на стоянку водители также должны руководствоваться линиями разметки.

Следует подчеркнуть, что непременным условием возможности использования тротуара для остановки или стоянки, помимо наличия соответствующих дорожных знаков, является непосредственное примыкание его к проезжей части. В случае, когда тротуар отделен от проезжей части газоном, остановка и стоянка на нем недопустимы.

Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги *(86).

Длительная стоянка на дороге вне населенного пункта, где скорость движения и время реакции водителей возрастают, повышает вероятность совершения ДТП с наездом на стоящее транспортное средство, а также затрудняет работу дорожно-эксплуатационных служб, особенно в зимнее время.

Специальные площадки для длительной стоянки транспортных средств предусматриваются через каждые 15-20 километров на дорогах I и II категорий, 25-35 километров на дорогах III категории и 45-55 километров на дорогах IV категории. Эти площадки обозначают знаками "Место стоянки", на которые могут ориентироваться водители при планировании длительной стоянки для отдыха. Кроме того, вдоль дорог размещаются специально предназначенные для длительного отдыха объекты (гостиницы, мотели, кемпинги), наличие которых обозначают соответствующими знаками "Гостиница или мотель", "Кемпинг", "Место для отдыха".

При отсутствии специальных площадок вне населенных пунктов длительная стоянка должна осуществляться за пределами дороги. С учетом определения термина "дорога", приведенного в , в такой ситуации стоянка должна выполняться на неприспособленной для движения транспортных средств полосе земли вне дороги.

Остановка запрещается: *(87)

На трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

На железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

В местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее трех метров;

На пешеходных переходах и ближе пяти метров перед ними;

На проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 метров хотя бы в одном направлении;

На пересечении проезжих частей и ближе пяти метров от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

Ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);

В местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.

Кроме указанных в настоящем пункте Правил случаев, при необходимости запрет на остановку транспортных средств может вводиться и в других местах установкой дорожного знака 3.27 "Остановка запрещена" и (или) нанесением линии 1.4 дорожной разметки.

Действие дорожного знака 3.27 распространяется только на ту сторону дороги, где он установлен. При наличии этого знака остановка запрещается на всей проезжей части данного направления, включая местные уширения, "карманы" и места остановок маршрутных транспортных средств, а также на обочинах и тротуарах (поскольку они являются элементами дороги как инженерного сооружения в соответствии с определением данного термина в пункте 1.2 Правил).

Положение ПДД о запрещении остановки на трамвайных путях относится к случаям, когда трамвайные пути попутного направления расположены так, что движение безрельсовых транспортных средств осуществляется с полным или частичным использованием их.

Остановка транспортных средств на трамвайных путях или в непосредственной близости от них по общему правилу запрещена. Но в соответствии с требованием пункта 12.4 ПДД необходимым условием возможности использования проезжей части в непосредственной близости от трамвайного пути для остановки безрельсового транспортного средства является отсутствие помех движению трамваев со стороны остановившегося транспортного средства. Если таких помех не создается, то можно остановиться в непосредственной близости от трамвайного пути.

Далее установлено запрещение остановки на железнодорожных переездах и т.п. в целях избежания наездов на остановившиеся транспортные средства на опасных для движения участках дорог и повышения пропускной способности этих участков.

Необходимо уточнить введенное условие в отношении количества полос движения в данном направлении на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними. По всему тексту Правил в случаях, когда говорится о количестве полос движения на проезжей части, имеется в виду их фактическое количество, то есть без учета полос, временно не используемых для движения транспортных средств (например, при наличии временного сужения из-за проводимых работ, снежных заносов и т.п.). В случае влияния этих и подобных факторов водители должны соответствующим образом корректировать подсчет фактического количества полос движения и с учетом этого применять данное положение Правил.

Ширина полосы движения в три метра является минимально достаточной для проезда автомобиля с учетом необходимости обеспечения требуемого бокового интервала. Уменьшение этой ширины остановившимся автомобилем фактически блокирует полосу движения и вынуждает других водителей пересекать при объезде сплошную линию продольной дорожной разметки, то есть нарушать Правила дорожного движения.

Основная цель запрещения остановок на пешеходных переходах и перед ними (по ходу движения транспортных средств) - обеспечение необходимой видимости водителями пешеходов, переходящих проезжую часть. Требование справедливо только в отношении наземных пешеходных переходов, при отсутствии разметки - в местах установки знаков 5.16.1. и 5.16.2 "Пешеходный переход". Следовательно, запрещается останавливаться как на самом переходе, так и за пять метров по ходу движения до него.

"Рисунок 16. Места запрещения остановки в зоне пешеходного перехода (обозначены красными линиями)"

Данное запрещение распространяется только на проезжую часть. Остановки на обочине или тротуаре с соблюдением требований 12.2 Правил разрешены.

Основным критерием действия данного положения является ограничение видимости дороги менее 100 метров хотя бы в одном направлении, что часто бывает в зоне опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги. Опасные повороты обычно обозначаются предупреждающими дорожными знаками 1.11, 1.11.2, 1.12.1 или 1.12.2, которые устанавливаются за 150-300 метров до начала опасного участка вне населенного пункта и за 50-100 метров - в населенном пункте.

В абзаце 7 пункта 12.4 ПДД речь идет не только о перекрестках, но и обо всех пересечениях проезжих частей, как и где бы они не образовывались. Следовательно, данное запрещение относится и к выездам из дворов, со стояночных площадок, автозаправочных станций, территорий предприятий и т.п.

Перекрестки отличаются большим разнообразием планировочных характеристик. Если перекресток образуется при пересечении дорог с широкой разделительной полосой, то, как правило, при отсутствии каких-либо ограничений на них без ущерба для движения может быть разрешена остановка. На рисунках ниже показаны примеры различных типов перекрестков (места пересечения проезжих частей выделены голубым цветом, а участки запрещения остановок обозначены красной линией). На Т-образных перекрестках напротив бокового проезда остановка разрешается независимо от расстояния от края примыкающей проезжей части (в том числе и в пределах пересечения проезжих частей) только при условии, что встречные транспортные потоки отделены друг от друга сплошной линией продольной разметки или разделительной полосой, и если расстояние между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки (разделительной полосой) будет не менее трех метров. Наличие разрыва в сплошной линии разметки или в разделительной полосе делает остановку транспортных средств невозможной даже при запрещении поворота налево с помощью соответствующих знаков и разметки.

Итак, перекресток образуется пересечением проезжих частей. На этих пересечениях остановка запрещена, но лишь на самих пересечениях. Границы перекрестка могут и не совпасть с краями пересекающихся проезжих частей. Например, на перекрестке с круговым движением или на обычном перекрестке с широкой разделительной полосой. Запретной зоной для остановки объявлена поверхность дороги на протяжении пяти метров от края пересекаемой проезжей части.

Помните, что на некоторых Т-образных перекрестках можно остановиться на пересечении проезжих частей, но при условии, что остальным транспортным средствам остановившиеся транспортные средства не помешают и не создадут помех, если будут отделены разделительной полосой или сплошной линией разметки от тех, кто подъезжает к перекрестку сбоку или со встречного направления. В последнем случае надо помнить о трехметровой "свободной" зоне. Но если разметки нет или посередине дороги проходит прерывистая линия, то на Т-образном перекрестке остановка не допускается, поскольку прерывистая линия разметки разрешает прочим транспортным средствам на данном перекрестке поворачивать налево и разворачиваться *(88).

Аналогичный подход к определению зон запрещения остановок используется на иных перекрестках и площадях любых размеров и конфигураций. При этом площадь отличается от перекрестка тем, что ее территория превышает по размерам территорию, образуемую пересекающимися проезжими частями, и запрещение остановки транспортных средств на других участках в пределах площади реализуется знаком 3.27 и (или) разметкой 1.4.

Правила в указанных местах запрещают любую преднамеренную остановку, кроме случаев посадки или высадки пассажиров и только при условии, что это не создает помех движению маршрутных транспортных средств. Иными словами, водитель должен немедленно покинуть место остановки, если его транспортное средство препятствует подъезду или отъезду маршрутного автобуса или троллейбуса.

Границы мест остановок маршрутных транспортных средств определяются разметкой 1.17. При отсутствии этой разметки зона, в которой запрещена остановка, распространяется в обе стороны от указателя места остановки маршрутных транспортных средств.

Данное требование распространяется также на места остановки трамваев в случае, если остановившееся безрельсовое транспортное средство создаст помеху пассажирам, производящим посадку в трамвай или высадку из него, а также идущим от тротуара к стоящему трамваю.

Водители должны учитывать габариты и высоту своих транспортных средств, чтобы при остановке не ограничить другим участникам движения видимость сигналов светофоров и дорожных знаков. Транспортные светофоры, расположенные сбоку от проезжей части, устанавливаются на высоте от двух до трех метров (от нижней точки корпуса светофора до поверхности проезжей части), дорожные знаки - на высоте от 1,5 до 2,2 метра вне населенных пунктов и от двух до четырех метров - в населенных пунктах.

Помехи въезду или выезду других транспортных средств могут быть созданы не только при остановке транспортного средства на выезде с прилегающей к дороге территории, но и при остановке у ворот, въездов в гаражи и т.д.

Стоянка запрещается:

1) в местах, где запрещена остановка;

2) вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;

3) ближе 50 метров от железнодорожных переездов *(89).

Места запрещения остановок транспортных средств перечислены в пункте 12.4 Правил. Естественно, в этих местах запрещается и стоянка. Кроме того, стоянка запрещена еще в двух местах, названных в данном пункте, и, конечно, в зоне действия дорожных знаков 3.27-3.30, а также в местах, где нанесена разметка 1.4 и 1.10.

Стоянка транспортных средств должна выполняться на обочине дороги и только при отсутствии обочины - на краю проезжей части. Вне населенного пункта стоянка транспортных средств на проезжей части в общем случае допускается, если обочина отсутствует либо ее ширина недостаточна для размещения транспортного средства. Однако на дорогах, обозначенных знаком 2.1 "Главная дорога", при отсутствии обочины транспортное средство для стоянки должно быть отведено за пределы дороги.

Знак 2.1 устанавливается в начале дороги или в том месте, начиная с которого дорога имеет статус главной. Вне населенных пунктов этот знак может не повторяться. Водители, которые выехали на дорогу не в ее начале и поэтому не видели знак 2.1, получают информацию о том, что они находятся на главной дороге, ориентируясь на знаки 2.3.1-2.3.3, установленные перед перекрестками, либо знаки 2.4 или 2.5, установленные совместно с табличкой 7.13 при выезде на главную дорогу.

Зону запрещения стоянки от железнодорожного переезда в данном случае можно исчислять от места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд (см. пункт 15.4 Правил). Стоянка запрещается на расстоянии 50 метров в обе стороны от переезда.

При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест *(90).

Действия водителя транспортного средства, совершившего вынужденную остановку, регламентируются рядом пунктов Правил, в частности, пунктами 7.1, 7.2, 12.6, 15.5, 16.2 и др. Выполнение требований этих пунктов не освобождает водителя от обязанности вывести транспортное средство за пределы участка дороги, где запрещена остановка. Под такими участками подразумеваются те места, на которых остановка запрещена в соответствии с требованиями пункта 12.4 Правил либо дорожного знака 3.27, и (или) места, где нанесена линия 1.4 дорожной разметки.

Меры, которые должен принять водитель для отвода транспортного средства, диктуются причиной остановки, характером неисправности и другими факторами. Если, например, автомобиль остановился посередине проезжей части из-за того, что заглох двигатель, то следует отвести его на обочину или к краю проезжей части при помощи стартера, толкая вручную или путем буксировки другим транспортным средством.

В соответствии с пунктом 12.7 Правил запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

Данное требование Правил относится как к водителям, так и к пассажирам автомобилей. Помехи не должны создаваться по отношению к проезжающим транспортным средствам и пешеходам.

Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя *(91).

Для предупреждения самопроизвольного движения поставленного на стоянку (остановку) транспортного средства обязательно должен быть включен стояночный тормоз и, желательно, первая передача или передача заднего хода. Селектор автоматической коробки передач следует устанавливать в положение "Р", соответствующее режиму парковки. Дополнительно следует применять поворот передних колес с прижатием к бортовому камню, подкладывание под колеса различного рода упоров.

Для предупреждения использования транспортного средства в отсутствие водителя не допускается оставлять незапертые двери, опущенные стекла и ключ в замке зажигания. Имеющееся противоугонное устройство и охранную сигнализацию необходимо привести в действие.

Полный текст ст. 12.12 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 12.12 КОАП РФ.

1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика -
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

(Часть дополнительно включена с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ.

Комментарий к статье 12.12 КоАП РФ

1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в проезде на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 12.10 Кодекса.

3. В местах, где дороги пересекаются на одном уровне и имеется интенсивное движение, его регулирование с помощью светофора является основным средством, обеспечивающим поочередный проезд пересекающихся транспортных потоков и возможность безопасного перехода проезжей части пешеходами.

Условия, при которых должно применяться светофорное регулирование, определены ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметок, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Значение сигналов светофора определено п. 6.2 Правил дорожного движения Российской Федерации.

4. Участники дорожного движения обязаны выполнять распоряжения регулировщиков. При этом регулировщики должны действовать в пределах полномочий, предоставленных им соответствующими нормативными правовыми актами. Жесты, применяемые сотрудниками по регулированию дорожного движения, определены в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 (с изм. и доп.).

Значения сигналов регулировщика определены п. 6.10 Правил дорожного движения Российской Федерации. Проезд на запрещающий жест регулировщика влечет административную ответственность, предусмотренную настоящей статьей.

5. Субъектами комментируемого правонарушения являются водители транспортных средств.

6. Субъективная сторона указанного деяния характеризуется наличием умышленной формы вины.

7. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 12.12 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 12.12 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Случайные статьи

Вверх