Правовая культура: понятие, структура, функции. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры Структурные элементы правовой культуры общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра «Право»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Правовая культура: понятие и структура

Выполнила студентка

учебной группы ЭБСЮ-121 I курса,

заочной формы обучения

Пономарева Алеся Сергеевна

Введение

1. Сущность правовой культуры

1.1 Понятие правовой культуры

1.4 Правовая культура группы

2.2 Состояние юридической практики

3. Роль правовой культуры в жизни общества

4. Особенности российской правовой культуры

Заключение

Литература

Введение

Главным признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и право применение теории права формулирует тему правовой культуры. Правовая культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и право применением, иными сторонами правового бытия общества. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру.

Тема правовая культура, несомненно, остаётся актуальной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и пр. Это связано, во-первых, с многоаспектностью, неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры общественной, что в свою очередь вытекает из многоаспектности, неоднозначности культуры вообще (что более подробно рассматривается ниже), а, во-вторых, с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, т.к. высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, условием обязательно необходимым для его построения.

Этой теме, на мой взгляд, до сих пор не уделялось должного внимания, несмотря на всю важность правовой культуры в современном обществе. Постоянно слышится: «демократические права и свободы!», «государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина!», «человек, его права и свободы являются высшей ценностью!», «Россия есть правовое государство!» и многое другое. А ведь для многих это слова, не несущие чётко фиксированного смысла; далеко не все люди осознают, что же до них желает донести государство, а если и осознают, то зачастую для многих является затруднительным понять, как же это всё «осуществить, применить, реализовать, использовать». Большая часть населения (я в этом больше чем уверена) и не знает, что же это такое - правовая культура и в этом главным образом повинно государство, которое не доводит данную информацию до населения. А часть 1, статьи 1 Конституции РФ содержит, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Наверное, (может быть это заблуждение) такое положение статьи «надо заслужить», а иначе, что это за «правовое, демократическое государство» с таким недостойным уровнем правовой культуры (да и культуры вообще), с низким уровнем правосознания, как же народ осуществляет свою власть, не имея элементарных, базовых представлений о том, что он делает. Это касается и людей, несвязанных, так или иначе, с правовой деятельностью и людей, специально ей занимающихся! А ведь последние в той или иной степени являются субъектами правового воспитания.

Именно поэтому выбор пал на эту тему, как одну из основополагающих во всей системе юридических знаний, на тему, которая касается каждого человека, являющегося частицей современного общества, независимо от рода его деятельности. Мы имеем определённые права, свободы, обязанности и необходимо знать, как грамотно их использовать, осуществлять, исполнять и т.п.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования. Рассмотрение вопросов, имеющих непосредственное отношение к правовой культуре.

В задачи работы входит сопоставление мнений различных авторов относительно сущности и содержания рассматриваемого понятия, анализ структурных компонентов и современных тенденций развития российской правовой культуры.

Объект исследования: правовая культура как феномен общественной жизни. Предмет исследования: теоретические и практические аспекты сущности, содержания, формирования и развития правовой культуры.

В целях достижения цели следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Чтобы эта работа происходила успешно и дала желаемые результаты, важно иметь представления об этих недостатках и том вреде для общества и отдельных людей, который такими недостатками вызывается.

На основании чего сделать выводы о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе, на современном этапе развития страны (кстати, весьма, сложного и напряжённого).

Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается совершенным законодательством, лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношением и способствуют их прогрессивному развитию.

До тех пор, пока правовая культура наших граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвинуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к данной теме. Используя различные источники, я попыталась выяснить, какое значение в современном обществе имеет правовая культура.

1. Сущность правовой культуры

1.1 Понятие правовой культуры

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия непосредственно самой правовой культуры, нужно выяснить, что представляет собой культура вообще. Существует, как известно, множество разноречивых определений; на сегодняшний день в отечественной литературе их насчитывается более 400. Д-вольно часто употребляются такие словосочетания, как культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и др. В чём же причина такого многообразия трактовок? В том, что культура многоаспектна, многогранна, это свойство культуры вызвало необходимость изучения её представителями различных наук (философия, социология, правоведение и др.), а каждый исследователь культуры имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её грань, сторону. Термин культура (от латинского cultura - возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние века появляется понятие духовная, умственная культура. Вот некоторые из множества определений культуры: культура - то, что слагается из знаний, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, усвоенных человеком как членом определённой социальной общности; культура - это не биологические аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов; культура - это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др. В общем, в одном определении вся суть понятия культура выражена быть не может. Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:

1) антропологической, то есть культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;

2) социологической, то есть культура - это сумма духовных ценностей; культура - компонент общественной жизни;

3) философской, то есть культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически.

Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и её структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 250 её определений.

Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека».

«Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества» .

Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)» законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса.

«Закон как инструмент организации общественных отношений - пока непревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля».

Правовая культура может сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности.

«В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры - нормативные суждения или деонтические модальности, включающие «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности».

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него.

Но правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.

Правовая культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Поскольку культура - выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна, следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие - самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему, это показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правового сознания. К сожалению, в российском обществе формируется нигилистическое отношение к праву, его реализации, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры общества в целом. Правовой нигилизм означает не только отрицание права как социальной ценности в обществе, но и неуважительное отношение к нему, к практике деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов. Преодоление этого негативного явления состоит, прежде всего, в организации правового воспитания, формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры как общества в целом, так и каждой личности в отдельности.

Таким образом, правовая культура - это общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры: правовая культура общества, правовая культура личности, правовая культура группы.

1.2 Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Очень часто приходилось слышать из уст даже вполне компетентных людей, что в нашей стране, на современном этапе ее исторического развития, практически отсутствует правовая культура. А если быть точнее, то ее никогда и не было по очень простой причине: Российская государственность строилась на принципах тоталитаризма и авторитаризма, следовательно, развитие правовой культуры в обществе не происходило, российский народ отличался правовым нигилизмом, то есть неверием в силу права.

Прежде чем говорить о правовой культуре и наличии или отсутствии ее в обществе, необходимо разобраться, а что же все-таки подразумевается под категорией «правовая культура». Если исходить из определения, дающегося в учебной литературе, правовая культура - это комплекс регулятивов и ценностей, на основе которых строится реально существующий в стране правопорядок. Она выражается в правосознании людей, то есть их представлениях о том, каков должен быть этот порядок, и как следует относиться к действующей в государстве правовой системе.

Юридические законы создаются для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе. Но выполнить эту задачу возможно только тогда, когда между правовой системой государства и уровнем массового правосознания граждан существует соответствие. Если значительная часть населения не считает нужным подчиняться закону и уклоняется от его соблюдения, то власти приходится, либо прибегать к массовым репрессиям, либо закрывать глаза на нарушения законности. В первом случае она становится на путь тоталитарного террора, а во втором - проявляет слабость, чреватую, как уже говорилось, расшатыванием правопорядка и анархией. И то и другое с точки зрения современной правовой культуры неприемлемо. Поэтому остается одно: приводить правовую систему и правосознание граждан в соответствие друг другу. А для этого необходимо, с одной стороны, отражать в законодательстве правовые представления, господствующие в обществе, с другой - поднимать правовую культуру населения, то есть уровень массового правосознания и законопослушания.

В нашей стране правовая культура населения пока еще очень низка и явно не отвечает современным требованиям. Дело не только в глубокой криминализованности общества, но и в том, что даже законопослушные граждане не слишком склонны считаться с законами. И это - одна из главных причин того, что юридические нормы, эффективные в цивилизованных странах, оказываются неэффективными у нас.

Можно указать несколько важнейших требований, которым должна удовлетворять современная правовая культура населения и которые в нашей стране сейчас выступают как задачи, пока еще далекие от разрешения.

1. Уважение к закону. Отсутствие его - наша национальная беда. Право на Руси издавна понималось как приказ начальства, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. А.И. Герцен писал: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство». В нежелании загонять живую жизнь в строгие рамки закона на западноевропейский манер славянофилы видели даже некое достоинство русского народа, широкой натуре которого это будто бы претит.

Правовой нигилизм, неуважительное отношение к закону - лейтмотив сталинского режима. Не исчезло, а даже усилилось пренебрежение к закону в наши дни.

Сравнивая правовую культуру населения в США и России, журналист Л. Жуховицкий пишет: «У них про водителя-лихача тут же доложат дорожной инспекции. У нас помигают фарами, чтобы собратьев по рулю не застала врасплох засада сотрудников ГИБДД. У них уходить от налогов не только незаконно, но и стыдно, у нас - дело чести, дело славы, дело доблести и геройства. У них в боевиках первый красавец - шериф, у нас - киллер». В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение. Профессор Е. Семенов, директор Российского гуманитарного научного фонда, отмечает, что у нас сейчас идет борьба двух культурных традиций - прежней, хорошо укорененной культуры обычаев и с трудом пробивающейся в нашу жизнь культуры правил, правовых норм.

2. Знание законов. Законы надо знать. Следует помнить, что незнание за-конов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения на руку мошенникам и недобросовестным чиновникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать невежественных людей. Однако при советской власти юридическому просвещению народа уделялось мало внимания. Правовые кодексы были дефицитом, так как издавались мизерными тиражами, и свободно не продавались, не во всякой библиотеке можно было их найти. Профессиональные юристы покупали кодексы по подписке, которая проводилась в юридических учреждениях. Это, возможно, было сознательной политикой: держать массы в состоянии юридической безграмотности - тогда ими легче управлять (уместно вспомнить древнюю восточную традицию держать законы в тайне).

В настоящее время проблемы нет найти юридическую литературу, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но юридическая грамотность населения остается на низком уровне. Даже среди людей с высшим образованием почти никто не может самостоятельно написать исковое заявление в суд. Мало кто знает, что говорится в законе о защите прав потребителей. Большинство трудовых конфликтов возникает из-за того, что работники не знакомы с основами трудового законодательства. Неудивительно, что люди часто чувствуют себя юридически незащищенными, становятся жертвами мошеннических лотерей, игр, финансовых пирамид и т. п. И тогда возникает убеждение, что справедливости нет.

3. Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами.

«Обратитесь к моему адвокату», - одна из самых популярных фраз в зарубежных детективных фильмах. В США 700 тыс. адвокатов, и всем хватает работы. Для американца судиться - тривиальное занятие. В нашей стране подать заявление в суд - из ряда вон выходящий поступок для простого гражданина. К тому же после подачи иска в суд приходится немалое время ждать, пока судебная машина доберется до рассмотрения и решения дела. Да и сомнения насчет беспристрастности и объективности судебных решений у наших граждан весьма распространены, а уверенность в том, что решение суда по гражданскому делу будет выполнено, сильно подорвана. Опросы общественного мнения показывают, что многие люди не доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а вне правового поля - через применение силы, полууголовное или впрямую уголовное «выколачивание долгов», шантаж, разборки между «крышами».

Поворот к современному уровню правовой культуры, начатый в нашей стране в конце прошлого столетия, проходит медленно и болезненно. Мы жили и продолжаем жить пока еще не в правовом государстве и не по нормам современной правовой культуры. Кризис нашего общества - это не только кризис экономики, но и кризис права. Пока нет порядка в юридической системе государства, не могут быть успешно решены ни экономические, ни политические задачи общественного развития.

1.3 Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Характерными чертами правовой культуры личности являются:

* достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

* знание действующих законов страны;

* соблюдение, исполнение или использование этих законов, т.к. только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

* убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

* правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

* правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию;

* поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

В рамках единой правовой культуры общества уровень зрелости правовой культуры отдельной личности различен. Этот уровень зависит от многих факторов, например от того, насколько точно осознает и усваивает индивид принципы действующего в обществе права; от степени информированности индивида о нормах, процедурах, институтах, опосредствующих реализацию (защиту, восстановление) права; от внутреннего (ценностного) отношения индивида (позитивного или негативного) к существующим правовым нормам, процедурам и институтам. Таким образом, правовая культура личности предполагает не пассивное, созерцательное отношение, а активное творческое отношение к духовным ценностям правового характера, направленное на реализацию интересов индивида в пределах правовых норм.

Возможно несколько вариантов взаимодействия правовой культуры личности с правовой культурой общества. Правовая культура личности может отставать от правовой культуры общества производств (так, например, в недавнем прошлом некоторые руководители, имея низкую юридическую подготовку, нередко совершали противоправные действия. Суды удовлетворяли более половины исков граждан по поводу различных нарушений трудового законодательства).

Но правовая культура личности может оказаться и впереди норм, идеалов данного общества и его законодательства (хорошо известна правозащитная деятельность академика А.Д. Сахарова). Она выступает в данном случае динамическим моментом развития новой юридической практики, может стимулировать совершенствование законодательства и способствовать формированию новой правовой культуры общества.

В.П. Сальников считает, что наиболее желательным будет тот вариант взаимодействия правовой культуры личности с правовой культурой общества, при котором правовая культура личности полностью совпадает с действующими принципами и нормами права, существующими в обществе, что можно рассматривать как идеал правового воспитания.

Следует, однако, отметить, что такое тождество едва ли возможно, да и желательно. При подобной постановке вопроса мы ставим практическую задачу поднять правовую культуру лиц, отстающих в своем правовом развитии, до требуемого уровня, что само по себе вроде бы и так. Но тогда нужно будет привести к такому уровню и тех, кто его перерос. В этом нетрудно заметить проявление той «уравниловки», против которой так настойчиво призывали бороться в те времена, когда писалась работа В.П. Сальникова.

Необходимо заметить, что как В.П. Сальников, так и Н.И. Матузов допускают примеры несколько упрощенной трактовки связей в области правовой культуры. Так, В.П. Сальников отмечает, что правовая культура личности предполагает только позитивные знания, убеждения, взгляды, мотивы, установки и т.д., определяющие социально активную деятельность индивида в правовой сфере.

Одной из необходимых черт правовой культуры, по мнению Н.И. Матузова, является убеждение в необходимости, полезности, целесообразности правовых актов, внутреннее согласие с ними.

Однако это неточно с содержательной стороны. Ведь критический настрой, негативное отношение к какому-либо закону или факту, имеющему юридическое значение, также может свидетельствовать о высоком уровне правовой культуры. Нынешняя демократическая социальная практика не соответствует такому несколько облегченному и излишне упрощенному выводу. Сказанное дает повод еще раз подчеркнуть необходимость продолжения исследований в данной области.

1.4 Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Группы-носители правовой культуры выделяются по различным признакам: профессиональным, возрастным, демографическим и т.д. Так, можно говорить об особенностях правовой культуры медиков, учителей, преподавателей высшей школы, студентов и др. Групповая правовая культура складывается под влиянием правовой культуры личностей, образующих ту или иную группу. Правовая культура социальной группы во многом определяется тем, насколько тесно связана с правом профессиональная деятельность представителей той или иной группы.

Например, деятельность медицинских работников во многих областях регламентируется правовыми нормами: помимо основ законодательства о здравоохранении, существуют многочисленные приказы Министерства здравоохранения (например, утверждающие перечень медикаментов, отпускаемых только по рецепту врача), правила ведения индивидуальных карт больного, постановки на учет, выдачи листков временной нетрудоспособности, регистрации летальных исходов и т.д. Знание и практическое использование всех этих предписаний составляет неотъемлемую часть профессиональной подготовленности медработников. Поэтому правовая культура медиков характеризуется достаточно высоким уровнем по сравнению с иными группами населения хотя бы уже потому, что врачи значительно более осведомлены в правовых вопросах. Их правовая культура характеризуется не только знанием комплекса нормативных предписаний, но и поведением в соответствии с требованиями закона, уважением права, т.е. достаточно высоким уровнем всех показателей правовой культуры. В противоположность этому лица, не связанные в силу профессиональной деятельности с правовой сферой, например, работники физического труда: сантехники, слесари, грузчики и т.д., в целом имеют более низкие показатели правовой культуры (и, прежде всего потому, что не обладают достаточным знанием правовых предписаний).

2. Структура правовой культуры

2.1 Уровень правосознания и правовой активности граждан

Структура правовой культуры личности многогранна. К ней относятся различные элементы, находящиеся в разных плоскостях: формах выражения, социальном уровне, содержании. Она выражается в правовых культурных ориентирах, творческой деятельности по их реализации и в полученных положительных результатах.

Как определенную степень развития индивида, правовая культура человека проявляется, прежде всего, в подготовленности его к восприятию прогрессивных правовых идей и законов, в умении и навыках пользования правом, а также в оценке собственных знаний права.

Правовая культура - разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

* психологического (правовая психология);

* идеологического (правовая идеология);

* поведенческого (юридически значимое поведение).

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально ценными.

Правовая культура общества - это уровень правосознание и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

* уровня правосознания и правовой активности общества;

* степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

* степень прогрессивности юридической деятельности (культура право-творческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется:

* полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина;

* реальной потребностью в праве;

* состоянием законности и правопорядка в стране;

* степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

Правовая культура представляет собой всё юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных юридических ценностей, тех особенностей права, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. Наиболее объективным показателем уровня правовой культуры является степень развитости его государственного - правовых институтов и норм.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того насколько глубоко освоены или такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поисков компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры. Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и право-применение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение, для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определение основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нём самом механизм его реализации (институциональным, организационный, процедурный, финансово-экономический и другое).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов; правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

Правовой нигилизм выступает как антипод правовой культуры. Сутью правового нигилизма является отрицание роли права, пренебрежительное отношение к правовому поведению субъектов, которое является питательной средой различных правонарушений. Правовой нигилизм может быть следствием некорректности норм права, анархических идей, которые, как известно, объявляют государство и право злом.

Для снижения правового нигилизма важно, чтобы право государства не противоречило природе человека (например, его потребности приумножения собственности и передачи ее по наследству), представлениям о морали (право не давать показаний против родственников), справедливости, др. Вероятность правового нигилизма в обществе снижается, если нормы права политически, социально, экономически корректны, а реализация права не вступает в неразрешимый конфликт с процессом удовлетворения потребностей субъектов. Государство, общество заинтересованы в повышении правовой культуры и уменьшении правового нигилизма. При этом большую роль играют правовое обучение и правовое воспитание.

Уровень правосознания и правовой активности граждан - это элемент, который выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности, добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала - юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, которые требуются для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знание принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.

Качественные изменения, произошедшие в процессе становления в современной России основ правовой государственности и гражданского общества, настоятельно подводят к необходимости изучения понятия правовой активности, факторов ее дальнейшего развития. Наряду с изменением политического режима в пользу демократического также изменяется и сложившееся мировоззрение. В настоящее время наше общество и государство стоят у истоков формирования правового государства. Это означает такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. Более того, как отмечает Л.С. Мамут, правовое государство - это, прежде всего, такое государственно-организованное общество, в котором основные права и обязанности, свободы и ответственность человека высоко чтятся и защищаются конституцией (законодательством), институты публичной власти легитимны и легализованы, в котором существует разделение властей и независимость суда.

Определенные шаги на данном пути уже видны. Конституция Российской Федерации определяет Россию как правовое государство. Однако время показало, что недостаточно провозгласить идею и даже закрепить ее в Основном законе. Главное состоит в том, чтобы воплотить ее в практику, сделав реальностью в повседневной жизни каждого человека. На пути построения правовой государственности Россия встречает немало трудностей и проблем. Изменения же в сфере общественных отношений в целом обусловили сдвиги в системе ценностных ориентации граждан. Это способствовало нарастанию уже в новых условиях негативных явлений правового характера, которые исходят от самих граждан, таких как социальная напряженность, правовой нигилизм, правовая пассивность, нежелание во многом решать проблемные вопросы и социальные конфликты правовыми методами. «Как только страна отказалась от тоталитарных методов правления, - справедливо отмечает В.А. Туманов, - и попыталась встать на путь правового государства... так сразу лее дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка». Отсюда, представляется, и обратная связь: граждане с недоверием относятся к социальной сфере, проявляют крайне низкую способность к общественной самоорганизации. Личность в полной мере не готова активно участвовать в политической деятельности, которая превратилась в занятие для общественной элиты. На сегодняшний день можно говорить о низкой «природной» правовой активности и инициативе россиян. Данные негативные социально-правовые обстоятельства, безусловно, не только противодействуют, но и тормозят процесс становления правового государства в России.

Представляется, что сейчас российское общество в определенной степени обладает необходимым источником формирования более качественного права и сильного государства. Одним из таких источников становится инициатива, активность в сфере реализации предоставленных прав и свобод.

В этой ситуации актуализируется значение правовой активности граждан, которую можно определить как энергичную деятельность в сфере права и правовых отношений. Ее можно охарактеризовать рядом признаков. Во-первых, правовая активность граждан - это всегда свободное правомерное поведение. По мнению академика В.С. Нерсесянца, «без свободных индивидов, без прав и свобод человека невозможно и само право как таковое. Ведь право как необходимая форма свободы вообще возможно и имеет смысл лишь при наличии свободных и независимых индивидов - субъектов права. Во-вторых, данная категория характеризуется активным общением с правом, выражающимся в систематическом участии в правотворческой деятельности государства через реализацию каждым гражданином своего субъективного избирательного права. В юридической литературе правовая активность связывается с сознательной, свободной, внутренне необходимой, детерминированной высокими потребностями и интересами деятельностью граждан в отстаивании тех ценностей, которые складываются под влиянием социальных и психофизиологических факторов. В-третьих, правовая активность граждан заключается в психологической готовности к реализации права, в рамках которой у каждой личности должна присутствовать устойчивая убежденность в высоком назначении права. Более того, «понимание», что человек реально обладает правом и, по существу, неизбежно должен его реализовывать, проходит через его психику, воплощаясь в дальнейшем в устойчивую психологическую готовность отдельного гражданина и общества в целом. Именно этот объективный фундамент позволяет развить в гражданине присущую активность в сфере права. В-четвертых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить именно от граждан.

Итак, указанные признаки правовой активности являются направляющими ориентирами в процессе построения и закрепления правовых позиций института правового государства. Наличие у граждан высокого уровня правовой активности будет способствовать совершенствованию качества правотворчества на всех уровнях - от регионального до федерального, установлению надлежащей регламентации со стороны органов власти механизма правового регулирования.

Стоит особо подчеркнуть, что правовая активность граждан в условиях построения правового государства имеет ряд факторов своего развития. Это, прежде всего, правовое воспитание, правосознание и правовая культура.

В результате правового воспитания у гражданина избирательно формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые, так или иначе, способствуют ее удовлетворению.

Правовая культура также связана с правовой активностью и в преломлении через человеческий фактор имеет профилирующее значение в условиях построения правового государства. Данная категория выступает внешним фундаментом правовой активности граждан. Представляется, что правовая культура - это не только высокий уровень юридического мышления, но и столь же высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура в наибольшей степени способствует правомерному и социально активному поведению. По мнению П.П. Баракова и В.В. Денисенко, правовая культура есть целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Что касается правосознания как одного из факторов развития правовой активности граждан, заметим, что в данной категории участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, воля, чувство, человеческая душа, человеческий институт. Правосознание является источником, вызывающим убежденную внутреннюю готовность гражданина в процессе реализации правовых норм.

В итоге, представляется, граждане должны сами, исходя из своей естественной общечеловеческой сущности, найти наиболее правильный, реальный путь применения правовой активности. Это приближение, а в дальнейшем и полное соприкосновение, стыковка с общечеловеческими ценностями.

В целом же в свете проблемы развития правовой активности граждан можно отметить следующие характерные черты, присущие общегосударственной правовой идеологии: во-первых, она должна служить средством консолидации мнений и взглядов всех социально-корпоративных групп, существующих в государстве; во-вторых, современная правовая идеология российского народа должна взять лучшее из прошлого и настоящего; в-третьих, общегосударственная правовая идеология должна быть понятна всем слоям населения, учитывать менталитет народа, его национальные привычки, обычаи, стереотипы, характер отношения нации к правовым нововведениям и инновациям, а также характерный приоритет коллективного, общественного интереса над личным; в-четвертых, данная идеология должна активизировать исследование исторического и социального развития России; в-пятых, при большой степени нормативности основных принципов и элементов идеологии она может превратиться в собственно правовые нормы либо способствовать развитию последних; и, в-шестых, общегосударственная правовая идеология станет главнейшим материальным воплощением развития в обществе такой правовой категории, как правовая активность граждан. Н.И. Матузов, выделяя две категории мировоззрения, отмечает:

...

Подобные документы

    Изучение понятия, структуры, видов и функций правосознания. Деформация правосознания и формы правового нигилизма. Взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания. Пути повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2016

    Исследование понятия и структуры правовой культуры общества. Анализ механизма её функционирования и связи с политической культурой. Характеристика типов, видов и подвидов правовых культур. Изучение специфических особенностей российской правовой культуры.

    реферат , добавлен 18.05.2014

    Правовая культура: понятие, структура и роль в правовой системе общества. Правовой нигилизм как черта российского правосознания. Соотношение правосознания и правовой культуры. Основные проблемы совершенствования правовой культуры российского общества.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Состояние правовой культуры общества и необходимость создания эффективной системы формирования правового сознания. Основные элементы структуры осмысления права, его виды и функции. Деформация правосознания граждан Росси и понятие правового нигилизма.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие и виды правовой культуры, её структура и формирование. Объективные условия, необходимые для развития правовой культуры в обществе. Исторические особенности российской правовой культуры. Препятствия развития России как правового государства.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Основные подходы к пониманию, структура и типы, функции правовой культуры. Правосознание, правомерное поведение и правовая культура как взаимосвязанные характеристики российской правовой системы. Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Правовая культура: понятие, содержание, структура, функции, виды. Классификация правовой культуры. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия. Правовое воспитание, его роль, формы и методы. Элементы правосознания. Система нормативно правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2008

    Определение понятия правовой культуры, общая характеристика. Рассмотрение ее видов, структуры и функций. Анализ состояния правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации; описание способов ее совершенствования. Правовой нигилизм и идеализм.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

Правовая культура - это одна из форм общественной куль­туры (от лат. cultura – возделывание, воспитание), существующая наряду с политической, нравственной, религиозной и другими формами культуры.

Научные взгляды о культуре в юридической литературе являются неоднозначными и обычно сводятся к трем подходам: 1) антропологическому, 2) социологическому, 3) философскому. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех материальных и нематериальных благ, созданных человеком и не являющихся результатом природных процессов. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей, созданных в обществом и культура выступает как компонент общественной жизни. И наконец, при философском взгляде культура рассматривается как объективно существующее явление среди социальных и природных явлений, выделяемых аналитически и обычно не связанных с общественным развитием.

Среди ученых-правоведов наибольшую популярность приобрел антропологический и социологический подходы, когда культура определяется как совокупность материальных и духовных ценнос­тей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих уровень развития общества.

Правовая культура, являясь одной из разновидностей общественной культуры, также исследуется с учетом антропологического и социологического подходов.

В юридической науке принято рассматривать правовую культуру в щироком и узком смыслах .

В широ­ком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические уч­реждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание и др. В этом смысле правовая культура очень близка к понятию «правовая система».

В узком смысле правовая культура рассматривается учеными как совокуп­ность материализованных идей, чувств, представлений как осоз­нанной необходимости и внутренней потребности поведения лич­ности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Отсутствие единообразного понимания правовой культуры привело к созданию в научной и учебной литературе по теории государства и права множества дефиниций этого правового явления.

Например, В. М. Баранов, Р. К. Русинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко считают, что «Под правовой культурой понимается обусловленное всем соци­альным, духовным, политическим и экономическим строем качес­твенное состояние правовой жизни общества, выражающееся в до­стигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъек­та (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека» .

В свою очередь, Г. Т. Чернобель указывает, что «Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение».

По мнению Н. Я. Соколова: «Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей куль­туры, представляющую собой меру освоения и использования на­копленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению».

Однако большинство ученых придерживаются мнения, что правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества .

По мнению автора, правовую культуру можно определить как со­вокупность всех правовых ценностей, созданных человеком в различных сферах общественных отношений, которые отражают уровень и характер правового развития общества и личности.

В числе наиболее существенных признаков правовой культуры можно выделить:

1. Правовая культура носит аксиологический характер, т.к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, т.е. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права.

2. Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры.

3. Правовая культура является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представ­ляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев).

4. Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Вместе с тем она обладает самостоятельностью и обособленностью в культуре общества, т.к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры.

5. Правовая культура тесно связана с нравственной культурой, т.к. во многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность;

6. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом (проф. Л.А. Морозова).

Среди ученых-правоведов юристов нет и однозначного мнения относительно структуры правовой культуры.

Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов.

Проф. В.И Власов в качестве эле­ментов структуры правовой культуры рассматривает культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры).

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей; 3) уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Таким образом, с учетом существующих мнений структуру правовой культуры можно условно разделить на три части (блока):

1) познавательный (гносеологический, информационный);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный (гносеологический, информационный) «блок» включает правовую информи­рованность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведения людей и их социальных групп, формирующих их правосознание.

Ценностно-ориентационный (аксиологический) «блок», который составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направ­ленность правовых действий, готовность позитивно вос­принимать правовую информацию, оценивать ее и действо­вать на основе сформировавшегося правосознания.

Деятельностный (поведенческий) «блок» содержит устойчивые формы пра­вомерного поведения, направленные на соблюдение, испол­нение, использование субъективных прав и юридических обя­занностей.

В правовой культуре принято выделять три уровня ее развития: обыденный, профессиональный и научный (доктринальный).

Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта у индивидов. Обыденная правая культура имеет стихийный, поверхностный и эмоционально окрашенный характер.

Профессиональный уровень правовой культуры – это более высокий уровень развития правовой культуры, который склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Юристы обладают высоким уровнем правовых знаний в сфере сво­ей деятельности, качественно владеют правовыми навы­ками и умеют эффективно использовать право, для достижения в обществе законности и правопорядка. Правовая культура юристов основывается на осознании ценности и практической значимости права и связанных с ним правовых явлений, процессов, институтов в жизни общества (на профессиональном правосознании).

Научный (доктринальный, теоретический) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права. Научный уровень правовой культуры представляет высший уровень ее развития, т.к. не ограничен знаниями юридической практики и рамками отдельных отраслей права, а основывается на всестороннем знании и исследовании всех процессов и явлений правовой действительности общества.

В литературе по теории государства и права выделяют также формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют индивидуальную правовую культуру (правовую культуру личности), групповую правовую культуру и общественную (социальную) правовую культуру.

Индивидуальная правовая культура характеризуется уважительным отношением индивида к праву, достаточным уровнем правовой информированности, его правомерным поведением.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социаль­ным группам (молодежи, юристам, врачам, пенсионерам и др.) напрямую зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влия­ние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.

Общественная правовая культура представляет совокупность созданных обществом правовых ценностей и охватывает все виды поведения и действий субъектов права, связанных с вступлением их в правоотношения, а также и ис­пользованием нормативных и индивидуальных правовых средств регулирования общественных от­ношений. Она зависит от уровня общественного правосознания, культурного и образовательного уровня населения, состояния и характера законодательства, качества правотворчества, эффективности реализации права, деятельности правоохранительных органов и устойчивости существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической и иными видами культуры населения.

Правовая культура выполняет несколько функций: по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, правосоциализаторскую, ком­муникативную и прогностическую.

Познавательная (познавательно-преобразовательная) функция правовой культуры заключается в осмыслении имеющихся правовых ценностей и знаний, достиже­ний отечественного и зарубежного права. Эта функция тес­но связана с формированием правового государства и разви­тием гражданского общества, т.к. призвана оптимально согласовать общественные, групповые и личные интересы; создать предпосылки для достойной жизни и развития человека; обеспечить ему социальную справедливость, гуманизм, политическую и экономическую свободу.

Регулятивная (праворегулятивная) функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Регулятивная функция осуществля­ется посредством реализации правовых и других социальных норм. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает следо­вание правовым предписаниям и тем самым вносит упоря­доченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в формировании поведения субъектов права, законнос­ти, правопорядка и законодательства через общепризнанные правовые ценности, путем их оценки с образцами и стандартами поведения, основанными на идеалах демократии, справедливости, гуманизма, гарантированности прав и свобод личности ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате нормативно-ценностной функции одни явления и процессы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критике, что приводит к их изменению или отмене обществом.

Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена на формирование правовых качеств личности посредством правового воспитания, правового просвещения, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания. Формирования у человека индивидуальной правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует общению индивидов в правовой сфере, согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает преемственность правовых знаний между поколениями. Ком­муникативная функция реализуется в правоотношениях, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации и телекоммуникации, науку, искусство.

Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Помогает выбрать оптимальные приемы, способы, средства для достижения правовых целей, нахождение новых правовых ценностей, качеств и свойств.

Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. С.436.

Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.307.

Теория государства и права / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С.220.

Теория государства и права / под ред М.М. Рассолова. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. С.517.

Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2010. С.468.

Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. С.631.

Власов В.И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.С.371.

Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009. С.214-215.

Правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

1) уровень правосознания в обществе, т.е. степень освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами.

Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой огромную ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это прежде всего знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

Есть такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры.

Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и соблюдать его;

  • 2) режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка;
  • 3) уровень развития правотворческой деятельности, состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме, т.е. качество законодательства, его продуманность, согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также: юридическая техника подготовки; принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных законодательных вопросов. Все это вместе - показатель уровня законодательной культуры;
  • 4) состояние юридической практики, работы правоприменительных (в том числе правоохранительных) органов - показатель уровня право реализующей культуры, которая проявляется в глубоком знании законодательства лицами, применяющими его, в четко налаженной работе правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведении их до полного юридического разрешения.

Роль юриста в поддержании всех составных элементов - показателей правовой культуры общества - является ведущей.

Самостоятельной является проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего понятия о своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, а также давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.

Культура юриста-профессионала должна быть более высокой, чем правовая культура личности - не юриста, что в значительной степени определяется развитием профессионального мышления юриста.

И ответственности. Л.И.Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание - отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону , правонарушению , приговору , преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т.п.».

Правосознание - сложное структурное образование, в котором выделяют как минимум два компонента: правовую идеологию (рациональный) и правовую психологию (эмоциональный). Кроме того, в структуре правосознания принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая идеология формируется как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. Она обосновывает и оценивает существующие и возникающие правовые отношения, законность и правопорядок . В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывая конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества, уровень общественного сознания, социальную психологию, общественные интересы. Теоретический уровень правосознания предстает в виде идеологии.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Кроме того, научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе.

Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нацию, различных групп и слоев населения. Через правовую психологию реализуются присущие правовой культуре обычаи и традиции, самооценка личности , т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения права. От уровня подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, что говорит о связи правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания. «Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп».

Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой механизм, влияющий на право и правовое поведение.

Согласно теоретической концепции, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция правосознания предполагает определенную сумму юридических знаний, являющихся результатом мыслительной деятельности (правовая подготовка). Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к явлениям правовой жизни на основе юридического опыта. Это отношение выражается в определении значимости полученных знаний с точки зрения индивида или общества. В содержание правосознания входят следующие основные виды оценочных отношений: к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности, к правоохранительным органам , к своему правовому поведению (самооценка).

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли человека , возникает новое образование - эмоционально-интелектуально-волевое, именуемое правовой установкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направление поведения личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Правовая ориентация выступает как совокупность правовых установок индивида или определенной коллективной общности, формирующих их программы деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

Виды правосознания

По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.

Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования , а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический .

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Правовое воспитание: понятие, формы и методы

Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина , положений основных действующих законов . Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.

Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания

Правовая культура , в целом, зависит от уровня развития правового сознания населения (глубины освоения правовых ценностей, правовая информированность). Уровень развития правосознания проявляется в правоотношениях различного рода, в различных сферах правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной). Существенную роль на развитие правовой культуры общества, немаловажна и технико-юридическая составляющая законодательства (уровень правовой техники, совершенство формы нормативно-правового акта, информативность и непротиворечивость законодательства, совершенство правореализационного механизма). Все это свидетельствует о качественной стороне правовой культуры.

В целом структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование: уровень правосознания, уровень правовой деятельности, уровень развития системы законодательства. Хотя единства в этом вопросе среди специалистов нет. Некоторые авторы считают, что элементами правовой культуры являются все общезначимые компоненты правовой действительности: право , правосознание, правоотношения, законность , правопорядок и др. Другие считают, что элементами правовой культуры являются такие уровневые состояния, как правосознание, субъекты правовой культуры, правовые тексты, правовая деятельность. Существует точка зрения, что в состав правовой культуры входят следующие культурные комплексы - право, правотворческая деятельность, правовая наука, правоотношения, правовые учреждения, правовое поведение.

Правовая культура является отражением интересов и отношений различных социальных групп и личностей . Она способствует формированию определенных стандартов правомерного поведения , предполагает определенный уровень правового мышления и специфических способов правовой деятельности. Правосознание (знание права, отношение к праву, навыки правового поведения) и правовая культура выступают средствами обеспечения правового воздействия. Правовая культура является результатом всей юридической деятельности.

Профессионально-правовую культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную и как содержательную категории. Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности. Профессионализм юриста проявляется во взаимодействии с другими сферами культуры. В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой культуры и культуры нравственной, религиозной, политической и др. Основными составляющими профессионально-юридической культуры являются в целом и профессионально-правовая, и профессионально-нравственная сферы культурной деятельности.

Основные положения о правовой культуре

Определение 1

Правовая культура выступает в качестве определенного состояние правовой жизни общества, которая выражается и в определённом достигнутом уровне совершенства законодательной базы, правоприменительной практики, правосознания общества и личности, степени реализации конституционных прав и свобод в рамках государства.

Для правового государства характерны такие признаки правовой культуры, как высокий уровень правовой культуры в рамках государства и общества.

Структурные элементы правовой культуры

В качестве структурных элементов правовой культуры можно выделить следующие признаки:

  1. Право в качестве системы норм - нормы права не должны противоречить друг другу, при этом сочетаясь с иными социальными нормами, например, с нормами морали, религии и так далее. Однако господствовать должны именно правовые нормы. Нормативно-правовые акты должны содержать правовые нормы, соответствующие действующим правоотношениям в обществе, не должно быть устаревших норм, пробелов в праве.
  2. Правоотношения - общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании нормами права. Данные правоотношения характеризуются типичностью, подконтрольностью, наличием противоположных интересов. Например, у продавца может быть интерес продать просроченный товар, покупатель же нуждается в свежем товаре. Иные отношения не могут регулироваться нормами права, например, не может существовать закона о любви и дружбе.
  3. Правосознание - население должно иметь высокий уровень правовых знаний, то есть сформированную правовую идеологию, и уважение к праву, а именно правовую психологию. Правосознание может подвергаться деформации, однако оно может быть преодолено путем правового образования, а также правового воспитания личности и общества.
  4. Правовые учреждения - обеспечение эффективной деятельности системы правоохранительных органов, например, судов, полиции, прокуратуры, адвокатуры и других. Также, необходима развитая система юридических служб в организациях, на предприятиях, наличие специализированных СМИ, которые бы доносили правовую информацию до населения, например, "Российская газета".
  5. Правовая деятельность - все участники правоотношений должны соблюдать нормы права, в том числе и адресованные им персонально. Это накладывает некоторые обязательства на человека и гражданина в силу его правового статуса.

Виды правовой культуры

Правовая культура имеет виды, которые выделяются в зависимости от ее носителей:

  • Индивидуальная культура, под которой понимается культура отдельного человека;
  • Групповая культура, например, в качестве неё рассматриваются правовая культура студентов, водителей, пешеходов и других лиц;
  • Общественная культура, например, российская, французская, американская и так далее;
  • Профессиональная культура, под которой понимается правовая культура юридических работников. Она основывается на специальной теоретической и практической юридической деятельности, подготовки кадров юридической сфере и адекватном правовом сознании.

Правовая культура личности и общества

Правовая культура личности характеризуется специфическими особенностями, так как характеризуют правовую культуру именно конкретного человека со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а именно личностными характеристиками.

Человек как личность формируется на протяжении длительного времени, начиная с рождения. На него оказывают влияние различные сферы общественной жизни. В первую очередь, его культуру формирует родители, закладывая основы воспитания, отношение к людям и к ситуациям.

Вторую позицию составляют детские сады и школы, где ребёнок формируется как личность, определяются его индивидуальные характеристики и наклонности, формируется характер и темперамент. Здесь очень важно не только правильно донести информацию, но и отметить те личностные качества, которые способствуют росту уровня культуры у человека. В дальнейшем на личность оказывают влияние различные институты общества, например, университеты, армия, работодатели и иные субъекты.

В целом, можно выделить следующие элементы правовой культуры личности:

  • Личность должна не только знать, но и понимать нормы права. С этой целью необходимо предоставление соответствующего качественного образования в данной сфере. Например, школьникам преподают обществознание, где разъясняют основные элементы правовой системы государства, нормы действующей Конституции РФ и иную важную правовую информацию.
  • Отношение личности к праву, выраженную в привычках, которые проявляются в законопослушном и правомерном поведении человека.
  • Уровень правового поведения, который рассматривается в качестве юридически значимого поведения. Оно может проявляться в различных формах у человека, который использует право в качестве объективного средства осуществления своих субъективных прав и свобод для того, чтобы достигнуть какие-то личные цели.
  • Правовая психология, позволяющие раскрыть мышление личности, особенности характера, темперамента и иные важные обстоятельства.
  • Правовая идеология, то есть представление личности об идеальном правовом государстве.

Рисунок 1. Структура правовой культуры личности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Элементы правовой культуры общества совпадает с элементами правовой культуры личности, однако применяются в отношении более широкого круга лиц. Те мероприятия, которые применимы к отдельной личности, применимые к всему обществу. Например, правовая лекция об основах конституционного строя Российской Федерации окажет влияние как на правосознание личности, так и на правосознание той аудитории, которая прослушала данную лекцию.

Подобный подход позволяет сформировать действенный инструментарий для правового образования общества и отдельно взятой личности. На сегодняшний день члены общества должны знать и почитать действующее законодательство, соблюдать законность, не нарушать нормы права, умело использовать предоставленную им правовую информацию при разрешении правовых споров или иных социально значимых вопросов, быстро применять полученные знания, составлять необходимые правовые документы и так далее.

Случайные статьи

Вверх