Сферы жизни общества. Основные сферы жизни общества Что включает в себя общественная жизнь

Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

  • социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);
  • экономическая (производительные отношения и силы);
  • политическая (партии, государство, движения общественно-политические);
  • духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

Социальная сфера

Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.

Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

Экономическая сфера

Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику

Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".

Структура экономической сферы жизни общества состоит из:

  • - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни;
  • производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

Политическая сфера

Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:

  • политические институты и организации - революционные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое;
  • политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения;
  • политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи;
  • идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

Духовная сфера

Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

Структура этой сферы общества в себя включает:

  • мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок;
  • религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога;
  • искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира;
  • образование - процесс обучения и воспитания;
  • право - нормы, которые поддерживает государство.

Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны

Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.

Человек издревле пытался разобраться в устройстве общества и воспроизвести его структуру на бумаге. Однако социум имеет сложнейшую организацию, изобразить которую в виде одной схемы невозможно. В этой статье мы расскажем об одной из классификаций, в основу которой легли сферы общества.

Сферы жизни общества

Человек, являясь членом общества, взаимодействует с другими его представителями, вступая с ними в определенные отношения: продает и покупает, женится и разводится, голосует на выборах и вступает в ряды общественных организаций . Такие устойчивые взаимоотношения получили название сфер жизни общества.

Согласно общепринятой классификации, существует четыре основные сферы общества :

  • политическая. Затрагивает все, что имеет отношение к политике: государственное устройство, образование политических партий, политические процессы, происходящие в государстве;
  • экономическая. Представляет собой систему взаимоотношений, связанную с производством, реализацией и потреблением товаров и услуг;
  • социальная. Охватывает деление общества на нации , народы, классы, социальные группы и пр.;
  • духовная. Эта сфера охватывает вопросы морали, религии, искусства, образования, науки и т. п.

Сферы деятельности общества охватывают все процессы, которые протекают в государстве, а также людей, являющихся участниками этих процессов. Покупая продукты в супермаркете, вы приобщаетесь к экономической сфере деятельности общества, вступая в брак — к социальной, выходя на митинг — к политической, а отправляясь в Третьяковскую галерею — к духовной.

Духовная и социальная сферы общества

Спор о том, какая из сфер общества является доминирующей, длится давно, но ответ до сих пор не найден. Карл Маркс считал определяющей экономическую сферу деятельности, в эпоху Средневековья в качестве основной выделялась духовная. Давайте рассмотрим каждую подробнее и решим, какая из них важнее.

Духовная сфера общества

Духовная сфера деятельности общества представляет собой совокупность отношений, которые возникают в ходе формирования, передачи и освоения нематериальных (духовных) ценностей. К ним относятся верования, культурные традиции, нормы поведения, художественное достояние и т. п.

К духовной сфере общества относятся мораль, наука, искусство, религия, образование и право. Когда в детстве ребенка учат уважать старших, его приобщают к духовной сфере общества. Учась в школе и вузе, посещая выставки и концерты, путешествуя по миру и изучая традиции национальной культуры, мы приобщаемся к духовной сфере.

Социальная сфера общества

Социальная сфера общества представляет собой совокупность отношений, возникающих в результате деятельности человека как члена социума. Каждый из нас занимает в обществе определенное положение, которое определяется нашим возрастом, семейным положением, образованием, местом жительства, половой принадлежностью, национальностью и социальным статусом. Все это характеризует место индивида в социальной сфере общества.

К примеру, регистрируя ребенка по месту жительства , устраиваясь на работу и выходя на пенсию, мы вступаем в социальные отношения, а, значит, становимся субъектами социальной сферы общества.

Экономическая сфера

Экономическая сфера общества — это огромный пласт человеческих отношений, связанных с созданием и перемещением материальных благ. Работая на производстве и выпуская продукцию, оказывая платные услуги и потребляя их, вы становитесь участником экономической сферы жизни общества.

А как же дети? — спросите вы. — Они не работают и не покупают, выходит, малыши и школьники выпадают из этой области развития социума. Нет, они тоже являются его участниками. Родители покупают для них одежду и продукты питания, оплачивают посещение спортивных секций и кружков, получают на них пособие и льготы. Таким образом, дети тоже опосредованно приобщаются к экономической сфере жизни.

Политическая сфера

Все, что изучает политология , относится к политической сфере общества. Устройство государства и функционирование местных органов власти, проведение выборов и образование партий, формирование политических течений и идеологий, — все это элементы политической сферы жизни общества.

Когда мы становимся ее участниками? Вступая в ряды партии, обращаясь в городскую администрацию за справкой, отдавая свой голос за одного из кандидатов на выборах, меняя гражданство и даже просто участвуя в опросах, связанных с оценкой деятельности политической власти, мы соприкасаемся с политической сферой деятельности.

Взаимодействие различных сфер общества

Вопрос о выделение приоритетной сферы общества относится к разряду риторических, хотя, как мы писали выше, попытки дать на него ответ были. Это напоминает ситуацию, когда нужно определить, кто в семье главный: папа, который приносит деньги в дом, мама, которая покупает за эти деньги продукты, готовит еду и кормит домочадцев, или ребенок, без которого родители не смыслят свою жизнь?

Сферы развития общества тесно переплетаются и не могут существовать изолированно одна от другой. Судите сами: разве можно провести предвыборную кампанию без финансирования, не изучив общественное мнение и не учтя традиционные устои жителей той местности, где она проходит?

Жизнь каждого из нас является яркой иллюстрацией взаимопроникновения сфер общества: социальной, когда мы получаем паспорт гражданина , экономической при совершении покупок, политической во время выборов и духовной, когда мы воспитываем у своих детей любовь к Родине.

Мы живем, не подозревая о том, что различные сферы общества стали неотъемлемой частью нашего существования. Это одно из правил социума, нарушить которое не может никто.

Предлагаем посмотреть видео на тему «Сферы жизни общества и направления его развития»:

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Понимается

Ответ: 4


2.

Общество как динамичную систему характеризует

Ответ: 4

3.

К политической сфере жизни общества непосредственно относится


Ответ: 1

4.

А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.

Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами..

Ответ: 1


5.

Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:

Ответ: 3


6.

Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

Ответ: 2


7.

Для традиционного общества характерно

Ответ: 1


8.

Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для

Ответ: 1

9.

Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Общественный прогресс не распространяется на отношения между людьми и нравственные качества людей.

Б. Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и высвобождающих его время для отдыха и творчества.


Ответ: 2

10.

К глобальным проблемам экологического характера относится

Ответ: 2
11.

В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как

Ответ: 3

12.

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является сложной динамичной системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом.

Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать либо препятствовать общественному развитию.


Ответ: 3

13.

К политическим глобальным проблемам современного мира относится

Ответ: 2

14.

Верны ли следующие суждения о терроризме?

А Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства.

Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира.

Ответ: 3


15.

Процессы глобализации связаны с

Ответ: 3

16.

С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать

Ответ: 3

17.

Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением?

Ответ: 3

18.

Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное , наиболее узкое по смыслу.

Ответ: 4

Часть В.


1.

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Форма общественных изменений –

______________________________

включает в себя все поступательные изменения

определяет вектор развития общества от менее совершенного к более совершенному

одним из критериев является совершенствование нравственных устоев общества


Ответ: ________________________________

Ответ: прогресс (общественный прогресс)


2.

Укажите черты, отличающие общество от природы.


3.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).


Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1

2

3

4

5

6

Ответ: ЖВДБЗГ

4.

Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИП ОБЩЕСТВА

1)

Быстрота перемен

А)

традиционное

2)

Многообразие путей развития

Б)

современное

3)

Преобладание коллективистских начал

4)

Развитие микропроцессорных технологий

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

Ответ: ББАБ



5.

Укажите черты традиционного общества.




6.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят



Ответ: ААБА
Часть С

Восточная цивилизация

Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».

Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог , община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.

(Е.И.Попов)
1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.



Баллы

элементы :

  1. сформулировано понимание восточной цивилизации:
Автор понимает Восток не в географическом, а в историко-культурном, цивилизационном ключе, как «гигантскую человеческую целостность, весьма неоднородную и противоречивую»;

  1. приведены признаки восточных обществ:
- воспроизводство сложившихся социальных культур;

Стабильность образа жизни;

Жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;

Растворение личности в коллективе.


Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны четыре признака

2

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны один -три признака

1

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации ИЛИ указаны один-два признака ИЛИ

Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. указаны условия (признаки) формирования восточных обществ:
- во-первых, цикличность сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации;

Во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

2) приведен пример , иллюстрирующий один из признаков, например:

Жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак);

Древние греки всячески подчеркивали свою особость и превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).
Могут быть приведены иные верные примеры.


Указаны два условия, приведен пример

2

Указаны два условия, пример не приведен

1

Указано одно условие ИЛИ

Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чем специфика отношений государства и общины на Востоке. Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе должны быть приведены элементы:

  1. «важнейший элемент», характеризующий восточное общество - «восточная деспотия»;

  2. причины, способствующие ее возникновению:
- отсутствие у частной собственности приоритета, принадлежность земли сельской общине;

Необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.


  1. приведен дополнительный признак, например:
- преобладание статики, настороженное отношение к переменам, изменениям.

Могут быть приведены иные дополнительные признаки.



Указан важнейший элемент, две причины, приведен дополнительный признак

3

Указан важнейший элемент, две причины, признак не приведен.

2

Указан важнейший элемент, одна причина, ИЛИ элемент не указан, но приведены две причины.

1

Указан важнейший элемент ИЛИ приведена одна причина ИЛИ

Ответ неправильный



0

Максимальный балл

3

4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

  1. пояснение , например:
Автор полагает, что в основе духовного потенциала Востока лежат мифологические религиозно-философские системы, ритуалы, в меньшей степени, чем наука, технологии.

  1. приведены примеры , допустим:
- мировоззренческие духовные основы буддизма, созданные в Индии;

Философия конфуцианства, созданные в древнем Китае;

Духовные основы зороастризма, «Авеста», древнейшая священная книга, созданные в древнем Иране.

Может быть приведено иное пояснение, указано иные примеры.



Приведено пояснение, приведены три примера.

3

Приведено прояснение, приведены один-два примера ИЛИ пояснение приведено в неявной форме , но приведены три примера.

2

Приведено пояснение ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены два примера

1

Приведен один пример ИЛИ

Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

3

5. Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Как понимается модернизация современными учеными? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Поясните слова автора и приведите не менее двух проблем.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию


Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) сформулировано понятие о модернизации, например:


  • в понятие модернизации современные ученые включают преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ведущей ролью промышленности, сферы услуг, современных видов транспорта и связи.

2) указаны проблемы, например:


  • – приверженность традиционных обществ своему укладу, ценностям, связанным с обычаями, религией, веками складывающимся устоям;

  • слабый динамизм традиционных обществ, их ориентация на воспроизведение существующих отношений, а не на развитие;

  • модернизация является мучительным процессом, который может привести к слому старых порядков и структур.
Могут быть указаны и иные проблемы.

Сформулировано понятие о модернизации, указаны две проблемы.

3

Сформулировано понятие о модернизации, указана одна проблема ИЛИ понятие о модернизации сформулировано неявно, но приведены две проблемы.

2

Сформулировано понятие о модернизации ИЛИ указана одна проблема

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

– отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных электронных сетей и средств.

4) Проявления террористической деятельности.

5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.


Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Формулировки пунктов плана корректны.
Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1

План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

0

Максимальный балл

2

7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:


Философия

«Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе» (Книга Екклесиаста)

Kostroma EDU -> Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии
Kostroma EDU -> Деятельность пмпк в условиях современного образования
DocLib43 -> Общество Социум - особенная часть мира. Общество - сложная, динамично развивающаяся система
School 5 -> Эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется
School 5 -> Пояснительная записка Данная программа является дополнительной и направлена на развитие знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения основного учебного материала

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и др., которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества . Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых, национальных и других отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создаст большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для сто настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Случайные статьи

Вверх