Женевская конвенция 1929. Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными

17.03.2011

Военнопленный — это обезоруженный противник, временно находящийся во власти не отдельного лица или командира воинской части, а во власти воюющего государства (стороны), которое и несет полную ответственность за его судьбу.

Военнопленный не является и не может являться преступником за один лишь факт пленения.

В III Женевской конвенции 1949 г. об обращении с военнопленными рассмотрено положение лиц, попавших в плен во время войны: «С военнопленными следует всегда обращаться гуманно». Военнопленными являются лица из состава вооруженных сил одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта.

Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих, что внешне выражается в том, что им разрешено носить свою форменную одежду, что они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными, а также в том, что по прекращении военных действий их следует незамедлительно репатриировать.

Военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, так как именно государство, являясь участником Женевских конвенций, несет ответственность за выполнение своих международных обязательств. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

Кроме личного состава вооруженных сил, в III Конвенции перечислен ряд других категорий лиц, имеющих такой же статус:

  1. во-первых, это участники движений сопротивления, которые принадлежат к стороне, находящейся в конфликте, и отвечают следующим четырем условиям:
    1. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак (если у них нет собственной форменной одежды);
    2. открыто носят оружие;
    3. соблюдают законы и обычаи войны.
      Движения сопротивления должны выполнять все эти четыре условия для того, чтобы их участники имели право на статус военнопленных;
  2. во-вторых, ряд лиц, получивших разрешение следовать за вооруженными силами, но не входящих в их состав, имеют право на такое же обращение, как военнопленные (например, члены экипажей судов и самолетов из числа гражданских лиц, военные корреспонденты, за исключением тех журналистов, с которыми следует обращаться как с гражданскими лицами в соответствии с нормами Протокола I);
  3. в-третьих, лица из числа местного населения, которые добровольно берутся за оружие для оказания сопротивления приближающимся войскам противника (levee en masse), должны пользоваться таким же обращением, как и военнопленные.

Взятые в плен лица из числа медицинского персонала наделяются особым статусом: они либо должны осуществлять уход за военнопленными стороны, к которой они принадлежат, либо их должны возвратить этой стороне. Любые сомнения в отношении статуса взятого в плен лица должны разрешаться компетентным судом.

Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения до репатриации. III Конвенция — «Конвенция о военнопленных» — подробно регламентирует обращение с военнопленными (статьи 21 — 108):

  1. попав в плен, военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо иные сведения. В соответствии с III Конвенцией пытки или другое жестокое обращение рассматриваются как военные преступления;
  2. каждый военнопленный с момента взятия его в плен должен иметь возможность заполнить карточку-извещение о взятии в плен, которая затем пересылается через Центральное агентство по розыску МККК в официальное Справочное бюро его страны. В задачу последнего входит информирование семей военнопленных. Таким путем можно быстро восстановить связи с домом и семьей;
  3. в возможно более короткий срок военнопленных следует вывезти из опасной зоны и перевезти в безопасное место, условия размещения в котором «должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенные в той же местности». Этим условиям, например, не соответствуют гражданские тюрьмы или суда;
  4. по мере возможности при определении условий содержания должны учитываться привычки и обычаи военнопленных;
  5. военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе, но они могут использоваться на опасных работах только в добровольном порядке. Специально указано, что удаление мин является опасной работой. Хотя использование военнопленных, имеющих соответствующую подготовку, на разминировании, особенно если они лично знают расположение мин, может представляться целесообразным, делать это разрешается только с их добровольного согласия;
  6. военнопленным должна быть разрешена переписка с родственниками (письма и карточки обычно пересылаются через Центральное агентство по розыску МККК). Им также разрешается получать помощь в виде индивидуальных посылок;
  7. военнопленные подчиняются законам держащей в плену державы, и особенно уставам и приказам, действующим в вооруженных силах. В соответствии с законом в случае противоправных действий по отношению к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры. Держащая в плену держава имеет также право предавать военнопленных суду за действия, совершенные ими до взятия в плен (например, по обвинению в военных преступлениях, совершенных на оккупированной территории или в бою);
  8. тем не менее преданные суду военнопленные имеют право на надлежащее судопроизводство, а в случае осуждения не теряют статуса военнопленных. Однако их репатриация может быть отложена до окончания срока отбытия наказания;
  9. репрессалии по отношению к военнопленным запрещены при всех без исключений обстоятельствах.

Необходимо отметить, что смертный приговор в отношении военнопленного может быть приведен в исполнение не ранее чем через шесть месяцев после его вынесения (статья 101 III Женевской конвенции);

  • запрещается приводить в исполнение смертный приговор в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста (пункт 5 статьи 77 Дополнительного протокола I), запрещается выносить смертный приговор в отношении беременных женщин или матерей, имеющих малолетних детей (пункт 3 статьи 76 Дополнительного протокола I);
  • см. также статью 68 IV Женевской конвенции.

Очень важную группу положений III Конвенции составляют правила, относящиеся к репатриации военнопленных. Здесь существуют категории лиц:

  • тяжелобольные и тяжелораненые незамедлительно подлежат непосредственной репатриации как только позволит их состояние;
  • все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы «тотчас же по прекращении военных действий»;
  • не дожидаясь окончания войны, стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными.

Международный Комитет Красного Креста всячески способствует достижению подобных договоренностей.

По решению держащей в плену державы вместо интернирования военнопленные могут быть освобождены от плена и отправлены домой, если они дадут торжественное обещание не принимать больше участия в боях против государства, взявшего их в плен.

Защита военнопленных предусмотрена Гаагской конвенцией 1907 г., III Женевской конвенцией 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Государства (стороны) обязаны гуманно обращаться с военнопленными:

  • не подвергать их научному или медицинскому опыту, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами;
  • удалению тканей или органов для пересадки, за исключением случаев лечения военнопленного;
  • защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, уважать их личность и честь;
  • снабжать военнопленных водой, продовольствием, медицинской помощью, одеждой и другими принадлежностями первой необходимости, оплачивать выполняемую ими работу;
  • не применять к военнопленным никаких физических пыток и других мер принуждения для получения от них каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер);
  • не привлекать их к опасным для здоровья и унизительного характера работам;
  • запрещать коллективные наказания за индивидуальные проступки;
  • дисциплинарные взыскания не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья;
  • за неудавшийся побег военнопленный несет только дисциплинарное взыскание;
  • к военнопленным женщинам относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними во всех случаях не хуже, чем с мужчинами, женщины-военнопленные должны содержаться отдельно от мужчин, им должны быть предоставлены лучшие санитарно-гигиенические условия, не должно быть посягательства на их честь, в случае беременности и родов женщине должны быть предоставлены дополнительное питание и медицинская помощь, она не должна разлучаться с рожденным ею ребенком;
  • женщина-военнопленная не должна привлекаться к таким работам, на которых женщины собственного государства не используются; освобождать и репатриировать военнопленных тотчас же по прекращении военных действий.

На военнопленных могут накладываться взыскания:

лишение привилегий, установленных Женевской конвенцией об обращении с ними, штраф, не превышающий половины месячного денежного содержания, сверхурочные наряды (не более 2 ч в день), ограничение пайка в сочетании с дисциплинарными наказаниями, в частности за проведение собрания или пропаганду в политических целях. Кроме того, предусматривается наиболее «трудных» лиц помещать в лагерь с усиленным режимом.

Окончание плена возможно в результате:

  • удавшегося побега;
  • репатриации во время ведения военных действий;
  • освобождения под честное слово;
  • репатриации по прекращению военных действий, смерти военнопленного.

Правовой статус военнопленного определяется IV Гаагской конвенцией 1907 г., Конвенцией III и Дополнительным протоколом I. Нормы международного гуманитарного права применяются к военнопленным с того момента, как они попадают во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации. В тех случаях, когда участники военных действий оказались в руках противника и возникает сомнение, к какой категории лиц они принадлежат, то они считаются военнопленными до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом (ст. 5 Конвенции III). Международное гуманитарное право предписывает всегда обращаться гуманно с военнопленными. Любой незаконный акт или бездействие со стороны пленившей державы, приводящие к смерти военнопленного или ставящие его здоровье под серьезную угрозу, запрещаются и рассматриваются как серьезные нарушения Конвенции о военнопленных. Военнопленные не могут подвергаться научным или медицинским опытам какого бы то ни было характера, которые не оправдываются соображениями лечения и их интересами. К ним нельзя применять никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения в целях получения каких-либо сведений. Тем из них, кто отказывается отвечать на вопросы, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям.

В отношении военнопленных запрещаются: дискриминация по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, насилие, запугивание, какие-либо оскорбления. Применение к ним репрессалий воспрещается. Военнопленные имеют право на уважение их личности и чести. К женщинам должны относиться со всем полагающимся их полу Уважением и обращаться с ними следует во всех случаях не хуже, чем с мужчинами. Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен. Режим содержания военнопленных устанавливается с учетом состояния их здоровья, возраста или квалификации.

Оказавшись в плену, военнопленный обязан во время допроса назвать только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Допрос должен проводиться на языке, понятном для военнопленного. Если он отказывается сообщить о себе эти данные, то в отношении него могут быть применены ограничения в соответствии со званием или положением военнопленного. Каждая сторона, находящаяся в конфликте, обязана выдавать военнопленным удостоверения личности с указанием фамилии, имени, звания, личного номера, даты рождения. Удостоверение личности может, кроме того, иметь подпись или оттиски пальцев владельца, или то и другое. Военнопленный обязан предъявлять его при любом требовании, но оно ни в коем случае не может быть у него изъято (ст. 17 Конвенции III).

С самого начала военных действий стороны, находящиеся в конфликте, сообщают друг другу перечни званий и должностей лиц, состоящих на службе в вооруженных силах, на тот случай, если они окажутся затем во власти неприятеля, чтобы обеспечить одинаковое отношение к пленным равных званий; пленившая держава будет признавать повышения военнопленных в звании, о которых ей будет сообщаться державой, за которой они числятся. Нормы международного гуманитарного права требуют уважительного отношения к офицерам и приравненным к ним военнопленным, отдавая должное их званию и возрасту. Знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия, все вещи личного пользования (металлические каски, противогазы, выданные им для личной защиты, предметы обмундирования и питания) не подлежат изъятию у военнопленных. Деньги у них могут быть изъяты только по распоряжению офицера, и этот факт должен быть зарегистрирован в специальном реестре с выдачей расписки о том, кем они получены (имя, звание, воинская часть).

Военнопленные могут быть подвергнуты интернированию. Интернированные военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше, с соблюдением требований гигиены и условий, обеспечивающих сохранение здоровья. Так же в каждом лагере должен быть лазарет, где военнопленные могли бы получать медицинскую помощь. Те из них, кто страдает тяжелой болезнью, или состояние здоровья которых требует специального лечения, хирургического вмешательства или госпитализации, должны быть приняты в любое военное или гражданское медицинское учреждение, даже если их репатриация ожидается в ближайшем будущем. Медицинские осмотры военнопленных должны проводиться не реже одного раза в месяц.

Отправление военнопленными религиозных обрядов. Военнопленным предоставляется полная свобода для выполнения обрядов их религии. Служителям культа, входившим в состав военного духовенства, попавшим во власть неприятельской державы и оставшимся или задержанным для оказания помощи военнопленным, разрешается обслуживать их духовные нужды и свободно отправлять свои обязанности среди единоверцев. В тех случаях, когда военнопленные не располагают возможностью получать религиозную помощь от военного духовенства из числа задержанных лиц или военнопленного - служителя их культа, по просьбе заинтересованных военнопленных для отправления этих обязанностей назначается служитель культа, принадлежащий к вероисповеданию этих военнопленных или к аналогичному вероисповеданию.

Военнопленным разрешается получение по почте посылок, содержащих продукты питания, одежду, медикаменты и предметы, предназначенные для удовлетворения их религиозных потребностей, просвещения или развлечения, включая книги, предметы культа, аппаратуру для научных работ и др. Все посылки помощи, предназначенные для военнопленных, освобождаются от таможенных пошлин и других сборов.

Военнопленные вправе обращаться без всяких ограничений с жалобами к военным властям по поводу соблюдения установленного режима пребывания в плену через доверенное лицо или непосредственно к администрации лагеря. В случае необходимости они могут обратиться с жалобой на нарушение условий их содержания к представителям держав-покровительниц.

Следует сказать о трудовой деятельности военнопленных. Трудоспособные военнопленные могут быть использованы в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических возможностей. От военнопленных унтер-офицеров можно требовать только осуществления надзора за работой военнопленных. Они могут просить предоставить им другую подходящую работу. Офицеры или приравненные к ним лица не могут принуждаться к работе. Если они попросят предоставить им работу, то такая просьба по возможности удовлетворяется. Кроме работ по управлению, оборудованию и наведению порядка в своем лагере, военнопленные могут быть привлечены в принудительном порядке только к выполнению работ: в сельском хозяйстве; в добывающих или обрабатывающих отраслях промышленности, за исключением металлургической, машиностроительной и химической промышленности, а также общественных и строительных работ, носящих военный характер или имеющих военные цели; на транспорте или к погрузочно-разгрузочным, не имеющим военного назначения; касающихся торговой деятельности, искусства и ремесла; по домашнему хозяйству; в сфере коммунальных услуг, не имеющих военного характера или назначения. Пленившая держава, используя труд военнопленных, обеспечивает соблюдение национального законодательства об охране труда и правил техники безопасности. Ни один военнопленный не должен выполнять опасную или угрожающую его здоровью работу, если он не соглашается на это добровольно. Поиск и обезвреживание мин или снарядов рассматриваются как опасная работа. Что касается, продолжительности рабочего дня военнопленных, он включает время, необходимое на дорогу к работе и обратно, не должна превышать продолжительности рабочего дня, установленного для занятых на той же работе гражданских рабочих данного района из числа граждан пленившей державы. Военнопленным предоставляется отдых в середине рабочего дня такой же продолжительности, как и для рабочих держащей в плену державы. Кроме того, военнопленным дополнительно предоставляется непрерывный двадцатичетырехчасовой отдых один раз в неделю, предпочтительно в воскресенье или в день отдыха, установленный на их родине. Кроме того, каждому проработавшему год военнопленному предоставляется непрерывный восьмидневный отдых с сохранением заработной платы.

Денежное содержание военнопленных. Пленившая держава устанавливает максимальную сумму денег наличными или в другом аналогичном виде, которую военнопленные могут иметь при себе. Все отобранные или удержанные у военнослужащих излишки денег, являющиеся их законной собственностью, как и всякий внесенный ими денежный вклад, зачисляются на их лицевые счета и не могут быть обращены в другую валюту без их согласия. Держащая в плену держава ежемесячно выплачивает всем военнопленным аванс в счет денежного довольствия, размер которого определяется путем пересчета на валюту указанной державы следующих сумм:

  • -категория I (пленные в звании ниже сержанта) - восемь швейцарских франков;
  • -категория II (сержанты и прочие унтер-офицеры или пленные соответствующего звания) - двенадцать швейцарских франков;
  • -категория III (офицеры до звания капитана включительно или пленные соответствующего звания) - пятьдесят швейцарских франков;
  • -категория IV (майоры, подполковники, полковники или пленные соответствующего звания) - шестьдесят швейцарских франков;
  • -категория V (генералы или пленные соответствующего звания) - семьдесят пять швейцарских франков.

Стороны, находящиеся в конфликте, могут путем специальных соглашений изменить размер авансов в счет денежного довольствия, причитающегося военнопленным перечисленных выше категорий. Военнопленным разрешается получать денежные переводы, адресованные им персонально или на группу военнопленных (ст. 61 - 64 Конвенции III).

Дисциплинарная ответственность военнопленных. Лагерь для военнопленных возглавляется офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющего государства. Начальник лагеря несет ответственность за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял конвенции, определяющие положение военнопленных.За нарушение дисциплины военнопленные привлекаются к дисциплинарной ответственности. В каждом случае нарушения ими дисциплины производится расследование. За один и тот же проступок или по одному и тому же обвинению военнопленные могут быть наказаны только один раз. Если в законах, уставах или приказах пленившей державы рассматриваются в качестве наказуемых деяния, совершаемые военнопленными, а такие же действия, совершаемые лицами из состава вооруженных сил держащей в плену державы, не влекут за собой ответственности, то на военнопленных накладываются лишь дисциплинарные взыскания. При решении вопроса о том, какие меры наказания должны применяться за преступления, в которых обвиняются военнопленные, уголовные или дисциплинарные, компетентные власти пленившей державы проявляют максимальную снисходительность при оценке деяний военнопленных, чтобы по возможности принимались дисциплинарные меры. Пленившая держава не может лишить ни одного военнопленного его звания или возможности носить знаки различия. При равном звании военнопленные офицеры, унтер-офицеры или солдаты, отбывающие дисциплинарные или уголовные наказания, не подвергаются более строгому обращению, чем лица, привлеченные к ответственности за такие же наказания в вооруженных силах держащей в плену державы. Женщины-военнопленные не подвергаются более строгим наказаниям и более суровому обращению за совершенные деяния, чем женщины из состава вооруженных сил пленившей державы.

На военнопленных могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: штраф в размере не более 50% аванса в счет денежного довольствия и платы за работу, причитающихся военнопленным в соответствии с Конвенцией III (ст. 60 и 62) на срок, не превышающий 30 дней; лишение преимуществ, предоставляемых помимо тех, которые предусмотрены Конвенцией о военнопленных; внеочередные наряды, не свыше двух часов в день (на офицеров не налагаются); арест. Дисциплинарные взыскания ни в коем случае не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья военнопленных. Продолжительность одного наказания не должна превышать 30 дней.

Отдельно следует сказать о побеге военнопленного. Побег военнопленного считается удавшимся в тех случаях, если он: присоединился к вооруженным силам державы, за которой он числится, или союзной державы; покинул территорию, находящуюся под властью пленившей державы или ее союзницы; попал на судно, плавающее под флагом державы, гражданином которой является, или союзной с ней державы. Применению оружия против военнопленных, в частности против совершающих побег или попытку к побегу, всегда должно предшествовать предупреждение.

Военнопленные, которые после удавшегося побега снова попали в плен, не подвергаются никакому наказанию за побег. Военнопленный, пытающийся бежать или пойманный до завершения побега, наказывается в дисциплинарном порядке. К военнопленным, которые являлись соучастниками побега или попытки к побегу, применяются Дисциплинарные меры. О бежавшем, но пойманном военнопленном должно быть послано сообщение державе, за которой он числится.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены только офицером, имеющим полномочия начальника лагеря или ответственного офицера, исполняющего его обязанности. Такие права ни в коем случае не могут предоставляться военнопленному. До наложения дисциплинарного взыскания военнопленному предоставляется возможность объяснить свое поведение. Решение о наказании должно быть ему объявлено. Все помещения для отбывания дисциплинарных наказаний должны отвечать санитарным требованиям. Офицеры и приравненные к ним лица не должны содержаться в заключении в одних помещениях с унтер-офицерами или рядовыми. Женщины-военнопленные, отбывающие дисциплинарные взыскания, содержатся в помещениях отдельно от мужчин-военнопленных и находятся под непосредственным наблюдением женщин из состава администрации лагеря. На военнопленных, подвергнутых дисциплинарному взысканию в виде ареста, распространяются положения Конвенции III (ст. 78 и 126). Военнопленные, подвергнутые дисциплинарным взысканиям, не могут быть лишены прав, вытекающих из присвоенного им звания.

Судебное преследование военнопленных. В отношении военнопленных, совершивших уголовные преступления, пленившая держава возбуждает уголовное дело, о чем в кратчайший срок извещает державу-покровительницу, но не позднее чем за три недели до начала слушания дела в суде. Военнопленные не могут быть осуждены за правонарушения, которые не являются наказуемыми по законодательству пленившей их державы. Не допускается никакое моральное или физическое давление на военнопленного для того, чтобы заставить его признать себя виновным в правонарушении, в котором его обвиняют. Ни один военнопленный не может быть осужден, если он не имел возможности защищаться и если ему не был предоставлен квалифицированный адвокат.

Военнопленные и державы-покровительницы извещаются о правонарушениях, карающихся смертной казнью по законам держащей в плену державы. Впоследствии ни за какое другое правонарушение не может быть установлена смертная казнь без согласия державы, за которой числятся военнопленные. В случае вынесения военнопленному смертного приговора последний приводится в исполнение не ранее, чем по истечении шестимесячного срока со дня получения державой-покровительницей подробного сообщения, предусмотренного Конвенцией III (ст. 107). Приговор в отношении военнопленного будет считаться законным только в том случае, если он выносится теми же судами и в том же порядке, какие установлены для лиц, принадлежащих к составу вооруженных сил пленившей державы. Военнопленные отбывают наказание на основании вступившего в законную силу приговора в тех же учреждениях и в тех же условиях, что и лица из состава вооруженных сил держащей в плену державы.

Военнопленные освобождаются и репатриируются сразу же по прекращении военных действий. В соглашении о прекращении военных действий, заключенном между сторонами, находящимися в конфликте, или при отсутствии такого соглашения каждая из держащих в плену держав составляет и незамедлительно выполняет план репатриации. О принятых мерах сообщается военнопленным. Расходы по репатриации военнопленных справедливо распределяются между пленившей державой и державой, за которой числятся военнопленные. Принципы репатриации закреплены в Конвенции III (ст. 118 и 119).

Советские военнопленные и международное право

Международные правила обращения с пленными были закреплены ещё на Гаагской конференции 1899 года (созванной по инициативе России, которая в то время была наиболее миролюбивой из великих держав). В связи с этим германский генеральный штаб разработал инструкцию, которая сохраняла основные права за пленным. Даже если военнопленный пытался бежать, его могли подвергнуть только дисциплинарному наказанию. Понятно, что в ходе Первой мировой войны правила нарушались, но их суть под сомнение никто не ставил. В немецком плену за всё время Первой мировой войны умерло от голода и болезней 3,5% военнопленных.

В 1929 году была заключена новая, Женевская конвенция об обращении с военнопленными, она обеспечивала пленным ещё большую степень защиты, чем прежние соглашения. Германия, как и большинство европейских стран, подписала этот документ. Москва конвенцию не подписала, однако ратифицировала заключённую одновременно конвенцию об обращении с ранеными и больными на войне. СССР продемонстрировал, что собирается действовать в рамках международного права. Таким образом, это означало, что СССР и Германия были связаны общими международно-правовыми нормами ведения войны, которые имели обязывающую силу для всех государств, независимо от того, присоединились они к соответствующим соглашениям или нет. Даже без всяких конвенций уничтожать военнопленных, как это делали гитлеровцы, было недопустимо. Согласие и отказ СССР ратифицировать Женевскую конвенцию положение не менял. Именно поэтому на этот факт обратил внимание глава военной разведки и контрразведки Германии адмирал Вильгельм Канарис. Он направил начальнику Верховного главнокомандования вермахта (ОКВ) протест, в котором сообщил, что хотя Женевская конвенция не действует в отношениях между Германией и СССР, но действуют основные положения общего международного права об обращении с военнопленными. Они сложились с 18 столетия, и военный плен не является ни местью, ни наказанием, а только мерой предосторожности, которая мешает военнопленному вновь участвовать в войне. По мнению главы абвера, «… с военной точки зрения недопустимо убивать или увечить беззащитных». Кроме того, каждый командир заинтересован в том, что его собственные солдаты, будучи плененными, будут защищены от плохого обращения.

Надо также отметить, что права советских солдат были гарантированны не только общими международно-правовыми нормами, но и подпадали под действие Гаагской конвенции, которую подписала Россия. Положения этой конвенции сохранили силу и после подписания Женевской конвенции, о чём были осведомлены все стороны, включая немецких юристов. В немецком сборнике международно-правовых актов от 1940 года указывалось, что Гаагское соглашение о законах и правилах войны действительно и без Женевской конвенции. Кроме того, надо отметить и тот факт, что государства подписавшие Женевскую конвенцию принимали на себя обязательство нормально обращаться с пленными вне зависимости от того, подписали ли их страны конвенцию или нет. В случае германо-советской войны беспокойство должно было вызывать положение германских военнопленных – СССР Женевской конвенции не подписал.

Таким образом, с точки зрения права, советские пленные были полностью защищены. Они не были поставлены вне рамок международного права, как любят утверждать ненавистники СССР. Пленные были защищены общими международными нормами, Гаагской конвенцией и обязательством Германии по Женевской конвенции. Москва ещё и пыталась обеспечить своим пленным максимальную правовую защиту. Уже 27 июня 1941 года СССР выразил готовность сотрудничать с Международным комитетом Красного Креста. 1 июля было утверждено «Положение о военнопленных», которое строго соответствовало положениям Гаагской и Женевской конвенций. Германским военнопленным гарантировались достойное обращение, личная безопасность и медицинская помощь. Это «Положение» действовало всю войну, его нарушители преследовались в дисциплинарном и уголовном порядке. Москва, признавая Женевскую конвенцию, видимо, надеялась на адекватную реакцию Берлина. Однако военно-политическое руководство Третьего рейха уже перешло линию между добром и злом и не собиралось применять к советским «недочеловекам» ни Гаагскую ни Женевскую конвенции, ни общепризнанных норм и обычаев войны. Советских «недочеловеков» собирались массово уничтожать.

Уже после войны, когда перед немецким генералитетом замаячила петля за сознательное уничтожение военнопленных, они стали придумывать оправдания и лгать. Их ложь было довольно примитивной, но именно она стала основой для измышлений ненавистников СССР и русофобов вообще. Во-первых, утверждали германские генералы, они оказались якобы не готовы к тому, что в их руках окажется так много советских пленных. В результате они не смогли обеспечить им должного содержания и обеспечения. Ясно, что это наглая ложь. Немецкое командование изначально рассчитывало на молниеносную войну и завершение основной фазы войны осенью 1941 года. Из этого с неизбежностью следует, что в руках у немцев окажутся миллионные массы из разгромленной Красной Армии, мобилизованного населения, партийного и государственного аппарата страны. Второе оправдание нацистов также ложно. Они сообщили, что советские военнопленные попали в плен уже доходягами (от плохой советской жизни) и сотнями тысяч умирали, не выдерживая условий плена. Ещё одну причину придумал германский историк Йохим Гофман, который заявил, что немецкой охране лагерей и командам СД пришлось массово расстреливать пленных, т. к. к этому их подтолкнула советская агентура. Этот бред даже комментировать бессмысленно.

К сожалению, оправдания гитлеровцев и их защитников с удовольствием подхватили и до сих пор повторяют в России. Враги СССР так хотят обличить «кровавый режим», что даже идут на оправдание нацистов. Хотя многочисленные документы и факты подтверждают, что уничтожение советских военнопленных было спланировано заранее. Никакие действия советских властей не могли остановить эту людоедскую машину (кроме полной победы).

Советских военнопленных загнали в сталинские лагеря?

Согласно антисоветскому «чёрному мифу», освободившихся из немецкого плена солдат и офицеров тут же гнали в сталинские лагеря. Этот миф очень популярен и взят на «вооружение» советско-российским кинематографом. Считается, что сталинский режим приравнял плен к измене Родине, со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Однако это только миф и очередная ложь.

Согласно советскому довоенному законодательству преступлением считалась лишь сдача в плен, не вызванная боевой обстановкой. К примеру, если боец Красной Армии сбегал со своей позицией к противнику, ему светил при поимке расстрел с конфискацией имущества. Военнопленные же, попавшие в плен по не зависящим от них обстоятельствам, в условиях, вызванных боевой обстановкой, уголовному преследованию не подлежали. Плен был не преступлением перед Родиной, а трагедией.

Несколько ужесточили своё отношение к проблеме плена в августе 1941 года. Полоса страшных поражений привела к значительным потерям Красной Армии, в том числе и пленными. 16 августа 1941 года появился знаменитый приказ № 270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу », который подписал Иосиф Сталин. Приказ вполне соответствовал времени – враг рвался к главным советским центрам, ситуация была критической и требовала чрезвычайных решений. Сдача в плен была приравнена к измене Родине. Следует отдать должное Кремлю: высшая власть довольно быстро поняла, что приказ излишне жесток. К счастью, на практике предписанные приказом №270 жестокие меры применялись очень редко, т. к. учёт попавших в плен налажен не был. А уже с начала ноября 1941 года Наркомат иностранных дел снова стал предпринимать действия по облегчению жизни находившихся в немецком плену советских военнопленных.

Одним из поводов, который привёл к появлению мифа о направлении пленных в советские лагеря, стала проверка военнопленных в спецлагерях НКВД. При освобождении из немецкого плена военнопленных направляли именно туда. С октября 1941 года по март 1944 года через проверку в таких специальных лагерях прошло 320 тыс. бывших военнопленных. Причём в этих лагерях людей не только проверяли, но бывшие военнопленные восстанавливали свои силы. Подавляющее большинство успешно прошло проверку и поступило в распоряжении вооружённых сил, войск НКВД или было направлено на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Арестовали только 4% от общего числа подвергнутых проверке.

После того, как Красная Армия стала проводить большие успешные наступления, и произошёл коренной перелом в войне, подход к проверке бывших военнопленных был ещё более либерализован. В спецлагеря приказывалось направлять только «лиц, на которых имеются серьёзные данные для подозрения в антисоветской деятельности». В результате для большинства быстрая проверка могла уложиться в один день. В условиях фронта часто обходились и вовсе без проверки. Так, по воспоминаниям командующего 21-й армией М. И. Чистякова, у Гумрака оказался лагерь для военнопленных. Бывших пленных одели, обули, накормили, дали на отдых и лечение 10-15 дней, затем из них отобрали 8 тыс. человек и сформировали 8 батальонов, которые вооружили и отправили в дивизии. С ноября 1944 года практика направления освобождённых военнопленных в воинские части, минуя спецлагеря НКВД, была узаконена постановлением ГКО.

Надо отметить, что отношение к бывшим военнопленным на фронте было совершенно нормальным. После войны людей, бывало, упрекали пленом, но только в личном плане. Это было связано с тяжелейшей психологической травмой выживших в страшной войне людей, они с подозрением относились к тем, кто был «по ту сторону». Государство не преследовало бывших пленных. Кремль закрыл эту тему ещё 7 июля 1945 года, когда появился указ «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Согласно этому указу помилована была даже часть коллаборационистов (недобитые нацистские пособники до сих пор напоминают о себе в Прибалтике и Украине).

Интересен тот факт, что бывших советских военнопленных предали как раз любимые либералами и правозащитниками Горбачёв и Ельцин. После войны Германия была должна выплачивать СССР репарации. Установленный объём репараций был разделён между ФРГ и ГДР. Германская Демократическая Республика выплатила свою долю уже к началу 1960-х годов. А ФРГ, находясь в лагере врагов СССР, платила крайне медленно и к концу 1980-х годов выплатила чуть больше половины положенного. Оставшуюся половину долга ФРГ Горбачёв простил, хотя ими можно было возместить часть набранных на «перестройку» кредитов.

Вскоре европейские правозащитники добились того, чтобы Германия выплатила компенсации всем тем, кого гитлеровцы угоняли к себе на работы и держали в концлагерях. Первоначально речь шла о европейцах, но затем практика была распространена и на граждан бывшего Советского Союза. Логично было предположить, что российское правительство создаст общественную комиссию, которая бы добилась, чтобы все пострадавшие получили компенсацию. Однако в России доказывать, что их угоняли на работы, морили голодом и тяжёлым трудом, пришлось самим немецким узникам. Более того, в число пострадавших не были включены бывшие военнопленные. Российские власти согласились, что военнопленные не имеют права на компенсацию. Соответствующее межправительственное соглашение Российская Федерация подписала с Германией 20 марта 1993 года. И это предательство совершила власть, которая регулярно поливала грязью советское прошлое и особенно эпоху Сталина.

Основным международными правовыми документами, определяющими режим военного плена, являются IV Гаагская конвенция, Женевская конвенция об обращении с военнопленными и Дополнительные протоколы I и II.

Режим военного плена представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение военнопленных. Военнопленный – это обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства, которое несет полную ответственность за его судьбу. Военнопленный не может считаться преступником за факт пленения.

Военнопленными считаются лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т.е. комбатанты. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Государство пленения несет ответственность за обращение с военнопленными.

Статус военнопленных имеют следующие категории лиц:

  • – личный состав вооруженных сил;
  • – партизаны;
  • – личный состав ополчения и добровольческих отрядов;
  • – личный состав организованных движений сопротивления;
  • – стихийно восставшее население, если оно открыто берется за оружие и соблюдает законы и обычаи войны;
  • – лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в боевых операциях (врачи, юристы, корреспонденты, обслуживающий персонал, т.е. некомбатанты);
  • – члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации (некомбатанты).

Военнопленные сохраняют свою правоспособность, которой они пользовались до захвата в плен. Ограничения правоспособности возможны только в той степени, в какой это требуют условия плена. Абсолютно запрещены убийства, пытки, научные и медицинские опыты, принуждение давать какие-либо сведения (военнопленный обязан назвать свои фамилию и имя, звание, дату рождения, личный номер), коллективные наказания за индивидуальные проступки. Индивидуальные дисциплинарные или уголовные наказания являются правомерными. Дисциплинарные взыскания не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья. Взыскание за один проступок может быть наложено только один раз. За совершенные проступки военнопленного может судить только военный суд.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах государства пленения. Военнопленные должны размещаться в лагерях в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности. Интернированным лицам может быть запрещено выходить за пределы лагеря. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия. Лагеря военнопленных находятся под ответственностью офицера регулярных вооруженных сил государства пленения.

К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Военнопленные имеют право на уважение их личности и чести. К ним запрещено применять репрессалии. Любые незаконные акты со стороны государства пленения, приводящие к смерти военнопленного или угрожающие его здоровью, считаются серьезным нарушением конвенций. Запрещена дискриминация по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти положения относятся и к участникам конфликтов немеждународного характера.

Военнопленные, за исключением лиц офицерского звания, могут привлекаться к принудительным работам, не имеющим военного характера (сельское хозяйство, торговая деятельность, домашние работы, стивидорные работы на транспорте). Военнопленные не могут быть лишены права на переписку с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами, одеждой и т.п.

Особой защитой пользуются лица в случае их ранения и болезни. В Женевских конвенциях и Дополнительном протоколе I предусмотрено, что воюющие стороны обязаны обеспечить оказание медицинской помощи и уход за ранеными и больными, попавшими в плен; их убийство и оставление без помощи запрещены. Санитарные формирования, медицинские учреждения, медицинский и духовный персонал, состоящие при вооруженных силах, пользуются неприкосновенностью, уважением и покровительством; не могут быть объектом военных действий и считаться военнопленными.

Побег из плена не считается уголовным преступлением и может подлежать только дисциплинарному наказанию (как по отношению к непосредственно попытавшемуся бежать военнопленному, так и по отношению к лицам, которые помогали ему). Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями Державы-покровительницы и Красного Креста.

После окончания войны государство должно освободить и возвратить на родину всех военнопленных в порядке общей репатриации на основе специальных соглашений. Освобождение военнопленных происходит тотчас после прекращения военных действий, исключая привлеченных к уголовной ответственности за совершение международных преступлений. Положения о репатриации не распространяются также на тех военнопленных, которые осуждены по законам государства пленения.

В числе главных требований к Ираку после его разгрома в 1991 г. было требование о немедленном освобождении пленных, граждан третьих стран и передаче останков погибших. Обмен военнопленными неоднократно производился в бывшей Югославии, в Чечне, между Арменией и Азербайджаном.

Вплоть до конца 80-х гг. XX в. в СССР господствовал сталинский взгляд на военнопленных как на изменников Родины. Этим объясняется нерешенность вопроса о возвращении советских военнопленных из Афганистана; отказ предоставлять материальную помощь Международному комитету Красного Креста. В Назранских соглашениях по Чечне не было ни слова о возвращении военнопленных в Россию.

До сих пор действуют оговорки времен СССР (1949 г.) к ст. 10 первых трех Женевских конвенций и к ст. 11 IV Конвенции: "СССР не будет признавать законным обращение державы, во власти которой находятся раненые, больные или санитарный персонал (ст. 11 – военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, санитарный персонал, покровительствуемые лица), к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции, выполняемые Державой-покровительницей, если на это нет согласия правительства страны, гражданами которой являются покровительствуемые лица".

Воюющие стороны должны зарегистрировать данные, способствующие установлению личности военнопленных, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Эти данные должны быть переданы в национальное справочное бюро по делам военнопленных для сообщения их в Центральное справочное агентство по делам военнопленных (специальная "краснокрестная" МНПО). Агентство занимается сбором информации о раненых, больных и военнопленных и способствует возвращению их на родину.

Жертвы войны – это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие. Жертвами войны считаются следующие категории лиц: раненые и больные; военнопленные; лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил па море; гражданское население, в том числе на оккупированной территории. Их правовой статус определен в I Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующей армии и в III Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Ранеными и больными в целях предоставления международно-правовой защиты считаются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие ранения, травмы, болезни, другого физического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи и воздерживаются от любых враждебных действий. К ним относятся также роженицы, новорожденные, немощные и беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море в результате несчастного случая с судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.

Ранеными и больными могут быть как комбатанты, так и гражданские лица, которые нуждаются в медицинской помощи. Им в максимально возможной степени и кратчайшие сроки должна быть предоставлена медицинская помощь. В отношении раненых и больных запрещено:

  • – посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность;
  • – взятие их в качестве заложников;
  • – посягательство на их человеческое достоинство;
  • – осуждение и наказание без предварительного судебного решения.

Запрещено добивать или истреблять раненых и больных; преднамеренно оставлять их без медицинской помощи; умышленно создавать условия для их заражения; подвергать (даже с согласия этих лиц) физическим увечьям, медицинским, биологическим или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки (кроме случаев, когда это оправдано состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам). Раненые и больные вправе отказаться от любой хирургической операции. Воюющая сторона, вынужденная оставить неприятелю раненых и больных, обязана оставить вместе с ними часть всего санитарного персонала и снаряжения для ухода за ними.

Воюющие стороны обязаны заключать соглашения о перемирии, прекращении огня или специальные соглашения, чтобы подобрать раненых и больных, оставшихся на поле боя; транспортировать их и произвести обмен; эвакуировать раненых и больных; разрешать местному населению (на море – капитанам нейтральных торговых судов и яхт) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними независимо от их национальности.

Воюющие стороны обязаны разрешать военным кораблям и летательным аппаратам нейтральных государств подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, принимая при этом меры, чтобы такие лица не могли снова принять участие в военных действиях. Стороны обязаны разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты, не нападать на постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться статус военного плена. Во всякое время (особенно после боя) воюющие стороны должны принять все возможные меры, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных. Не допускается ограбление мертвых (мародерство). Лица, виновные в умышленном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными преступниками и подлежат уголовному наказанию.

Случайные статьи

Вверх