Система административного права. Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права

2. Административно-правовые институты и подотрасли

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт -- это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. №5. С. 14. .

Существуют следующие институты административного права:

* принципов государственного управления;

* административно-правового статуса граждан (физических лиц);

* административно-правового статуса органов исполнительной власти;

* государственной и муниципальной службы;

* административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

* административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

* административно-правовых режимов;

* форм государственного управления;

* методов государственного управления;

* административной ответственности;

* административного процесса;

* обеспечения законности в государственном управлении;

* административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

* административно-правовых основ управления в сфере экономики;

* административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

* административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере Кононов П.И. О предмете современного российского административного права // Административное право и процесс. 2011. №3. С. 33. .

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С. 134. . Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права Большой юридический словарь ОНЛАЙН // law-enc.net. .

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

1. Служебное право

2. Политическое право

3. Образовательное право и т.д. Смоленский М.Б. Указ. соч. С. 135. .

а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);

б) органы исполнительной власти;

в) государственная служба;

г) административно-правовые режимы;

д) административный процесс, законность в управлении;

е) организация государственного управления в сферах и отраслях Талапина Э.В. Указ. статья. С. 15. .

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;

в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;

г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;

д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

В системе административного права можно выделить также такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет.

Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право -- это правовой институт административного права Балабиев К.Р. К проблеме понятия и содержания административного процесса // Закон и право. 2010. №3. С. 55. .

В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права Демин А.А. Материальное и процессуальное в административных правоотношениях // Административное право и процесс. 2007. №2. С. 34. .

Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права Килясханов И.Ш. Административный процесс: осмысление концептуальных подходов к его определению // Вестник МГИМО Университета. 2009. №1. С. 58. , то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

При этом в рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты.

Механизм правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) или иных органов в целом не представляет собой единой совокупности административно-процессуальных норм и административно-процессуальных отношений. Фактически только юрисдикционные дела спорного характера да некоторые дела по применению принудительных мер процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям имеют основательную регулирующую базу. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), Налоговый кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. В этом же плане заслуживает внимания законодательство о судебном обжаловании неправомерных действий (решений) исполнительных органов (должностных лиц).

Существенное увеличение и развитие норм материального административного права, бесспорно, требует как кодификации процессуальных норм в этой сфере, так и формирования системы административно-процессуального законодательства. При этом не следует считать, что указанные нормы связаны исключительно с процедурой рассмотрения административных споров и правонарушений.

Отметим замечание С.Л. Симоняна при обсуждении проекта закона о Кодексе административного судопроизводства Проект Федерального закона «Об административных процедурах»: [Электронный ресурс] // http://www.pravoteka.ru/pst/97/48366.html. . Он, в частности, писал: «Особенностей, существенно отличающих административно-процессуальную форму защиты прав от гражданской процессуальной формы, в проекте нет. Те, которые имеются (специфика доказывания, сокращенные сроки рассмотрения дела и т.п.), недостаточны для создания качественно новой судебной процедуры» Симонян С.Л. О проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2006. №1. С. 46. . Однако недостатки обсуждаемого С.Л. Симоняном проекта закона, отмечавшиеся в литературе Керимов М.К., Килясханов И.Ш. Административно-деликтная политика как содержательная составляющая судопроизводства // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №4. С. 95. , не могут поколебать представлений о принципиальной разнице, самостоятельности административного процесса в сравнении с иными видами процессуальных правоотношений.

Таким образом, формирование системы административно-процессуального законодательства является закономерной тенденцией развития системы законодательства России.

Между тем, пока что предложения ученых-административистов об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т.е. о создании третьей части административного права - процессуальной, своего законодательного закрепления не нашли. Сегодня принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств См., напр.: Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СПС «Консультант-Плюс»; Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс»; Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «Консультант-Плюс»; и др. , другие подобные акты находятся в стадии разработки.

Итак, административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права. Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов административного права.

административный право институт подотрасль

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды

Гражданско-правовой институт аренды

Поскольку договор аренды имеет собственное правовое регулирование, необходимо отличать его от смежных правовых институтов. Кроме того...

Источники конституционного права

Любая отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. Все нормы права обладают общими признаками: носят формально определенный характер, обязательны для всех субъектов права...

Применение норм административного права субъектами права Административно-правовые отношения. Но несмотря на различие в классификациях элементов механизма административно-правового регулирования...

Механизм административно-правового регулирования

Акты официального толкования и применения административно-правовых норм Административно-правовые отношения Источники (формы) административно-правовых норм 2...

Обжалование и опротестование постановлений по делу об административном правонарушении

Административное право ДНР - это важная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм...

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

конституционный правовой норма государство Источник - наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе - в Конституции РФ. В конституционном праве значительно больше...

Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Понятие системы права

Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Институт права -- это упорядоченная совокупность юридических норм...

Понятие системы права

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права -- это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское...

Право как социальное явление: правосознание, правоотношения, правовые институты и организации

Правовой институт - это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Правовые институты могут быть классифицированы по различным основаниям...

Система права и система законодательства

Несмотря на возможность частичного совпадения предмета или метода правового регулирования в различных отраслях права, по общему правилу, именно названные основания являются критерием для их разграничения. Таким образом...

Сущность системы права

Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права имеют институты и отрасли права. Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права...

Характеристика дееспособности как правовой категории

гражданин дееспособность несовершеннолетний опека Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан законом введен институт опеки и попечительства (ст. 31 - 40 ГК РФ). Опека устанавливается над малолетними...

Тема: Управление, государственное управление, исполнительная власть

Административное законодательство является правовой основой функционирования:

1) Законодательной власти

2) Исполнительной власти

3) Судебной власти

4) Всех ветвей государственной власти

5) Прокурорского надзора

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе организации и осуществления:

1) законотворческого процесса

2) государственного управления

3) правосудия

4) деятельности по осуществлению общего надзора за соблюдением законности

5) внешнеторговых связей

Какие виды управляемых систем относятся к сфере административного права:

1) социальные

2) биологические

3) механические

4) экономические

5) информационные

Что является объектом социального управления:

1) люди, наделенные властными полномочиями

2) государственные органы

3) поведение людей

4) общественные организации

5) поведение коллективов людей

В управлении всегда присутствуют

1) механические процессы

3) субъект и объект управления

4) правоохранительные органы

5) члены Правительства

1) государственное и общественное

2) механическое и биологическое

3) правовое и неправовое

4) внутреннее и внешнее

5) правомерное и неправомерное

1) исполнительными комитетами

2) Советом Министров

3) Министерствами и Государственными Комитетами

4) местными администрациями

5) Парламентом

Государственное управление осуществляется:

1) политическими партиями

2) общественными организациями

3) трудовыми коллективами

4) администрацией предприятий и учреждений

5) местными администрациями

Общественное управление осуществляется:

1) политическими партиями

2) общественными организациями

3) трудовыми коллективами

4) местными администрациями

5) государственными комитетами

Государственное управление осуществляют:

1) все государственные органы

2) органы исполнительной власти

3) прокуратура

4) администрация предприятий и учреждений

5) Палата представителей

Управление государством осуществляют:

1) Президент

2) органы исполнительной власти

3) прокуратура

4) местные администрации

5) Палата представителей

Виды управляемых систем:

1) хозяйственные, социально-культурные и административно-политические

2) объективные и субъективные

3) механические, биологические и социальные

4) административные и экономические

5) прямого и косвенного воздействия

В управлении всегда присутствуют:

1) механические и биологические системы

2) субъект и объект управления

3) хозяйственные, социально-культурные и административно-политические сферы

4) тот, кто управляет и тот (то), кем (чем) управляют

5) две стороны

Социальное управление делится на:

1) государственное и правовое управление

2) государственное и общественное управление

3) общественное и властное управление

4) административное и экономическое управление

5) правоприменительное и правотворческое

Какая наука изучает управление как таковое, вне зависимости от того, где оно осуществляется:

1) политология

2) социология

3) кибернетика

4) математика

5) правоведение

Какой вид управления изучает административное право:

1) государственное

2) общественное

3) семейное

4) политическое

5) коалиционное

Сущностью государственного управления является:

1) Исполнение законов

2) Руководство подчиненными структурами

3) Получение материального вознаграждения

4) Издание законов

5) Исполнение актов Президента

Когда в Республике Беларусь был впервые закреплен принцип разделения властей:

1) в Конституции 1978 г.

2) в Конституции 1994 г.

3) в результате референдума 1996 г.

4) официально не закреплен, существует только на практике

5) в Директиве № 1 Президента

Тема: Административное право как отрасль права и как наука

Какой из методов наиболее характерен для административно-правового регулирования:

1) предписание

3) дозволение

В какой отрасли права административное право берет исходные начала:

1) уголовное право

2) конституционное право

3) гражданское право

4) трудовое право

5) общая теория права

Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие:

1) формы и методы управленческой деятельности

2) основы административно-процессуальной деятельности

3) принципы государственного управления

4) управление в отдельных отраслях и сферах

5) правовой статус субъектов административного права

Межотраслевое государственное управление – это управление:

1) образованием, наукой, культурой, спортом

2) обороной, обеспечением государственной безопасности

3) учетом, финансами, кредитом, ценообразованием

4) иностранными делами, внутренними делами

5) юстицией

К методам административного права относятся:

1) предписание

2) запрет

3) замечание

4) выговор

5) увольнение

Различие между административным и гражданским правом проводится в зависимости от:

1) метода правового регулирования

2) того, кто является участником данного отношения

3) характера и направленности соответствующих запретов

4) желания правоприменительных органов

5) интересов государства

Система административного права из:

1) разделов, глав, статей

2) Общей и Особенной части

3) норм, регулирующих управление в хозяйственной, социально-культурной и административно- политической сфере

4) законов и кодексов

5) науки и учебного курса

Предмет отрасли права, это –

1) круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью

2) учебные, научные и иные материалы, предназначенные для изучения данной отрасли

3) нормативные акты, подлежащие изучению

4) материалы практики правоохранительных органов

5) учение о сути данной отрасли

Предмет административного права составляют общественные отношения, которые:

1) возникают в сфере исполнительной власти

2) связаны с организацией исполнительной власти на высшем уровне

3) связаны с организацией исполнительной власти на местном уровне

4) связаны с функционированием исполнительной власти на высшем уровне

5) связаны с функционированием исполнительной власти на местном уровне

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, то есть составляющим предмет административного права, являются:

1) наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя

2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью

3) связь с законодательной деятельностью

4) их осуществление в соответствии с нормами КоАП

5) принудительный характер возникновения

Как называется метод правового регулирования, который предусматривает возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой:

1) предписание

5) поощрение

Как называется метод правового регулирования, который предусматривает возложение прямой юридической обязанности не совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой:

1) предписание

2) запрет

5) поощрение

Как называется метод правового регулирования, который дает юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных нормой, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению:

1) предписание

5) поощрение

1) конституция и законы

2) акты Президента

3) постановления Совета министров

4) судебные прецеденты

5) договора

К источникам административного права относятся:

1) уставы

2) кодексы

3) решения местных представительных органов

4) правовые обычаи

5) инструкции и правила

В каких случаях допускается действие актов бывшего СССР:

1) если ещё не приняты соответствующие республиканские акты

2) если они не противоречат белорусскому законодательству

3) если они более детально регулируют общественные отношения

4) если они больше нравятся правоприменительному органу

5) если на то есть указание вышестоящего органа

Что изучает наука административного права:

1) сущность исполнительной власти

2) формы и методы деятельности исполнительной власти

3) правовой статус субъектов и объектов государственного управления

4)

5) зарубежный опыт

Что из названного относится к предмету науки административного права, но не относится к предмету отрасли административного права:

1) сущность исполнительной власти

2) формы и методы деятельности исполнительной власти

3) правовой статус субъектов и объектов государственного управления

4) административно-правовые категории

5) зарубежный опыт

Тема: Административно-правовые нормы

Административно-правовая норма:

1) создает конкретное правоотношение

2) не создает правоотношения

3) создает правоотношение только в определенных случаях

4) регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти

5) обеспечивается государственным принуждением

Административно-правовые нормы регулируют:

1) конкретные случаи

3) один единичный случай

4) поведение граждан в сфере государственного управления

5) поведение граждан в сфере исполнительной власти

Какая часть административно-правовой нормы определяет правило поведения:

1) гипотеза

2) диспозиция

3) санкция

4) протокол

5) постановление

Могут ли структурные элементы административно-правовой нормы находиться в разных нормативных актах:

3) всегда находятся в разных актах

4) никогда

5) иногда

Способы реализации административно-правовых норм:

1) расследование

2) составление протокола

3) вынесение решения

4) соблюдение

5) применение

Структура административно-правовой нормы:

1) субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона

2) гипотеза, диспозиция, санкция

3) Общая и Особенная часть

4) соблюдение, исполнение, применение

5) материальная и процессуальная

Нормы, предусматривающие административную ответственность, вступают в силу:

1) немедленно

2) после доведения до сведения исполнителей

5) задним числом

“Обратную силу” имеют нормы:

1) устанавливающие ответственность

2) отягчающие ответственность

3) отменяющие или ослабляющие ответственность

4) любые нормы

5) никакие нормы «обратной силы» не имеют

Императивность правовой нормы, это -

Ее повелительный характер

заключенные в ней требования

мера ответственности за ее нарушение

Какая из приведенных санкций является абсолютно-определенной:

1) предупреждение

2) штраф от 2 до 5 базовых величин

3) штраф от 5 до 10 базовых величинс конфискацией

4) исправительные работы на срок до 2 месяцев

5) административный арест на срок до 15 суток

Как называется санкция, в которой предусматривается возможность наложения нескольких видов взысканий:

1) абсолютно-определенная

2) относительно-определенная

3) альтернативная

4) уполномочивающая

5) разрешающая

Какая из приведенных санкций является относительно-определенной:

1) исправительные работы до 2 месяцев или административный арест до 15 суток

2) штраф от 20 до 50 базовых величинили административный арест до 15 суток

3) штраф от 5 до 10 базовых величин

4) предупреждение или штраф до 1 базовой величины

5) предупреждение

Какая из приведенных санкций является альтернативной:

1) предупреждение

2) штраф от 2 до 5 базовых величин

3) штраф от 10 до 20 базовых величин или исправительные работы на срок до 2 месяцев

4) предупреждение или штраф до 2 базовых величин

5) административный арест на срок до 15 суток или депортация

Исполнение правовой нормы, это:

3) активные действия субъекта по выполнению предписаний, содержащихся в норме

5) принятие акта, содержащего правовые нормы

Соблюдение правовой нормы, это:

1) принятие компетентным государственным органом индивидуального юридически-властного решения на основе действующей нормы

2) воздержание субъекта от совершения запрещенных действий

4) действие субъекта по своему усмотрению

Применение правовой нормы, это:

1) принятие компетентным государственным органом индивидуального юридически-властного решения на основе действующей нормы

2) воздержание субъекта от совершения запрещенных действий

3) активные действия субъекта по выполнению предписаний, содержащихся в норме

4) действие субъекта по своему усмотрению

5) выполнение установленных правил

Тема: Административно-правовые отношения

В административных правоотношениях:

1. стороны равноправны

2. стороны неравноправны

3. у одной из сторон есть права, которых нет у другой

4. объем полномочий сторон зависит от договоренности между ними

5. объем полномочий у одной из сторон больше, чем у другой

Основным условием для отнесения общественных отношений к административно-правовым является наличие в них:

1. представителей администрации Президента

2. работников государственных предприятий

3. органов исполнительной власти или их представителей

4. депутатов

5. работников правоохранительных органов

К административным правоотношениям относятся:

1. отношения между должностными лицами и гражданами

2. отношения между руководителями предприятия (организации) и работниками данного предприятия (организации)

3. отношения между Председателем ЖСК и пайщиками

4. отношения между гражданами

5. любые общественные отношения можно отнести к административно-правовым

Административные правоотношения возникают:

1. при совершении правонарушения

2. при заключении договора

3. при заключении брака

4. во всех перечисленных случаях

5. при подачи жалобы в райисполком

Административные правоотношения могут возникать:

1. по инициативе органа исполнительной власти

2. по инициативе граждан

3. по инициативе любой из сторон

4. при наличии разрешения представителя администрации

5. при наличии договора

Участниками административных правоотношений могут быть:

1. органы исполнительной власти

2. граждане

3. общественные организации

4. должностные лица

5. административно-территориальные образования

Административная правоспособность граждан наступает:

1. с момента рождения

5. после получения соответствующего документа

Административная право- и дееспособность организаций наступает:

1. с момента принятия решения об образовании организации

2. с момента официальной регистрации

3. после заключения специальной комиссии

4. после выдачи сертификата

5. после издания приказа руководителя

Источниками административного права являются:

1. Кодекс об административных правонарушениях

2. Конституция Республики Беларусь

3. Законы

5. Приказы и инструкции

Какие из перечисленных актов могут быть источниками административного права:

1. акты органов законодательной власти

2. акты органов исполнительной власти

3. международные акты

4. судебные акты

5. индивидуальные акты

Что является общим условием вступления в административно-правовые отношения:

1. знание законов и подзаконных актов

2. наличие административной правоспособности

3. имущественный ценз

4. наличие гражданства

5. наличие административной дееспособности

Нарушение административно-правовой нормы влечет юридическую ответственность перед:

1. государством

2. государственными служащими

3. Президентом

4. гражданином, чьи права нарушены

5. прокуратурой

В качестве юридических фактов выступают:

1. административно-правовые нормы

2. административно-правовые отношения

3. действия

4. события

5. действия, влекущие юридические последствия

Административная деликтоспособность граждан (по общему правилу) наступает:

1. с рождения

2. с 16 лет

4. с 21 года

5. точный возраст не установлен

Административная дееспособность граждан наступает:

1. с рождения

5. точный возраст не установлен

Раздел 2


Похожая информация.


1. Общие вопросы административного законодательства. Административно- правовая политика. Юридическая безопасность. Функции по принятию нормативно-правовых актов (издание на основании и во исполнении Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами и юридическими лицами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц). Все содержат четыре аспекта (юридический, логический, языковой и социальный). Нормативная система должна отвечать конкретности, полноте, простоте, краткости, ясности, точности. Правовая форма, легализация, легитимация, ее связь с национальными, региональными и географическими условиями, особенности исторического этапа переживаемого страной, правовой идеологией и правосознанием масс. Административно-правовая норма и документ. Механизм административно-правового регулирования (административно-правовые нормы, акты толкования, акты применения, административно-правовые отношения, реализация норм административного права). Административно-правовые нормы и обязательное следование принципу правового континуитета (преемственность, непрерывность, продолжительность). Притязание по обеспечению стабильности, устойчивого развития общественных отношений, устранение коллизий и предотвращение конфликтов. Предназначение норм административного права: упорядоченность, императивность, четкое определение границ и объема компетенции органов исполнительной власти (должностных лиц), органов государственного управления; четкое определение отношений по вертикали и горизонтали управления; вариантность должного поведения (предписание, дозволение, запреты), обеспечение рационального и эффективного государственного управления и регулирования, обеспечение режима законности и соблюдения государственной дисциплины; наличие собственных средств защиты от посягательств, невыполнения, недобросовестного выполнения, оперативность, административная и дисциплинарная ответственность.

Структура (элементы) административно-правовых норм: гипотеза (характеристика условий, при которых норма реализуется; она выражается в форме гипотетического случая либо не формулируется вообще); диспозиция – центральная часть правил поведения, соответствующих определенной модели, всегда предполагает взаимосвязь прав и обязанностей; диспозиция и запреты, дозволения, в конечном счете, диспозиция – содержание правил поведения; санкция – последствия неправомерного поведения, меры воздействия в связи с правонарушениями.

Административно-правовые нормы и институты административного права (теоретически выделяемая категория административного права, выражающиеся в совокупности правовых норм, регулирующих специфическую взаимосвязанную определенную однородную группу общественных отношений, складывающихся в сферах исполнительно-распорядительной деятельности).


Институт принципов государственного управления; институт субъектов административного права; институт методов реализации форм административного права, институт форм управления; институт государственной службы; институт административного правонарушения; институт административной ответственности; институт дисциплинарной ответственности; институт обеспечения законности и государственной дисциплины (государственный контроль, прокурорский надзор, обжалование, общественный контроль, судебный контроль); институт административно-правовых режимов (санитарно-эпидемиологический, режим государственной границы, режим государственной, служебной и коммерческой тайны, таможенный режим, паспортно-визовый режим, режим чрезвычайного положения, режим военного положения, карантин, обсервация); особенность отраслевых институтов административного права (институты в сфере экономики, народного хозяйства; социально-культурной; сфере административно-политического управления; межотраслевой области); специальные институты административно-процессуального права (управленческого процесса, административно-юрисдикционного процесса, административных процедур; производства по делам об административных правонарушениях).

Институт административного права может представлять и подсистему административно-правовых норм. Наиболее крупными являются: регулятивные (позитивные) и охранительные (административно-деликтное право). Органическая связь институтов административного права с политикой государства.

2. Классификация (виды) административно-правовых норм. Роль классификации в определении сущности и содержания административно-правовых норм, особенности регулирования общественных отношений, установление (оценка) юридического положения сторон в административно-правовом отношении. Административное право не совокупность акцессионных, дополнительных к главным.

Нормы административного права классифицируются по предмету регулирования (материальные и процессуальные); по характеру предписания (обязывающие, уполномочивающие, дозволительные, запрещающие, стимулирующие, рекомендательные); запретительные нормы – содержат запрет на какие-либо действия; обязывающие – определенные требования к хозяйственной, социально-культурной и административной деятельности; уполномочивающие – предоставляют полномочия определенным органом государственной власти в части ограничения, приостановления, прекращения деятельности, привлечение к ответственности). Отдельные административно-правовые нормы могут быть компенсационными (возмещение причиненного ущерба). По юридической силе нормы административного права делятся: законодательные и подзаконные, по территориальному масштабу действия (общероссийские, федеральные, региональные, межтерриториальные, межведомственные, местные и локальные); по времени действия: бессрочные, срочные (заранее установлен срок действия); по объему регулирования (общие, отраслевые и межотраслевые); по адресату (организация и функционирование органов исполнительной власти; организация и деятельность частных и коммерческих структур; административно-правовой статус граждан, государственных предприятий и учреждений, общественных объединений, религиозных организаций, государственных служащих, иностранцев и лиц без гражданства). Нормы могут быть внутриорганизационные и общеобязательные.

3. Реализация административно-правовых норм. Вступление в юридическую силу норм административного права. Презумпция законности норм административного права. Выделяются четыре формы реализации норм административного права:

1. исполнение (активное проведение действий, соответствующих содержанию правил, содержащихся в общеобязательной норме);

2. соблюдение (одновременно обязательное для всех форм реализации; добровольное воздержание от нарушений правил, норм);

3. использование (добровольное совершение субъектом административного права правомерных действий);

4. применение (уполномоченные на то органы государственной власти, их должностные лица).

Принципы реализации норм административного права: законность, профессионализм, обоснованность, целесообразность, правовая культура, защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, эффективность, разумная инициатива.

Для административно-правовой системы характерным является сложный и достаточно противоречивый характер развития, наблюдается тенденция устойчивого правового регулирования. Массив правовых актов в современный период развивается закономерно быстрее, чем правосознание и правовая культура участников управленческих правоотношений. При реализации норм административного права весьма актуально обеспечить социальную профилактику правонарушений, обеспечить эффективную борьбу с преступностью на дальних подступах, широко использовать социологические и психологические средства формирования уважения в целом к праву. Резко вырастает роль административно-правовой регламентации реализации норм, первостепенное значение имеет современный административный механизм предотвращения и преодоления правовых и организационных коллизий и конфликтов (возрастание роли административной деликтологии).

Система АП - совокупность институтов, подотраслей и норм АП. Её необходимо отличать от системы административного законодательства , представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов , связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления.

Традиционно учеными предлагается примерно одинаковая система АП, состоящая из двух частей — общей и особенной.

В общей части АП рассматриваются основные институты АП.

Общая часть включает главные структурные элементы общего АП, например:

Понятие АП;

Вопросы предмета, метода и системы АП;

Наука АП; субъекты АП;

Административно-правовой статус гражданина, ОИВ, государственных служащих;

Компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об адм-х правонарушениях.

В общую часть АП также входят:

Институт административно-процессуальной деятельности;

Обеспечение законности в сфере реализации ИВ;

Адм-я юстиция;

Общественный контроль.

В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:

1. Институты и нормы АП, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления, т.е. так называемое организационное АП или институты и нормы, входящие в управленческое право;

2. Правовые нормы, регламентирующие процесс управления;

3. Нормы, устанавливающие порядок судебной защиты ПСЧГ от действий и решений публичного управления;

4. Институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения.

Особенная часть включает главы о системе гос-го управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой,

В особенной части АП рассматриваются организация гос-го управления, вопросы соотношения компетенции РФ и её субъектов в области организации гос-го управления; понятие регионального управления; межотраслевое гос-е управление и его организационные формы; соотношение гос-го управления и гос-го регулирования; воздействие проводимой в России адм-й реформы на формирование системы и структуры ФОИВ.

Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом . Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права.


Институты АП могут быть:

- отраслевыми (ин-т правового акта управления) и межотраслевыми (ин-т административной ответственности);

- материальными (ин-т административно-правовых форм управления) и процедурными (ин-т прохождения гос-й службы, производства по делам об адм-х прав-х);

- регулятивными (ин-т гос-й службы) и охранительными (ин-т адм-го принуждения);

- простыми (ин-т аттестации гос-х служащих) и сложными (ин-т гос-й службы, юр отв-ти (должностных лиц).

АП может быть материальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и АП, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм АП).

АП подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее АП регулирует отношения (правоотношения) между управляющим гос-м (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой (\то наиболее важная часть АП). Внутреннее АП регулирует правоотношения между гос-м, его органами и структурными подразделениями.

В настоящее время пересматривается особенная часть АП. В рамках такого пересмотра возможно построение и формирование следующих отраслей АП: строительное, служебное, информационное, транспортное право и т.д.

При появлении кодифицированного акта, регламентирующего адм-й процесс, возможно выделение адм-го процессуального права как самостоятельной отрасли российского права.

Формирование, совершенствование и развитие таких ин-в АП как гос-я служба и адм-я ответственность, приводит к появлению точек зрения, говорящих об административно-деликтном праве, а так же о служебном праве (полицейское право).

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт - это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Существуют следующие институты административного права:

  • * принципов государственного управления;
  • * административно-правового статуса граждан (физических лиц);
  • * административно-правового статуса органов исполнительной власти;
  • * государственной и муниципальной службы;
  • * административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
  • * административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
  • * административно-правовых режимов;
  • * форм государственного управления;
  • * методов государственного управления;
  • * административной ответственности;
  • * административного процесса;
  • * обеспечения законности в государственном управлении;
  • * административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);
  • * административно-правовых основ управления в сфере экономики;
  • * административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
  • * административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли , которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

Служебное право

Политическое право

Образовательное право и т.д..

  • а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);
  • б) органы исполнительной власти;
  • в) государственная служба;
  • г) административно-правовые режимы;
  • д) административный процесс, законность в управлении;
  • е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

  • а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;
  • б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;
  • в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;
  • г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;
  • д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

В системе административного права можно выделить также такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет. административный право институт

Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право - это правовой институт административного права.

В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права.

Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

При этом в рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты.

Механизм правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) или иных органов в целом не представляет собой единой совокупности административно-процессуальных норм и административно-процессуальных отношений. Фактически только юрисдикционные дела спорного характера да некоторые дела по применению принудительных мер процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям имеют основательную регулирующую базу. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), Налоговый кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. В этом же плане заслуживает внимания законодательство о судебном обжаловании неправомерных действий (решений) исполнительных органов (должностных лиц).

Существенное увеличение и развитие норм материального административного права, бесспорно, требует как кодификации процессуальных норм в этой сфере, так и формирования системы административно-процессуального законодательства. При этом не следует считать, что указанные нормы связаны исключительно с процедурой рассмотрения административных споров и правонарушений.

Отметим замечание С.Л. Симоняна при обсуждении проекта закона о Кодексе административного судопроизводства. Он, в частности, писал: «Особенностей, существенно отличающих административно-процессуальную форму защиты прав от гражданской процессуальной формы, в проекте нет. Те, которые имеются (специфика доказывания, сокращенные сроки рассмотрения дела и т.п.), недостаточны для создания качественно новой судебной процедуры». Однако недостатки обсуждаемого С.Л. Симоняном проекта закона, отмечавшиеся в литературе, не могут поколебать представлений о принципиальной разнице, самостоятельности административного процесса в сравнении с иными видами процессуальных правоотношений.

Таким образом, формирование системы административно-процессуального законодательства является закономерной тенденцией развития системы законодательства России.

Между тем, пока что предложения ученых-административистов об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т.е. о создании третьей части административного права - процессуальной, своего законодательного закрепления не нашли. Сегодня принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств, другие подобные акты находятся в стадии разработки.

Итак, административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права. Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов административного права.

Случайные статьи

Вверх