Основные направления деятельности (функции) прокуратуры. Понятие и виды (отрасли) прокурорского надзора

По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, и особенностями, различием субъектов, исполняющих это законодательство и, вследствие этого, различием в полномочиях прокуроров.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре выделяются следующие отрасли прокурорского надзора.

I. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить необыкновенную широту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а также законность издаваемых правовых актов. Их многочисленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 Закона о прокуратуре о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов действующих на территории Российской Федерации».

Более подробно в Законе о прокуратуре характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы. Хотя и здесь многочисленность и разнообразие этих субъектов позволили ограничиться перечислением только их видов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре ими являются: а) федеральные министерства; б) государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; в) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; г) органы местного самоуправления; д) органы военного управления; е) органы контроля; ж) должностные лица перечисленных органов; з) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Нет нужды еще раз подчеркивать многочисленность этих субъектов, их разнообразие и специфику их деятельности.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на практике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д. Названное направление отрасли прокурорского надзора осуществляется в двух формах. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам издаваемых перечисленными в этой статье субъектами правовых актов.


Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами исполнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих права и свободы граждан и исполнение большого числа законов, объединенных сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительной важностью для каждого гражданина и государства деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот почему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важность.

Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и полного расследования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, о чем на практике иногда забывается.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу. Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законодательством. Соблюдение этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание, не менее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового государства прокурорский надзор в этом направлении приобретает особо актуальное значение, ибо отражает политику государства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурорский надзор должен выступать гарантией законности осуществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора – обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства.

В связи с принятием федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»" и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»2, а также согласно п. 2 ст. I Закона о прокуратуре прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Эту деятельность прокуроров можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением

  • Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
    • Сущность прокурорского надзора
    • Основные понятия прокурорского надзора
    • Цели и задачи прокурорского надзора
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры
    • Основные направления (отрасли) прокурорского надзора
      • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
      • Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
  • Правовое регулирование прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности
    • Правовое регулирование прокурорского надзора в советский период
    • Правовое регулирование прокурорского надзора в Российской Федерации в современный период
  • Прохождение службы и кадровое обеспечение в органах прокуратуры
    • Особенности службы в органах прокуратуры
    • Управление кадрами в органах прокуратуры
    • Основные виды кадровой работы в органах прокуратуры
  • Организация работы и управления в органах прокуратуры
    • Система, структура и организация органов прокуратуры
    • Понятие организации работы и управления в органах прокуратуры
    • Информационно-аналитическая работа и планирование в органах прокуратуры
    • Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами
    • Делопроизводство, учет и отчетность в органах прокуратуры
  • Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
    • Сущность, цели и участники координационной деятельности
    • Формы координации и взаимодействия правоохранительных органов
    • Состояние и совершенствование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • Тактика и методика прокурорского надзора
    • Понятие тактики прокурорского надзора
    • Понятие методики прокурорского надзора
    • Методическое обеспечение прокурорского надзора
  • Прокурорский надзор заисполнением законов
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
    • Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов
    • Организация работы по надзору за исполнением законов
    • Проведение прокурором проверок исполнения законов
    • Проведение прокурором проверок законности издаваемых правовых актов
    • Особенности проведения прокурором проверок исполнения экологического законодательства
    • Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения
      • Опротестование правовых актов, противоречащих закону
      • Внесение представлений об устранении нарушений закона
      • Вынесение прокурором постановлений
      • Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона
  • Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Работа прокурора с обращениями граждан
    • Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • Прокурорский надзор заисполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно- розыскной деятельности
      • Порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий как предмет прокурорского надзора
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Организация работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
  • Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
    • Организация работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
    • Особенности надзора за исполнением законов в досудебном производстве
  • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы
    • Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
  • Участие прокурора в рассмотрении дел судами
    • Задачи и основные направления деятельности прокурора в суде
    • Особенности участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
      • Участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
      • Оспаривание приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу
    • Особенности участия прокурора в суде присяжных
    • Особенности участия прокурора в рассмотрении дел мировым судьей и апелляционной инстанции
    • Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
    • Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами
    • Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
  • Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
    • Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
    • Проведение проверок исполнения законов судебными приставами
  • Другие направления деятельности прокуратуры
    • Расследование преступлений органами прокуратуры
    • Участие прокуроров в правотворческой деятельности
    • Международное сотрудничество органов прокуратуры
    • Участие следователей и прокуроров в предупредительно-профилактической работе
      • Первоочередные задачи прокурора в борьбе с преступностью
  • Повышение эффективности прокурорского надзора
    • Понятие эффективности прокурорского надзора
    • Методика определения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
    • Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
    • Концептуальные положения развития прокуратуры Российской Федерации

Основные направления (отрасли) прокурорского надзора

По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия.

Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, различием субъектов, исполняющих это законодательство, и, вследствие этого, различием в полномочиях прокуроров. Необходимость выделения и некоторого правового, организационного и методического обособления в едином прокурорском надзоре основных направлений (отраслей) прокурорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров.

Осуществление надзора требует от прокуроров глубокого знания огромного числа законов и подзаконных актов, исполнение требований которых проверяется прокурором. Максимально глубокое знание требований всех действующих на территории РФ законов, методов выявления и устранения их нарушений, одним прокурором практически невозможно. Решением этой проблемы и является специализация, существующая не только в прокуратуре, но и в судебной системе (коллегии по уголовным и гражданским делам), системе МВД и других правоохранительных органов.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуроре выделяются следующие основные направления (отрасли) прокурорского надзора, нашедшие дальнейшее правовое закрепление в гл. 1, 2, 3, 4 разд. III, а также в разд. IV (ст. 28, 36, 37) Закона о прокуратуре.

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов . Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить чрезвычайную широту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а также законность издаваемых правовых актов.

Их многочисленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 Закона о прокуратуре о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации».

Более подробно в Законе о прокуратуре характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы. Хотя и здесь многочисленность и разнообразие этих субъектов позволили ограничиться перечислением только их видов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре ими являются:

  1. федеральные министерства;
  2. государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
  3. представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
  4. органы местного самоуправления;
  5. органы военного управления;
  6. органы контроля;
  7. должностные лица перечисленных органов;
  8. органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Нет нужды еще раз подчеркивать многочисленность этих субъектов, их разнообразие и специфику их деятельности.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на практике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

Наиболее важные виды законодательных актов, надзор за исполнением которых представляет особую актуальность, отмечаются в специальных «отраслевых» приказах Генерального прокурора РФ, содержание которых будет рассмотрено в последующих разделах учебника. Названное направление прокурорского надзора осуществляется в двух формах. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам издаваемых перечисленными в этой статье субъектами правовых актов.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами исполнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре.

При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты, порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения, которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постановления, уставы и т.п.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина . Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих права и свободы граждан и исполнение большого числа законов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина. В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на социальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие . Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительной важностью для каждого гражданина и государства деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих.

Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот почему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важность.

Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и полного расследования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, о чем на практике иногда забывается.

Помимо рассмотренных основных направлений прокурорского надзора, органы прокуратуры в соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью; принимают участие в правотворческой деятельности; рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, поступившие в прокуратуру; принимают участие в профилактической работе. Особое место среди них занимает уголовное преследование (ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, ст. 21 УПК РФ), осуществляемое прокурором наряду со следователем и дознавателем.

Эта деятельность состоит не только в осуществлении надзора за исполнением законов органами следствия и дознания, законностью актов, принимаемых судом при рассмотрении уголовных дел, но и участии в качестве государственного обвинителя, а также возбуждении уголовных дел, участии в расследовании преступлений, самостоятельном ведении следствия. Вследствие этого она не может быть отнесена к одной из отраслей прокурорского надзора, а является самостоятельной функцией прокурора.

Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом

«О прокуратуре РФ».

Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов – налоговыми органами, органами

экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но

все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет

наиболее широкое предназначение - соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.

Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе заключающихся в уголовном преследовании лиц, совершивших преступления.

Тем не менее прокуратура не должна подменять другие государственные контролирующие органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица выполняют возложенные на них законом

обязанности по обеспечению контроля за исполнением законов.

Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли, т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности

прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие:

Предмет надзора, т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках

которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.

Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно

принимать меры к устранению нарушений законности.

Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты –

постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и

свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Таким образом, отрасли прокурорского надзора - это регламентированные

федеральным законом виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушения законности.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» можно выделить следующие отрасли прокурорского надзора:

надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за

соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами,

органами и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,

администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме того, Федеральным законом от 23 декабря 1998 г. №31-ФЗ в перечень отраслей прокурорского надзора, установленный ч. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ» был включен надзор за исполнением законов судебными приставами.

Однако, в разделе III «Прокурорский надзор» этого Закона данное направление надзора не регламентируется, не раскрывается его предмет, полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования. В связи с этим, надзор за

исполнением законов судебными приставами представляется возможным рассматривать не в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора, а как специфическую разновидность надзора за исполнением законов

государственными органами, т.е. в рамках первой отрасли надзора.

В связи с тем, что прокурорский надзор распространяется на многие урегулированные законом сферы общественных отношений, в различных из них

он приобретает некоторые, иногда весьма существенные особенности. Так, для осуществления надзора в различных сферах используются различные правовые средства, различен и объем полномочий прокурора. Акты прокурорского реагирования при этом в одних случаях носят информационный характер, а в

другом – обязательный для исполнения их адресатами. Когда прокурор опротестовывает незаконный, по его мнению, акт органа управления, он лишь требует от этого органа или от иной властной структуры принять решение по су-

ществу. Однако решение по протесту, а также по представлению прокурора об устранении нарушений закона принимает непосредственно либо орган управления, либо суд. В сфере осуществления дознания и предварительного

следствия, а также исполнения наказаний и назначаемых судом мер принуди-

тельного характера полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер.

На первое место Законом «О прокуратуре РФ» поставлен надзор за

исполнением законом федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (далее – надзор за исполнением законов). Данная отрасль прокурорского надзора имеет наиболее широкий предмет, который охватывает деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. Рассматриваемая отрасль надзора ранее, в Законе «О прокуратуре СССР», именовалась общим надзором (в предмет этой отрасли включался также надзор за исполнением законов гражданами). В настоящее время глава 1 раздела III Закона «О прокуратуре РФ» кратко именует данную отрасль надзором за исполнением законов.

Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в

их управленческую или хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Предмет прокурорского надзора в рамках данной отрасли определен ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ» следующим образом:

«1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте».

Из сферы прокурорского надзора, как следует из приведенного нормативного определения предмета надзора за исполнением законов, исключены

высшие органы исполнительной и законодательной власти России – Президент РФ, Федеральное собрание и Правительство РФ.

Полномочия прокурора, надзирающего за исполнением законов, можно подразделить на две части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия по их устранению.

Осуществляя надзор, прокурор вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ

к документам и материалам;

проводить проверки исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушений;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по

поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу

нарушений законов.

освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

приносить протесты на противоречащие закону акты, вносить представления об устранении нарушений закона или представление о недопустимости его нарушения;

возбудить производство об административном правонарушении либо уголовное дело;

обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными.

Требования закона, связанные с внесением протеста, представления, предостережения или изданием постановления, предусмотрены ст. 23, 24, 25 и 25_1 Закона «О прокуратуре РФ».

Протест приносится прокурором на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо прокурор обращается в суд с

требованием о признании указанных актов недействительными. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение

представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О

результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ в статье 27 предусматривает право соответствующего прокурора или его заместителя опротестовывать правовые акты органа государственной власти субъектов РФ, а

также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.

При рассмотрении данного вопроса необходимо иметь в виду, что содержащаяся во взаимосвязанных положениях п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 статьи

22 Закона «О прокуратуре РФ», норма, наделяющая прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов

субъектов РФ противоречащими закону, признана Конституционным Судом России не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данная норма

допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону. В то же время данная норма - по ее конституционно-

правовому смыслу в системе действующего законодательства - не исключает для Генерального прокурора РФ возможность обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов

субъектов Федерации. (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П). Из смысла данного Постановления следует, что проверка соответствия конституций (уставов) субъектов РФ возможна только

Конституционным Судом РФ, а не судами общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции вправе лишь подтверждать (по инициативе управомоченных лиц, в том числе органов прокуратуры), что нормы конституции или устава субъекта

Федерации аналогичны по содержанию нормам других учредительных актов, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции России, и поэтому являются недействительными. Тем не менее, право принять окончательное решение по данному вопросу принадлежит только

Конституционному Суду РФ.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны

устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и

условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об

административном правонарушении выносится прокурором исходя из характера нарушения закона в порядке, предусмотренном нормами УПК РФ и КоАП РФ.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам в целях

предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, -

руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия влечет за собой установленную законом ответственность. Так, ст.

17.7. предусматривает ответственность за умышленное невыполнение требований

прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц

от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Закон «О прокуратуре РФ» впервые за всю историю российской прокуратуры выделил отрасль, именуемую надзором за соблюдением прав и

свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными

комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов

РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (далее - надзор за

соблюдением прав и свобод человека).

Несмотря на то, что перечень поднадзорных органов и должностных лиц в данном случае совпадает с тем, что указан в Законе в отношении первой отрасли

надзора, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина имеет свои специфические задачи. Главное отличие предмета данной отрасли от иных отраслей прокурорского надзора как раз и состоит в ее цели, которой является

соблюдение прав и свобод личности в деятельности государственных и негосударственных органов и организаций.

Если проследить изменения, вносимые в законодательство о прокуратуре,

то несложно заметить, что данная отрасль по сути отделилась от надзора за исполнением законов. И этот шаг законодателя является не просто данью моде, он абсолютно оправдан с учетом положений ст. 2 Конституции РФ, которая гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Более того, исходя из данных конституционных предписаний именно надзор за соблюдением прав и свобод человека должен рассматриваться в качестве центральной, важнейшей отрасли прокурорского надзора.

Что касается полномочий прокурора, то в рамках данной отрасли надзора прокурор, осуществляя возложенные на него функции, рассматривает и проверяет

жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по

предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В этой деятельности прокурор использует по сути те же полномочия, что и в рамках надзора за исполнением законов.

К формам прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека относятся протеста, представление и постановление. Прокурор или его заместитель приносит протест на акт,

нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его

заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить

допущенное нарушение. Срок рассмотрения данных протестов и представлений аналогичен сроку рассмотрения такого рода актов прокурорского надзора, используемых при общем надзоре (ст. 23 и 24 Закона прокуратуре).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор своим постановлением

возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает

производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или

должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об

административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию

здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда в силу иных обстоятельств нарушение

приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Предметом третьей отрасли надзора - надзора за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие - является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора в данной отрасли установлены уголовно- процессуальным законодательством и Федеральным законом «Об оперативно- розыскной деятельности».

Статья 37 УПК РФ устанавливает полномочия прокурора в сфере надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Существенной особенностью данной отрасли надзора является то, что

при его осуществлении прокурор является процессуальным руководителем органов и лиц, осуществляющих предварительное расследование преступлений, может давать им обязательные для исполнения указания, в т.ч. о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий,

отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования. В ряде случаев для принятия определенных

решений следователем или дознавателем требуется согласие прокурора, например, на возбуждение уголовного дела, или утверждение составленного указанными лицами процессуального документа, например, обвинительное

заключение. Кроме того, в рамках данной отрасли надзора прокурор вправе

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Согласно ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность обязаны по требованию прокуроров, представлять им оперативно-

служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-

технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок

проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность, а также о лицах,

оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к

уголовной ответственности.

Надзорные полномочия прокурора в этой сфере тесно связаны с другим направлением деятельности - осуществлением прокурором уголовного

преследования.

Последняя отрасль прокурорского надзора – это надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и

назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Ее предметом является

законность нахождения в местах содержания задержанных (изоляторах временного содержания - ИВС), предварительного заключения (следственных

изоляторах - СИЗО), исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера и

т.д., соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, а также

законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Полномочия прокурора в этой отрасли довольно обширны. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом

порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов

в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Прокурор вправе в любое время посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и

материалами, проверять соответствие закону приказов и распоряжений ад- министрации мест лишения свободы, в случае необходимости - опротестовать их.

Прокурору также дано право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений, постановлений администрации ИВС, СИЗО, колоний, тюрем и других учреждений подобного рода, получать объяснения соответствующих должностных лиц, вносить протесты и представления, которые обязательно подлежат рассмотрению теми, кому адресованы, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста надлежащим должностным лицом действие опротестованного акта администрации названных учреждений приостанавливается. Прокурор может отменить незаконное дисциплинарное взыскание, наложенное на лицо, отбывающее наказание, немедленно освободить его своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора Если обнаруживается, что лицо содержится под стражей без законного основания, то прокурор или его заместитель своим постановлением немедленно освобождают его из-под стражи.

Отрасль прокурорского надзора - это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.

Прокурорский надзор подразделяется на следующие отрасли:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов. Так как предмет данной отрасли довольно широк, то выделяют в ее пределах подотрасли – надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключения под стражу.

5. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами:

– участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам;

– оспаривание незаконных решений, приговоров, определений и постановлений суда 6 .

Прокурор имеет права:

а) участвовать в рассмотрении дел судами;

б) осуществлять уголовное преследование в суде;

в) выступать в качестве государственного обвинителя в суде;

г) обратиться в суд с заявлением;

д) вступить в дело;

е) обжаловать в вышестоящий суд не вступившее в законную силу или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда;

ж) обжаловать вступившее в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу.

Генеральный прокурор РФ имеет дополнительные права:

1) участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

2) обращаться в Конституционный Суд РФ;

3) обращаться с представлением в Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Перечисленные направления можно отнести и к основным целям прокурорского надзора, так как он является основной функцией прокуратуры.

На сегодняшний день, когда государство существенным образомпретерпевает различные изменения в политической, экономической исоциально-культурной сферах, реформированию подвергаются иправоохранительные органы, в том числе органы прокуратуры.

Особоевнимание высших должностных лиц государства обращено насовершенствование прокурорского надзора как наиболее эффективного идейственного средства по соблюдению Конституции РФ и исполнению действующих на территории Российской Федерации законов. Данное обстоятельство требует от прокуроров качественно нового подхода корганизации надзора, отвечающего требованиям происходящих в стране преобразований 7 .

Сам ход устранения нарушения закона должен находиться в поле зрения прокурора до тех пор, пока тот не убедится в достижении поставленной цели 8 .

При этом, прокурор должен стремиться к тому, чтобы каждое надзорное либо иное действие было максимально эффективным. Положительными результатами, свидетельствующими о повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляемыми ОРД и предварительное расследование, будут считаться, например: увеличение доли раскрытых преступлений; уменьшение числа нарушений при производстве следственных и иных процессуальных действий и, как следствие, улучшение качества дознания и предварительного следствия; сокращение количества заявлений от лиц, чьи права и законные интересы были нарушены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и т. д.

Как правило, в первую очередь, для оценки деятельности прокуратуры, равно как и других правоохранительных органов, применяются статистические отчеты, которые содержат значительное количество показателей, позволяющих наглядно видеть основные результаты деятельности прокурора за аналогичный прошедший и оцениваемый периоды.

Однако показатели отчетов в большинстве свидетельствуют об объеме проведенной работы, который является существенным, но не единственным критерием оценки деятельности прокурора, свидетельствующим о результатах. Прокурор не должен стремиться к механическому увеличению проводимых мероприятий, его задачей должна быть результативность каждого из них, т. к. дальнейшее наращивание количественных показателей может привести к снижению эффективности осуществляемого надзора 9 . А, по справедливому замечанию А. Мыцыкова, если опираться только на показатели отчета, то это будет формальный подход, т. е. «… в выигрыше 4 всегда будет тот прокурор, у которого показатели больше» 10 . Поэтому для наиболее объективной оценки эффективности прокурорского надзора не следует ограничиваться анализом только статистических данных.

Верно предполагается, что универсальным критерием оценки является результат, под которым понимается состояние законности и правопорядка на поднадзорной территории или объекте и уровень обеспечения прав и свобод граждан. Однако, к сожалению, единого понимания того, что необходимо считать результатом, пока нет. Существенное влияние на эффективность надзорной деятельности за исполнением законов оперативно-розыскными органами и органами предварительного расследования оказывает грамотная организация данной отрасли надзора в органах прокуратуры.

В законе о прокуратуре в общем виде представлены положения, регулирующие деятельность прокуроров по различным отраслям надзора, в то время как принимаемые в развитие данного закона приказы Генерального прокурора РФ в существенной степени способствуют улучшению организации работы в органах прокуратуры.

Указывая основные пути повышения эффективности надзора по всем его отраслям и иным основным направлениям в деятельности прокуроров, данные правовые акты определяют комплекс мероприятий, необходимых и обязательных для исполнения прокурорами. В то же время, к основным элементам, влияющим на результативность работы прокуроров можно отнести: во-первых, хорошо организованную кадровую работу, которая довольно подробно регламентирована законом о прокуратуре и приказами Генерального прокурора РФ 11 . При этом, особый характер деятельности прокуроров, связанной с осуществлением надзора за исполнением законов определяет ряд специальных условий и требований к лицам, занимающим соответствующие должности.

Значительное внимание при отборе кадров, на наш взгляд, должно уделяться такому требованию как обладание необходимыми профессиональными качествами (наличие специальных знаний, умений и навыков). Так, если при подборе кадров затруднительно определить нравственно-этические качества личности (например, дисциплинированность, внимательное и чуткое отношение к гражданам, трудолюбие, требовательность и т. д.), так как в большинстве своем о них можно судить непосредственно в процессе деятельности, то определить, какими профессиональными качествами обладает кандидат и их уровень, возможно без особого труда. От грамотного и рационального распределения своего рабочего времени напрямую зависит результативность работы, повышается организованность и профессионализм прокурорских работников, что, в целом, положительно сказывается на состоянии законности как в поднадзорных органах, так и всего прокурорского надзора.

Другим элементом является надлежащее и активное взаимодействие прокуроров с органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами в установленных законом формах (ст. 7 Закона о прокуратуре и приказы Генерального прокурора РФ 12).

Совершенствование управления (руководства) надзорной деятельностью со стороны вышестоящих прокуратур также влияет на повышение эффективности прокурорского надзора. Особенно отрицательно отражается на работе городских и районных прокуроров так называемое «бумаготворчество», которое создает видимость активной работы, т. к. руководитель, направив письменное указание или задание, полагает свою миссию выполненной 13 .

В связи с этим, за работой подчиненных прокуратур должен осуществляться должный контроль, по результатам которого необходимо оценивать их деятельность. При этом, критерием оценки в данном случае является не состояние преступности, а своевременность, качество и полнота принятия мер по пресечению и установлению нарушений закона, требующих прокурорского реагирования. Контроль со стороны руководителя осуществляется как за деятельностью всего вверенного ему структурного подразделения, так и за деятельностью отдельно взятых работников, т. к. «… даже самый дисциплинированный и добросовестный работник нуждается в постоянном контроле за его работой».

Осуществляя контроль за деятельностью прокурора, осуществляющего надзор за предварительным расследованием или ОРД, необходимо проверять частоту и обоснованность прокурорских проверок по материалам и результатам доследственных проверок, уголовных дел, принятий конкретных процессуальных решений, материалов оперативного учета, проведения оперативно-розыскных мероприятий и т. д.

Районные, городские и приравненные к ним прокуратуры являются основным звеном системы органов прокуратуры, где сосредоточена наибольшая часть оперативного состава прокуроров, которые несут на своих плечах основную нагрузку, в том числе по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД и предварительное расследование. От работников этого звена в существенной мере зависит решение задачи по укреплению законности и правопорядка в государстве. Поэтому для осуществления результативного и целенаправленного прокурорского надзора, четкой и слаженной работы прокуратуры как единого органа, в т. ч. работы по обеспечению комплексного подхода в борьбе с преступностью и другими нарушениями законов, необходимо обеспечить тесное взаимодействие в работе всех подразделений прокуратуры и прокуроров по различным отраслям.

Наличие властно-распорядительных полномочий обязывает прокуроров придерживаться определенного стиля работы, т. к. неправильное их использование или злоупотребление своим служебным положением влечет за собой порой тяжелые последствия. Особенно это относится к прокурорам-руководителям и прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов, т. к. те занимают высокое и ответственное положение в прокуратуре. Непременным условием качественной работы и грамотного руководства, эффективного осуществления прокурорского надзора являются: безупречное знание действующего законодательства, умение применять его во всех областях своей деятельности, а также постоянное самостоятельное повышение своих теоретических знаний, тем самым оттачивая свою квалификацию, компетентность и профессиональный уровень. Это особенно актуально в свете проводимых в настоящее время государством реформ в правоохранительной и судебной деятельности, активно развивающегося законодательства. Совершенствуется следственная и прокурорская практика, в частности в условиях обширной коррумпированности и все возрастающей организованной преступности. Незнание и неправильное, безграмотное применение законов расценивается как грубейшее нарушение служебного долга, которое может привести к серьезным ошибкам, особенно в деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за предварительным расследованием и оперативно-розыскной деятельностью, где постоянно затрагиваются конституционные права и свободы человека и гражданина 14 . Важным моментом в данном вопросе является такое обстоятельство, как самоорганизованность и личное желание повышать свой профессиональный уровень. С целью единообразного применения новых законов и иных нормативно-правовых актов целесообразно подвергать их коллективному изучению и обсуждению, что способствует устранению сомнений и неясностей, которые могут встретиться при его исполнении.

Особенно отрицательно на эффективности прокурорского надзора за исполнением законов сказываются недостаточная разработанность вопросов тактики и методики прокурорского надзора и, как следствие, нехватка методического обеспечения прокурорских работников. Связано это также с активно изменяющимся законодательством, развитием разных областей нашей жизнедеятельности, состоянием законности, объемом работы, а также рядом других факторов, в зависимости от которых совершенствуются различные приемы прокурорского надзора 15 . Поэтому многие методические пособия и разработки теряют свою актуальность и значимость, требуя серьезного пересмотра и доработки либо разработки новых. Огромную роль в повышении эффективности прокурорского надзора, особенно в части, касающейся предупреждения нарушений закона, играет такое направление деятельности прокуроров, как пропаганда законов.

Однако на протяжении долгого времени к данной прокурорской работе значительно ослабло внимание, хотя, на наш взгляд, в период проходящих реформ в стране, в условиях сложившегося, порой, отрицательного отношения и неуважения к закону, неверия в его силу, а то и просто незнания закона (при наличии большого количества граждан, имеющих высшее юридическое образование) данная деятельность представляется особо актуальной. В равной степени это относится как к должностным лицам правоохранительных органов, так и гражданам, занимающимся иной деятельностью.

Положительным моментом в рассматриваемом вопросе является, на наш взгляд, непосредственное организационное участие в расследовании преступлений. Прокурор как участник уголовного процесса (согласно ч. 5 ст. 164 УПК РФ) 16 может быть привлечен следователем к участию в производстве следственных действий. Но зачастую следователи не используют данное право, опасаясь в случае допущения какой-либо ошибки или нарушения быть привлеченным к соответствующей ответственности либо того, что прокурор, в силу своего должностного положения, будет оказывать влияние или вмешиваться в проводимое следственное действие и т. д. Результативность деятельности прокурорских работников во многом зависит от наличия благоприятных условий для выполнения ими служебных обязанностей. Важное значение здесь имеют предоставленные и гарантированные законом меры материального и социального обеспечения прокурорских работников, меры правовой и социальной защиты прокуроров, которые должны быть направлены на повышение заинтересованности в качественном исполнении своих обязанностей и повышении эффективности прокурорской деятельности.

Однако для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами необходимо совершенствование не только организационной деятельности органов прокуратуры, достижению высшей цели будет способствовать совершенствование и повышение эффективности работы всех поднадзорных правоохранительных органов с учетом указанных выше направлений.

Подводя итог, следует отметить, что эффективность прокурорского надзора за исполнением законов органами, представляет собой результат, который выражается в реально достигнутом уровне задач, стоящих перед надзирающим прокурором, направленных на достижение высшей цели – укрепление законности – и определяется сопоставлением фактически достигнутых результатов за оцениваемый период с намечаемыми на этот период целями и результатами за предшествующий период. При оценке уровня эффективности прокурорского надзора необходимо учитывать не только количественные показатели выполненной работы, но и факторы, влияющие на проведение каких-либо надзорных действий, а также условия, в которых они осуществлялись. При этом, необходимо использовать различную информацию по иным видам деятельности не только органов прокуратуры, но и поднадзорных правоохранительных органов и судов.

Комплексное проведение мероприятий по развитию и совершенствованию всей деятельности органов прокуратуры повышает уровень развития прокурорской работы в целом, и отдельных её участков, в частности.

Статья 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» закрепляет виды прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, федеральными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, или так называемый общий надзор. Надзор за исполнением законов подразумевает не только надзор за их исполнением перечисленными субъектами, но и надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор руководствуется конституционным принципом равенства всех перед законом, гарантированного государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения 14б к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Указанные сферы деятельности тесно связаны с важнейшими правами и свободами граждан, нарушение которых может повлечь за собой непоправимые последствия для граждан, причинить им невосполнимый вред. Кроме того, рассматриваемые виды деятельности осуществляются в сфере борьбы с преступностью, охраны правопорядка, что имеет важное значение для общества и государства в целом.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Данная отрасль надзора также выделяется в отдельную в силу важности соблюдения законов, регулирующих права задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, заключенных под стражу или отбывающих наказание.



Надзор за исполнением законов судебными приставами. Эту отрасль надзора рассматривают как часть прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и решения судов.

54. Надзор за исполнением законов: понятие, предмет и полномочия прокурора при его осуществлении.

Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом надзора являются.

1) Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

2) Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, которые перечислены выше.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.



Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе (ст. 22 «О прокуратуре РФ»):

1) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;

2) иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

4) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

5) проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

6) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными выше, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 «О прокуратуре РФ»).

Должностные лица органов, указанных выше, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно, а в случае невыполнения должностными лицами требований прокурора, они могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке (п. 4 ст. 22 «О прокуратуре РФ»).

55. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: понятие, предмет и полномочия прокурора при его осуществлении.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами. А также федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:

1) рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

2) разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

3) принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

4) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;

5) иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

6) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

7) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

8) проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

9) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

56. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие: понятие, предмет и полномочия прокурора при его осуществлении.

Данная отрасль прокурорского надзора включает в себя надзор за исполнением законов в трех разныхсферах: при осуществлении оперативно-разыскной деятельности, при производстве дознания и предварительного следствия.

Указанные сферы деятельности правоохранительных органов тесно связаны с правами и свободами граждан, поскольку органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, наделены полномочиями на применение в отношении отдельных лиц принудительных мер, а именно досмотр, обыск, задержание, заключение под стражу.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. Уполномоченные прокуроры при проведении проверок должны обращать внимание: на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-разыскной деятельности; на соответствие оперативно-разыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 31 «О прокуратуре РФ»).

В соответствии с законодательством РФ, используя предоставленные им полномочия, прокурорские работники обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-разыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Руководители органов прокуратуры обязаны создавать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.

57. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу: понятие, предмет и полномочия прокурора при его осуществлении.

Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Полномочия прокурора

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Случайные статьи

Вверх