Замена субъекта административного правонарушения при рассмотрении дела. Рассмотрение дела об административных правонарушениях

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 29.7 КоАП РФ

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое дело подлежит рассмотрению и о каком правонарушении, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

Затем устанавливается явка физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, устанавливается личность каждого из явившихся, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки.

В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица. При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

С учетом изложенного принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц, если это допускается КоАП РФ, или решение об отложении рассмотрения дела, которое выносится в виде определения.

2. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным. Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика.

Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин ранее упомянутых лиц, участие которых признается или является обязательным при рассмотрении дела, выносится определение о приводе указанных лиц.

В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, заслушиваются пояснения специалиста и заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано административное дело, не могут его рассматривать в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

В этих случаях судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних и некоторые другие рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Этот срок может быть продлен мотивированным определением судьи, органа, должностного лица, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц (например, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются и анализируются все обстоятельства правонарушения: оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства Закон устанавливает процессуальные требования к порядку рассмотрения административного дела: объявляется, кто рассматривает дело (должность, Ф.И.О. либо название органа), какое дело подлежит рассмотрению, устанавливается явка участников производства по делу, им разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и т.д. (ст. 29.7 КоАП).

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с кодексом.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом (комиссией по делам несовершеннолетних, административной комиссией и др.).

Принятие и оформление решения (постановления) по делу. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Таким образом, постановление выносится, если разбирательство по делу закончено. В постановлении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела: имел ли место состав правонарушения, дается его юридическая квалификация по статье кодекса или закона субъекта РФ, указывается наказание либо основания прекращения производства по делу и др.

Принятие определения означает, что дело может быть рассмотрено в другое время, другим субъектом или по нему необходимо провести дополнительное расследование.

Доведение принятого решения до сведения.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического (юридического) лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Предыдущая

Главной стадией производства по делу об административном правонарушении является рассмотрение дела. Именно на этой стадии должна быть дана компетентная и объективная юридическая оценка совершенного деяния, принято решение по существу дела.

Данная стадия включает три этапа:

  • подготовка дела к рассмотрению;
  • собственно рассмотрение дела;
  • принятие постановления по делу (рис. 3.4).

Рис. 3.4.

В гл. 29 КоАП РФ определены соответствующие процессуальные действия.

Правила подготовки дела к рассмотрению являются общими для всех субъектов административной юрисдикции.

При подготовке к рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо должны выяснить:

  • относится ли к их компетенции данное дело;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность его рассмотрения;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены другие материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы (ст. 29.1 КоАП РФ).

При подготовке дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо должны уделить особое внимание вопросу о том, относится ли к их компетенции рассмотрение конкретного дела. Речь идет о подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях (см. ст. 1.3 и гл. 23 КоАП РФ).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 рассмотрены вопросы разграничения компетенции судов общей юрисдикции в рамках системы этих судов, исходя из содержания ст. 23.1 КоАП РФ (п. 3 постановления). Согласно нормам этой статьи мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к подсудности районных судов и гарнизонных военных судов. Судьи федеральных районных судов рассматривают дела в случаях, перечисленных в ст. 23.1 КоАП РФ:

  • если по делу проведено административное расследование;
  • если по делу в качестве санкции предусмотрено административное выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы Российской Федерации;
  • если рассматривается дело об административном приостановлении деятельности юридического или либо индивидуального предпринимателя;
  • если возможно наказание в виде дисквалификации лица, замещающего должность федеральной или региональной (субъекта РФ) государственной гражданской службы или муниципальной службы.

Кроме того, законодатель отнес к подсудности районных судов дела по ст. 5.38, 19.3, 20.1–20.3, 20.18, 20.29 Особенной части КоАП РФ, устанавливающим административную ответственность в том числе за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, мелкое хулиганство, за распитие пива и напитков, изготовленных на основе алкоголя, либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела об административных правонарушениях военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

КоАП РФ предусматривает также разделение юрисдикционных функций судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Следует отметить, что одним из основных критериев распределения компетенции указанных судов является содержание дела, поскольку к ведению арбитражных судов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ст. 23.1 (ч. 3) перечислены статьи Особенной части КоАП РФ, рассмотрение дел по которым отнесено к компетенции арбитражных судей.

Кроме того, в ст. 30.1 КоАП РФ указано, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Такая недостаточно четкая редакция нормы ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ обусловила необходимость ее толкования.

В упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ подчеркнуто, что судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела, перечисленные в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ (в том числе, если по делу проведено административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший правонарушение по статье, названной в данном абзаце, утратил свой статус).

Большое значение имеет и указание Пленума Верховного Суда РФ на то, что если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение дела не отнесено к его компетенции, то он на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ должен вынести определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. Если же дело относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол, поскольку согласно ст. 202 АПК РФ при направлении протокола и прилагаемых к нему материалов в арбитражный суд необходимо еще представить по установленной форме заявление о привлечении лица к административной ответственности. Более подробные рекомендации по данной проблеме даны в ряде обзоров судебной практики Верховного Суда РФ .

В свою очередь, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (п. 6) разъяснил порядок возвращения материалов дела, если его рассмотрение не относится к подведомственности арбитражного суда, со ссылками на ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Вопросы территориальной подведомственности дел разрешаются с учетом норм ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой по общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, дело может быть рассмотрено по месту жительства этого лица.

Данное ходатайство должно быть обязательно рассмотрено (ст. 24.4 КоАП), а в случае его отклонения об этом должно быть вынесено мотивированное определение. Ходатайство, как правило, заявляется в письменной форме и рассматривается либо при подготовке дела рассмотрению, либо в процессе его рассмотрения. В ходе рассмотрения дела в суде допускается заявление ходатайств в устной форме. В Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 № 2-0-0 подчеркнуто, что ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности, подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу. По вопросу о рассмотрении таких ходатайств судьям дано подробное разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2005 № 5 (п. 3).

В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело о правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Дела о правонарушениях несовершеннолетних, а также об отдельных правонарушениях, совершенных в отношении них, рассматриваются по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.5 дело об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 КоАП РФ, или об административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта РФ, если факт правонарушения зафиксирован специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили соответствующие материалы.

При подготовке дела к рассмотрению о месте и времени рассмотрения дела должны быть извещены лицо, привлекаемое к ответственности, либо его законный представитель, потерпевший, другие участники производства по делу.

Особое значение имеет извещение лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, поскольку в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). Вместе с тем в ч. 3 ст. 25.1 сделана специальная оговорка по поводу рассмотрения дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест, обязательные работы или административное выдворение за пределы Российской Федерации. В этих случаях дело может быть рассмотрено только в присутствии соответствующего лица.

Статья 25.15 КоАП РФ устанавливает правила извещения участников производства о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке дела к рассмотрению принимается ряд юридически значимых решений в форме определений и постановлений.

Определения выносятся по следующим вопросам:

  • о назначении времени и места рассмотрения дела;
  • о вызове участников производства по делу, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  • об отложении рассмотрения дела. Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины участников производства по делу, указанных в ст. 27.15 КоАП РФ, а их отсутствие препятствует выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, то одновременно выносится определение о приводе этих лиц;
  • о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случаях:
    • а) составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами;
    • б) неправильного составления и оформления соответствующих материалов;
    • в) неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  • о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в случаях, когда:
    • а) рассмотрение дела не относится к компетенции субъекта, к которому поступили данные материалы;
    • б) вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае:

  • наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
  • объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 Кодекса;
  • прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

По общему правилу, дело рассматривается в течение 15 дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочным его рассматривать, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Срок рассмотрения дела судьей ныне значительно больше – два месяца (см. Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ). В случаях поступления ходатайств от участников производства, а также при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение об этом выносится в виде определения.

Предусмотрен и сокращенный срок рассмотрения дела о нарушениях законодательства о выборах и референдумах (не более пяти дней), о правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности соответствующего объекта (не позднее семи суток с момента фактического приостановления деятельности). Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

В КоАП РФ, в отличие от ГПК РФ и УПК РФ, подробно не расписаны процессуальные действия о порядке рассмотрения дела .

В двух частях ст. 29.7 действия субъекта административной юрисдикции подразделяются на организационно-информационные действия и рассмотрение дела по существу.

Вначале объявляется, кто рассматривает дело, кто привлекается к ответственности, устанавливается факт явки такого лица либо его законного представителя; проверяются полномочия защитника и представителя, устанавливается, извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела; разъясняются права и обязанности таких лиц; рассматриваются заявления, ходатайства и отводы.

При обнаружении соответствующих фактов судья или другой орган административной юрисдикции вправе вынести следующие определения :

  • о необходимости явки лица, привлекаемого к ответственности (законного представителя юридического лица);
  • о приводе соответствующих лиц, если в этом есть необходимость, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 и 27.15 КоАП РФ;
  • об отложении рассмотрения дела в случаях поступления заявления об отводе лиц, рассматривающих дело, других участников процесса; необходимости явки лица, участвующего в деле;
  • о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Требования к содержанию определения содержатся в ст. 29.12.

После выяснения изложенных выше обстоятельств, если они

не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела, начинается рассмотрение дела по существу :

  • оглашается протокол об административном правонарушении и иные имеющиеся в деле документы (например, протокол осмотра места совершения административного правонарушения, материалы фото- и видеосъемки и др.);
  • заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности;
  • заслушиваются показания других лиц, участвующих в деле (свидетель, эксперт и др.);
  • в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение;
  • совершаются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ, например, выносится представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ решение по существу дела принимается в форме постановления: либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.

В ст. 29.10 КоАП РФ закреплены требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении.

В качестве общего требования, в ч. 1 ст. 29.10 определены обязательные реквизиты постановления. Далее указывается на необходимость мотивации принимающего решения, а также указания о порядке обжалования принятого постановления.

В последующих частях ст. 29.10 содержатся важные разъяснения, касающиеся особенностей содержания постановлений по результатам рассмотрения отдельных категорий дел. Так, если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба в соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ, то в постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Кроме того, в постановлении должно быть отражено решение вопросов об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении этих вещей не применена (или не может быть применена) конфискация. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а если он не установлен, передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации для уничтожения.

При назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности судья, должностное лицо уполномоченного органа (см. ст. 3.12 КоАП РФ) должны решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения постановления. Верховный Суд РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 подробно разъяснил правила назначения административного приостановления деятельности, подчеркнув необходимость учитывать характер деятельности и характер совершенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей, возникновения эпидемий, эпизоотий и других опасных факторов. Указано также, как должен поступать судья при определении сроков административного приостановления деятельности и каково должно быть содержание постановления (п. 23.1).

В связи с введением такой меры обеспечения производства по делу, как залог за арестованное судно (ст. 27.18 КоАП РФ), в постановлении по делу подлежит разрешению вопрос о возмещении залогодателю залога за арестованное судно или об обращении этого залога в доход государства.

При вынесении постановления в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении такого лица в специальное учреждение, если назначает административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Надо также отметить, что постановление, в случае упрощенного производства, предусмотренного ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, оформляется в виде электронного документа, юридическая сила которого подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Это общее правило продолжает действовать, однако ныне в ст. 29.11 КоАП РФ внесены существенные дополнения. Они позволяют в исключительных случаях, по решению судьи, должностного лица (в статье объединены термином "лицо") и органа, рассматривающих дело, отложить составление мотивированного постановления на срок не более чем три дня со дня окончания рассмотрения дела. При этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно.

Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе или высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения. По делам о правонарушениях, связанных с нарушением порядка обращения с оружием (ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ), в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении наказания направляется в соответствующую организацию. Копия постановления судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Ныне КоАП РФ (ст. 29.12.1) разрешает вопрос об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения дела. Такие исправления могут быть сделаны по инициативе лиц, указанных в ст. 25.1–25.5.1, 25.11, и прокурора или по инициативе судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление (а также определение) по делу. Однако изменение содержания постановления, определения, решения по делу не допускается. Внесение соответствующих исправлений оформляется определением.

В целях предупреждения административных правонарушений судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела, уполномочены вносить представление об устранении причин и условий , способствовавших их совершению (ст. 29.13 КоАП РФ). Представление вносится в соответствующие организации или должностным лицам, которые обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшему такое представление.

Особенности рассмотрения ряда дел об административных правонарушениях связаны с тем, что наряду с нормами КоАП РФ действуют нормы АПК РФ .

АПК РФ относит рассмотрение дел об административных правонарушениях к административному судопроизводству, установив, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Применительно к рассмотрению дел об административных нарушениях следует предположить, что под иным федеральным законом понимается КоАП РФ. В АПК РФ получили определенное отражение нормы КоАП РФ.

Следует отметить, что производство по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах осуществляется по правилам гл. 25 АПК РФ и отличается рядом особенностей. В этом Кодексе используется иная терминология (вместо постановления по делу принимается решение); установлены иные правила обжалования принятого по делу решения.

В отличие от КоАП РФ принятие дела к рассмотрению обусловлено представлением двух процессуальных документов: заявление должностного лица о привлечении к административной ответственности и протокол об административном правонарушении (ст. 203–204 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дела (сроки, извещения, установление события административного правонарушения и факта его совершения конкретным лицом, правильность составления протокола, другие доказательства) определен ст. 205 АПК РФ. Отметим, что в данной статье специально указывается на то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

По результатам рассмотрения дела суд (дело рассматривает судья единолично) принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа. Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

  • См. ответы на вопросы № 10,11 в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
  • Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 №2-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фролова Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Административное нарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности. В первом случае нарушитель предвидит все негативные последствия своего поступка и совершает его именно с целью их наступления. Во втором случае нарушение совершается по незнанию или из-за излишней самонадеянности, когда человек осознает возможность наступления вредных последствий, но полагает, что сможет их избежать.

К административной ответственности могут привлекаться лица, достигшие возраста 16 лет. Те, кому еще нет 18 лет, с учетом обстоятельств дела могут быть освобождены от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних.

Получив дело об административном правонарушении, орган или должностное лицо, правомочные его рассматривать, должны вынести решение в течение 15 дней. Если дело рассматривается судьей, он обязан рассмотреть его в течение двух месяцев со дня получения всех материалов. При поступлении ходатайств от участников дела об административном правонарушении или в ситуации, когда не до конца выяснены все детали происшедшего, срок рассмотрения может быть продлен на один месяц.

Административные нарушения, подпадающие под статьи 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 «Кодекса РФ об административных правонарушениях», рассматриваются судьей в течение пяти дней, продление срока рассмотрения не допускается. В данном случае речь идет о правонарушениях, посягающих на .

Если речь идет об административном нарушении, за которое предусмотрен административный арест или выдворение, дело рассматривается в день получения протокола о нарушении. В случае задержания нарушителя срок рассмотрения не может превышать 48 часов.

В ситуации, когда административное нарушение предусматривает прекращение, временное приостановление или запрет деятельности юридического лица, срок рассмотрения дела составляет 7 суток.

Иногда граждане, совершившие , пытаются избежать наказания, избегая вручения повестки в суд. Необходимо знать, что дело может быть рассмотрено и без их участия. Для суда достаточным является факт направления повестки в их адрес.

В том случае если извещение о дате судебного заседания действительно опоздало, придя на следующий день после вынесения решения, следует на почте оставить заявление с указанием на то, что извещение пришло поздно и получить от почтовых работников справку о принятии заявления. Далее с ней следует обратиться в суд, и ваше дело будет направлено на новое рассмотрение. Если же вы вообще не получали извещения, вы можете обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции.

Случайные статьи

Вверх