Аналитика публикации. Порядок проведения собрания работников должника при банкротстве юридического лица Декретный отпуск продляет срочный трудовой договор

Сразу три закона, которые президент подписал 29 июня 2015 г., затрагивают взаимоотношения работодателей и работников, в том числе бывших и потенциальных. Речь идет об отказе в приеме на работу, о продлении срочного трудового договора для беременных женщин, а также о защите прав работников в случае банкротства работодателя.

Отказ в приеме на работу нужно обосновать

Федеральный закон от 29.06.2015 № 200-ФЗ «О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации» регулирует ситуацию, когда работодатель отказывает в заключении трудового договора.

По письменному требованию лица, получившего такой отказ, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования. Соответствующие поправки в ч. 5 ст. 64 ТК РФ вступают в силу с 11 июля 2015 г.

Декретный отпуск продляет срочный трудовой договор

Федеральный закон от 29.06.2015 № 201-ФЗ «О внесении изменений в ст. 84-1 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации» обязывает работодателя, заключившего срочный трудовой договор, истекающий в период беременности женщины, продлевать такой договор до окончания декретного отпуска.

Часть 6 ст. 84.1 ТК РФ после слов «до окончания беременности» дополняется словами «или до окончания отпуска по беременности и родам». А часть 2 ст. 261 ТК РФ излагает в новой редакции порядок продления срочного трудового договора в данной ситуации.

Так, в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска.

Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Работники смогут инициировать банкротство работодателя

Следующий блок поправок принят Федеральным законом от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 186-ФЗ) и связан прежде всего с банкротством работодателей. Поэтому изменения в основном затрагивают Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Расскажем о некоторых из них.

Так, ст. 1 Закона о банкротстве дополнена п. 3.1, согласно которому порядок выплаты компенсации работнику в случае утраты зарплаты, причитающейся, но не выплаченной работодателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), устанавливается федеральным законом. Эта норма вступит в силу с 1 января 2022 г.

Статья 4 Закона о банкротстве теперь называется «Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей». По тексту статьи после слов «денежных обязательств» будут включены слова «требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору». Аналогичные поправки появились в тексте других статей Закона о банкротстве.

Согласно поправкам в ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом будут обладать не только должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, но также и работники, бывшие работники, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

В пункте 1 ст. 9 Закона о банкротстве перечисляются случаи, когда руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. В этот перечень теперь включена ситуация, когда имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

На основании абз. 2 п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а по основаниям, предусмотренным п. 2 и 4 ст. 10, также может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом. В последнем случае согласно поправкам заявление смогут подать также представители работников должника, работники, бывшие работники должника.

Как следует из действующей редакции п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве, правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В соответствии с поправками названным правом будут также обладать работники, бывшие работники должника.

Кроме того, в Законе о банкротстве появится новая ст. 12.1 «Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника».

Так, организовывать и проводить собрания работников, бывших работников должника (далее — собрание работников должника) будут арбитражные управляющие не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. Собрание работников может быть проведено в форме заочного голосования.

Новая статья регламентирует, каким образом следует уведомлять работников и бывших работников о проведении собрания, чтобы уведомление было признано надлежащим. В частности, направлять им сообщения о проведении собрания работников должника необходимо по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого собрания.

Если количество работников и бывших работников должника превышает 100 человек, их надлежащим уведомлением будет считаться опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном ст. 28 Закона о банкротстве.

Устанавливаются требования и к оформлению сообщения о проведении собрания работников должника. В требовании должны быть указаны: форма проведения — собрание, заочное голосование, дата, место и время проведения, в случае заочного голосования — дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования, повестка дня.

Если собрание работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, такое собрание может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

Такое собрание правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

Решения собрания работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании, а в случае заочного голосования — большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

Один из экземпляров протокола собрания направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

На основании этого протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия. Собрание работников должника вправе в любое время избрать нового представителя. Его услуги оплачиваются за счет должника, размер оплаты по ходатайству арбитражного управляющего устанавливает арбитражный суд.

Новой ст. 189.85-1 Закона о банкротстве устанавливаются особенности проведения собрания работников, бывших работников кредитной организации, избрания представителя работников.

Согласно ст. 5 Закона № 186-ФЗ поправки вступают в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, то есть с 29 сентября 2015 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Положения Закона о банкротстве с учетом поправок арбитражные суды будут применять при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 186-ФЗ. Из этого правила есть исключения, касающиеся банкротства кредитных организаций.

К сведению

Статья 64 Гражданского кодекса РФ регулирует удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Согласно изменениям, внесенным Законом № 186-ФЗ в абз. 2 п. 1 данной статьи, требования о компенсации морального вреда исключены из числа требований, удовлетворяемых в первую очередь.

Собрание работников при банкротстве - законодательно закрепленное мероприятие в рамках дела о несостоятельности. Его цель - учесть интересы сотрудников.

Когда организация признана несостоятельной, основные решения по ее дальнейшей деятельности принимает арбитражный управляющий. Однако все те, перед кем юрлицо несет обязательства, тоже вправе контролироваться процесс. Они делятся на две группы. Среди кредиторов каждый выступает от своего имени. А представитель работников должника при банкротстве выражает интересы всего трудового коллектива. Разберемся, на что он имеет право в этой ситуации и каким образом происходит его назначение.

Законодательная база

В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 , собрание работников при банкротстве проводится отдельно от кредиторов. Имеются в виду те люди, с которыми на момент введения первой процедуры заключены действующие трудовые договоры.

Сотрудники, которые уже уволились, но не получили зарплаты и выходное пособие, могут стать конкурсными кредиторами второй очереди. Однако закон рекомендует собрание бывших работников при банкротстве проводить совместно с действующими. Представитель от обеих групп будет единственным.

Сотрудники, в отличие от конкурсных кредиторов, права голоса не имеют. Их участие необходимо, скорее, для конкретизации финансового положения должника. Ведь ситуация, когда компания не способна даже платить зарплату персоналу, куда серьезнее той, когда она, к примеру, не расплатилась с поставщиком по крупному договору.

Правила проведения собраний

Уведомление о собрании работников должника при банкротстве направляет арбитражный управляющий не менее чем за десять дней до назначенной даты. Сделать это можно:

  • почтой, если штат включает менее ста человек;
  • путем размещения объявления в Едином федеральном реестре сведений об организациях-банкротах, если больше 100 человек;
  • через ЕФРСБ, если штат меньше 100 человек, но адреса их местонахождения неизвестны.

Провести мероприятие можно как очно, так и заочно. Если собрание работников должника при банкротстве проводится заочно, участникам заранее выдают бюллетени для голосования. Соответственно, правомочность заседания будет определяться либо количеством присутствовавших, либо числом поступивших заявлений.

Часть 3 статьи 12.1 содержит перечень данных, которые необходимо привести в этом документе:

  • форма (очная или заочная);
  • дата и время;
  • место, если оно отличается от адреса должника;
  • повестка дня.

Дополнительно для ясности стоит указать инициатора (конкурсного управляющего) и любые сведения, имеющие значение для подготовки к мероприятию, например образец протокола собрания работников должника при банкротстве — для назначения представителя.

Права и полномочия представителя работников в деле о банкротстве

Обращаться в арбитражный суд с ходатайствами или обжаловать его акты он права не имеет. Это не участник дела о несостоятельности должника. Полномочия представителя ограничены следующим перечнем:

  • наблюдать за ходом процесса;
  • выступать на собрании кредиторов без права голоса;
  • получать документы для ознакомления;
  • подавать заявления на имя арбитражного управляющего;
  • обращаться в суд в случае несогласия с его решениями и действиями.

При этом его кандидатуру необходимо утвердить коллективно. Если один из сотрудников набирает более половины голосов, протокол утверждения передают арбитражному управляющему.

1. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);

2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;

3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования - большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами, должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника.

11. Оплата услуг представителя работников должника осуществляется за счет должника. По ходатайству арбитражного управляющего размер оплаты услуг представителя работников должника устанавливается арбитражным судом.

Консультации юриста по ст. 12.1 Закона О несостоятельности (банкротстве)

    Александра Филиппова

    Юристы!Помогите,пожалуйста!!. На основании решения какого органа и нормативного документа назначаются на должность следующие специалисты:1.Мировой судья2.Директор ОАО3.Декан факультета4.Руководитель ГУП5.Председатель СПК6.Конкурсный управляющий 7.Глава администации района? action=authqstadd

    • Ответ юриста:

      Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ"О мировых судьях в Российской Федерации"Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судейМировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) . Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.Статья 53. Предложения в повестку дня общего собрания акционеров 1. Акционеры (акционер) , являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок.Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"Статья 20. Работники высших учебных заведений1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники) , инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Заключению трудового договора с деканом факультета и заведующим кафедрой предшествуют выборы, порядок которых определяется уставом высшего учебного заведения.Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"Статья 2. Унитарное предприятие1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.Статья 21. Руководитель унитарного предприятия1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ"О несостоятельности (банкротстве) "Статья 127. Конкурсный управляющий 1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о

    Николай Макаришин

    Невыплата зарплаты. Работодатель должен зарплату за семь месяцев(конвертно). По этому поводу есть его расписка на фактическую сумму задолженности. Официальная зарплата составляет несколько меньшую сумму, в некоторых ведомостях, правда, подписи за якобы получение есть. Мотивация невыплат абсолютно всегда одинакова на протяжении уже достаточного времени: "не отказываюсь, но денег все равно нет, имущества нет и в случае чего я банкрот". При обращении в трудовую инспекцию и суд насколько реально будет взыскать с работодателя деньги по расписке и компенсацию за неиспользованный отпуск, которая в расписке не была указана?

    • Ответ юриста:

      В прокуратуру, матушка, в прокуратуру.Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 203-ФЗ)1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем - физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, -наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Кроме этого, там найдут ему еще несколько статей (уклонение от уплаты налогов и пр.).

    Степан Аграновский

    Выполнит ли Янукович перед своими избирателями обязательства по русскому языку?

    • Надеюсь, что да

    Екатерина Куликова

    Солидарная ответственность заемщика и поручителя.. Может ли быть вынесено решение о взыскании долга с поручителя без. без привлечения самого заемщика????

    • Ответ юриста:

      Может, вот ссылка на Закон, читайте Статья 323. Права кредитора при солидарной обязанности 1. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. 2. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. P.S. Марина, можно вас попросить обосновать свой ответ ссылками на нормы Закона (ну или хотя бы на разъяснения высших суд. инстанций) - очень интересно.

    Евгений Шаповалов

    Реорганизация предприятия. Может ли внешний управляющий зарегистрировать устав предприятия в новой редакции. На сколько мне известно, то он может только распоряжаться имуществом должника... .Буду признателен за подробный ответ.

    • Учитывая упоминание должника - то это процедура банкротства. ОТВЕТ: Нет, не может. Это прерогатива исключительно участников (акционеров).

    Антон Щекотихин

    как проходит процедура утверждения порядка реализации имущества должника на собрании кредиторов в деле о банкротстве?

    • Ответ юриста:

      http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/58_1.html#p329 Статья 15. Порядок принятия решений собранием кредиторов 1. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. 2. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, собранием кредиторов принимаются решения: об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов; о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов; о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении графика погашения задолженности; о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении и изменении плана внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего; об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях; о заключении мирового соглашения в порядке и на условиях, которые установлены пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона. 4. В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц. Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения. Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов. 5. Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

    • Ответ юриста:

      Следует отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) » разделяет первое собрание кредиторов и все остальные собрания. Первое собрание кредиторов выделено законодателем в отдельную процедуру по причине конкретных особенностей, присущих только этому собранию. Одна из таких особенностей состоит в том, что созыв первого собрания кредиторов - прямая обязанность временного управляющего при процедуре наблюдения. Согласно ст. 64 Закона временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Однако следует заметить, что на стыке старого и нового Законов о банкротстве арбитражные суды иногда в своих определениях поручают проведение первого собрания кредиторов одному из участников процесса. Это происходит из-за того, что после вступления в силу нового Закона (с 1 марта 1998 г.) многие предприятия уже находились на стадии решения вопроса о применении реорганизационных либо ликвидационных процедур. В данном случае суду для принятия решения нужно получить согласие собрания кредиторов, а стадия наблюдения на процессе не применялась, т. к. старый Закон такой процедуры не предусматривал. Следовательно, временного управляющего нет, собрание нужно проводить, и суд напрямую, своим определением поручает должнику провести первое собрание кредиторов. Еще одной особенностью первого собрания кредиторов является четкое ограничение по дате проведения и дате предоставления протокола собрания в арбитражный суд. Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом. Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы, требования которых в соответствии с Законом признаны установленными и направлены временному управляющему, а также размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованиям кредиторов до проведения первого собрания кредиторов. В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника. В отличие от остальных собраний кредиторов, для первого собрания Закон четко установил круг вопросов, которые относятся к его компетенции. В соответствии со ст. 65 Закона к компетенции первого собрания кредиторов относятся: 1) принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; 2) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 3) определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов; 4) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

  • Татьяна Колесникова

    Какие дальнейшие действия кредитора при не состоятельности (банкротстве) должника. Фирма "А" (далее Поставщик) заключила договор поставки Товаров с Фирмой "Б" (далее Покупатель) . У Покупателя образовалась задолженность перед Поставщиков в размере 400 000 тыс. руб. 13.12.2010 г. Поставщик подает на Покупателя в суд, суд оставляет исковое заявление без движения и дает время на устранение всех недочетов заявления до 14.01.2011. Поставщик все не до четы устранил 23.12.2010 года. Потом с сайта Арбитражного суда Поставщик узнает, что Покупатель подал исковое заявление 16.12.2010 г. о признании себя не состоятельным (банкротом) и суд удовлетворяет данное заявление и назначает судебное заседание на 19.01.2011 года. 1. Может ли Поставщик подать в Арбитражный суд подать ходатайство о наложении обеспечительных мер, до того, как суд вынесет решение об удовлетворении искового заявление о взыскание задолженности по договору Поставки. 2. Пока у Поставщика нет решения суда о признании образовавшейся задолженности у Покупателя перед Поставщиком и пока не введена процедура наблюдения, может ли Поставщик подать Исковое заявление о включении его в список кредиторов и взыскания основного долга. Если может, то как, пришлите ссылку на образец данного заявления

    • Ответ юриста:

      Конечно же может. Включит эти требования в исковое и пускай суд принимает решение. Это решение принимается единолично судьёй. Пока не объявлена процедура банкротства, не может. Суд должен признать лицо несостоятельным, затем эта информация публикуется в официальной прессе, что даёт Вам право на написание заявления (требования) о включении в реестр кредиторов. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов. До даты проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается временным управляющим. Решение собрания кредиторов о выборе реестродержателя должно содержать согласованный с реестродержателем размер оплаты услуг реестродержателя. Не позднее чем через пять дней с даты выбора собранием кредиторов реестродержателя арбитражный управляющий обязан заключить с реестродержателем соответствующий договор. Договор с реестродержателем может быть заключен только при наличии у него договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Информация о реестродержателе должна быть представлена арбитражным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты заключения договора. Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом. Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего. Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исключаются из реестра требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов. В случае, если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, судебные акты, устанавливающие размер требований кредиторов, направляются арбитражным судом реестродержателю для включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов. При заявлении требований кредитор обязан указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физического лица) , наименование, место нахождения (для юридического лица) , а также банковские реквизиты (при их наличии) . Арбитражный управляющий или реестродержатель обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения такого требования направить данному кредитору или его уполномоченному представителю выписку из реестра требований кредиторов о размере, о составе и об очередности удовлетворения его требований, а в случае, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем один процент общей кредиторской задолженности, направить данному кредитору или его уполномоченному представителю заверенную арбитражным управляющим копию реестра требований кредиторов. Расходы на подготовку и направление такой выписки и копии реестра возлагаются на кредитора.

    Дарья Матвеева

    помогитеееееееееееее. нужно ли проводить общее собрание акционеров при банкротстве (внешнее управление)?

    • да, нужно

    Полина Александрова

    что делать если не можешь погасить кредит

    • Обратись в суд с расторжением договора и взысканием с себя долга. получи на себя исполнительный лист. Либо инициируй это дело. Зафиксируй начесление процентов и плати по решению суда с з/п

    Георгий Шелепов

    Когда обваровывают собственников жилья- власть и ЖКХ, какие меры и в каком порядке надо предпринимать. вопрос внутри.. Федеральный закон Российской Федерации N 261-ФЗ «Об энергосбережении» предписывает всем собственникам жилья установить общедомовые счётчики энергоресурсов, в том числе электроэнергии, до 1 июля 2012 года. Согласно разъяснениям ведущего специалиста филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» Екатерины Беляевой, коллективные (общедомовые) приборы учёта должны быть установлены за счёт средств собственников помещений. Если собственники жилья в установленные сроки не установят счётчики электроэнергии своими силами, то эту функцию возьмёт на себя «Архэнерго» . При этом стоимость счётчика и работ по его установке будет заложена в счета за электроэнергию. Такой вот закон. И такое вот пояснение к закону. Достаточно подробное пояснение, но я постараюсь сделать его ещё более подробным. Итак. Нас, собственников жилья, заставляют покупать (кстати, стоимость одного прибора учета составляет 40 тыс. рублей) и устанавливать общедомовые счётчики электроэнергии. Если мы этого не сделаем, это сделают за нас, но деньги сдерут, заложив в счета за электроэнергию. Получается, что у нас, собственников жилья, нет выбора: нас принуждают к покупке счётчиков таким образом, что мы не можем от этой покупки отказаться. Что такое покупка счётчика? Покупка счётчика, как и любая другая покупка, является сделкой купли-продажи. Сделка, для совершения которой требуется согласование воли двух или более лиц, именуется договором. Всё понятно? Если всё понятно, идем дальше. Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации, «граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принуждение к заключению договора не допускается» . Если принуждение к заключению договора не допускается (а по Гражданскому Кодексу это именно так) , то мы, собственники жилья, можем послать филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» по соответствующему адресу и купить себе вместо счётчиков что-нибудь другое. Например, штаны. Но если мы купим себе не счётчики, а множество штанов, то у нас отключат электроэнергию – соответствующее разъяснение я получил недавно в ОАО «Архэнергосбыт» . Это что же за хрень такая? Федеральный закон Российской Федерации N 261-ФЗ принуждает нас к заключению договора, хотя Гражданский Кодекс принуждать запрещает! Но это еще не всё. Если мы, собственники жилья, установим-таки общедомовые приборы учета электроэнергии, то сразу же после этого те из нас, кто добросовестно и в полном объёме оплачивает потребленную электроэнергию, начнут платить ещё и за тех из нас, кто этого не делает – то есть, за воров. Это кажется бредом, но власть хочет именно этого – чтобы честные платили за воров. Впрочем, власть предлагает выбор. Вот как сформулировал этот выбор глава «Народной инспекции Архангельской области» , советник губернатора Виктор Зверев (прямая речь) : «В первую очередь надо создать инициативную группу. Именно эта группа должна работать с должниками за электроэнергию, выявлять энерговоров, решать вопросы, связанные с заменой приборов учета, добиваться снятия показаний приборов учета согласно графику…» . По Звереву выходит, что собственники жилья должны работать (с должниками, энерговорами, сбытовыми компаниями и т. д.) . Причем – бесплатно. Если же собственники жилья не станут этого делать (работать на энергетическую компанию без оплаты за труд) , то их накажут рублем – заставят платить за должников, воров и разгильдяев. Не знаю как вы, дорогие друзья, но я работать без оплаты соглашусь только после полной и окончательной победы коммунизма. Если же меня заставят работать без оплаты уже в наши дни, я буду считать, что живу при рабовладельческом строе. Да, собственно, так оно и есть. Так оно и есть… Андрей Захаров P.S. Считаю, что Федеральный закон N 261-ФЗ является антинародным. Как и все (или почти все) остальные законы, принятые под чутким руководством политической партии «Единая Россия» . А. З.

    • Ответ юриста:

      В Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации Истец: Я Адрес: Ответчик: Министерство регионального развития РФ Адрес: 127994, Москва, ГСП-4, Садовая – Самотечная улица, дом 10 23, строение 1 Ходатайство № 4 Прошу суд прийти к выводу о несоответствии Конституции РФ Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» опубликованного в «Российской газете» 27 ноября 2009 года, и руководствуясь статьёй 101 закона «О Конституционном Суде РФ» обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Основания для этого следующие: 1 Этим законом на часть граждан - потребителей энергии, являющихся собственниками жилья, возлагается обязанность осуществлять мероприятия по энергосбережению, чем умаляются их права: а) Приобретать необходимое количество энергии в соответствии с пунктом 3 статьи 541 ГК РФ , б) Приобретать энергию на основании публичного договора энергоснабжения на одинаковых условиях с гражданами не являющимися собственниками жилья (пункт 2 статьи 426 ГК РФ) . 2 Возложение на часть граждан - потребителей энергии, являющихся собственниками жилья, обязанности по оборудованию его приборами учёта энергии умаляет их права: а) Приобретать энергию на основании публичного договора энергоснабжения на одинаковых условиях с гражданами не являющимися собственниками жилья (пункт 2 статьи 426 ГК РФ) . б) Не заключать дополнительные договора на приобретение других товаров (приборов учета энергии) и услуг (услуг по их установке и дальнейшей эксплуатации) (в силу пункта 2 статьи 16 закона «О защите прав потребителей») в связи с приобретением ими энергии для бытового потребления. Каких либо оснований для ограничения права на свободу договора () граждан, приобретающих энергию для бытового потребления, не имеется (пункт 3 статьи 55 Конституции РФ , пункт 2 статьи 1 ГК РФ) . Более того, имеется обычай делового оборота: «покупатель со своими весами в магазин не ходит» . Из этого обычая делового оборота следует, что граждане, приобретающие энергию для применения в бытовых целях (ПОТРЕБИТЕЛИ) вправе рассчитывать на то, что ПРОДАВЕЦ энергии обеспечит учёт количества проданного им товара. 3 Частью 12 статьи 13 этого закона на граждан - собственников жилых помещений возложена обязанность обеспечить доступ в их жильё лицам, которые против их воли будут устанавливать приборы учёта, чем умаляется их право на неприкосновенность жилища (

В период когда вся юридическая и неюридическая общественность бурно обсуждала будущее вступление с силу с 01 октября 2015 г. изменений к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (далее - Закон о банкротстве) о банкротстве граждан, тихо и без лишней помпы вступили в силу изменения к указанному Закону, касающиеся прав работников, перед которыми работодатель имеет задолженность по заработной плате.

Так сложилось, что до 29.09.2015 года, пока не вступили в силу изменения в Закон о банкротстве, работники были наиболее незащищенной категорией кредиторов в делах о банкротстве должников - юридических лиц.

По старой редакции Закона о банкротстве работники имели право только избрать представителя их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, но какими-либо реальными рычагами воздействия на должника или арбитражного управляющего они не обладали. При этом размер задолженности перед работниками не имел никакого значения. Такому представителю отводилась роль «свадебного генерала» на собраниях кредиторов: представитель работников мог присутствовать на собраниях кредиторов без права голоса по вопросам повестки дня, знакомиться с копиями документов. Отсутствие представителя работников на собрании кредиторов (комитете кредиторов) не только не препятствовало его проведению, но и молчаливо одобрялось кредиторами, должником и арбитражным управляющим. А если нарушались интересы отдельного работника, например, по включению его требований во вторую очередь кредиторов, то работник самостоятельно пытался восстановить свои нарушенные права и законные интересы. Представитель работников мог участвовать только в урегулировании разногласий с арбитражным управляющим связанных с очередностью, составом и размером требований работников о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам или общей суммы капитализированных платежей во внебюджетные фонды.

Нарушение прав работников должника начиналось практически сразу с того момента, когда должник принимал решение обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Закон о банкротстве предусматривает, что должник обязан приложить к заявлению о банкротстве копию протокола, в котором работники избрали своего представителя для участия в арбитражном процессе по банкротству работодателя. Но это требование обязательно только в случае, если такое собрание работников проводилось. Подвох заключается в том, что законодательно не установлена обязанность контролирующих должника лиц ставить в известность трудовой коллектив о том, что было принято решение о подаче в суд заявления о банкротстве. Таким образом, работники, не избравшие своего представителя до подачи заявления должника в суд, с самого начала исключались работодателем-должником из числа лиц, участвующих в арбитражном процессе. Наверно чтобы не мешали собственникам должника «реструктурировать» свой проблемный бизнес.

Тут надо указать еще на один нюанс, существовавший в старой редакции Закона о банкротстве: кредиторы по задолженности по заработной плате были работниками только до начала процедуры конкурсного производства, так как в соответствии со ст. 129 Закона о банкротстве последствием введения данной процедуры является уведомление работников о предстоящем расторжении трудовых договоров и увольнение работников. А теперь самое главное: понятие «бывший работник» старая редакция Закона о банкротстве не содержала! Таким образом, почти мифический представитель работников практически полностью исчезал из числа лиц, активно участвующих в процедуре банкротства должника.

Все это порождало большое количество нарушений прав работников-кредиторов при злоупотреблении правами должником или арбитражным управляющим, так как законодатель не предусмотрел право представителя работников на подачу в суд жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего и заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, если они причинили ущерб кредиторам.

Итак, рассмотрим какие новеллы внес законодатель в наш многострадальный Закон о банкротстве в части прав работников должника.

1. Законодатель уточнил состав кредиторов и признал, что кредиторами являются не только действующие, но и бывшие работники должника.

2. Уточнен состав задолженности перед работниками. Теперь в него включается задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Фактически это вся задолженность работодателя перед работником.

3. Представителя работников могут избирать не только действующие работники, но и бывшие работники должника.

4. Задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, теперь является признаком несостоятельности (банкротства) и учитывается при рассмотрении обоснованности заявления должника о признании банкротом.

5. Установлен порядок определения задолженности по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору:

  • задолженность, возникшая на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов;
  • задолженность, возникшая после возбуждения дела о банкротстве, подлежит включению во вторую очередь текущих платежей.

6. Если должник оспаривает требования кредиторов-работников, то размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Ранее такие разногласия рассматривались в судах общей юрисдикции.

7. Самая главная новелла - работники теперь наделены правом подачи заявления о банкротстве работодателя. Законодатель установил только одно условие для возникновения такого права - задолженность по оплате труда или выплате выходных пособий должна составлять более трех месяцев. При этом размер задолженности должен быть подтвержден решением суда, вступившим в законную силу. Однако размер этой задолженности законодатель прямо не ограничил, а только указал в Законе о банкротстве, что для возбуждения дела о банкротстве должника задолженность перед кредиторами должна составлять не менее трехсот тысяч рублей. Таким образом, имея на руках вступившее в силу решение суда о взыскании задолженности по оплате труда в размере более трехсот тысяч рублей, работник обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве работодателя.

Какие неограниченные возможности это дает!!! Изменения в Закон о банкротстве от 29.12.2014 года, касающиеся запрета на выбор должником кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, казалось навсегда закрыли возможность должникам совершить «самострел» с «дружественным» арбитражным управляющим. Но, не прошло и года как «калитка» вновь приоткрылась: никто и ничто не мешает единоличному исполнительному органу (да, собственно, и участникам юридического лица) быть теми самыми кредиторами-работниками с требованиями по зарплате более трехсот тысяч рублей.

8. Новая редакция Закона о банкротстве предусмотрела процедуру созыва и проведения собрания работников, бывших работников должника и избрание представителя работников должника. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим. Данное собрание должно проводиться не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. При этом собрание правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания. Арбитражный управляющий обязан письменно уведомить всех известных работников должника о созыве собрания и опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а в случае если число работников более ста он обязан опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации (в настоящий момент таким изданием является еженедельное приложение к газете «КоммерсантЪ»).

9. Оплата услуг представителя должника осуществляется теперь за счет должника. Эта новелла позволит работникам более эффективно защищать свои права, выбирая в качестве своего представителя профессионального юриста или адвоката.

Специалисты гражданско-правового департамента Юридической фирмы «КЛИФФ» настоятельно рекомендуют избирать представителя работников при обращении в суд с заявлением о банкротстве должника, так как имеется правовая неопределенность в следующем вопросе: может ли работник самостоятельно участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве? Дело в том, что статья 34 Закона о банкротстве не упоминает работников и бывших работников в числе лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, а статья 35 Закона предусматривает, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника может участвовать только представитель работников должника. Работник, как самостоятельный субъект арбитражного процесса в Законе о банкротстве не предусмотрен, в связи с чем есть риск недопущения работника в процесс по рассмотрению обоснованности заявления о признании должника банкротом.

10. Представитель работников теперь имеет право на подачу заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в ходе конкурсного производства. Это хороший шанс работникам восстановить социальную справедливость, потрепав нервы бывшему директору или собственникам бизнеса.

11. Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований ― на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований. Эта новелла, на наш взгляд дает более эффективную защиту прав работника и ограничивает произвол арбитражного управляющего по определению размера требований работника.

12. При санации должника теперь учитываются все требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

13. Для целей подачи заявления о банкротстве работодателя работники, бывшие работники должника вправе объединить свои требования к должнику.

14. Если при рассмотрении обоснованности заявления кредитора-работника о ведении в отношении должника процедуры банкротства судом будет установлено отсутствие у должника средств, достаточных для погашения расходов при проведении процедуры банкротства, то эти расходы не могут быть возложены на заявителя-работника.

15. Изменен порядок удовлетворения требований работников-кредиторов, включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов.

Требования кредиторов второй очереди подлежат пропорциональному удовлетворению в следующем порядке:
в первую очередь ― требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более чем тридцать тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека;
во вторую очередь ― оставшиеся требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
в третью очередь ― требования о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

16. Требования по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору применяются также при банкротстве особых субъектов-должников: финансовых организаций, субъектов естественных монополий, крестьянского (фермерского) хозяйства.

Резюмируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

Вывод №1. Предоставляя большой объем прав работникам должника, перед которыми имеется задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, законодатель дает им очень эффективный инструмент для погашения задолженности. И если еще недавно очень широко использовался термин «корпоративный шантаж», то можно смело говорить о появлении понятия «трудовой шантаж» - угроза банкротства работодателя по требованию работников с целью ускорения выплаты задолженности.

Вывод №2. Изменения в Закон о банкротстве в отношении прав работников и бывших работников должника имеют серьезные пробелы и требуют законодательной доработки по следующим направлениям:

  • определить размер задолженности перед работниками и бывшими работниками, при котором они имеют право на подачу заявления в банкротстве должника-работодателя. Сейчас этот размер приравнивается к общей норме о задолженности юридического лица в размере триста тысяч. По нашему мнению, для целей подачи заявления в суд и возбуждения дела о банкротстве размер следует изменить в меньшую сторону. Например, можно установить, что для целей возбуждения дела о банкротстве должника-работодателя размер задолженности должен быть больше либо равен оплате труда работника за три месяца, в соответствии с трудовым договором.
  • установить, что к заявлению должника о банкротстве в обязательном порядке прикладывается протокол собрания работников и бывших работников, которым избирается представитель работников должника либо справка должника об отсутствии задолженности перед данной категорией кредиторов. Отсутствие протокола собрания работников или непроведение собрания работников перед подачей заявления должника о банкротстве, а также предоставление с суд недостоверных сведений об отсутствии задолженности по оплате труда и выпале выходных пособий, влечет для контролирующих должника лиц субсидиарную ответственность в размере непогашенных требований перед данной категорией кредиторов.
  • регламентировать права работников, подавших заявление о банкротстве должника-работодателя при рассмотрении судом обоснованности данного заявления. Таким образом, дать возможность работнику реализовать свои процессуальные права, как заявителю в деле о банкротстве должника.

Мы продолжим следить за новой процедурой признания должника банкротом по заявлению работника и представим свой обзор практики применения новых норм Закона о банкротстве.

Гладышев Дмитрий, Руководитель практики банкротства гражданско-правового департамента, Юридическая фирма «КЛИФФ»

1. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);

2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;

3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования - большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами, должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника.

11. Оплата услуг представителя работников должника осуществляется за счет должника. По ходатайству арбитражного управляющего размер оплаты услуг представителя работников должника устанавливается арбитражным судом.

Случайные статьи

Вверх