Если во сне вас укусила змея
Видеть шипящую кобру или гадюку, которая укусила кого-то или вас самих - всегда дурной знак. Любой сонник укажет, что...
Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.
Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.
Социальная сфера
Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.
Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.
Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.
Экономическая сфера
Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику
Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".
Структура экономической сферы жизни общества состоит из:
Политическая сфера
Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:
Духовная сфера
Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.
Структура этой сферы общества в себя включает:
Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны
Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.
Человек издревле пытался разобраться в устройстве общества и воспроизвести его структуру на бумаге. Однако социум имеет сложнейшую организацию, изобразить которую в виде одной схемы невозможно. В этой статье мы расскажем об одной из классификаций, в основу которой легли сферы общества.
Человек, являясь членом общества, взаимодействует с другими его представителями, вступая с ними в определенные отношения: продает и покупает, женится и разводится, голосует на выборах и вступает в ряды общественных организаций . Такие устойчивые взаимоотношения получили название сфер жизни общества.
Согласно общепринятой классификации, существует четыре основные сферы общества :
Сферы деятельности общества охватывают все процессы, которые протекают в государстве, а также людей, являющихся участниками этих процессов. Покупая продукты в супермаркете, вы приобщаетесь к экономической сфере деятельности общества, вступая в брак — к социальной, выходя на митинг — к политической, а отправляясь в Третьяковскую галерею — к духовной.
Спор о том, какая из сфер общества является доминирующей, длится давно, но ответ до сих пор не найден. Карл Маркс считал определяющей экономическую сферу деятельности, в эпоху Средневековья в качестве основной выделялась духовная. Давайте рассмотрим каждую подробнее и решим, какая из них важнее.
Духовная сфера деятельности общества представляет собой совокупность отношений, которые возникают в ходе формирования, передачи и освоения нематериальных (духовных) ценностей. К ним относятся верования, культурные традиции, нормы поведения, художественное достояние и т. п.
К духовной сфере общества относятся мораль, наука, искусство, религия, образование и право. Когда в детстве ребенка учат уважать старших, его приобщают к духовной сфере общества. Учась в школе и вузе, посещая выставки и концерты, путешествуя по миру и изучая традиции национальной культуры, мы приобщаемся к духовной сфере.
Социальная сфера общества представляет собой совокупность отношений, возникающих в результате деятельности человека как члена социума. Каждый из нас занимает в обществе определенное положение, которое определяется нашим возрастом, семейным положением, образованием, местом жительства, половой принадлежностью, национальностью и социальным статусом. Все это характеризует место индивида в социальной сфере общества.
К примеру, регистрируя ребенка по месту жительства , устраиваясь на работу и выходя на пенсию, мы вступаем в социальные отношения, а, значит, становимся субъектами социальной сферы общества.
Экономическая сфера общества — это огромный пласт человеческих отношений, связанных с созданием и перемещением материальных благ. Работая на производстве и выпуская продукцию, оказывая платные услуги и потребляя их, вы становитесь участником экономической сферы жизни общества.
А как же дети? — спросите вы. — Они не работают и не покупают, выходит, малыши и школьники выпадают из этой области развития социума. Нет, они тоже являются его участниками. Родители покупают для них одежду и продукты питания, оплачивают посещение спортивных секций и кружков, получают на них пособие и льготы. Таким образом, дети тоже опосредованно приобщаются к экономической сфере жизни.
Все, что изучает политология , относится к политической сфере общества. Устройство государства и функционирование местных органов власти, проведение выборов и образование партий, формирование политических течений и идеологий, — все это элементы политической сферы жизни общества.
Когда мы становимся ее участниками? Вступая в ряды партии, обращаясь в городскую администрацию за справкой, отдавая свой голос за одного из кандидатов на выборах, меняя гражданство и даже просто участвуя в опросах, связанных с оценкой деятельности политической власти, мы соприкасаемся с политической сферой деятельности.
Вопрос о выделение приоритетной сферы общества относится к разряду риторических, хотя, как мы писали выше, попытки дать на него ответ были. Это напоминает ситуацию, когда нужно определить, кто в семье главный: папа, который приносит деньги в дом, мама, которая покупает за эти деньги продукты, готовит еду и кормит домочадцев, или ребенок, без которого родители не смыслят свою жизнь?
Сферы развития общества тесно переплетаются и не могут существовать изолированно одна от другой. Судите сами: разве можно провести предвыборную кампанию без финансирования, не изучив общественное мнение и не учтя традиционные устои жителей той местности, где она проходит?
Жизнь каждого из нас является яркой иллюстрацией взаимопроникновения сфер общества: социальной, когда мы получаем паспорт гражданина , экономической при совершении покупок, политической во время выборов и духовной, когда мы воспитываем у своих детей любовь к Родине.
Мы живем, не подозревая о том, что различные сферы общества стали неотъемлемой частью нашего существования. Это одно из правил социума, нарушить которое не может никто.
Предлагаем посмотреть видео на тему «Сферы жизни общества и направления его развития»:
В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Каждая сфера включает в себя:
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.
В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.
Понимается
А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.
Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами..
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 1
А. Общественный прогресс не распространяется на отношения между людьми и нравственные качества людей.
Б. Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и высвобождающих его время для отдыха и творчества.
А. Общество является сложной динамичной системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом.
Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать либо препятствовать общественному развитию.
А Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства.
Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира.
Ответ: 3
Часть В.
1. |
Запишите слово, пропущенное в схеме: Форма общественных изменений – ______________________________ включает в себя все поступательные изменения определяет вектор развития общества от менее совершенного к более совершенному одним из критериев является совершенствование нравственных устоев общества Ответ: ________________________________ Ответ: прогресс (общественный прогресс) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Укажите черты, отличающие общество от природы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6). Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Ответ: ЖВДБЗГ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: ББАБ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Укажите черты традиционного общества. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят Ответ: ААБА |
Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».
Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.
Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…
Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог , община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.
(Е.И.Попов)
1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.
|
Баллы |
элементы :
Стабильность образа жизни; Жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления; Растворение личности в коллективе. | |
Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны четыре признака |
2 |
Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны один -три признака |
1 |
Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации ИЛИ указаны один-два признака ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
Во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные. 2) приведен пример , иллюстрирующий один из признаков, например: Жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак); Древние греки всячески подчеркивали свою особость и превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).
| |
Указаны два условия, приведен пример |
2 |
Указаны два условия, пример не приведен |
1 |
Указано одно условие ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чем специфика отношений государства и общины на Востоке. Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
Необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.
Могут быть приведены иные дополнительные признаки. | |
Указан важнейший элемент, две причины, приведен дополнительный признак |
3 |
Указан важнейший элемент, две причины, признак не приведен. |
2 |
Указан важнейший элемент, одна причина, ИЛИ элемент не указан, но приведены две причины. |
1 |
Указан важнейший элемент ИЛИ приведена одна причина ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :
Философия конфуцианства, созданные в древнем Китае; Духовные основы зороастризма, «Авеста», древнейшая священная книга, созданные в древнем Иране. Может быть приведено иное пояснение, указано иные примеры. | |
Приведено пояснение, приведены три примера. |
3 |
Приведено прояснение, приведены один-два примера ИЛИ пояснение приведено в неявной форме , но приведены три примера. |
2 |
Приведено пояснение ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены два примера |
1 |
Приведен один пример ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
5. Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Как понимается модернизация современными учеными? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Поясните слова автора и приведите не менее двух проблем.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) сформулировано понятие о модернизации, например:
2) указаны проблемы, например:
| |
Сформулировано понятие о модернизации, указаны две проблемы. |
3 |
Сформулировано понятие о модернизации, указана одна проблема ИЛИ понятие о модернизации сформулировано неявно, но приведены две проблемы. |
2 |
Сформулировано понятие о модернизации ИЛИ указана одна проблема |
1 |
Ответ неверный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
| |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Угрозы и вызовы современного человечества. 2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу. 3) Особенности терроризма на современном этапе: а) наднациональный характер; б) использование современных электронных сетей и средств. 4) Проявления террористической деятельности. 5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
| |
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
2 |
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
1 |
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
Философия |
«Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе» (Книга Екклесиаста) Kostroma EDU -> Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии Kostroma EDU -> Деятельность пмпк в условиях современного образования DocLib43 -> Общество Социум - особенная часть мира. Общество - сложная, динамично развивающаяся система School 5 -> Эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется School 5 -> Пояснительная записка Данная программа является дополнительной и направлена на развитие знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения основного учебного материала |
Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и др., которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества . Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.
Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.
Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.
Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых, национальных и других отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.
Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.
Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.
Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.
Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создаст большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.
Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.
Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.
Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.
Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.
Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для сто настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.