Правовая культура понятие функции виды. Правовая культура общества: понятие, структура, виды, функции

Правовая культура – это

    1. комплекс представлений той или иной общности людей о , его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц;
    2. совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

Характерные элементы правовой культуры личности:
    1. достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;
    2. знание действующих законов страны;
    3. соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;
    4. убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;
    5. правильное понимание (осознание) своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;
    6. правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

Показатели правовой культуры общества

Содержание правовой культуры (показатели - уровень элементов содержания):
    1. знание права,
    2. отношение к праву,
    3. привычка соблюдать право (закон),
    4. правовая активность.

Структура правовой культуры

Структура правовой культуры включает:

    • культуру правового сознания ;
    • культуру правового поведения ;
    • культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры

    1. правовая культура общества;
    2. правовая культура индивида;
    3. правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры

    • обыденная,
    • профессиональная и

Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов . Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический . Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Функции правовой культуры:

    1. познавательная (освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права; тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);
    2. регулятивная (направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка);
    3. коммуникативная (способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства);
    4. прогностическая (охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности , правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы);
    5. ценностно-нормативная (проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах).

Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»2.

«Правовая культура -- это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».3 2 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В. Д. Перевалова. - М., 1997. - С.331

3 Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000. с.161.

Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)»4 4 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М. - НОРМА,1996 с.148, законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса. «Закон как инструмент организации общественных отношений -- пока непревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля».5 5 там же с. 149

Правовая культура может быть рассмотрена с двух сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. «В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры -- нормативные суждения или деонтические модальности, включающие «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности».6 6 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997 с.568

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.

Правовая культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Поскольку культура - выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна, следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие - самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему.

«Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов».7 7 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2006. с.631

Чтобы понять сущность правовой культуры необходимо рассмотреть ее структуру. Первым компонентом можно выделить нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений.

Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно. При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются три основных уровня правовой культуры:

  • · обыденный;
  • · профессиональный (специальный);
  • · теоретический.

Правовая культура формируется постепенно. Под влиянием окружающей среды формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями -- основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения. Обыденный уровень как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения не глубоки. С помощью такой культуры нельзя объективно осмыслить и оценить все стороны правовой практики.

Однако было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденном уровне. Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения»8 8 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2006. с.633. Правовая культура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации права и обязанности его исполнения (например, заполнение налоговой декларации о совокупном годовом доходе).

Профессиональный уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.

Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение, «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации»9 9 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997 с.332, является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Заметим, что совершенствование структуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России -- правосудия.

Профессор Корельский обозначил ещё один, высший на его взгляд, уровень правовой культуры -- уровень развития всей системы юридических актов, «т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества». 1 10 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997 с.3320Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, по возможности кратким и обязательно опубликован в доступном для населения источнике. Система законодательства, основой которой является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. Укажем важную правовую тонкость, понимание которой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т. д.». 1 11 Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура» М. Просвещение, 1988 с.401Нарушение закона никогда не бывает целесообразным.

На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.

Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

Но как отмечает А.П. Семитко, «Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах.» 1 12 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. - М., 1997. - С. 2

Говоря о функциях правовой культуры, мы можем выделить такие функции, как познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, правосоциализаторская, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она признана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий а формирование правового государства. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. На этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма меж субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Профессор В.В.Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет Лазарев, - преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры». 1 13 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. - М., 2000. -С.488 3

В этой связи хочется привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина: «народ, не знающий законов своей страны, ведет вне правовую жизнь, или довольствуется....неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права..».1 14 И.А. Ильин. О сущности правосознания. - М., 1993. -С. 23-24 4

Правовая культура взаимодействует с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при э том, в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка»1 15 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. - М., 2000. -С.48 5

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных органов, должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Большие ценности современной правовой культуры были созданы ещё в Древнем Риме его замечательными юристами.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура личности - это знание, понимание и уважение права, проявляющееся в осознанном исполнении его предписаний. Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляют профессионально-правовая культура юристов.

Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В неё входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с её естественными правами.

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновенности с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы "останавливается" на поверхности правовых явлений, её обобщения неглубоки. Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставив человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов ступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное "общение" с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

Правовая культура предполагает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и так далее); результаты правовой деятельности в виде духовных материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и так далее).

Повышение уровня правовой образованности и культуры населения; преодоление правового нигилизма представляет собой важную часть повышения правовой культуры общества. В той же мере и проблемы государственного обустройства тесно связаны с повышением уровня правовой культуры на практическом, административно-организационном уровне. По мнению В.В. Лазарева, правовая культура может проявляться в 4 основных состояниях:

1. идеолого-психологическом;

2. нормативном, фиксируемом совокупностью норм права;

3. поведенческом, указывающем на характер правовых действий;

4. объективированном, закрепляющем результаты правовой деятельности.

Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы. Нормы - это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений.

Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией.

Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность - это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек осмысливает себя как гражданин. Гражданин - это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству. Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Таким образом, понятие социализации в его более общем значении представляет собой процесс социального становления человеческого индивида, формирование и развитие его социальной сущности. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства.

Правовая социализация составляет необходимую и важную часть общей социализации. Она представляет собой все более полное осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, все более широкое включение в социально - правовые отношения. Правовая социализация происходит, так же как и общая социализация в течение всей сознательной жизни человека. Процесс правовой социализации идет посредством научения: прививается определенный образ поведения и деятельности в связи с действительностью. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знания политических и общественных институтов, механизма их функционирования и так далее.

Правовая социализация может основываться на представлениях, существующих на данный момент у группы, к которой он принадлежит. Неотъемлемой составной частью процесса правовой социализации индивида выступают политическое и правовое воспитание. Его цель - формирование системы знаний, мотивов и привычки социально активного поведения. Существуют различные типы правового воспитания: обучение, просвещение, пропаганда и от его качества зависит, станут ли социальные реализовываться в его привычном поведении.

Первым типом правовой социализации являются правовое обучение и пропаганда. Правовое обучение, как любой вид обучения, происходит длительное время, с систематическим применением полного арсенала педагогической науки, воспитательных средств. Правовая пропаганда действует в основном в разовом, несистематизированном виде разовые публичные лекции, плакаты, реклама, материалы процесса и тому подобное. Поэтому эффективность этих форм подачи знании о необходимости и важности правомерного образа мысли и жизни должна быть продуманной и предварительно отработанной.

Ко второму типу непосредственных факторов правовой социализации личности можно отнести внедрение таких организационных и законодательных мер, которые максимально облегчают обращение человека к правоохранительным органам по поводу защиты своих прав, свобод и законных интересов.

К третьему типу факторов можно отнести прозрачность, легальность принятия законодательных актов, а самое главное - их неукоснительное исполнение самими органами государства, юридического института общества. Необходимо, чтобы любое решение на любом уровне и этапе его подготовки было бы доступно любому человеку, если это не наносит ущерба ходу расследования или стратегии государственной безопасности.

К четвертому, к самому распространенному виду факторов правовой социализации личности можно отнести такие формы и методы, как доверительные взаимоотношения делегирование власти, которые были бы максимально близки обычаям, традициям и нравственным нормам и ценностям самих социальных групп.

Таким образом, правовая социализация личности есть не механическое накопление новой информации о законодательной системе общества, о деятельности юридического института общества, а это сложный содержательный, осмысленный и мировоззренческий процесс, и к нему следует относиться ответственно, глубоко научно, на основе высокой культуры деятельности юридических организации общества и правительства.

Объективные факторы правовой социализации личности в целом связано с благосостоянием. Образом жизни основной части населения страны или его больших социальных групп и слоев, с политико-правовой ситуацией в государстве. Если господствующий политический режим направлен на строительство правового государства, на утверждение демократичного общества, то в целом формируется положительная атмосфера в правозаконной сфере жизни общества.

К субъективным факторам правовой социализации личности в первую очередь относится сам человек. Направленность становления человека в целом и самовоспитание личности являются самыми определяющими субъективными факторами правовой социализации личности. Родители, родственники, ближайшие знакомые, члены коллектива (друзья, учебные группы в школах, вузах, трудовой коллектив, социальные группы по интересам и тому подобное) представляют собой самые важные субъективные факторы правовой социализации личности.

Юридические и другие воспитательно-образовательные институты общества составляют особую группу субъективных факторов правовой социализации личности. Они специально опираются на научные исследования по данной проблеме, и личность рассматривают как свой объект воздействия. Общественные институты, как субъективный фактор правовой социализации личности, определяют конкретные цели, содержание, методику, дидактику и другие вопросы эффективного функционирования указанной системы. Самой главной целью такой работы следует считать формирование у личности потребности в правовой социализации.

Культура общества в целом представляет собой единство объективных и субъективных факторов, которое определяет общую направленность правовой социализации личности. Культура конкретного человека, как разновидность культурных процессов в обществе, представляет собой, с одной стороны, самую простую и понятную и, с другой стороны, самую сложную проблему. Перемещение правовых норм во внутреннюю структуру индивида невозможно без его собственных усилий, самовоспитания.

Нормы, которые направляют совместную жизнедеятельность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах;, законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека. Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), необходимы нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.

Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль-это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо -плохо, благородно-низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное суждение. Отклонение от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество.

Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего, классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам.

Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран, Сунна, Иджма, Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и другие. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.

Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы нередко имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско-правовых, брачно-семейных и иных отношений. Сегодня большинство государств являются светскими. Тем самым в них религия и право отделены друг от друга.

Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организации, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица.

Таким образом, человеческие отношения регулируются разнообразными нормами. Особо значимые для общества и государства отношения регулируются правовыми нормами или правом. В зависимости от того, какое место занимает правовые нормы в ценностной системе личности, определяется и её правовое поведение. Правовое поведение - это социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, которое подконтрольно их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.

Правовая культурачасть общей культуры общества или отдельного человека, которая тесно связана с его политической, нравственной, духовной, поведенческой и другими видами культур, адаптированностью к порядку, самодисциплине, организованности, уважение к законам и правовым процедурам. Под правовой культурой следует понимать качественное состояние правовой организации жизни людей, которое состоит в достигнутом уровне развития правовой деятельности, в качестве нормативно – правовых актов, в уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности .

Понятие правовая культура и правовое сознание близки по своему содержанию, однако они не тождественны. Если первое раскрывает процессы отражения в сознании людей различных государственно – правовых явлений, что проявляется в теориях, оценках, знаниях, то правовая культура личности показывает как феномены нашего правосознания реализуется и закрепляется в образцах и нормах правовой деятельности. Здесь проявляется обыденный, поведенческий элемент.

Как сложное, многоплановое социальное явление структура правовой культуры состоит из трех основных элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).

В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем с т р у к т у р а п р а в о в о й к у л ь т у р ы может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием пра­вовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.


Правовую культуру личности можно классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоох­ранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качествен­но овладевают правовыми навыками и умеют действовать профес­сионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на зна­ние всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является не­обходимым условием (средством) совершенствования законода­тельства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Правовая культура выполняет несколько функций : познава­тельную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуника­тивную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освое­нии правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обес­печение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому, «по вертикали» и между субъектами «по горизонтали».

Оценочная функция правовой культуры состоит в "измерении" индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует со­гласованию общественных, групповых и личных интересов, обес­печивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образова­ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тен­денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на­селения и другие изменения правовой системы.

Юридическая наука, рассматривая проблемы взаимосвязи права с культурой, использует понятие «правовая культура».

Правовая культура - это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Структура правовой культуры:

Состояние правосознания в обществе.

Действенность функционирования правовых органов и учреждений.

Уровень правотворческой деятельности (правотворчества).

Состояние законности и прочность правопорядка.

Правовая культура может быть рассмотрена и как качественное правовое состояние личности, а также общества в целом. Поэтому принято выделять два уровня правовой культуры.

Уровни правовой культуры:

1) Правовая культура личности - отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя: - правосознание человека; - привычку к правомерному, законопослушному поведению; - правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей. Примеры проявления: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Уважительное отношение к праву. Стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм. Готовность остановить правонарушение и др.

2) Правовая культура общества - отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности. Складывается из правовой культуры отдельных граждан. Примеры проявления: незыблемость конституционного строя. Признание верховенства законов. Уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина. Системность и доступность законодательства. Строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание (правовое сознание) - это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Принято различать несколько уровней и видов правосознания.

Уровни правосознания:

Обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

Профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

Научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:
Индивидуальное: формируется у конкретного индивида.
Групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).
Общественное.

Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек:

Признает необходимость права;

Соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха;

Уважительно относится к правам других.

Правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является лишь частью общественного сознания. Правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и материальные составляющие права - юридические учреждения, их организацию, отношения.

Два важных элемента - уровень развития правотворчества и состояние законности и правопорядка в стране характеризуют как бы два измерения правовой культуры, от взаимной согласованности которых во многом зависит качество правовой жизни общества.

Правотворчество (правотворческая деятельность) - специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.); правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.); правотворчество организаций, учреждений, предприятий.

Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.

Законотворческая деятельность (законотворчество) - это правотворческая деятельность высших представительных органов - парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.

В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.

Законность - это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:

Соблюдение и уважение права;

Понимание его культурной и духовной ценности.

Это делает законность важной политико-правовой характеристикой общества.

Кроме того, уровень законности показывает, насколько законы соответствуют правовым представлениям населения на данном историческом этапе, а также насколько они отвечают потребностям общества и способствуют его развитию.

Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.

Правопорядок - установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.

Правопорядок характеризуется следующими критериями:

Высоким уровнем соблюдения законов;

Обеспечением и реализацией субъективных прав;

Исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Правовая культура в реальной жизни выполняет следующие функции:

1) Познавательно-преобразовательная - теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения. Примеры проявления функции: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.

2) Праворегулятивная - обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом. Примеры проявления функции: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.

3) Ценностно-нормативная - оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения. Примеры проявления функции: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.

4) Правосоциализаторская - формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание). Примеры проявления функции: уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.

5) Коммуникативная - регулирование общения граждан в правовой сфере. Примеры проявления функции: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.

6) Прогностическая - анализ тенденций, характерных для правовой системы общества. Примеры проявления функции: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

Правовая культура имеет большое значение для гражданина и общества:

Гармонично развивает человека, способствует созданию правовых ценностей;

Накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;

Отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы.

Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Случайные статьи

Вверх