Виды социальных норм. Социальные нормы первобытного общества разнообразны

Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе

Определение. Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.

Особенности социальной власти . В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:

1. распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. объект и субъект власти здесь совпадали);

3. органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;

4. покоилась на традициях;

5. подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода;

6. носила личностный характер, в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

Социальные нормы первобытного общества . Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормы – это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т.е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции.

Особенности социальных норм . Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:

1. естественно-природный характер формирования;

2. действие на основе механизма обычая;

3. синкретность, нерасчлененность норм

4. мононормы не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность;

5. доминирование запретов.;

6. распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – «родственное дело»);

7. нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания;

8. специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины. Применялись телесные повреждения и смертная казнь.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.


Нормы морали возникают гораздо позже обычаев, а именно на этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражающих представления людей о мире, природе и человеческом бытие. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведений о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п. нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

Агрокалендари – система наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Лекции по истории древневосточного права

© Насибуллин Рафиль Ахнафович

Лекция № 1. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права.

1. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права

Право как совокупность норм, общеобязательных правил поведения, установленных или поддержанных государством, появляется только с возникновением государства, так как право обеспечивается государственным принуждением. До образования государства права не существовало. Социальные нормы, правила общежития существовали задолго до превращения их в нормы права, но нормами права они становятся лишь тогда, когда возникло государство, которое обеспечивает их исполнение государственным принуждением.

Однородность социальных норм первобытного общества

В догосударственный период, в котором не было государства и права, а люди жили общинами, поведение людей регулировали такие социальные нормы как табу, мораль, обряды, миф, обычай. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества носили однородный, недифференцированный характер и были едиными для всех членов первобытного общества, для всех членов общины. Они получили название мононормы (от монос “единый”, норма – “правило”) - нормы, соединяющей в себе правило поведения общесоциального, религиозного и бытового характера; обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции; единые правила, неразделенные на религиозные, морально-этические и иные. Например, запрет убийства члена своего коллектива объяснялся с религиозной точки зрения как запрет богов, нарушение которого будет прегрешением и повлечёт за собой божьи кары. Одновременно, такое деяние считалось с морально-этической точки зрения нехорошим делом. Одновременно, существовал обычай - пищевой запрет на употребление в пищу мяса людей своей общины; кроме того, существовала угроза мести со стороны родичей за убийство.

Социальные нормы поддерживались самопомощью, самоуправством (тот, кому был причинён вред, сам должен был позаботиться об охране своих интересов с помощью родственников), моральными санкциями (это божья кара, осуждение общественного мнения, угрызения собственной совести), третейским судом старейшин. Третейский суд был судом добровольным, который ставил своей целью сохранить мир и согласие в общине, а значит примирить стороны, предотвратить перерастание конфликта в состояние постоянной вражды внутри общины. Примирение означало компромиссное соглашение враждующих сторон.

Многие споры и конфликты в общине разрешались самими спорящими сторонами в порядке саморегуляции. Члены общины были жизненно заинтересованы в сохранении внутреннего мира, в объединении усилий, во взаимопомощи. Санкция за нарушение норм поведения в условиях саморегуляции была такова: кто не соблюдает правила, тому не помогут в работе.

Табу

Самыми древними социальными нормами являлись табу. Табý - это совокупность особого рода запретов тех действий, которые, как верили люди, неотвратимо навлекали на них непонятную, но грозную опасность. Для табу характерно отсутствие всякого обоснования. Люди должны были слепо подчиняться этим запретам. Человек, нарушивший табу, причинял вред всему обществу.

Запретными становились опасные для коллектива действия. Например, запрещались убийство сородичей, телесные повреждения, кровосмешение (инцест), общение с чужими (не членами рода) как потенциальными носителями «зловредной магии», способной нанести вред тем, кто соприкасается с ними и др.

Соблюдение табу было обеспечено карой, неминуемо поражающей нарушителя. Кара могла быть религиозная или общественная. Общественная кара заключалась в смертной казни, изъятии имущества нарушителя, изгнании из общины. Религиозная кара наводилась на нарушителя сверхъестественными существами и мистическим путем. Она выражалась, например, болезнью, смертью от удара молнии и пр. Этнографами были записаны случаи, когда туземец умирал от одного ужаса, что им нарушено табу.

Например, как-то один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, запрещено, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Остатки от трапезы вождя были табу, и съевший их, даже по неведению, должен был заболеть и умереть.

Мораль

Мораль (нравственность) - это совокупность взглядов, идей, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости и складывающихся на их основе норм поведения. Для морали характерна оценка поведения людей с помощью понятий добра и зла. Тем самым действия людей подразделялись на одобряемые и осуждаемые обществом. Добро - это действия людей, по данным опыта, совпадающие с интересами общества и служащие интересам его самосохранения и благополучия. Эти действия одобряются обществом. Зло - это действия людей, идущие вразрез с интересами общества, наносящие ему ущерб, разрушающие общество. Подобного рода действия осуждаются обществом и влекут за собой санкции (неблагоприятные последствия) для нарушителя. Моральными санкциями являются божья кара, угрызения собственной совести и осуждение общественного мнения.

Нормы морали выражаются или в отрицательной форме запретов или в положительной форме повелений. Основные нравственные правила таковы: «Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы они тебе делали» и «Делай другим то, что ты хочешь, чтобы они тебе делали». Другими словами: как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Отсюда двоякое требование: не вредить другим или не делать зла и делать другим добро или помогать ближнему, нуждающемуся.

Табу и мораль регулировали отношения между членами одного коллектива - общины, рода. Люди в первобытном обществе делились на своих и чужих. К чужим был возможен другой подход, прямо противоположный: «Если наши украли лошадь у чужих - это добро, если у наших чужие украли лошадь - это зло».

Различие между моралью и правом проявляется в характере санкций (неблагоприятных последствий для нарушителя) и способе их осуществления. Нормы морали обеспечиваются моральными санкциями: Божья кара, разного рода неодобрение, порицание со стороны общественного мнения и угрызения совести (совесть - это внутренний судья). Все эти санкции могут одинаково распространять свое действие и на обеспечение осуществления права. Особенность права состоит в том, что независимо от общих моральных санкций оно устанавливает еще свои специфические юридические санкции. Отличительными признаками юридической санкции являются точная определенность страдания, причиненного нарушителю нормы права, а также определенность правоохранительных органов, предназначенных для приведения санкций в исполнение. Ни одного из этих признаков нет в моральных санкциях.

Создаваемое религиозной верой представление о каре Божьей по самому своему существу чуждо внешней определённости. Реакция совести зависит от индивидуальных особенностей человека, хотя предполагается, что когда окружающие человека люди осуждают его поступки, у него возникает чувство вины и стыда перед ними за свои действия. Реакция общественного мнения, хотя и проявляется в известном внешнем давлении на нарушителя моральной нормы, но не отличается определенностью. Нарушающий моральную норму не знает наперед, в чем выразится реакция общественного мнения, - она разнообразна: начинаясь с простого словесного выражения порицания, она может доходить до кровавой расправы. Общественное мнение не обладает определенными, заранее установленными органами для выражения общественного порицания.

Обряды и миф

К социальным нормам первобытного общества можно отнести также обряды и мифы. Обряды - это правила поведения, заключающиеся в символических действиях. Например, обряды похорон и поминок умерших, свадебный обряд, обряд вступления в должность вождя и др.

Важным регулятором поведения людей были мифы. . В обиходной речи «миф» - это выдумка. В философии под мифом понимают особую форму мысли, наиболее простую, наиболее всеобщую, присущую человеку на всех ступенях развития - и на первоначальной, и на нынешней. Миф - это нечто, основанное на действительных событиях, но приукрашенное и изменённое. Миф - это предание, сказание, повествование о происхождении мира, в которых боги творят мир, а герои обустраивают его, о первопредках, от которых пошёл народ. Например, миф о братьях Каине и Авеле, Рόмуле и Реме (основатели Рима), Кие, Щеке и Хориве (основатели Киева). У каждого народа есть исторические мифы - это мифы о своей истории, географические мифы - о соседях и о других народах. Мифы нужны для объяснения мира. Исторические мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах истории живёт коллективная память народа, которая объясняет - кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства. В мифах сконцентрирован опыт поведения, разные варианты ответов, что нужно делать в тех или иных случаях. Миф является побуждением к действию. Он представляет собой набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. Почитание предков предполагает: если они вели себя так, то мы не можем, не утратив достоинства, вести себя хуже. Происхождение обязывает.

Вот, к примеру, миф о том, как к Петру I привели пленных шведских офицеров после Полтавской битвы 1709 г. Офицеры смущены, напряжены: откуда они знают, что с ними будет теперь? Пётр же обнимает их, кричит: «Пировать будем!». И во время пира шведы сидят среди русских, с такими же бокалами в руках, перед ними тарелки, полные еды. И Пётр поднимает тост: «За наших учителей!». Было? Не было? В любом случае в этом предании урок: будь великодушным к побеждённому врагу. Не мсти. Не злобствуй. Умей учиться у врага, и если научился чему-то, признай это вслух. Уклонись от ненависти, от сведения счётов. В средине XX века русские вели себя с поверженным врагом, как в начале XVIII -го. Пленные немецкие солдаты не стали ответчиками за преступления, совершённые армией нацистов в России. Они привлекались к восстановительным работам, жили в условиях, которые не были хуже условий жизни русских, их даже сытнее кормили, одевали в трофейную немецкую форму и лечили, если заболеют. В войнах в горячих точках конца XX - начала XXI веков русские проявили то же отношение к вчерашним вооружённым врагам, взятым в плен.

Современными аналогами мифа являются кинофильмы, политические идеи построения на земле идеального общества, земного рая - коммунизма, правового государства, свободного рынка и др.

Обычай

На первое место среди социальных норм выдвинулись обычаи. Обычаи - устойчивые правила поведения, нормы, возникшие путем продолжительного соблюдения людьми. Обычай обязателен независимо от того, признается он или не признается государством. Сила обычая основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении его на практике. Авторитет обычая был основан на старине : «так поступали отцы и деды», «чем старей, тем правей», «повальный обычай, что царский указ».

Обычаи существовали в устной традиции, передавались от поколения к поколению. В общине были знатоки обычаев, к которым в случае спора обращались спорящие стороны за консультацией. Они говорили, что надо делать так-то, потому что именно так делали предки. Обычаи регулировали типичные отношения: брак, обязанности мужчины и женщины, кары за обиду и причиненный вред (кровная месть), обычай почитать старших как хранителей опыта поколений, передача имущества умершего роду, семье.

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 100.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.

1.1. Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства – это

  1. девальвация
  2. ревальвация
  3. деноминация
  4. дефляция

1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле – здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса?

  1. корпоративные и моральные
  2. моральные и правовые
  3. правовые и корпоративные
  4. моральные и политические

1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного

  1. ограничение прав и свобод граждан
  2. отсутствие ответственности власти перед обществом
  3. применение репрессий к противникам режима
  4. контроль государства за всеми сферами общественной жизни

Ответ :

1.1 1.2 1.3
2 1 4

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 3 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности.

  1. Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва.
  2. Бухгалтер В. ушёл на пенсию.
  3. Майору присвоено звание подполковника.
  4. Продавец назначена директором магазина.
  5. Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический.
  6. Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей.

2.2. Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов?

  1. Государственная Дума
  2. Совет Федерации
  3. Председатель Правительства РФ
  4. Президент РФ
  5. Генеральный Прокурор РФ
  6. законодательные органы субъектов Российской Федерации
  7. органы местного самоуправления

2.3. К направлениям философии относятся

  1. идеализм
  2. кубизм
  3. позитивизм
  4. марксизм
  5. абстракционизм
  6. классицизм

2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае

  1. возражений одного из супругов против расторжения брака
  2. наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
  3. признания одного из супругов недееспособным
  4. несовершеннолетия одного из супругов
  5. осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет

Ответ :

2.1 2.2 2.3 2.4
346 246 134 12

По 2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. Вексель, акция, облигация, чек.

Ответ : Ценные бумаги.

3.2. Обычай, традиция, табу, мораль.

Ответ : Виды социальных норм.

По 2 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ

Ответ : вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент – федеральный округ.

4.2. Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал

Ответ : факторы производства, лишний элемент – налоги.

По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование , 1 балл за указание лишнего ).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Все мировые религии возникли в Древнем мире.

5.2. Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики.

5.3. Большинство государств мира являются унитарными.

5.4. «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветою. –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится.

(А.С. Пушкин)

В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль.

Ответ:

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
Нет Да Да Да Нет

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 6

Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.








Ответ :

1 балл за обобщающее понятие . По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении».

Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого… И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом – для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

7.1. Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права.

7.2. Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста.

7.3. Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия.

Ответ :

7.1. Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность.

По 1 баллу за каждое названное право . Всего 3 балла .

7.2. Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.»

3 балла за верно названную теорию . 3 балла за обоснование . Всего 6 баллов .

7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия).

Ответы могут быть даны в иных , близких по смыслу формулировках .

2 балла за каждое названное последствие . Всего 6 баллов .

Максимум за задание 15 баллов .

Задание 8

Решите задачу

15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию?

Ответ:

Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ.

1 балл за ответ на первый вопрос . 3 балла за приведённое обоснование .

2 балла за верное указание нормативно правового акта .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 9

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем ______(А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является ______(Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и ______(В).

Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного ______(Г) общества, когда накопившиеся ______(Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит ______(Е). Она предполагает ______(Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного ______(З), определял их как локомотивы ______(И). В то же время многие подчёркивали их ______(К), разрушительное воздействие на общество.

Список терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К
2 11 5 9 1 6 8 10 18 14

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 10

Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.)

Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация.

Ответ :

По 1 баллу за каждый верный элемент .

Максимум за задание 9 баллов .

Задание 11

Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы.

Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул – дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись:

– А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь?

Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом…

Жеглов положил руку мне на плечо и сказал:

– У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко:

– А почему же вам «языки» без надобности?

Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами:

– Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, – противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше.

– Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, – убеждённо сказал я.

Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима:

– На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают?

– Как что? – удивился я. – Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени.

– Вот именно, – согласился Жеглов. – А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств…

– А бандит без оружия, что ли? – упирался я.

– На встречу вполне может прийти без оружия.

– А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже – написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать!

Вопросы

11.1. Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»?

11.2. В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка?

11.3. Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ.

Элементы ответа Баллы
11.1. Должны быть названы: уголовно-процессуальное право, международное гуманитарное право По 2 балла за каждую верно указанную позицию.

Максимум 4 балла

11.2. Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип
11.3. Могут быть названы следующие положения.

· Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

· Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

· Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

По 3 балла за каждое верно приведённое положение.

Максимум 9 баллов

Максимум за задание 16 баллов

Задание 12

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

Высказывания Понятия
А ) Наполеон Бонапарт )

Н . Макиавелли )

Б ) Р . Даль )

У . Черчиль )

В ) Время – это ***. (Б . Франклин )

*** – хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф . Бэкон )

Г ) *** – это кража. (Ж . Прудон )

Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д . Локк )

Ответ

Высказывания Понятия
А ) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт )

Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н . Макиавелли )

армия
Б ) Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р . Даль )

**** – худшая форма правления, не считая всех остальных. (У Школьный / Год: / Город: /

Лекция 3. Историческое развитие нравственности

Основные понятия:

Табу; обычаи; принцип "око за око"; традиционная нравственность; принцип патриархальности; верность традиции; уважение к старшим; почитание отца; принцип коллективизма; "золотое правило нравственности"; принцип трудолюбия; нравственная иерархия видов труда; принцип патриотизма; борьба с врагами; любовь к своей земле; священное чувство Родины, патриотизм; служение государству; приверженность ко всему национальному; воинский этос; верность; побратимство; дружба; мужество; трусость; вежливость; этикет; щедрость; монотеизм; рыцарь; индивидуализация нравственной жизни; рациональные мотивы; равноправие от природы; общечеловеческие ценности; принцип индивидуализма; деньги; "человек, сделавший себя сам"; пролетарский нравственный образец; интернационализм; идеология; достижения советской морали; недостатки советской морали.

Донравственные формы социальной регуляции

Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что:

они запрещают, но не предписывают позитивного поведения;

они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;

они не требуют осознания и обоснования.

К числу основных относятся табу:

на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);

на браки между близкими родственниками;

на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).

Обычаи - следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:

1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;

3) обычай обосновывается аргументом "так принято", моральный поступок обосновывается аргументом "это добро";

4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;

5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида;

6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания.

Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны - праздник первого снопа - дожинки - колядки) и жизненный цикл (родинные - свадебные - похоронные).

Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на "своих"):

1)"Око за око" - негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие:

симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);

ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);

коллективное ("всем миром" мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови - "кровная месть").

2) Дарение - позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип "око за око" ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.

Традиционная нравственность

Традиционная нравственность - исторически первая и фундаментальная форма человеческой нравственности, присущая всем доиндустриальным обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив его на основании следующих принципов.

Принцип патриархальности

Патриархальная культура основывалась на господстве мужского начала - именно к мужчине в ней предъявлялись основные нравственные требования. Первое из них - верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравственности человека, в то же время сам характер захоронения человека определялся его нравственными заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим.

Младшим соплеменникам и членам семьи патриархальная мораль предписывала почитание отца как начальника (а впоследствии и начальника, как отца родного), почитание старшего брата и в целом всякого старшего.

Критерием нравственности женщины в патриархальной культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.

Принцип коллективизма (общинности)

Для традиционной морали общность, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т.е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время заслуги индивида приписываются группе, достижения одного вызывают у всего общества гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.

Единство и взаимность в сообществе поддерживались по "золотому правилу нравственности":

чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);

относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).

Принцип трудолюбия

Оценка труда в традиционной нравственности противоречива.

С одной стороны, земной труд противопоставлялся священным ритуальным актам, он выступал как наказание, низкое занятие. Благородные сословия традиционного общества (воины, дворяне, священнослужители нехристианских конфессий) презирали физический труд как заботу о личном благополучии, противопоставляя ему бескорыстное служение "высшему".

С другой стороны, поскольку земля в традиционной культуре обладает священной ценностью, то и работа на ней считается высоконравственным занятием. Труд в общине является способом укрепления коллективизма, а тот, кто не работает, сидит на шее у других. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, "сбивается с пути истинного", ведет беспорядочный образ жизни. И наоборот, приобщение к профессии означает и смысложизненный выбор. Для женщины трудолюбие оказывается залогом ее целомудрия: домашняя работа препятствует легкомысленным развлечениям.

Таким образом, в традиционной культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом месте стоял труд крестьянина, на втором - ремесленника, если он не производил предметы на продажу. Далее шла торговля, которая оценивалась как занятие бесчестное, но постыднее всего в нравственном отношении - ростовщичество. Таким образом, все, связанное со сферой обмена и товарно-денежными отношениями, получало по преимуществу негативную нравственную оценку.

Принцип патриотизма

Принцип патриотизма имеет сложное содержание, одни его аспекты могут не согласовываться с другими.

1. Изначальный смысл слова патриотизм (по латыни patria - родина, pater - отец) предполагает верность традиции отцов, приверженность ценностям предков. Патриотизм - это форма связи времен, способ самоопределения индивида в череде поколений. Понимание, к какому роду ты принадлежишь, - в этом и состоял патриотизм.

2. Принадлежность к "своим" существует в рамках противопоставления "чужим". Потому патриотизм очень часто понимается как борьба с врагами, а патриотическое воспитание осуществляется как военно-патриотическое. В данном аспекте патриотизм обнаруживает свой агрессивный оттенок.

3. Поскольку традиционные общины были привязаны к своей земле, как в экономическом, так и в духовном плане, патриотизм предполагает любовь к своей земле, что выражается в труде на ней (перекличка с принципом трудолюбия) и в защите ее.

4. Любые ценности традиционного общества (в том числе, как уже отмечалось, земля) имели сакральное обоснование. В этом плане патриотизм - это священное чувство Родины, похожее на религиозное. Родина - это не историко-географическая общность, а символическая реальность, по отношению к которой человек осуществляет служение. Патриотизм здесь - не земная эгоистическая привязанность ко всему "своему", но привязанность к высшим моральным ценностям (свобода, смысл жизни), которые и олицетворяет Родина.

5. Существенные новации в содержании патриотизма происходят под влиянием государства. В рамках господствующей идеологии патриотизм понимается как служение государству. Здесь предполагается любовь не просто к стране, но к ее социально-политическому устройству. Пол влиянием борьбы с существующим политическим строем может сформироваться и альтернативный вариант патриотизма, где патриот - это борец за освобождение Родины от неправедных государственных деятелей.

6. Патриотизм может трактоваться и как приверженность ко всему национальному ("любовь к своему народу"), хотя выпячивание этнического фактора в содержании патриотизма может вести как к нравственному возрождению, так и к нравственному одичанию народа.

Воинский этос

Вопреки расхожему представлению о морали как сфере мирной и гуманной, многие понятия традиционной нравственности сформировались в воинских коллективах. Кодексы поведения, сложившиеся в этой среде, называются воинским этосом .

Этос воинов основан на представлении об избранности этой социальной группы среди других, о войне как занятии благородных, о нравственности как правой силе (военная победа понимается как свидетельство нравственной правоты). Воинская община строится по модели семьи, где вождь выступает в роли отца, по отношению к которому воин хранит верность , аналогичную патриархальной. Между соратниками устанавливаются взаимосвязанные отношения побратимства и соперничества. Побратимство как установление псевдородственных связей - это способ достойно выйти из боя, побратавшись с соперником, или способ укрепить отношения внутри воинской дружины. Побратимство стало прообразом такого высоко ценимого в этике отношения как дружба . Соперничество в воинской среде происходит среди "своих", равно благородных, за приобретение личных заслуг. Личная слава и честь достигаются благодаря ратным подвигам, поэтому мужество , храбрость, смелость - необходимые добродетели воинского этоса, а трусость - самый презренный порок. Чтобы нравственно упорядочить соперничество среди "своих", разрабатываются правила вежливости , изысканный этикет для избежания ситуаций, которые могли быть расценены как покушение на честь. Нравственность воинов существенно отличается от общего массива традиционной нравственности. Как уже упоминалось, воины с презрением относились к труду. Поскольку военный человек не привязан к собственности, его добродетелью стала щедрость . Воинам присущи прямота, честность, простота и ясность в определении критериев добра и зла.

В целом нужно отметить, что устойчивость традиционной нравственности связана с цикличностью сельскохозяйственных занятий, ее устойчивое существование сделало ее основой всех последующих нравственных форм, которые, модифицируя содержание традиции, наслаивались на нее.

Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью

Мировые религии привнесли в нравственную жизнь человечества новые моменты :

монотеизм предполагает единственность Бога, перед которым все люди предстают как равные (архаические же сообщества построены иерархически: старшие - младшие, мужчины - женщины);

бог мировых религий - духовный Бог (в отличие от архаических антропоморфных божеств или божеств, сливавшихся с природными стихиями), что способствует выдвижению моральных духовных ценностей на передний план системы регуляции;

бог в монотеизме предстает как личность, соответственно и верующий должен быть личностью, обладателем души с развитым внутренним миром;

человек в мировых религиях трактуется как "венец творения", нравственные нормы диктуют гуманное отношение к другому человеку, который понимается как "ближний" В традиционной культуре, как уже отмечалось, главные ценности были сакральными, а в социальной практике ценностью обладал коллектив, а не индивид. Гуманизм не входил в число принципов традиционной нравственности;

появилось Священное Писание с четкой фиксацией норм, что позволяет предъявлять их индивиду, требовать их осознания и самостоятельного выполнения в разнообразных ситуациях.

Мировые религии преобразовали традиционную нравственность . Изменилась категориальная и мотивационная структура морального сознания. Традиционные поступки осмысляются в новых категориях (например, традиционная взаимопомощь между людьми осмысляется в терминах "милосердия" к "ближнему"). Традиционные поступки получают новые мотивы (любовь, милосердие, очищение души от греха). Религиозная идеология углубляет содержание традиционных норм, делает акцент на их мотивации (требует не только "не убивай", "не кради", но и "не гневайся", "не желай…"). Традиционные нормы сортируются, исходя из положений религиозной доктрины, наиболее жестокие отвергаются, нравы смягчаются. В целом регуляция поднимается на новый, более сложный уровень, предполагающий мотивацию поведения духовными ценностями, рассчитанный на личность, а не на общину, выдвигающий единые, нравственные требования, по крайней мере, к единоверцам.

Однако потенциальные возможности религиозной морали исторически остались мало реализованными. Традиционная нравственность ассимилировала религиозные ценности и интерпретировала их в традиционном ключе. Под влиянием традиционных представлений содержание религиозной морали существенно изменилось, что и демонстрируют средневековые нравы.

Нравы средневековья

Нравы средневековья сформировались на основе :

традиционной нравственности;

религиозной морали;

влияния социальной структуры феодального общества.

Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральной иерархии этого общества существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности - знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.

Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу "отцы" и "дети": низшие должны почитать высших, а высшие - заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества.

Типичным примером сословного нравственного образца является нравственный кодекс рыцаря , в котором сочетались традиционные, христианские и сословные черты. Рыцарь должен быть:

хорошего рода ("благородным");

верным своему господину;

верным данному слову (обету);

благородным в бою (этому способствовали правила проведения поединков);

Степень соответствия рыцарского образца христианским ценностям относительна. Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве "ближнего", упомянутые добродетели он проявлял лишь по отношению к людям своего сословия. Убийства и грабежи не были чужды военному делу. Но в той степени, в какой рыцарь был набожен, выступал как "воин Христов", он был христианином своего времени. Тем более, что средневековье трактовало христианские истины не столько как нормы милосердия, сколько как ценности, приверженность которым позволит побеждать своих врагов на поле битвы.

Нравственность modernity. Буржуазная мораль

Modernity ("современность") - историческая эпоха, следующая за эпохой традиционных обществ, период формирования индустриальных обществ и культуры, существенно отличающейся от традиционной. В разных странах модернизация привела к построению различных социальных систем.

Капиталистический способ производства разрушил социальную базу традиционной нравственности (общину), изменилась как система ценностей, так и сам способ нравственной регуляции поведения.

Изменения в способе регуляции

С переходом от аграрного общества к индустриальному происходит изменение социальной структуры: общины и сословия распадаются на отдельных индивидов, общество "атомизируется". В результате:

появляется индивидуальный субъект моральной регуляции (в отличие от коллективного субъекта регуляции, свойственного традиционной нравственности);

появляется личность, способная к автономной саморегуляции на основе рациональных мотивов (а не эмоционального переживания ситуации); обладающая устойчивыми моральными принципами;

люди провозглашаются равноправными от природы;

утверждается идея общечеловеческих ценностей (которой не знала ни одна из предшествовавших нравственных систем).

Таким образом, способ нравственной регуляции достигает развитой формы, присущей современной морали.

Ценностные ориентации буржуазной морали

В противовес коллективистским ориентациям традиционной нравственности утверждается принцип индивидуализма, который предполагает следование нравственным нормам, исходя из индивидуальных мотивов и соображений, что отличает данный принцип от эгоизма, предполагающего следование собственным интересам, независимо от норм морали.

Закономерно, что идеалом такого сообщества становится "человек, сделавший себя сам" (self made man). Если человек традиционной нравственности гордился тем, что ему досталось от предков или сообщества, буржуазный моральный субъект гордится собственными моральными достижениями, добродетелями, которые он воспитал в себе сам.

Принцип трудолюбия оказывается обязательным для всех членов общества, земной труд полностью реабилитируется. В свете идей протестантизма тщательное исполнение своих профессиональных обязанностей становится формой религиозного служения, реализацией Божественного призвания. Трудом здесь именуется все, что приносит практическую пользу, измеряемую деньгами.

Деньги в системе буржуазной морали трактуются как нравственная ценность. С одной стороны, от наличия денег зависит добродетель: финансовое благополучие позволяет индивиду воздерживаться от особо аморальных деяний. С другой стороны, добродетель способствует обогащению: честный и трудолюбивый человек обогатится благодаря усердию и позитивной реакции на него окружающих.

Принцип патриотизма , известный и в традиционной нравственности, получил в буржуазной морали новое наполнение (и даже сам термин был изобретен в период Великой французской революции). В период формирования национальных государств, Родина стала пониматься не как историко-культурная данность, доставшаяся человеку по наследству, но как предмет его мировоззренческого выбора. Органический патриотизм сменяется гражданским патриотизмом , который предполагает сознательное участие индивида в делах общества, свободно основанного на единстве интересов, активное участие в формировании социально-политического строя своего государства (с помощью выборов и прочих демократических механизмов).

Буржуазный нравственный образец представляет достижение в нравственном развитии человечества (автономная саморегуляция личности, развитое моральное сознание, общечеловеческие ценности). В то же время, буржуазная система нравственности, как и всякая другая, несовершенна (индивидуализм все-таки вырождается в эгоизм, деньги из нравственной ценности становятся заменителем нравственных ценностей).

Нравственность modernity. Мораль советского общества

Советская система нравственности может быть представлена как разновидность нравственности modernity при сохранении многих элементов традиционной нравственности. Поэтому внравах советского общества можно выделить следующие составляющие:

1 . Образцы традиционной нравственности, что неудивительно для страны, экономика которой сохраняла аграрный характер почти до начала ХХ века, а проводимые модернизации оказались незаконченными или неудачными;

2. По способу регуляции советская мораль соответствовала критериям modernity, хотя по линии ценностей буржуазная и советская системы находились в открытой конфронтации. Проводимая политика по перемещению населения (миграция из деревни в город, направление людей на "стройки коммунизма", переселение народов) привела к исчезновению традиционных социальных структур (сословий, семей, общин). В СССР было провозглашено и осуществлено равноправие людей. Советский человек представлял собой индивидуального субъекта моральной регуляции, который руководствовался рациональными убеждениями (коммунистическими). Выработанные таким образом нравственные устои выдерживали почти любое жизненное испытание: человек продолжал держаться своей морали при любых обстоятельствах.

Общность советских людей была не локальной, как в традиционных обществах, а достаточно широкой, это была "вся страна", "пролетарии всех стран", "все прогрессивное человечество". Классовый характер морали считался преходящим, сущность же ее - общечеловеческой. Предполагалось, то коммунистическая мораль - это и есть будущая мораль всего человечества.

3. Пролетарский нравственный образец.

Поскольку пролетариат был провозглашен господствующим классом, то его нравственный образец получил широкое распространение. Он основывается на коллективизме , причем этот коллективизм эпохи modernity отличается от традиционного. Общность здесь является не органической, а механической, кроме того, интересы отдельного коллектива подчинены интересам более широкой общности (страны). Пролетариев характеризует солидарность с теми, кому "нечего терять, кроме своих цепей", отсутствие частной собственности стало предпосылкой равенства внутри этой социальной группы. Производственные условия закономерно приводят пролетария к принципу интернационализма , что представляет собой вторую после христианства историческую попытку утвердить моральное равенство между народами. Это не противоречило формированию принципа патриотизма , предполагавшего любовь к социалистической Родине. В целом пролетарский нравственный образец носит героический характер и напоминает некоторыми чертами нравственный образец рыцаря.

4. Марксистско-ленинская идеология, по функциям напоминающая религиозную. Обыденное моральное сознание (зачастую традиционное) оформлялось коммунистической идеологией с образованием таких понятий как "советский патриотизм", "социалистический коллективизм", "интернациональный долг", "честь коллектива" и. т.п.

высокое чувство долга, которое позволяло преодолевать личные склонности и внешние препятствия во имя нравственных целей;

наличие нравственного идеала (коммунизм), предполагающего реализацию в земной жизни;

неэгоистическую и бескорыстную мотивацию поступков;

общечеловеческую ориентацию.

Недостатки советской морали являются оборотной стороной ее достоинств и неотделимы от них:

смешивание собственно морального идеала с социально-политическим мешало проверять, морален ли сам политический идеал;

попытки осуществлять моральную регуляцию с помощью политических механизмов и социальных институтов (партийных организаций, собраний трудового коллектива, товарищеских судов, профсоюзных комитетов), разрушали моральную саморегуляцию личности;

некорректное решение проблемы моральных целей (коммунизм) и средств (репрессии), проводило к тому, что умение жертвовать собой оборачивалось принесением в жертву других людей;

коллективизм вырождался в "подчинение личных интересов общественным".

Современная нравственность и ее перспективы

В данном курсе историческое развитие нравственности рассмотрено как смена и взаимодействие исторических систем нравственности :

архаической системы регуляции;

традиционной нравственности;

традиционной религиозной морали;

нравственности modernity в буржуазном и советском вариантах.

Современное развитие человечества характеризуется взаимодействием нравственности modernity с традиционной нравственностью. При этом иногда традиционная нравственность модернизируется, а иногда ценности нравственности modernity усваиваются в рамках традиционного способа моральной регуляции. Становление постиндустриального, информационного общества породило тенденцию постмодернизации нравов, утверждение полного плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной регуляции. Реакцией на этот процесс стала фундаментализация морали, т.е. усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и социальных слоях, которые не приемлют ценностей modernity.

Контрольные вопросы по теме №3

Каким аргументом обосновывается поведение по обычаю?

Какие виды табу Вы знаете?

К кому следует проявлять уважение, согласно традиционной нравственности?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип трудолюбия?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриотизма?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриархальности?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип коллективизма?

Какая историческая система нравственности называется традиционной?

Что предполагает принцип индивидуализма в этике?

Что предполагает принцип коллективизма в этике?


Однако не все формы социального контроля переходят во внутренний план деятельности. Некоторые так и остаются внешними по отношению к конкретному индивиду. Но иные представляют собой результат интериоризированных норм, имеющих ярко выраженный признак субъективности, как, например, манеры или привычки. Существует много форм социального контроля. Наиболее распространенными являются: законы, табу, обычаи, традиции, мораль и нравы, этикет, манеры, привычки и т.д. Уже по самому их перечислению мы можем сделать вывод об особенностях и возможностях интериоризации. Очевидно, что менее интериоризированным является закон.Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавливая определенный порядок в обществе, закон может способствовать либо препятствовать самореализации людей; влиять на снижение или повышение жизненного уровня населения, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жизни. Это особенно заметно в периоды дестабилизации общественной, экономической и политический жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды стабилизации общественных отношений большинство субъектов вообще никак не ощущают действия правовых норм, хотя многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредственно связаны с ними. Пренебрежение субъектом правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям. Например, люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с негативными санкциями неформального характера. Шибутани писал, что закон не делает человека счастливым или несчастным, как и виртуозное умение водить машину нисколько не зависит от правил дорожного движения, которые, впрочем, необходимо знать. Закон выступает как активная и действенная форма социального контроля в ситуации его явного нарушения, ибо именно закон определяет предел, поставленный свободе воли или действий (В.Даль). Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. Табу включают в себя систему запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека. В первобытном обществе табу регулировали важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил или предзнаменованием. Чаще всего табу возникают в наиболее значимые или просто ответственные моменты жизни человека. Так, студент, отправляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу перебегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, ит.п. Приметы, суеверия, предрассудки - все это факторы внутренних запретов или ограничений, связанных с внутренним табу. Некоторые формы неврозов проявляются в навязчивых и повторяющихся ритуальных действиях субъекта, возникающих под влиянием страха возмездия. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это интериоризированные (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты. Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, - обычаи . Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая -распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение. Под традициями понимают такие обычаи, которые, во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса; во-вторых, передаются из поколения в поколение; в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа. Поскольку традиции имеют глубокие корни, их очень трудно изменить или преодолеть, если они несут негативные особенности и не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изменениями, влияющими на социальные шаблоны поведения. Так, традиция существования патриархальной семьи постепенно меняется во многих странах мира. Состав современной семьи, проживающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети. Это обусловлено многими причинами, в частности материальными условиями и большими когортными (групповыми) различиями между поколениями. Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в интеграции общества. Многие социальные психологи и социологи выделяют функцию социальной интеграции традиций и обычаев. Так, Э.Дюркгейм еще в начале века обратил особое внимание на социальную солидарность, которая возникает между людьми в связи с преобладанием обычаев, объединяющих людей. Именно в солидарности он видел главный психологический смысл обычая или традиции. Солидарность объединяет людей одного общества, интегрирует их сознание, делает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Наказание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - Одесса, 1900). Большинство современных социальных психологов видят главный психологический смысл традиций в их социальной целесообразности. Далеко не все обычаи закрепились и модифицировались в традиции. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе. И хотя некоторые традиции у тех или иных народов и вызывают сомнения с точки зрения их социальной целесообразности, следует иметь в виду, что они не могли бы сохраниться, если бы такой целесообразности не существовало, поскольку это главное условие их существования. Постижение смысла традиции как формы социального контроля является весьма сложной задачей, связанной с постижением культуры того народа, чьи традиции рассматриваются. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе, мораль . Мораль регулирует неформальные отношения в социуме и часто противопоставляется закону как регулятору формальных отношений. Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются. Принципы морали универсальны, поскольку несут в себе абсолютные ценности бытия. Эти ценности интериоризируются в процессе социального развития человека. Интериоризация понятий добра и зла происходит с самого раннего детства и определяет понимание человеком сущности мира в ценностном аспекте. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю осуществляется при всех формах социального контроля. Однако наиболее значимой в этом отношении формой является мораль. Интериоризация морали происходит на уровне формирования и развития совести как интегрального психологического и духовного качества личности. Совесть представляет собой особое, уникальное качество человека, определяющее его сущность. По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития (Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб., 1997. - Т. 4). Толкование В.Даля на первый план выводит постижение истинного смысла, когда совесть выступает как чувство и внутреннее знание. Философское и психологическое понимание совести больше связано с ее контролирующей функцией. В философии и психологии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков (Философский энциклопедический словарь. – М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990). Вполне понятно, что совесть несет в себе внутренние особые контролирующие функции. Неудивительно, что все религии мира так или иначе нацелены на формирование именно данного качества в человеке, поскольку оно является абсолютным гарантом реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, некоторые реалии современной жизни не всегда способствуют развитию этого действительно уникального человеческого свойства. Очень близкой к категории морали является категория нравов, служащая для обозначения обычаев, имеющих нравственное значение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. В отличие от морали нравы связаны с определенными группами по социальной стратификации. То есть общепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные. Так, нравы элиты и нравы люмпенизированной части общества имеют существенные различия. На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения. Манеры включают в себя совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы. Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, характеризующие определенный социальный тип. По манерам мы можем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности. Говоря о манерах, следует особое внимание уделить привычке как поведенческой единице социального шаблона поведения.Привычка неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер. Несмотря на то что привычки чаще связаны с конкретными, относительно простыми навыками, они весьма основательно регулируют социальную жизнь. Собственно простой навык выступает обычно лишь как основа для формирования еще более сложного. Привычки складываются под влиянием ближайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Сначала через усвоение простейших привычек человек входит в культуру своего общества. В процессе взросления и развития личности привычки становятся все более сложными и опосредованными, превращаясь, по мере усложнения и включения, в систему уже освоенных привычек, в уникальную матрицу социального поведения. Все хорошо усвоенные знаковые системы, которыми владеет современный человек, функционируют на уровне привычки. Особое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности, если они сформированы и закреплены. Любопытно, что на первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвоения. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится необходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, потому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и необходимое. Однако привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором. Так, молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, по крайней мере, согласие по поводу их проявлений. Известная пословица гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу, посеешь судьбу - пожнешь жизнь». Определенный социально-психологический смысл в этой пословице есть, ибо формирование хороших привычек лежит в основе очень многих психических новообразований индивида в процессе его социального развития. В отечественной педагогике в свое время уделялось много внимания развитию социально-адаптивных привычек у детей (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.Н.Толстой, С.Я.Рубинштейн и др.). И это вполне естественно, так как формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как ребенка, так и взрослого человека), при появлении новых обязанностей или условий жизни необходимо формировать новые или изменять старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адаптации, личностному росту, то индивид относительно легко достигает поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям для индивида. Все современные бихевиористские методики обучения основаны на поэтапном формировании и закреплении положительных привычек, и надо отметить, что в наше время данные методики получают все большее признание как наиболее результативные. Если хорошо сформирована привычка учиться, отпадает необходимость в дополнительной мотивировке познавательных процессов. Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют индивиду шаблоны социального поведения. Конечно, если человеку необходимо продемонстрировать действие, которое не является привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значительно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное действие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отнимая у субъекта силы на самоконтроль. Особой формой социального контроля является этикет. Этикет представляет собой установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободной. Данной формы контроля стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы. Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой - может вести к развитию неискренности и лицемерия. Перечисление форм социального контроля может быть продолжено. Однако даже на основе анализа вышеназванных форм можно сделать несколько выводов. Во-первых, любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Поступки человека не могут быть правильно поняты, если исключить факторы социального контроля из анализа специфики его поведения. Нужно знать, в каком обществе субъект вырос. Какие ценности были интериоризированы им в процессе социализации и т.д. Во-вторых, социальный контроль не всегда осознается индивидом из-за процессов и результатов интериоризации. Следует иметь в виду, что особенно ярко влияние социального контроля можно наблюдать в процессах изменения интегральных психологических характеристик социальных групп: общественного мнения и психологического климата. В-третьих, социальный контроль - это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собственную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.

Случайные статьи

Вверх