Виды криминологического прогнозирования. Особенности криминологического прогнозирования Криминологическое прогнозирование по срокам


Оглавление

1. Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. 3
2. Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования. 4
3. Назовите сферы преступной деятельности, для которых наиболее характерны групповые формы противоправных проявлений. 6
4. Каково значение изучения личности преступника для индвидуализации наказания? 6
5. Укажите этапы криминологических исследований. 7
6. Какие преступления входят в десятку наиболее распространенных? 10
7. Верно ли предположение о том, что чем крупнее город, тем выше в нем уровень преступности? 11
8. Укажите уровни рассмотрения преступного поведения лиц, совершивших государственные преступления. 12
9. Назовите сферы преступной деятельности, для которых наиболее характерны групповые формы противоправных проявлений. 13
10. Какие наиболее существенные изменения в структуре умышленных убийств произошли в 1990-х годах при переходе к рыночным отношениям? 13
Список источников и литературы 16

1. Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека.

Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, мнительность, равнодушие, рассеянность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть. Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?

Характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, замкнутость, старательность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, мнительность, равнодушие, рассеянность, музыкальная одаренность, конформизм, зависть.
Могут детерминировать антиобщественное поведение: замкнутость, аккуратность, высокая эмоциональная возбудимость, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, мнительность, равнодушие, конформизм, зависть.
Криминологически нейтральны: общительность, трудолюбие, старательность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, рассеянность, музыкальная одаренность.

2. Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.

Криминологическое прогнозирование - процесс научного познания будущего состояния преступности, факторов, влияющих на ее изменения, и разработки криминологического прогноза. Такое прогнозирование ориентировано на оценку вероятного состояния преступности с учетом ее наблюдаемых тенденций и допустимых в будущем изменений с целью оптимизации решений, направленных на противодействие ей, повышения их научной обоснованности .
Криминологический же прогноз, как результат прогнозирования, представляет собой научно обоснованное, вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях развития преступности, ее детерминантах и последствиях, личности преступника, а также о мерах предупреждения преступлений, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений. Однако такое определение в некоторой степени является односторонним, поскольку не учитывает силы, противодействующие преступности, и возможности наступления иных последствий. В криминологическом прогнозе важно учитывать не только характеристики преступности как основного объекта такого прогнозирования, но и изменения субъектов, оказывающих предупредительное воздействие на преступность.
Научное криминологическое прогнозирование исходит из современного состояния изучаемых явлений, характеристики которых претерпят изменения в будущем. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знании тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее, на использовании научно обоснованных методов исследования.
Неотъемлемыми составными частями криминологического прогноза являются описания прошлого и настоящего состояния объекта, в качестве которого выступает преступность. Анализ изменения преступности в этих временных параметрах позволяет установить ее общие закономерности и возможные тенденции, которые служат связующим звеном между описанием настоящей и прошлой ситуаций и установлением вероятностных характеристик преступности в будущем. Как и любая сознательная деятельность, криминологическое прогнозирование имеет следующие специфические цели и задачи:
- установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении;
- выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;
- выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития (совершенствования) правоохранительных органов;
- установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;
- выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.
Чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих - правильно и........

Список источников и литературы

1. Криминология / Под ред. А.И. Долговой.  М.: Норма, 2011.  852с.
2. Криминология / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского.  М.: Юридическая литература, 2011.  384с.
3. Криминология / Под ред. В. Е. Эминова.  М.: Норма, 2011.  158с.
4. Криминология / Под ред. В. П. Сальникова.  СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011.  254с.
5. Криминология / Под ред. В.Д. Малкова  М.: ЗАО Юстицинформ, 2011.  452с.
6. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева.  СПб.: ПИТЕР, 2011.  422с.
7. Криминология / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е. Эминова.  М.: Юристъ, 2011.  456с.
8. Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой.  М.: Зерцало, 2011.  160с.

Социально-правовая природа преступности обязывает подходить к ее изучению опираясь на методы, свойственные гуманитарным на­укам 1 .

Методы делятся по сфере их применения на общие для всех иссле­дований и частные.

К общим методам относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, эксперимент. Они разрабатываются в сфере фор­мальной и диалектической логики и используются для решения конк­ретных познавательных задач. Так, синтез применяется в процессе со­единения отдельных частей в целое, анализ - в процессе разложения целого на части и т.д.

Частные методы применяются в конкретных научных дисципли­нах. С их помощью изучаются определенные свойства и связи криминологических явлений, прогнозируется преступность и инди­видуальное преступное поведение и др.

Криминологическое исследование представляет собой единство познания и оценки. В процессе познания исследователь получает фактические данные о преступности, ее «фотографию», специфи­чески отраженную в системе признаков, показателей, характерис­тик. Конкретно-криминологическому исследованию должен пред­шествовать определенный теоретический анализ проблемы, в частности осмысление уже полученных ранее эмпирических дан­ных.

Непосредственная цель криминологических исследований пре­ступности - это:

а) получение информации о количественно-качественных параметрах преступ- # ности, ее детерминантах, об эффективности мер, направленных на противо­действие ей;

б) разработка на этой основе системы концептуальных и прикладных рекомен­даций по совершенствованию предупреждения преступности (преступлений) и социального контроля над ней в целом.

1 См. также: Долгов А.И. Криминология. М., 1999. С. 17-30.

Существуют различные виды информации. Криминологическую ин­формацию можно определить как содержание, устраняющее не­определенность знаний о явлениях, названных выше, система которых составляет предмет криминологических исследований.

Криминолог как субъект поиска необходимой и достаточной для исследования криминальных явлений информации должен:

Определить свои потребности в информации и в информационном обеспече­нии;

Выяснить, нет ли нужных сведений в источниках, которыми он уже распола­гает;

Определить, пригодны ли для использования наличные данные, в какой мере, в каком объеме, и обозначить недостающие;

Наметить наиболее подходящие каналы извлечения (поиска) недостающей ин­формации;

Включиться в общую систему каналов с учетом необходимости информацион­ного обеспечения деятельности данного субъекта;

Обеспечить упорядочение, приведение в систему, хранение информации и воз­можность ее последующего использования;

Постоянно контролировать процесс извлечения информации с точки зрения соответствия его существующим правилам и рекомендованным методикам.

Кроме того, обязательно:

Знание круга лиц, имеющих возможность или обязанных направить информа­цию;

Умение различать источники информации в зависимости от ее содержания;

Отбор и классификация информации исходя из собственных информационных потребностей и значения информации;

Устранение излишней информации (повторной, уже учтенной, неверной, не имеющей никакого значения для исследования соответствующей проблемы);

Определение режима (порядка использования и хранения) информации.

Субъект поиска информации при этом выступает и как потребитель, и как пе­редатчик информации.

Использование информации в процессе криминологических иссле­дований представляет собой специфическую деятельность по получе­нию (сбору), анализу и оценке этой информации для формулирова­ния выводов, принятия решений, направленных на слежение за криминологической обстановкой (включая прогноз), и осуществле­ние мер противодействия преступности. Использование информации является логическим и фактическим завершением информационного обеспечения этого процесса.

По содержанию используемая при криминологических иссле­дованиях информация подразделяется на политическую, в которой от­ражены сведения об основных целях, задачах и направлениях про­тиводействия преступности (например, Федеральная целевая програм­
ма по усилению борьбы с преступностью на 2000-2001 гг.); экономи­ческую, содержащую данные об экономических условиях деятельнос­ти субъектов профилактики правонарушений (финансовое обеспе­чение, наличие кадров, техники и т.д.) и населения (разрыв в уров­нях дохода различных категорий и слоев общества, прожиточном минимуме и минимальной заработной плате и пенсии и т.д.); со- циально-демографическую (данные о численности и плотности на­селения, его половозрастной структуре, национальном составе, обра­зовательном уровне, роде занятий на предприятиях различных форм собственности, семейном положении, соотношении городского и сель­ского населения, темпах изменения этого соотношения, структуре и уровне миграционных процессов и т.д.); социально-культурную (све­дения о деятелькости государства и органов местного самоуправле­ния по обслуживанию членов общества благами культуры и о расхо­дах населения на приобретение книг, журналов и газет, посещение театров, туристические поездки и т.д.); правовую, представляющую собой совокупность норм права, регулирующих разнообразные сто­роны деятельности по противодействию преступности, и т.д.

В процессе криминологического исследования используется мно­жество взаимосвязанных и взаимозависимых видов информации (офи­циальной и неофициальной, исходной и преобразованной, внутрен­ней и внешней, текущей и периодической, и т.п.), классифицируемых и по иным основаниям. Такие классификации - не самоцель, а прак­тическая потребность, обусловленная необходимостью ответа на су­щественные для науки и практики социального контроля над пре­ступностью вопросы: кто, когда и где совершает преступления; каковы причины и условия (обстоятельства, ситуация, потребности, интересы, мотивы, установки, направленность, цели) преступного поведения? Это, в свою очередь, поможет ответить на вопросы, в какой связи и какая информация необходима для организации предупредительной деятельности с учетом дифференциации соответствующих мер, для управления процессом противодействия преступности на различных уровнях.

55

В процессе изучения проблем преступности и мер противодействия ей используются разнообразные источники получения (и происхожде­ния) информации. Источники информации - это явления, люди, до­кументы, предметы, содержащие интересующие исследователя дан­ные. Источниками информации о преступлениях и преступниках, о преступности в целом, эффективности противодействия ей служат: статистические отчеты, обзоры, аналитические справки и доклады, документы единого учета (статистические карточки) преступлений,

3 Криминология
материалы уголовных дел, письма, сообщения, заявления граждан и должностных лиц, материалы прессы, радио, телевидения и другие документы, содержащие сведения о преступлении и преступнике.

Закономерности преступности проявляются только при достаточ­но большом числе наблюдений. В связи с этим главным источником криминологической информации является статистическая отчет­ность о состоянии преступности и результатах борьбы с ней. Однако для суждения о закономерностях преступности и ее уровне статис­тических данных недостаточно. Здесь важны результаты научных криминологических исследований (выступающих вторым главным источником одноименной информации), которые проводятся как специализированными научными учреждениями, так и отдельными учеными.

Научные криминологические исследования, проводимые по более широкой программе, с привлечением данных других видов социаль­ной статистики, позволяют глубже проникнуть в сущность криминаль­ных явлений, их социальную обусловленность и антисоциальную на­правленность. Научный подход является обязательным требованием практического решения проблем управления системой воздействия на преступность 1 .

Еще по теме § 1. Научные и информационные основы криминологических исследований:

  1. § 1. Понятие, задачи и организационные основы криминологического исследования
  2. 8.1. Правовые основы проведения морских научных исследований
  3. 8.1. Научные основы криминалистического исследования письма
  4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ,ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ
  5. Тема 7. Криминалистическое исследование следов Лекция 1. Научные основы трасологии
  6. 11.1. Общие положения и научные основы исследования документов
  7. § 1. Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи
  8. 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ, ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ
  9. § 1. Развитие научных исследований и создание теоретических основ кодификации законодательства об исполнении уголовных наказаний и его реформы
  10. § 3. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И СЛЕДОВ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 1. Научные основы криминалистической взрывотехники
  11. § 2. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХОЛОДНОГО ОРУЖИЯ 1. Научные основы учения о холодном оружии

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

«Криминологическое прогнозирование криминогенной ситуации. Планирование мер предупреждения преступлений на административном участке».

Введение: 2

1. Криминологическое прогнозирование оперативной обстановки 6

2. Виды, сроки и методы прогнозирования. 12

3. Планирование и координация работы по предупреждению преступлений на административном участке 14

4. Комплексное использование сил и средств государственных органов и общественных формирований в предупреждении преступности 19

Заключение 31

Литература 32

Введение:

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Республики Беларусь. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Республики Беларусь. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность.
Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".

Все вышесказанное в особенной степени касается уголовно-правовых наук, в том числе и криминологии - науки, изучающей преступность.

В 1991 году Беларусь занимала по уровню преступности 4-е место после
России, Казахстана и Молдовы. В 1995 году она вышла на 2-е место после
России с коэффициентом преступности 1284 преступления на 100 тыс. жителей.
К 2000 году в большинстве государств СНГ зафиксировано снижение коэффициента преступности. В Беларуси он вновь возрос и после России это самый высокий показатель (1357 преступлений на 100 тыс. населения). В 2001 году эта позиция Беларуси сохранилась, хотя показатели изменились. Таким образом, статистические данные свидетельствуют, что по уровню преступности
(имеется в виду данный показатель), а, следовательно, и криминализации общества, Беларусь приближается к России, опережая все другие государства
СНГ, занимая после нее второе место.

О негативных тенденциях в развитии преступности в Беларуси свидетельствуют и другие факты. Например, в 2000 году во всех государствах- участниках СНГ число тяжких преступлений в сравнении с 1999 годом сократилось в среднем на 4%. При этом в Беларуси оно возросло на 8%. В среднем по странам Содружества произошел рост преступности, связанной с наркотиками, на 11%, в Беларуси - на 20%.

Наряду с коэффициентами качественную составляющую характеризуют и другие показатели преступности. Так, в исследуемом десятилетии значительно повысилась опасность совершаемых преступлений. Характерными признаками их стали дерзость, вооруженность, изощренность способов совершения, что повлияло на общее состояние безопасности человека в обществе. Структура преступности претерпела изменения: активно проявляет себя коррупция, организованная и профессиональная преступность, незаконный оборот наркотических средств, экономическая преступность и ее разновидности в финансовой и банковской сферах, в предпринимательской деятельности, легализация преступных доходов и прочее. Происходят опасные процессы сращивания экономической и общеуголовной преступности. Значительная часть преступлений остается латентной либо регистрируется, но не раскрывается.
Например, на конец 2000 года около 350 тыс. преступлений прошлых лет остались нераскрытыми (в т.ч.более 1000 убийств, 2,7 тыс. тяжких телесных повреждений, 18 тыс. грабежей, около 3 тыс. разбоев, более 27 тыс. краж и ряд других преступлений). Наиболее распространенными видами являются преступления против собственности и экономические преступления, составляющие более 70% всех преступлений, совершаемых в республике. В наибольшей степени подвержены криминализации сферы предпринимательства, государственной службы и некоторые другие.

К 2000 году более половины всех преступлений составляли тяжкие
(54,5%). Тенденция роста тяжких преступлений сохраняется, хотя здесь тоже просматривается некоторое замедление, а в 2001 году - даже снижение.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в государствах СНГ в разных источниках часто не совпадает. Поэтому данные за 1991 и 1995 годы приводятся мной по книге В.В. Лунева, как научно более достоверные.

Данные за 2000 год приводятся на основе информации Статкомитета СНГ
; за 2001 год - на основе данных Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ.

На мой взгляд, главной причиной роста преступности является политическая и экономическая нестабильность в белорусском обществе.

Так же стоит отметить:

Влияние социальной среды на рост преступности

Общественный строй государства со своей идеологией и структурой влияет на рост преступности

В кризисные моменты развития общества количество преступлений растет.

Выявление причин преступности, криминологическое прогнозирование оперативной обстановки, планирование и координация работы по предупреждению преступлений, раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению. Именно об этом и пойдет речь в моей контрольной работе.

1. Криминологическое прогнозирование оперативной обстановки

Еще до появления науки криминологии, люди задумывались о причинах отрицательных явлений, в том числе преступности. Примитивные, ненаучные представления типа тех, что в преступника вселяется дьявольская сила, сменялись попытками глубже понять природу человека и устройство общества, получить более удовлетворительные объяснения преступности и ее причин.
Расхождения между сторонниками естественнонаучных подходов к анализу преступников и преступности и теми, кто больше ориентировался на изучение социальных явлений, привели к появлению и развитию двух основных школ в криминологии – антропологической и социологической. Их объяснения причин преступности были противоположными и часто несовместимыми.

Под причинами преступности мы понимаем такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение.

Помимо причин преступности существует еще понятие условий, способствующих совершению преступлений. К ним относятся как природные, так и социальные или технические факторы. Сами по себе эти условия не порождают преступлений, но помогают их реализации, осуществлению. Таким образом, условия – это такие явления, которые сами не порождают преступность и преступления, а способствуют, облегчают, интенсифицируют формирование и действие причины. Вместе с тем условия и причины иногда могут меняться местами; одно и то же явление (например, бесхозяйственность) может в некоторых случаях порождать преступления, а в других только содействовать им.

Таким образом, с учетом изложенного, я могу отметить, что причины и условия преступности – это система негативных для соответствующей общественно-экономической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие.

Причины и условия преступности по происхождению и сущности социальны.
Они всегда включены в систему социальных противоречий общества.
Соответственно социальна и природа порождаемого ими следствия – преступности.

Причины преступности и условия, ей способствующие, объединяются общим термином детерминации преступности, т.е. объективной зависимости причинной обусловленности ее от других явлений природы и общества. Криминогенные детерминанты (причины и условия преступности) образуют относительно целостное множество составляющих их компонентов, т.е. систему. Сюда входят комплексы причин и условий отдельных видов преступлений, например насильственных, корыстных, рецидивных и пр.; различаются и уровни криминогенных детерминант.

Итак, причины – это те социально-психологические явления, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Чуждые господствующим в обществе идеологии и психологии, его системе ценностей, но объективно существующие и воспроизводимые в нем в силу ряда «своих» причин традиции, нравы, привычки, интересы и мотивация составляют причины преступности.

Между причинами и условиями существует тесное взаимодействие, наличие которого и позволяет использовать обобщенное понятие «криминогенные детерминанты», охватывающие и те и другие. Условия не могут сами породить преступление и пре6ступность. Однако без их наличия причина не может ни сформироваться, ни реализовываться. Причины по содержанию носят социально- психологический характер, тогда как условия имеют также экономическое, политическое, правовое, организационное и т.п. содержание.

Причины и условия преступности – всегда негативные явления с точки зрения господствующих социальных интересов. Поэтому все государства ведут с ними более или менее успешную борьбу.

Вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) преступности, ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений и указание их примерных сроков называется – криминологический прогноз преступности.

Криминологическое прогнозирование обязательно предшествует этапу разработки профилактических мер, после анализа качественно-количественных характеристик и представляет собой процесс получения, обработки и анализа необходимой для прогноза информации. К примеру, на мой взгляд, можно с уверенностью сказать, что закрытие в результате ухудшения экономической обстановки какого не будь градообразующего предприятия, с последующими массовыми увольнениями и ростом безработицы – спровоцирует резкое снижение уровня жизни населения данного региона, что повлечет рост корыстных преступлений, в особенности грабежей и разбоев. Любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность. Рыночные отношения изначально отягощены преступностью. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции, а значит – на подавлении конкурентов, на запрограммированной избыточности рабочей силы, т.е. безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Если при административно-командной системе безработица была скрытой, что проявлялось в неполной занятости людей на рабочем месте, а отсюда в низкой, ниже прожиточного уровня зарплате, в наличии людей без определенного места жительства и занятий и т.п., то рыночные отношения – это безработица открытая, официальная. А безработица – резерв преступности. Это доказано всей историей развития человечества.

Особо негативную роль играет громадный разрыв в уровне жизни бедных и богатых людей (1:15 или даже 1:20). И если на одном полюсе преступность порождается нищетой значительных слоев населения, то на другом – ничем не обузданным стремлением к сверхдоходам, к обогащению за счет государства и общества.

Необходимо знать, что криминологическое прогнозирование является:

* разновидностью социального предвидения;

* отраслью юридического прогнозирования и

* самостоятельным видом прогнозирования.

Процесс криминологического прогнозирования по своей сути должен быть непрерывным, требующим постоянного систематического уточнения по мере накопления новых данных. Т.е. стремление к законченным, не нуждающимся в уточнении прогнозам может привести к ненадежным результатам или даже к ложным выводам.

Также необходимо знать, что существующая “проблема неопределенности” позволяет прогнозу быть только приблизительным, а не абсолютно точным. В самом слове “прогноз” уже заложена невозможность точного “прогнозирования”.
Но важно помнить в этом случае, что “даже плохой прогноз лучше хорошей неопределенности”. Как мне кажется, был бы прогноз преступности точным на все сто процентов, все правоохранительные органы работали бы только на профилактику преступлений.

Источниками прогноза являются не только данные, отмеченные как качественно-количественные характеристики преступности, но и, так называемая, “опережающая информация”. Например, отслеживание будущего изменения уголовного законодательства, обязательно внесет коррективы в прогноз преступности и соответственно в систему ее предупреждения.

Приведу пример из этой области. Так, в новом Уголовном кодексе
Республики Беларусь 1999 г., в отличии от Уголовного кодекса 1961 г., был отменен такой квалифицирующий признак грабежа, как «насильственный грабеж».
Что позволило прогнозировать сокращения количества совершенных грабежей, в связи с изменением действующего законодательства. О чем и рапортовали начальники всех Управлений. Однако при этом, как не странно, рост разбоев резко увеличился. В настоящий момент, в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в ныне действующий Уголовный кодекс Республики
Беларусь, касающиеся вновь внесения такого понятия в Уголовный кодекс как
«насильственный грабеж», мы можем смело прогнозировать увеличение количества грабежей и сокращения разбоев.

Таким образом, цели криминологического прогнозирования формулируются следующим образом:

Общая цель - установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей и отыскание способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.

Общая цель предопределяет основные цели следующего уровня:

1. обеспечение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;

2. принятие длящихся управленческих решений;

3. выработку общей концепции борьбы с преступностью;

4. выбор оптимального пути совершенствования деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью;

5. установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

6. определение возможностей появления новых видов преступлений и

“отмирания” имеющихся в настоящем, а также причин и условий, способных повлиять на это;

7. установление возможного появления новых категорий преступников.

Перечисленные цели криминологических прогнозов являются основными.
Другие цели соответствуют названным, вытекают из них и соотносятся с ними как частное с общим. Все они (цели) должны постоянно уточняться, конкретизироваться, обновляться в связи с непрерывностью самого процесса прогнозирования.

В зависимости от целей прогнозирования, объекта исследования и сроков прогнозирования определяются и задачи прогнозирования.

Основными задачами являются:

* получение информации об изучаемом будущем;

* соответствующая обработка этой информации;

* обобщение всех показателей “будущей” преступности;

Самая основная задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы на основе выявленных показателей определить в прогнозируемом периоде наиболее важные и эффективные пути (средства и меры) борьбы с преступностью.

2. Виды, сроки и методы прогнозирования.

Криминологическое прогнозирование в широком смысле классифицируется на два вида:

1. прогнозирование науки криминологии (прогнозирование криминологических исследований, определение переспектив развития, конкретных направлений науки) и

2. прогнозирование преступности (первичной и рецидивной).

В каждом из этих направлений (первичном и рецидивном) выделяются прогнозирование преступности (различных категорий обследуемых: по контракту или призыву, офицеров, прапорщиков; мужчин или женщин); отдельных видов и групп преступлений; преступности в разных административных участках.

Самостоятельным видом прогнозирования является прогнозирование индивидуального антиобщественного (преступного) поведения (индивидуальное прогнозирование).

Объединение информации всех (или части) перечисленных прогнозов составляет совокупный криминологический прогноз.

Любое прогнозирование проводится с целью составления прогноза на тот или иной конкретный срок. Т.е. по времени прогнозы делятся на:

(кратносрочные (от одного до 2-х лет) - обслуживают текущие задачи борьбы с преступностью. Как правило, эти прогнозы достаточно достоверны;

(среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет) - позволяют учитывать возможное воздействие на преступность и ее изменение явлений макросоциального уровня; использовать антикриминальный потенциал этих явлений и процессов; своевременно разработать адекватные меры по нейтрализации или ослаблению возможных криминогенных последствий, подготовить соответствующие людские, материальные и иные ресурсы и т.д.

(долгосрочные (до 10-ти - 15-ти лет) при существующих методиках могут давать лишь некоторые общие оценки возможных тенденций преступности.

Практика деятельности органов внутренних дел также показывает необходимость сверхкраткосрочных криминологических прогнозов - на сутки, неделю, месяц, квартал.

В криминологическом прогнозировании используются общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания.

Специальные методы криминологического прогнозирования, которые могут быть сгруппированы в три основные группы:

* методы экстраполяции;

* методы моделирования и

* методы экспертных оценок.

Методы эстраполяции лежат в основе всякого прогноза. Сущность этого метода состоит в изучении прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.

На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации.

Следующий метод - моделирования, представляет из себя разработку математических моделей.

Метод экспертной оценки - выяснение мнения научных и практических работников, отобранных по ряду признаков (стаж работы, квалификация, сфера научных интересов и пр.)

Более подробно следует остановиться на индивидуальном прогнозировании преступного поведения.

Его принципами должны быть:

1. системность (субъект является частью системы);

2. преемственность;

3. вероятностность (вероятностные прогнозы относительно поведения человека называются пропабилистическими /от лат. probabilic - вероятный/);

4. относительность;

5. многозначительность.

3. Планирование и координация работы по предупреждению преступлений на административном участке

Преступность в современном научном представлении – сложное социальное явление с признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов развития общества и личности, представляющее совокупность преступлений, совершенных в конкретный отрезок времени (например, в течение года). Она имеет качественные и количественные характеристики, раскрывающие ее структуру, состояние и динамику. Причинно-следственный комплекс, порождающий преступность, наряду с другими (социальный, экономический, личностный) имеет в своей основе национально-государственный компонент, включающий несколько уровней: национальный (в смысле государственно-территориального образования), региональный и международный. В этой связи ошибочным является представление о преступности как о некой простой сумме совершенных в обществе отдельных преступлений. Научными исследованиями установлено, что напротив, это сложное, специфическое и многоаспектное социальное явление.
Будучи продуктом общества, оно обладает собственными характеристиками и закономерностями развития, способное оказывать обратное влияние на породившие его социальные условия.

Поэтому я считаю, что недооценка этих положений, просчеты в изучении преступности, ее прогнозировании, разработке и применении мер воздействия на нее ведут к серьезным потерям для общества.

Борьба с преступностью имеет два взаимосвязанных направления: собственно профилактику и обеспечение неотвратимости наказания, исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления. Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью выдвигаются на первый план в случаях подготовки и совершения конкретных преступлений. Ведущую же роль в борьбе с преступностью играет профилактика в собственном смысле слова, т.е. устранение или нейтрализация причин и условий преступлений, прежде чем они привели к совершению общественно-опасного деяния.

Одна из характерных черт профилактики – это ее многоаспектность и комплексность.

Предупреждение преступности имеет определенный комплекс и иерархию целей, которые конкретизированы во времени, в территориальном и отраслевом резервах, применительно к категории ям преступлений и уровню профилактической работы. Они реализуются через согласованную деятельность, взаимодействие, взаимопомощь субъектов (участников) профилактики. Все это позволяет говорить о предупреждении преступности, как о стройной целостной системе.

Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.

Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности.
Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности1 .

В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности.

К ним, в частности, относятся:

* недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов;

* неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов;

* отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы;

* разработка криминологических разделов планов без предварительных

(предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов;

* отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов. Так, например, устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к росту психо-эмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В свою очередь указанные обстоятельства способствуют возрождению детской безнадзорности как социального явления. Сказанное характерно как для Республики в целом, так и для г. Минска. В этих условиях особую тревогу вызывает отсутствие единой программы поддержки семьи и устойчивого финансирования тех мероприятий по поддержке семьи, которые в нашем государстве все же осуществляются. Однако на криминогенную ситуацию влияют не только экономические факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный кризис. В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология.
Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет перманентный (постоянный) ремонт. Ее мировоззрение, система нравственных ценностей складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого» рынка, правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество больше всех страдают самые чуткие - дети и молодежь.

Не смотря на то, что, как мне кажется, органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества, положение в борьбе с преступностью все же ухутшается.

4. Комплексное использование сил и средств государственных органов и общественных формирований в предупреждении преступности

Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер государственного, общественного и государственно-общественного характера, устраняющих причины и условия преступности либо их нейтрализующих
(ослабляющих, ограничивающих) и тем самым обеспечивающих сокращение, а в исторической перспективе – ликвидацию преступности.

Предупреждение преступлений имеет следующие основные цели:

противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания преступности и нейтрализации ее негативных последствий;

устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;

индивидуальное профилактическое воздействие в отношении конкретных лиц.

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное
(или общее) и специальное предупреждение преступности.

Общесоциальное предупреждение напрямую не связано с преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.

В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по- новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения - упреждающего противостояния преступности.

Суть общесоциальное профилактики состоит в том, что она осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством, включена в реализацию этих задач.

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности - его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально- криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

Специальная профилактика определяется как комплекс средств правового воздействия и воспитательных, организационных, технических мер, направленных именно на предупреждение преступности в целом, преступности какого либо вида или конкретного преступления.

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение и предупреждение рецидива. Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий, как профилактика, предотвращение, пресечение.

Профилактика преступлений - задача всего общества и всех органов государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Круг этих субъектов определяется в законодательном порядке.

Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты - это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственными и негосударственными органами, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам.

Предупреждение преступлений осуществляют органы государственной власти, их территориальные органы, иные государственные органы, в компетенцию которых входит защита прав и свобод человека и гражданина.

В предупреждении преступлений также участвуют органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане в пределах и формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции обязан выявлять обстоятельства и ситуации социального, психологического, управленческого, экономического и иного характера, непосредственно обусловливающие или облегчающие возможность совершения преступлений и принимать меры к их устранению. О выявленных причинах преступлений и условиях, способствующим их совершению, государственные органы информируют соответствующие компетентные государственные органы, организации, полномочные принимать меры к их устранению.

Так, например, криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики, осуществляемой органами следствия и дознания, прокурорского надзора и судебной системы, специфическими методами и средствами, присущими только этим органам. Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.

В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками ОВД.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

V Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

V Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

V Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.

V Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.

V Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

Основы виктимологической профилактики.

Виктимология - учение о жертве. Применительно к теории и практике предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений.

Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного поведения значимы личностные качества людей, кот затем становятся жертвами преступления. Тот же опыт подтверждает и еще одну истину: преступления могло и не быть, а начавшееся - окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику.

Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, кот предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика - специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Индивидуальное предупреждение - это прежде всего воздействие на тех лиц, от кот можно ожидать совершение преступлений, и их социальную среду.
Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Основаниями применения мер индивидуального предупреждения преступлений являются следующие юридически установленные факты:

Неоднократного, совершения лицом административных правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности, свидетельствующие о возможности совершения им преступления;

Наличия в деянии лица признаков состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела; освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;

невыполнения лицом, осужденным без назначения наказания либо с освобождением от наказания, условно или с отсрочкой исполнения приговора, обязанностей, возложенных на него приговором суда, если отсутствуют основания для отмены уголовного осуждения или отсрочки исполнения приговора;

Антиобщественного поведения лиц, ранее судимых за совершение тяжких и

Особо тяжких преступлений.

Данные факты устанавливаются в результате:

Предварительного следствия, дознания и судебного разбирательства; проведения прокурорских проверок;

Осуществления оперативно-розыскной деятельности;

Осуществления иной служебной деятельности

правоохранительными или контролирующими органами;

Рассмотрения сообщений организаций, общественных объединений, заявлений и жалоб граждан, публикаций в средствах массовой информации.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются: антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которое достаточно вероятно; криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения; криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению); непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении; элементы неблагоприятной жизненной ситуации, кот объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования: своевременность, последовательность, реальность, законность.

Индивидуальное предупреждение преступлений осуществляется в отношении следующих лиц:

Освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;

Осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

Осужденных, которым отсрочено отбывание наказания;

Осужденных условно;

Освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания;

Освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;

Совершивших административные правонарушения при обстоятельствах, отягчающих ответственность;

Больных алкоголизмом и наркоманией, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения и совершающих административные правонарушения;

родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

Как и любая область социального управления в обществе, профилактика преступность должна отвечать ряду принципов.

Предупреждение преступлений основывается на принципах законности, демократизма, гласности, социальной справедливости, комплексности, а также своевременности и достаточности мер предупреждения преступлений.

Деятельность субъектов предупреждения преступлений реализуется в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Меры предупреждения преступлений применяются при наличии установленных законодательством Республики Беларусь оснований при неуклонном соблюдении прав и законных интересов лиц, в отношении которых они применяются.

Демократизм предупреждения преступлений означает его осуществление широкой системой государственных органов, с участием в этой деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан.

Предупреждение преступлений осуществляется в интересах защиты законных интересов лиц и восстановления их нарушенных прав и свобод. Применение мер предупреждения преступлений должно соответствовать характеру и степени общественной опасности противоправного деяния лица.

Комплексный подход в предупреждении преступлений означает применение взаимосвязанных мер экономического, социально-политического, правового, психолого-педагогического, организационного, технического и иного характера, направленных на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; сочетание общего и индивидуального предупреждения преступлений; скоординированное взаимодействие субъектов предупреждения преступлений.

Участие граждан, как индивидуально, так и через общественные организации в обеспечении правопорядка, предупреждения и пресечения преступлений имеет существенное значение, ведь государственные органы, призванные обеспечивать личное, имущественное и общественное спокойствие не могут выполнять поставленные задачи в полной мере без участие самих граждан. В этих целях и создаются общественные органы, органы общественной самодеятельности, привлекаются к защите прав и законных и интересов граждан лица в индивидуальном порядке (внештатные сотрудники милиции).

В этой работе принимают участие:

Общественные пункты охраны порядка;

Общественные ИДН;

Советы профилактики учебных и трудовых коллективов;

Товарищеские суды;

Общественные воспитатели и шефы;

Внештатные сотрудники милиции;

Другие добровольные помощники.

Взаимодействие - это совместная, согласованная по месту, времени и целям деятельность служб и подразделений органов власти и государственного управления, общественных объединений, населения по борьбе с преступлениями и правонарушениями, выявлению и устранению причин противоправного поведения и условий, способствующих совершению антиобщественных поступков.

Оно предполагает:

Налаживание взаимного обмена информацией;

Совместное планирование мероприятий;

Совместное проведение предусмотренных планом и внеплановых мероприятий;

Анализ положения дел;

Подведение итогов проделанной работы;

Обобщение и распространение передового опыта.

Формы и методы взаимодействия ОВД и общественности весьма многообразны. К ним относятся совместное патрулирование, проведение рейдов
ППНМ с дружинниками, внештатными сотрудниками; согласованная расстановка сил при выставлении постов, например, в случаях возникновения эпидемий, эпизоотии; помощь общественности со стороны ОВД в ее правоохранительной деятельности (например, обучение формам и методам борьбы с правонарушениями, планирования работы); различные организационные мероприятия, направленные на обеспечение совместной и согласованной деятельности по охране общественного порядка (совместные семинары, совещания и. д.).

Взаимодействие милиции и общественности рассматривается как вид управления. Содержанием формы управления являются соответствующие задачи и функции субъектов. Под методом управления понимается способ воздействия на управляемые объекты. Метод управления отвечает на вопросы: как реализуются задачи, с помощью каких конкретных приемов и средств.

Рассматривая взаимодействие как согласованную или совместную деятельность милиции и общественности, формы взаимодействия можно определить как внешнее выражение согласованной или совместной деятельности милиции и общественности по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. Формами взаимодействия будут, например, совместная разработка и реализация комплексных планов профилактики, совместные совещания, семинары по вопросам правоохранительной деятельности.

Методами же организации взаимодействия, то есть приемами, способами воздействия на управляемые объекты, в данном случае приемами и способами, с помощью которых достигается, обеспечивается единство действий, объединение правоохранительной деятельности милиции и общественных организаций, следует признать, согласование, организацию, показ передового опыта, а также правовое обеспечение взаимодействия милиции и общественных организаций.
Методами взаимодействия необходимо также признать такие мероприятия, как совместный анализ и оценка оперативной обстановки, планирование совместной работы, обмен информацией, совместное подведение итогов работы.

Разграничение форм и методов взаимодействия носит в определенной мере условный характер. Однако их можно подразделить на две группы, понимая формы и методы взаимодействия в узком и в широком смысле.

В узком смысле к таким формам можно отнести совместные патрулирование милиции и дружинников, различные рейды, проверки торговых предприятий и т. д.

В широком смысле - обучение общественников формам и методам борьбы с правонарушениями, методическая помощь со стороны милиции в планировании работы, информирование об оперативной обстановке, проведение инструктажей и т. д.

Охрана общественного порядка, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране не может происходить в отсутствии участия граждан, которые содействуют государственным органам, в том числе и органам внутренних дел. Формы участия граждан в охране общественного порядка: как индивидуально – внештатные сотрудники милиции, так и путем участия в общественных объединениях, которые представлены в следующих формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Порядок приема, организации работы с внештатными сотрудниками милиции регламентирует «Инструкция об организации работы с внештатными сотрудниками милиции», утвержденная Приказом МВД СССР № 333 от 31 декабря 1976 года.

В качестве внештатных сотрудников милиции могут привлекаться на добровольных началах граждане Республики Беларусь не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся по месту работы и жительства, учебы, активно участвующие в общественной жизни и способные по своим деловым и моральным качествам успешно выполнять поставленные перед ним задачи. Внештатные сотрудники милиции оказывают милиции содействие в проведении мероприятий по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и решению иных задач на общественных началах в свободное от работы и учебы время. Порядок подбора и оформления внештатных сотрудников милиции: после изучения моральных и деловых качеств кандидата, проведения необходимых проверок по месту работы, учебы, месту жительства, спецучетам сотрудник милиции докладывает об этом письменно рапортом начальнику органа внутренних дел, зачисление кандидата внештатным сотрудником милиции, как и отчисление из их рядов проводится путем издания приказа начальника по органу внутренних дел.
Руководство внештатными сотрудниками милиции осуществляется непосредственно закрепленными за ними инспектором, либо оперуполномоченным сотрудником органов внутренних дел, которое заключается в планировании их работы, даче конкретных поручений, обучении и проведении с ними воспитательной работы.

Заключение

Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.

Литература

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Инструкция об организации работы с внештатными сотрудниками милиции», Приказ МВД СССР № 333 от 31 декабря 1976 года.

Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции." М., 1997. С. 94-118

Содружество Независимых Государств 1999-2000. М., 2001. С. 102

Информационно-справочные материалы о криминальной обстановке в государствах-участниках СНГ за 2001 год. Минск, 2002 г.

Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –

М.: Юристъ, 1999, стр.178.

Криминология. Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М.

Миньковского.- М.: Издательство МГУ, 1994, стр.137.

Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972.

Б.В.Коробейников, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Минковский,

«Криминологоя», М., 1988 г.,

Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности

Красноярск, 1999.

Долгова А.И. Криминология. М., 1997

Филимонов О.В. Индивидуальная профилактика преступлений:

(Правовые проблемы). Томск: 1985.
-----------------------
"Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции."
М., 1997. С. 94-118
Содружество Независимых Государств 1999-2000. М., 2001. С. 102
Информационно-справочные материалы о криминальной обстановке в государствах-участниках СНГ за 2001 год. Минск, 2002 г.

Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.:
Юристъ, 1999, стр.178.
- Криминология. Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского.- М.:
Издательство МГУ, 1994, стр.137.
- Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.:
Юристъ, 1999, стр.184.
ст. 206 Уголовного кодекса Республики Беларусь
1 Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л.,
1972.
Б.В.Коробейников, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Минковский, «Криминологоя», М.,
1988 г., С. 161


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Криминологическое прогнозирование преступности – необходимо для правильного планирования деятельности следователей, оперативных работников и иных субъектов правоохранительной деятельности. Криминологическое прогнозирование и перспективное планирование работы правоохранительных и других органов является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности.

Прогнозирование – процесс по выработке вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.

Прогнозирование – вероятное суждение о развитии конкретной ситуации, хода того или иного события.

В криминологии различают 2 вида прогнозов:

    движения преступности в целом и отдельных видов преступности;

    возможного поведения отдельного лица.

Прогнозирование преступности должно строиться исключительно на основе глубокого изучения причин и условий, способствующих развитию преступности. При этом должно учитываться влияние не только криминогенных, но и положительных, снижающих уровень преступности факторов.

Криминологическое прогнозирование подчинено своим целям, которые принято делить на:

  • 1) общие цели :
    • а) установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие(изменение)преступности в перспективе; б) выявление нежелательных тенденций и закономерностей и отыскивание на этой основе способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении;
  • 2) основные цели :
    • а) обеспечение обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов; б) принятие пролонгированных управленческих решений; в) установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем; г) определение возможностей появления новых видов преступленийи исчезновения имеющихся в настоящем, а также определение факторов и обстоятельств, способных повлиять на это; д) установление возможности появления новых категорий преступников и т. д.

Криминологическое прогнозирование имеет свои источники информации, к которым могут быть отнесены конкретные статистические данныеправоохранительных органов, экономической, социальной, демографической статистики, а такжезнанияотдельных людей.

Криминологическое прогнозирование не всегда имеет достоверную и проверенную информацию (трудности сбора и обработки статистических данных, а также наличие латентной преступности, недостатки в учете регистрации преступных проявлений препятствуют этому), что отображается на его результатах.

В специальной литературе криминологическое прогнозирование предлагается делить на:

    краткосрочное – прогнозирование на срок до 1 года;

    среднесрочное – на срок до 5 лет;

    долгосрочное – на срок от 10 до 20 лет;

    сверхдолгосрочное – на период от 20 лет и более, что практически сделать в настоящее время вряд ли возможно.

На практике наиболее часто используемым являются краткосрочные прогнозы развития преступности.

Понятия «криминологический прогноз» и «криминологическое прогнозирование», их научно-практическое значение

Преступность, являясь сложным системным образованием, протяженным в пространстве и времени, требует от правоохранительных органов опережающего анализа развития ситуации. Без этого нельзя достичь точности и своевременности в определении целей и задач борьбы с преступностью, их соотношений и приоритетов, нельзя установить необходимые объемы и интенсивность мер профилактики и уголовно-правового воздействия. Внедрение прогнозирования позволяет увидеть развитие преступности и борьбы с нею во всей полноте, с учетом комплекса криминогенных и анти- криминогенных процессов и явлений в экономике, политической, социальной и других сферах общественной жизни.

- это деятельность по выработке вероятностного суждения о будущем состоянии (уровне, структуре, динамике) преступности, ее детерминант и возможностей профилактики, иных средств воздействия на преступность в определенный период времени. Прогноз включает качественную и количественную оценки предполагаемых изменений и указание примерных их сроков. При этом фиксируется не только предполагаемая ситуация на конец периода, но и ее тенденции в ходе этого периода.

Криминологический прогноз является разновидностью социального предвидения, методологические основы которого разработаны социологией и политологией. Криминологическое прогнозирование указывает условия, которые максимально стимулировали бы благоприятные для общества тенденции преступности (снижение темпов прироста, стабилизация, снижение уровня, смягчение структуры и т.д.). Поэтому криминологический прогноз многовариантен, т.е. излагается по схеме «если будет сделано то-то, наступят такие-то результаты». Некоторые варианты могут быть даже «само- разрушающимися», т.е. исходить из того, что определенный объем и интенсивность предлагаемых мер и их ресурсного обеспечения пресекут развитие прогнозируемых тенденций преступности.

В основе прогнозирования лежит изучение закономерностей развития того или иного явления в тех или иных условиях. На основе этих закономерностей, зная (или прогнозируя) характер условий в перспективе, мы можем прогнозировать характер развития (изменения) определенного явления в будущем.

Основы прогнозирования преступности были заложены бельгийским исследователем А. Кетле (1796-1874), который одним из первых подметил регулярность совершения преступлений и постоянство их числа.

Необходимость криминологического прогнозирования происходит от необходимости научного познания преступности и связанных с ней явлений и процессов, происходящих в обществе. В процессе прогнозирования прежде всего анализируются и систематизируются наши знания о прошлом и настоящем преступности, что позволяет выявить закономерности в ее развитии. В этом смысле предпосылкой деятельности по составлению прогноза является тщательный и всесторонний статистический анализ преступности и связанных с ней явлений, в том числе и анализ взаимосвязей между ними. Предпочтение следует отдавать многофакторному корреляционно-регрессионному анализу основных социальных индикаторов.

Основная цель прогнозирования преступности - это установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление ее отрицательных и положительных тенденций и отыскание на этой основе способов изменения или стабилизации этих тенденций в нужном для общества и государства направлении.

Прогноз преступности обнаруживает вероятную картину ожидаемых событий. Степень вероятности прогноза преступности зависит от учета различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Это означает, что при прогнозировании нужно учитывать и изучать не только статистические данные о преступности и лицах, совершающих преступления, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений и процессов, так или иначе влияющих на преступность. Число этих факторов (социальных явлений и процессов), непосредственно и опосредованно влияющих на преступность, весьма значительно. Нельзя, в частности, при прогнозе преступности не учитывать такие факторы, как появление новых форм собственности, рост и снижение уровня благосостояния населения, расслоение населения на имущих и малоимущих, безработицу, миграцию, состояние нравственности, отношение населения к нормам права, к деятельности правоохранительных органов. Предпочтение следует отдавать многофакторному корреляционно-регрессионному анализу основных социальных индикаторов.

Важным обстоятельством, влияющим на прогноз преступности, является реформирование уголовного законодательства. При прогнозе следует обращать внимание и на преступность, ее характер и виды в зарубежных странах, которые в условиях глобализации и интеграции оказывают существенное влияние на преступность и ее характер как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах (прежде всего это незаконный оборот наркотиков, оружия, терроризм и торговля людьми). Необходимость увязки прогнозирования преступности с другими социальными факторами обусловливается многообразными связями и взаимозависимостью самого объекта прогнозирования - преступности. При таком положении чрезвычайно трудно и сложно добиться абсолютно точного прогноза в данной области, да и вряд ли это будет возможно в будущем. Прогноз погоды, имеющий тысячелетние традиции при мощной технической оснащенности, имеет, по оценкам специалистов, лить 50-70%-ную степень вероятности. Однако это не означает нецелесообразности составления прогнозов преступности. Даже прогноз, который частично оправдывается, нужен и полезен.

Имеется несколько путей преодоления трудностей прогнозирования преступности и повышения степени вероятности прогноза. Во-первых, нужно реализовать все возможности качественного анализа, чтобы еще на его уровне снять «факторную избыточность». Во-вторых, необходимо дальнейшее развитие математического аппарата многофакторного статистического анализа.

Наконец, существуют принципиально иные возможности исследования среды в связи с ситуативной обусловленностью поведения людей, так, если мы знаем, что имеются какие-то проявления типичного поведения, то можно предположить, что существуют некоторые типичные проявления среды (причинного многообразия взаимодействующих в ней факторов), обусловливающие соответствующие типы поведения. Возникает теоретическая и практическая задача типологии условий среды. Получение их характерных видов позволит с определенной вероятностью прогнозировать появление тех или иных типов поведения.

Трудности, с которыми приходится сталкиваться ученым и практикам при исследовании влияния комплекса взаимосвязанных факторов на преступность, заставляют их прибегать в основном к содержательному (качественному) анализу, выделяя при этом наиболее значимые, решающие факторы.

Анализ преступности в том или ином регионе (районе, городе, области и т.п.), профессиональный опыт и наблюдение за развитием социальной действительности позволяют выявить и в определенной мере оценить наиболее существенные конкретные факторы, оказывающие влияние на структуру и динамику, а также на характер и все виды преступности, и тем самым значительно повысить степень вероятности прогноза.

Задача повышения эффективности борьбы с преступностью обусловливает значимость обоснованного прогнозирования преступности. Известно, что прогноз преступности - это прежде всего информация для нужд практики; причем такая информация, на основе которой определяются и оцениваются возможности борьбы с преступностью в будущем с учетом всех имеющихся сил и средств.

Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Он также содействует укреплению и развитию системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью. Оценивая уровень, структуру, динамику и другие характеристики преступности с позиций настоящего и будущего, практические органы в необходимых случаях выступают с законодательной инициативой.

Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения организованности государственных и общественных органов в сфере борьбы с преступностью, но и выработку тактики и методики ее предупреждения.

Прогнозирование преступности теснейшим образом связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам. Прогнозирование преследует цель выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо, наоборот, увеличению) преступности; план устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т.д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его сущность и содержание.

Прогнозирование является научной основой для составления планов борьбы с преступностью, планов предупреждения преступности. Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана: чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.

езультаты противодействия преступности, прежде всего результаты ее предупреждения, определяются многими факторами, среди которых особая роль принадлежит криминологическому прогнозированию .

Слово "прогноз" буквально означает предвидение, предсказание чего - либо, а научный прогноз - научная, основанная на познании закономерностей чего-либо оценка его будущего состояния.

Криминология исходит из того, что прогноз преступности возможен и необходим, так как преступность, как и все явления социальной жизни, подвержена реальным изменениям, причем с определенной степенью вероятности.

Криминологический прогноз - вероятностноесуждениео будущем состоянии (уровне, структуре преступности, ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени), включающее качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и указание примерных их сроков.

Криминологический прогноз, являясь специальным видом социального прогноза, охватывает прогноз преступности в целом, отдельных ее видов и групп на территории всей страны, ее регионов и территорий и на конкретных объектах.

Научное криминологическое прогнозирование, исходя из современного состояния преступности, характеристикикоторых претерпевают изменения в будущем, основывается на объективных данных о состоянии преступности в прошлом и настоящем.

В основе криминологического прогнозирования лежат следующие предпосылки:

    знания закономерностей развития общества, изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, знание тенденций, которые свойственны экономическим и социальным явлениям;

    конкретное изучение экономических, бытовых, культурных и иных особенностей жизни той или иной территории;

    анализ предыдущих изменений уровня жизни населения, демографических показателей (рождаемость, смертность, миграция, занятость и т.д.).

Важнейшей предпосылкой реального криминологического прогнозирования является обоснованная оценка состояния преступности в данный момент, которая берется за основу прогноза.

Основной целью криминологического прогнозирования является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении.

Исходя из общих и специальных целей прогнозирования выделяют основные этапы :

    предпрогнозная ориентация (где конкретизируются цели и задачи, выдвигаются гипотезы и т.д.);

    сбор данных о явлениях и процессах, влияющих на развитие преступности (выяснение максимально возможного круга обстоятельств и факторов такого влияния и их характеристики);

    поисковый прогноз (характеристика динамики преступности с учетом некоторых факторов), помогающий выявить перспективные проблемы, подлежащие решению;

    нормативный прогноз (наложение на выявленные проблемы возможных средств их решения в соответствие с нормативными исходными данными об этих средствах);

    оценка обоснованности прогноза (анализ полученных данных и выработка рекомендаций по оптимизации мер борьбы с преступностью).

Наряду с экономическими, политическими, социально-демографическими, социально-психологическими, организационно-управленческими факторами в прогнозировании преступности важную роль играет изменение законодательства и уголовной политики государства, которые трудно предвидеть заранее. В данных условиях полезно изучить предыдущую историю государства, зарубежный опыт развития, схожий с условиями, в которых оказалась наша страна.

Следует также иметь в виду, что при прогнозировании должны учитываться как отрицательные, так и положительные общественные явления, способные повлиять на преступность.

С учетом сказанного возникает необходимость поэтапного прогнозирования, при котором стало бы возможным учитывать результаты реализации предыдущих (первичных) прогнозов и на их основе составлять последующие.

Криминологическое прогнозирование – условное и довольно рискованное занятие, ибо на преступность, как ни на какое другое социальное явление, влияют подчас неожиданные повороты в экономической, социальной либо политической сферах. Более того, изменения преступности нередко происходят на первых взгляд “на ровном месте”. И лишь тщательный анализ длительного отрезка времени, предшествующего периоду “неожиданных” изменений, может пролить свет на причины сложившегося положения. Еще более непредсказуемо индивидуальное преступное поведение людей. Поэтому к проблеме прогнозирования, не отвергая его, следует подходить осмотрительно и не увлекаться умозрительными математическими выкладками и формулами, выглядящими научно, но подчас не имеющими под собой реальной почвы. Прогнозирование социальных процессов, особенно в тех случаях, когда они, в числе прочего, складываются из суммы (совокупности) актов поведения конкретных людей, вообще чрезвычайно трудно. При этом следует иметь в виду, что преступность – явление, имеющее свои закономерности и подчиняющееся им. Но цифра преступности складывается стихийно

Криминологический прогноз – это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.

Криминологическое прогнозирование – процесс научного познания будущего состояния преступности, факторов, влияющих на ее изменения, и разработки криминологического прогноза. Такое прогнозирование ориентировано на оценку вероятного (при соблюдении наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояния преступности с целью оптимизации, повышения степени научной обоснованности принимаемых решений, направленных на противодействие ей.

Основной целью криминологического прогнозирования является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении.

Значение криминологического прогноза состоит в том, что он является одной из важнейших частей управления профилактикой преступлений. Наиболее всесторонней и полной информацией должны обладать правоохранительные органы и структуры законодательной и исполнительной властей, координирующие и организующие профилактику преступлений. Эффективность их деятельности во многом определяется уровнем информационной обеспеченности и в том числе криминологическим прогнозированием.

Виды криминологического прогнозирования. По видам можно разделить криминологические прогнозы: преступности, личности преступника, факторов преступности (например, криминогенных явлений в экономике), последствий преступности (например, числа жертв автотранспортных преступлений), мер борьбы с преступностью (например, изменений в уголовном законодательстве).

Три основных вида криминологического прогнозирования :

· прогнозирование развития науки криминологии , Прогнозирование развития науки криминологии включает прогнозирование криминологических исследований и определение перспективы развития конкретных направлений науки криминологии.

· прогнозирование преступности Прогнозирование преступности состоит из прогнозирования состояния в целом и отдельных ее видов : первичной и рецидивной; преступности взрослых и несовершеннолетних; мужчин и женщин; отдельных групп преступлений; сельской и городской преступности; преступности в отдельных регионах и административно-территориальных образованиях, на различных объектах и в отраслях народного хозяйства и т.п. При прогнозировании преступности как явления в качестве цели выступает определение вероятности изменения тех или иных ее показателей в будущем

· прогнозирование индивидуального преступного поведения .целью прогнозирования индивидуального преступного поведения является определение вероятности совершения преступлений в будущем конкретными лицами. Конечной задачей прогнозирования индивидуального преступного поведения выступает определение из всей массы лиц, подлежащих изучению тех, со стороны которых обоснованно можно ожидать совершения преступления с тем, чтобы предпринятыми профилактическими мерами не допустить такого исхода.


Такой прогноз можно разделить на два вида:

1. Прогноз преступного рецидивного поведения.

2. Прогноз первичного совершения преступного деяния.

В зависимости от охватываемых временных этапов (периодов упреждения) крим. прогн-е может быть:- краткосрочным (месяц-год);- среднесрочным (год – 5 лет);- долгосрочным (5 -15 лет).

По направленности прогнозирования выделяются прогнозы:

Поисковый, базирующийся на условном продолжении в будущем тенденций преступности (например, объема преступности);

Нормативный, основанный на заранее определенных целях, нормах, идеалах (например, снижения преступности, положительных изменений в ее структуре при осуществлении тех или иных мер).

По масштабам прогнозы разделяются на такие как:

Общегосударственные;

Региональные;

Территориальные.

Случайные статьи

Вверх